биография поэтов серебряного века
Биографии русских поэтов
Биографии поэтов России пестрят увесистыми датами и яркими событиями, но за ним теряется жизнь автора с его горестями и печалями, духовным поиском и упадком. Мы попытаемся по-иному взглянуть на скупые строки биографий, находя в них отражение событиям, которые классическая литература пропустила или не уделила им должного внимания.
Цель этого раздела – попытаться понять поэта, открыть глубину его души. Без этого читать стихи можно через строчку, ведь это будут просто буквы, переплетённые в слова – не более. Давайте вместе попытаемся найти за гранитом памятников живых людей и воздадим им должного.
💕 Биография Марины Цветаевой
📝 Биография большинства поэтов Серебряного века бала трагичной, не исключение и жизненный путь Марины Цветаевой, которой пришлось пройти через унижение эмиграции, презрение Родины и гибель близких. Давайте ещё раз перелистнём страницы биографии поэтессы, чтобы свежим взглядом взглянуть на события вековой давности и сделать из них важные для себя выводы.
🌹 Биография Анны Ахматовой
Биография Анны Ахматовой пестрит яркими и драматическими событиями, в жизни поэтессе пришлось до конца испить чашу горя – она нашла своё признание, потеряла его и свернула вновь, когда оно ей было уже не нужно. Основные вехи творчества и жизни поэтессы, а также малоизвестные факты и мнение критика.
💥 Биография Александра Блока
Судьба Александра Блока запечатлела на себе отпечаток смены веков и эпох, ведь поэту пришлось жить и работать и при царе, и при советской власти, с которой сложились неоднозначные отношения. При всех перипетиях биографии, Блок был, есть и останется на века одним из лучших поэтов России, вестником символизма, загадочным мистиком со своим Христом во главе двенадцати большевиков и «истиной в вине».
🤞 Биография Бориса Леонидовича Пастернака
В биографии Бориса Пастернака есть место многим интересным событиям, совокупность которых сделало из мальчика, рождённого в богемной семье, лауреата Нобелевской премии и изгоя в СССР. Ниже мы расскажем о путях становления поэта и писателя, расскажем о детских годах Бориса и его отношении с властью в СССР.
🌿 Биография Сергея Есенина
Биография Сергея Есенина полна яркими событиями, наполнена творчеством, как осенняя корзинка грибами и имеет трагический финал. Путь Есенина от села Константиново до Ваганьковского кладбища, от первых наивных строчек до «Чёрного человека», от первого поцелуя до брака с Софьей Толстой.
Шаги по жизни мальчика Серёжи, движение к вершине имажиниста Сергея и посмертная маска Есенина в гостинице Англетер.
💗 Биография Николая Гумилёва
👌 Биография Иосифа Бродского
Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно. (Бродский)
Фигура Иосифа Бродского оставила значительный след в русской поэзии, оригинальный стиль поэта и его непростая судьба не позволяют пройти мимо с равнодушием на лице. Биография поэта-диссидента полна крутых поворотов и интересных фактов, творчество Иосифа нельзя подвести не под один шаблон, а перипетии жизни вызывают интерес не только у почитателей Санта-Барбары.
От пелёнок до стихов
В когорте русских поэтов прибавилось 24 мая 1940 года, когда в семье бухгалтера (мать) и военного фотографа (отец) родился Иосиф Бродский. Да, сонм поэтов тогда ещё не знал о прибавлении в рядах, но мальчик упорно это доказывал, за что перед ним и открылись двери признания в недалёком будущем.
Первые годы жизни прошли под гнётом войны, что наложило свой опечаток на будущее творчество. Семья успела эвакуировать в Череповец, так что ужасы блокады прошли мимо, но следы на сердце остались. Возвращение в Питер датируется 1945 годом, вскоре Иосиф идёт в школу, любовь к которой остыла в 8 классе. Бродский бросает школьную парту и идёт работать фрезеровщиком, чтобы помочь семье материально.
Будущие лауреат Нобелевской премии сменил немало профессий, ещё больше тех специальностей, в которым поэт двигался, но не дошёл по воле судьбы. Иосиф хотел стать и медиком, и проводником, все новое его привлекало, но быстро отторгало, так как главное в юношестве было – это желание идти вперёд, а не топтаться на месте.
Есть воспоминания школьных друзей, которые рассказывают, что они с Бродским строили в детстве реальные планы угона самолёта (реальные с учётом детской фантазии). Между планами по угону лайнера Иосиф увлекается иностранным языками и философией, оставившей след в его будущем творчестве.
Творчество – взлёты и падения
Первые стихи датированы 1956-1957 годом, хотя сам поэт считал стартом творчества 1958 год. Из первых работ отметим «Рождественский романс», в котором на фоне наивности отрока чувствуется и толика таланта, и собственный подчерк.
Плывет в тоске необьяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада.
Из признанных поэтов влияние на Бродского оказывает творчество Цветаевой и Пастернака, оставил след и Мандельштам, который уже растворился в советской машине репрессий. Среди друзей молодые поэты – Рейн, Бобишев и Горбовский.
Становление автора «Одиночества» прошло в литературном объединении при питерской молодёжной газете, где печатался поэт, параллельно работая на разных местах. В 1965 году Бродский увольняется с последнего места работы, так как решает, что должен на 100% посвятить себя творчеству.
Это значимый поворот в биографии Бродского, так как в это время нельзя было быть настолько свободным – все должны были работать на благо Родины. Отсюда начинается уголовное преследование, и Иосиф получает за тунеядство ссылку на пять лет. Полностью отбыть в ссылке 5 лет не вышло – срок скостили по ходатайству известных в СССР людей- Ахматовой, Маршака и Паустовского.
Ссылка закончилась, но публиковать стихи поэту не дают, спасал только самиздат, но он не был точкой стремления Бродского. За всё время в СССР опубликовано только 4 стихотворения. Спасли «враги американцы», где в 1965 и 1970 году вышло два сборника поэта, но это лишь накалило отношения Бродского и власти, что и привело к иммиграции в 1972 году.
Эмиграция Бродского
Конфликт с советской властью привёл к вынужденной эмиграции в США, где в отрыве от Родины (вот банальность) поэт почувствовал себя востребованным. Сам Бродский называет первые годы эмиграции лучшими на своей творческой стезе и это понятно, ведь после ссылки глотнуть воздуха свободы и увидеть свои публикации важно. Также Иосифу помогло знание английского языка, поэтому в определённой мере автора «Не выходи из комнаты» можно назвать проводником русской поэзии на Западе.
В Штатах Бродский не только пишет и работает над переводами, но и организует поэтические фестивали, преподаёт и читает лекции о русской литературе. Благодаря ему западный мир узнал много нового о Достоевском и Ахматовой, Мандельштаме и Цветаевой. Уже под конец 70-х годов Бродский становится профессором и его выступлений ждут в лучших университетах США – Мичигане, Колумбии, Нью-Йорке и т д.
Нобелевская премия получена Бродским в 1987 году, в это же время ессе «Меньше, чем единица» становится лучшей литературно-критической книгой по ту сторону океана.
В 80-е годы поэт пишет объёмные работы, а также всё больше внимания уделяет эссе. Иосиф написал предисловие к платоновскому Котловану, много пишет о Достоевском и других писателях и поэтах России.
В Штатах вышли сборники «Конец прекрасной эпохи», «Римские элегии», «Часть речи» и другие, а финальным аккордом стал сборник «Урания», вышедший в 1987 году.
Смерть пришла к Иосифу Бродскому в 1996 году в Нью-Йорке, после отъезда в США поэту так и не удалось побывать в России. Прах поэта покоится в Венеции, которая вместе с Санкт-Петербургом была при жизни одним из любимых городов.
Интересные факты
Вот ТОП-5 самых интересных фактов из жизни Иосифа Александровича:
Эпоха Бродского в цифрах
Закончим биографию великого поэта его же словами:
«Все будут одинаковы в гробу. Так будем хоть при жизни разнолики!».
Иосифу Александровичу это удалось, его стиль и понимание настоящего достойны уважения, поэт всегда шёл своей дорогой и избежал в жизни шаблонности и подражания.
Документальный фильм «Возвращение»
В завершении блог Stihirus24.ru предлагает посмотреть документальный фильм «Возвращение» о судьбе Иосифа Бродского.
👍 Биография Мандельштама
3 января (15 по старому стилю) 1891 года в семье варшавского купца еврея родился Осип Эмильевич Мандельштам, которому небеса уготовили сложный и даже трагический жизненный путь. Будут у Осипа взлёты и падения, как и всякая творческая личность он находился в постоянном поиске себя, но не прогибался в жизни, что и привело к трагическому финалу. Впрочем, начнём биографию с детских лет, когда закладывалась база будущего поэта.
Детство и юность
Отец Осипа торговал кожей, точнее, кожаными перчатками и слыл странным человеком, многие считали его не от мира сего. Всю жизнь он изобретал свою философию, но косноязычность не позволяла ему найти достойный круг общения и поделиться своими взглядами. Речь отца – это предмет особого разговора, так как он перемешивал в разговоре философские термины и бульварные словечки. Такой синтаксис был сложен к восприятию, его сложно было понимать, а вести диалог с отцом Мандельштама было вообще невозможно.
К слову, речь матери была чёткой и грамотно построенной, она была роднёй историка Венгерова и получила хорошее образование. Несколько ограниченный размер словаря матери компенсировался грамотным построением фраз и желанием поговорить.
В таком речевом окружение и проходило детство Осипа Мандельштама, нельзя сказать, что он рос между Сциллой и Харибдой, но одно языковое чудовище точно было в его юные годы рядом. В семье всегда было что-то недосказано – отца понять было сложно, его монологи часто имели только ему понятный смысл, а мать более уделяла внимание внешней, а не внутренней стороне речи. Лучше всего об этом сказал сам Мандельштам:
Именно мать передала Осипу умение чувствовать звуки русского языка, но не забыла поделиться с ним и слабым сердцем. Также Осип унаследовал большой книжный шкаф, которому посвятил немало строк)).
В возрасте 13 лет Осип поступает в Тенишевское училище (1900 год), с 1907 года ходит на лекции в Санкт-Петербургский университет, а в 1908 году поступает в Гейдельбергский университет. Там его увлекает творчество Вийона, Бодлера и Верлена, Осип с удовольствием ходит на лекции Бергсона и Бедье.
Вступление в юность проходило под канонаду Первой русской революции, которую Осип встретил если не с восторгом, то увлеченно, считая её с колокольни Тенищевского коммерческого училища необходимой для России метаморфозой.
Не принимал в штыки юный Мандельштам и марксизм, хотя и не стал его верным адептом во взрослой жизни. Он считал его положительным антиподом русской расплывчивости и нерешительности, однако дальше теории не пошло, более того, молодой человек в 1907 году сблизился с эсерами.
Юность Мандельштама заканчивается пламенной речью Осипа перед рабочими квартала (1907 год), на что его подтолкнуло влияние семьи Синани. Далее агония детства – до 1911 года Осип в Европе, но вынужден вернуться в Россию, так как финансы семьи запели романсы.
Творческий путь
Проба пера состоялась в 1910 году, когда в журнале Аполлон опубликованы первые стихи. Впрочем, они не вызвали восторга публики, но стали стартовой площадкой для построения будущего. В первых стихах поэт тяготеет к символизму, тут явно чувствуется влияние Блока – поэтического гиганта той эпохи. После Аполлона поэт печатается в журналах Новый Сатирикон и Гиперборей.
Первый сборник стихов Камень выходит в 1913 году, после он будет ещё редактироваться и переиздаваться несколько раз. Параллельно Осип активно участвует в литературной жизни Питера, наводит контакты с Ахматовой и знакомится с Блоком. О Э Мандельштам активный участник Цеха поэтов и сближается с акмеистами.
В 1914 году поэт становится членом Всероссийского литературного сообщества, а в 1915 пишет знаковое для себя стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».
Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головах царей божественная пена
Популярность приходит к поэту только после революции, до этого его читают в основном коллеги и узкий круг почитателей. После 1917 года Мандельштам начинает работать с газетой Наркомпрос, параллельно совершая поездки по стране, где выступал со своими произведениями.
В первые послереволюционные годы пишутся стихи Сумерки свободы, Телефон и другие известные произведения.
Второй сборник стихов выходит в 1922 году и называется Тристий, где доминирует поэзия ассоциаций
Активен в творчестве Мандельштам с 1924 по 1926 год, когда он пишет стихи для детей (цикл Примус) и выпускает сборник Шары. Затем до 1930 года поэт берёт поэтическую паузу, но не сидит без дел, отдаваясь всё больше прозе и переводам.
Последний сборник стихов Стихотворения выходит в 1928 году, после этого Осип Эмильевич не печатается, но много пишет прозы. Ему интересен Кавказ, где Мандельштам проводит много времени, возвращаясь в Питер только в 1030 году, где сразу по приезду пишет стихотворение Ленинград.
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Финальный этап творчество отдан на откуп метафоре и неизвестно как бы сложилась дальнейшая судьбы поэта, если бы он в 1933 году не написал антисталинскую эпиграмму «Мы живём под собою не чуя страны»:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
Она сделала в жизни Осипа крутой поворот – автор отправляется в ссылку, где проводит 3 года до 1937. Жизнь в полной нищете не мешает писать, хотя нет ни малейшего шанса на печать. В 1937 году автор эпиграммы получает разрешение на возвращение, однако недолго музыка играла – вскоре поэт арестован и на этот раз сослан подальше на Дальний Восток.
Личная жизнь Осипа
Мандельштам был страстно влюблён в Марину Цветаеву, любовь была настолько сильна, что после разрыва отношений Осип даже собирался уйти в монастырь… не срослось.
Первая и последняя взрослая любовь, переросшая в брак, пришла к Мандельштаму в 1919 году, когда его сердце покорила Надежда Хазина, еврейка, принявшая православие. Познакомилась пара в кафе Х.Л.А.М., после чего несколько лет влюблённые не расстаются и в 1922 году женятся.
Отметим, что эта пара была связана на небесах, ведь Надежда даже поехала с Осипом в ссылку, не оставляя его ни на минуту в годы гонений. Много после смерти Мандельштама Надежда Яковлевна издала несколько книг воспоминаний, где писала об Осипе самыми нежными словами.
Интересные факты
Давайте посмотрим, какие факты из жизни поэта примечательны, что позволит создать единый образ Осипа Эмильевича Мандельштама.
Таблица знаковых событий
Первая публикация в Аполлоне
Первый сборник стихов Камень
Бессонница. Гомер. Тугие паруса
Второй сборник стихов Тристий
Последний сборник Стихотворения
Эпиграмма на Сталина
Первая ссылка в Воронеж
Вторая ссылка на Дальний Восток
Смерть в пересыльном лагере
Ссылка и смерть
То что совершил О Э Мандельштам в 1933 году, написав эпиграмму на Сталина, было по мнению многих (Пастернака, Ахматовой и др.) равноценно самоубийству. Стих читался в узком кругу, но до НКВД всё равно дошёл и чудо, что строки сохранились до сих пор.
Расплата не заставила ждать, первый арест и ссылка в 1934 году, далее нищета, возвращение и повторный арест. Недолго побыл Осип на свободе, так как такое Сталин не мог простить. В 1938 году Мандельштам арестован повторно и его отправляют по этапу на Дальний Восток, где 27 декабря 1938 года поэт умирает.
Причина смерти туманна, официально – это остановка сердца. Похоронен в братской могиле, точное место захоронения неизвестно.
Тайна архива
В концовке документальный фильм Тайна архива Мандельштама, который приоткроет секреты над пропавшими ещё перед первым арестом рукописями поэта. Рассказывает Соня Богатырёва.
🩸 Краткая биография Маяковского
Будущий поэт революции родился недалеко от Кутаиси в нынешнем поселке городского типа Багдади 7 июля (по старому стилю 19) июня 1893 года.
Семья представляла собой разорившуюся дворянскую ячейку общества, отец (Владимир Константинович) служил лесничим, мать (Александра Алексеевна Павленко) была родом с Кубани. Отметим прапрадеда Маяковского, который и помог Маяковским получить дворянский род, так как когда-то был есаулом полка Черноморских войск, что давало такое право.
По национальности мать была украинкой, отец казаком, сам Владимир несколько позже, в 1924 году, назовет себя грузином. Первый язык в семье грузинский.
Учеба и переезд в Москву
В 9-летнемс возрасте Володя поступает в гимназию города Кутаиси, где не только грызет гранит науки, но и получает первый революционный опыт. Совсем юный Маяковский участвует в демонстрациях и читает революционные брошюры, что помогает ему с младых ногтей держать под контролем дикцию.
После смерти отца в 1906 году семья бросает насиженное место и переезжает в столицу. Там Володя продолжает учёбу в 5-й гимназии, где в одном классе с ним учится брат Пастернака Александр.
Так как семья живет в крайней бедности и нечем платить за обучение, то в 1908 году Маяковского исключают из гимназии за неуплату.
В это же период Володя знакомится с местными революционерами и принимает в движении активное участие. Ему по душе работы Маркса. В 1908 году Володя вступает в РСДРП и вскоре начинаются его аресты. Только за 2 года 1908-1909 он трижды попадает в тюрьму, но это не ломает, а убеждает Владимира в верности выбранного курса.
Скандальный характер проявился уже в тюрьме, за что 6 месяцев автор «Облака в штанах» просидел в Бутырке в одиночке.
Творчество вечного бунтаря
Стихи Владимир начал писать ещё в раннем возрасте, не все они были в рамках цензуры морали. Например, «Вы любите розы» написано в юности с глубоким знанием фени)), но так никогда и не увидело печати.
Забегая в будущее, отметим, что Маяковский не только писал стихи, но и являлся автором нескольких киносценариев, пробовал себя, как драматург и актер, а также совсем неплохо рисовал (даже поступил в 1911 году в Московское училище живописи). К прочему ВВ был редактором журналов Новый ЛЕФ и Левый фронт.
Первое стихотворение написано в тюрьме, что естественно для подобного рода бунтаря, в 1909 году, а опубликованы первые стихи Маяковского в 1912 году (Ночь).
На театральных подмостках Владимир замечен в 1913 году, когда он поставил трагедию «Владимир Маяковский» и сам сыграл в ней заглавную роль. Автор ищет свой стиль, пробует новые формы подачи и стучится к читателям, когда рукой, когда и с ноги, вынося входную дверь ушей. В творчестве почти нет лирики, исключение стихотворение «Послушайте», от 14 года, где есть место юношескому романтизму.
Динамику творчеству придала революция 1917 года, после которой Маяковского прорвало – он писал много и упорно, наследие прибавлялось томами и росло, как снежный ком. После революции Владимир уже признанный поэт, он много ездит по стране и читает. В его арсенале появляются сотни стихов и пьесы, строки полны сарказма (Прозаседавшиеся) или воинственны (Левый марш*).
*Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
К лирике поэта потянуло в последние два года жизни, но судьба не дала ему сделать крутой разворот в творчестве – не хватило времени жизни.
Маяковский и Брик
Недостатка в женщинах Владимир Маяковский не испытывал, но и не привязывался ни к кому надолго, пока в 1915 году в его жизни не появилась Лиля Брик. Он была замужем, но это не стало для бунтаря преградой, он добивался и добился своей цели, а их отношения были подобны вспышке страсти, переходящей в гостиничные погромы)).
Два страстных сердца переживали за один отрезок времени безграничную любовь и полное отторжение, они горели в пламени друг друга, сжигая все вокруг себя. Лили Маяковский посвятил немало стихотворений, например, «Лиличка», которое вошло в золотой фонд творчества.
Интересные факты из жизни
Вот некоторые интересные факты из жизненного пути Маяковского, которые позволят увидеть в нём человека, а не только раба пролетарского пера.
Смерть в расцвете сил
Как известно сейчас, Владимир Владимирович долго готовился к самоубийству, оно не было спонтанным решением и выстрел в грудь 14 апреля 30 года не стал импровизацией. В последнее время Маяковский страдал от одиночества, а семейство Брик уехало и излить душу было некому. Полонская не имела того набора ключей к душе уставшего бунтаря.
Последней каплей стала болезнь, перед смертью Володя сильно болел и боялся потерять голос, что закрыло бы для него сцену. Весь этот накопленный негатив и вылился в выстрел, который и поставил точку в творчестве и жизни.
Тело поэта по его прижизненной просьбе было кремировано, а прах похоронен на Новодевичьем кладбище.
П.С. После самоубийства стихи Маяковского долгое время находились под запретом, пока в 1936 году. Брик не написала Сталину. Вождь признал вклад Владимира в дело революции, после чего наследие увидело свет, а по всей стране стали открываться музеи Маяковского.
Док фильм «Маяковский с нами»
Известные поэты Серебряного века русской поэзии
Поэты Серебряного века русской поэзии
Серебряный век – это образное понятие, означающее временной промежуток в истории русской поэзии, датируемый концом XIX – началом XX веков.
Название данного периода появилось после его завершения. Термин возник среди русских эмигрантов по аналогии с «Золотым веком» – пушкинской эпохой.
Серебряный век характеризуется расцветом русской поэзии. К представителям рассматриваемого промежутка относятся не только известные поэты, но и многочисленные сочинители-любители. Все они способствовали созданию высокообразованного общества, что является характерной особенностью Серебряного века.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Творцы данного периода в своих произведениях передавали упадническое настроение личности, заставшей смену эпох. Спектр чувств и идей, возникающий у человека на рубеже веков, получил название декадентство. Это понятие в какой-то мере присуще творчеству всех поэтов Серебряного века.
Рассматриваемый период совпал с эпохой модернизма. Существовало три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм – определяющее направление Серебряного века, главным признаком которого считается двойственный мир. В произведениях символистов мир делился на идеальный и материальный. Идеальный мир считался действительным. В 1910 году символизм пережил кризис, в результате которого родились новые направления: акмеизм и футуризм.
Акмеизм – течение в литературе, вступающее в полемику с символизмом. Акмеисты считали, что реальный мир так же важен, как идеальный. Объединение авторов данного направления называлось Цех поэтов, тем самым представители акмеизма утверждали, что поэт – это, в первую очередь, профессионал своего дела.
Футуризм – литературное направление, возникшее параллельно с акмеизмом. Футуристы отличались своим эпатажем, театральностью выступлений. Существовало 4 футуристических течения: эгофутуристы, кубофутуристы, «Мезонин поэзии» и «Центрифуга». Несмотря на некоторые различия, всех объединяло одинаковое отношение к культуре. Футуристы считали культурное наследие пережитком прошлого и призывали отказаться от него ради будущего – урбанизации и технократии.
Авторы, принадлежащие эпохе Серебряного века
Поэты-символисты первого поколения: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб и др.
Поэты-символисты второго поколения: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и др.
Акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут и др.
Эгофутуристы: Игорь Северянин, Константин Романов и др.
Кубофутуристы: Владимир Хлебников, Владимир Маяковский, братья Николай и Давид Бурлюки, Алексей Крученых и др.
Поэты группы «Мезонин поэзии»: Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и др.
Поэты объединения «Центрифуга»: Борис Пастернак, Сергей Бобров и др.
Александр Блок
Произведения Александра Блока – это смешение собственного «я», окружающего мира и мистического мира. В своем творчестве поэт пытается найти гармонию между этими составляющими.
Для Блока одной из важнейших ценностей является родина, отношение к которой поэт выражает через чувства к женщине. Образ «Прекрасной Дамы» в стихах Блока олицетворяет Россию. Именно родина является для поэта путеводной звездой, вселяющей надежду в трудные времена. Автор вкладывает в понятие родины не столько государство, сколько народ и судьбу нации.
Творческий подъем Александра Блока относится к периоду Великой Октябрьской революции. В 1918 году параллельно происходящим в стране событиям выходит в свет его поэма «Двенадцать». Произведение отражает дух того времени. В поэме описано то, какой ценой дается народу свержение старого мира и становление нового:
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
«Двенадцать» по праву считается вершиной творчества Александра Блока.
Значимые произведения А. Блока: стихотворения «Незнакомка» (1906), «Русь» (1906), «О доблестях, о подвигах, о славе. » (1908), «Россия» (1908), цикл «Снежная маска» (1907), цикл «Через двенадцать лет» (1909-1910), поэмы «Двенадцать», «Скифы», «Соловьиный сад».
Анна Ахматова
Анна Ахматова была представителем модернистского направления – акмеизма. С присущей этому течению яркостью образов поэтесса писала лишь в начале своего творческого пути. Более поздние стихотворения Ахматовой имели более сложный характер, но акмеистский дух оставался и в них.
Известность Ахматовой принесли ее первые сборники «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914). Входившие в них лирические произведения отличались краткостью и остротой. Раннее творчество поэтессы было посвящено взаимоотношениям мужчины и женщины.
Стиль Ахматовой складывался из ряда особенностей:
Самое большое по объему произведение Ахматовой – «Поэма без героя», написанная в 1940–1965 гг. по мотивам пушкинского «Евгения Онегина», представляет собой синтез истории, культуры и темы человеческого бессмертия.
Трагичность своей судьбы Анна Ахматова воспроизвела в поэмах цикла «Реквием» (1935–1940). Автобиографичное произведение описывает судьбу поэтессы, живущей во время сталинских репрессий.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.
Из-за напряженных отношений с правительством и ввиду политической ситуации в стране Анна Ахматова зачитала поэму «Реквием» публично только в 1962 году.
Марина Цветаева
Марина Цветаева считается уникальной среди поэтов Серебряного века. Поэтесса не принадлежала никакому из поэтических направлений данной эпохи. Цветаева была отстраненной от реальности и черпала вдохновение в своих чувствах. Свидетельством тому служит тождественность лирической героини и поэтессы.
В поэтических трудах Цветаевой множество конфликтов:
Судя по этому списку противоречий, можно сделать вывод, что Цветаева была одиноким человеком и постоянно противостояла внешнему миру.
Для художественного стиля Марины Цветаевой характерно использование речевых контрастов, сочетание разговорной речи и народного творчества, иностранных слов, устаревших выражений и неологизмов.
Особенностью поэзии Цветаевой являются следующие приемы:
Дли лирики Марины Цветаевой характерны броские цвета и яркие символы. Неисчерпаемое глубокое море у Цветаевой – это душа, орел – поэт.
Образ творца в стихотворениях Цветаевой не случаен. Она считает, что поэт – это создатель чего-то нового. Поэтесса не умаляет свои достижения на этом поприще, называя себя «правнучкой» Пушкина.
Творчество Марины Цветаевой представляет собой отдельное направление в поэзии Серебряного века, раскрывающее женскую душу. Многие стихотворения поэтессы стали песнями, вот строки наиболее известного из них:
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Иван Бунин
Писатель и поэт Иван Бунин является представителем эпохи Серебряного века, но не относится ни к одному из основных литературных направлений того периода. Лирика Бунина освещает 3 большие темы: пейзаж, философия и любовь.
Пейзажные труды Бунина отличались использованием точных эпитетов и описанием мельчайших деталей. С помощью них поэт рисовал гармонию в природе:
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Философские стихотворения являли собой рассуждения о жизни и смерти, добре и зле, смысле жизни. Характерной чертой философской лирики была тишина:
..Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть –
И чем же? – одними словами!
«Зачем о чем-то говорить?», 1889.
Любовь в творчестве Бунина была трагичной и, подвергала лирических героев страданиям:
Печаль ресниц, сияющих и черных,
Алмазы слез, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных, —
Все помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!
«Печаль ресниц, сияющих и черных», 1906.
Сергей Есенин
Творчество русского поэта Сергея Есенина определяют как новокрестьянская поэзия. Более поздние работы относятся к имажинистскому литературному течению.
Выходец из деревни, он видел скромную красоту родного пейзажа. Есенин один из немногих, кто описывал прелести крестьянской жизни:
Положили гурьбой
Золотые снопы.
На гумне вперебой
Зазвенели цепы.
В начале Октябрьской революции поэт поддерживал новые идеи, которые несла смена власти. Но при виде разрушения крестьянского быта он разочаровался в революционных общественных изменениях.
Есенин не находил своего места в новой промышленной стране. В этот промежуток жизни поэта деревенская тема его лирики сменилась любовной.
Ближе к своей кончине Есенин стал необычайно много писать. За два года он сочинил порядка ста стихотворений. Произведения того периода отличались емкостью, богатым содержанием и глубоким смыслом. Последние стихи Есенина обрели трагические оттенки. Поэт словно чувствовал близость смерти:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело. далече.. мимо.
Сердце остыло, и выцвели очи.
Синее счастье! Лунные ночи!
Борис Пастернак
Борис Пастернак состоял в творческой группе поэтов-футуристов «Центрифуга». Авторы этого объединения испытали некоторое влияние символистов, что отразилось на их творчестве.
Пастернак считал деятельность поэта работой, которая требует большого вклада:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Особенности, ставшие визитной карточкой творчества Пастернака, проявлялись уже в ранних стихотворениях поэта. Характерными чертами лирики Пастернака стали поэтизация обыденной жизни, философствование о любви, творчестве, жизни и смерти:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Борис Пастернак избегал избитых фраз. В стремлении создать нечто особенное он использовал устаревшие слова, конкретные имена и топонимы. Стилистической изюминкой стихов Пастернака также стала синтаксическая игра. Поэт будто загадывает загадки:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.
Для творчества поэта характерна многоступенчатость ассоциативных рядов:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
В этом стихотворении о войне двойная ассоциация: самолеты сравниваются с грачами и с девятками треф. Эта метафора рождена временем. В военный период самолеты летали строем по девять аппаратов.
Своеобразие лирики Бориса Пастернака также заключается в четкости выражения мыслей. Сам поэт утверждал, что в своих произведениях всегда стремился к простоте. В стремлении докопаться до истины творчество поэта претерпело эволюционные изменения. Многие стихи Пастернака рождают в читателе философские рассуждения о жизненном устройстве.
Во всем
мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Владимир Маяковский
Владимир Маяковский считается крупнейшим поэтом XX века. Поэт относился к кубофутуристам. В своем творчестве он постоянно искал связь с широким читателем. Вопреки выкрикам «для кого вы пишете?» в свой адрес, Маяковский нашел свою аудиторию. Его стихи распространились по всей стране «летучим дождем брошюр».
Творчество Маяковского противоречиво и сложно. Поэт прошел творческий путь от одинокого протеста против капитализма к истинной пролетарской революционности.
В дореволюционных произведениях Маяковский воспроизводит отношение интеллигенции к идеям Октябрьской революции. Главная тема творчества Маяковского в этот период – растерянность человека перед капитализмом:
Моё безупречное описание земли
передайте из рода в род.
Рвясь из меридианов,
Атласа арок
пенится,
звенит золотоворот
франков,
долларов,
рублей,
крон,
иен,
марок.
Поэма «Человек», 1916
Этим произведением Маяковский показывает, что «повелителем всего» в капиталистическом строе становится банкир. Он настолько всемогущий, что никакие силы не способны свергнуть его.
Маяковский один из немногих поэтов того времени отрицательно отнесся к империалистической войне 1914 года. Протест против войны он отразил в антивоенной поэме «Война и мир»:
Никто не просил,
чтоб была победа
родине начертана.
Безрукому огрызку кровавого обеда,
на чорта она?!
После Февральской и Октябрьской революции произведения Маяковского становится проще для понимания широкой аудитории.
Наиболее яркое отношение к событиям революции отражено в «Левом марше».
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
В этом стихотворении духовно-нравственный конфликт сменяется политическим. Условное «мы» противопоставляется условному «они».
Энергичное «Левой! Левой! Левой!» дает команду идущим и выражает оптимизм поэта. Все это является характерной особенностью революционного романтизма.
Также среди наиболее известных произведений автора поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос», «Флейта-позвоночник»; стихотворения «Лиличка!», «Послушайте!», «Нате!», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Паспорт», «Письмо Татьяне Яковлевой», «А вы смогли бы?».