биография писателя юрия трифонова

Биография Юрия Трифонова

биография писателя юрия трифонова

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец — донской казак по происхождению, профессиональный революционер, член партии большевиков с 1904, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии, во время Гражданской войны член коллегии Наркомвоена, член Реввоенсоветов нескольких фронтов.

В 1937 родители Трифонова были репрессированы. Трифонова и его младшую сестру усыновила бабушка, Т.Л. Словатинская.

Осенью 1941 вместе с родными эвакуировался в Ташкент. В 1942, окончив там школу, он завербовался на военный авиационный завод и вернулся в Москву. На заводе работал слесарем, диспетчером цеха, техником. В 1944 стал редактором заводской многотиражки. В том же году поступил на заочное отделение Литературного института. Подал заявление на факультет поэзии (в архиве писателя сохранилось более 100 никогда не публиковавшихся стихотворений), но принят был на отделение прозы. В 1945 перевелся на очное отделение Литературного института, занимался в творческих семинарах К.А. Федина и К.Г. Паустовского. Окончил институт в 1949.

Первыми публикациями были фельетоны из студенческой жизни, напечатанные в газете «Московский комсомолец» в 1947 и 1948 («Широкий диапазон» и «Узкие специалисты»). Первый его рассказ «В степи» был опубликован в 1948 в альманахе молодых писателей «Молодая гвардия».

В 1950 в «Новом мире» Твардовского появилась повесть Трифонова «Студенты». Успех ее был очень велик. Она получила Сталинскую премию, «посыпались всякие лестные предложения, — вспоминал писатель, — из «Мосфильма», с радио, из издательства». Повесть была популярна. В редакцию журнала приходило множество писем читателей, ее обсуждали в самых разных аудиториях. При всем успехе повесть действительно только напоминала жизнь. Сам Трифонов признавал: «Были бы силы, время и, главное, желание, я бы переписал эту книгу заново от первой до последней страницы». Но когда книга вышла, успех воспринимался ее автором как должное. Об этом свидетельствует инсценировка «Студентов» — «Молодые годы» — и написанная годом позже пьеса о художниках «Залог успеха» (1951), поставленные в Театре им. М.Н. Ермоловой А.М. Лобановым. Пьеса была подвергнута довольно резкой критике и сейчас забыта.

После шумного успеха «Студентов» для Трифонова, по его собственному определению, наступил «изнурительный период каких-то метаний». В то время он начал писать о спорте. В течение 18 лет Трифонов был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого журнала и крупных газет на Олимпийских играх в Риме, Инсбруке, Гренобле, на нескольких чемпионатах мира по хоккею, волейболу. Он написал десятки рассказов, статей, репортажей, заметок на спортивные темы. Многие из них вошли в сборниках «В конце сезона» (1961), «Факелы на Фламинио» (1965), «Игры в сумерках» (1970). В «спортивных» произведениях проявилось открыто то, что впоследствии станет одной из главных тем его творчества,— усилие духа в достижении победы, пусть даже над самим собой.

С 1952 начались поездки Трифонова в Туркмению на строительство Туркменского, потом Каракумского канала. Поездки продолжались около восьми лет. Итогом их стали сборник рассказов «Под солнцем» (1959) и роман «Утоление жажды», опубликованный в 1963 в журнале «Знамя». Роман не раз переиздавался, в т.ч. и в «Роман-газета», выдвигался на соискание Ленинской премии 1965, был инсценирован и экранизирован. Правда, как говорил Трифонов, читали роман, по сравнению со «Студентами», «гораздо более спокойно и даже, пожалуй, вяло».

«Утоление жажды» оказалось характерным «оттепельным» произведением, оставаясь во многом одним из многочисленных «производственных» романов тех лет. Однако в нем уже были персонажи и мысли, которые позже окажутся в центре внимания писателя.

Название романа «Утоление жажды» критика расшифровывала не только как утоление жажды земли, ждущей воды, но и утоление человеческой жажды справедливости. Стремлением восстановить справедливость была продиктована и повесть «Отблеск костра» (1965) — документальное повествование об отце писателя. В конце 1960-х он начинает цикл т.н. московских или городских повестей: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), потом к ним присоединились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Сюжеты этих книг, особенно первых трех, как будто посвящены лишь «подробностям» быта современного горожанина. Повседневная жизнь городских обитателей, сразу узнаваемая читателями, казалась многим критикам единственной темой книг.

Критике 1960-70-х понадобилось много времени, чтобы понять, что за воспроизведением быта современного города скрыто осмысление «вечных тем», того, что составляет сущность человеческой жизни. В применении к творчеству Трифонова оправдались слова одного из его героев: «Подвиг — это понимание. Понимание другого. Боже мой, как это трудно!»

Книга о народовольцах «Нетерпение» (1973) воспринималась по контрасту с «городскими» повестями. Тем более что появилась она после первых трех из них, когда часть критики попыталась создать Трифонову репутацию всего лишь современного бытописателя, поглощенного каждодневной суетой горожан, занятых, по определению писателя, «великими пустяками» жизни.

«Нетерпение» — книга о террористах XIX в., нетерпеливо подталкивающих ход истории, готовящих покушение на царя, погибающих на эшафоте.

Об ощущении слитности прошлого и настоящего написан роман «Старик» (1978). В нем в одной жизни оказались взаимосвязаны история и на первый взгляд как будто не имеющая к ней отношения, исчезающая бесследно в суете повседневности, поглощенная сама собой современность. «Старик» — роман об уходящих людях и уходящем, исчезающем, кончающемся вместе с ними времени. У персонажей романа пропадает ощущение себя частью той бесконечной нити, о которой говорил герой «Другой жизни». Эта нить, оказывается, обрывается не с окончанием жизни, но с исчезновением памяти о прошлом.

Уже после смерти писателя в 1980 были опубликованы его роман «Время и место» и повесть в рассказах «Опрокинутый дом». В 1987 журнал «Дружба народов» напечатал роман «Исчезновение», который Трифонов писал много лет и не успел закончить.

«Время и место» начинается вопросом: «Надо ли вспоминать?» Последние произведения Трифонова стали ответом на этот вопрос. «Время и место» писатель определил как «роман самосознания». Последние книги оказались поэтому более автобиографичными, чем предшествующие им. Повествование в них, входя в новые психологические и нравственные слои, приобрело более свободную форму.

Начиная с повестей 1960-х — почти за 15 лет — Трифонов оказался одним из основателей особого направления новейшей русской литературы — т.н. городской прозы, в которой он создал собственный мир. Его книги объединены не столько общими, переходящими из одной в другую персонажами-горожанами, сколько мыслями и взглядами на жизнь и героев, и автора. Главной задачей литературы Трифонов считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека.

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года в Москве от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Источник

Трифонов Юрий Валентинович

Российский писатель. Поэт. Киносценарист. Мастер «городской» прозы. Одна из главных фигур литературного процесса 1960-1970-х годов в стране. Основоположник психологического рассказа о спорте и спортсменах. В 1980 году выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе.

Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 года в городе Москва. Отец прошел ссылку и каторгу, участвовал в вооруженном восстании в Ростове, в организации в 1917 году Красной Гвардии в Петербурге, в гражданской войне, в 1918 году спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец выступал для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека. Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен. В 1938 году также арестована и мать.

«Сын врага народа» после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки. Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт имени Максима Горького, который окончил с отличием в 1949 году.

Известность приобрел после выхода в свет романа «Студенты» в 1950 году. Весной 1952 года уехал в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Трифонова оказалась связанной с Туркменией. В 1959 году появился цикл его рассказов и очерков «Под солнцем», в котором впервые обозначаются черты собственно трифоновского стиля. В 1962 году написал роман «Утоление жажды». Реабилитация отца в 1956 году дала Юрию Валентиновичу возможность в 1965 году написать документальную повесть «Отблеск костра» на основе сохранившегося архива отца.

С 1966 по 1969 год написал ряд рассказов, в числе которых «Вера и Зойка», «В грибную осень» и другие. В 1969 году выходит первая повесть из цикла «городских» «Обмен», за нею следуют «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». В 1973 году издал роман о народовольцах «Нетерпение», исследующий в человеке «неистребимый генетический код истории», связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее.

Юрий Валентинович Трифонов скончался 28 марта 1981 года в Москве на 56 году жизни от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен писатель на Кунцевском кладбище столицы.

Орден «Знак Почета» (1975)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Источник

Презентация на тему: Юрий Трифонов Биография, творчество

Детство и юность

Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Судьбы членов семьи писателя неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского Союза. В квартире Юриной бабушки Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга до революции останавливался Иосиф Сталин. Татьяна Александровна штопала вещи будущего вождя всех народов и, по слухам, имела с ним роман.

A post shared by MIDNIGHT SOUL CREW (@midnightsoulcrew) on Mar 28, 2020 at 2:22am PDT

Писатель Юрий Трифонов
Отец литератора — Валентин Андреевич, революционер родом с Дона, тоже отлично знал Иосифа Джугашвили еще с царских времен и, как и Коба, был очарован красотой и умом Татьяны Словатинской. Однако затем донской казак Трифонов увлекся дочерью своей бывшей возлюбленной, Женей, и позвал девушку замуж. Мать Юры была младше отца на 16 лет и, кроме сына, подарила супругу дочь, названную в честь бабушки — Таней.

Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей. В школе Юра писал стихи и редактировал стенгазету, а Валентин Трифонов руководил становлением советской юриспруденции.

A post shared by Писатели Writers (@all_writers) on Sep 9, 2017 at 3:25am PDT

Юрий Трифонов
В 1937 году Юриного отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и маму будущего литератора (аресту матери мальчик посвятил неумелое, но пронзительное стихотворение). Бабушка через старые связи добилась смягчения участи дочери, но из дома на набережной семью выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. Тогда же юноша вступил в комсомол.

«Последняя любовь Эйнштейна»

Ольга Трифонова — писательница, которая в своем творчестве всегда отдавала предпочтение историям, окруженным некой загадкой, тайной. Еще одним романом-биографией стала книга, посвященная Маргарите Коненковой — женщине с необыкновенной судьбой. Будучи женой известного скульптора, она стала возлюбленной великого ученого. Ее история могла бы лечь в основу остросюжетного шпионского романа. Но Трифонову заинтересовала в судьбе этой женщины, прежде всего, тайна ее любви.

биография писателя юрия трифонова

Книги

Критики Трифонова упрекали писателя в бытописательстве. В одном из последних рассказов «Вечные темы» Юрий Валентинович объясняет свою тягу к точной прорисовке бытовых деталей, житейских ситуаций и душевных терзаний маленького советского человека. Действие обычно разворачивается в Москве: из рассказа «Верка и Зоя» и повести «Обмен» читатели узнают не только о перипетиях жизни героев, но и о жилищном строительстве.

A post shared by Олеся Свидерская (@lesya_books) on Nov 11, 2018 at 12:53am PST

Книга Юрия Трифонова «Дом на набережной»
Сквозной нитью в произведениях писателя проходит проблема нравственного выбора: она присутствует и в главной книге Трифонова «Дом на набережной», и в повести «Другая жизнь», и в исповедальном романе «Время и место». Автор не щадит себя: в цитатах часто угадываются этические метания писателя-интеллигента.

Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя.

Факты из биографии

Ольга Трифонова (Мирошниченко) – дочь политического заключенного. К моменту окончания школы отец ее был освобожден. Ольга мечтала о карьере журналиста. Но поступила в технический вуз. Путь на факультет журналистики ей был заказан. К тому же профессия инженера родителям представлялась в то время довольно престижной. Позже отца реабилитировали, но к тому времени будущая писательница успела получить техническое образование.

Первые свои произведения Трифонова начала писать в 15 лет. Опубликовать же первый роман ей удалось лишь в семидесятые годы.

Личная жизнь

Трифонов трижды вступал в брак, причем все жены прозаика, судя по фото, были красавицами. По оценке дочери писателя Ольги, сейчас проживающей в Германии, в личной жизни отец не отличался высокими моральными качествами, предавал любящих его женщин и тратил движения души на творчество, а не на близких людей.

«Иногда и молчание собственное казнит». Юрий Трифонов (1925—1981), писатель.
Опубликовано Писатели и Философы Среда, 20 марта 2020 г.

Писатель Юрий Трифонов
Первой супругой Юрия Валентиновича стала солистка Большого театра Нина Нелина, происходившая из семьи известных художников. Молодые люди любили друг друга, но часто скандалили. Одной из причин размолвок могло быть прошлое певицы: ее, как и балерин главного театра СССР, принудительно привозили на банкеты Лаврентия Берии, заканчивающиеся ночными оргиями. Намек на это обстоятельство содержится в повести Трифонова «Долгое прощание», экранизированной в 2004 году.

Писатель месяцами пропадал в командировках, в частности, собирал материал для произведения «Утоление жажды». От переживаний у жены развился букет болезней, и она отправилась на лечение в Литву. Через несколько дней женщина скончалась от сердечного приступа. Домашние хлопоты свалились на дочь-подростка.

биография писателя юрия трифонова
Юрий Трифонов и его жена Ольга

Вторая жена прозаика — редактор Алла Пастухова — влюбилась в Трифонова-писателя раньше, чем познакомилась с ним лично. Молодая красавица написала хвалебную рецензию на произведение литератора. Именно для курируемой ею серии «Пламенные революционеры» Трифонов написал роман «Нетерпение».

Ради Юрия Алла развелась с мужем и подружилась с дочерью любимого. Благодаря Пастуховой проза Трифонова стала плотной и эмоционально насыщенной. Получив признание, литератор стал пренебрегать женой, а для быта ни один из супругов не был создан. В итоге отношения сначала переросли в гостевой брак, а потом распались.

Юрий Трифонов — писатель, киносценарист В 1966-1969 годах он написал ряд рассказов – «Вера и Зойка», «В грибную осень»…
Опубликовано ВЕСТИ.ru Вторник, 28 августа 2012 г.

Юрий Трифонов с сыном
Третья жена Ольга Мирошниченко ради любви к Трифонову также ушла от мужа. Добрачный роман длился 7 лет, но, по заверениям Ольги, она обратила внимание на суженого — тогда кудрявого юношу, спешившего на завод, еще в детсадовском возрасте. Интересный факт: третий тесть Юрия Валентиновича тоже был связан со сталинской семьей — учился вместе со второй супругой вождя Надеждой Аллилуевой. Ольга подарила немолодому литератору сына Валентина.

«Единственная»

На сбор материалов для написания книги Ольга Трофимова потратила около года. Архив Надежды Аллилуевой небольшой. Всего одна папка. Однако, общаясь с родственниками жены Сталина, Трифоновой удалось создать ее психологический портрет. В книге «Единственная» изображена глубоко несчастная женщина, обладающая, вопреки слухам, железной выдержкой. Кроме того что она была женой генералиссимуса, она являлась его личным редактором. Не зря Сталин позволял цитировать свои публикации, но ни в коем случае не публичные выступления.

Смерть

Роковым числом для писателя было «двадцать восемь». 28 августа Трифонов родился, а 28 марта умер. Это случилось в последний год брежневской эпохи.

28 августа 1925 года родился Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981)… Юрий Валентинович ТРИФОНОВ (1925 — 28.3.1981), писатель. Источник фото:1abzac.ru
Опубликовано Ольга Чугина Пятница, 28 августа 2020 г.

Юрий Трифонов
55-летний прозаик восстанавливался в больнице после операции по удалению почечной опухоли. В ожидании обхода Трифонов позавтракал и прилег почитать газету со своим интервью. Когда врачи пришли, литератор был уже мертв. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Могила Юрия Валентиновича находится на Кунцевском кладбище. В 2003 году на стене дома на набережной появилась мемориальная доска памяти писателя.

Библиография

Романы и повести

Студенты (1950) Утоление жажды (1963)
Произведения, входящие в цикл «московские повести»

С каждым годом на экранах телевизоров, на сценах появляются все новые и новые исполнители. Кто-то пробует себя в жанре кинематографии, но столкнувшись с трудностями, бросает это. А кто-то борется за звание быть признанным зрителями, и у него это получается. Одним из таких успешных и старательных людей является Трифонов Кирилл. Это молодой начинающий актер, стендапер.

Цитаты

«В разные времена настоящее выглядит по-разному» («Дом на набережной»)

«Человек должен бояться одного — самого себя» («Время и место»)

«Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели» («Обмен»)

«Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов. Всякий брак — двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?» («Другая жизнь»)

Кирилл Трифонов: фильмография

Помимо юмористической и музыкальной деятельности, Кирилл активно вливается в актерское мастерство. На сегодняшний день он успел сняться в таких сериалах, как:

Также он является сценаристом сериалов «ЧОП» и «Полицейские будни».

Многие зрители высоко оценили мастерство Кирилла и являются его поклонниками.

Beriya.jpg

биография писателя юрия трифонова

Страшная сцена. Страшны рыдания несчастной женщины под окнами ближайшего помощника советского самодержца.

А ведь надо жить дальше, нести этот груз на себе, не сломаться…

Реальная жертва насилия ушла из жизни в возрасте 43-х лет. Говорю о Нине Нелиной-Нюренберг, первой жене Юрия Трифонова. Была она оперной певицей, колоратурным сопрано, обладая прекрасными внешними и вокальными данными, была принята в Большой театр, пела Розину в «Севильском цирюльнике»…

Красивая молодая солистка понравилась Берии. В 1956 году в Большом театре был обнародован список актрис, которых возили к Лаврентию Павловичу. Как это могло случиться? По какому праву? Кто смел горе и трагедию этих несчастных женщин сделать достоянием общества! К ранам внутренним кто посмел добавить еще и позор разглашения?! Вообще эта сторона сталинщины еще недостаточно известна.

Когда-то в Перестройку читала книгу Ларисы Васильевой, рассказывающую о наложницах Берии, сластолюбивого слуги Главного сатрапа. Страшные, ужасающие истории, искалеченные женские судьбы. Но палач и развратитель, губитель человеческих душ ушел от ответа, ушел от суда. За все ответили невинные жертвы, получив, кроме искореженной судьбы и надломленной психики, еще и сплетни и злоязычие окружающих.

Нина Нелина ушла из Большого, сначала пела в Госконцерте, потом уволилась и оттуда.

Примечания

Ursulyak.jpg

биография писателя юрия трифонова

Молодая вктриса Людмила (Ляля) Телепнева замужем за начинающим писателем Гришей Ребровым, живущим в семье жены. Оба на старте, обоим «не фартит». Ляле не дают ролей, Гришу не печатают.

Мягкая сердцем Ляля, однажды пожалев бездарного драматурга Николая Демьяновича, над которым смеются ее собратья-актеры, втягивается в связь, в итоге сделавшую ее премьершей в театре. Николай, хоть и бездарен, но обладает мертвой хваткой и знает, чего хотят от драматургов идеологи. Этой «мертвой хватки» не хватает Грише. Гриша весь день занимается в библиотеке, читает исторические сочинения, он слаб, беспомощен в решении житейских вопросов. Но он тонок, талантлив, он умеет любить…

Урсуляк рассказал о любви этой молодой пары с помощью черно-белых кадров зимней Москвы, трамваев (в титрах — благодарность трамвайному парку), падающего снега, собаки, приютившейся на остановке, а потом едущей в трамвае вместе с таким же «побитым» Гришей. А как хороша безмолвная сцена, когда двое любящих смотрят друг на доуга сквозь замерзшее зимнее стекло! О любви этих двоих говорит завораживающая музыка Моцарта, Баха и Вивальди, звучащая в картине. Ну и конечно, стихотворение «Снег идет» Бориса Пастернака, прочитанное голосом режиссера и становящееся лейтмотивом фильма, утверждением чего-то, что стоит над бытом, над страшным временем, над поворотами судьбы…

Источник

Юрий Трифонов

Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР. Родился 28 августа 1925 в Москве.

Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888—1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).

В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Рейзнер) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.

Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на заводе сначала слесарем, потом — диспетчером цеха. Весной—осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1945 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.

В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2). Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для её продолжения, однако радушный приём, который поначалу ему оказал в своём журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х — начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принёс именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х гг. тиражами (30—50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своём творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е и 70-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х гг. он был практически забыт, однако в 2000-х гг. начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *