биография streets of rage

История Streets of Rage

Сегодня в это трудно поверить, но в 80-е и 90-е двухмерные битемапы безраздельно властвовали, особенно в аркадных залах. С тех пор, как Ёсихиса Кишимото усовершенствовал формулу с помощью Renegade и Double Dragon, все разработчики стремились повторить успех, и многим это даже удалось.

биография streets of rage

Хотя к этому времени компания Sega уже представила несколько популярных проектов вроде Altered Beast, Golden Axe и Alien Storm, именно Capcom оседлала этот жанр —— спасибо таким хитам, как Dynasty Wars, Captain Commando и Final Fight. Подвиг Хаггара, Коди и Гая, расчищавших улицы Метро Сити от всякой шпаны, обернулся для Capcom большим успехом, и вскоре Final Fight была лицензирована для множества домашних компьютеров: от ZX Spectrum до 16-битной «Амиги». Компания Nintendo быстро осознала популярность творения Capcom и сделала его своим консольным эксклюзивом для SNES.

Вырезанные кооператив и целый уровень (промышленная зона, если вам интересно) не помешали игре стать успешной, причём настолько, что были выпущены два эксклюзивных сиквела только для консоли Nintendo. Тем временем Sega была вынуждена просто наблюдать, как один из самых популярных аркадных проектов бьёт рекорды продаж на приставке её конкурента. Как показывает история, лучший порт Final Fight вышел именно на Sega Mega-CD, но до этого оставались ещё годы, а Sega не умела предсказывать будущее. Компании нужен был хит, который побьёт популярный эксклюзив Nintendo, и она нуждалась в нём прямо сейчас.

биография streets of rage

Поэтому перед Sega встала задача — создать свою собственную игру, которая будет не хуже Final Fight и даже превзойдёт её. Этим проектом стала Streets of Rage, которая дебютировала на консоли Mega Drive в августе 1991 года, через девять месяцев после успешного выпуска Final Fight для SNES.

Мы взяли интервью у Ацуши Сеймии, расспросив его о работе над культовым битемапом. Во время создания Streets of Rage (или Bare Knuckle, как игру называли в Японии) он работал художником. Первый вопрос заключался в следующем: всегда ли Streets of Rage планировалась как ответ Sega на популярный эксклюзив для SNES?

«Не могу этого отрицать, — честно отвечает Ацуши. — На самом деле мы купили аркадный автомат с оригинальной игрой и долго изучали её всей командой».

Внимательное изучение игры от Capcom окупилось. Streets of Rage предлагает множество преимуществ по сравнению с Final Fight на SNES. В первую очередь, можно играть с другом, а это куда веселее. Streets of Rage позволяет выбирать из трёх бойцов, у которых есть счёты с мистером Икс, контролирующим город и полицию. Как и в Final Fight, каждый герой уникален, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Адам Хантер основан на Хаггаре — он более медленный, но при этом сильный герой, умеющий справляться с группами противников. Блейз Филдинг больше похожа на Гая — она куда быстрее, но не способна выдерживать сильные удары. Последний герой — Аксель Блейз, он обладает всеми способностями Коди, но не такой прыгучий, как его товарищи. Все трое являются бывшими полицейскими и поклялись передать мистера Икс в руки правосудия.

биография streets of rage

Нам было интересно узнать, за что отвечал Сеймия во время создания игры. «Как художник, я работал над широким спектром задач: от проработки персонажей до ландшафта, — объясняет он. — Я впервые занимался главными героями, поэтому пришлось многократно переделывать свою работу». Возможно, для молодого художника это было боевым крещением, но переделки в итоге окупились. Многие уровни очень похожи на проект от Capcom — например, городские улицы и промышленные районы. Но хватает и разнообразия за счёт прекрасных пляжных участков, увлекательной поездки на лифте и заключительного «тяжёлого» прохода по коридору, ведущему к пентхаусу мистера Икс, перед битвой с которым игроку предстоит сразиться с боссами из всех предыдущих уровней. Неудивительно, что внешне Streets of Rage был крайне не оригинальным проектом: Сеймия признал, что Sega просто давала игрокам то, чего они хотели: «В Final Fight, Double Dragon и других аркадных играх того времени использовался реалистичный визуальный стиль, и я думаю, что это было просто в тренде», — признаёт Сеймия.

Возможно, игра и выглядит очень похожей на некоторые из популярных битемапов того времени, но ей удаётся выделяться благодаря разнообразию локаций, интересному дизайну уровней, а также куче интересных врагов и боссов самых разных форм и размеров. В дополнение к простым уличным головорезам имеются ниндзя (как в Teenage Mutant Ninja Turtles), госпожи с хлыстами, сумасшедшие, жонглирующие топорами и факелами, а также мастера боевых искусств.

биография streets of rage

Боссы тоже очень разнообразны: от маньяков с когтями до борцов, похожих на «Последнего воина» (американский рестлер, известный под псевдонимом The Ultimate Warrior). Другие запоминающиеся главари — это здоровый огнедышащий толстяк, а также Мона и Лиза — две девушки, которых фактически сделали из Блейз путём смены палитры. В итоге Сеймия поработал над всеми персонажами в игре: «Команда дизайнеров поручала мне создавать модели на основе историй персонажей, их размера в пикселях и других справочных материалов, — вспоминает он. — Я так и поступал, хотя и было довольно сложно анимировать персонажа с ограниченным количеством пикселей».

Когда мы обсуждали боссов в игре, всплыла интересная информация. Хоть Сеймия и не сообщил, кого считает своим любимым персонажем, но рассказал, что на пятом уровне игры вместо Моны и Лизы планировался другой босс. Может, однажды мы узнаем, как выглядел этот тип, но теперь понятно, почему вместо оригинального злодея мы получили две копии Блейз.

биография streets of rage

Еще одним аспектом игры, фанатом которого является Ацуши, стал прекрасный саундтрек. «Музыка очень важна, поэтому мы позвали Юдзо Косиро», — вспоминает он. До этого Косиро написал отличную музыку к игре The Revenge of Shinobi. А поскольку глава разработки Streets of Rage, Нориёси Охба, также руководил серией Shinobi, договориться о совместной работе с композитором было нетрудно.

биография streets of rage

Сеймия считает, что именно режиссёрский стиль Охбы привёл к необычному для того времени множеству концовок в игре. Например, одна из них даёт игроку возможность объединиться с мистером Икс. «Как мне кажется, это черта его стиля: добавить неожиданный поворот в сценарий», — утверждает Ацуши. К слову, разработка Streets of Rage была завершена лишь с точки зрения игрового процесса. Релизная версия — это то, что решила выпустить Sega, а сами авторы хотели добавить в игру куда больше контента. «Много чего не попало в финальную версию, но геймплейные механики мы успели реализовать все до единой», — говорит Сеймия.

Streets of Rage получила признание критиков и показала отличные продажи. Её успех на консоли Mega Drive привёл к тому, что в 1992 году появился урезанный порт для Game Gear, в котором нет Адама. А в 1993 году для PAL-региона вышла версия для Master System без режима кооперативной игры. Мы спросили, причастен ли Сеймия к этим портам низкого качества, и он ответил: «Нет, я не работал над этими проектами».

биография streets of rage

Хотя оригинальная Streets of Rage снискала огромный успех, именно продолжение, выпущенное в 1992 году, заставило геймеров обратить внимание на серию. В сиквеле всё лучше: от музыки (написанной тем же Юдзо Косиро) до более детальных спрайтов и большего количества боевых приемов. Многие игроки до сих пор считают Streets of Rage 2 вершиной жанра. Сеймия работал над сиквелом в качестве художника фонов. Он также участвовал в создании Streets of Rage 3 1994 года, печально известной своим боксёрским кенгуру и большим количеством различий между западной и восточной версиями игры. Есть даже серия комиксов, но Сеймия тут уже точно ни при чём.

Несмотря на спорный триквел, серия Streets of Rage остаётся примером отличных битемапов и важным релизом в 16-битной битве между Sega и Nintendo. Недавно выпущенная четвёртая часть понравилась фанатам серии и поклонникам жанра: да, там нет запоминающегося саундтрека, но в остальном у Lizardcube и Guard Crush Games получилось создать достойное продолжение.

биография streets of rage

Ранее выкладывал материал на ресурсе Идеальный Пиксель — сайт понравится всем фанатам ретро-игр и старых компьютеров.

Источник

Streets of Rage

биография streets of rage

Streets of Rage (яп. версия — Bare Knuckle/Ikari no Tekken), то бишь «Улицы ярости» или «Голыми руками» — серия игр жанра битемап («избей-их-всех», избивалка), классический представитель жанра 16-битной эры. Начата в 1991 г. программистами Sega для приставки MegaDrive (Genesis). Повествует о противостоянии бывших полицейских Акселя Стоуна и Блэйз Филдинг, их друзей и родственников с боссом мафии Мистером Икс на типичных американских улицах. На момент написания статьи серия насчитывает:

Серия создана как ответ нинтендо-капкомовской линейке битемапов Final Fight, с которой имеет как очень много общих черт, так и ощутимые отличия. Несмотря на то, что в целом Final Fight продолжался и после выхода трилогии, а также чаще переиздаётся (сюда же — кроссовер со Street Fighter, взявший героев оттуда), Streets of Rage дольше был популярен в этом жанре, по крайне мере в СНГ и России, за счёт более адекватного баланса сложности, персонажей и музыки. После своего создания обе игры значимо повлияли на жанр в целом, сместив с трона техносовские «Нэккецу» и «Двойного Дракона». В 2020 году после долгого перерыва вышла 4-я часть игры.

Лор гласит, что в описываемом мире город, где происходят события всех четырёх частей, называется Вуд-Оук-Сити (Wood Oak City). Основным прототипом послужил Майами: пальмы, пляжи, дожди, общая планировка города… Но добавлены также черты от Чикаго (внешний вид некоторых районов) и от Нью-Йорка (в городе имеется своё подобие Эмпайр-Стейт-Билдинг).

Содержание

Сюжет [ править ]

В течение трёх частей как на городских улицах, так и в грязных засратых трущобах героям будут противостоять стереотипные панки, «ирокезы», гопота, каратисты и БДСМщицы с панкушками и проститутками (способными очень нехило врезать!), но вскоре Мистер Икс пополнит свою банду ниндзя, маньяками, а затем и киборгами. В четвёртой части почти вся эта армия перейдёт к детям Мистера Икс, вкупе с зомбированными полицейскими и спецназом.

Выпускавшиеся игры [ править ]

Streets of Rage (1991) [ править ]

биография streets of rage

Игра цепляла ещё и тем, что боссы были на удивление умными для жанра. На easy ещё можно было выехать на хуцпе — но уже начиная со сложности normal игрок был обречён, если не пускал в ход тактический анализ и хорошее знание своего и вражеского «арсенала».

В игре была замечательная музыка, написанная Юдзо Косиро под впечатлением от боевиков 1980-х, но особенно запоминались темы боссов.

Первая часть игры долгое время была единственной из официальных, где есть бутылки, которые можно разбить об голову и резать врагов «розочкой». (В четвёртой части это снова с нами.) Возможность кинуть врагу в рожу перечницей, отчего тот некоторое время чихает — фирменная фишка избивалок от SEGA (см., например, Dynamite Cop), но во второй, третьей и четвёртой частях её не будет. А ещё только в «единичке» можно невозбранно и быстро спамить ударами во все стороны, часто долбя «АТК» и одновременно чередуя «влево»/«вправо».

Streets of Rage 2 (1992) [ править ]

биография streets of rage

Сиквел принёс с собой столько нововведений и улучшений, что эта часть до сих пор считается лучшей из всех трёх (даже ремейк делали, отталкиваясь именно от «двойки»).

Стоит первым делом подробнее рассказать о двух приёмах, которые прославили всю серию (хоть и не только они):

Юдзо Косиро тоже удвоил старания — треки «Go Straight» и «Never Return Alive» особое тому подтверждение. Увы, пропала возможность скидывать врагов со спины и делать совместную атаку.

Streets of Rage 3 (1994) [ править ]

биография streets of rage

Теперь у всех персонажей — а не только у мальчишки — есть полноценный бег («триггеришь» режим бега, а потом персонаж бежит, пока держишь кнопку). И если на бегу нажать АТК — эффект будет такой же, как и от Удара с разгона (который, как таковой, тоже сохранился).

По сюжету Мистер Икс опять возвращается (и вернулся он явно не таким), делая на этот раз ставку не на гопников, а на теракты и кибернетику — среди врагов всё чаще попадаются роботы, а известные люди похищены и заменены киборгами. В этот раз вместо Макса на помощь приходит повернувший направо киборг Зан, самый необычный боец за всю историю игры.

Внутри кода официальной игры болтаются неиспользованные файлы, с помощью которых планировалось изобразить поездки героев на мотоциклах и гидробайках. В релиз игры это не попало (было попросту «вырезано», вернее заблокировано), и авторы хаков, а также шедеврального ремейка (см. следующий раздел) радостно запилили всё это обратно, а в ремейке ещё и доработали.

Streets of Rage Remake (2011-2020) [ править ]

Четвёртая часть не выходила очень долго, потому фанаты сами начали делать попытки. Более всех продвинулись испанцы из Bombergames, сделав ремейк. Всего было 5 версий, но в историю вошли четвёртая и пятая (текущая) версия. Игра отлично проработана:

Резкий подскок сложности игры — отдельная песня. Нет, это не лениво-тупая накрутка «жути», перед вами образец того, как НАДО делать.

Ремейк получился столь мощным и качественным, что Сега от зависти пыталась преследовать Бомберов. Однако, и его критикуют, ставя в вину плохие (местами даже ужасные) в плане прорисовок вступления и концовки, некоторые особенности движка (слабый стан, т. е. задержка врага после удара по нему, из-за чего хуже получается схватить его), отсутствие онлайн-версии. В пятую версию не перенесли ряд фич из четвёртой (Супер-Шива, диалоги героев на декорациях и при вызове полиции, некоторая музыка), поэтому она некоторое время после выхода пятой оставалась популярной.

16 ноября 2020 года вышла новая версия 5.2 со своими новыми фичами: настройка AI противников, режим «Волейбол» был удален, в настройках можно сбалансировать персонажей (допустим, урон Акселя будет снижен на 30 %), добавился четвертый скин Блейз (по сути, это Блейз из SoR 2 с этими же приемами, просто одетая, как вариация SoR 1), галерея со времен четвертой версии удалена, обновленная графика, некоторые обновленные треки, несколько новых сцен, возможность включать ретро-музыку, новые красивые заставки (особенно начальная и в концовках), система достижений (правда, маловато: 27 всего), некоторые замененные движения персонажей (а Максу добавили дополнительный приём с оружием), более продвинутое AI противников и боссов (Мистер Икс стал очень жестким), но почему-то понерфленная Мания (она стала легче, чем в предыдущей версии). И некоторых боссов — особенно рестлеров — тоже чуток понёрфили, а то были жалобы, что в попытке сделать их более серьёзными моддеры перегнули палку.

Streets of Rage 4 (2020) [ править ]

Технически игра выглядит отлично — графика и звук на высоком уровне, саундтреки записаны профессионально, с участием самого Коширо. Система боя подверглась изменениям — бег, как и во второй части, теперь присутствует только у одного персонажа (в двойке это был негритёнок, в четвёрке это Черри), остальные бегать не могут; убрали перекаты и многозвёздочные атаки, заменив их на гиператаку, выглядящую почти как магия в Золотой Секире, на которую и расходуются накапливаемые звёзды (на одно применение уходит одна звезда). Поднимание предметов, лежащих под ногами, теперь отдельная функция (GET), и эта же кнопка служит для метания: с предметом в руках держи Вперёд, нажми GET. И ею же можно поймать прямо в воздухе любой предмет, который в вас метнули! Исчезла — существуя лишь в тройке и в ремейке — удобная кнопка NOW (раньше ею дублировалась функция мгновенного, без подготовки, нанесения «резкого удара», которым обычно заканчивается комбо); теперь что-то вроде «резкого удара» можно нанести, только подержав и отпустив ATK. Шкала «маны» для суперударов также убрана, теперь спецатака кастуется с хитов, заменяя потраченное на зелёную полоску, которую несколькими «ударами вручную по врагу или разбиваемому объекту» можно переродить обратно в здоровье, но если в этот момент вас ударят, отнимется столько ХП, сколько было в зелёной шкале. Количество спецударов возросло, теперь их можно делать в прыжке и в некоторых захватах, равно как и в любой момент вплетать их в комбо. Кстати, о комбо — теперь, в дань казуальщикам, можно и нужно нагонять врага комбинациями, избивая его сотнями ударов, подбрасывая вверх, ударяя об стену и вдвоём с товарищем наколачивать, как в Баттлтодс на воронах, сотни очков. Далее, жизни и очки не переносятся между уровнями (исключая аркадный, хардкорный режим), накапливаясь только на текущий, и растрачиваясь на шкалу разблокирования персонажей.

В дань уважения предыдущим частям и ремейку, присутствует множество визуальных отсылок к ним, более того, если ударить трофейным ментовским шокером по аркадным автоматам, стоящим в ряде уровней, можно побиться с урезанными боссами из второй части, в награду получив звезду.

Главной проблемой разработчиков было постоянное сравнение с ремейком и не в их пользу, когда пошли первые трейлеры; возможно, в ответ на это, они пошли на странные шаги — если копипаст пары уровней оттуда (поезд и крыши) ещё понятен, то введение классических персонажей В ОРИГИНАЛЬНОЙ (читай пиксельной) графике в качестве разблокируемых игровых персонажей вызвало негодование. Критике подверглась и музыка, пусть качественная, но во многих местах не подходящая уровню и стилю игры, потому имеется возможность заменить на старую. Отказ от бега, перекатов и шкалы тоже сочли деградацией, равно как «излишне хипстерских» главгадов, тем не менее, игра выглядит бодро, и бодро же играется, благодаря балансу сложности, когда на easy она пролетается, на нормале надо играть аккуратнее, на сложном уровне — напрягаться.

По итогу, игра получилась хорошей и худшие ожидания не оправдались, но с ощущением, что чего-то не хватает и, так как всё познаётся в сравнении, во многом проигрывает ремейку, в котором есть развилки, несколько концовок, магазин и адекватно прорисованные классические персонажи.

P. S. А кенгурик из третьей части, оказывается, всю дорогу был разумным существом! Он теперь барменом работает.

DLC Кошмар Мистера Х [ править ]

Первое серьёзное дополнение к игре, которое долго ждали. Содержит:

Персонажи [ править ]

Флойд Ирайя — судя по татуировкам, самоанец, ученик Зана, который сконструировал ему руки в подобие своих, когда тот потерял руки в результате несчастного случая. По факту — смесь Макса и Зана: очень мощный по урону, броскам и захватам (тоже может выполнять их в прыжке) персонаж, способный бить на приличные дистанции и спецаткой захватывать их и подтягивать к себе, фактически косплея Джакса из Mortal Kombat. Увы, это компенсируется очень низкой скоростью, а отсутствие бега и слабость прыжка делает персонажа мегатормозом. Но этот персонаж именно для любителей «мегатормозов, но обладающих физической суперсилой» и сделан. Или для универсалов, которые хотят «поочерёдно все мыслимые варианты, в том числе и такой».

Эстель Агирре — а точнее метис (её мать шведка), офицер SWAT отправленный вдогонку за героями. Использует крав-маг и способна забрасывать противника гранатами либо нашинковать ножом её коронная атака чуть ли не самая мощная (вызов полицейской машины с гранатомётчиком, что представляет этакий оммаж к прошлым частям серии). Сама Эстель гибрид Блейз и Адама — мощнее Адама, но медленнее Блейз, что её делает по факту женским вариантом Флойда.

Что здесь есть [ править ]

Адаптации и фанское творчество [ править ]

Фанфильмы [ править ]

Несколько раз заговаривали об официальной экранизации — но идея каждый раз дохла на стадии замысла. Зато фанаты наклепали множество любительских короткометражек, среди которых есть очень даже недурные, с хорошо поставленными боями (а есть и трешовые, и пародийные).

Комиксы [ править ]

Существует несколько выпусков официальных комиксов Streets of Rage. Из них публика узнала массу подробностей о персонажах, одна офигительней другой (но неизвестно, насколько эта «расширенная вселенная» радовала правообладателей из SEGA — однако те не заявляли никаких протестов):

Книга (и прочий фанфикшен) [ править ]

А также существует толстенный, на тыщу с лишним страниц, полуофициальный (SEGA не заказывала и поморщилась, но в целом не возражала и не преследовала) коммерческий романище в десяти частях, именуемый Streets of Rage Saga, автор которого новеллизировал, как умел, не только три основных игры этого цикла, но и… OpenBor’овские фанатские поделки. А еще этот самый Мэтью Дрюри внедрил туда сеговского Shinobi (фанатом которого является) — кроссовера ради.,

Fighting Force: «дочерний» проект [ править ]

Fighting Force 2 — малодоходный сиквел на всё той же первой плойке, а также на Dreamcast (1999) — был уже в совсем другом жанре, неиллюзорно напоминающем Tomb Raider, но с мужиком в качестве протагониста и чу-уточку бо́льшим упором на рукопашку (и уничтожение ценной вражеской собственности), чтобы оправдать название. Однако в основном Хоук [11] там всё-таки стреляет.

Источник

Лихие девяностые: история серии Streets of Rage

У истоков жанра beat’em up, прогремевшего на аркадах и консолях в первой половине девяностых, стояли две игры, по стечению обстоятельств выпущенные в один и тот же год – 1984-й. Это были Kung-Fu Master от Irem, более известная российским геймерам по своему японскому названию Spartan X, и Karateka от Джордана Мехнера, позже добившегося всемирного признания благодаря новаторскому платформеру Prince of Persia. Основная идея заключалась в переносе схваток формата «один на один» на приключенческие рельсы, где герою-одиночке, владеющему боевыми искусствами, противостояла уже целая армия, но – строго по очереди. Несмотря на вопиющее однообразие врагов и уровней, а также малое количество доступных атак, предложенная концепция геймплея пришлась публике по душе. Тогда же были впервые использованы сюжетные ходы, чуть позже растиражированные многими последователями – герой отправлялся на поиски похищенной возлюбленной.

биография streets of rage

Развить замысел взялась Technos Japan, выпустившая на аркадах в 1986 году игру Renegade. Напоминала она массовый файтинг на изометрических аренах размером в один экран. Дух приключений японским разработчикам удалось воплотить год спустя в следующем проекте – Double Dragon. Правда, создатели игры весьма неудачно дополнили концепцию платформерными элементами, плохо уживавшимися со здешней «физикой». Особенно этим грешила вторая часть, в которую авторы зачем-то добавили прыжки по исчезающим платформам и вращающимся шестерёнкам. Довольно обидно было без труда одолеть почти весь путь, а затем пасть жертвой кривого геймдизайна в финале. Суммировала наработки предшественников фирма Capcom, создавшая в 1989-м эталон классических «битемапов». Именно Final Fight первым отбросил всё лишнее и стал отправной точкой для волны схожих по задумке боевиков, во многом олицетворивших «шестнадцатибитную» эпоху.

Рождение легенды

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

С сюжетом дело вышло намного интереснее, нежели в других боевиках тех лет. Влияние на сценаристов, несомненно, оказали популярнейшие телесериалы восьмидесятых, в частности, The A-Team и особенно Miami Vice, в котором двое полицейских под прикрытием вершили правосудие за рамками закона. В Streets of Rage игрокам нужно спасать уже не подружку одного из героев, а целый Нью-Йорк, погрязший в преступности. Щупальца криминального спрута опутали в том числе полицию, поэтому трём честным копам не осталось ничего иного, как снять с себя значки и отправиться усмирять бандитов собственными руками. Примечательно наличие двух концовок. В финале главарь синдиката – вооружённый огнестрелом громила Мистер Икс – предлагает экс-копам присоединиться к его банде. Если один из героев отвечает отказом, а другой соглашается, то между напарниками вспыхивает драка. В случае победы персонажа, соблазнившегося предложением, далее следует расправа над самим главбоссом, после чего игрок может увидеть «плохой» финал, где скурвившийся коп восседает на мафиозном троне. В одиночном режиме эта фишка не работает – если согласиться на предложение мерзавца, над вами посмеются и выкинут на два уровня назад.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

О чём пойдет речь дальше, вы уже наверняка догадались. О том, без чего нельзя представить серию Streets of Rage – это потрясающий саундтрек за авторством Юдзо Косиро. Как вспоминает легендарный композитор, дело было в конце 80-х, когда судьба занесла его в Лос-Анджелес. В номере гостиницы он с раскрытым ртом смотрел трансляцию MTV – канала, которого тогда ещё не было в Японии. Там же он познакомился со многими видными исполнителями электронной музыки тех лет. По словам Косиро, на родине в ту пору было популярно устаревшее диско, поэтому такие жанры как хаус и евродэнс произвели на него неизгладимое впечатление. Вернувшись в Японию с охапкой кассет, маэстро принялся творить в схожем стиле. Настолько схожем, что большая часть написанных композиций отдавала откровенным плагиатом. Но так ли это было важно в дремучие времена? Подобной музыки в играх прежде не слышали.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Сам Юдзо отмечает, что никто не давал ему указаний, в каком стиле должен быть выдержан саундтрек. Поскольку игра делалась прежде всего для американского рынка, он сам решил написать музыку в западном ключе, сочтя это важным преимуществом над конкурентами. И не прогадал – OST к первой Streets of Rage по-прежнему занимает особое место в сердцах геймеров, о чём свидетельствует большое число каверов на YouTube. В том же 1991 году Юдзо издал саундтрек на японском лейбле Alfa Records. Большую часть носителя заняли композиции из игры с минимальными изменениями – новым звуком малого барабана и ещё большим акцентом на низких частотах, сделавшими микс плотнее. В качестве бонуса – несколько неиспользованных композиций и ремиксов. Позже на дочернем Alfa Records лейбле G.M.O. Records будут выпущены саундтреки к двум продолжениям.

Триумф и образцовый сиквел

Прекрасное техническое исполнение, новаторский по меркам игр саундтрек и притягательный геймплей сделали своё дело. Streets of Rage была высоко оценена как геймерами, так и рецензентами своей эпохи. Вряд ли совру, назвав первую часть если не самой любимой, то, по меньшей мере, наиболее популярной среди наших соотечественников. Стоимость пиратского картриджа определялась его объёмом, поэтому с финансовой точки зрения купить оригинальную SoR не составляло труда даже школьникам. По той же причине игра частенько попадала в сборники – как нелицензионные, так и вполне официальные, вроде линейки Mega Games от самой Sega. Также первая глава включена в Sega Classics Arcade Collection, выпущенный на Mega CD. Обновлённый (точнее, позаимствованный из аркадной версии) саундтрек там получила лишь Golden Axe, фанатам Streets of Rage пришлось довольствоваться лишь перезаписанными воплями героев.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Сиквел вышел спустя год. Рекордно короткий срок был обусловлен участием в разработке сразу нескольких внутренних студий Sega. Причём продолжение получилось отнюдь не наспех слепленным набором уровней – это была масштабная работа над улучшением всех элементов. Графика сильно прибавила в качестве за счёт возросшей детализации фонов и увеличенных спрайтов персонажей, а ракетный залп полицейского канул в прошлое, уступив место трём уникальным спешлам для каждого героя. Идея принадлежала сестре композитора – Аяно Косиро, работавшей в компании дизайнером вместе с братом. Её на этот шаг вдохновил гремевший в ту пору Street Fighter II.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

По сюжету игры, уцелевший после полученных тумаков Мистер Икс похитил Адама Хантера и вновь наводнил улицы города бесчинствующими преступниками. Однако решать проблемы предстоит уже в компании четверых персонажей – к знакомым по оригиналу Акселю и Блэйз добавились юный брат похищенного Скейт (Сэмми в японской версии) и шкафообразный рестлер Макс. Разница в характеристиках персонажей дала о себе знать куда сильнее, чем раньше. Юркий малец разъезжает на роликах и лихо вламывает недругам. Плата за высокую скорость – меньшая выносливость. Для любителей грубой силы сделан второй новичок, передвигающийся со скоростью черепахи, но больно бьющий по голове. Старожилы более сбалансированы, их можно назвать золотой серединой.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

По непонятной причине из второй части убрано взаимодействие с напарником, да и выйти из захвата эффектным броском тоже нельзя. Треть уровней и боссов выглядит как видоизменённые версии оных из предшественницы, поэтому ощущение дежавю периодически возникает. Концовка только одна. Минусы, конечно, незначительные, но для справедливости стоит их упомянуть. Как и появившийся режим дуэли между двумя игроками. Забава сомнительная, но пускай будет. Также необходимо вспомнить о цензуре. Аяно позволила себе вольности, сделав облик Блэйз ещё более сексуальным. На смену куртке из первой части пришёл коротенький топик, а из-под юбки проглядывало нижнее бельё. Для Японии такой безобидный фансервис в порядке вещей, однако руководство Sega побоялось возможных проблем на Западе и прикрыло всю срамоту, заодно лишив Мистера Икс сигары в сцене из финального уровня.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Что касается саундтрека, большая часть мелодий сохранила преемственность, прибавив в качестве звучания. Некоторые перемены отчасти обусловлены тем, что музыку для сиквела Косиро писал совместно с Мотохиро Кавасимой. Второй куда больше тяготел к энергичному техно, влияние которого отчётливо прослеживается в нескольких композициях. Без лёгкого плагиата тоже не обошлось – достаточно загуглить трек Move Any Mountain за авторством The Shamen и сравнить с Under Logic, играющей на четвёртом уровне. Видимо, в ту пору мало кто воспринимал видеоигры всерьёз, иначе к Sega пришли бы с исками.

Бог любит троицу

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Другая заслуга Streets of Rage 3 – большая интерактивность уровней. Практически на каждой локации геймера ожидает подлянка, будь то рассекающие по шоссе байкеры, падающие на голову бочки или бульдозер, так и норовящий сравнять героев с землей. Однако по-настоящему идея раскрыта на предпоследнем уровне, где надо спасти заложника. Если не уложиться в лимит времени, последует совершенно другой заключительный этап, другой финальный босс и минорный эндинг. Для получения каноничной концовки необходимо успешно провернуть спасательную операцию и успеть навалять финальному боссу до взрыва бомбы. Итого целых три финала, получить доступ к которым, в отличие от оригинальной Streets of Rage, можно без помощи второго игрока. В дополнение к этому куча призов, спрятанных за ближней кромкой экрана, альтернативные маршруты на этапах и целая пачка секретных персонажей. Совсем уж отчаянные искатели секретов путём нехитрых манипуляций могут открыть вырезанный из финального релиза кусок седьмого уровня, в котором герои должны были ехать по мосту на мотоциклах. Анимация и механика там недоделаны, зато есть шанс полюбоваться одним из красивейших пейзажей во всей игре.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Изначально доступных героев снова четверо. Излишне медлительный Макс понравился немногим, его заменил старик-киборг Зан, прежде работавший на синдикат. Увы, поиграть за Адама Хантера по-прежнему нельзя – бывший коллега появляется лишь в одном из роликов, приходя на помощь друзьям. Зато к вашим услугам россыпь секретных бойцов, причём все они поначалу выступают в качестве боссов. Самым колоритным из них является знакомый нам телохранитель Мистера Икс по имени Шива, появлявшийся в роли противника во второй части (да и в первой была целая порода врагов, похожих на него внешне). Настоящий брат-близнец Лю Канга из Mortal Kombat. Вторую вакансию занимает кенгуру Викти (Ру в японской версии), которую надо отбить у жестокосердного циркача-хозяина. Замыкает список здоровенный бугай нетрадиционной ориентации Эш, вот только встретить его можно исключительно в оригинальном японском картридже. И это повод снова поговорить о цензуре.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

А вот звуковое сопровождение впервые разделило фанатов на два лагеря. На момент выхода игры в андеграунде набирало вес новое музыкальное течение – брейкбит. Косиро и Кавасима решили шагать в ногу со временем, придав саундтреку жёсткое, подчас психоделическое электронное звучание. Кому-то такие перемены пришлись по душе, однако большая часть поклонников всё же сходится во мнении, что OST к третьей части вышел самым неудачным. Не могу не согласиться, хотя провальным его не считаю.

Безвременье

Вместо того чтобы подогревать интерес к Saturn сиквелами полюбившихся на Mega Drive хитов, в компании отчего-то сделали ставку на новые наименования. Вместо Streets of Rage 4 фанаты получили Dynamite Deka – оригинальный трёхмерный «битемап», частично основанный на трилогии «Крепкий Орешек». Это был один из сильнейших эксклюзивов в библиотеке консоли – красивый, задорный и бросающий вызов своей сложностью, скрашивающей скромный хронометраж. Но это всё же был не Streets of Rage, как бы банально ни звучало.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Как выяснилось в дальнейшем, судьба четвёртой части решалась за кулисами. По одной версии, студия Core Design предложила Sega свою помощь, а та отказала, сославшись на собственные планы по дальнейшему развитию серии. По другой, японцы сперва дали зелёный свет на разработку, но расторгли контракт после того, как их партнёры объявили о своём желании «портировать» будущую Streets of Rage 4 на платформы конкурентов. Впрочем, сидеть у разбитого корыта авторам революционной Tomb Raider не пришлось. В Eidos Interactive остались довольны успешным сотрудничеством и согласились издавать Fighting Force, созданный на руинах отменённой четвёртой части. Наверное, это даже хорошо, что получившийся тайтл не имеет родства с детищем Sega. Несмотря на качественную для 1997 года графику и интересную идею с разрушаемостью декораций, творению Core явно не хватало разнообразия в геймплее. Не говоря о харизматичных персонажах и запоминающейся музыке. В качестве одного из первых 3D-«битемапов» игра зарекомендовала себя более чем достойно, но проекту ранга Streets of Rage нужен был сиквел совершенно иного уровня исполнения.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Sega вновь вернулась к идее уже после выхода Dreamcast. На YouTube можно найти короткую демонстрацию технодемки, где с трудом узнаваемый Аксель раздаёт тумаки лысой гопоте. Интересной особенностью выглядит возможность смены перспективы на вид «из глаз» – эдакий привет Super Punch Out со SNES. Однако качество графики и геймплея в целом не производит положительного впечатления. Судя по всему, дальше этой корявой нарезки дело не сдвинулись. Впрочем, пять лет назад Юдзо Косиро опубликовал в своём Twitter два скетча, датированные 1999-м. На них можно видеть четырёх совершенно новых персонажей, в том числе сына Акселя, как две капли воды похожего на своего отца.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Во второй половине нулевых студия GRIN, известная великолепным переосмыслением Bionic Commando, намеревалась сделать римейк первого Streets of Rage. Увы, случившееся в 2009-м банкротство похоронило планы. Закрывает рассказ об отменённых играх прототип, разработанный Ruffian Games (авторами Crackdown 2) примерно за два месяца. Судя по слитым в сеть роликам, вдохновение пришло из той же технодемки, иначе как объяснить геймплей в трёх измерениях и возможность переключаться на вид «из глаз»? Причины отмены проекта неизвестны.

Фанатский креатив

В 2003 году группа энтузиастов выпустила созданную за девять месяцев игру Beats of Rage – трибьют культовой серии с персонажами из King of Fighters. Популярность данного творения до сих пор остаётся для меня загадкой – набор линейных уровней и геймплей, который приедается через десять минут после начала. Тем не менее, Beats of Rage стала очень востребованной среди модеров, которые выпустили на основе «движка» OpenBOR не меньше сотни разношёрстных игр с участием известных героев файтингов и «битемапов».

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Совсем иначе дела обстоят со Streets of Rage Remake, которую испанская инди-студия Bomber Games разрабатывала целых восемь лет. Проект вышел поистине монументальным, объединив в рамках единой кампании контент из всех трёх частей с возможностью выбора развилок. В качестве бонуса добавлены несколько новых уровней и эксклюзивные для восьмибитных версий этапы SoR 2, переработанные с учётом нового «движка». Не забыли разработчики и про гоночный этап на мотоцикле, вырезанный из финальной версии третьей Streets of Rage. Отдельным пунктом следует выделить перезаписанные оригинальные треки вкупе с горсткой новых.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

С учётом всех развилок, концовок, а также бонусных режимов и персонажей, требующих гринда денег, 100% прохождение выходило часов эдак на тридцать геймплея. К сожалению, Sega не стала закатывать вечеринку по случаю возрождения серии, а отреагировала в стиле собаки на сене. Словом, пригрозила испанцам судом, сославшись на нарушение авторских прав. Звучит довольно странно, учитывая, что римейк разрабатывался на чистом энтузиазме и изначально доступен для свободного скачивания. Найти финальный билд на просторах интернета не составляет труда. Реакция же фанатов на игру была восторженной – об этом свидетельствуют многочисленные моды, создаваемые с помощью встроенного редактора.

Из Франции с любовью

Успех римейка малоизвестного в России платформера Wonder Boy III: The Dragon’s Trap вдохновил французскую студию Lizardcube и издательство Dotemu на создание четвёртой части Streets of Rage, о которой фанаты мечтали на протяжении двух десятилетий. Sega согласилась, работа над игрой стартовала в начале 2018 года и финишировала весной 2020-го. Также к проекту приложила руку инди-студия Guard Crush Games, чей «битемап» Streets of Fury получил хвалебные отзывы в Steam. Именно этот «движок» лёг в основу будущей игры. Разработка заняла в общей сложности два с лишним года, что многовато для спрайтового боевика со скоромной продолжительностью. Впрочем, о недостатках мы ещё поговорим, а начать хотелось бы с главного козыря – баланса между узнаваемыми чертами классической трилогии и нововведениями.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Наломали дров и с боссами. Непомерно раздутая линейка здоровья и назойливый призыв «шестёрок» – это ещё ладно, так было и раньше, особенно на харде и выше. Куда хуже спам мощных приёмов каждые пять секунд, который начинается после потери примерно половины HP. В этом плане игра напоминает первую часть, где одолеть боссов помогало лишь доскональное заучивание паттернов. Уже во второй и третьей авторы модернизировали «боёвку» таким образом, чтобы герой мог прерывать большую часть подобных атак с помощью спецприёмов. В Streets of Rage 4 такой приём тоже есть, вот только за его использование отвечает звезда, накопить которых удаётся благо если штуки три за весь уровень.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

С саундтреком тоже вышла неувязочка. До релиза разработчики пиарили участие в проекте Косиро и Кавасимы, компанию которым должны были составить несколько известных японских композиторов. На деле больше половины треков написал Оливье Деривьер, известный работой над серией хорроров Obscure и киберпансковским экшеном Remember Me. Француз старался угодить всем и сразу, экспериментируя с жанрами. Поэтому в ход пошло всё, начиная от танцевального клубняка в духе второй части, брейкбита из третьей и заканчивая дабстепом. Однако общее впечатление от саундтрека можно охарактеризовать как «хорошо, но могло быть лучше». Вообще, фраза прекрасно подходит для характеристики всей игры. Куда ни ткни пальцем – везде будешь ловить себя на мысли, что тут вот не дожали, а здесь можно было расширить и углубить. Даже без оглядки на груз завышенных ожиданий, Streets of Rage 4 получилась пусть и достойным наследником, но не суперхитом, коим в своё время была любая часть классической трилогии.

Рангом ниже

Напоследок давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как складывалась судьба серии в «младшем» формате. Streets of Rage вышла на обеих восьмибитных платформах от Sega, причём релиз версии для Game Gear состоялся за год до переиздания на Master System. Увы, узнать в этой каше из пикселей полюбившийся владельцам Mega Drive хит можно с большим трудом. Технические ограничения не пощадили ни один аспект игры, хотя закрадывается подозрение, что ответственные за «порт» тоже схалтурили. Если перенести модели персонажей и локации ещё худо-бедно удалось, то с анимацией беда. Вкупе с изменившейся «физикой» всё это превратило привычный геймплей в шоу дёрганых паралитиков. Streets of Rage и так была не самой простой штукой на свете, а тут ещё приходится сражаться с управлением и частенько проигрывать ему. В качестве «бонуса» авторы вырезали три уровня, Адама Хантера и альтернативную концовку.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Владельцам Master System повезло чуть больше. Причудливая «физика» никуда не делась, однако привыкнуть к ней несравненно проще из-за улучшенной анимации. Кроме того, этот вариант содержит все уровни из оригинала вместе с афроамериканцем в придачу. Поплатиться пришлось мультиплеером, который всегда был важной составляющей серии. И это притом, что режим для двух игроков присутствовал даже в жутко обрезанной версии для Game Gear – требовалось соединить две консоли линк-кабелем. Вышла Streets of Rage на Master System только в Европе, поскольку в США консоль к 1993-му была официально списана.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Параллельно Sega отстрелялась восьмибитными адаптациями сиквела. К сожалению, практически всё, что отличало оригинальную вторую часть от предшественницы, оказалось выброшено за борт. Арсенал доступных атак сократили, Макса отправили на каникулы, а графика никак не улучшилась, хотя этого стоило ожидать. Уменьшилось количество этапов, зато среди них можно обнаружить даже несколько эксклюзивных локаций, отсутствовавших в первоисточнике. Мультиплеер вновь осчастливил своим присутствием только портативный вариант. Справедливости ради, не хочется спустя почти тридцать лет тотально обесценивать эти версии. Для своего формата они смотрелись не так уж плохо, особенно если вспомнить, что цветного «Гейм Боя» тогда ещё вовсе не существовало и мобильные «порты» хитов от Nintendo предложить нечто принципиально лучшее не могли.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Для любителей настоящих извращений существует адаптация Streets of Rage от Tiger Electronics, вышедшая в том же 1993-м. Эта контора, ославившаяся на весь мир своим ханд-хэлдом Game.com во второй половине девяностых, до того отметилась огромным количеством портативных одноигровок на манер знаменитых «нинтендовских» Game & Watch, известных на постсоветском пространстве благодаря линейке клонов «Электроника». Tiger, разумеется, делала всё по официальным лицензиям, но от чудовищного качества исполнения это никого не спасало. Небезызвестный The Angry Video Game Nerd даже посвятил этим побрякушкам целый выпуск. Занятно, что впоследствии компания переиздала ряд хитов в более компактном форм-факторе, схожем с мобильниками-раскладушками.

биография streets of rage биография streets of rage биография streets of rage

Отматываем десяток с лишним лет вперёд и смотрим на Bare Knuckle Mobile, выпущенную для Windows Mobile в Японии. Видим довольно приятный римейк первой части на «движке» второй. Увы, сделать всё как надо Sega не удалось и в этот раз – «физика» получше, чем в восьмибитных версиях, но всё равно какая-то невнятная. Чем разработчикам не угодил уровень в трущобах – тоже загадка. Адам Хантер доступен лишь в качестве помощника, который ненадолго появляется на экране и раздаёт тумаков врагам. Больше всего досталось музыке – аранжировки с доминирующими клавишными звучат как концерт с того света. Словами эту загробную какофонию не передать. Тем не менее, штука вполне играбельная, хотя теперь уже не особо актуальная. В завершение стоит упомянуть про «порты» двух первых частей для 3DS, разработанные студией M2. Изменения минимальны – возможность сохранения в любом месте, казуальный режим с ваншотом врагов и боссов, а также поддержка стереоскопической картинки, которая преподносит очень забавные ощущения от привычного спрайтового экшена. Словом, довольно ценное приобретение – жаль, что не выпустили третью часть.

PS. Выражаю большую благодарность своему тёзке с YouTube-канала EmuGamer, чей ролик по Streets of Rage помог при написании материала.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *