биография олега даля актера
Биография Олега Даля
Олег Иванович Даль родился за несколько дней до одного из самых страшных событий в истории нашей страны – Великой Отечественной войны. С детства его ожидали трудности, связанные с проблемами со здоровьем и послевоенным временем.
Уже в зрелом возрасте он долго не мог построить крепких отношений из-за непростого характера. О других интересных фактах из личной жизни актера рассказано в статье, посвященной биографии Олега Даля.
Детство и студенчество
Даль Олег Иванович родился в небольшой семье. Отец артиста Иван Зиновьевич работал инженером на железной дороге, а мать Павла Петровна обучала детей в школе.
Будучи ребенком, Даль занимался спортом. В круг его увлечений входил баскетбол, однако через время от занятий пришлось отказаться, так как у мальчика было обнаружено заболевание сердца. Олегу пришлось найти для себя новое хобби, поэтому он выбрал литературу и изобразительное искусство.
После школы Даль должен был определиться с будущей профессией. Парень мечтал покорять морские просторы и небесные высоты, трудясь моряком или летчиком. Но его цели не могли быть достигнуты из-за проблем со здоровьем. Олег Иванович задумался об актерской карьере.
Рвение к творчеству могло передаться парню от отца. Иван Зиновьевич всю жизнь посвятил музыке. Он играл на мандолине и прекрасно пел. Во времена молодости он посещал музыкальную школу и театральную студию.
Обучение в институте
После окончания школы Даль поступил в актерский институт, несмотря на резкое несогласие родителей. Мать и отец парня переживали за то, что профессия не принесет их сыну постоянного и надежного заработка. Нестабильность специальности не пугала Олега Иванович, поэтому он продолжил путь к цели.
На вступительном экзамене Олег прочитал отрывки из «Мцыри» и «Мертвых душ». Комиссия была довольна выступлениями парня, что позволило ему войти в список студентов Щепкинского училища.
Фильмография актера
Дебютной ролью Даля стала игра в картине «Мой младший брат». В 1961 году его отобрали на роль Алика Крамера. Вместе с ним в кастинге участвовало несколько десятков талантливых артистов. Выход фильма в свет принес популярность молодому актеру. На него стали обращать внимание другие режиссеры. Позднее Даль снялся в фильме «Человек, который сомневается».
В 1963 году актер выпустился из университета. На защите диплома присутствовала известная на тот момент актриса из театра «Современник», которая в дальнейшем пригласила Олега к сотрудничеству. После нескольких конкурсов Даль был зачислен в «Современник».
Через год был снят фильм «Первый троллейбус» с участием актера. Затем он сыграл в картинах «Строится мост» и «От семи до двенадцати». Прорывом стали съемки в фильме «Женя, Женечка и «Катюша»». Режиссер «Ленфильма» увидел в образе Олега главного героя своей картины, поэтому пригласил его в коллектив.
Несмотря на восторженную реакцию публики, критики не оценили стараний режиссера и актеров. Следующей работой артиста стала картина «Хроника пикирующего бомбардировщика», где он смог исполнить мечту и побыть летчиком.
По возвращении в «Современник» Олег Иванович стал сниматься в постановках, как актер первого плана. В пьесе «На дне» он примерил на себя роль Васьки Пепла. Одним из самых ярких персонажей Даля стал шут из «Короля Лир», снятый Григорием Козинцевым.
Знаменательным событием в биографии актера стал переезд в Санкт-Петербург (на тот момент Ленинград). Артист вступил в труппу местного драматического театра и принял участие во многих постановках.
Личная жизнь
Приятная внешность Олега Ивановича позволяла ему пользоваться популярностью у противоположного пола. Первым романом, о котором стало известно прессе, стали отношения с Ниной Дорошиной. Позднее пара распалась, и актер начал встречаться с Татьяной Лавровой.
Оба раза союзы не были крепкими, так как девушки не смогли смириться с тяжелым характером Даля. Единственной женщиной, способной принять и полюбить Олега Ивановича, стала Елизавета Эйхенбаум.
С будущей супругой мужчина познакомился на съемках картины «Король Лир». Лиза работала монтажером и любовалась Далем со стороны. Молодой человек сразу же влюбился в эффектную девушку. Роман длился недолго, вскоре влюбленные отправились в загс.
Третья жена во всем поддерживала супруга и заботилась о нем, а он бесконечно гордился ее преданностью. Елизавета и Олег смогли пронести светлое чувство сквозь года. Она была с ним до конца его дней.
Смерть артиста
Одной из самых обсуждаемых тем в биографии Даля является причина его смерти. В конце 1970-х годов актер стал меньше сниматься в фильмах. Последней работой стала картина «Отпуск в сентябре».
Олег Иванович стал в больших количествах употреблять алкоголь и не желал решать данную проблему. Детские проблемы с сердцем и частые скандалы на работе стали причиной ухудшения состояния любимого артиста.
Интересные факты
Олег Иванович Даль по сей день является одним из любимых актеров публики. Фильмы с его участием часто показывают на экранах телевизоров. Многие любители кино могут понаблюдать за игрой артиста и восхититься тем, как он мог примерять на себя роли персонажей самых различных жанров.
Олег Даль
Биография
Олег Даль — советский актер и поэт, тонкая душевная организация которого способствовала воплощению на экране самых тонких, едва уловимых граней характерных героев и мешала строить отношения с реальными людьми.
Детство и юность
Олег Иванович Даль родился перед самым началом войны, 25 мая 1941 года, в подмосковном городке Люблино, который сегодня входит в территорию столицы. Кроме самого Олега в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича и учительницы Павлы Петровны, русской по национальности, воспитывалась сестра Ираида.
В школьные годы мальчик начал заниматься баскетболом, но очень скоро оставил эти занятия из-за обнаружившихся проблем с сердцем. После этого его увлечениями стали поэзия, литература и живопись. Как и любой мальчишка, выросший в военные годы, он мечтал о героической профессии летчика или моряка. Но детским мечтам не суждено было сбыться из-за упомянутых проблем со здоровьем.
После прочтения произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Даль загорелся идеей стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть Печорина. И спустя 15 лет его мечта сбудется.
В 1959 году после окончания средней школы Олег Даль принял решение поступить в театральное училище. Родители выступили резко против этого. Первым их доводом была нестабильность актерской профессии и, соответственно, зарплаты, а вторым — то, что Олег с детства картавил.
И тем не менее он пошел сдавать вступительный экзамен, подготовив монолог Ноздрева из гоголевских «Мертвых душ» и отрывок из «Мцыри» любимого Лермонтова. Даля ждал успех. Талантливый юноша был зачислен на курс Н. Анненкова Щепкинского театрального училища. Его однокурсниками стали Виталий Соломин и Михаил Кононов.
Фильмы
В журнале «Юность» была напечатана повесть «Звездный билет», написанная Василием Аксеновым, которую в 1961 году решил экранизировать режиссер Александр Зархи.
После отбора среди студентов театральных училищ были рассмотрены несколько десятков человек, начались пробы, по итогам которых на роль Алика Крамера в фильме взяли Олега Ивановича. Летом 1961 года начались натурные съемки в Таллине. А через год на телеэкранах появился первый в биографии Даля фильм «Мой младший брат».
После выхода картины на артиста обратили свое внимание сразу два именитых режиссера — Леонид Агранович и Сергей Бондарчук. Агранович даже доверил молодому актеру главную роль в детективе под названием «Человек, который сомневается».
Олег Даль в фильме «Старая, старая сказка», 1968 год
В 1963 году, когда этот фильм вышел на экраны, Даль как раз закончил обучение в театральном училище. На его дипломном спектакле присутствовала актриса театра «Современник» А. Покровская, которая была настолько впечатлена работой Даля, что пригласила его на работу к себе в театр. Пройдя двухэтапный конкурс, молодой актер был зачислен в труппу. Но это не принесло большого прорыва. На протяжении нескольких лет Олег Даль исполнял в «Современнике» исключительно роли второго плана.
Следующей телевизионной работой Даля стал фильм «Первый троллейбус», снятый на Одесской киностудии. Картина вышла на экраны в 1964 году и была весьма тепло принята публикой за счет легкого и жизнерадостного сюжета. Декорациями ленте послужили улицы Одессы и Москвы и настоящий троллейбусный парк с реальными сотрудниками.
В течение последующих пары лет у Олега были всего две незначительные работы в кино — фильмы «Строится мост» и «От семи до двенадцати». В 1966 его заметил режиссер «Ленфильма» Владимир Мотыль. Даль, рекомендованный Мотылю его коллегами, сразу попал в представляемый режиссером образ главного героя фильма «Женя, Женечка и «катюша»».
Олег Даль в фильме «Приключения принца Флоризеля»
Картина была принята общественными руководителями отрицательно и была растиражирована очень малым количеством копий. Это не помешало ей получить огромный успех у зрителей. Молодые же актеры на съемках повеселились. Хулиганские выходки Даля и Михаил Кокшенова, которые не могли сдержаться от шуток, гуляя по городу в военной форме, закончились для Олега Ивановича 15 сутками.
Тем не менее все эти проблемы никак не отразились на растущей популярности артиста. Его следующей работой стал фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой он исполнил роль летчика по имени Евгений Соболевский. Эта картина принесла актеру всероссийскую известность. Таким образом, конец шестидесятых годов стал пиковым в карьере Даля как в кинематографе, так и в театре.
В «Современнике», куда он вернулся после длительного перерыва, ему доверили первую значительную роль — Васьки Пепла в пьесе «На дне».
Олег Даль — «Купидон»В 1968—1969 годах Даль попал в поле зрения таких известных кинорежиссеров, как Надежда Кошеверова и Григорий Козинцев.
С первой он сотрудничал в фильме «Старая, старая сказка» по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена «Огниво», «Дорожный товарищ», «Свинопас» и «Ганс Чурбан». Козинцев ввел Даля в своего «Короля Лира» на роль шута, которая впоследствии стала одной из самых ярких в фильмографии актера. Эта лента, которая вышла на экраны в 1971 году, завоевала ряд международных премий на фестивалях в Чикаго, Милане и Тегеране.
Интересным проектом стало участие исполнителя в первой экранизации пьесы-сказки Евгения Шварца «Тень», где Далю достались сразу две роли: ученого Христиана-Теодора и его тени —Теодора-Христиана.
Олег Даль — «Эх, дороги»В скором времени актер переехал в Ленинград и вступил в труппу Ленинградского драмтеатра. В начале семидесятых в его копилку добавились еще несколько интересных киноролей.
В 1972 году актер приступил к работе над фильмом «Земля Санникова», в которой вскоре разочаровывается. По его мнению, из качественного материала сделали дешевое зрелище. После этой картины Даль более тщательно подходил к выбору ролей.
В 1973 году сбылась детская мечта — он воплотил на экране образ Печорина в картине «По страницам журнала Печорина».
Ближе к концу семидесятых Олег Иванович сбавил темп в кинематографе. Одной из последних работ в творчестве актера стал фильм «Отпуск в сентябре», который вышел в 1979 году. В то же время велись съемки экранизации повестей Роберта Стивенсона «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», где Даль блестяще справился с главной ролью принца Флоризеля. Картина появилась на экранах в 1981-м, в год, когда блистательного актера не стало.
Песни
Олег Иванович был многогранным артистом. Яркой стороной его натуры был певческий талант, который служил прекрасным украшением многих кинолент, где он снимался.
Несколько песен в его исполнении прозвучали в музыкальной картине «Старая, старая сказка». В полном неразберихи проекте «Земля Санникова» Даль спел «Есть только миг», но в фильм вошла версия, перезаписанная Олегом Анофриевым.
Олег Даль — «Есть только миг»А вот песня «Купидон», прозвучавшая в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», ассоциируется только с голосом Олега Даля.
Трогательная композиция «Где он, этот день?» на стихи Роберта Рождественского и музыку Богдана Троцюка была исполнена актером в героическом фильме «Вариант „Омега“», основанном на реальной операции времен Второй мировой войны. Даль сыграл в нем разведчика Скорина.
К теме войны актер подходил особенно душевно. Он участвовал в передаче «Антология советской песни», вышедшей к 30-летию Победы в Великой Отечественной Войне, где спел «Эх, дороги».
Личная жизнь
Многие были влюблены в известного актера, но найти свою вторую половинку Далю не удавалось достаточно долго. Актер женился на актрисе Нине Дорошиной, затем он пытался устроить личную жизнь в браке с Татьяной Лавровой. Однако из-за тяжелого характера Олега Ивановича оба союза распались.
И вот на съемках «Короля Лира» Даль повстречал ту, которая наконец смогла его приручить. Судьбоносное знакомство состоялось 19 августа 1969 года.
Избранницей актера стала Лиза Эйхенбаум, которая была задействована в работе над картиной в качестве монтажера. Вскоре влюбленные поженились. Им удалось сохранить то чувство ранней влюбленности, которое придает особый шарм отношениям на протяжении долгих лет.
Олег Иванович очень гордился своей женой, а Елизавета всегда заботилась о муже. Она единственная сумела подобрать ключик к такому талантливому, но такому сложному человеку. В последние годы жизни актера Елизавета окружила супруга еще большей заботой.
Детей у актера не родилось ни в одном браке.
Смерть
У актера начались проблемы с алкоголем, которые он никак не решал. Кроме того, сказывались на здоровье актера и проблемы с сердцем, и участившиеся конфликты с режиссерами.
Артист был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы. На могиле Даля поставили строгий памятник, на котором расположилось портретное фото любимца публики.
Олег Иванович Даль
Фото Все
Видео Все
«Последние 24 часа». Олег Даль
Олег Даль. Между прошлым и будущим
«Раскрывая тайны звезд»: Олег Даль
Олег Даль — биография
Олега Даля считают самым ярким и неоднозначным актером. Его талант приводил в восторг многочисленных поклонников, а его поведение на съемочной площадке или сцене бесило коллег. О нем можно было услышать и хорошее и плохое, он сам был человеком, впадающим в крайности. Непосредственный характер помог актеру оказаться на вершине славы, ему многое прощали, и он шел дальше – вперед к своей мечте.
Слава к Олегу Далю пришла после выхода картины «Хроника пикирующего бомбардировщика», хоть до этого у него уже были достаточно успешные работы в кино.
Детство
Родился Олег Даль 25 мая 1941 года в Люблино под Москвой. Отец – Иван Зиновьевич — был крупным железнодорожным инженером, Мама — Павла Петровна — работала учительницей. В семье кроме сына была еще и дочка Ираида.

Особых проблем с учебой в школе у Олега не было. Он любил спорт, особенно баскетбол. Но однажды обнаружилось, что у него больное сердце, и врачи запретили мальчику играть.
Олег легко нашел замену спорту – он увлекся поэзией, литературой и живописью. Когда речь заходила о выборе жизненного пути, то он говорил, что хочет связать свою биографию с небом и выучиться на летчика. Эти мечты так и остались мечтами – из-за больного сердца дорога в летное училище была закрыта.
В школе он увлекся творчеством Лермонтова, одним из любимых произведений стал «Герой нашего времени». Олег решил, что будет актером и сыграет полюбившегося персонажа на сцене. Откуда мальчику, выросшему в послевоенное голодное время, было знать, что пройдет каких-то 15 лет, и он сможет воплотить свою мечту в жизнь.
Юность
В 1959-м школа осталась позади, и парень объявил родителям, что собирается поступать в театральный вуз. Семья встала на дыбы, ведь в роду не было ни одного артиста. Все мамины родственники были учителями и филологами, отец — инженер, член партии, поэтому ни о каком театральном никто даже и слышать не хотел. Актерская профессия казалась им очень нестабильной в плане заработка, и потом, у сына с детства была картавая речь.

Олег Даль был очень настойчивым и добивался всего, что задумал. Поэтому он не стал слушать родителей и пошел на экзамены. Парень хорошо подготовился, выучил отрывок из Гоголя и Лермонтова и успешно прошел все испытания. Ему повезло поступить с первого раза и оказаться в мастерской Н.Анненкова, в знаменитой «Щепке». Даль учился вместе Виталием Соломиным и Михаилом Кононовым, которые тоже стали известными актерами.
Фильмы
В 1961-м началась экранизация повести «Звездный билет», которую написал Василий Аксенов. Режиссер А.Зархи долго подыскивал исполнителя главной роли в этом фильме. Он просмотрел множество кандидатур – студентов театральных вузов, отобрал пару десятков претендентов и пригласил на пробы. Удача улыбнулась Олегу Далю – он должен был сыграть Крамера. Съемки начались в 1961 году и проходили в красивейшем городе – Таллине. Картина получила название «Мой младший брат».
После того, как фильм пошел в прокат, молодой актер попал в поле зрения к двум уже прославленным режиссерам: Л.Аграновичу и Сергею Бондарчуку. Агранович предложил Олегу работу в картине «Человек, который сомневается», причем он должен был сыграть главного персонажа. По сюжету фильма героя Даля Бориса Дуленко арестовывают и предъявляют ему обвинение в убийстве школьницы.
Картина вышла в прокат в 1963-м, как раз к моменту окончания Олегом театрального училища. Дипломный спектакль выпускника Даля пришла посмотреть актриса «Современника» Алла Покровская, которой очень понравилась игра талантливого молодого человека. Она предложила Далю прийти к ним в театр. Чтобы стать полноправным актером, нужно было пройти отборочный конкурс, состоящий из двух этапов. Олег блестяще справился с задачей и попал в состав труппы. На его карьере этот успех никак не отразился – ему доверяют только второстепенные роли.
Даля снова позвали в кино. На этот раз в картину «Первый троллейбус», которую зрители увидели в 1964-м. Сюжет был простым и незамысловатым, но очень понравился любителям кинематографа.
Следующие два года нельзя назвать продуктивными, ведь Даль снялся всего в двух проектах, причем роли его были незаметными. В 1966-м на Олега Даля обратил внимание режиссер киностудии «Ленфильм» В.Мотыль. Он как раз искал актера на исполнителя главной роли в картине «Женя, Женечка и «катюша»». Увидев Олега, режиссер даже не сомневался – именно так и должен был выглядеть его герой. Картину не одобрили чиновники от искусства, поэтому ее показывали не часто, хоть зрителям фильм пришелся по душе.
После показа картины, карьера Олега Даля начала постепенно расти вверх. Его приглашают сниматься в проекте о войне «Хроника пикирующего бомбардировщика», где его героем стал летчик Соболевский. Прокат этой картины сделал из Даля всероссийского героя, и вывел его карьеру на высочайший уровень.
Наладились дела и в театре, где он начал снова выходить на сцену. На этот раз роль была значительной – Васька Пепел в постановке «На дне».
В конце 60-х Олегу Далю предлагают сотрудничество режиссеры Н.Кошеверова и Г.Козинцев. Последний позвал актера изобразить Шута в «Короле Лире»- роль, которую потом назвали самой значимой в творческой биографии артиста. Картина вышла в 1971-м и была награждена почетными международными премиями Чикагского, Миланского и Тегеранского кинофестивалей.
Олега Даля пригласили на работу в Ленинградский драматический театр, поэтому он поселился в Северной столице.
70-е годы стали очень успешными, и принесли актеру интересные роли в кинематографе. В 1972-м Олегу предложили роль в картине «Земля Санникова». Он сначала загорелся, а потом пришло разочарование. Артист был уверен, что сюжет интересный, но его постепенно превращают в дешевый балаган. Он отказывается от съемок и после этого с большой тщательностью отбирает себе роли.
Когда-то в детстве Олег мечтал сыграть Печорина, и вот в 1973-м ему выпала такая возможность. Его позвали на съемки фильма «По страницам журнала Печорина», где доверили главную роль. В последующие два года вышло еще пять фильмов с его участием.
Личная жизнь
В личной жизни Олега Даля было три официальных брака, но детей у актера не было ни в одном из них. Первый раз он женился в 1963 году. Избранницей Олега стала актриса «Современника» Нина Дорошина, но брак существовал недолго.
Вторую жену звали Татьяна Лаврова, она тоже была актрисой.

Третьей женой Олега Даля стала Елизавета Апраксина, которая доводилась внучкой литературоведу Борису Эйхенбауму. Они познакомились на съемочной площадке картины «Король Лир» в августе 1969-го, где женщина работала монтажером. Она была единственной из трех жен Даля, которая сумела сладить с его тяжелым характером. Влюбленные поженились и прожили вместе до самой смерти артиста. Даль гордился и любил свою жену, Елизавета окружила мужа женским вниманием и заботой. Она словно нашла тот ключик, которым открывались потаенные дверцы его души, и это помогло супругам жить в мире и согласии, несмотря на сложный характер любимого.
Причина смерти
В конце 70-х актер перестал так много времени проводить на съемочной площадке. Одной из самых значимых работ того периода стала картина «Отпуск в сентябре», снятая в 1979-м. Олег Даль начал сильно выпивать, при этом отказывался бороться с вредной привычкой. Здоровье было основательно подорвано детскими проблемами с сердцем и постоянными разборками с режиссерами.

Избранная фильмография
Биография Олега Даля
Даль Олег Иванович (1941-1981) – советский актёр кино и театра, автор театральных постановок и стихов.
Детские годы
Олег появился на свет 25 мая 1941 года в московском районе Люблино (в то время это был посёлок городского типа, а с 1960 года Люблино вошёл в состав Москвы). Мама Олега, Павла Петровна, была потомственной учительницей, вся её родня занималась преподавательской деятельностью. Отец, Даль Иван Зиновьевич, был крупным инженером на железной дороге и партийным человеком. Олег не единственный ребёнок в семье, у него была ещё сестра Ираида.
Несмотря на то, что родители были простыми и скромными людьми, Олега отличало необыкновенное благородство, в нём ощущалась какая-то особенная порода. С детства он немного картавил и в Центральном Доме для детей железнодорожников занимался в студии художественного слова. Благодаря этим занятиям мальчик приобрёл ту необычайную манеру речи, которая выделяла его в будущем среди других артистов. Преподаватель научил его произносить слова, как бы немного задумываясь, структурируя паузы и фразы.
Семья Даль проживала на улице Московской (сейчас она называется Люблинской), здесь и прошли детские годы будущего актёра. Обычное детство послевоенного мальчишки – голод, грязь, восстанавливающаяся от разрухи страна. Но именно эти послевоенные дети были самыми счастливыми, потому что твёрдо были уверены: войны больше никогда не будет, скоро наступит светлое будущее. Вместе с друзьями Олег мечтал стать моряком или лётчиком.
Когда он начал обучение в школе, то увлёкся игрой в баскетбол. И результаты у мальчика были неплохие, пока в один момент врачи не диагностировали у него проблемы с сердцем. Медики посоветовали оставить спорт. Даль понял, что с таким слабым сердцем мечты о кораблях и самолётах так и останутся навсегда лишь мечтами.
И тогда Олег увлёкся творчеством и искусством, особенно литературой и живописью. Читал юный Даль очень много. Особенное впечатление на него произвёл Печорин из «Героя нашего времени» Лермонтова М. Ю. А потом как-то само собой к Олегу пришло осознание того, что если стать в жизни актёром, то можно побывать и лётчиком, и моряком, и даже самим Печориным.
Так у Даля появилось желание после школы поступать в театральный институт. Родители были категорически против выбора сына. Они считали, что надо получать земную профессию – инженер, учёный, шофёр, врач, рабочий или библиотекарь. Но только не артист. Мама вообще не понимала, что это за профессия – кривляться на сцене. Отец был ещё категоричнее, он считал, что у сына для актёрского мастерства вообще нет никаких данных. По мнению папы, люди этой профессии должны быть рослыми и статными, с громким голосом, чтобы за версту было понятно: это идёт артист. Куда там Олегу, некрасивому и щуплому, да ещё и немного картавящему. Отец тогда сказал сыну: «Ты провалишься на первом экзамене и опозоришься на всю Москву».
Институт
Родители Олега не убедили. В 1959 году он получил аттестат о среднем образовании и стал студентом Высшего театрального училища имени Щепкина.
Для своей творческой программы при поступлении Даль выбрал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» Гоголя Н. В. и отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Чуть не сбылось предсказание отца, экзамен Олег за малым не провалил. Когда начал читать монолог Ноздрёва, комиссия покатилась от смеха. Это действительно выглядело смешно, тоненький и щупленький юноша взялся за такого колоритного персонажа. Смех членов комиссии был слышен и в коридоре, поэтому под дверями экзаменационного зала собралась половина училища.
Однако в следующий момент, когда Олег начал читать отрывок из «Мцыри», преподаватели замерли все как один, перед ними был совершенно другой человек. Стало понятно: это не просто будущий актёр и талантливый парень, это глубокая личность.
Олег был зачислен в училище и попал на курс к Народному артисту СССР, педагогу Николаю Анненкову. Вместе с Далем на одном курсе учились такие мэтры отечественного кинематографа, как Виталий Соломин, Виктор Павлов, Михаил Кононов.
В кино Олег дебютировал ещё во время учёбы в училище. В 1961 году в «Юности» напечатали повесть Василия Аксёнова «Звёздный билет». Режиссёр Александр Зархи задумал снять по повести фильм «Мой младший брат», и его ассистенты направились во все ведущие театральные ВУЗы столицы в поисках молодых актёров на главные роли. Отобрали несколько десятков студентов и начали проводить пробы.
На роль творческой натуры Алика Крамера был утверждён студент щепкинского училища Олег Даль. Помимо него в главных ролях были задействованы студенты из щукинского училища Андрей Миронов и Александр Збруев. Натурные съёмки проходили в Таллине. Летом 1962 года, когда картина вышла в прокат, публика впервые узнала имена трёх молодых дарований.
Талантливая молодёжь обратила на себя внимание режиссёров. Сергей Бондарчук пробовал Олега в роли младшего Ростова в свою знаменитую киноэпопею «Война и мир», но Даль пробы не прошёл. Но уже в 1963 году на экраны вышел психологический детектив «Человек, который сомневается» режиссёра Леонида Аграновича, доверившего Олегу главную роль. Кинокарьера молодого актёра развивалась неплохо, Олег практически избежал эпизодических ролей, режиссёры сходу доверяли ему главных персонажей:
Все первые киногерои Олега Даля – его ровесники. Ему было несложно играть, он наделял каждого из них своими личными чертами характера, своим безудержным обаянием с лёгкими нотками грусти.
На всю страну Даль стал знаменитым после выхода двух фильмов подряд. В 1967 году режиссёр Владимир Мотыль снял Олега в главной роли в трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша». Интеллигентный юноша из Москвы, рядовой Женя Колышкин, начитался книг и жил в мире своих фантазий. После госпиталя он вернулся на фронт и постоянно попадал в какие-то переделки. Здесь юноша встретил свою любовь Женечку, которую убили уже перед самым Днём Победы в Берлине.
В этом же году вышел и второй фильм с участием Олега в главной роли. Это была картина о буднях фронтовой советской авиации в годы войны «Хроника пикирующего бомбардировщика». Даль играл стрелка-радиста Евгения Соболевского.
После этих картин Олег получал предложения о съёмках от ведущих режиссёров отечественного кинематографа. А образы, которые он создавал на экране, были настолько разноплановыми, что порой возникал вопрос, как в этом худеньком, маленьком человеке может помещаться столько мощнейших характеров:
Зрители актёра очень любили за его выразительность, трепетность, изящность, большие ясные глаза, своеобразную пластику и удивительное обаяние с лёгкой грустью и луковой нежностью, которое было присуще только ему одному.
Театр
В 1963 году Олег вошёл в труппу театра «Современник». Он считал, что ему крупно повезло, ведь это был самый передовой театр того времени. Но первое время он играл только второстепенные роли. И лишь в 1968 году в постановке Галины Волчек по пьесе Горького «На дне» ему достался главный герой – воришка Васька Пепел. Эта роль считается его самой значимой в театральной карьере.
В «Современнике» Олег Даль был задействован в следующих постановках:
У Олега было своё видение роли, которое не всегда совпадало с мнением режиссёра, на этой почве возникали конфликты. Поэтому «Современник» не стал единственным театром, где служил Даль. Олег выходил на сцены Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1972), Московского драматического театра на Малой Бронной (1977), Московского малого театра (1980).
Личная жизнь
Представительницы прекрасного пола притягивались к Далю, словно магнитом. Какой бы ни снимался фильм, женщины съёмочной группы – от артисток до ассистенток ‒ были поголовно в него влюблены. Не говоря уже о поклонницах, которые буквально преследовали Олега. Такое внимание его раздражало, на улице он старался прошмыгнуть быстрее мимо этих барышень, натянув на лоб кепку и высоко подняв воротник.
Первая и сильная любовь Даля – актриса Нина Дорошина, известная зрителям по главной роли в кинофильме «Любовь и голуби». Они познакомились в театре «Современник».
Олег влюбился до беспамятства, он не обращал внимания на то, что Нина старше его на семь лет. Но это ещё полбеды, Дорошина по уши была влюблена в художественного руководителя театра «Современник», знаменитого актёра Олега Ефремова. Конечно, она совершила глупую ошибку, когда согласилась стать женой Даля. Актриса потом признавалась, что сделала это назло Ефремову, а своего будущего супруга она никогда не любила. В день бракосочетания Дорошиной и Даля к ним на торжество пришёл Ефремов, подвыпил, усадил к себе на колени невесту и сказал: «А любишь ты, Нинка, всё равно меня!»
Даль ушёл с собственной свадьбы и две недели находился в жутком запое. Брак с Дорошиной закончился, так и не начавшись.
Вторая жена Даля – актриса Татьяна Лаврова. Но эти супружеские отношения тоже не были счастливыми, через два года пара подала на развод. Олег никогда не комментировал этот брак. Лишь один раз он признался маме по поводу Татьяны: «Она злая». Неудачи в личной жизни только усиливали его пристрастие к алкоголю.
Третья супруга Даля – Елизавета Апраксина, внучка известного литературоведа Бориса Эйхенбаума. Олег с Лизой познакомились на съёмках картины «Король Лир», где она была монтажёром. Они прожили вместе десять лет. В начале супружеской жизни возникали серьёзные проблемы на почве алкоголизма, но потом по совету Высоцкого Олег закодировался, или, как он сам говорил, «зашился», вживив себе под кожу печально знаменитую «торпеду».
Смерть
Олег раньше никогда не говорил о своей смерти и не хотел умирать. Но он настолько тонко воспринимал жизнь, что последние полгода на уровне подсознания чувствовал: скоро конец. В его разговорах с женой стали проскакивать такие фразы, что он знает, понимает: это скоро случится, и он готов.
За полтора месяца до его смерти Олег и Лиза сняли по дешёвке небольшую дачку в Монино. В этом чудесном домике они прожили остаток января и весь февраль 1981 года. За две недели до его смерти Лиза вошла в зал, а Олег сидел прямо на полу и смотрел по телевизору какой-то мультик. Не поворачиваясь к жене, он сказал: «Мне очень жалко вас троих». Лиза поняла, что он говорил о ней, и об их мамах.
1 марта он уехал в Киев на съёмки. 2 марта прошёл первый съёмочный день, вечером машина привезла актёров к гостинице. Когда все вышли и стали прощаться: «До завтра!», Олег сказал: «Прощайте!» Все восприняли это как шутку. В ночь на 3 марта 1981 года в номере гостиницы во сне у Даля остановилось сердце.
Когда он умер, кто-то из актёров вспомнил, что на похоронах Высоцкого, 28 июля 1980 года, Даль сказал: «Следующая очередь моя!» Олег совсем немного не дожил до сорока лет, его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Сейчас рядом с ним покоятся его любимые женщины – жена Лиза и тёща Оля. Детей у Олега Ивановича не было.
Олег Даль не успел стать Заслуженным или Народным артистом, он ни разу не получал наград и премий. Но за свою короткую творческую жизнь он сумел стать Артистом с большой буквы, а это гораздо дороже всех иных званий…


















