биография осипова алексея ильича православного профессора
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла с делегатами IX фестиваля «Вера и слово»
Святейший Патриарх Кирилл встретился с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России»
Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Орле
Святейший Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам VII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом
Священный Синод постановил перенести Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на май 2022 года
Осипов Алексей Ильич
Родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской обл. в семье служащих. До 1952 г. проживал сначала в г. Козельске Калужской обл., затем в пос. Оптино Козельского р-на. С 1952 г. жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской обл.
По окончании в 1955 г. средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева; +1963). В 1958 г., получив от него письменную рекомендацию, по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.
В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию.
Осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 г. был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году — тот же предмет и в семинарии.
В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по Западным исповеданиям.
В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 1985 г. — степень доктора богословия, в 2004 г. — звание заслуженного профессора Московской духовной академии.
В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.
В 1967-1987 гг. и с сентября 1995 г. по 2005 г. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды».
В 1973-1986 гг. — член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.
В 1976-2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию.
В 1981-2004 гг. — заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.
В 1990-1993 гг. — главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии «Богословский вестник».
В 1991-99 гг. — сопредседатель ежегодной Международной конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубна (Московская обл.).
В 1994-1995 гг. — член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами РФ и Русской Православной Церковью.
В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.
В 1995-1997 гг. — член постоянного президиума Всемирного русского народного собора.
В 1995 г. определением Священного Синода был включен:
В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».
С 1979 г. — член Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, в 1982-2007 гг. — Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; в 1991-1998 гг. — член комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей.
Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.
Был участником ряда Ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, Христианской мирной конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.
Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.
Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.
ОСИПОВ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ
| Осипов Алексей Ильич, профессор МДА |
Осипов Алексей Ильич (р. 1938), профессор Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих.
До 1952 года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.
По окончании в 1955 году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева) (+1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.
В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».
По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм».
В 1964 году был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.
С 1967 по 1987 и с сентября 1995 по 2005 год был членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды».
В 1969 году получил звание доцента.
В 1975 году утвержден в звании профессора.
В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. Профессор кафедры Основного богословия Московской духовной академии.
В 1994 году назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.
В 2004 году удостоен почетного звания заслуженного профессора МДА.
В 2005 году определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».
Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.
Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.
Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.
Критика
Оппоненты проф. Осипова находили в его высказываниях взгляды, которые, по их мнению, серьезно противоречили церковному учению, градус критики порой доходил до обвинений в ереси. В 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А. В. Люлькой [1], в котором авторы просили дать разъяснения относительно того, соответствуют ли мнения А.И. Осипова «точному изложению православной веры». Неправота профессора была выражена авторами письма в к следующих пяти пунктах:
В 2016 году авторы письма получили Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии за подписью её секретаря А. А. Шишкова [2] по всем пяти пунктам, суть которого сводится к следующему:
Письмо заключалось следующим образом:
Награды
Сочинения
Публиковался в «Журнале Московской Патриархии»(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.
Из опубликованных статей, докладов:
Богослов Осипов Алексей Ильич, профессор Московской духовной академии
Осипов Алексей Ильич — крупнейший специалист в области богословия, профессор и преподаватель Московской Духовной Академии. Лекции, беседы и проповеди Осипова отличают тонкий юмор, доступность изложения и глубокие знания предмета обсуждения. В марте 2018 года он отметил свое 80-летие.
Детство
Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белев Тульской области.
Происхождение и рождение
О родных А.И. Осипова и о самых ранних годах его жизни сведений очень мало. Известно, что он родился в семье советских служащих, папа был военным, мама работала в магазине. Поменяв несколько городов, в 1952 году Осиповы обосновались в г. Гжатске (ныне г. Гагарин) Смоленской области.
Семья
О своем детстве А.И. Осипов рассказывает очень мало и неохотно, повторяя каждый раз, когда его об этом спрашивают, что принародная исповедь была отменена еще в I веке н.э. Именно тогда было решено, что человек должен исповедаться один на один со священником, поэтому ему нечего рассказать о своем прошлом широкой аудитории.
Когда Алексею было 6-7 лет, его мама, Ольга Михайловна, стала ходить в храм, настоятелем которого служил батюшка Никон (А.А. Воробьев). Впоследствии он оказал огромное влияние на духовное становление молодого Алексея Осипова, а позднее стал его духовным отцом. До самой своей кончины в 1963 году отец Никон был для Алексея Ильича примером истинного христианина, умнейшего наставника, мудрого и доброго друга.
Учеба в школе
Среднюю школу Алексей Осипов закончил в Гжатске в 1955 году. Он был очень маленького роста (из-за травмы позвоночника перестал расти), и из школьных моментов,о нем он говорил в своих выступлениях, самым ярким было воспоминание, связанное с его духовным отцом игуменом Никоном.
Все лето, где-то 2-2,5 месяца, отец Никон измерял его линейкой и делал отметку на двери, говоря: «Ну вот, смотри, ты снова немного подрос». Он настолько укрепил веру мальчика в то, что он вырос, что когда 1 сентября Алексей зашел в класс, все были просто поражены: за лето он подрос на 15 сантиметров! В этом Алексей Ильич сегодня видит силу убеждения своего наставника и не устает воспитывать это качество в себе.
Когда пришла пора вступать в комсомол, Алексей наотрез отказался это делать, так и остался «неохваченным». Причина его поступка неизвестна, но, возможно, все дело в религиозных убеждениях юного Алексея, к которым его приобщили мама и отец Никон.
Юношеские годы и молодость
По окончании средней школы перед Алексеем Осиповым встал вопрос о дальнейшем образовании. Дирекция школы, в которой он учился, предлагала ему поступать в какой-либо институт, однако его наставник игумен Никон посоветовал Алексею избрать другой путь.
Изучение богословия
В течение последующих 3-х лет Алексей Осипов под руководством своего духовного наставника готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию. Упор делался на изучение жизнеописаний святых отцов и их трактовки основ христианской веры.
В 1958 году, получив письменную рекомендацию игумена Никона, Алексей Осипов был зачислен в 4 (выпускной) класс духовной семинарии, которую с успехом закончил в 1959 году. Как позже вспоминал Алексей Ильич, таких глубоких познаний в богословии и изучении трудов святых отцов, которые давал ему Наставник, даже преподаватели семинарии не давали своим студентам.
Далее Осипов поступает в Московскую духовную академию, выпускается из которой в 1963 году, получает степень кандидата богословия и направление на работу в одну из церквей города Смоленска (тема диссертации — «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания»). В новой должности Осипов проработал недолго. По приглашению высшего учебного заведения Русской православной церкви, он поступает в аспирантуру.
Зрелый возраст
В возрасте 26 лет, в 1964 году, Алексей Осипов заканчивает аспирантуру, прослушав курс при духовной академии.
Преподавание в академии
Сразу же по окончании аспирантуры Осипов назначается в ней преподавателем основного богословия и новой для того времени дисциплины Экуменизм (всехристианская сплоченность, стремление к единству всех религиозных общин во Вселенной). Работая в новой должности, Алексей Ильич параллельно читает лекции в духовной академии на первом курсе и в семинарии на пятом курсе по основам христианской веры, богословия и западным вероисповеданиям.
С 1969 года Осипов — доцент, а с 1975 — профессор духовной академии. С 1990 года, в течение трех лет, был главным редактором издания духовной академии «Богословский вестник».
Работа в РПЦ
В 1964 году Осипов назначается секретарем комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издание которой планировалось осуществить в Афинах.
С 1973 и по настоящее время профессор Осипов принимает активное участие в деятельности РПЦ:
Следует отметить, что на сегодняшний день отношение Русской Православно Церкви к лекциям и мировоззрению профессора А.И. Осипова неоднозначное. С одной стороны, в области Основного богословия (апологетики), он является, бесспорно, крупнейшим специалистом, что же касается Догматического богословия (разделы учения о спасении, конечных судьбах мира и человека), то здесь, по заключению Синодальной библейско-богословской комиссии (2016 г.), лекции профессора не соответствуют православному вероучению, основанному на Божественном откровении.
В этом видео представлен отрывок из лекции профессора А.И. Осипова «О десяти праведниках».
Общественно-политическая деятельность
Профессор А.И. Осипов активно участвует в общественной и политической жизни:
Участие в телепрограммах
Алексей Ильич Осипов много выступает:
Профессора часто приглашают для чтения лекций, и всегда задают очень много вопросов. Часто его выступления можно увидеть на православном канале «Союз».
Зрителей необычайно волнуют не только вопросы веры, но и личная жизнь и семейное положение профессора, есть ли у него дети, женат он или нет. Однако Осипов никогда не рассказывает лично о себе. Он считает, что его биография и личная жизнь — не есть повод для обсуждений.
Гораздо важнее поговорить о том, в чем он видит свое предназначение:
Например, на вопрос одного из телеведущих:» Какая главная трудность сегодня у человека на пути к храму, вере, к Богу? Как Вам кажется?», А.И. Осипов ответил так:
— Трудно сейчас бывает человеку выйти из той атмосферы жизни, в которую нас погружают. Самое трудное — это суета, которая отнимает все время, забивает нам голову. Мы не успеваем ничего подумать: даже о своей душе и о Боге. Вот эта суета, вот это отвлечение внимания от насущного вопроса: «Зачем я живу?» Человек не успевает как-то осмыслить самого себя. Это развлечение, это развлекаловка, которая сейчас всюду, это средства массовой информации, которые нас погружают совершенно в другой, буквально антихристианский мир. Все это очень мешает человеку прийти к Богу. Ничего не читаем, Нового Завета даже не читаем. Отсутствие интереса, какая-то апатия, какая-то теплохладность, о которой в Апокалипсисе сказано: «Поскольку ты не холоден и не горяч, изблюю тебя из уст Моих». Убийственное равнодушие: «Да неважно, мне плевать на все эти религии, на все, я живу, как живу», — вот это беда самая главная, мне так кажется.
Кроме преподавательской и общественно-политической деятельности, А.И. Осипов много занимается публицистикой. Его работы печатаются в различных отечественных изданиях («Журнал Московской патриархии», «Богословские труды») и зарубежных СМИ в Италии, Греции, США, Финляндии, Германии.
Профессор имеет многочисленные награды, в том числе и от Русской Православной Церкви:
В этом видео показан отрывок из лекции А.И. Осипова «Как определить свое профессиональное предназначение: «В поте лица твоего ешь хлеб твой».
Лекции и проповеди Алексея Осипова
Богослов Осипов Алексей Ильич активно выступает с докладами и лекциями на радио и телевидении, пишет и издает книги, аудио и видео диски с записями своих лекций. Его активно приглашают на встречи в различные аудитории.
Выступления А.И. Осипова отличаются великолепным языком, понятным всем присутствующим, без всякой елейности. Каждый раз после встречи с ним зрители и слушатели задают профессору вопросы и получают на них исчерпывающие ответы, поэтому каждая лекция Осипова — это интереснейшая дискуссия о различных аспектах православия, а также о разных сторонах духовной жизни человека и общества.
Послушать А.И. Осипова можно на его личном сайте в интернете, где собраны все записи выступлений и интервью последних лет, а также новые лекции профессора Осипова.
Темы, которые затрагиваются в беседах, очень обширны: от вопросов о христианстве, что такое христианство, что дает человеку, до ответов на житейские вопросы, волнующие каждого человека: как избавиться от скорби, депрессии, уныния, о принципах православного воспитания детей, об основах нравственности, о браке, любви.
Изданы книги А.И. Осипова, содержащие основные его мысли и тезисы:
У профессора Осипова очень много друзей и сторонников, но также есть критики и недоброжелатели. Алексей Ильич не раз говорил в интервью, что готов на конструктивный диалог с любыми оппонентами, если только обвинения подкреплены какими-либо доказательствами. Осипов советует каждому иметь свое мнение по вопросам веры, для этого он рекомендует изучать жития и откровения святых отцов, изучению трудов которых посвятил всю свою жизнь.
Видео
Короткое интересное видео из новой лекции профессора А.И. Осипова на тему причины депрессии и уныния современного человека.
Алексей Ильич Осипов
Фото Все
Видео Все
Открытый разговор о христианстве
ВАКЦИНАЦИЯ ПАТРИАРХА, ПРИЧАСТИЕ, ЭКЗОРЦИЗМ И БУДУЩЕЕ РОССИИ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПРОФЕССОРА АЛЕКСЕЯ ОСИПОВА
Не бойтесь будущего! Алексей Осипов
Алексей Осипов — биография
Алексей Осипов — православный богослов, публицист, педагог, доктор богословия. Является заслуженным профессором Московской духовной академии, проповедником, апологетом, православным катехизатором. Автор книг «Как жить сегодня?» и «Путь разума в поисках истины».
Алексея Осипова считают самым ярким православным богословом современности, его выступления характерны прекрасным языком, без малейшего налета елейности. Он автор многочисленных лекций на тему экуменизма, протестантизма, основного богословия, современных богословских проблем, западных исповеданий.
Детство и юность
Родился Алексей Осипов 31 марта 1938 года в небольшом городке Белёве Тульской области. Родители мальчика были обычными служащими. Спустя некоторое время семья Осиповых переехала в город Козельск под Калугой, где они и прожили вплоть до 1952 года. Потом случился еще один переезд, на этот раз в поселок Оптино, той же, Калужской области. Затем судьба занесла семейство в город Гжатск Смоленской области. С 1968 года этот город носит имя первого советского космонавта, называется Гагарин.

Аттестат о среднем образовании Осипов получил в 1955 году, но даже и не думал поступать ни в один вуз. Парень увлекся религией, и на протяжении трех лет занимался изучением богословия. Его наставником в те годы стал православный священнослужитель Никон (Воробьев), получивший сан игумена в 1956-м. Благодаря письменной рекомендации того же Никона и благословения архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила, Осипов в 1958-м стал учеником четвертого, выпускного класса МДС (Московской духовной семинарии). Он сумел успешно сдать экзамены за три предыдущих класса. После окончания МДС в 1959-м, поступил в МДА (Московскую духовную академию), из стен которой вышел в 1963 году кандидатом богословия. Этой степени он удостоился за научную работу, в которой проводил сравнительный анализ русской и греческой систем вероисповедания. Степень кандидата богослова предоставляла возможность Алексею продолжить обучение в аспирантуре, потом преподавать идеологию единства, получившую специальный термин «Экуменизм».

В 1965-м Алексея Осипова пригласили прочесть курс лекций по основному богословию в МДА, спустя год он преподавал тот же предмет в семинарии. Далее в его биографии была работа в аспирантуре, где богослов выступал с лекциями на тему протестантизма, истории русской религиозно-философской мысли, современных богословских проблем. В академии он рассказывал о западных исповеданиях.
Религия
К середине 60-х Осипов занимался уже не только преподавательской деятельностью. Вместе с коллегами он работал над созданием альманаха под названием «Богословские труды». Через десять лет он получил членство в Священном синоде, участвовал в Поместном соборе 1988 года.

Именно в это время Алексея Ильича начал интересовать вопрос о едином вездесущем Боге, и является ли он таковым в разных мировых вероисповеданиях. Ответ пришел сам собой. Образ Всевышнего, которому преклоняется определенное обособленное духовное сообщество, очень личный, и не имеет ничего общего с понятием единого Бога. Изучая пророчества и наставничество, Осипов рекомендует осторожно рассматривать проблему «младостарчества», и вначале «рассмотреть ее, испытать и искусить». Он не стремился навязать кому-либо свои воззрения, но выказал свое недовольство тем, что из обязательной школьной программы хотят убрать бессмертные произведения Федора Достоевского. Осипов уверен, что молодому поколению навязывается целенаправленная и многогранная идеология, которая предусматривает «уничтожение в человечестве всего человеческого». Богослов говорит, что все очевиднее просматривается тенденция, о том, что человечество, даже если наступит мир и всеобщая справедливость, все равно погибнет, если не сможет сохранить или хотя бы максимально восстановить целостность природы. Алексей Ильич придерживается убеждения, что проблема экологии носит духовный характер, в центре которой не только состояние окружающей среды, но и самого человека.
Уже в качестве члена президиума совещательного органа Московского патриархата, Осипов стал автором учебного пособия под названием «Путь разума в поисках истины». Книга вышла в издательстве Сретенского монастыря, и повествует о мнении православного христианина о событиях повседневной жизни простого человека. В нее включены разделы – религия, апологетика, связь бога и бытия.
Начиная с 2010 года, Осипов участвовал в ассамблеях, организованных крупнейшими международными экуменическими организациями, стал автором еще целого ряда произведений на церковно-философские темы – «Как жить сегодня?», «Носители духа», «Зачем человек живет?», «Бог». Основной лейтмотив этих произведений – уделить пристальное внимание проповедям и просвещению, которые в совокупности с религией обернутся полезным плодом.
Алексей Осипов читал лекции и доклады студентам институтов и университетов, ученикам приходских школ, храмов. Выступал перед слушателями Домов культуры, стал участником многочисленных ассамблей и конференций, причем самого высокого уровня, встречался с прихожанами постсоветских и многих западных стран. Его научные труды опубликованы во многих отечественных и зарубежных СМИ.
Личная жизнь
Профессор богословия Алексей Осипов достаточно открытый и публичный человек, но что касается его личной жизни, то тут все скрыто за семью замками. Во время встреч с журналистами, этот вопрос даже не рассматривается, ни один ведущий не осмелился спросить у богослова, есть ли у него жена и дети. У Осипова есть официальный сайт, но даже там, среди материалов из его личного альбома, нет ни одного фото, где были бы запечатлены члены его семьи, даже родители не попали ни в один групповой снимок.
Алексей Осипов сейчас
В настоящее время Алексей Осипов уделяет пристальное внимание всем областям человеческой жизни, он пишет о начале существования, о таинстве крещения, о любви, браке, семье и бессмертии души каждого индивидуума.

В 2019 году все, что в разные годы написал ученый, было оцифровано и теперь представляет собой видео- и аудиолекции. Совсем недавно Осипов пополнил свою библиографию новой работой, получившей название «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея». Вышла еще одна книга-нравоучение известного богослова – «О чем говорил Иисус?».

















