биография писателя юрия карловича олеши

Патография писателя Юрия Олеши

Олешам полагался родовой герб: олень с золотой короной, надетой на шею. В разговорах с друзьями Юрий Карлович не без гонора упоминал, что он дворянин и шляхтич. Свой фамильный герб, изображающий оленя с золотой короной, всегда с большой гордостью носил на цепочке. Но простим талантливому писателю эту честолюбивую черту.

Семья имела, как и полагается дворянам, своё имение. Но вот незадача! Писатель вспоминал: «Имение было порядочное, лесное, называлось “Юнище”. Оно было продано моим отцом и его братом за крупную сумму денег, которая в течение нескольких лет была проиграна обоими в карты». Отец Юрия был склонен к запоям. Писатель вспоминает такую сцену из детства: «Папа ставит меня на подоконник и целится в меня из револьвера. Он пьян, мама умоляет его прекратить “это”, падает перед ним на колени». (Олеша Ю.К., 2006). Тем самым, мы хотим подчеркнуть наследственную отягощённость алкогольной зависимостью по линии отца.

В 1902 году семья переехала в Одессу, где Юрий поступил в Ришельевскую гимназию. Ещё в годы учёбы он начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» в 1915 году было опубликовано в газете «Южный вестник».

Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет на факультет юриспруденции. Вместе с молодыми и в будущем знаменитыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом они образовали группу «Коллектив поэтов». В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению писателя Владимира Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах.

В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а он переехал в Москву, где в те годы собрались многие талантливые одесситы, писал фельетоны и статьи, подписывая их пошловатым, но запоминающимся псевдонимом «Зубило»! Печатался в популярной в то время газете «Гудок». Известность последней была вызвана выдающимся авторским составом будущих гениев, многие из которых публиковали в ней свои первые «пробы пера»: Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Зощенко. Юрий Олеша среди них «зарабатывал больше всех… едва ли не затмив славу Демьяна Бедного». (Катаев В.П., 2019). В 1922 году Юрий пережил бурный роман с Серафимой Суок, будущей женой Нарбута и Виктора Шкловского.

Вспоминая Олешу, на память приходят в первую очередь два его романа: «Три толстяка» (1924 г.) и «Зависть» (1927 г.). Роман «Три толстяка» автор посвятил Валентине Грюнзайд, в которую был в то время влюблён. Но роман опубликовали только через четыре года; к этому времени его «любовь» вышла замуж за писателя Евгения Петрова. Переживая драму неудавшейся любви с весьма легкомысленной возлюбленной, «ключик был скрытен и самолюбив; он ничем не выдал своего отчаяния». (Катаев В.П., 2019). Хотя Катаев придерживается того мнения, что первая любовь Олеши «оставила неизгладимый след на всём его творчестве, сделала его гениальным и привела в конце концов к медленному самоуничтожению».

Следует отметить потребность Олеши писать метафорическую прозу (жанр сказки). В кругу литераторов его называли «королем метафор». В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

В рамки формирующейся новой советской литературы Юрий Олеша вписаться не смог. В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло ни одного крупного художественного произведения. Слишком ясна стала ненужность в новом советском государстве героев-мечтателей. Писать по канонам социалистического реализма он не хотел и не мог.

С этих же тридцатых годов начались репрессии многих его друзей и знакомых. Самого писателя репрессии, к счастью, обошли стороной, если не считать такой «мелочи»: произведения Юрия Олеши с 1936 по 1956 годы не переиздавались. Только в 1956 году была издана книга «Избранные сочинения», переизданы «Три толстяка» и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи «Ни дня без строчки».

Психологически понятно, что Олеша не писал романов. Но о том, что дар беллетриста не был им утрачен, свидетельствуют его многочисленные дневниковые записи, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Эти дневниковые записи «свидетельствуют об ипохондрике, то и дело возвращающемся мыслями к смерти, болезням, испуганно прислушивающемся к старению сердца, видящем странные, страшные сны, которые “невозможно рассказать”, после которых нельзя жить». (Гудкова В., 2006).

А дальше, как это совсем нередко случается у писателей (включая гениальных и талантливых) Олеша запил. Сам он писал так: «Литература окончилась в 1931 году. Я пристрастился к алкоголю… Приехав с группой советских писателей в Париж на международную выставку, я в первый же день проиграл в притоне все свои деньги». (Олеша Ю.К., 2006).

Великую Отечественную войну Олеша «пересидел» в Ашхабаде. Здоровый 42-летний человек, в отличие от многих своих коллег, не стал военным корреспондентом, а работал агитатором, то есть призывал солдат, отправлявшихся на фронт, сражаться, а рабочих и крестьян – работать. Кроме того, писал бездарные очерки и переводил туркменских авторов. Пытался написать пьесу из туркменской жизни, но, к счастью, её не закончил. Муза, однажды отвернувшись от Олеши, больше к нему уже не возвращалась.

Постепенно нарастали невротические (ипохондрические и паранойяльные) нарушения психики: из-за повышенной мнительности он одно время подозревал, что болен «проказой», демонстрируя друзьям её возможные симптомы; или вполне серьёзно считал, что против него «ополчились природа и транспорт», т.к. никогда не мог дождаться нужного трамвая или подходящей ему по нраву погоды.

В «Книге прощания» он пишет – «Я слишком часто (почти постоянно) думаю о смерти болезненно! Это противно, хочу отделаться от этого. Дальше будет о болезни сердца (болен ли сериозно, не знаю, не хожу к врачам). Страх перед врачом. А вдруг скажет: Э, батенька… — и откроется вся катастрофичность моего состояния. Откроется, не откроется — неизвестно, и вот, думая о страхе перед врачом, к врачу не хожу, и мучаюсь уже много лет, порчу и здоровье, и нервы, и самочувствие, и теряю молодость и ощущение наслаждения существованием — этой постоянной мыслью о том, что болен — смертельно болен. Во всяком случае, чувствую себя неважно»».

Писатель Юрий Нагибин оставил об Олеши нелицеприятные воспоминания: «С уязвлённой гордостью, обманутым честолюбием, выродившимся в тщеславие. Отсюда каждодневные сидения в “Национале”, в обществе подонков и дельцов, восхищавшихся каждым его словом… Считалось, что он невероятно требователен к себе, а он брался за любую халтуру. Другое дело, что она у него часто не получалась, и ещё чаще, из-за пьянства и разложения, он не доводил её до конца или терял почти законченную рукопись. Он был слабый человек с громадными амбициями, не очень большим, но оригинальным даром». (Нагибин Ю.М., 1995).

Философ и психолог Владимир Петрович Руднев относит личность Олеши к «ананкастам», подразумевая под последним определением обсессивно-компульсивный, педантичный «немецкий» характер писателя (напомним, что происхождение Олеши польское). В.П. Руднев сравнивает его с такими литературными персонажами, как Акакий Акакиевич Башмачкин (у Гоголя) и Алексей Каренин (у Льва Толстого в «Анне Карениной»). (Руднев В.П., 2005). Оставим эти дискуссионные сравнения на совести автора.

О болезненном состоянии Олеши, равно как и о его творческой потенции в этот период, в большей степени может свидетельствовать его «Книга прощания», состоящая из дневниковых записей разного времени. Вот несколько цитат из неё, характеризующих душевное состояние автора.

«. больше года работал над инсценировкой. хотя инсценировки так и не сделал, тем не менее, могу быть доволен тем, что делал».
«Это моя трагедия, заставившая меня прожить по существу ужасную жизнь. Я садился к столу, на котором лежала кипа бумаги, брал лист и, написав одну-две строки, тотчас же зачеркивал их. Тут же я повторял то же начало с некоторыми изменениями и опять все зачеркивал. Зачеркнутой оказывалась вся страница. Причем я зачеркивал не просто, а почти рисуя. Страницы получались красиво зачеркнутыми, производящими такое впечатление, как будто все живые строчки на них закрыты решеткой. Ужас в том, что количество этих страниц обычно вырастало до огромного количества — до сотен и десятков сотен, — а текста, идущего подряд, почти не было. Так могло продолжаться несколько месяцев, во время которых мне казалось, что я работаю над пьесой или повестью».
«Я болен; у меня болезнь фразы: она вдруг на третьем или четвертом звене провисает. Я почти конкретно вижу это выгнувшееся книзу брюхо».
«Я могу писать каждый день, строк по сто по крайней мере. А если это просто замена курения? если это просто груда окурков. Я пишу, думая, что передо мной книга, а это просто окурки — просто картонные, противно-коричневые трубочки, щепотки папиросной бумаги, пепел!».
«Иногда я вдруг терял способность писать пером, чернилами. Мог писать только карандашом. И странно, от карандаша почерк становился чётким, круглым и прямым, почти откинутым назад, от пера — тотчас же строки начинали становиться грязными, стёртыми, отталкивающего вида. И, кроме того, многое исчезало бесследно, буквально слезало с листа!».
«Я безусловно болен болезнью мозгового центра, имеющего отношение к писанию фразы. Иногда мне кажется почти зрительно, что вся написанная мною или кем-либо другим (то есть читаемая мною) колодка фраз шатается, зыблется, как желе. Отношение человека к письму живет в мозгу очень давно, это так же древне, как страх, мания преследования, мания сжигания, величия. И поэтому душевное заболевание может легко связаться именно с письмом».
«Совершенно очевидно, что я болен. Болезнь моя, начавшаяся уже давно — в виде проявления нетерпения. имеет в своем существе желание поскорей умереть. Эта болезнь в некотором виде есть у всех».

Очередной раз мы можем наблюдать неразрывную связь не реализованного творческого таланта с душевным недугом.

Приведённые сведения позволяют предположить наличие у Юрия Карловича Олеши некоторых черт специфических расстройств личности (тревожных, фобических, ипохондрических, обсессивно-компульсивных). Из-за сопутствующей алкогольной зависимости они ярко проявлялись в поведении писателя, приобретая чаще неприглядный характер. Не вызывает сомнения негативное влияние на творческий процесс клинически выраженной алкогольной зависимости. Так что Юрий Карлович Олеша оказался оригинальным лишь в творчестве, но не в жизни. Впрочем, для славы и своего прочного места в ряду российских писателей этого оказалось более чем достаточно.

***
Опубликовано в журнале «Независимость личности» №1, 2021.

Источник

Биография Юрия Олеши

биография писателя юрия карловича олеши

Российский писатель, драматург и сценарист Юрий Карлович Олеша родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1899 года в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина). Отец Олеши был обедневшим польским дворянином. В 1902 году семья переехала в Одессу.

Писать Юрий Олеша начал подростком. В 1917 году с золотой медалью окончил Ришельевскую гимназию. По окончании гимназии он подарил своему учителю словесности тетрадь под названием «Виноградные чаши» с 33 стихотворениями.

В том же году поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, где проучился два курса.

К этому времени относится его знакомство в поэтическом кружке «Зеленая лампа» с Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким, Ильей Ильфом и другими литераторами будущей «южнорусской школы».

Вместе с Катаевым, Багрицким и Ильфом входил в литературную группу «Коллектив поэтов». После установления в Одессе советской власти сотрудничал с Бюро украинской печати (БУП) — информационным органом советского правительства Украины.

Среди первых литературных опытов Олеши — одноактная драма «Игра в плаху» (1921).

В 1921 году писатель переехал в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а он остался в советской России.

В этом же году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров и другие писатели.

В 1924 году Юрий Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», опубликованную в 1928 году. В 1930 году по заказу МХАТа Олеша создал одноименную пьесу, которая была поставлена во многих театрах мира. Роман и пьеса были переведены на 17 языков, по сказке Олеши был поставлен балет на музыку Виктора Оранского, режиссером и актером Алексеем Баталовым снят художественный фильм.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», ставший одним из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. В 1929 году Олеша написал по этому роману пьесу «Заговор чувств», а в 1935 году по мотивам произведения режиссером Абрамом Роомом был снят фильм «Строгий юноша».

В 1931 году переделанную по указанию цензуры пьесу Олеши «Список благодеяний» поставил Всеволод Мейерхольд. Спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят.

В 1931 году вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы разных лет.

В 1934 году Олеша выступил на первом съезде советских писателей, говоря о себе как о «нищем», у которого отнято все. В 1936-1956 годах его произведения не печатались и не упоминались официально. В 1930-е годы многие друзья и знакомые писателя были репрессированы.

В годы Великой Отечественной войны он был в эвакуации в Ашхабаде.

В 1956 году была издана книга Олеши «Избранные сочинения», переизданы «Три толстяка» и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи писателя «Ни дня без строчки».

По сценариям Олеши были сняты фильмы «Болотные солдаты» (1938), «Ошибка инженера Кочина» (1939). Он был автором сценариев документального фильма «Кино за 20 лет» (1940, совместно с Александром Мачеретом), анимационных фильмов «Девочка в цирке» (1950), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951, совместно с Иваном Ивановым-Вано). Им написаны тексты песен для картины «Море зовет» (1956).

В 1958 году Театр имени Евгения Вахтангова поставил его инсценировку романа Федора Достоевского «Идиот».

Юрий Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

После смерти писателя в свет вышла его книга «Ни дня без строчки», составленная Виктором Шкловским и вдовой Олеши из отредактированных дневниковых записей последних семи лет жизни. В 1999 году опубликовано дополненное издание «Книга прощания».

Писатель был женат на художнице Ольге Суок, которой посвятил свой знаменитый роман-сказку «Три толстяка».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Юрий Карлович Олеша

Фото Все

биография писателя юрия карловича олеши

биография писателя юрия карловича олеши

биография писателя юрия карловича олеши

биография писателя юрия карловича олеши

Видео Все

биография писателя юрия карловича олеши

Юрий Олеша и Ольга Суок. Больше, чем любовь

биография писателя юрия карловича олеши

Наблюдатель. Юрий Олеша. 120 лет. Эфир 28.03.2019

биография писателя юрия карловича олеши

Литература. Творчество Юрия Олеши (1977)

Юрий Олеша — биография

Великий советский писатель Юрий Олеша широко известен на родине и в других странах. Он писал сказки, увлекательные повести, стихи, сатирические фельетоны, которыми до сих пор зачитываются наши современники.

Самым знаменитым произведением Юрия Олеши считается любимая многими поколениями сказка «Три толстяка». Однако автор создавал красочные повести, юмористические фельетоны и даже писал стихи.

Детство

Писатель называл себя последним представителем 19-го века, ведь родился он в 1899 году. Юра родился в семействе польских дворян на территории современного города Кропивницкий. Карл, отец мальчика, служил чиновником. В свое время Карл владел огромным поместьем, но его пришлось продать – семья крайне нуждалась в деньгах. Даже огромной по тем временам суммы хватило всего лишь на несколько лет. Карл и его брат были азартными игроками и спускали деньги в карточных играх. По воспоминаниям самого Юрия, он помнил ссоры между отцом и дядей – они спорили из-за денег.

О былой славе рода и богатстве напоминал только пышный герб семейства. На семейном гербе писателя был изображен грациозный олень с короной на ветвистых рогах.

биография писателя юрия карловича олешиЮрий Олеша в детстве

Когда мальчику было три года, семья переезжает в Одессу. Юра с любовью будет вспоминать потом о бабушке – именно она занималась воспитанием талантливого мальчугана. Женщина учила любимого внука писать и читать, от нее он узнал основы не только родной польской грамоты, но и русской.

Помнил будущий писатель и бунт моряков с корабля «Князь Потемкин-Таврический». Мятежникам нужно было пополнить запасы, и они пришвартовались в одесском порту. Мальчик воспоминал, что это событие вызвало у него дикий страх, он еще не понимал смысла происходящего. По воспоминаниям писателя единственное, что он тогда осознавал – бунт был направлен против царя.

Раннее творчество

Через несколько лет обстановка в Одессе стала более спокойной. В 1907 году будущий писатель отметил свое одиннадцатилетние – самое время для поступления в гимназию. Мальчик поступил в местное учебное заведение. Ришельевская гимназия считалась одной из самых лучших в стране, ведь в свое время ее посетили Пушкин и Гоголь. Современник Юрия, Валентин Катаев, рассказывал, что ученики этой гимназии считались настоящими аристократами. У ришельевцев даже была особая форма – все ученики носили черную одежду, а ребята из «Ришельевки» облачались в серые костюмчики.

биография писателя юрия карловича олешиЮрий Олеша пишет в молодости

Среди близкого круга друзей Юра прослыл остряком, настоящим авторитетом. Метким высказыванием юноша мог заткнуть за пояс любого оппонента. С парнем предпочитали не связываться – никто не хотел стать объектом издевательств. Интересно, но в детстве Юрий совершенно не интересовался литературой. Куда больше его волновал футбол – вид спорта, который появился совсем недавно, но уже успел завладеть сердцами окрестных мальчишек. Олеша с удовольствием играл в футбол, даже выступал за честь родной гимназии на многочисленных соревнованиях.

Какое-то время юноша даже грезил спортивной карьерой, но об этом пришлось забыть – у него было слабое сердце. Когда со спортом было покончено, устремления юного таланта были направлены на литературу.

Свои первые стихи парень начал писать в старших классах, одно из произведений Юры даже было опубликовано в местной газете. Заветную тетрадку с 35 стихами юноша подарил своему кумиру – любимому учителю Аркадию, который преподавал словесность.

Валентина Катаева, который в будущем также станет прославленным писателем, и Олешу связывала многолетняя дружба. Их объединяла любовь к литературе. Ребята вместе с восторгом следили за литературным Ренессансом. В Петербурге начинают создавать свои шедевры Ахматова, Александр Блок. А Игорь Северянин придумывает неожиданные литературные формы, экспериментирует со словом. Даже до Одессы доносились имена прославленных литераторов.

биография писателя юрия карловича олешиЮрий Олеша на похоронах Маяковского

В Одессе был свой собственный центр культурной жизни. Все самые видные деятели искусства частенько бывали на даче известного переводчика Федорова. Федоров не только занимался переводами, он был известен и ученичеством у поэта Аполлона Майкова. Именно на эти встречи Юра с удовольствием приезжал: ему нравилось слушать разговоры об искусстве, читать собственные стихи, да и хозяин дома часто помогал молодому дарованию с рифмами.

После окончания гимназии молодой человек поступает в местный университет – он планировал стать юристом. Несмотря на обучение по совершенно нетворческой специальности, Юрий продолжал писать художественные произведения. Определяющим событием не только в писательской биографии автора, но и в его личной жизни стало вступление в кружок «Зеленая лампа». Там он увидел сестер Суок, которые сыграли не последнюю роль в его жизни. Юноша влюбился в младшую девушку, Серафиму. Младшая Суок ответила взаимностью. В 1918 году было напечатано произведение Юрия под названием «Рассказ об одном поцелуе».

Дальнейшая литературная карьера

В 1920-х годах революционные настроения стихли и пришло время власти Советов. Юрий вступает в новый литературный кружок под названием «Коллектив поэтов». Вместе с писателем этот клуб посещали другие будущие звезды советской литературы – Исаак Бабель, Валентин Катаев, Илья Ильф и многие другие. Почти все писатели из кружка в будущем начнут творить в прозаическом жанре, но в то время они увлекались написанием стихов. Руководителей у клуба не было – юные литераторы собирались в кафе или в квартирах, читали собственные произведения, даже устраивали вечера на определенную тематику. Олеша вспоминал, что его друзья по писательскому кружку относились друг к другу очень сурово, ведь все серьезно работали и готовились к профессиональной карьере.

биография писателя юрия карловича олешиПисатель Юрий Олеша в творческом процессе

Юрий вместе с друзьями работал в то время в местном телеграфном агентстве, где молодые писатели создавали тексты к плакатам и агитационные стишки. Главой агентства был представитель акмеизма, поэт Владимир Нарбут. Юрий вскоре подружится с Владимиром, но через год поэта переводят по работе в Харьков. А потом Олеша вместе со своей избранницей Серафимой тоже переедут в Харьков.

В то время родители молодого писателя решают переехать в Польшу – власти разрешили им пересечь границы страны. По воспоминаниям Юрия, семья уже не имела средств к существованию, отец не работал, да и не играл – игорные дома то открывались, то закрывались. Хотя родители просили сына поехать вместе с ними, он ответил отказом. С Серафимой мужчина уже успел расстаться, и она вышла замуж за его друга Владимира Нарбута.

В попытках заработать Юрий днем писал агитационные стихи, а по вечерам перевоплощался в конферансье в местном ресторане. В Харькове он задержался ненадолго: вскоре друзья предложили ему переехать в Москву, и писатель последовал этому совету. Сначала в Москву перебрался Катаев, потом едет Нарбут с молодой супругой и в конце концов туда уехал и сам Юрий.

Фельетоны

В Москве Юрию посчастливилось устроиться в газету под названием «Гудок» Тогда еще маленькая газета публиковала произведения таких видных авторов, как Ильф, Булгаков, Паустовский, Петров. Сначала обязанности Олеши состояли в работе с корреспонденцией – он составлял письма от лица газеты. Однажды ему доверили написать фельетон, с чем писатель мастерски справился. Короткий юмористический рассказ так понравился издателю, что вскоре в газете начинают появляться другие произведения Юрия.

Псевдоним молодой человек себе взял крайне звучный – Зубило.

Новоявленный фельетонист брал злободневные темы из писем читателей – они жаловались на воров, бюрократию и прочие неприятные явления. Вначале такие письма печатали в газете без правок, но материал получался пресным и скучным. А вот истории в сатирической обработке Юрия пользовались бешеной популярностью, тираж издания возрос. Катаев позже рассказывал, что он буквально «потонул» в славе остряка Зубилы.

биография писателя юрия карловича олешиЮрий Олеша в газете «Гудок»

Руководство издания часто посылало своих лучших работников на своеобразные гастроли. В очередной раз «покорять» железнодорожные узлы отправили Олешу. Билеты на представление раскупали молниеносно. Творческие вечера, на которых блистал Юрий, пользовались популярностью. Интересно, что в сценической деятельности Олеша активно взаимодействовал со зрителями. Он предлагал публике выкрикивать слова, а другие участники представления должны были придумать удачную рифму. А потом Олеша за несколько минут составлял стихотворение из слов и рифм, придуманных зрителями.

«Три толстяка»

«Сказочная» карьера писателя началась совершенно необыкновенно. Однажды он познакомился с 13-летней девочкой по имени Валя, которая жила по соседству. Еще до знакомства с девочкой писатель часто видел ее за томиком произведений Андерсена. Потом Валя расскажет своему новому другу о любви к сказкам великого датчанина. Олеша пообещал юной подруге, что создаст специально для нее такую сказку, которая и не «снилась» Андерсену. Обещание Юрий выполнил.

биография писателя юрия карловича олеши

Бумагу для писательства Юрий брал в типографии – отматывал от большого рулона. Писал он по ночам в свободное от работы время. Сказку-роман он сочинил за восемь месяцев. Прототипом главной героини стала бывшая избранница писателя – Серафима Суок.

Однако напечатали сказку не сразу – издателям не понравилась попытка автора описать революцию в сказочной манере. Вскоре выходит другой роман писателя под названием «Зависть», о котором благожелательно отзывался сам Максим Горький.

Позже критик Марк Слоним скажет, что в романе основные действия развиваются во взаимосвязи человека и эпохи. Эпоха «говорит», что человек должен включиться в новый строй социальной жизни, при этом в жертву необходимо принести счастье, ценности и чувства.

биография писателя юрия карловича олешиПисатель Юрий Олеша

Через несколько лет по мотивам произведения будет поставлен спектакль, который назывался «Заговор чувств».

«Три толстяка» будут опубликованы только в 1928 году, когда Олеша станет известен общественности. Позже сказку превратят в спектакль, а потом и в балет. В 66-м году выйдет и прекрасный фильм с одноименным названием.

Личная жизнь

Роман великого советского писателя и Серафимы Суок уже тогда обсуждался в литературных кругах. Красавица Серафима слыла ветреной особой, поэтому личная жизнь писателя долгое время не была счастливой. Свою «сказочную» музу Юрий любил всегда, но Суок дважды покидала страстного поклонника. Во второй раз она решила выйти замуж за близкого друга Олеши, поэта Владимира Нарбута.

биография писателя юрия карловича олешиЮрий Олеша с Серафимой Суок и Ольгой сидят на крыше

С семейством Суок писателя связывали очень теплые отношения – он был другом сестрам Серафимы, Ольге и Лидии. Вскоре молодой человек начинает ухаживать за Ольгой, и она ответила ему взаимностью. Хотя общих детей у супругов не было, Юрию удалось познать радости отцовства – он воспитал сына жены от первого брака.

Запрет на издание произведений

В 1930 году обстановка в стране была накаленной – последовала череда арестов и репрессий представителей отечественной интеллигенции. Угрозу чувствовали многие писатели и поэты того времени. В этом же году выходит пьеса Юрия под названием «Список благодеяний». Главная героиня произведения записывала в особую тетрадку все благие поступки и прегрешения советской власти. Таким образом писатель хотел рассказать о собственном отношении к советской действительности. Его героиня утверждала, что умом вполне принимает коммунизм, но чувствами она против нового строя. Это были очень опасные слова – писатель играл с огнем. Несмотря на художественную ценность произведения (ее готовился поставить сам Всеволод Мейерхольд), пьеса попала под запрет.

биография писателя юрия карловича олешиПроизведения Юрия Олеши

В «Литературной газете» вскоре появляется любопытная заметка – в одной из статей рассказывается о шефстве рабочих над современными писателями. Таким образом обычные рабочие должны были показать авторам, каким может быть идеальное литературное произведение. Творчество должно быть приравнено к цеху – таковы были цели советских властей. Среди «подшефной» группы был и Юрий Олеша. Его критиковали, «чихвостили» на собраниях, просили писать просто и лаконично.

Писатель не принял «шефства», он даже напишет в своих дневниках, что литература для него закончилась. На съезде писателей советских республик он скажет, что он вполне может общаться с рабочими, даже жить на заводе, но смысла от этого не будет – писателя никогда не интересовали цеховые будни. В этой теме Юрий не чувствовал себя художником и лгать он не намерен, он просто не понимал тип героя-рабочего.

биография писателя юрия карловича олеши

После такого откровения писателя перестают публиковать. В 34 году он создал кинематографический сценарий под названием «Строгий юноша», по которому позже снимут картину. Но ленту тут же запретили. Олешу назвали пессимистом, а его стиль – несоответствующим социалистическому реализму.

А потом грянула Вторая Отечественная и мужчина переезжает в Ашхабад. Но и в эвакуации писатель нашел достойное занятие – он выступал на радио, писал сценарии.

После смерти Сталина о писателе вновь вспоминают. В 50-х Олеша вновь принимается в творческих кругах. Однако даже после снятия запрета на публикацию, Юрий не смог прийти в себя окончательно – событие сломило его, и писатель крайне редко брался за новые рукописи.

биография писателя юрия карловича олеши

В мае 60-го Юрий умер. В последние годы жизни он много выпивал, денег катастрофически не хватало.

Незадолго до смерти он спросил своих коллег по литературному цеху – каких похорон он достоин. Литераторы ответили, что панихида пройдет по высшему разряду. На что писатель иронически попросил друзей отдать ему разницу сейчас, а похороны провести по «низшему» разряду. Однако похороны мэтра советской литературы были очень пышными – проститься с гением пришли его друзья и многочисленные поклонники.

Через пять лет выйдет посмертный сборник писателя под названием «Ни дня без строчки», в котором были собраны дневниковые записки Олеши.

Произведения

Романы

Пьесы

Ссылки

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *