биография ренуара художника краткая
Огюст Ренуар
Биография
В 1874 году в Париже произошло событие, открывшее новую эру в живописи. Группа радикальных художников, уставшая от консерватизма правящих кругов французского мира искусств, показала свои работы на независимой выставке импрессионистов. Тогда, наряду с живописцами Клодом Моне и Эдгаром Дега, картины выставил мастер светского портрета Огюст Ренуар.
Детство и юность
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож. Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты. Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков.
В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.
Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись. Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.
«They tell you that a tree is only a combination of chemical elements. I prefer to believe that God created it, and that.
Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.
Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.
Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета. Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам. Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.
«Les parapluies» de Pierre-Auguste Renoir
Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.
Живопись
Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.
Pierre-Auguste Renoir, Ritratto di Jeanne Samary, 1877
Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды и голубизна воздуха. Внешний лоск не увлекал Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным. Чтобы этого достичь, творец отказался от традиционного толкования композиции, придав работе вид моментально сделанного снимка.
В 80-е годы работы Ренуара пользовались особым спросом. Пьер писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазинов. Его холсты выставлялись в Лондоне, Брюсселе, а также на седьмой Международной выставке в Париже.
Личная жизнь
Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Если перечислять возлюбленных живописца, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. Натурщицы, работавшие с художником, заявляли, что Огюст никогда не женится. Знаменитая муза портретиста, актриса Жанна Самари, говорила, что Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет.
Papa arrête toi tu n’en peux plus.. La douleur passe jean, La beauté reste (Auguste Renoir ) Photo Renoir avec son fils jean
Пьер познакомился с будущей женой в расположенной напротив его дома молочной мадам Камиль. Несмотря на разницу в возрасте (Шариго была младше мужа на 20 лет), взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алины невозможно было не заметить. Хорошо сложенная барышня, по словам художника, была очень «уютная».
Ее хотелось постоянно гладить по спине, как котенка. В живописи девушка не разбиралась, но глядя на то, как Пьер орудует кистями, испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни. Алина, знавшая толк и в хорошей кухне, и в добром вине, стала чудесной женой для художника (хотя они вступили в официальный брак только через пять лет, после рождения первого сына Жана).
Она никогда не пыталась навязать себя окружению мужа, предпочитая выражать свое отношение к возлюбленному и его друзьям через приготовленные блюда. Известно, что когда влюбленные жили на Монмартре, дом Ренуара, при ограниченности средств, слыл самым хлебосольным. Гостей часто угощали вареной говядиной с овощами.
Auguste Renoir, Femme à l’éventail
Став супругой художника, Алина сумела облегчить его жизнь, ограждая творца от всего, что могло бы помешать его работе. Шариго быстро снискала всеобщее уважение. Даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на выставке, сказал, что Алина похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов. Известно, что, будучи женатым на Шариго, автор картины «Две сестры» часто вступал в интимную близость со своими натурщицами.
Правда, все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар, ведь она была матерью его детей (в браке родились сыновья Пьер, Клод и Жан), хозяйкой в его доме и той, кто ни на шаг не отходил от Пьера, когда он болел. В 1897 году, из-за осложнений после перелома руки, здоровье живописца резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры.
Лидер течения фовистов Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. Тогда Огюст, ни секунды не колеблясь, ответил товарищу, что боль, которую он испытывает, пройдет, а красота, созданная им – останется.
Смерть
Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина. Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности. Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.
Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.
Пьер Огюст Ренуар
Хронология жизни
Родился в городе Лиможе в семье портного Леонара Ренуара и его жены Маргариты.
Переезжает вместе с семьёй в Париж, где позже начинает учится росписи по фарфору
Становится учеником художника Шарля Глейра, в студии которого знакомится с Базилем, Моне и Сислеем.
Сдает вступительные экзамены в школу изящных искусств.
Одна из картин Ренуара отобрана для Салона (государственной художественной выставки)
Проходит службу в армии во время франко-прусской войны
Вместе с группой друзей устраивает выставку, которая впоследствии войдёт в историю как первая выставка импрессионистов
Вторая выставка импрессионистов
Путешествует по Италии, где на него огромное впечатление производят образцы классического искусства и Ренессанса
Женится на Алине Шариго, от которой у него уже есть сын. В последствии у них родятся ещё два сына.
Покупает дом в Эссуа, к юго-востоку от Парижа, в деревне, где родилась его жена
Ломает руку при падении с велосипеда, что становится причиной ревматизма, от которого художник страдал все последние годы жизни
Получает от французкого правительства звание Кавалера Почетного Легиона
Покупает поместье в Кань-сюр-Мер, возле Ниццы, и строит там дом, в котором проведет остаток жизни
Прикован к инвалидному креслу, однако продолжает писать и даже делает на следующий год попытку заняться скульптурой
Умирает 3 декабря в возрасте 78 лет.
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции и славящимся своим фарфором. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты. Всего у Леонара и Маргариты родилось семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве.
ПОИСКИ СЕБЯ
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж и здесь маленький Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учится музыке. Однако, помимо этого у Огюста проявился дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
В 1858 году фарфоровая мастерская, в которой работал Ренуар, закрылась, и ему пришлось переключиться на роспись вееров и штор. В 1860 году он получил от властей разрешение заниматься копированием картин, находящихся в Лувре, а к 1861 году сумел скопить достаточно денег, чтобы заплатить за обучение, и стал учеником Шарля Глейра, модного в то время художника, писавшего портреты и забавные сценки. Студия Глейра считалась филиалом парижской Школы изящных искусств, и в апреле 1862 года Ренуар, которому исполнился 21 год, выдержал вступительные экзамены в это заведение, оказавшись 68-м из 80 кандидатов.
РАННИЕ ПОПЫТКИ
В 1865 году, в доме ещё одного своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео. Огюста захватила страсть, Лиза очаровала художника, стала его первой любовью и любимой моделью. Лиза вдохновляет Ренуара. В то время он постоянно пишет возлюбленную, экспериментируя с разными стилями, что можно видеть на портретах Лизы того периода. Их связь продолжалась 7 лет до 1872 года. Внезапный и неожиданный для всех разрыв случился, вероятно, по той причине, что Ренуар совсем не собирался жениться. Лиза об этом узнала и оставила Ренуара, выйдя замуж за другого.
Творческая карьера Ренуара прерывается в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. Несмотря на то, что участия в боевых действиях Ренуар не принимал (в отличии от Базиля, убитого в сражении), во время службы он жестоко страдал от дизентерии. В послужном списке Ренуара сказано, что он «во время войны проявил выдержку и самообладание».
После окончания войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками устроили в Салоне выставку своих картин. Именно тогда и появился термин «импрессионизм», придуманный одним саркастическим критиком. Теперь об этом событии вспоминают как о первой выставке импрессионистов. Целый ряд выставленных работ подвергся уничтожающей критике, однако «Ложа» Ренуара была оценена достаточно доброжелательно.
В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками, но и с общим экономическим кризисом, последовавшим за поражением в войне с Пруссией. Настали годы, когда людям было не до покупки произведений искусства. Как и многие его друзья, Ренуар часто страдал от нищеты и теперь, стремясь выжить, занялся писанием портретов, единственным жанром живописи, который всегда пользуется спросом. В душе он никогда не любил писать портреты, однако веселый, покладистый характер художника помогал ему в работе с клиентами. В результате на второй выставке импрессионистов в 1876 году из 15 представленных на ней работ Ренуара 12 оказались портретами.
СПОКОЙНЫЕ ГОДЫ
Алина была младше Ренуара на 20 лет, и, хотя в живописи девушка не разбиралась, она смогла стать для художника прекрасной женой. Став хозяйкой в его доме и взяв на себя все хлопоты, она окружила Ренуара заботой, ограждая от всего что могло бы помешать его работе. Алина оставалась верной спутницей Огюста на протяжении всей жизни, даже несмотря на интрижки, которые периодически возникали у художника со своими натурщицами.
К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Почетного Легиона.
ПОСЛЕДНИЕ УСИЛИЯ
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на нее.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления легких в возрасте 78 лет. Так завершился жизненный путь одного из величайших художников всех времен.
Работы художника
Деревенский танец
Сена возле Асньера
Картина Ренуара «Сена возле Асньера» великолепно передаёт ощущение томного летнего дня и полностью пронизана духом импрессионизма. Буйство красок и свобода живописного стиля помогают Ренуару передать всю безмятежность открывающейся перед нами сцены. Хотя эта картина традиционно называется «Сена возле Асньера», место её написания точно не установлено, и вполне возможно, что на ней запечатлен уголок природы поблизости от Шату, куда художник неоднократно приезжал в конце 1870-х годов.
Завтрак гребцов
Местом написания картины стал ресторан Фурнеза, расположенный на островке, в Шату, на Сене. Группа друзей наслаждается завтраком на залитой солнечным светом террасе открытого кафе на берегу реки в нескольких километрах от Парижа. Очень современная по содержанию, эта картина вместе с тем явно перекликается с полотнами старых мастеров, изображавших застолья. Здесь передана свободная, живая атмосфера, возникающая в компании парижан, выехавших отдохнуть на свежем воздухе.
Зонтики
Над этой картиной Ренуар работал на протяжении ряда лет, как раз в то время, когда произошли кардинальные перемены в его манере письма. Он начал эту картину незадолго до отъезда в Италию, где находился в 1881-1882 годах, но работа оставалась незавершенной ещё как минимум пять лет. Картина «Зонтики» была последним большим полотном, на котором Ренуар изобразил сцену из современной ему жизни. После этого он обращался к более «вечным» темам.
Читайте о художнике
Смотрите также
Исаак Ильич особенно пристрастно любил несколько тем и мотивов — соединившись в его творчестве, они зазвучали подобно симфонии, прославляющей красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной лирике в русской живописи. Левитан — это новый взгляд на русскую природу, взгляд пронзительный и трепетный.
Александр Андреевич Иванов, никогда не претендовавший на роль «технического» новатора, в подготовительных работах к своей главной картине, тем не менее, совершил настоящий прорыв в будущее — к открытиям импрессионистов и символистов, во многом предсказав развитие изобразительного искусства на полвека вперед.
Васнецов в своём творчестве последовательно прошёл несколько этапов. Это была вполне логическая эволюция — художник пытался построить большой стиль, органически вырастающий из духа народной жизни. Васнецова с полным правом можно назвать народным художником, его картины знает каждый.
В начале своего пути Поленов довольно много интенсивно экспериментировал; в зрелых своих произведениях явился создателем нового жанра, но главная его заслуга в том, что он научил художников по-новому обращаться с красками.
Талантливый художник Огюст Ренуар — интересные факты из жизни
Огюст Ренуар – один из тех редких художников, кто сумел передать в своих работах свет, трепет и нежность в изображении женщин, снискав славу самого комплементарного по отношению к дамам художника. Радостные и чувственные работы Ренуара делают его творчество понятным и востребованным во все времена.
Рождение и семья
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. во французском городе Лимож. Его отец Леонард работал портным, мать швеей. Многодетная семья была небогатая, но дружная и любящая.
Огюст с детства был одарен множеством талантов. Один из которых – прекрасный голос. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор, регентом которого был Шарль Гуно. Известный композитор был поражен красотой детского голоса, и предложил родителям Ренуара отдать сына в музыкальную школу. Но мальчик предпочел пению живопись.
Чтобы помогать семье, в 13 лет, после обучения в школе христианских братьев, юный Огюст Ренуар поступил на службу на фабрику фарфора «Леви Бразерс», где расписывал тарелки, горшки и вазы. Вечером мальчик посещал школу искусств, изучая там живопись.
Когда в 1858 г. предприятие разорилось, Огюст нашел другие способы заработка:
Работы он проводил, копируя манеру мастеров эпохи Рококо. По мнению искусствоведов, в будущем этот опыт существенно повлиял на творчество живописца. Считается, что именно у художников XVIII века он позаимствовал веселое, беззаботное отношение к жизни и теплые, яркие краски.
Уже в зрелом возрасте Ренуар писал, что, родись он в интеллектуальной семье, годы пришлось бы потратить на то, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть. «Да еще руки ничего не умели бы делать» – шутил художник.
Портрет мадам Ренуар, 1860 г.
Учеба
Самой лучшей школой живописи для себя Ренуар считал Лувр. Туда он, будучи подростком, бегал в обед, работая на фарфоровой фабрике. Важное значение Огюст придавал насмотренности, которая, по его мнению, возникает лишь тогда, когда ты обладаешь суммарным опытом просмотра огромного числа картин.
Часть заработков юноша откладывал на учебу, мечтая идти дальше простого копирования чужой манеры письма. В 1862 году Ренуар поступает в Парижскую школу изящных искусств и в студию известного живописца Шарля Глейра, сторонника академической традиции, доминирующей тогда во Франции. Суть этой традиции в том, что картины должны быть большими, темными по тону, сюжет позаимствован из мифологии или истории.
В студии Глейра Ренуар учился с Фредериком Базилем и Клодом Моне. Позже к ним присоединился Альфред Сислей. Одаренные и яркие личности, которые в своих рассуждениях они стали ниспровергателями всего прошлого.
Вопреки канонам классической школы и мнению Глейра, молодые художники выходили на улицу и рисовали под открытым небом. Излюбленным их местом стал лес Фонтенбло.
Художник Жюль ле Кер гуляет с собакой в лесу Фонтенбло, 1866 г.
В 1864 году студия Глейра прекратила работу. В этот же год закончилось обучение художника в школе изящных искусств.
Творчество
Творчество мастера принято делить на периоды. Так, 60-е годы XIX века – для Огюста это время поиска своей манеры письма. Огромное влияние на него оказывает реалистичная манера Жана Гюстава Курбе. В те годы в художественной среде активно обсуждались проблемы искусства. Ренуар мало участвовал в подобных дискуссиях, считая, что основная задача художника – рисовать.
Мечтая выставляться, в начале своей карьеры Огюст Ренуар стремится, чтобы его картины соответствовали формату Салона – официальной, организованной государством выставки. Но не найдя места в системе Салона, он понял, что идеи ведут его в другую сторону. И в конце 60-х годов художник оказался в лагере импрессионистов.
Летом 1869 г. Огюст Ренуар и Клод Моне, работая вместе, стали применять фрагментарные отрывистые мазки, наполнявшие их работы ощущением жизни и движения. Художники много экспериментируют с цветом, светом и тенью на полотнах.
Многие историки искусств называют 1869 год датой рождения импрессионизма.
В 1870 г. почти на год Ренуар был мобилизован на фронт, где, к счастью, не получил ранений. Уже на следующий год он вернулся к живописи.
В 1874 году в Париже состоялась независимая Первая выставка импрессионистов, на которой наравне с работами Моне, Писсарро, Сислея, Дега и Сезана были выставлены картины Огюста Ренуара. Работы импрессионистов вызвали негативную реакцию критиков, но мастеру все же удалось продать 3 картины. Среди них была «Ложа», сейчас одна из самых известных картин художника.
В течение нескольких лет работы импрессиониста подвергались жестокой критике. Он не отчаивается и продолжает творить. В эти годы Огюст предлагает новую импрессионистскую палитру цвета, известную как «Радуга». Прекрасно демонстрируют ее использование работы «Обнаженная в солнечном свете» и «Качели».
В 1877 г. на 3-й выставке импрессионистов Огюст Ренуар выставляет полотно «Бал в Мулен де ля Галет». Картина стала главным выражением идей импрессионизма и новым этапом в творческой жизни художника.
После картины «Мадам Шарпантье со своими детьми» такие портреты вошли в моду. Художник становится самым востребованным портретистом того времени. Его особенностью была способность очень быстро писать. Именно поэтому Огюсту прекрасно удавались портреты детей.
В 1881 году Ренуар посетил Италию, впервые познакомившись с работами мастеров Возрождения. Художник понял, что его картинам не хватает технического совершенства. Это понимание повлияло на его работы, что заметно по более четким линиям и мелким мазкам на полотнах.
Так как источником вдохновения для живописца тогда служили работы Жана Энгра, этот период его творчества некоторые искусствоведы называют «Энгровским».
Известные картины, написанные в это время:
Большие купальщицы, 1884-1887 гг.
Начало 1890-х годов было успешным для Огюста Ренуара. Состоялась его персональная выставка, музей Люксембурга приобрел его картину. В это же время художник снова несколько меняет свою живописную манеру, добавляя переливчатость цветов. Потому период его творчества с 1891 по 1903 гг. называют «перламутровым».
В это время были написаны «Весна», «Сын Жан», «Спящая женщина».
Последним периодом в творчестве Огюста стал «красный», который ознаменовался пристрастием мастера к теплым красным и розовым оттенкам. Были созданы:
Всю свою жизнь, независимо от живописной манеры, Огюст Ренуар называл себя абсолютно французским художником и продолжателем традиций французской живописи.
Личная жизнь
Худощавый, с тонкими чертами лица, немного нервный и очень подвижный Огюст Ренуар всегда пользовался успехом у женщин. Молва приписывала ему романы с большинством позировавших для его картин моделей.
Серьезных и длительных романов в судьбе художника было два. В 1865 г. Огюст Ренуар знакомится с 16-летней Лизой Трео. Девушка очень скоро стала любимой моделью художника и его возлюбленной. Их роман длился 7 лет. В этот период Лиза родила дочь, но Ренуар отказался признать отцовство. В итоге мадемуазель Трео оставила художника.
Лиза с зонтиком, 1867 г.
В 1880 г. живописец встречает Алину Шариго. Она младше Огюста на 18 лет, но в искренности чувств влюблённых ни у кого не возникало сомнений.
Алина не разбиралась в живописи, но обожала наблюдать за работой любимого мужчины. Прожив вместе 10 лет, пара вступила в официальный брак. У Алины и Огюста родилось трое сыновей: Пьер, Жан и Клод.
Мадам Ренуар была замечательной хозяйкой, прекрасно готовила и встречала друзей мужа. Даже в те годы, когда семья испытывала финансовые трудности, двери дома Ренуаров были открыты для многочисленных гостей. К супруге художника тепло относились все его друзья, включая даже известного женоненавистника Дега. Алина окружила мужа уютной заботой, создав идеальные условия для работы.
В 1903 г. семья переехала в имение «Колетт» в небольшом городе Кань-сюр-Мер, где Алина организовала супругу настоящий творческий оазис.
Алина Шариго, 1885 г.
Но даже при такой замечательной жене Ренуар умудрялся заводить романы с моделями. Слишком увлекающейся он был натурой, любил жизнь и прекрасное в ней. Художник не раз признавался, что не может писать модель, если не влюблен в нее.
На его отношения с женой эти мимолетные связи никак не влияли.
Алина Шариго скончалась на 4 года раньше мужа, в 1915 году. На ее ранний уход повлияли переживания за участвующих в войне сыновей, двое из которых были тяжело ранены.
Последние годы жизни
В 1897 г. при падении с велосипеда Огюст Ренуар сломал руку. Перелом спровоцировал ревматизм. С этого времени жизнь художника омрачилась болезнями. В 1912 г. у Ренуара случился приступ паралича. Несмотря на 2 операции, до конца дней он остался прикованным к инвалидному креслу. Но, постоянные физические страдания не отразились на настроении его картин, по-прежнему излучающих счастье и солнечный свет.
Художник работал до последних дней жизни. Будучи парализованным 78-летним стариком, Ренуар писал одним пальцем, к которому прикрепляли кисти. Не стало «живописца счастья» 3 декабря 1919 г. Работа была смыслом существования художника с детства и до кончины. Последнюю картину Ренуар закончил за несколько часов до смерти. Написанные не с натуры «Вальдшнепы», пожалуй, единственная трогательно-грустная картина великого мастера кисти.
Интересные факты
Из жизни Огюста Ренуара можно выделить несколько интересных фактов.
Ренуар очень долго добивался встречи с великим немецким композитором Рихардом Вагнером, желая написать портрет последнего. Однако Вагнер, на просьбу Ренуара позировать, отмахнулся, недовольно ответив, что у него всего 25 минут свободного времени. Ренуар согласился и приступил к работе. Через 25 минут композитор увидел свой живописный портрет.
Портрет Рихарда Вагнера, 1882 г.
Художник питал милую слабость к дамским шляпкам. Он специально заказывал их в больших количествах, чтобы украшать этим аксессуаром своих моделей. На многочисленных женских портретах Ренуара можно увидеть шляпки самых разных форм и видов.
Слава героя-любовника однажды сыграла с художником злую шутку. Мать известной и любимой во Франции актрисы Жанны Самари очень боялась, как бы в процессе написания портрета (речь о картине «Портрет Жанны Самари» 1877 г.) между ее дочерью и Ренуаром не случилось романа.
Портрет Жанны Самари. 1877 г.
Чтобы предотвратить нежелательное сближение, дама не оставляла художника и модель наедине. При этом мадам Самари закармливала не склонного к перееданию Ренуара сладостями, чем очень раздражала его, мешая работать. Однако на качество картины это не повлияло. Портрет считается лучшим среди нескольких изображений актрисы кисти Ренуара.
Свой художественный талант Огюст Ренуар передал сыновьям: Пьер стал популярным актером, а Жан – кинорежиссером, фильмы которого входят в число лучших кинокартин всех времен и народов.
Известный, прежде всего, как один из родоначальников импрессионизма, Огюст Ренуар за свою жизнь сменил несколько художественных направлений. Но, в каком бы стиле он не писал, магия художника в невероятной солнечности его картин, излучающих свет и счастье. Ренуар считал, что картина должна быть приятной, радостной и красивой. “В жизни достаточно неприятных вещей. Почему мы должны создавать такие же?” – писал художник.
Согласны ли вы со взглядами Ренуара на живопись? Какие чувства вызывают у вас картины художника? Напишите в комментариях.
Пьер Огюст Ренуар – фильм о жизни и творчестве:
О других величайших художниках читайте в наших статьях:












































