биография писателя юрия мамлеева
Юрий Мамлеев
Биография писателя
Юрий Витальевич Мамлеев родился 11-го декабря 1931 г. в Москве. В 1956 г. закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах.
С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю. Мамлеев — Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ.
Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом — в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) и «Россия Вечная» (см. «Россия Вечная», Аиф-принт, 2002).
Лучшие книги автора
Блуждающее время
Утопи мою голову
Записки повара
Империя Духа
Похожие авторы:
Упоминание книг автора:
Цитаты из книг автора
«Деревья уже давно здесь росли без прежней стихии, одухотворенные: не то что они были блевотиной или бумагой, а просто изнутри светились мутным человеческим разложением и скорбию. Не травы уже это были, а обрезанные человеческие души.»
-Жизнь-добавка к половому акту.
Последние рецензии на книги автора
С восторгом открыл для себя Юрия Мамлеева. Дочитал и держу в руках его первую книгу, напечатанную в СССР, в 1990-м году. Сборник рассказов с вызывающим названием «Утопи мою голову». А ведь писать он начал ещё при позднем Хрущёве. Держу эту книгу и пытаюсь найти оправдание её запрету.
Как принято считать, проза Мамлеева тяготеет скорее к сюрреализму, но вот проблема, этот сюр очень даже отрезвляет, иногда недлинные рассказы автора вызывают шевеление волос на голове, а порой и легкую тошноту, головную боль, недомогание. Но это всё обжигающе приятно, как будто узнал чужую тайну в детстве, захватывающе, как вуайеризм, притягательно, потому что находится под запретом.
(Не)большое отступление. Только подумайте, как много «убивают» персонажей-людей в книгах-детективах, экшн-фильмах, криминальных сериалах. Если «умирает» не главный герой, то мы и внимания-то особого этому не придаём. «Умер» и «умер», для затравочки сгодится. Не по-настоящему же. Разумеется, не по-настоящему. А что если таким образом нарушить святое табу и, не по-настоящему, «убить» животное? А ребёнка? Как вам, а? Подобную наглость себе позволяют немногие, сейчас на ум приходит только австриец Михаэль Ханеке – выдающийся режиссёр. И каждый раз, когда Ханеке «убивает» в своем фильме животное, лично у меня кровь в жилах стынет от ужаса. Обязательно посмотрите его фильм «Забавные игры», неважно «немецкую» или «американскую» версию – они одинаковые. Посмотрите и вам не захочется больше ничего.
Мамлеев тоже не брезгует литературным живодёрством, чем также вызывает ужас, граничащий с восхищением. И не надо думать, что это всё это сюрреально, ведь каждый мясоед создаёт спрос на убийство животного. Я вот давно это признал, но с собой ничего поделать не могу, продолжаю создавать этот спрос, иногда даже перестаю чувствовать вину. Просто хватаю охлаждённую тушку курицы в супермаркете и бросаю её в корзину. Мерзко звучит.
И с животными, это так, просто пример. Мамлеев, разумеется, глубже и шире.
Незадача, правда? Сюрреалист-реалист. Если очень плотно задуматься, вдохновиться нужными авторами, кинокартинами, мнениями – вся наша жизнь сюрреальна. Мы все живём как во сне: работа-дом-работа. Уничтожаем жизнь. Иногда не только свою. Медленно. Понимаем это, но сделать ничего не можем. Персонажи Мамлеева пытаются исправить хоть что-то, теми способами, которые им доступны, теми способами, которые многим навсегда останутся непонятны, а как иначе, ведь чужая душа – потёмки.
Пусть это будет антиподвиг, они к нему готовы. Мы – нет.
В романе чувствуется что-то не из проходной литературы, но можно ли это назвать глубоким произведением искусства? Сомневаюсь. Или я чего-то очень сильно не поняла здесь.
Биография Юрия Мамлеева
Русский писатель, философ Юрий Витальевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 года в Москве, в семье профессора психиатрии.
В 1955 году окончил Московский лесотехнический институт (ныне МГУЛ, Московский государственный университет леса) по специальности «инженер».
В 1957-1974 годы преподавал математику в вечерних школах.
В 1953 году — еще в период студенчества начал писать. В СССР не печатался, его произведения распространялись в самиздате в кругу друзей и знакомых.
В 1958 году Мамлеев организовал у себя на квартире «мистический кружок», где читались трактаты по метафизике и эзотерике и его произведения. Позднее атмосферу этого кружка писатель воспроизвел в романе «Московский гамбит».
В 1974 году вместе с женой эмигрировал в США, где преподавал русскую литературу в Корнельском университете (Cernell University).
В 1983 году переехал во Францию, читал лекции в Парижском институте восточных языков и цивилизаций, а также в Медонском центре изучения русского языка и литературы.
Издавался на немецком, английском, французском и других европейских языках. В эмиграции опубликовал рассказы «Жених» (1974); «Полет», «Набегсильфид», «Не те отношения» (1975). Печатался в эмигрантских изданиях «Гнозис», «Стрелец», «Континент»; альманахах «Аполлон» и «Часть речи».
В 1980 году вышел первый американский сборник прозы Мамлеева «Небо над адом», в 1982 году в Париже был издан сборник рассказов «Изнанка Гогена», в 1986 году — сборник «Живая смерть» и роман «Шатуны». В Германии были напечатан «Убийца из Ничто» (1992) и «Последняя комедия» (1994), получившие большое признание на западе.
С 1989 года Мамлеев начал публиковаться и в России, где опубликовал более 20 книг.
Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Граце (Австрия)(на немецком языке).
В 1991 году писатель вернулся из эмиграции.
В 1994-1999 годы преподавал восточную философию в МГУ им М. В. Ломоносова.
Мамлеев выступил основателем философского течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Россия вечная».
Среди наиболее известных работ автора можно назвать романы «Шатуны» (1988), «Московский гамбит» (1985), «Вечный дом» (1991), «Мир и хохот» (2003), а также философские работы «Судьба бытия» (1993) и «Россия вечная» (2002).
В 2009 году писатель опубликовал сборник Русские походы в тонкий мир».
Мамлеев являлся членом исполкома Общества российско-индийской дружбы, членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Возглавлял Клуб метафизического реализма ЦДЛ. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ.
В 1993 году стал лауреатом литературной премии Андрея Белого.
В 2000 году получил Пушкинскую премию (Германия). В 2008 году стал лауреатом премии «Словесность».
Кавалер государственного ордена дружбы за творчество и литературные заслуги.
С конца августа 2015 года писатель в тяжелом состоянии находился в больнице.
25 октября 2015 года Юрий Мамлеев скончался на 84-м году жизни.
Писатель был женат.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Архив Мамлеева Юрий Мамлеев о своей жизни
Автор «Шатунов», основатель Южинского кружка, один из самых удивительных русских писателей за последние полвека. Вокруг него вырос целый круг друзей-нонконформистов и их последователей — от Александра Скляра до Венедикта Ерофеева.
В Париже супругам Мамлеевым понравилось больше, чем в Америке, но и там они прожили недолго — после распада СССР вернулись в Москву.
Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева
Как вы подготавливали себя к тому, чтобы начать видеть незримую часть зримого? Что вы читали?
Наш круг тогда интересовался всеми аспектами духовной жизни человека, тем более что все это было полузапрещено. Но нужно отделить практику литературную от религиозных исканий. Как видеть мир глазами писателями и творить свой космос? Это необъяснимо, это рождается само. Что касается религиозного поиска, то для большинства из нашего круга было понятно, что православие является истинным христианством, так как оно обращено к первоистокам. Но мы с большим вниманием и уважением относились и к мусульманству, изучали и его тоже. А что касается философии, то мы шли вполне классическим путем: сначала философия немецкая, Кант, Гегель, Шопенгауэр, затем русская. Также нас невероятно обогатило знакомство с индийской философией, она намного превосходит европейскую по глубине мысли и богопознания.
Подавляющее большинство персонажей ваших книг стремятся к запредельному, но не через светлые способы, а через темные. Как вы считаете, если человек идет через мрак, это на нем сказывается?
Мрак тоже есть разный. Настоящий мрак — это тот, что не допускает человека до веры, оставляя его на положении животного, это даже ниже демонического уровня. Но есть в человеке некая тайна, потому что он создан так, что одна его часть устремлена наверх, а другая уходит вниз, в темное пространство. В человеке все соединено: и мрак, и свет. Бог дал человеку полную свободу, в том числе свободу быть богоборцем. Существует такое положение, выраженное в богословских книгах: чтобы найти истинный свет, надо познать истинный мрак. Собственно, это классический эзотерический путь. Литература опасна тем, что вы волей-неволей, описывая человека, следуете всему, что есть в мире. А в мире есть такое, что не приснится. Что-то такое и должно происходить с моими читателями, через ужас они постигают катарсис и очищение.
Что бы вы посоветовали тем, кто еще не познал катарсис?
Я бы выразил это в такой триаде: познание личности, веры и родины. В чем она заключается? Личность — нужно найти самих себя, исследовать многоцветие разных аспектов бытия. Что до веры, то без нее человек себя обрекает на полную отрезанность, на беспомощность — до смерти и после смерти. Это абсурдная ситуация, когда в человеке заложен образ и подобие божие, а он от самого лучшего, что в нем есть, отказывается. У нас есть много абсурдов в жизни, но это самый тяжелый по своим последствиям. Ведь конечная цель личности — это победа над смертью. Мы жили в то время, когда еще оставались люди, которые родились в исторической России, и я спрашивал их, в чем же разрыв между людьми их поколения и нашего. И ответ был однозначный: тогда люди были жизнерадостней. Все это благодаря вере. И последнее, Родина. Да, патриотизм всегда использовался властью в своих целях. Но есть патриотизм духовный, патриотизм внутренней России, мистической. В душе каждого человека рождается его Россия.
Юрий Мамлеев
Дата рождения: 11.12.1931
Русский писатель, драматург, поэт и философ. Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.
Награды писателя
Член американского, французского (1980) и русского ПЕН-клубов, Союза литераторов Российской Федерации (1991), член исполкома Международного общества культурных связей с Индией.
Лауреат премии имени Андрея Белого
Лауреат международной Пушкинской премии за 1999 год
В 2007 указом президента России награжден орденом Дружбы.
Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008).
Библиография
На иностранных языках
The sky above Hell and other stories. New York: Taplinger, 1980.
Chatouny. Paris: Robert Laffont, 1986.
La derniere comedie. Paris: Robert Laffont, 1988.
Der Moder aus dem Nichts. Wien: Residenz Verlas, 1992.
The Pengnin book of new Russien writing. Russia’a Fleurs du Mal. Pengnin book, London, 1995 (Yuri Mamleyev. An individualist’s Notebook).
Russische Erzahler am Ende. Eine Anthologie. Berlin: Verleg, 1995.
Fleurs du mal. Albin Michel, Paris: 1997.
The Pengnin book of New Russien writing (USA). New York: 1997.
Oi periqtdriakoi (Греция). Aqhna: 1993.
Il killer metafisico (Italy). Roma: Voland, 1997.
Chatouny (второе издание, paper book, карманное издание). Paris: Le Serpent a Plumes, 1998.
Der Tod des Erotomanen. Solzburg-Wien: Residenz Verlas, 1998.
«Это был очень крупный и странный писатель». Памяти Юрия Мамлеева
Писатель, драматург и филосо ф Юрий Мамлеев ушел из жизни в возрасте 83 лет. Ирина Прохорова, Евгений Попов, Андрей Арьев и другие рассказали «Снобу» о философии основоположника метафизического реализма и о том, как Мамлеев изменил русскую литературу
Поделиться:
Андрей Битов, писатель:
Умер очень большой писатель, и понятно это станет только через какое-то время. Может быть, потребуется даже целое поколение, чтобы это осознать. Хотя у него и сейчас немало поклонников и последователей, даже таких, которые разошлись с ним, как обезьяна и человек — начали в одной точке, но пошли в разные стороны в развитии. Среди таких, например, небезызвестный Проханов, который входил в круг его учеников.
Литература Мамлеева — это смесь философии, черного юмора и абсурда, но в ней прослеживается и классическая линия. Вспоминаются и «Бесы» Достоевского, и — уже из Серебряного века — «Мелкий бес» Сологуба. Только «Шатуны» Мамлеева навеяны уже советским опытом. Кроме большой прозы после него осталось и много небольших очаровательных и абсурдных рассказов. У этого писателя был голос, которого уже не повторить. А человеком он был мягким и умным, очень тонким. Никогда никому себя не навязывал, не перетягивал одеяло на себя. Часто таким людям удается очень долго жить.
Андрей Арьев, литературовед:
Полвека назад Мамлеев поразил нас, читателей, тем, что показал экзистенциальные глубины жестокости. Хоть он не отрекался от почти реалистического метода повествования, книги производили впечатление настоящего сюрреализма. Для нас это было чем-то очень новым — мы уже встречали это в западной литературе, но никогда не видели на родине. Это было создание нового экзистенциального абсурда, но средствами писателя, который реалистически смотрел на мир.
Не все современные писатели понимают, что Мамлеев на них повлиял — он сделал это очень опосредованно. Он как бы расширил горизонт — новые авторы теперь знают, что можно идти за те границы, которые он преодолел и которые раньше были или запретны, или недостижимы. Правда, не все переходят эти границы с тем философским обоснованием, с которым это делал Мамлеев, и оттого часто делают это слишком легко, просто потому, что теперь есть возможность.
Евгений Попов, писатель:
У Мамлеева были все шансы стать антисоветским графоманом — это было бы очень естественно с его образом жизни и привычками. Но он им так и не стал. Я с его текстами познакомился в 1977 году: они вышли в альманахе «Аполлон 77», который составил Михаил Шемякин и издал на свои деньги. Рассказы Мамлеева там были гениально проиллюстрированы все тем же Шемякиным. Так вот, я прочитал эти тексты, и мне сразу стало понятно, что это очень крупный и странный писатель. Это было совершенно ни на что не похоже: мистика обыденной жизни, грубые советские люди в неком ореоле потусторонности.
Все, что окружало Мамлеева, казалось мне ужасно странным — взять хотя бы «Южинский кружок», откуда выходили очень странные философы. Но я его знал совсем другим — он не был бесноватым или инфернальным, а казался абсолютно обычным советским человеком, этаким учителем или бухгалтером в галстуке и с портфелем. Только вот внутри у этого человека творилось что-то невообразимое, потому что бухгалтер таких текстов не напишет. Например, роман «Шатуны» — это самое мерзкое произведение, которое я читал в своей жизни. Но он уже скорее из области философии, а не литературы.
Лично мы познакомились уже на Западе, когда я стал туда ездить после 1989 года. Мы несколько раз выступали вместе, но не могу сказать, что очень много общались. В основном я слышал о нем от Генриха Сапгира, с которым они были очень близки. По словам Сапгира, Мамлеев действительно был тем самым советским человеком, каким казался: у него не было конфликтов с КГБ, и он, в отличие от буйной богемы, мало пил. У него даже рукописи в портфеле лежали пронумерованные. Все уезжали на Запад с какими-то скандалами, он же сделал это очень тихо и мирно. Сначала преподавал в американском университете. Потом понял, что Америка ему не по душе, и переехал во Францию. И везде он жил очень тихо и обстоятельно. Он и в новые времена мог лавировать между либералами и патриотами и не конфликтовать ни с теми, ни с другими. И дело тут не в хитрости, а в том, что это был человек безукоризненного поведения, который всегда говорил со всеми уважительно и по делу. А еще он был просто очень цельной личностью.
Юрий Мамлеев — яркий писатель-мистик, мощный современный классик, открывший новый путь в литературе. Он предложил совершенно новую оптику для понимания каких-то вроде бы знакомых, очевидных явлений. Он связан с определенной духовно-мистической традицией российской культуры, а она в свою очередь — с русским космизмом. В его произведениях описаны самые страшные, жуткие и катастрофичные уголки человеческого «я» и тех сил, которые руководят этим миром. Самым значительным и революционным текстом Мамлеева и для себя, и для литературы я считаю произведение «Шатуны».
Мамлеев — очень важная фигура не только для русской литературы, но и для интеллектуальной среды. Он не меньший философ, чем писатель. Его тексты — квинтэссенция драмы интеллектуала советского периода. Набор его идей — и философских, и художественных — это очень интересный материал о том, как развивалось андерграундное искусство и мышление, какой травматический опыт и какая система взглядов формировалась в те годы и даже после распада Советского Союза.
Я лично очень хорошо относилась к нему, хотя его идеи были мне не очень близки. Но я понимаю, почему происходила такая эволюция взглядов: в конце концов его высказывания девяностых и двухтысячных годов, как ни странно, отражали философию вертикали власти. Это было странно для человека такой драматической судьбы, но в этом проявился корень очень многих проблем нашего интеллектуального мышления. Хотя, в отличие от большого количества ура-патриотических мыслителей, Мамлеев значительно глубже и тоньше в своем мировоззрении и поисках смыслов.
Будучи противником революции, он считал, что главные изменения, которые могут спасти нашу страну от распада и деградации, — это взаимоотношения между людьми. Он это называл религиозной любовью людей друг к другу. Он выражал это во всех своих текстах, интервью и произведениях, несмотря на их мрачность. И это была главная идея его и художественного, и философского творчества: радикальных изменений в лучшую сторону произойти не может, пока жестокость, которая царит сегодня среди людей, не сменится на другие отношения. Я думаю, в этом он абсолютно прав, и это главный урок, который он вынес из тяжелого советского существования. В этом смысле превращение ненависти в любовь было стержнем его философии.



















