биография слепцова василия алексеевича
Биография слепцова василия алексеевича
Происходил из древнего дворянского рода Слепцовых. Отец, Алексей Васильевич Слепцов, имел 1500 десятин земли и 250 душ в Сердобском уезде Саратовской губернии. Бабушка по матери (Жозефины Адамовны Поклонской), София Густавовна (урождённая Игельстром), была сестрой декабриста К. Г. Игельстрома. Родился он в Воронеже, где в Новороссийском драгунском полку служил его отец, который через год вышел в отставку и поселился с семьёй в Москве (по протекции своего дяди, Н. А. Бутурлина, А. В. Слепцов был зачислен в московскую комиссариатскую комиссию). В семье было два сына (Василий и Николай) и пять дочерей (Глафира, София, Екатерина, Анастасия, Лидия).
В 1846 году начал учиться во 2-м классе 1-й московской гимназии, но из-за переезда семьи в Саратовскую губернию, с 1848 года он учился в Дворянском институте в Пензе, который и окончил. Далее недолго учился на медицинском факультете Московского университета (1854—1855); увлёкся изучением народного быта и по предложению этнографического отделения Императорского географического общества, отправился, по тогдашней моде — пешком, во Владимирскую губернию. Впоследствии, служил чиновником в канцелярии московского гражданского губернатора (1857—1862).
Опубликовал несколько очерков из народной жизни в журналах разного направления, включая некрасовский «Современник» и «Северную пчелу». Под влиянием романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского увлёкся практическим решением «женского вопроса» и создал в 1863 году в Петербурге первую коммуну — своего рода общежитие, где поселился сам вместе с несколькими своими знакомыми, разделявшими его идеи. Сначала это были: Аполлон Филиппович Головачёв, известная как «нигилистка» А. Г. Маркелова и Е. И. Ценина (Цапина) с детьми; затем после уезда Маркеловой прибавились Владимир Николаевич Языков (шурин Слепцова), переводчица М. Н. Коптева и княжна Е. А. Макулова. Коммуна представляла собой снятую Слепцовым на улице Знаменской в доме Бекмана большую квартиру (из 11 комнат), где каждый из жильцов имел отдельную комнату, и одна большая комната оставлена была общей. Для ведения хозяйства нанята была «общая» прислуга. По замыслу Слепцова, жизнь в коммуне должна была быть организована на социалистических началах. Однако никто из проживавших в «коммуне» эмансипированных женщин не желал взваливать на себя бремя заведования общим хозяйством; эту роль по необходимости пришлось взять на себя самому Слепцову. Кроме того, совместное проживание людей с разными привычками постоянно вызывало мелкие конфликты и взаимное раздражение. Знаменская коммуна Слепцова была первым в России примером совместного проживания под одной крышей мужчин и женщин, не связанных между собой узами родства или узами брака. Это небывалое явление породило множество грязных слухов о неупорядоченных сексуальных контактах между жильцами квартиры на Знаменской, а также вызвало пристальное внимание полиции. Эти обстоятельства ускорили распад коммуны, которая просуществовала и года: с 1 сентября 1863 года по июнь 1864 года.
Завершение этой эпопеи, отнявшей у Слепцова много времени и сил, позволило ему уделять больше времени писательской деятельности. В 1865 году он опубликовал в журнале «Современник» лучшее своё произведение — роман «Трудное время».
30 апреля 1866 года Слепцов был арестован по делу Каракозова, который 4 апреля неудачно покушался на жизнь императора Александра II. Однако никаких доказательств предполагаемой преступной деятельности Слепцова получено не было, и 18 июня 1866 года он был освобождён, однако, оставлен под надзором полиции.
В 1873 году у Слепцова была обнаружена язва прямой кишки (которая была, видимо, первым проявлением рака). В том же году по совету врача оставил литературную деятельность, лечился на Кавказе (в Тифлисе). В 1875 году вернулся в Москву, а весной 1876 года приехал для оперативного лечения в Петербург. Операция прошла удачно, но принесла только временное облегчение. Слепцов уехал в деревню к матери, где и умер 30 марта 1878 года.
Василий Алексеевич Слепцов. Биография. Анализ произведений
Слепцов, Василий Алексеевич [17.VII.1836, Воронеж — 23.III.1878, Сердобск] — писатель, революционный демократ. Происходил из дворянской семьи. Учился сначала в Московской гимназии, затем в Пензенском дворянском институте. В 1854 году поступил на медицинский факультет Московского университета, в котором проучился один год. В конце 1850-х—начале 1860-х годов начинает свою литературную деятельность, проявляет горячий интерес к народной жизни, знакомится с жизнью и бытом крестьян, отправляется в Подмосковье с целью его изучения, записывает и собирает народное творчество. «Подвигнутый» В.И. Далем на создание очерков из народного быта, отправляется пешком в Подмосковье, где собирает произведения народного творчества, записывает народные обряды и обычаи. М. Горький отмечал большую ценность наблюдений Слепцова, ставил его как наблюдателя рядом с П.И. Якушкиным.
Материалы и наблюдения, почерпнутые в этом путешествии, легли в основу серии очерков «Владимирка и Клязьма», печатавшихся в 1861 году в газетах «Московский вестник» и «Русская речь». Уже в этом первом крупном произведении Слепцов предстал как писатель глубоко демократических воззрений, сочувственно и прав- диво рисующий тяжелую жизнь трудовой массы. В форме непритязательных записок Слепцов исследует положение рабочих на железнодорожном строительстве, на фабриках и заводах, говорит о крестьянском малоземелье, смело обличает систему хищнического грабежа тружеников подрядчиками, заводчиками, властями. «Все это,— говорил впоследствии М. Горький,— нарисовано живо, ловкой, твердой рукой и настолько внушительно, что из краткого, спешного очерка приемов работы, навыков жизни, отношений. как будто возникает некая жуткая и густая тень. »
Осенью 1861 года он сближается с кругом «Современника» — с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, становится активным сотрудником журнала. В 1862—1863 годах на страницах «Современника» печатается цикл очерков «Письма об Осташкове», явившийся результатом поездки писателя в этот город. Писатель в живых сценах и образах представил жизнь города.
В последующие годы Слепцов пишет ряд очерков и рассказов, посвященных преимущественно народной жизни («Уличные сцены», «На железной дороге», «Питомка», «Ночлег», «Свиньи» и др.). Вместе с другими писателями-демократами (Н.В. Успенским, Ф.М. Решетниковым, П.И. Якушкиным и др.) Слепцов говорит суровую правду о народе — его бедности, трудолюбии, честности, но вместе с тем и забитости, темноте, пассивности, невежестве. С мягким, сочувственным юмором передает писатель простонародную речь своих героев, воссоздает сцены народного быта, рассказывает о бедственном положении мужика после реформы. С большой силой реализма обрисована в рассказе «Питомка» (1863) драматическая судьба темной, забитой женщины-кухарки. Рассказ этот высоко оценил Л.Н. Толстой.
В 1865 году писатель обращается к теме «новых людей», создавая повесть «Трудное время». Это лучшая повесть демократической литературы, появившейся после романа «Что делать?» Чернышевского. В «Трудном времени» ярко сказались все лучшие особенности реалистического мастерства Слепцова — его превосходное знание рисуемой среды, тонкий юмор и ирония, предельный лаконизм и простота повествования, внимание к живописной детали в зарисовках пейзажа, быта, в развитии действия. Высокого мастерства писатель достиг в искусстве эзоповской, иносказательной манеры.
Слепцов был активным общественным деятелем лагеря революционной демократии. Он организатор литературных вечеров и концертов, читает лекции по женскому вопросу, организует так называемую Знаменскую коммуну — общежитие демократически настроенных молодых людей, объединившихся для совместной жизни, труда, образования на артельных началах. Слепцов был тесно связан с деятелями революционного движения 1860—1870-х годов.
Очерки Слепцова близки к дорожным заметкам С.В. Максимова, П.И. Якушкина, Н.В. и Г.И. Успенских. Повествование ведется от первого лица, а так же, как в этнографической литературе, от человека из народа. На это указывает не только манера изложения, но и подзаголовки к названиям рассказов и очерков, определяющие в то же время личностный писательский жанр (рассказ крестьянина, подгорные сцены, уличные сцены, сцены в больнице, полиции, у мирового судьи и т.д.).
В очерки включены этнографические ориентиры: описание места действия, т.е. местная этнография села, городских кварталов, харчевен, питейных заведений, деревенских изб и пр.
Многочисленные встречи на постоялых дворах, в трактирах, на почтовых станциях, в пути, на степной дороге, изучение писателем условий жизни и труда народа определили своеобразие стиля и художественной специфики очерков: преобладание диалога над описанием, обилие искусно переданной народной речи, конкретность, фактографичность описаний, фольклорно-этнографические элементы, контактность рассказчика с читателем (повествование ведется от первого лица).
Глубокий подтекст при сдержанном внешнем описании придает повествованию трагическое звучание. Рассказ не лишен психологизма. Душевная жизнь героя раскрывается в скупых авторских строках, коротких отрывистых ремарках, тончайших деталях, за которыми обнаруживается глубокая человеческая трагедия. Изображение отрешенности героини от мира достигается автором сосредоточенностью ее на одном: «повидать девочку-то бы мне», найти ее, поэтому она ничего не видит вокруг, кроме дороги. Потеряна ее связь с миром, не реагирует она на слова мужика, приостановившего лошадь и посадившего ее на телегу. Все ее действия не осознаны, механически: баба свернула с дороги, баба поклонилась, баба молча, пристально смотрела вперед.
Отчаяние женщины передано Слепцовым в финале так же лаконично и вместе с тем психологически емко, однако без подробного описания душевных движений героини. За житейски кратким, отрывистым диалогом двух женщин, переданным автором, встают картины, полные трагизма, усиливающегося введением отдельных многозначительных психологических деталей.
Казалось бы, героиня у цели: совпадает и имя, и возраст девочки, и женщина готова отдать «питомку». Однако автор вводит новую деталь – родинку на правом боку ребенка. Это драматизирует ситуацию и доводит ее до трагического предела. Женщина волнуется, вглядывается в ребенка, ищет:
«Ох, не узнаю я как-то, – говорила баба. – Поверни-ка ты ее вот эдак на бочок. На правом боку родинка тут у ней. Что, есть, что ли?
«Приезжая баба вдруг ударилась о землю и зарыдала.
В рассказе Слепцов не только показал социальные картины быта пореформенного крестьянства, но и раскрыл психологические состояния, мотивы поведения, характеры отдельных личностей. Писатель внес элементы психологического анализа в демократическую прозу.
Вопросы и задания
► Читайте также о творчестве других писателей 19 века:
► Перейти к оглавлению книги «Знамение времени. Проза ХIХ века»
Слепцов, Василий Алексеевич
23 марта (4 апреля) 1878 ( 1878-04-04 ) (41 год)
Васи́лий Алексе́евич Слепцо́в (19 (31) июля 1836, Воронеж — 23 марта (4 апреля) 1878, Сердобск, ныне Пензенской области) — русский писатель.
Содержание
Биография
Литературная деятельность
Дебютировал в печати в конце 1850-х годов. Автор фельетонов-обозрений, циклов очерков «Владимирка и Клязьма» (1861), «Письма об Осташкове» (1862—1863), рассказов и драматических этюдов «Питомка», «Ночлег», «Казаки», «Мёртвое тело» (1863—1866), повести «Трудное время» (1865), незавершённого романа «Хороший человек».
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Слепцов, Василий Алексеевич» в других словарях:
Слепцов Василий Алексеевич — Слепцов (Василий Алексеевич) известный беллетрист. Родился в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губернии. Учился в 1 й московской гимназии, пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете московского… … Биографический словарь
Слепцов Василий Алексеевич — [19(31).7.1836, Воронеж, ‒ 23.3(4.4).1878, Сердобск, ныне Пензенской области], русский писатель. Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете (1854‒55). В 1857‒62 был чиновником. Увлечённый социалистическими идеями Н. Г.… … Большая советская энциклопедия
СЛЕПЦОВ Василий Алексеевич — (1836 78) русский писатель. Реалистические рассказы и очерки; повесть Трудное время (1865) о судьбе разночинца в сер. 60 х гг … Большой Энциклопедический словарь
Слепцов, Василий Алексеевич — писатель; род. 17 июля 1836 г. в Воронеже, умер 23 марта 1878 г. в имении матери, в Сердобском уезде Саратовской губернии. Сын тамбовского помещика, служившего в Воронеже в Новороссийском драгунском полку, С. еще в раннем детстве обнаруживал… … Большая биографическая энциклопедия
Слепцов Василий Алексеевич — (1836 1878), русский писатель. Реалистические рассказы и очерки; повесть «Трудное время» (1865) о судьбе разночинца в середине 60 х гг. Поборник женского равноправия, организатор Знаменской коммуны (1863 64). * * * СЛЕПЦОВ Василий Алексеевич… … Энциклопедический словарь
Слепцов Василий Алексеевич — известный беллетрист. Род. в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губ. Учился в 1 й московской гимназии, Пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете Московского университета. Соблазнившись популярным тогда … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Слепцов Василий Алексеевич — (1836 1878) автор очерков и реалистических рассказов и повести Трудное время о судьбе разночинца в середине 60 х гг … Словарь литературных типов
Слепцов, Василий Александрович — беллетрист писат.; † 11 янв. 1873 г. в СПб. (? по другому указанию 23 марта 1878 г. в Сердобске). Дополнение: Слепцов, Василий Алексеевич, † на 42 г., 23 марта 1878 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия
Василий Алексеевич Слепцов — (19 (31) июля 1836, Воронеж 23 марта (4 апреля) 1878, Сердобск, ныне Пензенской области) русский писатель. Биография Учился на медицинском факультете Московского университета (1854 1855). Увлёкся изучением народного быта и странствовал пешком… … Википедия
Слепцов, Василий Алексеевич
— писатель; род. 17 июля 1836 г. в Воронеже, умер 23 марта 1878 г. в имении матери, в Сердобском уезде Саратовской губернии. Сын тамбовского помещика, служившего в Воронеже в Новороссийском драгунском полку, С. еще в раннем детстве обнаруживал недюжинное умственное развитие. Пяти лет он самостоятельно выучился читать, и с тех пор чтение сделалось его любимым занятием. После первоначального домашнего образования С. в 1847 г. поступил во второй класс 1-й Московской гимназии; наряду с обучением в гимназии он занимался изучением французского и немецкого языков, которые преподавали ему его мать и бабка баронесса Игельстром. В 1849 г. отец С. переехал в доставшееся ему по наследству имение в Саратовской губернии и перевел сына в третий класс Пензенского дворянского института. К этому периоду жизни относятся первые литературные опыты (в стихах) С., из которых ничего не сохранилось. Еще за год до окончания курса института С. выразил родителям желание поступить в Московский университет. Так как родители не соглашались в то время на это, то С. притворился сумасшедшим, был взят из института и, в конце концов добился цели: в конце 1853 г. он поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве С. сделался страстным любителем театра (особенно восхищала его игра Щепкина), забросил ради него лекции и с увлечением занимался произнесением монологов и отрывков из пьес современного репертуара. Восторженные похвалы товарищей, знакомство с Щепкиным и одобрительный отзыв последнего вскружили ему голову, он оставил университет и сделался актером. Он был ангажирован сразу на первые роли в Ярославль, где и играл под фамилией Лунина зимний сезон 1854—1855 гг. По окончании этого сезона С., распростившись со сценой, возвратился в Москву. Вскоре он выступил на литературное поприще на страницах «Русской Речи», издававшейся Евгенией Тур (графиней Е. А. Салиас). Кроме «Русской Речи», С. в первое время своей литературной деятельности печатался в «Северной Пчеле» и «Атенее». Вращаясь в театральном мире, С. увлекся кордебалетной танцовщицей Е. А. Цукановой, на которой и женился в 1856 г.; через два года жена его умерла, а меньше чем через год после ее смерти он женился вторично на Языковой, с которой впоследствии разошелся.
В то время было в моде «хождение в народ» с этнографическими целями, и С. в конце 50-х годов, с котомкой за плечами, отправился в такое пешеходное путешествие по Владимирской губернии. Одаренный тонкою наблюдательностью, он вынес из этого путешествия много самых разнообразных впечатлений, которые тщательно заносил в путевую записную книжку. Из собранного в этом путешествии богатого материала в печати появилась только часть. Вскоре по возвращении С. из путешествия были напечатаны «Заметки пешехода» и «Письма из Осташкова», печатавшиеся сначала в «Современнике», а затем вышедшие отдельно.
В 1865 г. С. переехал на жительство в Петербург. В это время он уже пользовался значительною известностью за свои произведения из народного быта. В Петербурге С. познакомился с Н. Г. Чернышевским, Г. З. Елисеевым, В. И. Водовозовым, Н. А. Некрасовым и другими современными литераторами. Некрасов пригласил С. в постоянные сотрудники «Современника». В 1863 и 1864 гг. были напечатаны рассказы С.: «Питомка», «Казаки», «Постоялый двор», «Сцены в больнице». Каждый новый рассказ приобретал С. все большее внимание читающей публики. Скоро он занял видное положение в литературных кружках столицы. В Петербурге С. прожил до 1874 г. Период с 1865 по 1874 г. был заполнен у него кипучей деятельностью. Он немало времени посвящал литературным занятиям. В то же время он не бросал и театра: две зимы подряд он заведовал любительскими спектаклями в художественном клубе, постоянно устраивал различные литературные вечера, на которых выступал в качестве чтеца, и т. д. То было время горячего увлечения многих слоев русского общества идеями женской эмансипации. С. энергично занимался не только пропагандой этих идей, но и практической деятельностью на их пользу: по его инициативе и под его руководительством были организованы частные научно-популярные лекции для женщин; он же устроил распавшуюся вскоре коммуну, состоявшую почти исключительно из женщин (за устройство этой коммуны С. в 1866 г. поплатился арестом); одно время он усиленно хлопотал об устройстве женской переплетной мастерской, затем конторы переводов с иностранных языков и переписки рукописей (с целью доставления работы женщинам, приехавшим в Петербург ради высшего образования) и т. д. Он постоянно что-либо устраивал, о чем-либо хлопотал, от одного дела и занятия переходил к другому и вообще жил лихорадочной жизнью. В 1873 г. у С. впервые появились зачатки болезни, которая через пять лет свела его в могилу: у него образовалась язва у входа большой кишки. Поездка на кавказские минеральные воды значительно поправила его здоровье. Зиму 1874 г. С. провел в Тифлисе. Здесь он поступил на сцену местного театра, причем дебютировал в водевиле своего сочинения «У мирового». Затем некоторое время жил в имении своей матери, в Саратовской губернии, и в Москве. В 1876 г. у него снова открылась язва. По совету Пирогова он снова отправился на кавказские воды, которые на этот раз мало помогли ему. Подвергшись затем в Петербурге операции, он некоторое время был на кумысе в Саратовской губернии, затем на кавказских водах, а в марте 1878 г. умер в имении своей матери, оплаканный всеми, кто только его знал. Похоронен С. на городском кладбище в Сердобске.
Литературная деятельность С. была в общем малоплодовита. Причины этого заключаются отчасти во внешних обстоятельствах жизни писателя, отчасти в его отношении к своим произведениям, за которыми он не признавал серьезного литературного значения, почему и не особенно заботился об увеличении их числа. С. принадлежит одно сравнительно крупное произведение — повесть «Трудное время», являющаяся и самым значительным его произведением, остальные же представляют собою небольшие очерки, рассказы и т. д. Одни из произведений С. изображают народную жизнь, другие — жизнь культурных классов (к последним принадлежит и упомянутая повесть). Как те, так и другие, отличаются замечательной живостью и рельефностью, тонким юмором, никогда не сбивающимся на шарж, нередко глубоким анализом психологии выводимых типов. В общем произведения С. ставят его в число даровитых писателей того времени. И в наше время они не утратили своего литературного и общественно-бытового значения и увлекают собою читателя. В произведениях С. из народной жизни часто можно заметить некоторую поверхностность, анекдотичность изображения; крестьяне у него являются иногда бесчувственными манекенами. В этом нельзя особенно винить С., бывшего одним из передовых писателей своего времени, так как такая манера изображения народной жизни была в то время господствующей и объяснялась историческими причинами, тенденциями эпохи. Из рассказов С., рисующих народную жизнь, особенно замечателен рассказ «Питомка», который, наряду со многими другими достоинствами, отличается замечательной прочувствованностью, сердечностью в изображении душевной жизни крестьянки. Гораздо большей глубиной, чем произведения из народного быта, отличается повесть С. «Трудное время», художественное изображение чисто идейных общественных течений. Эта повесть, отличающаяся не только тенденциозным, но даже полемическим характером, беспощадно осмеивает умеренный либерализм, выражающийся в широких порывах и намерениях, но в очень скромных деяниях на практике. Наряду со Щетининым, выставленным в повести представителем такого либерализма, выведено положительное лицо — Рязанов, являющийся представителем базаровского типа.
Последнее (третье) издание сочинений С. вышло в начале 1903 г. («Полное собрание сочинений В. А. Слепцова», СПб., издание В. И. Губинского, 1903); хотя оно и значительно полнее двух предыдущих, однако не может назваться полным (сюда не вошел, например, изданный в Тифлисе отдельной брошюрой водевиль «У мирового», 1875 г.). Собрать все произведения затруднительно потому, что С. постоянно переезжал с места на место, причем нередко оставлял свои рукописи у разных лиц отчасти для напечатания, отчасти для временного хранения, и эти рукописи нередко так и оставались ненапечатанными.
В. С. Марков, «Василий Алексеевич Слепцов», «Исторический Вестник» 1903 г., март. — «Василий Алексеевич Слепцов в воспоминаниях его матери», «Русская Старина» 1890 г., январь. — Д. И. Писарев, «Подрастающая гуманность», «Сочинения», том ІV-й. — А. Я. Головачева-Панаева, «Русские писатели и артисты 1824—1870», СПб., 1890 г. — М. Протопопов, «По поводу одной повести». «Северный Вестник» 1888 г., май. — М. Протопопов, Заметка по поводу издания сочинений Слепцова, «Северный Вестник» 1888 г., апрель, 101—106. — B. Буренин, «Критические очерки», «Новое время» 1888 г., № 4288. — Биографический очерк А. Н. Сальникова, «Полное собрание сочинений А. В. Слепцова», изд. Губинского, СПб., 1903 г., 3—17. — В. Греков, «Забытый писатель», «Новое Время» 1903 г., № 9715. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (заметка С. А. Венгерова).
Слепцов, Василий Алексеевич
— известный беллетрист. Род. в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губ. Учился в 1-й московской гимназии, Пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете Московского университета. Соблазнившись популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с котомкою за плечами, в пешеходное путешествие по Владимирской губ. Это дало ему большой запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в «Русской речи», «Северной пчеле», а затем и в «Современнике». Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, С. быстро занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. Этим он в значительной степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной обаятельности. Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой, артистически-изящной красоты, он особенно нравился женщинам. Литературная деятельность С. продолжалась недолго. Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобска и, медленно угасая, умер на ее руках в 1878 г. С. написал очень немного. «Полное собрание сочинений» его занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть «Трудное время» и несколько глав начатого романа «Хороший человек». Во всех своих произведениях С. обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых — тонкое остроумие и большую вдумчивость в явления общественной жизни. В общем он один из наиболее художественно одаренных писателей 60-х гг. Несомненно принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и характеристиками. Позднейшему читателю многое в С. кажется и странным, и жестоким. Странными кажутся рассказы из народной жизни. Мужиков этот передовой и радикальный писатель изображает прямо какими-то головотяпами, которых по их глупости и дикости даже не жалко. Впрочем, автор даже и не задается целью возбудить в читателе жалость. Он только хочет рассмешить и достигает своей цели, выуживая из народной жизни разные курьезные анекдоты и смешные словечки. Тогда была целая полоса такого анекдотического изображения народной жизни. Ее начал Николай Успенский, и у молодого С. не хватило самостоятельности выбиться из этой колеи. Жестоким С. кажется в главном своем произведении — «Трудном времени», которое до сих пор остается в литературной памяти и в ряду повестей с общественною подкладкою занимает видное место. Повесть с беспощадною иронией вышучивает умеренный либерализм, который не идет дальше двух-трех хороших порывов, а затем остывает и обращается к устройству личного благополучия путями, однако, отнюдь не предосудительными. Читателю, который видел позднейший пышный расцвет хищничества, непонятна та неумолимость, с которою автор старается выставить представителя благих порывов — Щетинина — полнейшим ничтожеством. Наполовину иронически относится повесть к героине рассказа — жене Щетинина, в которой стремления к устройству своего благополучия уже совсем нет, но над которой повесть подтрунивает за неопределенность ее благих порывов. В положительном лице повести — Рязанове, на все отвечающем насмешечками, — заметно сказалось влияние базаровского типа. Ср. Писарева, «Подрастающая гуманность» («Соч.», т. IV). воспоминания Головачевой-Панаевой; воспоминания матери С. в «Русск. старине» 1890; M. A. Протопопова в «Северн. вестнике», 1888).

