биография скрипача яши хейфеца

Биография скрипача яши хейфеца

биография скрипача яши хейфеца

Этот великий скрипач не любил компании. Праздники и общение с посторонними людьми его раздражали. Однако еще больше он не переносил собственное имя, с которым к нему обращались журналисты, устроители концертов, и под которым его знали тысячи и тысячи любителей музыки всего мира – Яша. Зная такую особенность характера музыканта, друзья именовали его не иначе как Мистер Эйч, а студенты еще более строго – Мистер Хейфец. Перед вами рассказ о великом исполнителе, гениальном скрипаче XX века Иосифе Хейфеце.

Становление музыканта

Полное имя гения – Иосиф Рувимович Хейфец. Яшей его называли родители: отец, преподаватель игры на скрипке Рувим Элиевич Хейфец, мать, хозяйка бакалейной лавки Хая Израилевна Шарфштейн, да сестры Полина и Эльза. Родился будущий музыкант в Российской империи 2 февраля 1901 года в городе Вильно, в те времена считавшимся частью Королевства Польского, а позже ставшего столицей независимой Литвы.

биография скрипача яши хейфеца

С раннего детства мальчика стали приучать к музыке. Уже в 3 года Яша взял в руки свою первую скрипку, а спустя еще 3 года впервые выступил перед публикой. Видя явные успехи сына в качестве исполнителя, Рувим Элиевич отправился с ним в Санкт-Петербург. Мальчику на тот момент было всего 9 лет. Существует легенда, гласящая, что столь юного ученика отказывались взять в столичную консерваторию. И чтобы вопрос решился положительно, но по документам учащимся заведения стал Рувим Хейфец, хотя на самом деле там обучался его сын.

Справедливости ради надо сказать, что уровень преподавания в Санкт-Петербургской консерватории был высочайший, и талантливый ученик уже в 1912 году стал участником первого собственного зарубежного турне. Хейфец поехал в Германию, где солировал с Берлинским и Гамбургским оркестрами. После исполнения им в Берлине концерта Чайковского зал филармонии буквально взорвался овациями. В следующем 1913 году Яша отправился в новый гастрольный тур. На этот раз помимо Германии он давал концерты в Швеции. Кстати, во время этих гастролей познакомился с одним из авторов исполняемых им произведений – австро-американским скрипачом и композитором Фрицем Крейслером.

биография скрипача яши хейфеца

Даже в годы Первой мировой войны юный музыкант выезжал с концертами за границу. В 1916 это были страны Скандинавии, а в 1917 он отправился в США. К сожалению, на родине была крайняя политическая нестабильность: катилась череда революций, и все шло к началу гражданской войны. Попав в спокойно развивающиеся Штаты, 16-летний музыкант предпочел остаться в этой стране, тем более что ему был немедленно предложен контракт, и он уже 7 ноября сделал первую запись своей игры в студии звукозаписи.

Правда, несмотря на то, что талантливый юноша считался в США «скрипачом номер один», гражданство он смог получить лишь в 1925 году. Однако за это время Иосиф Хейфец превратился из просто талантливого исполнителя в гениального музыканта.

Зрелые годы

Мастерство Хейфеца с годами только усиливалось. Его считали своим долгом пригласить в самые престижные концертные залы. Не осталась в стороне и его бывшая родина Россия, после 1917 ставшая Советским Союзом. В 1934 году Иосиф Рувимович совершил гастрольный тур по СССР, дав 6 концертов в крупнейших городах страны – Москве и Ленинграде. Параллельно с концертами он читал лекции студентам Московской и родной для себя Ленинградской консерваторий, давая им мастер-классы игры на скрипке и беседуя на темы исполнительства.

Когда США вступили во Вторую мировую войну, Хейфец начал выезжать с концертами на фронт, чтобы солдаты могли немного отдохнуть душой от опасности, грозившей им повседневно. Рассказывают, что в 1945 великого скрипача по приказу генерала Бредли срочно вызвали в Германию. Прославленный военачальник хотел произвести впечатление перед советским маршалом И. Коневым, приглашенным в американское расположение. Справедливости ради следует отметить, что затея генерала удалась, и Конев был в восторге от услышанной музыки.

биография скрипача яши хейфеца

После возрождения в 1948 году независимого еврейского государства Хейфец совершил сразу четыре гастрольных тура в Израиль. На Земле Обетованной маэстро принимали с восторгом. Однако во время четвертого тура, проходившего в 1953, с музыкантом произошел крайне неприятный случай, на долгие годы прервавший поездки маэстро на историческую родину.

Дело в том, что прославленный музыкант тогда включил в свой репертуар Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. А этот композитор рассматривался значительной частью израильтян как нацистский, и его произведения, хотя и неофициально, были запрещены в Израиле к исполнению. В правительстве еврейского государства ознакомились с репертуаром скрипача и настоятельно рекомендовали ему подкорректировать программу выступлений, однако маэстро этим просьбам не внял, заявив, что музыка выше всяческих политических факторов и предубеждений.

Несмотря на предпринятые израильской полицией меры, найти преступника не удалось. Впоследствии нападение приписали некоему движению «Малхут Исраэль», исповедующему террористические принципы. Для музыканта нападение не прошло даром: его правая рука, которой он прикрывал себя и скрипку, получила серьезные повреждения, распухла и сильно болела. Тур был сорван, и один из концертов пришлось отменить. Оскорбленный маэстро уехал из Израиля и отказывался его посещать до 1970 года.

биография скрипача яши хейфеца

Однако и после отказа концертировать в Израиле, Хейфец имел огромное количество приглашений. В числе наиболее грандиозных из его выступлений входит исполнение концерта Бетховена на юбилее ООН 9 декабря 1959 года. Для участия в праздничном концерте эта международная организация пригласила большое число именитых исполнителей, среди звезд был и Иосиф Хейфец.

Последние годы

Великий музыкант, казалось, не знал усталости. Он постоянно концертировал, переезжая из города в город, из страны в страну. Однако время брало свое, и в 1972 году, дав в Лос-Анджелесе последний концерт, скрипач попрощался со сценой. Но из мира музыки он не ушел, а переключился на педагогическую работу. Сначала Хейфец преподавал в Калифорнийском университете, а потом перебрался в Университет Южной Калифорнии. Когда же ему перевалило за 80, и Иосиф Рувимович уже был не в состоянии ездить в университет, начал давать частные уроки музыки у себя дома. Следует отметить, что преподаватель из Хейфеца был ничуть не хуже, чем музыкант. Он дал путевку в жизнь большому количеству молодых исполнителей, вошедших впоследствии в золотой фонд мирового искусства.

биография скрипача яши хейфеца

Жизнь великого музыканта оборвалась 16 октября 1987 года. Он умер от инсульта, находясь в госпитале Седарс-Синай Лос-Анджелеса Перед смертью гениальный скрипач попросил не устраивать на похоронах никаких торжественных церемоний с хвалебными речами, затратив на них минимальное количество средств.

Сейчас в Вильнюсе в память о великом музыканте проводятся международные конкурсы скрипачей, а в студии Хейфеца в Колбернской школе – мастер-классы для музыкантов.

Источник

Яша Хейфец. Первая скрипка

02.02.2016
Редактировать статью

биография скрипача яши хейфецаИх всегда было полно, маленьких еврейских мальчиков со скрипкой в руках, вырасти которым помогали увесистые в своем авторитете мэтры. Но мало кто смог подняться так смело, прожить так ярко и умереть так одиноко, оставив по себе бессмертную память. В этот день 115 лет назад родился Яша Хейфец, признанный одним из величайших скрипачей ХХ века.

Известно, что биография Яши Хейфеца поделена надвое: маленький, но выдающийся начальный российский период и большой заокеанский успех. Европа и Америка могли следить за уже зрелым скрипачом, но ничего не знали о его детстве, которое было впечатляющим. Хейфец был буквально создан для биографов.

Он родился в 1901 году, а уже в мае 1909 года имел аттестат об окончании полного курса игры на скрипке I степени, отучившись у Элиаса Малкина – одного из лучших, а может быть, и самого лучшего преподавателя в Вильно, вскоре ставшего городом Вильнюсом. Хейфец позже написал об этом так: «Если начинаешь играть в три года, как я, на маленькой скрипке-четвертушке, скрипка становится со временем как бы частью твоей природы». Да, самым первым его учителем был отец Рувим Ильич Хейфец – по несколько часов ежедневно он занимался с сыном еще до его трехлетия. Он показал Яше скрипку и, наблюдая за тем, как инструмент становится его миром, придерживал перед ним каждую новую дверь в этот музыкальный мир, демонстрируя поразительное чутье и настойчивость. Он говорил, что десять рублей, которые он отдал за ту самую первую скрипку-четвертушку, стали самым удачным его вложением, и это правда.

биография скрипача яши хейфецаСам по себе выход скрипача на большую сцену в раннем возрасте для тех времен не был выдающимся событием. Будущие учителя Хейфеца – Иоанесс Налбандян и Леопольд Ауэр – гастролировали с 11 лет. Первые гастроли Хейфеца, правда, случились пораньше – в семь лет, но были по соседству: он отправился тогда в Ковно (нынешний Каунас). Вскоре маленький Яша покорил своей виртуозной игрой все близлежащие города. Отцом было принято решение отправляться в Санкт-Петербург. Чтобы собрать деньги на дорожные расходы и траты на первое время жизни в Петербурге, перед отъездом было решено дать три концерта. Успех был огромным, но только безвозмездная ссуда в 300 рублей, которую выделило Виленское еврейское общество, сделала поездку возможной. Кроме того, просителей за юного Хейфеца было столько, что директор консерватории Александр Глазунов, которого за глаза называли «царем иудейским», принял в консерваторцы и старшего Хейфеца, чтобы Яша мог жить в комфортной обстановке вместе с родителями. Учитель же Хейфеца был определен заранее: с Ауэром Яша встретился еще в 1908 году в Вильно. «Виленский вестник» писал, что исключительная игра маленького Хейфеца вызвала восторг такого «компетентного и строгого ценителя, как профессор Ауэр», который выслушал Яшу и выразил большое желание заняться его судьбой.

В апреле 1911 года Хейфец уже дал свой первый сольный концерт в Петербурге, который произвел настоящий фурор – о выступлении девятилетнего скрипача наперебой писали центральные газеты. Чуть раньше он выступал с Придворным оркестром в Аничковом дворце и на приеме у итальянского консула в роскошном здании на Большой Морской, где играл перед послом Мелегари, генеральным консулом командором Мюзером, российскими дипломатами и придворными чинами.

«Хозяйка дома, красивая молодая женщина в парижском туалете, вывела на середину зала мальчика в матросском костюмчике. Кудрявый, как рафаэлевский херувим, он сонно тер глаза кулачком – ребятам в этот час полагалось видеть третий сон, – другой рукой он прижимал к себе скрипку. “Сейчас, господа, Яшенька нам сыграет! – весело объявила хозяйка. – А потом Яшенька будет пить чай с тортом!” Это уже обращалось непосредственно к мальчику. И Яшенька заиграл. Он забыл про сон, он, видимо, никого не видел. Глаза его потемнели, повзрослели… Когда он закончил играть, чай с тортом уже пить не стал: он валился с ног от усталости, его увезли домой», – так Александра Бруштейн писала о выступлений Яши Хейфеца на балу в одной из богатых усадеб Петербурга.

биография скрипача яши хейфеца«Уже с первых тактов мендельсоновского концерта чувствовалось, что перед публикой стоит несомненная будущая величина, которая при нормальном развитии лишний раз прославит русское искусство, нашу высшую музыкальную школу», – писало «Новое время» в 1911-м. «…Стихийная сила таланта бьет уже живой, яркой струей», – вторила «Речь». «Нужно удивляться, что ребенок может до такой степени владеть инструментом, как бы шутя побеждать трудности», – светились «Биржевые ведомости». В мае 1911-го Яша выступил в симфоническом концерте Павловского вокзала, и это было первым выступлением его в сопровождении оркестра, да еще и на одной из главных сцен столицы. И снова с оглушительным успехом! На протяжении всего обучения маленький Яша концертировал, и это здорово поправляло семейный бюджет, делало возможным комфортное обучение и его продвижение к вершинам мировой скрипичной славы. Уже в 1911 году о нем написали его первую «Биографию маленького гения», пусть и была она рекламой апрельского сольного концерта. К окончанию консерватории в серьезности его исполнительских заявок не сомневался уже никто, он успел очаровать Россию и Европу, пора было двигаться дальше.

С 1913 года родители Яши вели переговоры о гастролях с американскими импресарио и в 1917 году наконец приняли предложение Музыкального бюро Вулфсона. 27 июня 1917 года семейство Хейфецев выехало из Петербурга на восток страны, чтобы добраться в Иокогаму – молодой тогда город-порт. Россия в это время бушевала революционными маршами, но Хейфецы не бежали от них и планировали вернуться. 24 августа 1917 года в порту Сан-Франциско у пирса № 6 их встретил представитель Вулфсона. Америка ждала Яшу Хейфеца. Когда семья добралась до Нью-Йорка, журнал Musical America написал: «Он высок и хорошо сложен, светловолос и обладает весьма привлекательными чертами лица. /. / Предстоящий нью-йоркский дебют, естественно, вызывает у него энтузиазм, он в восторге от перспективы выступить в этом сезоне с лучшими симфоническими оркестрами. Согласно анонсу, первое выступление скрипача в Америке состоится в Карнеги-холле, в Нью-Йорке, вечером в субботу, 27 октября». Россия осталась за закрывшейся границей, а Яша стал великим американским скрипачом еврейского происхождения.

биография скрипача яши хейфецаБыли гастроли по всему миру, овации, почести, было две семьи и дети, два дома, увлечения автомобилями, киносъемкой и гольфом, близкие люди и поклонники, заглядывающие в рот гению в надежде обнаружить там какую-нибудь выдающуюся тайну. Большие приемы в его честь и колоссальные благотворительные выступления, ученики и последователи. Была наполненная творчеством и успехом жизнь, оглядывая которую с вершины Олимпа, каждый бог чувствует усталость.

О родине он думал часто с момента отъезда, всегда искал места для выступлений поближе к западным границам. Однако побывал на ней всего лишь однажды, в 1934 году. Этому визиту предшествовали несколько лет активных переговоров с представителями Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). Планировалось, что выступления Хейфеца пройдут в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Крыму, но состоялись далеко не все из них. В Москве он дал шесть концертов и пять в Санкт-Петербурге, ставшем к тому времени Ленинградом. Центральные печатные органы страны трепетали лихорадкой Хейфеца. «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Советское искусство», «Литературная газета»… Хейфец являет собою образец артиста мирового масштаба и очень большой культуры, писали они, а в кулуарах говорили, что он поражает, но не трогает зрителя. Споры перемещались на страницы газет и не утихали всё время пребывания музыканта в России. Он встречался с московскими консерваторцами и, конечно же, с питерскими, провел вечер у своего бывшего преподавателя Налбандяна, увиделся с Шостаковичем, с которым до того уже был знаком.

биография скрипача яши хейфецаДядя по отцовской линии, Натан Хейфец, еще в Москве умудрился передать ему ту самую маленькую скрипку-четвертушку, на которой он начал играть и которую после отъезда из России безутешно мечтал найти. Американские журналисты дядюшку, передавшего скрипку, назовут Наумом. Ни с кем более из своих родственников, оставшихся в России, Яша не встречался. Кто-то потом скажет: ему не позволило высокомерие, а кто-то разумно предположит: осмотрительность. В 1945-м, когда жену Натана Хейфеца арестовали за антисоветскую агитацию, на одном из допросов ее спросили: «Есть ли среди ваших знакомых Наум Ильич?» – «Наум Ильич – это мой муж. Хейфец Натан Ильич». Она отсидела в лагерях 8 лет, а Натан Ильич умер за 3 года до ее освобождения.

Спустя много-много лет, когда Питер Розен, снявший большинство известных полнометражек о жизни великих музыкантов, приедет в Вильнюс, чтобы снять город детства Яши Хейфеца, жители на улицах станут тянуть его за руки в разные стороны, и каждый будет доказывать, что именно он точно знает, где находится дом, в котором провел свое детство Яша. Центральная часть Вильнюса, где многие века проживала еврейская беднота, за это время изрядно перестроилась, уничтожив большинство старых построек. Сколько ни прилагали усилий литовские исследователи для выяснения первого адреса, никаких четких результатов им добыть не удалось – то ли на Майрониса, то ли на Сафьянной или Мясной прошли первые годы жизни Яши Хейфеца. Теперь определить сложно. Точно так же, как сложно представить, каким образом сложилась бы судьба Яши, не отправься он в 1917-м в свое американское турне.

Источник

Яша (Иосиф) Хейфец появился на свет в Вильно 2 февраля 1901 года в семье преподавателя музыки, скрипача Рувена Хейфеца и Анны, которая держала бакалейную лавку. Мальчик стал учиться играть на скрипке в три года, а в шесть лет уже выступал перед публикой.

Когда мальчику было девять, вместе с отцом он отправился поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию — сам Яша был слишком мал для такого серьезного учебного заведения, но вопрос все-таки решили благодаря живому участию композитора Александра Глазунова. По бумагам студентом стал его отец, а на деле учился сын. С учетом того, что столица была вне черты оседлости, им, евреям, пришлось непросто. Папа получил право на свободное передвижение вместе со студенческим билетом, а вот Яше пришлось все время прятаться.

Но Яша Хейфец смог не только выучиться, но и довольно быстро найти себя в новом обществе, его обожали преподаватели и публика. В 1912 году, всего через три года после начала обучения в консерватории, Хейфец с исполнил в Берлине концерт Чайковского — и огромный зал взорвался овациями. Будущее казалось светлым, но история повернулась так, что в 1917 году стране стали интереснее революционеры, а не музыканты.

Родители, которые по сути были его менеджерами, долго добивались для парня американских контрактов. И в 1917 году Яша все-таки отправился в США выступать в Карнеги-холле — после этого концерта за ним прочно утвердилась слава «скрипача номер один». Домой Яша так и не вернулся — в 1925 году он получил американское гражданство, а через 9 лет приехал в СССР, правда, только с серией концертов, не более.

Хейфец выступал гениально, и так же гениально представлял себя публике — вел себя как суперзвезда: жил в шикарном доме, ездил на дорогих автомобилях, играл в теннис. Концертов было множество, он участвовал в бесконечных записях и программах. Яшу ценили везде. Одним из самых грандиозных выступлений Хейфеца стало исполнение концерта Бетховена 9 декабря 1959 года в ООН — организация в тот год отмечала свой юбилей и на празднике они хотели видеть лучших представителей современности. Конечно, одним из лучших был Яша.

Хейфец работал до изнеможения, не жалея себя. Но болезни и старость брали свое. В 1972 году знаменитый скрипач дал свой прощальный концерт в Лос-Анджелесе.

Везде и всюду, в музыкальном мире и в прессе его, Иосифа называли семейным именем Яша. Он его ненавидел, но так уж сложилось. Правда студенты, которых у него к концу жизни было множество, и прислуга в доме называли его строго «Мистер Хейфец», а друзья — Мистер Эйч. Он не любил компании, общение и праздники, был очень обидчив и все принимал близко к сердцу. Но его гениальность перекрывала все недостатки.

О Хейфице-Эйче ходило много историй, и в день рождения музыканта мы собрали несколько из них:

Однажды Фриц Крейслер, знаменитый австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее популярных у публики виртуозов первой половины ХХ века, услышав игру юного дарования Яши Хейфеца, обратился к коллегам с громкими именами: «Что ж, господа, не пора ли нам сломать об колено наши скрипки?».

Когда в классе знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории венгерского еврея Леопольда Ауэра появился новый ученик — Яша Хейфец, он был совсем еще малыш в костюме с короткими штанишками. Однако на своей маленькой детской скрипке мальчик принялся весьма уверенно играть концерт Глазунова, посвященный Ауэру. Профессор был в ту пору уже немолод. Закрыв глаза, он сидел в кресле и, казалось, дремал. Играя, мальчик поглядывал на своего будущего профессора и, стараясь привлечь его внимание, сыграл одно аллегро весьма вяло и остановился. Ауэр нехотя открыл глаза.
— Я сейчас сыграл аллегро, — сообщил мальчик.
— Я слышал, — ответил профессор. — А вам понравилось?
— Не знаю, — ответил Ауэр.
— А как нужно, чтобы понравилось? Ауэр взял в руки детскую скрипку и заиграл ту же музыку с неподражаемым артистизмом и вдохновением. Закончив концерт, он устало сказал:
— Вот так.
— Поздравляю вас! — сказал юный скрипач. — У вас хороший вкус. А я-то боялся, что вы останетесь довольны тем, как я сыграл это аллегро. Ведь, откровенно говоря, я сыграл его очень плохо.

После триумфального выступления Хейфеца в Лондоне к нему в артистическую зашел Бернард Шоу и с серьезным видом посоветовал молодому артисту:
— На этом свете не может быть ничего совершенного. Ваша игра очень опасна, она может возбудить зависть богов. Я бы вам советовал каждый вечер перед сном брать хотя бы одну фальшивую ноту, благодаря чему вы станете похожим на обыкновенного смертного.

Яша Хейфец решил воспользоваться тем, что он едет в купе поезда один, вынул из футляра скрипку и стал упражняться. Проходивший по коридору проводник отворил дверь купе и строго заявил:
— Вы можете себе играть, мне это не мешает, но не вздумайте заниматься собиранием милостыни в поезде — это запрещено законом!
— О, не беспокойтесь, любезный,- ответил Хейфец. — Я всего лишь готовлюсь к сбору милостыни. в самом большом концертном зале Нью-Йорка.

В победном 1945-м командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Конев дал банкет в честь генерала Брэдли, чья 12-я армейская группа союзных войск встретилась на Эльбе с частями Советской Армии. Прием включал и художественную часть. Сильное впечатление на американского военачальника произвели блистательно плясавшие русские красавицы в армейской форме. Восхитившись вслух увиденным, Брэдли услышал в ответ от Конева: «Ничего особенного. Это всего лишь наши простые девушки».

Через две недели, по приглашению Брэдли, маршал Конев посетил расположение американских частей, и побывал на выступлении симпатичного скрипача в обычном армейском обмундировании. «Великолепно!» — воскликнул Конев, оценивая его игру. «Ничего особенного», — с улыбкой произнес генерал Брэдли, — это всего лишь один из наших солдат. Роль «рядового» с блеском исполнил Яша Хейфец, которого, по особому распоряжению Командующего союзными войсками в Европе, в срочном порядке доставили в Германию, где едва смолкли пушки.

6. Яша был нетерпим к любым посягательствам на свободу творчества. Эта непримиримость привела его к конфликтной ситуации, которая возникла во время его гастролей в Израиле в 1953 году. В свою программу Хейфец включил тогда Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. Этот автор в то время рассматривался множеством израильтян, как носитель нацистской идеологии, и его произведения в еврейском государстве были неофициально запрещены к исполнению, наряду с музыкой Рихарда Вагнера.

Из израильских правительственных кругов последовала просьба к Хейфецу: внести в программу изменение, но Яша заявил: «Музыка выше этих факторов. Я имею полное право сам выбирать репертуар». И он играл Рихарда Штрауса. Публика не бойкотировала концерты, но встречала упомянутую нами часть выступления гробовым молчанием. Яша получил несколько писем устрашающего содержания, но Давид Бен-Гурион лично убедил Хейфеца не реагировать на угрозы и продолжать выступления.

И вот, после одного из концертов, возле гостиницы «Царь Давид» («The King David Hotel») в Иерусалиме на Яшу неожиданно напал молодой человек, который попытался ударить Хейфеца железным прутом. Правой рукой Яша защитил. не себя, а скрипку. Нападавшему удалось скрыться. Последний концерт был отменен: рука у Яши распухла и болела, а что означает такая травма для скрипача, — ясно и без объяснений. Яша в обиде покинул Израиль и не возвращался на землю предков до 1970 года.

Яша Хейфец скончался 16 октября 1987 года в госпитале Седарс-Синай в Лос-Анджелесе. Причиной смерти явился инсульт. Скрипач заблаговременно составил завещание, в котором выразил свою последнюю волю: «Никакой похоронной церемонии, никаких цветов, белых или иных, никаких речей и минимум расходов».

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *