биография саши черного для 3 класса краткое
Краткая биография Саши Черного для детей
Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.
В 21 год Александр пошёл на службу рядовым, три года спустя стал работать в таможне. Летом 1904 года опубликовали «Дневник резонёра» в одной из газет города Житомира под псевдонимом «Сам по себе».
Год спустя Гликберг стал жить в Санкт-Петербурге, в котором началась череда публикаций работ в различных журналах: «Леший», «Зритель», «Альманах» и некоторые другие. Стихотворения нашли много положительных откликов среди читателей.
Впервые Александр Михайлович подписался как «Саша Чёрный» в 1905 году в свой сатире «Чепуха». Печать этого стихотворения послужила тому, что журнал отныне прекратил свою работу. Сборник автора запретили из-за цензуры.
С 26 до 28 лет поэт пробыл в Германии, обучаясь в немецком университете, а после вновь приехал в Петербург и стал сотрудничать с изданием «Сатирикон». Автором было выпущено несколько сборников стихотворений, его произведения публиковались в известных журналах и газетах, таких как «Современник», «Солнце России», «Киевская мысль» и некоторых других.
Александр Гликберг во время Первой мировой войны был на фронте в качестве рядового при лазарете.
В 18 году прошлого столетия поэт и прозаик покинул Россию. Поселился сначала в Литве, затем Берлине и Риме, а в 1924 году окончательно остановился в столице Франции, где стали издаваться его сборники. Пятью годами спустя, он купил небольшую территорию на юге страны, куда приезжали гостить русские деятели искусства.
В начале августа 1932 года Александр Михайлович скончался из-за сердечного приступа. Тому причиной послужил недавний пожар, в тушении которого поэт оказывал помощь своим соседям, но, придя домой, слёг и более оказался не в состоянии подняться.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).
Виктор родился 26 февраля 1802 года в городе Безансоне. Отец его был военным. Когда была первая французская буржуазная революция, служил простым солдатом.
Васко да Гама появился на свет 29 сентября 1460 года в городе Синиш (Португалия). Был третьим из шести детей, рождённых в семье рыцаря Эштевана и его жены Изабель. В возрасте ещё до 20 лет вступил в Орден Сантьяго
ворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы.
Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником
Саша Черный
русский поэт-сатирик, журналист

Он сбежал в Петербург, но вскоре понял, что в одиночку ему там не выжить. На письма родители не отвечали, давая Саше понять, что он сам выбрал свой путь. От голодной смерти Сашу спас богатый житомирский чиновник, принявший его в свою семью.
Вся дальнейшая биография Саши Черного – это биография поэта-сатирика. В 1905-1906 годах он активно сотрудничал с разными сатирическими журналами: «Альманах», «Журнал», «Молот», «Маски», «Леший». Но одна из его публикаций в «Зрителе» в ноябре 1905 года произвела такой скандал, что журнал закрыли.
Первый же сборник стихов Черного «Разные мотивы» (1906) был арестован. Чтобы избежать ареста самому, он вместе с женой уехал в Германию, где создал цикл лирических сатир «У немцев», стихотворения «Карнавал в Гейдельберге», «Корпоранты» и др. Резко возрос уровень его поэтического мастерства, расширился кругозор, что позволило ему вскоре после возвращения из-за границы занять место одного из поэтических лидеров в петербургском еженедельнике «Сатирикон», где Саша Черный наконец нашел свою нишу. Его стихи в ту пору буквально заучивали наизусть, настолько они были злободневны.
Еще одним направлением творчества Черного являлись стихи для детей, которые он писал с 1911 года, а в 1912 году принял участие в созданной по инициативе М.Горького «Голубой книжке» и в детском альманахе «Жар-птица». Пробовал он себя как переводчик с немецкого, готовя к печати «Книгу песен» Г.Гейне (1911), «Избранные рассказы» Г.Сафира (1912), переводы Р.Демеля, К.Гамсуна и др.
С началом Первой мировой войны «рядовой Гликберг» подался служить в полевой госпиталь. Его впечатлительность чуть не лишила его рассудка и жизни. Только любящая жена и возможность выплескивать впечатления на бумагу спасли поэта. Впечатления, полученные на фронте, легли в основу цикла стихотворений «Война».
После Октябрьской революции 1917 года он покидает Россию в числе первых эмигрантов. Сначала Черный жил в Вильно, где им были написаны стихи о Литве, цикл «Русская Помпея», в котором поэт признается, что для него «нет путей назад», а также книга детских стихов «Детский остров».
В 1920 году поэт перебрался в Берлин, где более двух лет работал в издательстве «Грани», «Русской газете» и «Руле», в журналах «Сполохи», «Воля России», редактировал литературный отдел журнала «Жар-птица». Тогда же выходит его третья книга сатир «Жажда», ставшая завершением творчества Черного-поэта.
С 1924 года Александр живет в Париже, теперь в его творчестве все большее место занимает проза: многочисленные книги для детей («Библейские сказки», «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Румяная книжка», «Дневник фокса Микки», «Серебряная елка» и др.), повесть «Чудесное лето», «Несерьезные рассказы», «Солдатские сказки», поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» и другие произведения.
Летом 1930 года Саша Черный с женой поселился в маленьком домике на юге Франции (Ла-Фавьер, близ Лаванду), где и умер 5 августа 1932 года на 52-м году жизни — перенапряг сердце, помогая соседям тушить пожар. На его могильной плите высечена строка из стихотворения Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный». Александр Михайлович на самом деле походил на того самого бедного рыцаря. Беспощадный в своей сатире, в жизни он был очень душевным и добрым человеком. Он не мог оставаться в стороне от чужой беды.
Саша Черный
краткая биография
Роль и место в литературе
Имя Саша Черный знакомо всем поклонникам литературы Серебряного века. Строгий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным вкусом, невероятно талантливый поэт, прозаик и журналист – он находился на пике популярности в России начала двадцатого столетия. Почитатели его таланта с нетерпением ожидали очередного выпуска «Сатирикона», который печатал его злободневные стихи и сатиры, его творчество вызывало споры и восхищение.
В недолгой жизни Саши Черного было много событий – война, в которой он принимал участие добровольцем, революция, которую он категорически отверг, тяжело доставшаяся ему эмиграция. Но в любой ситуации Саша всегда оставался верен своим творческим идеалам и принципам. Возможно, по этой причине его творения не просто до сих пор живы, но и остаются злободневными по сегодняшний день.
Для детей он написал великолепный «Дневник фокса Микки» с его героем, считавшим себя умнейшим среди всех зверей, а также большое количество стихотворений и рассказов. Взрослый же читатель любит Черного за едкую сатиру его произведений. Настоящие имя и фамилия этого человека – Александр Михайлович Гликберг, но в истории литературы Серебряного века он навсегда остался как Саша Черный.
Происхождение и ранние годы
Александр родился 13 октября 1880 года в Одессе. Глава состоятельного еврейского семейства – Мендель Давидович, отец Саши, работал в крупной фармацевтической компании. Мать, Марьям Мееровна, происходила из купеческой семьи, была домохозяйкой. Александр был вторым ребенком, родившимся в этой семье. Старшей была сестра Лидия, а после Саши родилось еще трое детей. Наследники росли в этой семье сами по себе. Отец, постоянно находившийся в командировках, физически не успевал уделять внимание детям. Мать же, которую донимали всевозможные хвори и частые истерики, вообще пустила их воспитание на самотек. Обстановка в семье была неспокойной и не приносила Саше никакой радости и ощущения родного дома.
Образование
Поскольку в Российской империи в то время существовало положение, по которому в гимназии принималось не более десяти процентов евреев, Мендель Гликберг окрестил сына и сам поменял свое имя на Михаила. Так, Александр, которому на тот момент исполнилось девять лет, стал учеником белоцерковской гимназии.
Учение давалось способному мальчику легко, но на него очень давила остановка в семье, поэтому в пятнадцать лет он сбежал из дома. Его взяла на воспитание родная тетка, которая увезла его в Петербург, где он стал обучаться в гимназии на полном пансионе. Здесь выяснилось, что у юноши совершенно отсутствуют способности в изучении математики, по этой причине он был исключен из учебного заведения.
Родители совершенно не интересовались судьбой сына и, можно сказать, отреклись от него. Александру же приходилось испытывать такие лишения, как постоянный голод, который заставлял его просить подаяние на улицах.
Помог случай. Начинающий журналист Александр Яблонский однажды разместил в газете «Сын Отечества» статью о бедном юноше. Ее прочитал поэт и филантроп из Житомира Константин Роше. Эта драматическая история настолько взволновала его, что он решил пригласить Александра к себе. Попытка завершить гимназическое образование и на этот раз закончилась провалом. Саша разругался с директором гимназии, который немедленно исключил его и выдал «волчий билет» без права продолжать образование.
Творчество
Двадцатилетнему юноше ничего не оставалось, как уйти вольнонаемным в армию на два года. Уже после службы, работая в таможне на австро-венгерской границе, он начал свои первые литературные опыты. Житомирская газета «Волынский вестник» в 1904 году опубликовала его первое произведение «Дневник резонера». Дебют оказался настолько удачным, что Саше предложили стать штатным фельетонистом этой газеты. К сожалению, через некоторое время издание было закрыто, и Александр взял направление на Петербург.
Саша использовал разные псевдонимы при подписании своих произведений: Гейне из Житомира, Сам по себе и ряд других. Черным он стал, потому что его так называли в детстве, чтобы не путать с родственником блондином, которого также звали Саша.
Впервые этот псевдоним он использовал в 1905 году в произведении «Чепуха», опубликованном в журнале «Зритель». Прочитавшие стихотворение, были ошеломлены смелостью автора, который острым языком сатиры прошелся не только по министрам и Государственной Думе, но и по самому императору. Журнал немедленно закрыли, а Саша с этой минуты стал настолько популярным, что такие издания как «Молот» и «Альманах» с удовольствием печатали его работы.
В 1906 году вышел сборник стихов Саши Черного. Однако цензура посчитала его вредоносным в политическом плане, и тираж подвергся аресту. Такое же наказание ждало и автора, но Черному удалось скрыться в Германии, в Гейдельберге, где он стал вольнослушателем университетских лекций.
С женой и друзьями
В 1908 году Саша вернулся в Петербург. В течение последующих трех лет он публиковался в «Сатириконе». В это время вышли сборники его стихотворений «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Выросла известность Черного и как детского писателя, автора книг «Тук-Тук», «Живая азбука» и других. Популярность его росла пропорционально количеству его произведений. От читателей и критиков можно было услышать только восторженные отзывы. В 1912 году судьба свела его с М. Горьким, который в то время проживал на Капри. Известный писатель посоветовал Саше попробовать себя в прозе.
В начале Первой мировой войны Александра призвали в армию. Сначала он служил в госпитале в Петербурге, потом его направили в полевой лазарет. Война плохо отразилась на его психологическом состоянии, на него навалилась столь тяжелая депрессия, что потребовалась врачебная помощь. Отчасти помогало справиться с ней его творчество, которое в это время было направлено на написание детских книг.
С выходом произведений для детей, ребятам открывался в них целый мир. В его книгах сквозила искренняя любовь к детям. Они были для него не просто маленькими читателями, но и героями его произведений, что можно увидеть на примере «Домика в лесу».
С супругой во Франции
Но в стихотворениях для взрослых едкая сатира перемежалась с его душевным пессимизмом. Черный категорически не принял приход к власти большевиков и поторопился покинуть Россию. Сначала он едет в Литву и проживает с женой на хуторе, затем перебирается в Ковно (сегодняшний Каунас) и там, в 1920 году получает визу в Германию.
После Германии он переехал в Италию, и последним пунктом его жизни и творчества стала Франция. Супруги облюбовали местечко Ла Фавьер, купили земельный участок и построили небольшой уютный домик. Здесь, вдали от родины, Саша окончательно определил характер своего творчества – прозу. Работа его велась по трем направлениям.
Первое – это переиздание сборников его стихотворений, написанных в России. Написание новых стихотворных произведений в традиционной для него сатирической манере. Несмотря на то, что он сочинил несколько поэм, поэзия все-таки начинает уступать прозе и отходит на второй план.
На пороге своего дома
Второе направление – так называемая эмигрантская проза, главной темой которой была покинутая Россия, воспоминания о прошлых годах, ироническое описание необустроенного эмигрантского быта. Эти темы были общими для всех русских писателей, навсегда простившихся с родиной.
Третьим направлением было написание стихов и рассказов для детей. Русский поэт-сатирик Дон-Аминадо в воспоминаниях о Саше Черном написал так: «Но сам автор отходил от сатиры все больше и больше. Тянуло его к зеленым лугам, к детям, к простым и вечным сияниям еще не постигших, не прозревших, невинно открытых миру сердец и глаз, ко всему, что он так удачно и без вычуров и изысков назвал «Детским островом».
В 1928 году был опубликован сборник прозы «Несерьёзные рассказы», в 1929 году вышла повесть наше «Чудесное лето». Из детских прозаических произведений можно выделить книги: «Детский остров», «Сон профессора Патрашкина», «Румяная книжка», «Кошачья санатория» и другие.
Главные произведения
Саша Черный больше известен как поэт-сатирик и фельетонист, но в его творчестве большой пласт принадлежит маленьким читателям. Что больше всего поражает в его книгах для детей – это умение смотреть на мир глазами ребенка.
Знаменитая повесть «Дневники фокса Микки», написанная в эмиграции, в 1927 году, включает в себя двенадцать дневниковых записей необыкновенно умного пса Микки, умеющего читать и писать. Главной темой повести стало недопонимание между собакой и ее хозяйкой Зиной. Повесть напоминает детям, что нельзя недооценивать животных, ведь им свойственны такие же чувства, что и людям.
Философско-лирическое стихотворение «Утешение» входит в цикл «Всем нищим духом» и написано в 1922 году в жанре элегии. Тема произведения своеобразна – поиск человеком того, что позволит ему торжествовать. Поэт говорит о том, что праздника, восторга и восхищения достойны лишь простые, одухотворенные и благородные люди. Если на жизненном пути посчастливиться встретить таких – можно торжествовать.
Саша Черный был одним из немногих авторов, которые сломали стереотип о том, что поэт должен писать на возвышенные, вечные темы. В 1909 году вышло стихотворение «Обстановочка», которое включено в цикл «Быт». Уже сам заголовок цикла намекает на тему произведений.
Сюжет выстроен на описании будней простой бедной семьи. Со стороны кажется, что люди в этой ячейке общества связаны друг с другом и ощущают себя одним целым. На самом же деле, это иллюзия. В семье нет основы, которая бы объединяла ее членов, поэтому нет в ней и счастья, каждый предоставлен самому себе и живет своей жизнью. Вот автор и призывает людей не допускать в своих семьях такую «обстановочку».
Последние годы
Обустроив свой быт во Франции, Саша стал гостеприимным хозяином своего симпатичного домика. Здесь собирались русские эмигранты, среди которых он считался душой компании. Среди его гостей были писатели, музыканты, художники, которых хозяин развлекал юмористическими рассказами и смешными историями.
По воле судьбы кладбище, на котором похоронили поэта, также носило название «Черное». К сожалению, его могила была затеряна, а на кладбище впоследствии была установлена мемориальная доска в память о нем.
Саша Черный — русский поэт Серебряного века
Саша Черный (биография для детей ниже) — русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.
Краткая биография — Саша Черный
Вариант 1
Чёрный Саша (настоящие имя и фамилия Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932), поэт.
Родился 13 октября 1880 г. в Одессе. Отец переезжал по югу России: из Одессы — в Белую Церковь, оттуда — в Житомир.
Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Печататься начал в Житомире.
Известность пришла к поэту в 1905 г., когда он стал сотрудничать в петербургском еженедельнике «Зритель». Первая книга «Разные мотивы» была арестована ещё до выхода в свет, а сам автор чудом сумел выбраться за границу. Он поселился в Германии, два года слушал лекции в Гейдельбергском университете.
После возвращения в Россию с 1908 г. стал постоянным сотрудником еженедельного журнала «Сатирикон». Благодаря сатирическим стихам Саша Чёрный приобрёл огромную популярность. Первый том его «Сатир» появился в 1910 г. и за короткий срок выдержал ещё три издания. Второй том — «Сатиры и лирика» — вышел в 1913 г. В том же году поэт стал работать в журнале «Современник».
В этот период он обратился к новому жанру — стихам для детей, которые появлялись в разных изданиях.
Тогда же Чёрный всё чаще пробует свои силы в прозе, пишет рассказы для детей и взрослых. В 1914 г. он ушёл добровольцем на фронт. Три года в окопах наполнили творчество Саши Чёрного новыми образами. В 1920 г. поэт покинул Россию. Жил в Литве, затем в Берлине, Риме, с 1924 г. — в Париже. Участвовал в различных эмигрантских изданиях.
В его стихах звучит тоска по оставленной родине, по старому русскому быту, который так возмущал его прежде. Чёрный становится и бытописателем «эмигрантского уезда». Продолжает много сочинять для детей.
В 1928—1932 гг. он создал «Солдатские сказки» — свою лучшую прозаическую вещь. Некоторые из этих сказок появились в «Несерьёзных рассказах» — его последней книге. Скончался 5 августа 1932 г. в Лаванду (Прованс).
Саша Чёрный — выдающийся поэт-беллетрист, мастер точного и меткого рисунка.
Вариант 2
Черный Саша настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг (1880 — 1932), поэт.
Родился 1 октября (13 н.с.) в Одессе в семье провизора. Учился в Петербургской гимназии, из которой был исключен за неуспеваемость. Служил на таможне.
Первые стихи были напечатаны в 1904 в Житомире. В 1905 переехал в Петербург, где сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах “Зритель”, “Молот”, “Маски” и др.
Впервые подписался псевдонимом “Саша Чёрный” в 1905 под политической сатирой “Чепуха”, принесшей ему известность и послужившей поводом для закрытия журнала “Зритель”. Первый сборник стихов “Разные мотивы”, где наряду с лирикой были политические сатиры, был запрещен цензурой.
В 1906 — 1907 живет в Германии, слушает курс лекций в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург, в течение трех лет (1908 — 11) сотрудничает с “Сатириконом” (журнал сатиры и юмора), становится ведущим автором, приобретает всероссийскую известность. “Получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Чёрного. Не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката… которые не знали бы их наизусть” (К. Чуковский).
Уйдя из “Сатирикона”, писал для различных газет и журналов, написал несколько детских книжек (“Тук-тук”, 1913; “Живая азбука”, 1914), занимался переводами.
После революции уехал в Вильно, где написал цикл стихов для детей. В 1920 из Ковно эмигрировал за границу, жил в Германии, выпустив третью книгу стихов — “Жажда” (1923). Выступал в основном как детский писатель.
В последние годы в его творчестве большое место занимала проза (“Солдатские сказки”, опубликованные в 1933; “Несерьезные рассказы”, 1928).
Умер Саша Черный во Франции, в местечке Лаванду, 5 июля 1932.
Вариант 3
Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в городе Одесса. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился псевдоним.
Мальчик стал гимназистом в возрасте десяти лет. Чтобы Саша смог поступить учиться вне «процентной нормы» для евреев, отец крестил его. Но учеба давалась Саше с трудом, его неоднократно отчисляли за неуспеваемость.
В 15 лет мальчик сбежал из дома, начал бродяжничать и вскоре оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на его просьбы о помощи. О судьбе Саши случайно узнал журналист и написал об этом статью, которая попала в руки крупного житомирского чиновника К. Роше. Роше был растроган этой печальной историей, и взял юношу к себе в дом. Так Саша попал в Житомир.
Но и здесь будущий поэт гимназию не закончил, на этот раз — из-за конфликта с директором. Сашу призвали на воинскую службу, где он отслужил два года.
Далее Александр оказался в местечке Новоселицы (на границе с Австро-Венгрией), где поступил работать в местную таможню.
Вернувшись в Житомир, он начал работать в газете «Волынский вестник». Здесь напечатан его «Дневник резонёра», подписанный «Сам по себе». Однако газета быстро закрылась. Молодой человек, уже увлекшийся литературой, решает переехать в Петербург. Здесь Сашу приютили родные Константина Роше.
Александр служил чиновником на Варшавской железной дороге. Его начальницей была Мария Ивановна Васильева. Несмотря на то, что она была старше Саши на несколько лет, они сблизились и в 1905 году поженились. Александр Гликберг оставил работу в конторе и целиком отдался литературному творчеству. Так он стал Сашей Черным.
Первое же его стихотворение «Чепуха», опубликованное под никому не известным псевдонимом, привело к закрытию журнала “Зритель”, в котором оно было опубликовано, и распространилось в списках по всей стране. Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность. Корней Чуковский писал: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного».
В 1906 году вышел в свет сборник стихов «Разные мотивы», который вскоре был запрещен цензурой из-за политической сатиры.
В 1910–1913 годах поэт писал детские книги.
В 1914 году Александр ушел на фронт, служил в 5‑й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. Однако, не выдержав ужасов войны, впал в депрессию и был помещен в госпиталь.
После Октябрьской революции осенью 1918 года Александр уехал в Прибалтику, а в 1920 году – в Германию. Некоторое время поэт жил в Италии, потом в Париже. На юге Франции провел он и последние годы жизни.
В эмиграции Саша работал в газетах и журналах, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступал со стихами перед русскими слушателями, выпускал книги. Особое место в его творчестве теперь занимала проза, адресованная и взрослым, и детям.
Смерть Саши Черного была внезапной и неожиданной: рискуя жизнью, он помогал соседям тушить пожар, а потом, уже дома, у него произошел сердечный приступ. Умер Саша Черный во Франции в местечке Лаванду 5 июля 1932 года. Ему было всего 52 года.
Биография Саши Черного по годам
1880
13 октября. Александр Михайлович Гликберг родился, в Одессе, в семье провизора.
1890
Принял крещение. Поступил в гимназию.
1895
Бежал из дома в Петербург, где продолжил учебу во 2‑й прогимназии.
1896
Исключен из гимназии за неуспеваемость. Родители отказываются от сына.
1898
Взят на воспитание К. Роше — председателем Губернского присутствия по крестьянским делам в Житомире. 14 октября принят в 5‑й класс 2‑й житомирской гимназии.
1899
Во время летних каникул принимает участие в благотворительной экспедиции по оказанию помощи голодающим Белебеевского уезда Уфимской губернии.
Из-за конфликта с директором гимназии исключен из 6‑го класса — “без права поступления”.
1900
14 сентября. Принят на срочную военную службу на правах вольноопределяющихся в 18‑й пехотный Вологодский полк (Житомир).
1902
7 ноября уволен в запас. Начало трудовой деятельности: на таможне в местечке Новоселицы Бессарабской губернии.
1904
3/16 июня. Дебютирует в качестве фельетониста житомирской газеты “Волынский вестник”. После закрытия газеты (19 июля) переезжает в Петербург. Принят письмоводителем на Службу Сборов Варшавской железной дороги.
1905
Вступает в гражданский брак с М. И. Васильевой. Свадебное путешествие в Италию. В сатирическом журнале “Зритель” 27 ноября под стихотворением “Чепуха” впервые появляется подпись “Саша Черный”.
1906
Печатается в сатирических журналах и альманахах. Издает сборник стихов “Разные мотивы”. В апреле-мае уезжает в Германию, где во время летнего и зимнего семестра посещает в качестве вольнослушателя лекции в Гейдельбергском университете.
1907
Возвращается в Петербург.
1908
Возобновляет сотрудничество в журнале “Зритель”. Становится сотрудником журнала “Стрекоза”, преобразованного в апреле в “Сатирикон”. Лето проводит в курортном местечке Гунгербург (Шмецке) в Эстонии.
1909
Во время летнего отпуска отправляется на лечение в Башкирию (деревня Чебени).
1910
В марте увидела свет книга стихов “Сатиры”. В апреле уезжает на отдых в деревню Заозерье Псковской губернии. Летом совершает турне по Германии и Италии. Заявляет о себе как прозаик (“Люди летом”, журнал “Современный мир”, № 9).
1911
Новый год встречает в финском пансионе под Выборгом. В апреле прекращает сотрудничество в “Сатириконе”. Отправляется в Киев, затем в Крым. Летом отдыхает в деревне Кривцово Орловской губернии, посещает уездный город Волхов. Сотрудничает в газетах “Киевская мысль” и “Одесские новости”. В ноябре выходит книга стихов “Сатиры и лирика”.
1912
В альманахе “Земля” напечатана проза поэта “Первое знакомство”. Работает над переводами Г. Гейне. В августе отдыхает в Италии, на острове Капри, где знакомится и сближается с А. М. Горьким и художником В. Д. Фалилеевым.
1913
В январе посещает деревню Кривцово Орловской губернии. Выходит в свет подготовленный им детский альманах “Голубая книжка” и сборник его собственных стихов для детей “Тук-тук!”. Лето проводит на Украине, близ города Ромны.
1914
Выпускает детскую книжку “Живая азбука”. В альманахе “Шиповник” напечатана поэма “Ной”. Весну и лето проводит на Балтийском побережье (Усть-Нарва). 26 июля/8 августа. В связи с объявлением войны с Германией призван в армию; зачислен в 13‑й полевой запасной госпиталь. В составе Варшавского сводного полевого госпиталя № 2 отправлен на фронт.
1915
В марте по запросу генерал-лейтенанта К. П. Губера переведен в Санитарный отдел штаба 5‑й Армии. Принимает участие в боевых действиях в районе польских городов Ломжа и Замброво.
1916
Переведен смотрителем госпиталя в Гатчину, а затем помощником смотрителя в 18‑й полевой запасной госпиталь в Пскове. Возвращается к литературному творчеству. В конце года появляются его стихи в петроградском журнале “Для детей”.
1917
Переведен в Управление военных сообщений в Пскове. После февральской революции избран начальником отдела управления комиссара Северного фронта. В конце весны посещает революционный Петроград.
1918
В конце лета, перед вступлением Красной армии в Псков, вместе с другими беженцами покидает город. Живет на хуторе под Двинском. В последних числах декабря перебирается в Вильно.
1919
Живет в Вильно, летом — на хуторе, где написаны многие страницы будущих книг стихов.
1920
В марте, приняв решение об эмиграции, нелегально перебирается в Ковно — столицу Литвы, где получает визу в Германию. Обосновался в пригороде Берлина — Шарлоттенбурге. В конце года выпускает книгу стихов “Детский остров”.
1921
Активно включается в культурно-общественную жизнь “русского Берлина”. Возглавляет литературный отдел журнала “Жар-Птица”. Занимается составлением и выпуском книг “Детской библиотеки” “Слово” (Жуковский, Тургенев и др.).
1922
Переиздает в новой редакции свои книги стихов “Сатиры” и “Сатиры и лирика”. Выступает как редактор и составитель альманахов “Грани” (№ 1), “Цветень” и антологии для детей “Радуга”.
1923
В издании автора выходит третья книга стихов “Жажда”. Много работает для детей: сказка в стихах “Сон профессора Патрашкина”, переводы немецких сказочников Р. Демеля, Ф. Остини, В. Руланда, Л. Гильдебранта. Часть подготовленных и проанонсированных книг не вышла (“Библейские сказки”, “Вспомни!”, “Возвращение Робинзона”). В мае переезжает в Рим. Живет в доме, снимаемом семьей Леонида Андреева. Здесь начат цикл “Из Римской тетради”, написана повесть “Кошачья санатория”.
1924
В марте перебирается в Париж. Становится постоянным сотрудником журнала “Иллюстрированная Россия”. Лето проводит в усадьбе под Парижем (Гресси). Как поэт, публицист и критик публикуется в “Русской газете”.
1925
Создает в “Иллюстрированной России” отдел сатиры и юмора “Бумеранг”. Лето проводит в Бретани, на берегу океана.
1926
Принимает участие в благотворительных акциях в пользу русских инвалидов и детей эмигрантов. В августе-сентябре отдыхает в Ла Фавьере, на Лазурном берегу Средиземного моря в колонии русских эмигрантов. Сближается с Иваном Билибиным.
1927
В издании автора выходит книга для детей “Дневник фокса Микки”. Ко дню русской культуры, подготовил альманах для детей “Молодая Россия”. По приглашению русской колонии дважды посещает Брюссель. Лето проводит в Ла Фавьере. С октября становится постоянным сотрудником газеты “Последние новости”.
1928
Выходят книги прозы “Кошачья санатория” и “Несерьезные рассказы”. Подготавливает ко дню русской культуры альманах для юношества “Русская земля”. Совместно с А. А. Яблоновским совершает турне по городам Франции (Лион, Гренобль, Канны, Ницца) с выступлениями перед соотечественниками. Завязывает контакты с редакцией газеты “Заря” (Харбин).
1929
В Белграде увидела свет книга для детей “Серебряная елка”, переиздан “Дневник фокса Микки”. Летом отдыхает в русском санатории под Ниццей. Приобретает участок земли в Ла Фавьере. Выходит отдельной книгой повесть “Чудесное лето”.
1930
В Белграде издана книга рассказов для детей “Румяная книжка”. Лето проводит в Ла Фавьере — в собственном доме, построенном на его участке.
1931
Участвует в издании возрожденного в Париже журнала “Сатирикон”. Лето проводит в Ла Фавьере. По возвращении в Париж начинает печатать по главам поэму “Кому в эмиграции жить хорошо”.
1932
Занимается подготовкой книги стихов для детей “Ручей” и рассказов “Белка-мореплавательница”. В начале лета уезжает в Ла Фавьер, где 5 августа скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на местном кладбище. В 1933 г. посмертно изданы книги “Солдатские сказки” и “Белка-мореплавательница”.
Полная биография — Саша Черный
Читатели заучивали сатирические строки Саши Чёрного наизусть, а Маяковский цитировал их в общественном транспорте. Его язвительного языка боялись власти — изымали тиражи журналов и сборников, закрывали издания. Помимо злободневных стихов, поэт создавал произведения для детей и в России, и в эмиграции, за рубежом.
Детство и юность Саши Чёрного
Александр Гликберг, известный под псевдонимом Саша Чёрный, родился в Одессе в еврейской семье. Его отец Мендель Гликберг владел аптекой, а родственники по материнской линии были купцами. У Александра Гликберга было четверо братьев и сестер — Лидия, Владимир, Ольга и Георгий. Родителям пришлось сменить веру и покрестить детей, чтобы они смогли учиться в гимназии.
В столице мальчик продолжил обучение, но через год провалил экзамен по алгебре, и его отчислили. После этого Мендель Гликберг отказался оплачивать комнату сыну, и вскоре будущий поэт оказался на улице. В 1898 году историю о брошенном мальчике напечатала газета «Сын Отечества», и его взял на воспитание состоятельный чиновник из Житомира Константин Роше.
Он привил своему воспитаннику любовь к поэзии, обучал его музыке. Осенью этого же года Александр Гликберг поступил в житомирскую гимназию. Но ее он тоже не окончил: поругался с директором и был отчислен без права возобновить учебу. В это время Гликбергу было почти 20 лет. Попытки получить образование на этом он оставил и вскоре добровольцем ушел в армию.
После службы Александр Гликберг два года работал в Новоселицкой таможне, а потом увлекся литературным творчеством. В 1904 году его статьи, театральные рецензии и фельетоны напечатали в житомирской газете «Волынский вестник»; здесь же под псевдонимом «Сам по себе» и «Мечтатель» Гликберг опубликовал первые стихи.
В 1905 году он снова уехал в Петербург. Здесь встретил свою будущую супругу Марию Васильеву, студентку Бестужевских курсов. Современник поэта Корней Чуковский так описывал ее:
«Жена его, Мария Ивановна, была доктор философии. Она преподавала в высших учебных заведениях логику, и, признаться, я ее немножко побаивался. Да и он, кажется, тоже».
Александр Гликберг — Саша Чёрный
27 ноября 1905 года в сатирическом журнале «Зритель» вышло стихотворение «Чепуха», которое Гликберг впервые подписал псевдонимом Саша Чёрный. Героями поэтического фельетона стали генерал Николай Линевич, министр внутренних дел Петр Дурново, председатель Совета министров Сергей Витте и другие государственные чиновники. Цензоры, конечно, изъяли весь тираж номера, а сам журнал закрыли.
Взял Линевич в плен спьяна
Три полка с обозом…
Умножается казна
Вывозом и ввозом.
Витте родиной живет
И себя не любит.
Вся страна с надеждой ждет,
Кто ее погубит…
Саша Чёрный, фрагмент стихотворения «Чепуха»
Но язвительные стихи поэта согласились печатать в других изданиях — «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший». С этого времени к нему пришла слава сатирика, а имя Саша Чёрный стало постоянным псевдонимом Александра Гликберга.
Но знаете, этот «Саша» мне много горя доставил, еще в Петербурге каждый встречный-поперечный фамильярно окликал меня «Саша», да и тут — столько времени прошло — каждый недоросль пристает с этим «Сашей».
Из книги воспоминаний «Бунин в халате» Александра Бахраха
В 1906 году вышел первый сборник произведений Чёрного — «Разные мотивы». В него вошли сатирические стихи, гражданская лирика и автобиографические заметки. Но политическую сатиру не одобрила цензура и все экземпляры изъяли.
«Король поэтов «Сатирикона»
Вскоре Чёрный с супругой уехал в Германию. Вольнослушателем он несколько месяцев посещал лекции по философии в Гейдельбергском университете. Там же появился стихотворный цикл «У немцев», в котором поэт иронично изобразил филистера — немецкого мещанина.
Через два года он вернулся в Россию и устроился в редакцию журнала «Стрекоза». Но в апреле 1908 года коллеги стали выпускать новый сатирический журнал — «Сатирикон». Там печатались Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Аркадий Бухов, Петр Потемкин и другие писатели. Чёрный был одним из самых популярных литераторов, журнал «Золотое руно» даже назвал его «королем поэтов «Сатирикона».
Саша Чёрный в первом выпуске «Сатирикона»
Современники рассказывали, что читатели искали на страницах издания прежде всего свежие фельетоны Чёрного, их заучивали наизусть, и даже Владимир Маяковский часто цитировал его сатирические строки. Лиля Брик вспоминала: «Когда на его просьбу сделать что-нибудь немедленно, получал ответ: сделаю завтра, он говорил раздраженно: «Лет через двести? Черта в стуле! Разве я Мафусаил?» Если в трамвае кто-нибудь толкал его, он сообщал во всеуслышание: «Кто-то справа осчастливил — робко сел мне на плечо» (цитаты из стихотворений Саши Чёрного «Потомки» и «На галерке». — Прим. ред.). Сам Маяковский говорил, что любил стихи Чёрного за язвительный антиэстетизм.
«Король поэтов» не участвовал в литературных вечерах, из всех коллег общался только с Александром Куприным и Леонидом Андреевым.
Худощавый, узкоплечий, невысокого роста, он, казалось, очутился среди этих людей поневоле и был бы рад уйти от них, подальше. Он не участвовал в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся. Грудь у него была впалая, шея тонкая, лицо без улыбки. Он чувствовал себя в «Сатириконе» чужаком и, помню, не раз говорил, что хочет уйти из журнала.
Чёрный перестал сотрудничать с изданием в апреле 1911 года. К этому времени он выпустил два сборника — «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Книги были настолько популярны, что поэт переиздавал их пять раз. Летом Чёрный совершил небольшое путешествие по югу империи — жил в Одессе и Крыму, печатался в местной прессе. В 1912 году поэт побывал на Капри, где познакомился с Максимом Горьким. Писатель говорил о Чёрном:
«Он гораздо интересней и талантливее своих двух книжек и кажется мне способным написать превосходные вещи».
В это же время Чёрный начал писать для детей. Первым появилось стихотворение «Костер», позже поэт выпустил детский альманах «Голубая книжка» со своими произведениями — рассказом «Красный камешек» и песней «Вечерний хоровод».
Лейте воду на огонь.
Сыпьте землю и песок,
Но ногой углей не тронь –
Загорится башмачок.
Зашипели щепки, шишки…
Лейте, лейте, ребятишки!
Раз, раз, еще раз…
Вот костер наш и погас.
Саша Чёрный, из стихотворения «Костер»
Современники отмечали, что с юными читателями поэт быстро находил общий язык. Он охотно играл с ними во дворе, летом катал на лодке. «По лицу его я не мог не заметить, что здесь, на природе, среди детей, он совершенно другой, — писал Корней Чуковский. — Волосы у него растрепались, плечи молодо выпрямились, трудно было поверить, что этот беззаботный гребец еще так недавно твердил в отчаянно-горьких стихах, что его «…так и тянет из окошка / Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…».
Саша Чёрный в эмиграции
Во время Первой мировой войны поэт добровольно ушел на фронт. Его определили в полевой госпиталь, который попал в зону боевых действий под польскими городами Ломжа и Замброво.
Кто всех сильнее, тот и прав,
А нужно доказать, —
Расправься с дерзким, как удав,
Чтоб перестал дышать!
Саша Чёрный, из стихотворения «Песня войны»
После войны поэт остался служить в приграничном Пскове в Управлении военных сообщений. Революцию Чёрный не принял и в 1918 году покинул Россию. Сначала он больше года жил в Литве, а затем, когда получил немецкую визу, отправился в Германию. Там он обосновался в пригороде Берлина. Русские эмигранты помогли найти жилье, связаться с издателями. «В Берлине мы прожили около трех лет, и оба мы были завалены работой, которая хорошо оплачивалась, — вспоминала супруга поэта. — Саша увлекался издательским делом, я, благодаря своим виленским ученикам, имевшим богатых родных и знакомых в Берлине, была завалена уроками».
Чёрный публиковал свои произведения в газетах «Руль», «Голос России», работал в эмигрантском издательстве «Грани». Позже он перешел в журнал «Жар-птица» и возглавил его литературный отдел. Издание отличалось от другой эмигрантской прессы — его выпускали цветным, иллюстрированным, с яркой обложкой. На страницах «Жар-птицы» выходили публикации о литературе, музыке, театре и живописи, а первый номер открылся стихотворением Саши Чёрного «Искусство».
В Берлине поэт провел около трех плодотворных лет. Он не только публиковался в изданиях немецкой столицы, но и сотрудничал с газетой «Свободные мысли» и журналом для детей «Зеленая палочка» в Париже, газетой «Сегодня» в Риге и пражской «Воля России». В 1922 году Саша Чёрный готовил к печати сборники произведений русских писателей для детей: двухтомный «Радуга» и альманах «Цветень», переводил немецкие сказки.
Хотелось бы все-таки для детей еще что-нибудь состряпать: они тут совсем отвыкают от русского языка, детских книг мало, а для них писать еще и можно и нужно.
Через год Чёрный выпустил сборник стихов «Жажда», куда в основном вошли произведения, написанные в эмиграции, — циклы «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея» и другая лирика.
В 1923 году в Германии из-за экономического кризиса закрылись многие издательства — поэт был вынужден покинуть страну. Вместе с супругой он перебрался в Италию, в Рим, куда Марию Гликберг пригласила вдова писателя Леонида Андреева:
«Обещав нам полный пансион за мои занятия с ее детьми (их было трое: Савва, Вера и Валентин) и ведение ее переписки на иностранных языках с издателями и театральными антрепренерами по поводу издания и постановки произведений ее умершего мужа».
Там Чёрный начал писать цикл «Из Римской тетради», а также опубликовал повесть «Кошачья санатория» о коте, который живет сытой жизнью, но мечтает о свободе. В Италии в то время было очень мало русских издательств. Чёрный писал своему другу, писателю Александру Куприну: «Книг здесь нет, знакомых — ни души. Вообще, как в погребе».
Супруги прожили у Андреевых почти год и затем уехали в Париж. Переезд обошелся дорого: Чёрному пришлось продать Римскому университету свою коллекцию произведений русских классиков, которую он собирал всю жизнь.
Значительную часть парижских произведений Саша Чёрный написал для юных читателей. Он вел рубрику «Страничка для детей» в журнале «Иллюстрированная Россия», печатался в рубрике «Детский остров» в газете «Последние новости», опубликовал сборник «Несерьезные рассказы» и поэтические зарисовки «Дневник фокса Микки», написанные от лица фокстерьера.
Для взрослых читателей Чёрный публиковал юмористические и лирические стихи, критические статьи и рецензии. Он тщетно пытался избавиться от псевдонима, который ему не нравился, — подписывал свои произведения «А. Чёрный». Однако для окружающих он так и остался Сашей.
Чёрный часто участвовал в благотворительных вечерах в помощь инвалидам Первой мировой войны и посещал русских эмигрантов во французских городах, в Бельгии, Сербии и Чехии. Он также поддерживал молодых русских писателей: привозил сборники соотечественников, выступал на литературных вечерах, помогал выпускать альманахи.
Есть два рода помощи: есть похвала, подписанная громким именем, и есть помощь в прямом смысле слова: советы старшего, его пометы на рукописи новичка, — волнистая линия недоумения, осторожно исправленная безграмотность, — его прекрасное сдержанное поощрение, и уже ничем не сдерживаемое содействие. Вот этот второй — важнейший — род помощи я и получил от Александра Михайловича.
Писатель Владимир Набоков
В 1932 году Александра Чёрного не стало — он умер от сердечного приступа в своем доме в Провансе. Его похоронили на местном кладбище Лаванду. На следующий год его друзья опубликовали его произведения, которые он готовил, но не успел напечатать при жизни: сказку «Белка-мореплавательница» и сборник юмористической прозы «Солдатские сказки».
15 интересных фактов из жизни Саши Черного
Серебряный век подарил нам много замечательных поэтов и прозаиков, один из которых — Саша Черный. Талантливый автор, прославившийся своими лирико-сатирическими стихотворными фельетонами, прожил необычную и насыщенную на события жизнь. Перед вами пятнадцать интересных фактов из биографии Саши Черного.
Роль и место в литературе








