биография поэта онегина гаджикасимова
Из «звезды» в монахи. Удивительная жизнь Онегина Гаджикасимова
«Говорят, что некрасиво,
некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих.
Это так, но ты с Алёшкой несчастлива, несчастлива, а судьба связала крепко нас троих».
Знакомые строчки? А вы знаете, кто их написал? Известный в свое время поэт, «звезда», как сказали бы наши современники, поэт Онегин Гаджикасимов. Его песни до сих пор помнят и любят, и не только люди старшего поколения, но и молодежь, настолько они красивые, лиричные, рассказывающие о настоящей любви. Он прожил удивительную жизнь, отказался от денег и славы, ради того, чтобы стать православным проповедником. Удивительная жизнь, о которой можно писать книги.
Любимчик судьбы
Мальчик с необычным именем «Онегин» родился в 1937 году в Баку. Мать назвала сына Онегином, т.к. любила творчество А.С. Пушкина, а ее сын родился в тот год, когда праздновалось столетие со смерти поэта.
Его семья принадлежала к потомственному аристократическому роду. Отцом семейства был Юсиф-бей, он в свое время окончил университет и работал в НКВД, боролся с экономическими преступлениями. Мать, Махтабан-ханум, смогла защитить кандидатскую по детской психологии, она была преподавателем в педагогическом университете.
У таких интеллигентных родителей подрастали творческие дети. Самый старший поступил на режиссерский факультет в Москве, второй снимался в фильмах и стал оперным певцом, младший тоже мечтал об актерской профессии, но вынужден был работать по линии райкома. А сам Онегин был настоящей «звездой». С ним сотрудничали самые известные композиторы, его песни пели Муслим Магомаев и Иосиф Кабзон. Возьмите любую пластинку 70-ых годов с хитами. Автором текста многих из них будет поэт Онегин Гаджикасимов. Их выпускали впечатляющими тиражами – 15 млн. 795 тыс.
Его называли «баловнем судьбы». В 17 лет он сразу же поступил в Литинститут им. Горького и блистательно его закончил. Тут же стал заведующим отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио. Он был любимцем богемы 60-80-х годов. Стройный, красивый, спортивный, общительный, искрометный, Онегин всегда был душой компании. К тому же добрый, безотказный, готовый оказать помощь любому. Друзья, которые называли его Онегом, говорили, что у него широкая восточная душа.
Гаджикасимов жил красиво, в то время он был одним из самых состоятельных людей СССР. Если он покупал вино, то не 1 бутылку, а 10. Если кого-то приглашал на встречу в ресторан, всегда оплачивал счета. Разводился с очередной женой и уходил из дома без копейки, оставляя женщине все, что нажил. Кстати, женат он был 4 раза. Первая супруга – Валерия Бегутова, о второй известно очень мало, она была дочерью генерала. Третья – дочь дирижера Карамышева, а с последней, Татьяной, он прожил 14 лет. В первом и третьем браке у него родились 2 сына, обоих назвали в честь деда, Юсифами.
К Онегину Гаджикасимову стояла очередь из именитых композиторов и певцов, у него было все, о чем только можно мечтать, но он пошел свой собственной дорогой и никогда об этом не жалел. Когда жена призналась ему, что ей его жалко, он заявил, что жалеет их всех, т.к. они ничего не поняли и не понимают.
Новая жизнь
У Онегина было все, о чем мечтает современная молодежь: деньги, образование, известность, его любили женщины. Но в 1985 году его жизнь кардинально поменялась. Что именно стало причиной, можно только догадываться. В конце своей карьеры он попал в опалу, к тому же время это было сложное, начался разлом и разлад во всем, у многих творческих людей появилось ощущение пустоты. Гаджикасимов переосмыслил свою жизнь, принял крещение. В его руки попала Библия, которую он прочитал за 3 дня. После этого он потерял зрение, но, как признался позже, приобрел другое зрение, духовное. Вскоре его слепота прошла, но это был уже совершенно другой человек. Поэт, предки которого исповедовали ислам, стал православным христианином, это не поняли даже его близкие. Онегин просто исчез, порвав со всеми отношения. Родня пыталась найти его через жену, но она только рыдала и говорила, что он ушел, все бросил.
Крестившись в сельской церквушке, в 1987 году он продал все ценные вещи и перебрался на старую дачу, чтобы подготовиться к монашескому постригу. В 1988 году он отдал все свои деньги монастырю и перебрался в Оптину Пустынь, вел жизнь обычного послушника. Ему пришлось нелегко, и он признавался, что без подготовки было бы еще сложнее. Онегин заранее научился не спать ночью, есть мало, но ему все равно было сложно выдерживать монастырские службы. Вскоре сбылась его мечта, он стал монахом и приобрел новое имя – Силуан.
Часто его можно было видеть в числе паломников. Отец Силуан стал известнейшим проповедником, он, как никто другой, мог рассказать о христианстве. Прекрасно образованный, он разбирался не только в вопросах религии, но и в медицине, науке, искусстве и делился своими знаниями с другими людьми. С любовью и терпением неоднократно повторял известные истины. Верующие говорили, что никогда до этого не слышали, чтобы кто-то так говорил о Боге. В его словах было много любви и милосердия, они помогали людям укрепляться в вере.
Но из-за конфликта Силуан был вынужден уйти из Пустыни, что именно случилось, никто не знает. В 1994 году он снял комнату около Домодедова, жил там, ходил в храм. Все очень любили этого скромного, простого монаха, который произносил вдохновенные проповеди. Постаревший, больной, в одежде с чужого плеча, но, тем не менее, невероятно светлый и радостный, он притягивал к себе людей. В последние годы жизни он принял схиму и стал зваться отец Симон. Схима – это отчуждение от мира, полное соединение с Богом через молитву.
Отец Симон тяжело болел, у него обнаружили онкологию, но лечиться не хотел. К тому же у него болели ноги, иногда его монашеские сапоги наполнялись кровью. Но он терпел, считал, что на все воля Божья, и человек не имеет права ее менять. Скончался он в 2002 году, 30 июня. Последние дни провел в больнице, куда его отвезли прихожане. Говорят, что и после смерти на его лице светилась улыбка. Его погребли на кладбище села Лямицино. Оно расположено в Московской области, в Домодедовском районе.
Вот такая непростая судьба была у одного из самых популярных поэтов советских годов, чьи хиты до сих пор исполняют молодые звезды. Многие уже и не помнят, кто был автором этих песен, таких искренних и добрых. Тех самых, которые гарантировали любому исполнителю успех и карьерный взлет на эстраде. Но он выбрал свой собственный путь и никогда об этом не жалел.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Песня, перешедшая в молитву: Жизненный путь иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова) — Ольга Соколова
Приобрести бумажную книгу можно в издательстве «Духовное преображение». Спрашивайте также в храмах Вашего города, в интернет-магазинах (издательство сотрудничает с Епархиями, другими магазинами и храмами). Оптовая торговля, скидки до 50% — пишите на e‑mail obmen-ukino@yandex.ru. Отзывы, новая информация по книге — dp-izd@mail.ru.
От издателя
Хочу спастись, но дело это очень
непростое: надо принести огромную
жертву Богу, и эта жертва обозначена
в псалмах Давида, где сказано, что
жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно
и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ).
Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов)
Возлюбленный о Господе читатель! В 2010 году ГТРК «Россия» выпустил в эфир фильм «Храм для Онегина. После славы» об Онегине Гаджикасимове — знаменитом советском поэте-песеннике, а впоследствии — иеросхимонахе Симоне, принявшем постриг в Оптиной пустыни. В фильме звезды советской эстрады Ю. Антонов, Д. Тухманов, П. Бюльбюль-оглы и прихожане подмосковных храмов рассказали о своих встречах с поэтом Онегиным и иеросхимонахом Симоном. После показа фильма в Интернете появилось множество отзывов телезрителей, желавших узнать более подробно о жизни этого удивительного человека.
Кроме очерка о жизни, мы публикуем также духовные беседы с прихожанами одного из подмосковных храмов, которые вел отец Симон (Гаджикасимов) — наш современник, оставивший широкий путь звездной славы и избравший тернистую тропинку, ведущую к Богу…
От автора
Пусть высоко и недоступно небо здешнее,
И очень труден длинный путь
к горам заснеженным,
Но сквозь все трудности и недоступности
Ты будешь к ним идти заветною тропой…
«Дорожная песня»
Онегин Гаджикасимов
Перед вами книга об интереснейшем человеке — иеросхимонахе Симоне (Гаджикасимове). Его жизнь была настолько бурной, что по насыщенности могла бы вместить несколько жизней обычного человека. Он преодолел огромный путь: от устремления к славе и богатству мира он перешел к желанию познать законы его Создателя; а придя к их познанию, возжелал стяжать благодать Святого Духа, каждый день жизни подвигая ко спасению себя и вверивших ему души духовных чад.
Собирая материал для книги, мы столкнулись с тем, что воспоминания очевидцев иногда расходятся, поэтому сразу оговоримся, что эти очерки не претендуют на абсолютную точность, задача «задокументировать» жизнь отца Симона не стояла перед нами. Основной целью очерков было приоткрыть завесу внутренней жизни человека, который за двадцать семь последних лет жизни переродился из успешного поэта, избалованного вниманием власти и всемирной славой, в истинного монаха и яркого проповедника православной веры.
Надеемся, что с Божией помощью проделанный нами труд принесет духовную пользу читающим; заставит задуматься, достаточно ли мы заботимся о спасении — своем и ближнего своего, и подтолкнет к неустанному следованию пути Православия, которым сонмы святых угодников достигли Царствия Небесного.
Благодарим за помощь в написании книги протоиерея Александра Трушина, настоятельницу Богородице-Рождественского женского монастыря в с Горелках (Тульская епархия) игумению Амвросию (Соломатину), монахиню Пиаму (Аваньян), Р. В. Дерзновенко и всех тех, чьи записи в Интернете или иных информационных источниках использовались нами при написании этого очерка.

Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов)
I. Крин от терния
Всё в мире,
Знай, что всё в мире —
И рассвет, и день, закат и ночь,
Боль и радость, смех любви и грусть разлуки —
Начинается с Тебя!
И я знаю, что пути странствий
На земле и в облаках, и в синем море
Сквозь годы и сквозь невзгоды
Приведут меня опять к Тебе.
«Все начинается с Тебя»
О. Гаджикасимов
Земной путь иеросхимонаха Симона до того времени, как открылось ему Православие, был, по сути, дорогой одареннейшего жизнелюба к вершинам славы и успеха. Все мы знаем, что в советское время не одному поколению внушали, что в Церкви можно найти лишь обман, и там не место просвещенным людям. Но Господь вывел многих из тьмы атеистического безбожия к лицезрению Своего Божественного света. Так было и в жизни многих наших предков, атеистов или язычников, в том числе равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси, которых Творец наш призывал по великой милости
Своей, провидя сокрытую красоту их душ.
Родился Онегин Гаджикасимов (русская транскрипция фамилии Хаджи-Касым [1] 4 июня 1937 года в Баку, в аристократической азербайджанской семье, члены которой на протяжении веков были уважаемыми людьми и занимали почетные должности судей, политиков, врачей. Были среди них и литераторы. Мать, Махтабан-ханум Гаджикасимова, так любила русскую прозу и поэзию, что назвала сына в честь пушкинского героя, тем более что родился он в год столетнего юбилея со дня смерти Пушкина. Младшему же брату Онегина дали имя Низами — в честь знаменитого поэта средневековья.
Семейная атмосфера согревала дружественностью, искрилась весельем, но в то же время была подчинена устоям традиционного исламского общества: принципам уважения к старшим, соблюдения обычаев и следования мудрости предков. Детей с пеленок приучали к труду и дисциплине.
Яркой мусульманской религиозности в воспитании и быту не было. Как и во многих советских семьях, были моральные принципы и нравственные ценности, которые ставились превыше материальных. Известно, например, что отец Онегина добровольно раздал свои имения малоимущим в первые годы советской власти.
Онегин Гаджикасимов рассказывал, что один из его предков положил себе за правило обедать только с путниками, проходившими мимо его дома по дороге. Если же никто не разделял с ним трапезу, то и сам он оставался голодным, храня данный обет.
Мир, в котором прошло детство Онегина, был миром творческой интеллигенции азербайджанской столицы. Семья Гаджикасимовых занимала половину старинного дома с итальянским двориком в самом центре Баку. Сейчас на его месте стоит президентский дворец. А в далекие послевоенные годы в большой квартире собирались общественные деятели, художники, поэты, музыканты, кинематографисты. Здесь было место и теплому общению, и доброй шутке, и мимолетной импровизации, и художественному вымыслу.
В огромной семейной библиотеке хранились книги на разных языках, и Онегин еще в отрочестве овладел как тюркскими наречиями, так и латынью, читал также на древнегреческом. Но особое отношение было у него к русскому языку, литературе и культуре.
Автор самых крутых советских шлягеров ушёл в монахи


Совершенно незамеченным прошло в этом году 80-летие со дня рождения знаменитого поэта-песенника Онегина ГАДЖИКАСИМОВА, автора «Алешкиной любви» и «Портрета работы Пабло Пикассо» ВИА «Веселые ребята», «Позвони» Полада БЮЛЬ-БЮЛЬ ОГЛЫ, «Восточной песни» Валерия ОБОДЗИНСКОГО и многих других шлягеров.
Появившийся на свет в Азербайджане в год 100-летия смерти ПУШКИНА и названный матерью в честь любимого героя Александра Сергеевича, Онегин Юсиф оглы в конце 80-х неожиданно для всех порвал со своим прежним окружением и стал монахом в православном монастыре Оптина пустынь. Мы попытались выяснить, что побудило поэта столь радикально изменить свою жизнь.
Средства на пропитание я зарабатывала трудом внештатного сотрудника отдела писем «Литературной газеты». Но больше всего мне нравилось ходить в церковь. В масштабах прихода Знамения Божией Матери, что у метро «Рижская», я слыла своего рода авторитетом. Со мной водили знакомство многие, в том числе Люда Дрознес по прозвищу Цунами, слывшая в кругах благочестивой публики внештатной осведомительницей.
В те поры уже пенсионерка, хотя и изрядно молодившаяся, она считала нужным меня опекать и регулярно навещала нас с «младенцем Александрой», ее крестницей.
17 октября в мою квартиру позвонили. Открыв дверь, я обнаружила на пороге улыбающуюся Люду с букетом дешевеньких осенних цветов. Рядом с ней стоял высокий широкоплечий мужчина с иссиня-черными и слегка тронутыми сединой длинными, ниже плеч, волосами. В руках он держал гигантского размера арбуз.
Люда сияла, всем своим видом демонстрируя радость от того, что она не хухры-мухры, а, несмотря на свой пенсионный возраст и наличие взрослой внучки, все еще очень даже в состоянии нравиться и иметь в качестве своего спутника такого вот импозантного мужчину.

Свидетели последних часов его жизни говорили, что, умирая, он простил всех своих многочисленных врагов и отошел в вечность, по выражению одной его почитательницы, «эфирным старчиком». Я же запомнила его фантастической красоты человеком, настоящим восточным красавцем.
Олег несколько раз вскользь упоминал о своих братьях, не называя имен и даже не уточняя, что речь шла и о родном младшем брате Низами, и о двух старших, от первого брака матери, Фахри и Фаиге Мустафаевых. Упоминал в том контексте, что «какая разница, что они братья по плоти, если не существует духовного родства».


Колоссальные доходы
Как я потом узнала от племянницы Гаджикасимова, его отец Юсиф, дворянин по происхождению, в 1905 году вступил в социал-демократическую партию, раздал свои имения и угодья малоимущим и после революции работал в НКВД, но в 40-х годах разочаровался в новой власти и ушел из органов преподавателем латинского языка в Азербайджанский университет.

Но к концу 80-х у него на счет партии никаких иллюзий уже не осталось. Он никогда не был диссидентом. Просто, как и многие в те годы, не любил «коммуняк» и относился к ним с той брезгливостью, которую я назвала бы эстетической, а не идеологической.
Так что его обращение к вере и церкви имело свои корни. В уверенности, что он начал абсолютно новую жизнь, Олег даже свою квартиру оставил незнакомым людям, отчего на старости лет скитался по чужим углам и в буквальном смысле иногда не имел, где главу преклонить.
Когда Олег собрался идти в монастырь, я, хорошо знавшая нравы русско-советского духовенства, отнеслась к этому довольно кисло и пыталась как можно деликатнее отговорить его от этого шага, который интуитивно казался мне опрометчивым, а в перспективе, возможно, и трагическим. Естественно, он меня не послушал.
Одна дорога
Однажды наш директор-азербайджанец Вагиф Анверович Караев попросил меня съездить на моей «шестерке» за священником. Забирал я его в селе Константиново, где находился так называемый дом путешественника Пржевальского. Сопровождала его женщина в монашеской одежде. Дорога была вся разбитая. Машину сильно трясло и подбрасывало на ухабах. Я извинился перед моими пассажирами за эти неудобства. Священник ответил философски: «Нет у нас дорог плохих. Есть одна наша дорога, которая нам предназначена».
Когда мы приехали к нам на базу отдыха, он зашел в домик к директору и долго с ним общался. А вечером я отвез священника и его спутницу обратно в Константиново. Я и предположить не мог, что возил великого поэта, чьи песни любил с детства. Я даже не знал, как он выглядит. А Вагиф Анверович мне ничего не объяснил.
Спустя несколько месяцев священник снова появился у нас. Его пригласили на день рождения мамы директора, где собралась вся их азербайджанская родня. На этот раз возил его племянник Вагифа Анверовича, который еще удивленно спросил: «Зачем тут русский батюшка?» А я только встречал его и помогал дойти от машины до места празднования.
Как мне показалось, ему было тяжело ходить. А на улице уже лежали снег и лед. Пробыл он на дне рождения не очень долго. Сказал виновнице торжества какие-то правильные слова и вскоре откланялся. А после дня рождения директор неожиданно попросил меня записать на кассету песни на стихи нашего гостя. Тут-то я и узнал, что это был Онегин Гаджикасимов.
Естественно, у меня возникло желание с ним пообщаться. Но я был так загружен работой, что до этого так и не дошло. Спохватился только в начале «нулевых», когда Гаджикасимова начал разыскивать композитор Сергей Дьячков, написавший на его стихи «Алешкину любовь».

Но вскоре нашлась и могила великого поэта. Я на своей «шестерке» ездил из Домодедово в Егорьевск. И, проезжая мимо Лямцевского кладбища, обратил внимание на огромный шатер над одной из могил. Оказалось, что под именем иеросхимонаха Симона там похоронен Онегин Гаджикасимов.
Две жизни Онегина Гаджикасимова
Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем он был.
Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов прошлого столетия. Он приехал в Москву из Баку в 17 лет – поступать в Литературный институт. Сдав экзамены, он стал лучшим на своем курсе. Уже в этот период начинают издаваться его рассказы, стихи.
Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. На смену идеологическим текстам песен приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова.
Энергичный, молодой поэт был одержим идеей создания шлягера. И такая песня появляется – это «Восточная песня», которую впоследствии пел тоже молодой и талантливый певец Валерий Ободзинский.
Летом 1970 года происходит немыслимое: в московских магазинах музыки люди часами стоят, чтобы купить пластинку с песнями на его стихи. Тираж проданных пластинок побил все мыслимые рекорды – цифра приближалась к шестнадцати миллионам копий.
В то время песни на стихи Онегина пела вся страна. Слава и деньги сыпались как из рога изобилия.
Но даже талант не защищает гения от человеческой зависти. В 1971 году выходит разгромная статья Льва Ошанина о том, как коверкается русский язык в песнях на примере текстов Онегина Гаджикасимова. Тут же по приказу С.Лапина, возглавляющего Всесоюзное телерадиовещание, размагничиваются плёнки с песнями Гаджикасимова, на концертах автора слов не объявляют, его отлучают и от телерадиоэфира.
Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение.
Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение.
Осенью 85-го он, никому ничего не говоря, садится в поезд и едет подальше от шумной Москвы. Выходит на отдаленной белорусской станции, идет в православную церковь и принимает крещение (в 49 лет). Этот поступок был продуман и последователен, через полтора года, в 87 году, Онегин сделал окончательный выбор: сжег все свои записи, избавился от всех ценных вещей, отказался от семьи, дружеских застолий и прочих радостей мирской жизни. Около года он прожил в уединении на заброшенной даче, чтобы подготовить себя к монашескому постригу. В декабре 88-го он жертвует все свои сбережения монастырю и приезжает послушником в одну из главных религиозных святынь – в Оптину Пустынь. (Монастырь расположен в двух километрах от Козельска и как бы отделен от всего мира рекой Жиздрой.)
Теперь каждый его день – это приближение к монашескому постригу. Онегину Гаджикасимову 51 год. Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной пустыни. Назначен комендантом монастыря.
Из письма Онегина Гаджикасимова:
«. вот и истекли 3 месяца со дня моего появления в Богоизбранной Оптине. Месяц стояния суточного на вратах, месяц отдохновения и ещё один месяц различных послушаний. Хорошо, что ещё до монастыря начал готовиться – не спать ночью, ограничивать себя в еде, всё теперь пригодилось. Службы здесь длительные, монастырские, поначалу сложно. Меня перевели в 2-х местную келью. Я только-только сейчас начинаю, кажется, что-то понимать, что-то нащупывать».
Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но для верующего ясно, что эти перемены олицетворяют Господа, проявление Его воли.
И так: через два года после крещения он решает ехать в монастырь и принимает монашеский сан с именем Силуан. Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но невероятный труд, постоянный подвиг – все это совершенствовало его, и уже он сам представлял собой храм души своей, вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты.
Из воспоминаний прихожан:
«Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой. И всегда бедно одет, стоптанные сапоги огромного размера. Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи – осанка и взгляд. Смотрел он чаще внутрь себя, но, кроме всего прочего, сильнее была защита, которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни.»
«Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи, отец Силуан укреплял в вере. О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие. Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент, когда говорил о Боге. Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы. Трепетная и трогательная была его любовь. Потому и истинная. Та, которую так боишься потерять.»
Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах.
С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины. Ведь в суете и заботах мы часто их забываем.
Отец Симон совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида о том как зарождалось христианство. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест.
С 1994 г. отец Силуан поселяется в Подмосковье. Снимает комнату близ Домодедова. И ходит молиться в ближайший храм. Прихожане полюбили высокого статного седовласого монаха за его скромность, простоту, за его вдохновенные проповеди в храме и занятия в воскресной школе для взрослых.
Скончался монах 30 июня 2002 года. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.












