биография олега даля личная жизнь
Олег Даль
Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино (ныне район Москвы).
У него также была сестра Ираида.
Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем.
В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.
На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища (руководитель Николай Анненков). На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин.
Олег Даль в юности
Хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино, тем не менее Олег Даль был прежде всего театральным актёром.
В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана. В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких работ актёра в «Современнике». Образ вора Васьки в трактовке Волчек был устремлённым к счастью и красоте человеком.
В дальнейшем он с успехом играл в спектаклях «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Из записок Лопатина» К. Симонова, «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян и Г. Волчек.
Одной из самых популярных театральных работ Даля в те годы стала роль Мужчины, в спектакле «Вкус черешни». Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969), в котором Даль сыграл одну из главных ролей, стал и его первым режиссёрским опытом.
У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971-1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола.
В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов, они даже начали репетиции.
В 1975 году Даль покинул «Современник» и поступил на режиссёрские курсы ВГИКа (мастерская И. Хейфица), но не закончил их.
В 1975 году Анатолий Эфрос предоставил Далю возможность осуществить его давнюю мечту, предложив роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного героя повести.
Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войне и мире» (но пробы Даль не прошёл), а Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году).
В 1967 году Олег Даль снимался в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном». Однако, тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала вся страна. Его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.
Даль создал широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»), Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Теодор Христиан и его Тень («Тень»).
В 1969 году актёр снялся в роли Шута в фильме «Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев).
Олег Даль в фильме «Тень»
Олег Даль в фильме «Не может быть!»
Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали «упаднической» и не выпустили в прокат, положив «на полку». Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года.
Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.
Актёр был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Леонида Гайдая в «Инкогнито из Петербурга».
В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм «Экипаж», роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков.
Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.
Олег Даль в фильме «Земля Санникова»
Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной.
В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).
Смерть Олега Даля
В конце 1970-х годов, после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега от приглашений известных режиссёров он постепенно заработал репутацию опального актёра.
До 1977 года актёр в течение десяти лет был «невыездным», и ему не разрешали покидать пределы СССР.
В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Даль пережил очень тяжело. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения.
Актёр злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он «на износ» и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе.
11 ноября 1980 года Даль вошёл в труппу Малого театра, где он успел сыграть одну роль (31 декабря 1980) Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980). Олег Даль скончался 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в Киеве.
По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой. Вдова актёра отрицает эту информацию, считая, что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца».
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12).
Олег Даль (документальный фильм)
Рост Олега Даля: 185 сантиметров.
Личная жизнь Олега Даля:
В 1963 году женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, которая была влюблена в Олега Ефремова. В 1963-м Нина Дорошина снималась в кинофильме «Первый троллейбус», до нее дошли слухи, что Олег Ефремов увлекся очередной красавицей. В расстроенных чувствах девушка отправилась купаться и едва не утонула. Спас Нину именно Олег Даль. Они проговорили всю ночь, а к утру назначили дату свадьбы. Дорошина надеялась, что со временем сможет полюбить Даля и забыть Ефремова. На их свадьбе гулял весь театр «Современник», в т.ч. пришел и Олег Ефремов. Последний, изрядно выпив, подошел к невесте и громко сказал: «А любишь ты все-таки меня». После такого неудачного свадебного торжества совместная жизнь была уже невозможна, брак вскоре распался.
Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова. Они познакомились в театре «Современник», где оба служили. Татьяна была на три года старше его, на момент знакомства у обоих за плечами уже были неудавшиеся отношения и болезненные расставания, но друг в друге они нашли родственные души. Как позже вспоминала Лаврова, для общения им даже не нужны были слова, они понимали друг друга с полуслова. Их брак продлился лишь около полугода. Виной тому были сложный характер Олега Даля, а также его пристрастие к горячительным напиткам.
В третий раз женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (1937-2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума. Они познакомились в 1969 году на съемках фильма «Король Лир».
Елизавета Апраксина оказалась единственной женщиной, которой удалось совладать с неуживчивым характером актера и найти к нему подход. Елизавета терпела его эмоциональные всплески, относилась к нему с пониманием и заботой, а ему нравилось, что его третья супруга, в отличие от двух предыдущих, была абсолютно непубличным человеком.
Олег Даль любил детей, они мечтали о рождении наследников, но, к сожалению, этого так и не произошло. Доктора не смогли найти причину, почему в знаменитой семье не случилось пополнения. Когда супруги поняли, что своих детей у них не будет, они хотели взять ребенка из детского дома, но сделать этого так и не успели.
Олег Даль и жена Елизавета Апраксина
Фильмография Олега Даля:
Озвучивание Олега Даля:
последнее обновление информации: 13.02.2021
Олег Иванович Даль
Фото Все
Видео Все
«Последние 24 часа». Олег Даль
Олег Даль. Между прошлым и будущим
«Раскрывая тайны звезд»: Олег Даль
Олег Даль — биография
Олега Даля считают самым ярким и неоднозначным актером. Его талант приводил в восторг многочисленных поклонников, а его поведение на съемочной площадке или сцене бесило коллег. О нем можно было услышать и хорошее и плохое, он сам был человеком, впадающим в крайности. Непосредственный характер помог актеру оказаться на вершине славы, ему многое прощали, и он шел дальше – вперед к своей мечте.
Слава к Олегу Далю пришла после выхода картины «Хроника пикирующего бомбардировщика», хоть до этого у него уже были достаточно успешные работы в кино.
Детство
Родился Олег Даль 25 мая 1941 года в Люблино под Москвой. Отец – Иван Зиновьевич — был крупным железнодорожным инженером, Мама — Павла Петровна — работала учительницей. В семье кроме сына была еще и дочка Ираида.

Особых проблем с учебой в школе у Олега не было. Он любил спорт, особенно баскетбол. Но однажды обнаружилось, что у него больное сердце, и врачи запретили мальчику играть.
Олег легко нашел замену спорту – он увлекся поэзией, литературой и живописью. Когда речь заходила о выборе жизненного пути, то он говорил, что хочет связать свою биографию с небом и выучиться на летчика. Эти мечты так и остались мечтами – из-за больного сердца дорога в летное училище была закрыта.
В школе он увлекся творчеством Лермонтова, одним из любимых произведений стал «Герой нашего времени». Олег решил, что будет актером и сыграет полюбившегося персонажа на сцене. Откуда мальчику, выросшему в послевоенное голодное время, было знать, что пройдет каких-то 15 лет, и он сможет воплотить свою мечту в жизнь.
Юность
В 1959-м школа осталась позади, и парень объявил родителям, что собирается поступать в театральный вуз. Семья встала на дыбы, ведь в роду не было ни одного артиста. Все мамины родственники были учителями и филологами, отец — инженер, член партии, поэтому ни о каком театральном никто даже и слышать не хотел. Актерская профессия казалась им очень нестабильной в плане заработка, и потом, у сына с детства была картавая речь.

Олег Даль был очень настойчивым и добивался всего, что задумал. Поэтому он не стал слушать родителей и пошел на экзамены. Парень хорошо подготовился, выучил отрывок из Гоголя и Лермонтова и успешно прошел все испытания. Ему повезло поступить с первого раза и оказаться в мастерской Н.Анненкова, в знаменитой «Щепке». Даль учился вместе Виталием Соломиным и Михаилом Кононовым, которые тоже стали известными актерами.
Фильмы
В 1961-м началась экранизация повести «Звездный билет», которую написал Василий Аксенов. Режиссер А.Зархи долго подыскивал исполнителя главной роли в этом фильме. Он просмотрел множество кандидатур – студентов театральных вузов, отобрал пару десятков претендентов и пригласил на пробы. Удача улыбнулась Олегу Далю – он должен был сыграть Крамера. Съемки начались в 1961 году и проходили в красивейшем городе – Таллине. Картина получила название «Мой младший брат».
После того, как фильм пошел в прокат, молодой актер попал в поле зрения к двум уже прославленным режиссерам: Л.Аграновичу и Сергею Бондарчуку. Агранович предложил Олегу работу в картине «Человек, который сомневается», причем он должен был сыграть главного персонажа. По сюжету фильма героя Даля Бориса Дуленко арестовывают и предъявляют ему обвинение в убийстве школьницы.
Картина вышла в прокат в 1963-м, как раз к моменту окончания Олегом театрального училища. Дипломный спектакль выпускника Даля пришла посмотреть актриса «Современника» Алла Покровская, которой очень понравилась игра талантливого молодого человека. Она предложила Далю прийти к ним в театр. Чтобы стать полноправным актером, нужно было пройти отборочный конкурс, состоящий из двух этапов. Олег блестяще справился с задачей и попал в состав труппы. На его карьере этот успех никак не отразился – ему доверяют только второстепенные роли.
Даля снова позвали в кино. На этот раз в картину «Первый троллейбус», которую зрители увидели в 1964-м. Сюжет был простым и незамысловатым, но очень понравился любителям кинематографа.
Следующие два года нельзя назвать продуктивными, ведь Даль снялся всего в двух проектах, причем роли его были незаметными. В 1966-м на Олега Даля обратил внимание режиссер киностудии «Ленфильм» В.Мотыль. Он как раз искал актера на исполнителя главной роли в картине «Женя, Женечка и «катюша»». Увидев Олега, режиссер даже не сомневался – именно так и должен был выглядеть его герой. Картину не одобрили чиновники от искусства, поэтому ее показывали не часто, хоть зрителям фильм пришелся по душе.
После показа картины, карьера Олега Даля начала постепенно расти вверх. Его приглашают сниматься в проекте о войне «Хроника пикирующего бомбардировщика», где его героем стал летчик Соболевский. Прокат этой картины сделал из Даля всероссийского героя, и вывел его карьеру на высочайший уровень.
Наладились дела и в театре, где он начал снова выходить на сцену. На этот раз роль была значительной – Васька Пепел в постановке «На дне».
В конце 60-х Олегу Далю предлагают сотрудничество режиссеры Н.Кошеверова и Г.Козинцев. Последний позвал актера изобразить Шута в «Короле Лире»- роль, которую потом назвали самой значимой в творческой биографии артиста. Картина вышла в 1971-м и была награждена почетными международными премиями Чикагского, Миланского и Тегеранского кинофестивалей.
Олега Даля пригласили на работу в Ленинградский драматический театр, поэтому он поселился в Северной столице.
70-е годы стали очень успешными, и принесли актеру интересные роли в кинематографе. В 1972-м Олегу предложили роль в картине «Земля Санникова». Он сначала загорелся, а потом пришло разочарование. Артист был уверен, что сюжет интересный, но его постепенно превращают в дешевый балаган. Он отказывается от съемок и после этого с большой тщательностью отбирает себе роли.
Когда-то в детстве Олег мечтал сыграть Печорина, и вот в 1973-м ему выпала такая возможность. Его позвали на съемки фильма «По страницам журнала Печорина», где доверили главную роль. В последующие два года вышло еще пять фильмов с его участием.
Личная жизнь
В личной жизни Олега Даля было три официальных брака, но детей у актера не было ни в одном из них. Первый раз он женился в 1963 году. Избранницей Олега стала актриса «Современника» Нина Дорошина, но брак существовал недолго.
Вторую жену звали Татьяна Лаврова, она тоже была актрисой.

Третьей женой Олега Даля стала Елизавета Апраксина, которая доводилась внучкой литературоведу Борису Эйхенбауму. Они познакомились на съемочной площадке картины «Король Лир» в августе 1969-го, где женщина работала монтажером. Она была единственной из трех жен Даля, которая сумела сладить с его тяжелым характером. Влюбленные поженились и прожили вместе до самой смерти артиста. Даль гордился и любил свою жену, Елизавета окружила мужа женским вниманием и заботой. Она словно нашла тот ключик, которым открывались потаенные дверцы его души, и это помогло супругам жить в мире и согласии, несмотря на сложный характер любимого.
Причина смерти
В конце 70-х актер перестал так много времени проводить на съемочной площадке. Одной из самых значимых работ того периода стала картина «Отпуск в сентябре», снятая в 1979-м. Олег Даль начал сильно выпивать, при этом отказывался бороться с вредной привычкой. Здоровье было основательно подорвано детскими проблемами с сердцем и постоянными разборками с режиссерами.

Избранная фильмография
Биография Олега Даля
Олег Иванович Даль родился за несколько дней до одного из самых страшных событий в истории нашей страны – Великой Отечественной войны. С детства его ожидали трудности, связанные с проблемами со здоровьем и послевоенным временем.
Уже в зрелом возрасте он долго не мог построить крепких отношений из-за непростого характера. О других интересных фактах из личной жизни актера рассказано в статье, посвященной биографии Олега Даля.
Детство и студенчество
Даль Олег Иванович родился в небольшой семье. Отец артиста Иван Зиновьевич работал инженером на железной дороге, а мать Павла Петровна обучала детей в школе.
Будучи ребенком, Даль занимался спортом. В круг его увлечений входил баскетбол, однако через время от занятий пришлось отказаться, так как у мальчика было обнаружено заболевание сердца. Олегу пришлось найти для себя новое хобби, поэтому он выбрал литературу и изобразительное искусство.
После школы Даль должен был определиться с будущей профессией. Парень мечтал покорять морские просторы и небесные высоты, трудясь моряком или летчиком. Но его цели не могли быть достигнуты из-за проблем со здоровьем. Олег Иванович задумался об актерской карьере.
Рвение к творчеству могло передаться парню от отца. Иван Зиновьевич всю жизнь посвятил музыке. Он играл на мандолине и прекрасно пел. Во времена молодости он посещал музыкальную школу и театральную студию.
Обучение в институте
После окончания школы Даль поступил в актерский институт, несмотря на резкое несогласие родителей. Мать и отец парня переживали за то, что профессия не принесет их сыну постоянного и надежного заработка. Нестабильность специальности не пугала Олега Иванович, поэтому он продолжил путь к цели.
На вступительном экзамене Олег прочитал отрывки из «Мцыри» и «Мертвых душ». Комиссия была довольна выступлениями парня, что позволило ему войти в список студентов Щепкинского училища.
Фильмография актера
Дебютной ролью Даля стала игра в картине «Мой младший брат». В 1961 году его отобрали на роль Алика Крамера. Вместе с ним в кастинге участвовало несколько десятков талантливых артистов. Выход фильма в свет принес популярность молодому актеру. На него стали обращать внимание другие режиссеры. Позднее Даль снялся в фильме «Человек, который сомневается».
В 1963 году актер выпустился из университета. На защите диплома присутствовала известная на тот момент актриса из театра «Современник», которая в дальнейшем пригласила Олега к сотрудничеству. После нескольких конкурсов Даль был зачислен в «Современник».
Через год был снят фильм «Первый троллейбус» с участием актера. Затем он сыграл в картинах «Строится мост» и «От семи до двенадцати». Прорывом стали съемки в фильме «Женя, Женечка и «Катюша»». Режиссер «Ленфильма» увидел в образе Олега главного героя своей картины, поэтому пригласил его в коллектив.
Несмотря на восторженную реакцию публики, критики не оценили стараний режиссера и актеров. Следующей работой артиста стала картина «Хроника пикирующего бомбардировщика», где он смог исполнить мечту и побыть летчиком.
По возвращении в «Современник» Олег Иванович стал сниматься в постановках, как актер первого плана. В пьесе «На дне» он примерил на себя роль Васьки Пепла. Одним из самых ярких персонажей Даля стал шут из «Короля Лир», снятый Григорием Козинцевым.
Знаменательным событием в биографии актера стал переезд в Санкт-Петербург (на тот момент Ленинград). Артист вступил в труппу местного драматического театра и принял участие во многих постановках.
Личная жизнь
Приятная внешность Олега Ивановича позволяла ему пользоваться популярностью у противоположного пола. Первым романом, о котором стало известно прессе, стали отношения с Ниной Дорошиной. Позднее пара распалась, и актер начал встречаться с Татьяной Лавровой.
Оба раза союзы не были крепкими, так как девушки не смогли смириться с тяжелым характером Даля. Единственной женщиной, способной принять и полюбить Олега Ивановича, стала Елизавета Эйхенбаум.
С будущей супругой мужчина познакомился на съемках картины «Король Лир». Лиза работала монтажером и любовалась Далем со стороны. Молодой человек сразу же влюбился в эффектную девушку. Роман длился недолго, вскоре влюбленные отправились в загс.
Третья жена во всем поддерживала супруга и заботилась о нем, а он бесконечно гордился ее преданностью. Елизавета и Олег смогли пронести светлое чувство сквозь года. Она была с ним до конца его дней.
Смерть артиста
Одной из самых обсуждаемых тем в биографии Даля является причина его смерти. В конце 1970-х годов актер стал меньше сниматься в фильмах. Последней работой стала картина «Отпуск в сентябре».
Олег Иванович стал в больших количествах употреблять алкоголь и не желал решать данную проблему. Детские проблемы с сердцем и частые скандалы на работе стали причиной ухудшения состояния любимого артиста.
Интересные факты
Олег Иванович Даль по сей день является одним из любимых актеров публики. Фильмы с его участием часто показывают на экранах телевизоров. Многие любители кино могут понаблюдать за игрой артиста и восхититься тем, как он мог примерять на себя роли персонажей самых различных жанров.



















