биография писателя стефана цвейга
Стефан Цвейг
австрийский писатель, драматург

Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig) родился 28 ноября 1881 года в Вене, в семье владельца текстильной мануфактуры. После гимназии он поступил в Венский университет. Студентом начинает интересоваться поэзией и публикует первый сборник стихов «Серебряные струны».
Окончив университет со степенью доктора, Цвейг много путешествует по Европе, Индии, США, Кубе, Панаме. В это время из-под его пера выходят эссе, посвященные Горькому, Томасу Манну и другим писателям. Во время Первой мировой Цвейг создает очерк «Совесть Европы», в котором рассказывается о Ромене Роллане.
После окончания войны писатель перебрался жить в Зальцбург, который покинет с началом Второй мировой войны. Поскитавшись по свету, писатель оседает в бразильском городе Петрополисе.
В сборниках новелл «Первые переживания», «Амок», «Смятение чувств» писатель обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая сложные коллизии личной жизни героев. В мемуарной книге «Вчерашний мир» Цвейг подчеркнуто скупо рассказывает о своем детстве и отрочестве. Когда заходит речь о родительском доме, гимназии, а затем университете, писатель сознательно не дает волю чувствам, подчеркивая, что в начале его жизни было все точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков.
Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто упрощённо трактующие жизнь и деятельность исторических лиц (например, Стендаля, Льва Толстого, Фрейда, Ницше), беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности.
Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» (1938) и «Америке» не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.
Биография Стефана Цвейга
Стефан Цвейг (Штефан Цвайг) – австрийский писатель, драматург и журналист; автор множества романов, пьес, стихов и беллетризованных биографий – родился 28 ноября 1881 года в Вене (Австрия) в богатой еврейской семье.
Отец, Мориц Цвейг (1845-1926), владел текстильной фабрикой. Мать, Ида Бреттауэр (1854-1938), происходила из семьи еврейских банкиров. О детстве и отрочестве будущего писателя известно мало: сам он говорил об этом довольно скупо, подчёркивая, что в начале его жизни всё было точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков.
Окончив в 1900 гимназию, Цвейг поступил в Венский университет, где изучал философию и в 1904 получил докторскую степень. Уже во время учёбы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов («Серебряные струны» (Silberne Saiten), 1901). Стихи написаны под влиянием Гофмансталя, а также Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926.
Окончив Венский университет, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917-1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.
В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал проникновенный очерк о Ромене Роллане, назвав его «совестью Европы». Также он создал эссе, посвящённые Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Йозефу Роту.
В 1920 Цвейг женился на Фридерике Марии фон Винтерниц (Friderike Maria von Winternitz). В 1938 они развелись. В 1939 Цвейг женился на своей новой секретарше Шарлотте Альтманн (Lotte Altmann).
В 1934, после прихода Гитлера к власти в Германии, Цвейг покидает Австрию и уезжает в Лондон. В 1940 Цвейг с женой переезжают в Нью-Йорк, а 22 августа 1940 — в Петрополис, пригород Рио-де-Жанейро.
Испытывая жестокое разочарование и депрессию, 22 февраля 1942 года Цвейг и его жена приняли смертельную дозу барбитуратов и были найдены в своём доме мёртвыми, держащимися за руки.
Дом Цвейга в Бразилии позднее был превращён в музей и известен теперь как Casa Stefan Zweig.
Новеллы Цвейга — «Амок» (Der Amokläufer, 1922), «Смятение чувств» (Verwirrung der Gefühle, 1927), «Мендель-букинист» (1929), «Шахматная новелла» (Schachnovelle, оконч. в 1941), а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества» (Sternstunden der Menschheit, 1927) — сделали имя автора популярным во всём мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устаёт убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть.
Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Но когда он пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в растянутые многословные новеллы. Поэтому романы из современной жизни Цвейгу в общем не удавались. Он это понимал и к жанру романа обращался редко. Это «Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens, 1938) и «Угар преображения» (Rausch der Verwandlung) — незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки в 1982 спустя сорок лет после смерти автора (в пер. «Кристина Хофленер», 1985).
Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака (1940).
В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплёку.
Драматическая личность и судьба Марии Стюарт, королевы Шотландии и Франции, всегда будет волновать воображение потомков. Автор обозначил жанр книги «Мария Стюарт» (Maria Stuart, 1935) как романизированная биография.
Герой книги «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam, 1934) особенно близок Цвейгу. Ему импонировало, что Эразм считал себя гражданином мира. Эразм отказывался от самых престижных должностей на церковном и светском поприщах. Чуждый суетных страстей и тщеславия, он употребил все свои усилия на то, чтобы добиться независимости. Своими книгами он покорил эпоху, ибо сумел сказать проясняющее слово по всем больным проблемам своего времени.
Цвейг тяжело переживал надвигавшуюся европейскую катастрофу. Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга «Вчерашний мир»: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим.
Избранная библиография:
Стихотворные сборники:
«Серебряные струны» (1901)
«Ранние венки» (1906)
Драмы, трагедии:
«Дом у моря» (трагедия, 1912)
«Иеремия» (Jeremias, 1918, драматическая хроника)
Циклы:
«Первые переживания: 4 новеллы из страны детства» («В сумерках», «Гувернантка», «Жгучая тайна», «Летняя новелла») (Erstes Erlebnis.Vier Geschichten aus Kinderland, 1911)
«Три мастера: Диккенс, Бальзак, Достоевский» (Drei Meister: Dickens, Balzac, Dostoyevsky, 1919)
«Борьба с безумием: Гёльдерлин, Клейст, Ницше» (Der Kampf mit dem Dämon: Hölderlin, Kleist, Nietzsche, 1925)
«Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой» (Drei Dichter ihres Lebens, 1928)
«Психика и врачевание: Месмер, Бекер-Эдди, Фрейд» (1931)
Новеллы:
«Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина» (Castellio gegen Calvin oder. Ein Gewissen gegen die Gewalt, 1936)
«Амок» (Der Amokläufer, 1922)
«Письмо незнакомки» (Brief einer Unbekannten, 1922)
«Незримая коллекция» (1926)
«Смятение чувств» (Verwirrung der Gefühle, 1927)
«Двадцать четыре часа из жизни женщины» (1927)
«Звёздные часы человечества» (в первом переводе — «Роковые мгновения») (цикл новелл, 1927)
«Мендель-букинист» (1929)
«Шахматная новелла» (1942)
Легенды:
«Легенда о сёстрах-близнецах»
«Лионская легенда»
«Легенда о третьем голубе»
«Глаза извечного брата» (1922)
Романы:
«Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens, 1938)
«Угар преображения» (Rausch der Verwandlung, 1982, в пер. — «Кристина Хофленер»)
Беллетризированные биографии, жизнеописания:
«Франс Мазерель» (Frans Masereel, 1923; совместно с Артуром Холичером)
«Мария-Антуанетта: портрет ординарного характера» (Marie Antoinette, 1932)
«Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1934)
«Мария Стюарт» (Maria Stuart, 1935)
«Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина» (1936)
«Подвиг Магеллана» («Магеллан. Человек и его деяние») (1938)
«Бальзак» (Balzac, 1946, опубликована посмертно)
«Америго. Повесть об одной исторической ошибке»
«Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля»
Автобиография:
«Вчерашний мир: воспоминания европейца» (Die Welt von gestern, 1943, опубликована посмертно)
Статьи, эссе:
«Огонь»
«Диккенс»
«Данте»
«Речь к шестидесятилетию Ромена Роллана»
«Речь к шестидесятилетию Максима Горького»
«Смысл и красота рукописей (Речь на книжной выставке в Лондоне)»
«Книга как врата в мир»
«Ницше»
Стефан Цвейг
Биография
Стефан Цвейг – австрийский писатель, автор новелл «24 часа из жизни женщины» и «Письмо незнакомки». У владельца текстильной фабрики в Вене Морица Цвейга в ноябре 1881 года родился наследник, которого назвали Стефаном. Воспитанием ребенка занималась мать по имени Ида Бреттауэр. Женщина происходила из семьи банкиров. Период детства практически не изучен биографами Стефана Цвейга.
Автор книг и стихотворений утверждал, что детских воспоминаний, которыми бы следовало поделиться, нет. Детские годы для Стефана прошли точно так же, как и для других детей, родившихся в семьях европейской интеллигенции. В 19-летнем возрасте парень получил диплом об окончании гимназии.

После этого в биографии Цвейга наступил новый жизненный этап. Талантливый юноша оказался в Венском университете. Философия захватила Стефана, поэтому писатель через 4 года учебы получил докторскую степень.
В это же время молодое дарование создает сборник стихов, который назвал «Серебряные струны». Влияние на творчество Стефана Цвейга в этот период оказывал Гуго фон Гофмансталь и Райнер Мария Рильке. С поэтом Рильке у Стефана завязалась дружеская переписка. Мужчины обменивались собственными сочинениями и писали отзывы на работы.

Учеба в Венском университете подошла к концу, началось большое путешествие Стефана Цвейга. За 13 лет автор «Письма незнакомки» посетил Лондон и Париж, Италию и Испанию, США и Кубу, Индию и Индокитай, Панаму и Швейцарию. Постоянным местом жительства молодой поэт выбрал Зальцбург.
Окончив Венский университет, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917—1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.
Литература
После переезда в Зальцбург Стефан Цвейг сел за создание новеллы под названием «Письмо незнакомки». Эта работа произвела впечатление на читателей и критиков того времени. Автор рассказывает удивительную историю о незнакомке и писателе. Девушка отправила письмо, в котором поведала о всепоглощающей любви и перипетиях судьбы, пересечениях дорожек главных героев.
Первая встреча писателя и незнакомки произошла, когда девушке исполнилось 13 лет. Романист проживал по соседству. Вскоре случился переезд, из-за которого девочке-подростку приходилось страдать в гордом одиночестве, не видя любимого человека. Долгожданное возвращение в Вену позволило незнакомке вновь окунуться в романтический мир.

Неожиданно леди узнает о беременности, но об этом важном событии отцу ребенка неизвестно. Очередная встреча с возлюбленным произошла уже через 11 лет, но писатель так и не признал в женщине ту единственную, роман с которой длился три дня. Незнакомка решилась написать письмо единственному мужчине, о котором дама думала всю жизнь, уже после гибели ребенка. Проникновенная история, трогающая за душу самого черствого человека, легла в основу фильмов.
Цвейг обладает невероятным мастерством, которое раскрывается постепенно. Но пик карьеры пришелся на выход новелл «Амок», «Смятение чувств», «Мендель-букинист», «Шахматная новелла», «Звездные часы человечества», то есть на период с 1922 по 1941 годы. Что же в словах и предложениях автора такого, что тысячи людей в довоенные времена с удовольствием листали томики с произведениями Цвейга?
Все, без исключения, считали, что необычность сюжетов дают возможность размышлять, задумываться над происходящим, над тем, какой иногда бывает несправедливой судьба по отношению к простым людям. Стефан считал, что человеческое сердце невозможно защитить, но оно способно заставить идти на подвиги.

Новеллы Цвейга разительно отличались от работ современников. Долгие годы Стефан работал над собственной моделью произведения. За основу автор брал путешествия, которые становились то утомительными, то приключенческими, то опасными.
Происшествия с героями у Цвейга происходили не в дороге, а во время остановок. По мнению Стефана, для судьбоносного момента не нужны дни и месяцы, достаточно несколько минут или часов.
Писать романы Цвейг не любил, так как не понимал жанр и не был способен уместить в событие в пространственное повествование. Но среди работ писателя присутствуют книги, выполненные в этом стиле. Это «Нетерпение сердца» и «Угар преображения». Последний роман автор не закончил из-за гибели. Впервые это творение увидело свет в 1982 году, а перевели на русский язык только в 1985 году.

Время от времени Стефан Цвейг предпочитал отдавать всего себя созданию биографий современников и исторических героев. Среди них Жозеф Фуше, Мария Стюарт, Фернан Магеллан, Эразм Роттердамский. Эти работы представляли интерес для литераторов, так как Цвейг для сюжета брал официальные бумаги, но иногда автору приходилось включать фантазию и психологическое мышление.
В работе под названием «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» писатель показал близкие своему «я» чувства и эмоции. Автору нравилась позиция Эразма о гражданине мира. Описываемый ученый предпочитал жить обычной жизнью. Мужчине оказались чужды высокие должности и другие привилегии. Роттердамскому не нравилась светская жизнь. Главной целью жизни ученого оказалась независимость.
Стефан Цвейг показал Эразма как порицателя невежд и фанатиков. Представитель эпохи Возрождения выступал противником разжигателей розни между людьми. Европа превратилась в кровавое побоище на фоне возрастающей межнациональной и межклассовой розни. Но Цвейг предпочел показать события с другой стороны.

О книге «Мария Стюарт», которая была написана в 1935 году, Стефан заявлял, как о романизированной биографии. Цвейг изучил многочисленные письма, написанные Марией Стюарт к английской королеве. Ненависть на расстоянии – так можно описать отношения двух коронованных особ.
Новелла «24 часа из жизни женщины» появилась в 1927 году. Через четыре года книгу экранизировал режиссер Роберт Ланд. Современные кинематографисты оценили новеллу и представили свой вариант. Новый фильм вышел на экраны в 2002 году.

Стефан Цвейг познакомился с русской литературой в гимназии. Писатель влюбился с первого взгляда в труды классиков. Главным достижением автор новелл и романов считает перевод сборника сочинений на русский язык.
Максим Горький считал Цвейга первоклассным художником, среди талантов которого присутствует дар мыслителя. Русский писатель заявлял, что Стефан может передать всю гамму переживаний обычного человека.
Впервые Цвейг посетил Советский Союз в 1928 году. Визит был связан с празднованием 100 лет со дня рождения Льва Толстого. В России Стефан познакомился с Владимиром Лидиным и Константином Фединым. Вскоре мнение Цвейга о Советском Союзе поменялось. Недовольство высказывал писатель Ромену Роллану. Автор новелл сравнивал растреляных ветеранов Революции с бешеными собаками. По мнению Стефана, такое обращение с людьми недопустимо.
Личная жизнь
Первой супругой Стефана Цвейга стала Фридерика Мария фон Винтерниц. Бракосочетание молодых людей состоялось в 1920 году.

Спустя 18 лет брака Фридерика и Стефан оформили развод. Прошел год и в паспорте писателя появился новый штамп о заключении союза с секретаршей Шарлоттой Альтман.
Смерть
Еще в 1934 году Цвейг вынужден уехать из Австрии из-за прихода ко власти Гитлера. Новый дом Стефан обустроил в Лондоне. Через 6 лет Цвейг с супругой отправились в Нью-Йорк. Надолго останавливаться в городе небоскребов писатель не планировал. Молодые люди поехали в Петрополис, что находится в пригороде Рио-де-Жанейро.
Жизнь вдали родины и отсутствие мира во всем мире ввергали Стефан Цвейга в депрессию. Разочарование привело писателя к самоубийству. С женой автор новелл принял смертельную дозу лекарственных препаратов. Супругов нашли мертвыми. Они держались за руки.
Цитаты
Нет ничего более ужасного, чем одиночество среди людей.
Человек ощущает смысл и цель собственной жизни, лишь тогда, когда сознаёт, что нужен другим.
Сердце умеет забывать легко и быстро, если хочет забыть.
Если бы все мы знали всё то, что говорится обо всех нас, никто ни с кем не разговаривал бы.
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.
Стефан Цвейг биография
Всего получено оценок: 46.
Стефан Цвейг (1881–1942) — австрийский писатель, драматург, журналист, литературный критик. Приобрёл мировую известность прежде всего как автор новел и художественных биографий. Стефан Цвейг, биография которого будет полезна при изучении литературы, полна драматических событий. Интересные факты из жизни и творчества писателя позволят лучше понять его личность, самостоятельно составить исторический портрет.
Ранние годы
Будущий писатель появился на свет 28 ноября 1881 года в Вене в богатом еврейском семействе. Отец мальчика владел текстильной фабрикой, а мать была дочерью влиятельного еврейского банкира.
О детских годах Цвейга известно очень мало, сам писатель подчёркивал, что оно было ничем не примечательным периодом в его жизни. Будучи отпрыском еврейских интеллигентов, он получил прекрасное домашнее образование, после чего продолжил обучение в гимназии.
В 1900 году Стефан поступил в Венский университет, где изучал философию. Спустя 4 года получил докторскую степень.
Литературная карьера
Ещё во время учёбы, в 1901 году, Цвейг опубликовал дебютный сборник стихов под названием «Серебряные струны». Первые произведения Стефана были написаны под влиянием известного поэта-модерниста Райнера Рильке. Цвейг отправил Рильке свой сборник, тот прислал в ответ свою книгу. Так между двумя поэтами завязалась дружба, которая продлилась четверть века.
По окончании учёбы Цвейг отправился путешествовать. За 8 лет странствий он исколесил почти всю Европу, побывал в Индии, США, Кубе, Панаме. Некоторое время жил в Швейцарии, после чего обосновался в Австрии.
При изучении краткой биографии Стефана Цвейга стоит отметить, что в годы Первой мировой войны он работал служащим архива Министерства обороны. В этот период на него большое влияние оказал французский писатель и общественный деятель Ромен Роллан, которого Цвейг называл «совестью Европы». Свободный доступ к военным документам и влияние Роллана сделали из Цвейга убеждённого пацифиста. Он написал немало статей, пьес и новелл антивоенной тематики. Но главными его работами в этот период стали эссе об известных личностях, среди которых были Роллан, Пруст, Манн, Горький и другие.
Новеллистика Цвейга
В 1920–1930 гг. Стефан Цвейг работал над биографиями известных людей, которые в дальнейшем были объединены в цикл под названием «Строители мира». Одновременно с этим Цвейг занялся написанием новелл, благодаря которым приобрёл мировую известность.
Стефан Цвейг выстраивал новеллы по собственной модели, которая в дальнейшем стала отличительной чертой его творчества. В основе его новелл неизменно лежат путешествия: опасные, захватывающие, утомительные, выматывающие. Все важные происшествия с героями произведений происходят или во время путешествий, или во время остановок в пути. По мнению писателя, судьбоносные события могут произойти с человеком в самый неожиданный момент и занять всего несколько минут.
Новеллы «Амок», «Смятение чувств», «Мендель-букинист», «Шахматная новелла», а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества» принесли Цвейгу мировую известность. Его произведения были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.
Стефан Цвейг не любил писать романы, поскольку не понимал этот литературный жанр. Лишь дважды он сделал попытки создать масштабную картину человеческих судеб. Это были романы «Нетерпение сердца» и «Угар преображения», причём последний был так и не дописан из-за смерти писателя.
Личная жизнь
В 1920 году Стефан Цвейг связал себя узами брака с Фридерикой Марией фон Винтерниц, у которой уже было двое дочерей от первого брака. Спустя 18 лет супруги развелись, и Цвейг женился на своей секретарше Шарлотте Альтманн.
С приходом к власти фашистов Стефану Цвейгу, еврею по национальности, было небезопасно оставаться в Австрии. В 1934 году он переехал в Лондон, но и там он не чувствовал себя свободно. В 1940 году вместе с Шарлоттой он покинул континент, обосновавшись в Бразилии.
Стефан Цвейг
Стефан Цвейг родился 28 ноября 1881 года в Вене в богатой еврейской семье.
Отец, Мориц Цвейг (1845-1926), владел текстильной фабрикой.
Мать, Ида Бреттауэр (1854-1938), происходила из семьи еврейских банкиров.
О детстве и отрочестве будущего писателя известно мало: сам он говорил об этом довольно скупо, подчёркивая, что в начале его жизни всё было точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков. Окончив в 1900 году гимназию, Цвейг поступил в Венский университет, где изучал философию и в 1904 получил докторскую степень.
Уже во время учёбы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов («Серебряные струны» (Silberne Saiten), 1901). Стихи написаны под влиянием Гофмансталя, а также Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926.
Окончив Венский университет, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912).
Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917-1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.
В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал проникновенный очерк о Ромене Роллане, назвав его «совестью Европы». Также он создал эссе, посвящённые Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Йозефу Роту.
В 1920 Цвейг женился на Фридерике Марии фон Винтерниц (Friderike Maria von Winternitz). В 1938 они развелись. В 1939 Цвейг женился на своей новой секретарше Шарлотте Альтманн (Lotte Altmann).
В 1934, после прихода Гитлера к власти в Германии, Цвейг покидает Австрию и уезжает в Лондон.
Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий, то увлекательных, то утомительных, а то и по-настоящему опасных. Всё, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок или небольших передышек от дороги. Драмы разыгрываются в считанные часы, но это всегда главные моменты жизни, когда происходит испытание личности, проверяется способность к самопожертвованию. Сердцевиной каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта.
Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака (1940).
В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплёку.
Новеллы Стефана Цвейга:

