биография писателя а н андреева

Биография Андреева

Всего получено оценок: 936.

Леонид Николаевич Андреев (1871–1919 гг.) – известный русский писатель, один из ярчайших представителей литературы Серебряного века. Для всего его творчества характерен своеобразный уникальный стиль, а также раскрытие тем, на которые в то время не принято было писать произведения.

биография писателя а н андреева

Детство и юность

Изучая содержание краткой биографии Леонида Андреева, следует знать, что он родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской классической гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой, был большим поклонником творчества Шопенгауэра.

Через некоторое время умер отец, и материальное положение семьи пошатнулось. Сам Андреев вспоминает, что в это время он начал злоупотреблять алкоголем, временами голодать. В конце концов его отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета.

В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. После попытки суицида здоровье его сильно пошатнулось, диагностировали порок сердца. Эта болезнь в дальнейшем стала причиной смерти писателя.

Молодой человек был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.

Зрелые годы

В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать свой первый рассказ, который был отмечен самим М. Горьким, который пригласил молодого писателя в книгоиздательское товарищество «Знание».

В 1902 году в жизни писателя произошло сразу несколько знаковых событий. Во-первых, он женился на внучатой племяннице Тараса Шевченко. Во-вторых, при помощи М. Горького опубликовал первый сборник своих сочинений. В-третьих, стал «невыездным», так как полиция небезосновательно предполагала, что он связан с революционерами. Во время первой русской революции, в 1905 году, Андреев поддерживал революционеров, скрывал у себя в доме членов РСДРП, за что был арестован и посажен в тюрьму, потом выпущен под залог, который оплатил Савва Морозов.

С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в Германии, потом на Капри, на даче у М. Горького. В это время писатель разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел. Он переехал в Бельгию, а потом в Финляндию. В 1909 году он совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения. В это время его произведения выходили на родине в альманахе «Шиповник».

Писатель и революция 1917 года

Февральскую революцию писатель встретил с воодушевлением и даже какое-то время возглавлял редакцию газеты «Русская воля», а вот Октябрьскую революцию Андреев не принял, более того, все произведения писателя того времени были проникнуты ненавистью к большевизму.

Смерть

На родину писатель так и не вернулся. Остался в Финляндии, где и умер от порока сердца в 1919 году.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Источник

Биография Леонида Андреева

биография писателя а н андреева

Леонид Николаевич Андреев (21 августа 1871 – 12 сентября 1919) – всемирно известный русский писатель и публицист, один из видных и популярных представителей Серебряного века в русской литературе. Кроме того, именно Андреева многие критики и библиографы считают родоначальником нового литературного жанра – экспрессионизма.

Детство

Леонид Николаевич родился 21 августа в Орле. Его отец был землемером-таксатором, а мать происходила из рода крупных помещиков, которые в своё время были узнаваемыми людьми в городе. С самого детства проявлялось стремление мальчика к искусству.

Он раньше своих одноклассников научился читать и даже стал увлекаться творчеством Гартмана и Шопенгауэра, что для школьника было нонсенсом. Однако родители, будучи людьми очень занятыми, не замечали талант своего ребенка и уж точно не представляли его писательскую карьеру в будущем.

Начиная с восьмого класса, Леонид пытается сочинять собственные стихотворения. Под влиянием многих отечественных и зарубежных писателей и поэтов он пытается найти собственный стиль. А поскольку мать с отцом, которые на тот момент замечают писательские способности мальчика, не собираются «потакать его шалостям», первыми рецензентами становятся одноклассники Леонида и школьные учителя.

Но, к сожалению, ни та, ни другая категория не считают первые стихотворения Андреева чем-то стоящим, поэтому у молодого таланта быстро пропадает желание продолжать творить.

биография писателя а н андреева

Юность

Юношеские годы, по утверждению самого Андреева, проходили отнюдь не спокойно. Из-за чрезмерной впечатлительности, а также в попытках доказать всем и каждому, что его слово непоколебимо, Леонид несколько раз совершал необдуманные поступки, которые могли привести к трагическим результатам. Больше всего будущему писателю запомнилась история с паровозом, когда он, стараясь показать друзьям собственную значимость, поспорил с ними, что сможет лечь поперек рельсов прямо перед приближающимся транспортным средством.

И он действительно лег и даже остался целым и невредимым, отделавшись только оплеухами от машиниста, который выбежал на насыпь уже после осознания того, что произошло. Но, к слову, тот случай никак не повлиял на репутацию Андреева: его до сих пор считали слабаком, который не мог решить проблем собственными силами.

Юность Леонида была связана и с алкоголем. По наступлению совершеннолетия парень решил поступить на юридический факультет Петербургского университета и даже успешно сдал вступительные экзамены, но затем, получив весть из дома о том, что его отец скоропостижно скончался, ошарашенный подросток впал в депрессию, забыл об учебе и ушёл в запой, поскольку не мог даже представить себе, как семья сможет прожить без кормильца. Это, по мнению самого Андреева, было самое тяжелое время для него и матери.

Писатель вспоминал, что, будучи не в состоянии заработать, их финансовое положение ухудшалось с каждым днём, заставляя семью голодать и претерпевать невероятные лишения ежеминутно.

Карьера

Как только Андреев оправился после потери отца, он попытался вновь начать писать и публиковаться. Первые произведения (вернее черновики рукописей) были отнесены им в одну из петербургских редакций, но уже через день их вернули с многочисленными издевками и сарказмом главного редактора о том, что «таланта в них не было видно ни грамма».

биография писателя а н андреева

Отчаявшись найти поддержку и финансовое благополучие в Петербурге, Леонид Андреев переезжает в Москву и поступает там на юридический факультет. Здесь уже его проблемы не остаются без внимания: друзья по комнате в общежитии входят в положение начинающего писателя и сбрасываются на то, чтобы тот мог спокойно творить.

В 1897 году Андреев с отличием заканчивает высшее учебное заведение и устраивается в одну из адвокатских контор города, занимаясь карьерой юриста вплоть до 1902 года.

В этот же период он начинает всерьез заниматься писательской деятельностью: сочиняет фельетоны и маленькие рассказы, носит рукописи сразу в две редакции газет «Курьер» и «Московский вестник».

Наконец в 1898 году Андреева с его рассказом «Баргамот и Гараська» публикуют в одном из номеров газеты, что становится его дебютом в мире писателей и позволяет заработать свой первый небольшой гонорар и немного славы. Благодаря этому самому рассказу о Леониде Николаевиче узнает писатель Максим Горький, который приглашает его в книгоиздательное товарищество «Знание», объединявшее на тот момент многих начинающих и известных писателей и поэтов.

Жизнь в периоды революции и войны

Будучи человеком очень впечатлительным и невероятно вспыльчивым, Андреев всегда критиковал существующую в России власть. В 1901 году выходит его рассказ «Жили-были», который публикует газета «Курьер». За это произведение с Леонида Николаевича берут подписку о невыезде, так как в рукописи несколько раз упоминается некая «дружба с революционными друзьями», которой так опасается местная власть.

биография писателя а н андреева

Но подписанная бумага никак не отражается на поведении Андреева, который к 1905 году практически в открытую приветствует Первую русскую революцию, а спустя несколько месяцев укрывает у себя беглых членов РСДРП, за что зимой того же года попадает в Таганскую тюрьму. Но, к счастью, друзья, поддержанные им во время революции, не забывают о верном товарище и через 15 дней вносят за Леонида залог, под которым его выпускают на свободу.

Многие друзья Андреева искренне надеялись, что и события Первой мировой войны будут встречены писателем с воодушевлением, однако этого не случилось. Тот, наоборот, ругается с Максимом Горьким, старавшимся «возродить бунтарский дух» Леонида, и переезжает вместе с новой супругой на виллу, купленную в Италии.

Творчество и известные произведения

По мнению многих известных критиков, творчество Андреева всегда было более драматичным, чем у его коллег. Его начальные рассказы – «Баргамот и Агаська», «Город» ─ проникнуты невероятным скептицизмом и негативным отношением к жизни (возможно, сказывалось беднейшее существование самого писателя в этот момент).

Далее в произведения Леонида Николаева вплетается неверие в человеческий разум и рассудительность («Жизнь Василия Вифейского», «Стена»), а также спиритуализм и увлеченность религиозной тематикой. Известным произведением того периода становится рассказ «Иуда Искариот».

биография писателя а н андреева

В периоды революции произведения Андреева отражали всё его стремление быть и бороться вместе с друзьями. К этому периоду относятся такие произведения писателя, как «Рассказ о семи повешенных», «Иван Иванович», «Губернатор», «Красный смех» и многие другие.

Личная жизнь

В найденных отрывках дневников, принадлежавших когда-то Леониду Николаевичу Андрееву, присутствует упоминание его первой любви – девушки, которую он встретил в 1890 году. На протяжении четырех лет он пытался добиться её взаимности, но, по мнению библиографов, та была благородного происхождения и не могла ответить взаимностью бедному писателю. В результате в 1894 году Андреев решает покончить жизнь самоубийством, но друзья вовремя приходят на помощь, и писатель отделывается лишь пороком сердца (к слову, именно это и убьет его в будущем).

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Карницкой и после некоторых раздумий переезжает вместе с ней в Италию. Там же рождается наследник – сын Даниил, который в будущем пойдёт по стопам отца и тоже станет писателем.

Источник

Апостол самоуничтожения, отец зомби-хоррора и несостоявшийся министр пропаганды: как Леонид Андреев стал властителем дум русской интеллигенции 1900-х годов

«Апостол самоуничтожения». Литературный дебют

В один из обычных провинциальных вечеров 16-летний Леонид Андреев прогуливался с приятелями по окрестностям Орла. Внезапно юношу охватил необъяснимый порыв, и он бросился на железнодорожную насыпь — в тот самый миг, когда на полном ходу приближался поезд. Состав пролетел над ним, разорвав одежду. Андреев чудом отделался легкими царапинами. В дневнике он так объяснял свой поступок:

«…во мне обострилась мысль о самоубийстве и я лег между рельс, задавшись вопросом: если останусь жив — значит, есть смысл в моей жизни, если же поезд раздавит меня, стало быть, в этом есть воля Провидения… Мне зашибло грудь и голову, расцарапало лицо, сорвало с меня куртку, разодрало в клочья, но я всё же остался невредим».

Подобные мысли не покинут Андреева и в дальнейшем — несчастная любовь заставит его ткнуть себе ножом в грудь и пролежать в госпитале несколько недель. Эти истории (как и частые запои) скажутся на здоровье писателя и приведут к ранней смерти.

После окончания орловской гимназии Андреев поступает в Петербург на юриста. Потом переводится в Москву, куда приезжают его братья с сестрами и мать (отец умер рано, так что забота о родных легла на плечи Леонида). Нищета, захолустные подвалы, углы в съемных квартирах — такова картина андреевской студенческой юности, словно списанная с романов Достоевского.

Путь к большой литературе пролегал через журналы и газеты, где Андреев начинает публиковать под псевдонимом Джемс Линч фельетоны, заметки, отчеты «из залы суда». Он становится репортером в московской газете «Курьер», где дебютирует уже с художественным рассказом «Баргамот и Гараська» (1898). Произведение было приурочено к Пасхе — таких святочных рассказов, наполненных незатейливыми диккенсовскими поворотами (бедняк умирает от голода, но чудесный ангел его спасает), в газетах появлялось немереное количество. Но андреевский рассказ, видимо, отличался особой стилистической фактурой, так что сотрудники газеты стали величать своего коллегу не иначе как «новым Чеховым». «Сразу я вырос до потолка, и в течение остального вечера, закончившегося „у Яра“, был предметом всяческой заботливости и ласки», — вспоминал Андреев о своем литературном дебюте.

Читайте также

Андреев вовсе не собирался тешить читателей умилительными рассказами. «Апостол самоуничтожения» — так называет себя писатель в дневнике, попутно формулируя для себя программу на ближайшее будущее:

Рассказ «Бездна»: скандал и мистификация

Откровенный натурализм, девиация героя, граничащая с некрофилией, шокировали читателей и критиков, навесивших на андреевское произведение ярлык «порнографии».

Супруга Льва Толстого Софья Андреевна написала гневное письмо в газету «Новое время», в котором призвала бойкотировать Андреева, не печатать и не читать его «безнравственных» рассказов. Лучшей рекламы нельзя было и представить.

В прессе закипела дискуссия о том, действительно ли так безнравственен Андреев. Сам автор не остался в стороне и начал выступать в печати с разъяснениями, дескать, зря его Толстой ругает, ведь «Бездна» — лишь побочная дочь «Крейцеровой сонаты».

Диалог Андреева с читателями на этом не закончился. Спустя год в газете «Курьер» появляется письмо, якобы написанное реальным студентом Немовецким, в котором тот подтверждает изложенную в рассказе историю, но уточняет, что ничего подобного тому, что описано в финале, не было. По версии студента, Зина очнулась и они вдвоем добрались до города, где им оказали помощь. Но после этого случая, признается Немовецкий, у него возникло отвращение к своей недавней возлюбленной. Мистификация, разумеется, оказалась делом рук самого Андреева.

Такая стратегия дала свои плоды. Имя Андреева прозвучало на всю Россию. Его рассказы стали переиздаваться огромными тиражами. Издатели предлагали до 1000 рублей за печатный лист, сумма по тем временам гигантская. В дневнике писатель без ложной скромности отмечал: «…в России меня, кажется, считают первым (конечно, после Толстого)».

Из молодых авторов конкурировать с ним мог только его ближайший друг Максим Горький. Кстати, Андреев был многим обязан Горькому. «Буревестник революции» познакомил начинающего писателя с литературной элитой Москвы и сделал его завсегдатаем собраний «Среды» — сообщества писателей-реалистов, в которое входили Н. Телешов, И. Бунин, Б. Зайцев, В. Вересаев и др. Долгое время Андреева именовали «тенью Горького», а поэт-символист и критик Зинаида Гиппиус вовсе обозвала писателя «подмаксимовиком».

биография писателя а н андреева

«Жизнь Василия Фивейского» и зомби-хоррор в «Елеазаре»

«Он наклоняется к гробу, в опухшем лице он ищет движения жизни; приказывает глазами: „Да откройтесь же!“ — наклоняется ближе, ближе, хватается руками за острые края гроба, почти прикасается к посинелым устам и дышит в них дыханием жизни — и смрадным, холодно-свирепым дыханием смерти отвечает ему потревоженный труп».

Отец Василий идет путем многострадального Иова, но, в отличие от библейского персонажа, несчастия приводят его к осознанию абсурдности человеческой жизни и бунту против Бога. Несмотря на антирелигиозный пафос, цензура пропустила повесть в печать. Посыпались обвинения со стороны церковных публицистов, считавших, что Андреев надругался над христианской верой. Но в литературной среде андреевское произведение получило одобрительную оценку. В Андрееве стали видеть не только шумного скандалиста, но и серьезного автора, способного взяться за глубокую тему.

Тема оживших мертвецов не раз встречается в текстах Андреева, так что его можно считать одним из родоначальников литературы о зомби.

В андреевском рассказе «Елеазар» задолго до «Кладбища домашних животных» Стивена Кинга показано, почему мертвецам лучше оставаться в могиле. Воскресший Лазарь у Андреева бесцельно слоняется по земле, наводя ужас на каждого, кто посмотрит в его глаза, наполненные тленом. А в произведении «Красный смех» (тот самый «красный смех», который гуляет по стране в песне Романа Неумоева, перепетой Егором Летовым) рассказчик видит галлюцинацию, напоминающую скорее сцену из американских хорроров:

«…рядом с одним мертвецом, где раньше было свободное место, вдруг появился труп: по-видимому, их выбрасывала земля. И все свободные промежутки быстро заполнялись, и скоро вся земля просветлела от бледно-розовых тел, лежавших рядами, голыми ступнями к нам».

Наряду со смертью другой важной темой андреевской прозы стала тема безумия. В рассказе «Мысль» (1902) изложена история профессора Керженцева, который совершает убийство и во избежание наказания притворяется сумасшедшим. Постепенно он сам начинает верить в свое безумие. Клиническая картина сумасшествия, созданная в рассказе, показалась настолько убедительной, что в специализированных научных журналах стали появляться статьи психиатров с анализом «параноидной психопатии» главного героя. Кроме того, в прессе пустили слух, будто и сам Андреев страдает душевной болезнью. Впрочем, кривотолки о патологиях Андреева выросли не на пустом месте — исследователи творчества писателя выяснили, что Андреев лечился в клиниках от «острой неврастении», причем тщательно скрывал от журналистов данный факт.

Русская «Тьма», «Жизнь человека» и революция

Андреев вполне разделял анархистский пафос русских революционеров, его симпатии были на стороне тех, кто метал бомбы в высокопоставленных чиновников.

Но постепенно отношения с революционной братией начали портиться.

Может быть интересно

Размежевание с бывшими собратьями из «Среды» поставило Андреева в странное положение — его произведения в равной степени отвергались и революционно настроенными реалистами, и «декадентами». Ни те ни другие не признавали его до конца своим. Манера андреевского письма отталкивала крикливостью, зацикленностью на абстрактных идеях, словесными излишествами в описании ужасов и страданий. Наиболее близким к андреевским поискам в этот период, как ни странно, оказался норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк. С Мунком Андреева роднит не только внимание к теме отчаяния и одиночества. В начале 1900-х Мунк создает цикл картин «Фриз жизни», состоявший из нескольких тематических разделов: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Мунк писал в дневнике, что «фриз задуман как серия декоративных картин, которые в целом должны представить образ жизни как таковой».

биография писателя а н андреева«Крик». Э. Мунк. 1893

Сходную философскую задачу пытался решить Андреев в пьесе 1906 года «Жизнь человека». Андреев написал 28 пьес, но ни одна из них не запомнилась так, как «Жизнь человека». Отбросив бытовые, исторические и социальные контексты, Андреев сосредоточился на символическом изображении человеческой жизни ВООБЩЕ. Загадочный персонаж Некто в сером, олицетворявший идею судьбы, появлялся в «Прологе» с зажженной свечой и возвещал зрителям:

«Вот пройдет перед вами вся жизнь Человека, с ее темным началом и темным концом. Доселе небывший, таинственно схороненный в безграничности времен, не мыслимый, не чувствуемый, не знаемый никем, — он таинственно нарушит затворы небытия и криком возвестит о начале своей короткой жизни. В ночи небытия вспыхнет светильник, зажженный неведомой рукою, — это жизнь Человека. Смотрите на пламень его — это жизнь Человека».

Подобно циклу картин Мунка, каждый акт андреевской пьесы раскрывал определенный аспект «жизни Человека»: «Рождение Человека», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастие Человека», «Смерть Человека». Драматургический сдвиг в сторону условности и символизма, который происходил в андреевском тексте, заинтересовал сразу двух режиссеров — К. Станиславского и Вс. Мейерхольда. В 1907 году появляются две постановки — в Московском Художественном театре и в театре на Офицерской в Петербурге. В мейерхольдовской постановке преобладал аскетичный подход: минимум декораций, скупая обстановка, сцена была погружена в полный мрак, актеров из темноты выхватывал луч света. Андреев критически отнесся к режиссерскому приему:

«Этот мрак… Мейерхольд злоупотребляет им. Всю пьесу он пронизал мраком, нарушил целость впечатления. В ней должны быть и свет и тьма».

Станиславский пошел по сходному пути, предложив обшить все декорации черным бархатом, благодаря чему актеры стали напоминать марионеток, висящих в воздухе. «Эффект бархата», открытый Станиславским, позволял «безболезненно ампутировать ноги и руки, скрывать туловище, отрубать голову, прикрывая ампутированные части тела кусками бархата…».

биография писателя а н андрееваЭскиз В. Егорова к постановке «Жизнь человека», МХТ. 1907

Режиссеры МХТ Немирович-Данченко и Станиславский обнаружили в пьесах Андреева подходящий материал для собственных театральных экспериментов. Творческий союз драматурга и МХТ продлился до революции. С 1917 года в жизни Андреева наступил новый этап. Писатель увозит семью из революционного Петрограда в Финляндию, где еще в середине 1900-х в Ваммельсуу была построена его вилла. Оттуда он жадно следит за новостями, читает газеты, кормится слухами и размышляет в дневнике над причинами, которые привели к власти ненавистных ему большевиков:

«Настоящая причина в том, что „мы“, все эти эс-эры, Черновы, Плехановы, даже Сухановы и Мартовы — себя я выделяю — не были революционерами… Социальный строй? — добывай его, как добывает Ленин, этот самый подлинный и чуть ли не единственный революционер в России. Только простенькую республику? — делай, но делай, как тот же Ленин: бей направо и налево, лей кровь ведрами, а иначе дождешься, что другие придут за ней с бочонками».

Оказавшись в независимой Финляндии, Андреев занимается политической деятельностью: в 1919 году пишет антибольшевистскую брошюру «SOS», в которой призывает мировые правительства консолидироваться и осуществить военный поход против советской власти. Фактически Андреев предлагал путем иностранной военной интервенции спасти «гибнущую Россию».

биография писателя а н андрееваРисунок Н. Рериха на обложке брошюры Л. Андреева «SOS». 1919

Пытаясь возглавить «крестовый поход» против большевиков, Андреев ведет переговоры с Русским комитетом генерала Юденича, пишет письмо Павлу Милюкову, лидеру кадетов, который в 1919 году эмигрировал в Англию, с просьбой назначить его, Андреева, министром пропаганды Всероссийского правительства.

У Андреева даже созрел фантастический план поехать в США читать лекции о вероломстве большевиков. При всех этих грандиозных замыслах он создает двухсотстраничный роман «Дневник Сатаны», в котором Князь тьмы предстает в облике американского миллиардера Генри Вандергуда. В самый разгар гражданского противостояния в России у писателя случился «паралич сердца». В сентябре 1919 года в возрасте 48 лет Андреев умирает.

Может быть интересно

За свою недолгую жизнь Леонид Андреев успел побывать адвокатом, художником, фотографом, журналистом, писателем, политиком и драматургом, снискать себе славу скандалиста, пессимиста-анархиста, создателя «нового театра». Было множество причин андреевской популярности, но одна из главных состояла в провокационности его творчества, пренебрежении к всяческим границам и запретам. Эдакий Ларс фон Триер начала ХХ века. Андреев уверенно наносил удары по привычным ценностям человека XIX столетия: общественной морали, оптимистической вере в исторический прогресс и т. д. Немецкий философ Гегель столетием раньше заворожил всю Европу своими мантрами: «действительное разумно, разум действителен». Андреев в лучших произведениях доказывал обратное: разум ничтожен, действительность не разумна.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *