биография рубинштейна антона григорьевича

Биография рубинштейна антона григорьевича

Антон Рубинштейн

биография рубинштейна антона григорьевичаНекоторым композиторам и культурным деятелям удаётся не только внести своё имя в историю национального или мирового музыкального искусства, но и оказать колоссальное влияние на его развитие и восприятие в целом, взрастить десятки и сотни новых талантов, многие из которых способны будут вписать на скрижали истории уже свои инициалы. Одним из таких композиторов был и Антон Григорьевич Рубинштейн – фигура колоссального масштаба в русском культурном сообществе.

Краткую биографию Антона Рубинштейна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рубинштейна

Будущий маэстро впервые увидел свет в 1829 году, в небольшом селе Выхватинец, что располагалось в Балтском уезде Подольской губернии. Поскольку мать Антона Григорьевича была родом из Прусской Силезии, в семье, помимо основного, звучал также язык Шиллера и Гёте. Отец Рубинштейна был простым купцом, его супруга занималась воспитанием детей, которых в семье, включая самого Антона, было пятеро. Именно мать оказала огромное влияние на будущую карьеру композитора, преподав сыну его первые уроки музыки.

биография рубинштейна антона григорьевича

К слову, талантами в семействе блистал не только Антон: его младший брат, Николай, превосходно играл на пианино, и много позже стал главой московского отдела РМО, возглавив в Москве крупную российскую консерваторию. Две сестры Антона также избрали музыку своей основной профессией: одна построила карьеру камерной певицы, а другая занялась преподаванием музыкального искусства. «Исключением» в семье выступил лишь старший сын Яков: его стезёй стала медицина.

биография рубинштейна антона григорьевича

В 1833 году семья Рубинштейнов, приняв православие, переезжает в Москву, где у отца будущего мэтра появляется возможность открыть собственное дело. Когда Антону исполнилось восемь, его отдали на обучение к Александру Ивановичу Виллуану: одному из лучших педагогов Москвы того времени. Впервые на сцену Антон попал уже в десять: он выступил в рамках благотворительного мероприятия.

Виллуан, заметив огромный потенциал ученика, в 1840 году настоял на отправлении Антона в Париж, чтобы тот мог поступить во французскую консерваторию, однако стать «альма-матер» для русского таланта консерватории было не суждено. Впрочем, поездка в Европу не прошла зря: Рубинштейн обзавёлся новыми знакомствами в лице Фредерика Шопена и Ференца Листа , который даже нарекал молодого пианиста своим преемником.

Совет Листа отправиться в тур по Европе Рубинштейн решил как можно скорее воплотить в жизнь. Вместе с Виллуаном они дали целый ряд концертов в европейских странах: от Германии через Голландию, Британию и Норвегию до Швеции, Австрии, Саксонии и Пруссии. Турне закончилось только через два с половиной года, когда пианист снова вернулся в Москву, однако пребывание в ней не затянулось надолго: уже через год мать увезла Антона и Николая (младшего сына семьи Рубинштейнов) в столицу Германии. Там Антон нашёл себе нового наставника, маэстро контрапункта Зигфрида Дена, у которого в своё время брал уроки сам Глинка .

Тем временем, Григорий Рубинштейн в Москве потерял свой бизнес, и вскоре умер. Супруга его, получив горестное известие, отправилась на родину, а Антон решил переехать в Вену. Самостоятельная жизнь у 17-летнего талантливого пианиста поначалу не задавалась: приходилось добывать себе пропитание, давая дешёвые уроки игры на инструменте и выступая при церкви. На помощь голодающему таланту вновь пришёл Лист: вместе с перспективным флейтистом Гейнделем он отправил Антона в тур по Венгрии.

биография рубинштейна антона григорьевича

В 1849-ом Рубинштейн переезжает в Петербург, и с того времени начинает успешно строить карьеру на родине, не забывая периодически выбираться с турне и за границу. Маэстро неоднократно выступал не только в Европе, но и в Северной Америке. Оперы Рубинштейна понемногу стали пользоваться популярностью и ставиться на большой сцене, а к 1865 году карьера его ощутимо пошла в гору. В этом же году уже состоятельный и всемирно известный композитор взял себе в жёны княжну Веру Александровну Чекуанову, которая впоследствии родила ему троих детей.

биография рубинштейна антона григорьевича биография рубинштейна антона григорьевича

биография рубинштейна антона григорьевича биография рубинштейна антона григорьевича

Интересные факты об Антоне Рубинштейне

биография рубинштейна антона григорьевича

биография рубинштейна антона григорьевича

Творчество Антона Рубинштейна

Первым серьёзным произведением Рубинштейна можно считать оперу «Куликовская битва» (1852), известную также, как «Дмитрий Донской». После этого мастер успешно выпускает оперы «Месть», «Сибирские охотники» и «Фомка-дурачок». Примечательно, что в последних трёх произведениях чувствуется веяния «народного» звучания. Таким образом композитор отдавал дань уважения русскому фольклору. Опера «Сибирские охотники» была представлена также и за границей, не без очередной помощи старого знакомого Рубинштейна, Ференца Листа.

Среди прочих однозначно удавшихся произведений автора стоит выделить оперы «Фераморс», «Маккавеи» и «Нерон». Высокой популярностью пользовались оратория «Христос», симфония под названием «Океан». Оперные критики также придерживались положительного мнения об оратории «Суламифь».

Если же говорить о Рубинштейне как о музыканте, то пиковой точкой его карьеры можно назвать «Исторические концерты», сыгранные в 1885-1886 годах в России и западной Европе. Цикл выступлений включал в себя 175 различных музыкальных произведений. Впоследствии Рубинштейн повторил выступление уже бесплатно, сыграв только перед педагогами и учащимися.

Польский самородок

Влияние Рубинштейна на мировую музыкальную культуру можно представлять не только в виде совокупной ценности написанных и сыгранных мастером произведений, но и в виде множества талантливых учеников, которым мэтр обеспечил «дорогу в мир». Одним из таких был знаменитый Иосиф Гофман, с детства славившийся своим талантом игры на пианино.

биография рубинштейна антона григорьевича

С Гофманом композитор познакомился во время своего пребывания в Дрездене в 1892 году. Юному польскому дарованию удалось пробиться на прослушивание у Рубинштейна. Гофман произвёл ощутимое впечатление на Рубинштейна своей талантливой игрой, и мэтр принял его в качестве своего единственного частного ученика. Занятия было решено проводить дважды в неделю.

После успешнейшего исполнения Четвертого концерта своего учителя на большой сцене в 1894 году, Гофман услышал от Рубинштейна, что мастеру больше нечего преподать своему ученику. Сыгранное произведение прочно закрепилось в концертном репертуаре Гофмана.

Вне всякого сомнения, Антон Рубинштейн был крупнейшим культурным деятелем своего времени, одним из первых русских музыкантов, добившихся мирового признания, человеком, не щадившим себя ради музыкального просвещения общества, в котором ему довелось жить. Наследие, оставленное этим композитором, трудно переоценить, и напомнить о нём сегодня нам может не только скромный памятник мастеру, открытый в Петергофе, но и десятки знаменитых на весь мир произведений за авторством как самого Рубинштейна, так и его учеников.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм об Антоне Рубинштейне

Источник

Рубинштейн Антон Григорьевич

Российский композитор. Пианист. Дирижер. Музыкальный педагог. Член Шведской королевской музыкальной академии. Как пианист стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времен. Известен по операм «Демон» и «Персидские песни».

Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинец, Молдова. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано мальчик начал обучаться под руководством матери, а затем стал учеником пианиста Александра Виллуана.

Впервые на публике выступил в десять лет в Москве. Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в начале 1840-ых годов. В это же время изданы его первые сочинения.

С 1844 года Антон Григорьевич жил и работал за границей, где занимался по теории музыки у Зигфрида Дена, общался с Феликсом Мендельсоном и Ференцем Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование творческой личности композитора. Однако весьма скоро приобрел полную самостоятельность. Из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе.

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость остались у музыканта до конца его дней. В 1848 году Рубинштейн вернулся в Россию и поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижер, главным образом с собственными произведениями.

Стал первым русским музыкантом, слава которого являлась поистине всемирной. В разные годы концертировал в странах Европы и в США. И почти всегда включал в программы собственные фортепианные произведения, дирижировал своими оркестровыми сочинениями.

Рубинштейн вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей «Русского музыкального общества», ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах. По его же инициативе создана первая в стране Петербургская консерватория, став ее директором.

В первом же выпуске его учеников находился Петр Чайковский. Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская тоже. Творческое наследие композитора огромно и охватывает все основные музыкальные жанры.

Среди лучших рубинштейновских работ: опера «Демон» и «Персидские песни». В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Живут и звучат романсы: «Ночь», «Мой голос для тебя и ласковый и нежный», эти стихи Александра Пушкина положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу «Романс», и Эпиталама из оперы «Нерон», и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром.

Последние годы жизни Рубинштейн жил преимущественно в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой и, конечно же, сочиняя музыку.

Создатель русской пианистической школы Антон Григорьевич Рубинштейн скоропостижно скончался 20 ноября 1894 года в Петергофе. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, но позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Сочинения Антона Рубинштейна

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):

Балет «Виноградная лоза», шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Семья Антона Рубинштейна

Жена (с 30.06.1865): Вера Александровна, урожденная Чикуанова (1841-1909).

Яков (11.08.1866-1902)
Анна (1869-1915)
Александр (1872-1893).

Источник

Биография Антона Григорьевича Рубинштейна

Огромные достижения Рубинштейна — пианиста, дирижера, композитора, педагога, организатора музыкальной жизни страны — сделали его имя легендарным. Тем обиднее, что он не мог быть вполне счастлив, так как постоянно при жизни его творчество безосновательно считали не совсем русским. По этому поводу Рубинштейн с горечью восклицал:

«Для евреев я — христианин, для христиан — еврей, для русских я — немец, для немцев — русский, для классиков я — новатор, для новаторов — ретроград».

Антон Григорьевич Рубинштейн родился в Подольской губернии 28 ноября 1829 года. С двух- или трехлетнего возраста и до одиннадцати лет мальчик безвыездно жил в Москве и, при его феноменальной восприимчивости к музыке и музыкальной памяти, несомненно, впитал массу впечатлений. Как известно из мемуаров и других материалов, в радушном доме Рубинштейнов постоянно собирались студенты, чиновники, учителя, звучала музыка — пели, танцевали. Звуковую атмосферу Москвы тех лет определяли песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы. Единственный учитель Рубинштейна — Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние, был коренной москвич. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

биография рубинштейна антона григорьевича

Антон уже на десятом году жизни начал выступать публично. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841—1843 годах. С 1844 по 1846 год Антон занимался в Берлине теорией композиции у Зигфрида Дена, у которого в свое время занимался и Глинка. Весьма скоро он приобрел полную самостоятельность из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью вернулись из Берлина в Москву, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, — все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней.

Особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную — и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта.

О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы себя им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.

В конце 1840-х годов Рубинштейн приезжает в Петербург. С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества. В 1862 году он основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867-го.

биография рубинштейна антона григорьевича

На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй — в 1895 году в Берлине, третий — в 1900 году в Вене, четвертый — в 1905 году в Париже, пятый — в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.

Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.

История жизни Антона Григорьевича Рубинштейна

В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе. Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

биография рубинштейна антона григорьевича

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно — за 8 месяцев состоялось 215 концертов!

В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась. В 1885—1886 годах он организовал грандиозный цикл «Исторических концертов», в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.

А. А. Трубников вспоминает:

«Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории. Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало.

В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли. Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом, грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и лаской. Его crescendo не имело границ нарастания силы звучания, его diminuendo доходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.

биография рубинштейна антона григорьевича

Исполнявшаяся им два раза одна и та же программа — в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике — часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.

Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.

Популярность его была так велика, что выражения «так играет Антон», «так дирижирует Антон» или просто «так сказал Антон» были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А. Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П. И. Чайковского такую фразу «Я завидую таланту Рубинштейна».

Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду зевнувшую старушку.

При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем».

В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской консерватории и занимал пост до 1891 года. Последние годы жизни Рубинштейн провел преимущественно в Дрездене. Он скончался 20 ноября 1894 года.

В. Стасов писал в связи с трактовкой «Лунной сонаты»:

«Кто из них двух был выше, исполняя великую картину Бетховена Лист или Рубинштейн Я не знаю, оба были велики, оба несравненно неподражаемы во веки веков, навсегда. Только одно страстное душевное творчество и значат что-нибудь в искусстве — у Бетховена, или у Листа и Рубинштейна. Все остальное — безделица и легковесный вздор. »

Рубинштейн принял «эстафету» из рук Листа и внес в исполнение, свойственное русскому пианизму, обостренное, по выражению академика Б. Асафьева, «чувство правды живой интонации».

Волевое напряжение, мощь, романтический пафос исполнения, столь свойственные Листу, нашли благодарную почву для своего развития в артистическом даровании Рубинштейна.

биография рубинштейна антона григорьевича

Лист после весьма бурной молодости пришел в конце жизни к сосредоточенному, уравновешенному пианизму с некоторыми элементами, предвосхищавшими будущие открытия импрессионистов. Игра Рубинштейна, наоборот, становилась все более напряженной, драматической и страстной.

«. Еще раньше, покуда Рубинштейн сидел еще у фортепиано и тихо перебирал клавиши, как бы раздумывая, что еще сыграть, я быстро подошел к нему через всю залу и сказал ему, у самого уха «Антон Григорьевич, Антон Григорьевич! А просить можно По-прежнему! По-старинному!» Он улыбнулся и, продолжая брать тихие аккорды, сказал «Ну, а что вы хотите Коли могу, сыграю. Говорите». Я сказал. «Cis-мольную сонату Бетховена. Я во все 40 лет, что вас знаю, всего раз ее у вас слышал — помните, в ваших «Исторических концертах», во втором из них, три года назад, в 86 году». — «Да, да, — сказал он, — я редко эту играю. Даже не знаю, вспомню ли теперь. »

Вся зала замерла, наступила секунда молчания, Рубинштейн будто собирался, раздумывал — ни один из присутствующих не дышал даже, словно все разом умерли, и никого нет в комнате. И тут понеслись вдруг тихие, важные звуки, точно из каких-то незримых душевных глубин, издалека, издалека. Одни были печальные, полные бесконечной грусти, другие задумчивые, теснящиеся воспоминания, предчувствия страшных ожиданий. Что тут играл Рубинштейн, то с собой унес в гроб и могилу, и никто, может быть, никогда уже не услышит этих тонов души, этих потрясающих звуков — надо, чтобы снова родился такой несравненный человек, как Рубинштейн, и принес с собою еще раз новые откровения».

Источник

Антон Рубинштейн

Биография

Антон Рубинштейн – известный пианист, дирижер и композитор, прославился в русской культуре как основатель Санкт-Петербургской консерватории и педагог Петра Ильича Чайковского. Виртуозное исполнение серии из 7 фортепианных концертов в конце XIX века заслужило всемирное признание и познакомило слушателей с многовековой историей музыки. Талант сочинителя проявился в сотне произведений, среди которых наибольшей популярностью пользовались опера «Демон», балет «Виноградная лоза» и оратория «Суламифь».

Детство и юность

Биография Антона Григорьевича Рубинштейна началась 28 ноября 1829 года в небольшом приднестровском селе Выхватинец Балтского уезда Подольской губернии. Родители, евреи по национальности, происходили из Правобережной Украины и Прусской Силезии. В 1833 году все члены фамилии Рубинштейн во главе с отцом Григорием Романовичем и матерью Калерией Христофоровной приняли православие и получили право переехать в Москву и открыть собственное дело.

биография рубинштейна антона григорьевичаПортрет Антона Рубинштейна. Художник Илья Репин / Государственная Третьяковская галерея

Кроме Антона, в семье были другие дети, которые прославились в разных областях науки и культуры. Старший брат будущего пианиста Яков стал доктором, а сестры Любовь и София снискали славу учителя музыки и камерной певицы. Младший ребенок Николай Рубинштейн посвятил жизнь искусству и вслед за братом в 1866 году основал вторую российскую консерваторию в Москве и проработал там до самой смерти.

Обустроив быт в просторном доме на Ордынке, отец занялся делами на карандашно-булавочной фабрике, а на плечи матери легли заботы о воспитании и образовании потомства. Будучи хорошей пианисткой, она научила Антона играть на инструменте и подготовила к поступлению в класс прославленного педагога Александра Ивановича Виллуана.

7-летний Рубинштейн продемонстрировал выдающиеся способности, и с 1839 года учитель разрешил ему выступать публично. Еще через год отрок с наставником отправились с концертами в Европу и побывали в обществе английской королевы Виктории и великих композиторов Ференца Листа и Фредерика Шопена.

биография рубинштейна антона григорьевичаАнтон Рубинштейн и его брат Николай / Википедия

В 1844 году Антон ненадолго вернулся в Россию, а потом в сопровождении матери и брата Николая уехал в Берлин, чтобы обучаться музыке у знаменитых иностранных педагогов Теодора Куллака и Зигфрида Дена и заводить знакомства в европейской культурной среде.

Во второй год пребывания в Германии семья получила известие о кончине Григория Рубинштейна. Калерия Христофоровна с Николаем отбыли в Москву для организации похорон, а Антон отправился в австрийскую столицу для совершенствования исполнительских навыков игры на фортепиано.

Впрочем, самостоятельная жизнь не пришлась по вкусу молодому человеку, а частные уроки не приносили прибыли. По этим причинам в 1849 году музыкант вернулся на родину и благодаря протекции супруги великого князя Михаила Павловича осел в Петербурге и занялся преподаванием и творческой карьерой.

Музыка

В российском культурном обществе Рубинштейна сразу заметили. Талант пианиста оценили во время регулярных выступлений перед императорской семьей и представителями знатных фамилий. Такой успех позволил повзрослевшему музыканту познакомиться с именитыми русскими коллегами, среди которых были члены кружка «Могучая кучка» Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский, а также прославленные исполнители Матвей Юрьевич Виельгорский и Карл Багданович Шуберт.

биография рубинштейна антона григорьевичаДирижер Антон Рубинштейн. Художник Илья Репин / Государственный Русский музей

Под их влиянием Рубинштейн дебютировал в роли дирижера и в 1852 году представил публике «Дмитрия Донского», ставшего первым крупным произведением собственного сочинения. За ним следуют короткие оперы «Сибирские охотники», «Месть» и «Фомка-дурачок», в которых начинающий композитор использовал темы и мелодии народов России, отдавая дань модным музыкальным веяниям современности.

В середине 1850-х годов Антон Григорьевич предпринял попытки основания в столице специализированной академии, но, не имея поддержки, сдался и оставил эту идею до лучших времен.

Произведения композитора оказались невостребованными, и ни один российский театр не брался за их постановку. В итоге Рубинштейн уехал за границу и с помощью старого знакомого Ференца Листа представил публике одноактную оперу «Сибирские охотники». Кроме того, музыкант дал сольный фортепианный концерт в немецком городе Лейпциг, после успеха которого его пригласили в длительное турне по Европе.

Гастроли, длившиеся 4 года, сделали Антона Григорьевича мировой знаменитостью и пробудили жажду дальнейшей работы. Находясь на подъеме, пианист уговорил великую княгиню Елену Павловну выделить средства на создание Русского музыкального общества, в рамках которого начались регулярные выступления симфонического оркестра под управлением Рубинштейна.

Следующим шагом музыканта и дирижера стала организация музыкальных учебных классов, где одаренная молодежь могла оттачивать навыки исполнительского искусства. Когда к осени 1861 года число студентов возросло, в Санкт-Петербурге открыли первую российскую консерваторию, а Антон Григорьевич начал исполнять обязанности директора, дирижера и преподавателя инструментовки и фортепиано.

Творческая элита во главе с представителями «Могучей кучки» не сразу приняла идею создания академического музыкального учреждения. Лишь в 1871 году, после того как одним из первых учеников Рубинштейна стал Чайковский, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков согласился присоединиться к профессорскому составу.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *