биография османа основателя османской империи

Осман I Гази

Осман I Гази считается основателем Османской империи и является родоначальником династии Османов, просуществовавших до начала XX века. В его правление бейлик стал независимым, его границы были существенно расширены за счёт территорий Византии в Малой Азии.

При Османе сложились основные органы управления, его племя было обращено в ислам, Осман является одним из символов традиции газавата. Именно с Османом связываются два ключевых момента, игравших огромную роль в образовании династии и государства: превращение грабительских набегов обычной кочевой орды в священную войну, превращение грабителей в газиев, и возведение династии к благородным корням, к святому человеку — Эдебали.

Меч Османа является государственной реликвией, церемониальным атрибутом возведения на трон и символом борьбы за веру. Значительная часть турецкого народа называла себя османами (оттоманами) до распада Османской империи.

Осман I Гази

(Фахр уд-Дин Осман-бей)

1258 г. — 1 августа 1326 г.

осман. عثمان غازي‎ — Aŝmâân Ğaazi, тур. Gazi Osman Paşa, Birinci Osman

биография османа основателя османской империи

биография османа основателя османской империи

Удж-бей Сёгюта
3 мая 1281 г. — 17 января 1299 г.
ПредшественникЭртугрулПреемникОрхан I

биография османа основателя османской империи

1-й Османский султан (бей)
17 января 1299 г. — 29 июля 1326 г.
ПредшественникЭртугрулПреемникОрхан IМесто рожденияСёгют, Румский султанатМесто смертиБурса, Османский бейликВероисповеданиеязычество, позже Ислам суннитского толкаМесто погребенияБурсаОтецЭртугрулМатьХалиме-хатунРодОсманыЖена1.Малхун-хатун2.Рабия Бала-хатунДетиОрхан I
Пазарлы-бей
Чобан-бей
Хамид-бей
Мелик-бей
Савджи-бей
Фатьма Хатун
Ала ад-дин Паша

биография османа основателя османской империи

биография османа основателя османской империи

Расширение Османского бейлика во время правления Османа I

биография османа основателя османской империи

Тюрбе (могила) Османа I в Бурсе

Эртугрул, отец Османа, вел племя кайи на запад в Анатолию под натиском монголов. Под покровительством сельджуков Рума, он основал город, известный как Сёгют. Это местоположение было благоприятно, поскольку богатая Византийская империя на Западе была измотана, а мусульманские силы на Востоке были расщеплены после агрессии монголов. Багдад был взят Хулагу-ханом в 1258 году, в том же году, когда был рожден Осман.

Осман родился в городе Сёгют в 1258 году. Сёгют — небольшой окраинный удж Сельджукского султаната, который получил от султана Ала-ад-дина Кай-Кубада II отец Османа Эртугрул. В 1281 году Осман унаследовал от своего отца власть над племенами кайя, поселившимися во Фригии. По его имени они стали называться османскими турками или османами. По традиции, присущей большинству кочевых племён, вождь утверждался на совете племенной знати. Даже сын Османа проходил эту процедуру.

Главным преимуществом уджа Эртугрула и наследовавшего ему Османа было соседство с византийскими землями, что давало возможность обогащаться за счет набегов. Эта возможность привлекала в отряды Эртугрула и Османа выходцев из других тюркских племен, обосновавшихся на территории малоазийских бейликов, так как завоевание принадлежавших немусульманским государствам земель почиталось у адептов ислама делом священным. В результате, когда во второй половине XIII в. правители анатолийских бейликов в поисках новых владений воевали между собой, воины Эртугрула и Османа, разорявшие земли христиан, выглядели борцами за веру.

В это время наёмники из всего исламского мира устремились в его царство, чтобы бороться против слабеющей православной империи и в надежде разграбить ее. Тюркское войско постоянно пополнялось потоком беженцев, спасавшихся от тюрко-монголов Хулагу. Многие из них были воинами газавата или борцами за ислам. Они верили, что они борются за распространение или защиту ислама.

Согласно легендам, Осман в 1289 г. без особого труда добился от сельджукского султана, власть которого стала совсем призрачной, титула бея и получил соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Свои усилия он направил на завоевание принадлежавшей византийцам Вифинии. Зоной его территориальных притязаний стали области Брусы (Бурсы), Белокомы (Биледжика) и Никомедии (Измита). Одной из первых военных удач Османа стал захват в 1291 г. Мелангии. Этот небольшой византийский городок он сделал своей резиденцией. Поскольку греческое население Мелангии частью погибло, а частью бежало, Осман заселил столицу выходцами из бейлика Гермиян и из других мест Анатолии. Христианский храм по велению бея был превращен в мечеть, в которой его имя стало упоминаться в хутбах (пятничных молитвах).

В 1299 г., когда сельджукский султан Кай-Кубад III бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных, Осман объявил свой бейлик независимым государством. Он, впрочем, признавал власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани.

Власть османов над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому. В 1318 году Хулагуиды, свергнув последнего сельджукского султана, разрушили это государство.

Осман стал основателем Османской империи, завоевав всю западную часть Малой Азии. Его ранние успехи и подвиги, особенно история ухаживания за прекрасной Малхун Хатун и покорения ее сердца — любимая тема восточных авторов. Эти сказания были романтизированы поэтическими перьями, которые записали их в более поздние годы. Османские авторы придавали большое значение легенде об основателе их империи.

Имя Осман означает «бьющий кости» и указывает на мощную энергию, с которой он и его последователи показали себя в следующих веках завоевания.

После смерти последнего потомка Аладдина, которому империя Османа была обязана основанием в Малой Азии, не было никого, кто мог бы оспаривать господство Османа на всем полуострове, кроме эмира Караманогуллары. Длинная и жестокая борьба за власть между потомками Османа и династией Караманогулларов началась при жизни Османа и продолжалась во время правления многих его преемников. Сам Осман овладел некоторым преимуществом над его караманским соперником, но слабые и богатые владения византийского императора на северо-западе Малой Азии привлекали его больше, чем равнины Карамана. Последние годы своего правления Осман посвятил покорению городов Византии. Экспансия на северо-запад принесла ему немало блистательных побед.

Осман оставил значительный след в истории региона. Его помнят как основателя мощной империи и одного из символов традиции газавата.

В 1301 г. Осман овладел Эпишехиром, построил там город-крепость и перенес в нее свою резиденцию. Следующей целью турок стала сильно укрепленная Бруса.

После громкого поражения византийских войск возле Никеи, Осман начал перемещать свои силы ближе к областям Византии. Большое число воинов газавата, исламских учёных и дервишей начали переселяться в области, управляемые Османом. Мигранты составили большую часть его армии. Приток воинов газавата и авантюристов различного происхождения в эти земли поощряли последующие османские правители, называемые «Султан газиев».

Встревоженные ростом влияния Османа, византийцы стали постепенно покидать сельскую местность Анатолии и направлять свои усилия на укрепление флота. Византийским командованием было принято решение воспрепятствовать переправе Османа в Европу и задержать его дальнейшее продвижение на запад. Однако Осман продолжал натиск на запад и захватил византийский город Эфес на Эгейском море. В дальнейшем при поддержке мигрантов, устремившихся на его территорию, Осман I также продвинулся в восточном направлении и захватил византийские владения на черноморском побережье Анатолии.

Летом 1302 г. Осман разбил наместника Брусы в сражении при Вафее (Коюнхисаре). Однако в 1306 г. он сам потерпел поражение в битве при Левке, где против турок дрались каталонские дружины, находившиеся на службе у византийского императора. Это были серьезные противники, но, к счастью для Османа, они вскоре были отвлечены междоусобными распрями в самой Византии. Оправившись от поражения, турки стали захватывать византийские города на Черноморском побережье и в те же годы начали совершать первые набеги на европейскую часть Византии в районе Дарданелл. В 1316 г., окружив Брусу своими крепостями, Осман начал ее осаду. Она продолжалась десять лет. Город капитулировал только в апреле 1326 г., когда воинами командовал уже сын Османа Орхан. Старый Осман узнал эту радостную весть на смертном одре.

Умер Осман I 9 августа 1326 года.

Во время своего правления Осман I увеличил свои территории с 4800 квадратных километров, доставшихся ему от отца, до примерно 16 тысяч квадратных километров.

Семья

Отец: Эртугрул (1198 г. — 1281 г.), 3-й бей племенного союза кайи (1230 г. – 1281 г.).

Мать: Халиме-хатун (? – 2 июля 1281 г.), дочь Масуда II (? – 1308 г.), султана Рума (1284 г., 1284 г. – 1293 г., 1294 г. – 1301 г., 1303 г. – 1307 г.).

Жена: 1. с 1280 г. Малхун Хатун (ок. 1258 г. — ноябрь 1323 г.), дочь Омер Бея из Кайи.

Орхан I (1281 г. – март 1362 г.), 2-й Османский султан (бей) (10 августа 1326 г. – 1359 г.)

Пазарлы-бей (1285 г. – 1311 г.).

Чобан-бей (1283 г. – 1337 г.).

Хамид-бей (1288 г. – 1329 г.).

Мелик-бей (1290 г. – 1366 г.).

Савджи-бей (1294 г. – 1325 г.).

Фатьма Хатун (1284 г. – 1325 г.).

Жена: 2. с 1289 г. Рабия Бала Хатун (? – январь 1324 г.), дочь шейха Эдебали (1258 г. — 1326 г.).

Ала ад-дин Паша (1282 г. – 1332 г.), Великий визирь Османской империи (1320 г. – 1332 г.)

Один комментарий (+Ваш отзыв?)

Orrk
09 Фев 2019 в 10:53

Из-за нехватки исторических источников, датируемых временемv его жизни, о нем известно очень мало фактической информации. Ни один письменный источник времен правления Османа не сохранился. Османы не записывали историю жизни Османа до пятнадцатого века, более чем через сто лет после его смерти. Из-за этого историкам очень сложно различать факты и мифы во многих рассказах о нем.

Источник

​«Их нравы»: Осман Гази — первый падишах Османской империи

Когда основателя государства османов признали султаном не благодаря завоеваниям, а после проповеди имама с минбара

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. После путевых заметок, написанных по итогам поездки к мавзолею отца основателя Османской династии Османа I — Эртугрула Гази, он переходит к рассказу о первом падишахе империи.

Первые 10 султанов лично воевали, а потом…

Продолжая тему истоков, становления и формирования государства османов в полноценную империю, как было обещано в предыдущую субботу, сегодня поговорим об Османе Гази, он же Кара Осман, он же Фахруддин (поклонники фильма «Москва слезам не верит» могли бы продолжить этот список словами «он же Григорий Иванович»). Однако будем придерживаться официальной историографии. Большое количество имен и псевдонимов было распространенным явлением того времени, ведь правитель был не только правителем, но и воином, имамом и поэтом одновременно.

Звание Гази, как и его отец, он получил благодаря участию в многочисленных битвах и сражениях, которые в ту пору вело государство сельджуков. Напомним, что и Эртугрул, и Осман были беями, которые находились на службе у сельджукского государя и за ратные подвиги получили свои земельные наделы. Примечателен тот факт, что, начиная с Османа Гази, первые 10 султанов Османской империи, в качестве главнокомандующего, принимали участие во всех войнах и сражениях. Славную традицию первым прервал султан Селим II (он же Сары Селим). После него личное участие в войнах приняли лишь пять султанов, а всего их было 36, точнее 39, просто некоторые султаны правили несколько сроков с перерывами. Пока наш дорогой читатель окончательно не запутался в султанской арифметике Османской империи, переходим к сути.

биография османа основателя османской империи

В мавзолее Дурсуна Факиха

Началось с проповеди

Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих после завоевания Караджахисара (хотя Краджахисар был завоеван Османом Гази в 1288 году) впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. До этого все пятничные проповеди читались от имени правителя государства Сельджуков. Этот факт свидетельствовал о том, что государство османов отныне являлось независимым и самостоятельным государственным образованием. Можно сказать, что окончательную независимость от сельджуков государство обрело в 1308 году, когда правитель ильханидов Ахмед Газан Хан, скажем так, завершил земное существование государства сельджуков. Тут необходимо сказать несколько слов о том, кем же был этот Дурсун Факих, который по сути объявил о независимости новоявленного Османского государства?

Дурсун Факих был одним из выдающихся тюркских исламских ученых, последователем шейха Эдебали, о котором мы упоминали в предыдущем очерке. Также он был другом, соратником и свояком Османа Гази. После становления государства османов, Дурсун Факих стал первым имам-хатибом и кадием государства. Кроме того, жены Османа Гази и Дурсуна Факиха были сестрами и дочерьми того самого шейха Эдебали. Дата смерти Дурсун Факиха не установлена, принято считать, что он умер после 1352 года. Его могила находится в Биледжике в мавзолее шейха Эдебали, кроме того есть два мавзолея, которые носят его имя. Первый находится в Караджахисаре, а второй — на возвышении, недалеко от деревушки Кюре. Местные жители говорят, что какой бы сильный ветер не дул в низовьях этой возвышенности, наверху, рядом с мавзолеем, всегда тихо и спокойно. Конечно же, мы не стали верить на слово и решили проверить, на вершине нас ждал удивительный вид и легкий осенний ветерок…

биография османа основателя османской империи

Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. Фото wikipedia.org

А любовь как сон.

Кроме официальной версии основания Османской империи, как это принято на Востоке, существует легенда. Легенда связана с Османом Гази, вернее со сном, который он увидел, находясь в дергахе шейха Эдебали. Во сне к нему явился шейх Эдебали, из его груди вышла луна, стала возвышаться и перешла в объятия Османа Гази. После этого, из живота Османа Гази начало произрастать дерево, оно выросло большим, и тень от ветвей его покрыла всю землю. Он спросил о значении сна у шейха Эдебали. После небольшой паузы шейх ответил: «Возрадуйся, о Осман! Аллах даровал тебе и твоему сыну царствие. Весь мир перейдет под опеку твоего сына, а моя дочь станет твой женой». Таким образом, шейх стал родственником правящей династии, а его внук Орхан Гази стал вторым султаном Османской империи. Историки были бы не историками, если бы не разошлись в мнениях относительно родства Орхана Гази и шейха Эдебали, так как дочь шейха Мала Хатун была второй женой Османа Гази, а Орхан Гази родился от первого брака…

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Источник

​«Их нравы»: Осман Гази — первый падишах Османской империи

Когда основателя государства османов признали султаном не благодаря завоеваниям, а после проповеди имама с минбара

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. После путевых заметок, написанных по итогам поездки к мавзолею отца основателя Османской династии Османа I — Эртугрула Гази, он переходит к рассказу о первом падишахе империи.

Первые 10 султанов лично воевали, а потом…

Продолжая тему истоков, становления и формирования государства османов в полноценную империю, как было обещано в предыдущую субботу, сегодня поговорим об Османе Гази, он же Кара Осман, он же Фахруддин (поклонники фильма «Москва слезам не верит» могли бы продолжить этот список словами «он же Григорий Иванович»). Однако будем придерживаться официальной историографии. Большое количество имен и псевдонимов было распространенным явлением того времени, ведь правитель был не только правителем, но и воином, имамом и поэтом одновременно.

Звание Гази, как и его отец, он получил благодаря участию в многочисленных битвах и сражениях, которые в ту пору вело государство сельджуков. Напомним, что и Эртугрул, и Осман были беями, которые находились на службе у сельджукского государя и за ратные подвиги получили свои земельные наделы. Примечателен тот факт, что, начиная с Османа Гази, первые 10 султанов Османской империи, в качестве главнокомандующего, принимали участие во всех войнах и сражениях. Славную традицию первым прервал султан Селим II (он же Сары Селим). После него личное участие в войнах приняли лишь пять султанов, а всего их было 36, точнее 39, просто некоторые султаны правили несколько сроков с перерывами. Пока наш дорогой читатель окончательно не запутался в султанской арифметике Османской империи, переходим к сути.

биография османа основателя османской империи

В мавзолее Дурсуна Факиха

Началось с проповеди

Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих после завоевания Караджахисара (хотя Краджахисар был завоеван Османом Гази в 1288 году) впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. До этого все пятничные проповеди читались от имени правителя государства Сельджуков. Этот факт свидетельствовал о том, что государство османов отныне являлось независимым и самостоятельным государственным образованием. Можно сказать, что окончательную независимость от сельджуков государство обрело в 1308 году, когда правитель ильханидов Ахмед Газан Хан, скажем так, завершил земное существование государства сельджуков. Тут необходимо сказать несколько слов о том, кем же был этот Дурсун Факих, который по сути объявил о независимости новоявленного Османского государства?

Дурсун Факих был одним из выдающихся тюркских исламских ученых, последователем шейха Эдебали, о котором мы упоминали в предыдущем очерке. Также он был другом, соратником и свояком Османа Гази. После становления государства османов, Дурсун Факих стал первым имам-хатибом и кадием государства. Кроме того, жены Османа Гази и Дурсуна Факиха были сестрами и дочерьми того самого шейха Эдебали. Дата смерти Дурсун Факиха не установлена, принято считать, что он умер после 1352 года. Его могила находится в Биледжике в мавзолее шейха Эдебали, кроме того есть два мавзолея, которые носят его имя. Первый находится в Караджахисаре, а второй — на возвышении, недалеко от деревушки Кюре. Местные жители говорят, что какой бы сильный ветер не дул в низовьях этой возвышенности, наверху, рядом с мавзолеем, всегда тихо и спокойно. Конечно же, мы не стали верить на слово и решили проверить, на вершине нас ждал удивительный вид и легкий осенний ветерок…

биография османа основателя османской империи

Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. Фото wikipedia.org

А любовь как сон.

Кроме официальной версии основания Османской империи, как это принято на Востоке, существует легенда. Легенда связана с Османом Гази, вернее со сном, который он увидел, находясь в дергахе шейха Эдебали. Во сне к нему явился шейх Эдебали, из его груди вышла луна, стала возвышаться и перешла в объятия Османа Гази. После этого, из живота Османа Гази начало произрастать дерево, оно выросло большим, и тень от ветвей его покрыла всю землю. Он спросил о значении сна у шейха Эдебали. После небольшой паузы шейх ответил: «Возрадуйся, о Осман! Аллах даровал тебе и твоему сыну царствие. Весь мир перейдет под опеку твоего сына, а моя дочь станет твой женой». Таким образом, шейх стал родственником правящей династии, а его внук Орхан Гази стал вторым султаном Османской империи. Историки были бы не историками, если бы не разошлись в мнениях относительно родства Орхана Гази и шейха Эдебали, так как дочь шейха Мала Хатун была второй женой Османа Гази, а Орхан Гази родился от первого брака…

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Источник

Биография Величайшего Основателя Османской Империи

биография османа основателя османской империи

биография османа основателя османской империи

возведение династии к благородным корням, к святому человеку — шейху Эдебали. В ранние годы Осман свёл знакомство с этим уважаемым суфийским шейхом. Согласно османской традиции, это произошло после первых побед Османа, в Биледжике. Так называемый «османский династический миф» отражён в легенде о «снах Османа». Самое раннее известное изложение легенды встречается у Ашикпашазаде, который пользовался более ранними источниками, но их количество и достоверность оценить невозможно. Точно известно, что одним из источников была хроника Яхши Факыха.

Первый сон сообщает, что однажды он ночевал в доме праведника (Эдебали). В комнату Османа хозяин принёс и положил Коран. Осман, ещё не обращённый в ислам, увлёкся чтением и всю ночь читал, а под утро уснул и ему приснился ангел, предрёкший ему и его потомству славу и почести. Проснувшись, Осман принял ислам. Согласно Гиббонсу и Кинроссу, легенда фиксирует тот факт, что кайы были язычниками и только при Османе произошло их обращение. Волна переселенцев-беженцев от вторжения татаро-монголов в XIII в. состояла по преимуществу из язычников. Неизвестен момент, когда кайы были обращены в ислам, историки только указывают, что принятие племенем ислама произошло после переселения Эртогрула в Анатолию и что Осман был газием. По словам Гиббонса, «обращение в ислам Османа и его племени привело к появлению османов (оттоманов) сплавив вместе различные элементы, обитающие в северо-западном уголке Малой Азии».

Второй сон тоже приснился ему в доме Эдебали.

Он увидел, как из груди святого взошла луна и опустилась в его собственную грудь. Затем, из его пупка выросло дерево, и тень его накрыла весь мир. Под тенью этой были горы, а от подножия каждой горы текли реки. Некоторые люди пили из этих проточных вод, иные орошали сады, а другие отводили каналы. Пробудившись, Осман пересказал свой сон праведнику, и тот молвил: «Осман, сын мой, поздравляю, ибо Бог даровал верховную власть тебе и твоим потомкам, а дочь моя Малхун станет твоей женой.

биография османа основателя османской империи

История ухаживания за прекрасной Малхун-хатун и покорения её сердца — любимая тема османских авторов, которые придавали большое значение легенде об основателе их империи. Возводя генеалогию османских правителей к праведнику — шейху Эдебали, его дочерью в сказаниях называют Малхун, мать будущего султана Орхана (тогда как ею была другая жена Османа).

Первым заметным деянием Османа стал захват Караджахисара в пяти километрах от Эскишехира. Это был важный пункт, контролировавший дорогу на Никею и Константинополь, и Осман сделал его центром своего бейлика. Источники расходятся в датировании этого события. Указывается либо 1289 год, вслед за Ашикпашазаде, либо 1291. Коджа Хюсейн писал об этом завоевании так: «Когда был завоеван Караджахисар, то побежденный правитель его со всеми чадами и домочадцами и всем имуществом был взят в плен. Текфур (архонт) из-за столь славной победы мусульман перешел на службу к султану, а прочее имущество было распределено между победителями. Дома неверных отданы газиям.

Осман покорил Биледжик, Ярхисар, Инегёль, Енишехир и окрестности этих городов. Ашикпашазаде датирует захват первых трёх 1299 годом, Орудж и Анонимная хроника — на десятилетие раньше. Обстоятельства захвата описываются Ашикпашазаде так: отец девушки был владельцем крепости и собирался выдать её замуж за владетеля другого города-крепости. Опасаясь объединения их сил, Осман во время свадебного торжества совершил набег и захватил обе крепости. Девушка была взята в плен и выдана замуж за Орхана. В качестве этих крепостей называют Ярхисар и Биледжик. Сразу быстрым набегом был захвачен и Инегёль.

биография османа основателя османской империи

Османские историографы утверждали, что около 1290 года Алаэддин Кейкубад II (внук того Алаэддина, который по легенде даровал Эртогрулу удж) даровал Осману титул бея с его символом — бунчуком и барабаном. Трудно сказать, было ли это на самом деле. В XVI веке Нишанджы Феридун Ахмед-паша, собравший имеющиеся документы, фирманы и письма султанов в Муншаат ус-Салатин, указал наличие фирмана от Алаэддина Кейкубада III, датированного 1284 годом. Очевидно, что это подделка, поскольку в этот год султаном был Масуд II.

К 1299—1300 году традиция относит основание независимого османского государства. Большинство исследователей пишет об «объявлении независимости», не описывая процедуру. Гиббонс обходит этот вопрос, нигде не указывая момент образования государства или объявления независимости.

Однако есть мнение, что Осман стал независимым ранее. Стивен Рансимен писал: «В 1291 г. он овладел Mелангией (Караджахисаром) и стал считать себя независимым правителем, о чём свидетельствует тот факт, что в пятничной молитве называлось его имя». Рансимен ссылается на Ашикпашазаде, который тоже связывал это событие с началом чтения хутбы по пятницам в мечети в Караджахисаре. Однако Ашикпашазаде сообщает о захвате Караджахисара и о чтении хутбы в разных местах и датирует разными годами. Начало чтения хутбы у Ашакпашазаде датировано 1300 годом:

Дурсун Факых сказал:«Мой хан, тебе нужно разрешение султана.» Осман Гази сказал: «Я взял этот город своим мечом.Что такое султан, что я должен получить от него разрешение? Аллах, давший ему султанат, дал мне завоевать ханство». Это было в 699 году.

При Эртогруле раздел между владениями Византии и пастбищами кайы проходил по реке Сангарий. Ещё в 1280 году Михаил Палеолог закончил строительство крепостей вдоль реки, укрепляя свои границы в Малой Азии. Но в 1302 году вследствие сильного разлива Сангарий изменил русло. Укрепления стали бесполезны и, как результат, греки ушли от них, а люди Османа стали занимать территории на другом (византийском) берегу реки. Пахимер описывает голод и нехватку воды в Никее и Никомедии, нападения турок на посёлки у самого Босфора. Пахимером, очевидцем событий, описана и обстановка в Константинополе:

Нет ни одного дня без нового слуха, что противник атакует крепости на побережье, забирает людей или убивает их… Между нами и противником оставались только проливы. Никто не смеет идти на противоположный берег. В Константинополе полно нищих и людей, спящих на улицах, нищета и заразные болезни.

Ситуация осложнялась тем, что некоторые из греческих наместников, не получая помощи из Константинополя и не надеясь на неё, сдавали крепости Осману и переходили в его войско, как, например, легендарный Кёсе Михаль. В этих условиях императору пришлось реагировать и он послал в Никомедию войско под командованием Георгия Музалона. 27 июля 1302 произошло событие, после которого Осман начинает появляться в Византийских хрониках — битва при Вафии. Он становится известен, и его начинают воспринимать всерьёз. Это первый факт (из очень малого числа) из его жизни, который известен достоверно. Халил иналджик указывает, что, судя по османским хроникам, до этой битвы сын Эртогрула не был лидером среди всех вождей в регионе, каждый из них действовал независимо. Во время рейда против Гёйнюк-Тракли ему пришлось полагаться на сотрудничество местных турок и византийских наместников в районе между реками Сакарья и Гёйнюк. Союзники Османа в этом районе присоединились к нему, чтобы вместе противостоять Византии. Кёсе Михаль в то время был равным ему, а не вассалом. Описание битвы есть у Пахимера:

Месяца Антестериона, двадцать седьмого [числа], где-то возле Вафии, местность же эта возле чудесной Hикомидии, — Атман вместе со своим войском, исчисляемым во многие тысячи, внезапно приступив…

Хаммер неверно идентифицировал Вафию как Коюнхисар. На самом деле битва произошла недалеко от Никомедии на побережье. По описанию битвы, армия Георгия Музалона состояла из византийских солдат, наёмников аланов и местного ополчения, всего около двух тысяч людей. Но в этой армии не было единства, потому что как раз перед битвой наёмникам были даны деньги и принадлежащие ополчению лошади. Войско Османа, по словам Пахимера, во многом превосходило греков, потому что он привлёк союзников. Люди даже из Пафлагонии присоединились к походу в ожидании добычи. Армия состояли как из пеших воинов, так и из всадников. Пахимер пишет, что из-за несогласованности и нежелания сотрудничать атака греков захлебнулась и они побежал, укрывшись в близлежащем городе Никомедии. Наёмники храбро контратаковали: чтобы греки могли отступить, аланы пожертвовали собой. Эта победа означала получение контроля над окрестностями Никомедии.

Слух о победе разнёсся широко, и поток охотников за добычей, пополнявших войско, возрос. Новопереселенцы составляли большую часть его армии. После этой битвы Осман начал планомерно придвигать границы своего бейлика в сторону моря. Большое число исламских учёных и дервишей также начало стекаться в земли бейлика. Приток воинов газавата и различных авантюристов в свои владения поощряли и последующие османские правители.

биография османа основателя османской империи

Вторую попытку остановить Османа, по словам Пахимера, Андроник II предпринял, послав войско во главе со стратопедархом Сиуросом. Эту армию Осман разбил у крепости под названием Катоикия, которую он также захватил. Далее Пахимер сообщает, что Осман занял Белокому (Биледжик), тем самым «набрав великое богатство и жил в процветании и использовал крепости в качестве места хранения для сокровищ».

Поздние османские источники упоминают битву при Димбосе (проход через перевал по пути от Коюнхисара к Бурсе), состоявшуюся в 1303 году. Согласно им, в этой битве победил Осман, хотя обе стороны понесли большие потери. Ещё один племянник правителя (Айдогду-бей) погиб. В отличие от битвы при Вафии, эта битва никакими сторонними или современными событиям источниками не подтверждается. В 1305 году отряды кайы взяли крепости Шиле и Йорос. Противостоять набирающим силу отрядам Османа было всё сложнее. Андроника II нанял Котолонцев, и у Лефкаи отряды Османа были разбиты. Однако вскоре силы Византии оказались подорваны бунтом наёмников и внутренними распрями. Конийский султанат, длительное время бывший главным соперником Византии в Малой Азии, в 1307 году распался, и его место оказалось занято бейликами, ранее зависимыми от него. Отношения Османа с соседями были сложными, с Гермияногуллары происходили постоянные конфликты.

Согласно традиции, первая османская морская операция — захват острова Имрали — произошла в 1308 году. В Византийской империи остров назывался Калолимни и использовался в качестве базы для снабжения Бурсы. Остров был захвачен Эмиром Али (отцом которого был Айгуд-альп или Уйгур-альп, дружинник Османа), в связи с чем и получил новое название Имралы. Эмир Али захватил (неясно в какое время) крепость Хереке на северном побережье Измитского залива, что позволило контролировать связи Никомедии с Константинополем.

Император, неохотно используя каталонских и аланских наемников, пробовал прибегнуть к другому способу борьбы с тюрками. Ещё ранее к Газан-хану (умер в мае 1304 года) был направлен византийский посол с предложением союза, скреплённого браком Газан-хана с византийской принцессой. Предположительно, этой принцессой была Ирина Палеолог, незаконнорождённая дочь Андроника II. После смерти Газан-хана в 1304 году византийский император почувствовал себя разочарованным, а Осман начал свою кампанию в долине Сакарья в августе 1304 года. Согласно Пахимеру, ильхан Худабандэ Олджейту пообещал Андронику II 40 000 воинов для противостояния экспансии Османа. Пахимер связывает это с браком ильхана и византийской принцессы. Согласно А. Миллингену, этой принцессой была Мария, побочная дочь Михаила Полеолога, сестра Андроника. Мария отправилась в Никею, для продолжения переговоров с предполагаемым женихом и приободрения жителей города. Согласно Х. Иналджику, в Никее Мария организовала брак византийской принцессы с новым монгольским ханом, Олджейту, но этой принцессой была не она. Её презрительное поведение по отношению к Осману и угрозы привести монгольское войско против него только разозлили его. Осман поторопился захватить крепость Трикоккия до подхода сил монголов и сделал её своей базой для операций против Никеи. Трикоккия была единственной крепостью, которую Осман взял штурмом, а не осадой. Причём единственными приспособлениями, использованными отрядами Османа, были рампы (пандусы). Олджейту отправил не 40 000, а 30 000 человек, как сказано «для отвоевания многочисленных городов, захваченных турками в Вифинии». Результат столкновения войск Османа и Олджейту османские историки не описывают, города Вифинии так и не вернулись к Византии. Тем не менее ещё в 1317—1318 году правитель бейлика и его сын, Орхан, были среди тех, кто был приглашён принести оммаж Хулагуидам. Каждый год, согласно записям, они собирали для монголов дань и пересылали им.

Расширение территории к концу правления Османа (1324)

В 1316 году отряды кайы завладели горой Малый Олимп (хребет Улудаг), с которой хорошо просматривается Бурса. Известно, что в 1317—1318 годах, окружённый со всех сторон крепостями, уже захваченными Османом, город платил ему дань. В 1321 году Османом был захвачен порт Муданья, после чего Бурса оказалась отрезана от мира. Эта осада оказалась последней кампанией основателя будущей империи, хотя он фактически не участвовал в сражении. Бурса была важным стратегическим пунктом, позволявшим контролировать торговые пути. После завоевания города, он стал столицей для сына Османа, Орхана.

Из текста вакуфного документа 1324 года можно увидеть, что Осман называет себя «Торжеством веры», а его сын Орхан называет себя «Защитник веры». Большинство тюркских вождей XIII века примеряли на себя титулы «меч веры», «победитель веры», «воитель веры». Но Осман и его потомки сумели использовать идеологию «гази» для прикрытия грабительского характера войн и набегов.

Традиционно было принято считать, что Осман умер после того, как Бурса пала. Однако, изучив тексты вакуфных документов Аспорчи-хатун и Орхана, Узунчаршилы сделал вывод, что Осман умер между 23 сентября 1323 и мартом 1324 годом, поэтому сейчас за год смерти принято считать 1324 год.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *