биография в ф тендрякова

Тендряков Владимир Федорович

биография в ф тендрякова биография в ф тендрякова биография в ф тендрякова биография в ф тендрякова биография в ф тендрякова биография в ф тендрякова биография в ф тендрякова биография в ф тендрякова

Прозаик, сценарист, драматург. Родился в д. Макаровская Вологодской губернии в семье советских служащих. После окончания средней школы добровольцем ушел на фронт, был комиссован после тяжелого ранения. Учительствовал в школе, был комсомольским работником. В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), в 1946 г. перешел в Литературный институт им. М. Горького, в семинар К. Г. Паустовского. После окончания учебы (1951) работал в Вологде и Грязовце корреспондентом журнала «Огонек». Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о колхозной деревне 1950-х гг.: «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954). В дальнейшем писатель до конца жизни жил и работал в Москве, был членом правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии атеистического журнала «Наука и религия». С Вологодской писательской организацией связь не поддерживал, в родной деревне был лишь однажды. Имя Тендрякова присвоено Вологодской юношеской библиотеке.

В. Ф. Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем-«деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности. В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический». «Деревенский» цикл не был оценен в полной мере – как при жизни автора, так и после его смерти (исключение – произведения, посвященные теме коллективизации). Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешенных, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что ее конкретно радует, волнует, тревожит»). «Школьный» цикл принес В. Тендрякову заслуженную славу.

Тендряков – автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Мое поколение их не решило»).

Так, в повести «Ухабы» (1956) показано, к каким трагическим последствиям приводит формальное, бессердечное руководство людьми. В повестях «Чудотворная» (1958), «Чрезвычайное» (1961), «Апостольская командировка» (1969), «Затмение» (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории. В рассказе «Донна Анна» (1971, опубликован в 1988) и в повести «Три мешка сорной пшеницы» (1972) главным является столкновение романтического идеала с реальной действительностью.

В «Весенних перевертышах» (1973) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?». Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. Авторское знание психологии подростка было подлинным и глубоким, сами дети спрашивали учителей: «Откуда Тендряков все это знает? Как сумел проникнуть в наше тайное тайных?» (Из Письма учительницы Горюхиной из Новосибирска.)

В центре повестей «Ночь после выпуску» (1974) и «Расплата» (197 представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главной изъяна советской школы – отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании. Так, учитель литературы Аркадий Памятнов («Расплата») признает, что его воспитательные принципы («Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами») терпят крах. Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.

Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова – сложные психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово. Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.

«Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут», — писал К. Икрамов.

Источник

Владимир Тендряков: Писатель, идущий своим путём

биография в ф тендрякова

Проза Владимира Тендрякова – суровая и нервная, вышедшая из под пера неумолимого критика морали советского общества, искателя нравственной истины, неутомимого исследователя человеческой природы. Тендряков начинал в русле социалистического реализма, однако очень быстро эти рамки стали ему тесны. Нельзя его причислить и к так называемым «деревенщикам», хотя он и писал много о проблемах села, откуда был родом.

биография в ф тендрякова

Владимир Тендряков родился в 1923 году в деревне Макаровская Вологодской области, а позже обосновался с семьей в поселке Подосиновец в Кировской области. Там он и закончил школу. Интересно, что в аттестате по литературе у него стояла тройка. Вообще-то мальчик собирался стать художником: «Володя уходил на берег чистой лесной Пушмы и рисовал пейзажи дешевыми акварельными красками. Часами мог мечтательно смотреть вдаль, о чем-то думать или вырисовывать на бумаге могучие корни вывороченного половодьем пня» (по воспоминаниям Анатолия Ушакова). К писательству его подтолкнул молодой преподаватель русского и литературы Аркадий Александрович Филев, который хоть и поставил тройку, но талант разглядел.

биография в ф тендрякова

21 июня 1941 года Владимир Тендряков вместе с остальными одноклассниками отпраздновал окончание школы. А в 4 часа утра 22 июня первые немецкие бомбы обрушились на Советский Союз… Тендряков и его одноклассники ушли на фронт. Из тех мальчишек 1923-1924 года рождения выжило, по разным оценкам, лишь 3-5%. К этому же поколению принадлежат и другие известные писатели и поэты: Ю. В. Бондарев, Б. Ш. Окуджава, В. П. Астафьев, Ю. В. Друнина, Б. Л. Васильев, В. А. Солоухин, В. В. Быков, А. Г. Алексин, Л. Г. Зорин и Н. К. Старшинов.

биография в ф тендрякова

биография в ф тендрякова

Война никогда не становилась главной темой книг Тендрякова. Он и свои фронтовые воспоминания записал только после долгих уговоров друзей. Почему? Как отвечал сам писатель, на войне человек находится совершенно в других условиях и решает другие психологические задачи, чем в мирной жизни. Для него как писателя интерес представлял именно человек в «обыденных и длительно существующих обстоятельствах».

После тяжелого ранения в руку под Харьковом в 1943 году Тендряков демобилизовался и вернулся в любимый Подосиновец преподавать военное дело. И написал свою первую повесть, которая, по мнению Николая Атарова, была очень далека от совершенства – «Никакой школы. Полное отсутствие технических навыков. Ужасный язык». Но в тоже время: «редкая наблюдательность, неподдельная искренность, живая душа».

Владимир Тендряков в действительности не был готовым писателем – он шел к своему мастерству долгие годы, через упорный труд, был очень требователен к себе, нередко переписывал тексты по многу раз. В этом смысле он был человеком полностью сделавшим себя самостоятельно.

биография в ф тендрякова

Как же проходило литературное созревание Тендрякова? Литинститут, семинар Константина Паустовского, где на своем курсе Тендряков стал одним из лучших – он и писал больше всех, и публиковаться начал раньше остальных. Затем работа внештатным корреспондентом журнала «Огонек». И, наконец, публикации в журнале «Новый мир» и сборнике «Литературная Москва».

В конце 50-х – начале 60-х написаны по-настоящему большие произведения Тендрякова. Среди них – «Тройка, семерка, туз» (1960) и «Свидание с Нефертити» (1964). В последнем произведении Тендряков ставит вопрос о значении в жизни искусства и предназначении художника. Судьба главного героя – молодого художника Федора Матёрина – отчасти повторяет судьбу самого писателя. Выпускной вечер в канун войны, Сталинград, ранение под Харьковом и т.д. В романе Тендряков столкнул лбами героев, выражающих различные взгляды на искусство и положение художника в обществе. Как передать свои настоящие ощущения людям через картину? Совместим ли талант с моральной нечистоплотностью? Об этом «Свидание с Нефертити».

биография в ф тендрякова

С 60-х же годов у Владимира Тендрякова начинаются проблемы с советской цензурой. В его произведениях видят «очернение советской действительности» и частенько подвергают конъектурной критике. Как считает Дмитрий Быков, с этого момента писатель «перестал совпадать с эпохой». В 1966 году вместе с другими 25 деятелями науки, литературы и искусства Тендряков подписал открытое письмо против реабилитации Иосифа Сталина. Он был одним из тех, кто выступил с письмом в защиту Александра Твардовского. И в том же году вместе с ним добился вызволения учёного Жореса Медведева из психиатрической больницы, куда тот был насильственно помещен.

Из-за проблем с цензурой многие произведения Тендряков с 60-х годов пишет «в стол» и публикуются они уже только во времена перестройки. Именно тогда были напечатанные самые сокровенные произведения писателя. Среди них – пронзительный рассказ «Хлеб для собаки». Десятилетний мальчик становится свидетелем мучительной смерти раскулаченных крестьян, следующих через его маленький поселок к месту ссылки в Сибирь. Не доезжают, понятное дело, – погибают от голода в местном березовом сквере, который все взрослое население обходит стороной. Страшное впечатление от рассказа не вытравить ничем, но это и не нужно. Эти страницы истории следует помнить.

биография в ф тендрякова

Как писал Камил Икрамов: «Читать Тендрякова трудно, потому что не дает он своим героям права на удаление от нравственной нормы, не объясняет, где и почем купить индульгенцию».

Другой рассказ, опубликованный лишь в 1988 году, после смерти писателя – «Охота». В рассказе – эхо воспоминаний Тендрякова об аресте однокурсника, поэта Наума Коржавина в декабре 1947 года. Ночью в студенческое общежитие пришли люди с Лубянки и обратились к нему: «Собирайся!». Тендряков был одним из тех, кто провожал Коржавина, однако, когда тот шагнул к нему попрощаться – отшатнулся. В те годы Тендряков, вчерашний солдат, еще искренне верил, что если пришли арестовывать товарища, то значит, есть за что. Коржавин был «повинен» в стихотворении о бегстве московского населения 16 октября 1941 при приближении немецких войск. Расставанию со слепой верой в авторитеты посвящено еще и позднее мемуарное эссе Тендрякова «На блаженном острове коммунизма» (1987).

биография в ф тендрякова

Неудивительно, что в своих нравственных поисках Владимир Фёдорович как писатель не мог пройти мимо темы христианства, веры и безверия. Этому посвящены его повести «Чудотворная», «Чрезвычайное», «Апостольская командировка», «Затмение». А также последний роман, «Покушение на миражи», первоначально названный «Евангелие от компьютера». Главный герой книги, физик-теоретик Гребин, берется за смелый эксперимент – при помощи ЭВМ он моделирует человеческую историю с самого начала, изъяв из нее фигуру Иисуса Христа. В конечном итоге он с удивлением обнаруживает, что Мессия возникает вновь – так он нужен людям.

Произведения Тендрякова хорошо подходили для сцены – спектакли в театрах «Современник», в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова шли с большим успехом. Экранизировать его повести и романы начали еще в 50-х годах. Самые известные фильмы – «Житейское дело» (1976), «Весенние перевертыши» (1974), «Суд» (1963) и «49 дней» (1962).

Владимир Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта – вернулся после традиционной утренней пробежки, встал под холодный душ и упал. Отдыхать и расслабляться Тендряков не умел никогда.

биография в ф тендрякова

биография в ф тендрякова

В заключение – несколько цитат о Владимире Тендрякове и его творчестве.

А. И. Павловский: «Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности».

Юрий Нагибин: «Он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Вениамин Смехов: «. И профессиональная замкнутость кабинетного одиночки. И хмурая отчужденность, антипатия к публичности, к эстрадной показухе. И горы читаемой литературы. И неумение «вырасти» в общественного деятеля – покровителя себе подобных. И горячее любопытство к событиям планеты. И поиски ответов на сегодняшние проклятые вопросы – во вчерашней истории».

Н. Г. Асмолова-Тендрякова: «Говорили, что он играет не по правилам. Я убеждена, что он этих правил просто не знал. Он жил, как он жил».

биография в ф тендрякова

Издательский дом «СОЮЗ» выпустил в свет аудиособрание сочинений Владимира Тендрякова, в которое вошли лучшие произведения писателя. Они представлены в исполнении известных актеров театра и кино Вениамина Смехова (лично знавшего писателя и оставившего о нем очерк воспоминаний), Александра Клюквина, Максима Суханова и Сергея Гармаша. Все актеры являются давними поклонниками творчества писателя – каждый из них самостоятельно выбрал любимые произведения к записи для этого издания. Надеемся, что оно порадует даже самых взыскательных слушателей и станет еще одним шагом на пути переоценки современным читателем советской литературы – этого грандиозного культурного пласта, интересного, многогранного и незаслуженно подзабытого в наши дни.

биография в ф тендрякова

При подготовке статьи использовались следующие источники:

Источник

Биография Владимира Тендрякова

биография в ф тендрякова

Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье мелкого сельского служащего.

После окончания средней школы ушел на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола. Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании художественных произведений.

Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешел в Литературный институт им. М. Горького (занимался в семинаре К.Г. Паустовского), окончил его в 1951.

Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альманахе «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал Тендряков и для журнала «Смена». Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет. Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились».

Первые произведения Тендряков вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952. № 1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952. № 5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. № 34), «В одной семье» (Смена. 1952. № 21) и многие другие. Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия. 1947. № 1).

Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу. В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них прежде всего — человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и только при этом свете. В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики, — «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением. Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др. своих произведениях.

Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.), повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954. № 6; фильм «Чужая родня», 1956). Роман «Тугой узел» (1956), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нем нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания. Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958, одноименный фильм — 1960) и «Апостольская командировка» (1969), но они оказались схематичными и поверхностными.

Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959). В нем несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.

От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке, — утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974), — живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые. Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973). Учительство, проповедничество — характерная черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973). В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т. Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты. Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).

Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.

Владимир Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Тендряков Владимир Федорович

биография в ф тендрякова

Писатель

биография в ф тендрякова

«Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут». Камил Икрамов

биография в ф тендрякова

Владимир Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области.

Именно эти детские впечатления стали основой автобиографического рассказа «Хлеб для собаки», в котором писатель непредвзято изобразил жизнь небольшого поселка, и в котором прошли первые годы его жизни. Герой его рассказа, десятилетний мальчик, каждый день видел раскулаченных крестьян, сосланных с лишением гражданских прав и конфискацией имущества, не добравшихся до места ссылки и брошенных умирать в привокзальном березовом скверике на глазах у жителей поселка. Взрослые обходили это место стороной. О своих сверстниках автор писал: «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах. Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу, и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться». Первым потрясением в жизни Тендрякова была картина, когда одетая в опрятное, хоть и поношенное, пальто женщина, разбила банку с молоком и, опустившись на колени, черпала его деревянной ложкой из грязной копытной ямки на дороге. Воспоминания об этом времени позднее также легли в основу романа «Свидание с Нефертити» и рассказов «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня».

В 1938 году семья Тендряковых переехала в Кировскую область, в поселок Подосиновец. Соседка Л. И. Залесова, жившая в одном доме с ними вспоминала: «Семья Тендряковых приехала в Подосиновец в 1938 году из Вологодской области. Отец работал прокурором района до начала войны, затем был мобилизован в армию и обратно не вернулся. Мать Татьяна Петровна, была домохозяйкой, была очень трудолюбива. На грядках, что были даны им около квартиры, она первой в Подосиновце начала выращивать помидоры, кабачки, тыквы и даже небольшие арбузы. Трудолюбивыми были воспитаны и сыновья».

Уже став известным писателем, Тендряков не терял связи с местами, где прошло его детство, бывал там часто, а в письме в кировскую областную библиотеку писал: «Подосиновцу я обязан своим формированием. Именно через Подосиновец я, насколько мог, познакомился с жизнью деревни. Подосиновец с его реками Юг и Пушма, с его живописными холмами (или как там зовут угорами), с его затерянными среди лесов починками заставил меня полюбить природу, ценить ее и в меру своих сил отображать в своей работе. Словом, Подосиновец если официально и не может считаться моей родиной, то уж во всяком случае, является родиной, как человека, как-то научившегося мыслить и воспринимать, если хотите, как писателя».

Его школьным учителем русского языка и литературы был человек, ставший впоследствии известным кировским писателем, Аркадий Александрович Филев. На экзамене за сочинение он поставил Владимиру Тендрякову тройку, потому что текст содержал одиннадцать ошибок. Это была единственная тройка в его аттестате. Годы спустя, поздравляя своего друга и учителя с пятидесятилетним юбилеем, Владимир Тендряков с благодарностью написал: «Я помню день, когда в нашем классе появился стриженый ежиком молодой учитель литературы. Помню, как со снобизмом самоуверенного школяра и чтобы прощупать «слабину», пробовал надерзить, и при этом учитель осадил меня. Помню окончание экзаменов, разговор в подосиновской роще, о будущем. Помню твои слова о высокой профессии писателя. А тогда я мечтал о другом, я хотел стать художником. Это было, кажется, за два дня до начала войны…».

Друг и одноклассник Владимира Тендрякова Анатолий Ушаков вспоминал: «Владимир Тендряков был каким-то особенным учеником. По литературе в аттестате, как ни странно, стояла «тройка» … Все педагоги прочили ему будущее художника. Володя уходил на берег чистой лесной Пушмы и рисовал пейзажи дешевыми акварельными красками. Часами мог мечтательно смотреть вдаль, о чем-то думать или вырисовывать на бумаге могучие корни вывороченного половодьем пня. Нам, его сверстникам, это занятие казалось пустяковым. Но Володю мы уважали за начитанность и искусство портрета. Когда загремели военные залпы, мы, вчерашние школьники, ушли на передовую…».

биография в ф тендрякова

Лист автобиографии Владимира Тендрякова

После демобилизации Владимир Тендряков работал преподавателем военного дела в родной школе. Позднее он вспоминал о том времени и о своем бывшем учителе Аркадии Александровиче Филеве, который за время совместной работы стал ему другом: «…в общении с ним, вместе с ним, мы делали свои первые шаги в литературе…Там мы организовали свой маленький литературный кружок, который назывался «Голубой абажур». Конечно, мы в этом названии были плагиаторами, назвали свой кружок по типу «Зеленой лампы».

биография в ф тендрякова

биография в ф тендрякова

Автопортрет

Леонид Жуховицкий, выступая на вечере памяти Тендрякова в ЦДЛ, говорил: «Он буквально сразу стал знаменит. Причем знаменит до такой степени, что когда тогдашние большие честные писатели собрали … редколлегию, чтобы выпустить первый бесцензурный сборник в литературе, это был сборник «Литературная Москва», из писателей молодых взяли в редколлегию именно Тендрякова».

По-настоящему Владимир Тендряков впервые заявил о себе как большой писатель в повестях «Чудотворная» в 1958 году и «Тройка, семёрка, туз» в 1960 году. Но в газете «Правда» появилась разгромная статья, в которой Тендрякова упрекали в том, что он «несправедливо обвинил советского человека». Открыто выступить в защиту писателя осмелился только Николай Чуковский, заявивший: «Для меня ясно, что Тендряков очень большой писатель, идущий своим путём». Роман «Свидание с Нефертити» впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1964 году. Эта книга стала для писателя переломным событием. Жизнь ее героя Фёдора Материна во многом была похожа на биографию самого Владимира Тендрякова: окончание школы перед самой войной, тяжелое ранение под Харьковом, деревня в послевоенные годы, учеба в институте. Роман получился полемичным. Тендряков столкнул своих героев в серьезном конфликте. В 1960-е годы и позднее почти все произведения Тендрякова вызывали гнев цензуры. В 1966 году Главлит запретил печатать повесть «Находка» в журнале «Новый мир», поскольку эта повесть «очерняла советский образ жизни».

В мае 1965 года Владимир Тендряков был командирован газетой «Правда» в Иркутск. Целью было знакомство с проблемами Байкала и Баргузинского заповедника. Строительство байкальского целлюлозного комбината в то время подходило к концу и между учеными и проектировщиками велись яростные споры о влиянии промышленных стоков на озеро. Приезд Тендрякова стал событием в литературной жизни Иркутска. К нему потянулись иркутские литераторы с рукописями и книгами. Маршрут поездки проходил через Улан-Удэ вдоль восточного побережья Байкала с многочисленными остановками и интересными встречами. В Улан-Удэ жил друг Тендрякова по Литературному институту бурятский поэт Цыден-Жап Жимбиев. Его произведения Тендряков переводил на русский язык. Бурятский Союз писателей запланировал насыщенную программу. Предполагалось, что Владимир Тендряков посетит передовые колхозы и промышленные предприятия, встретится с ударниками труда и интеллигенцией, запланированы были визит к староверам с целью антирелигиозной пропаганды и авторский вечер в театре. Поездка должна была проходить в сопровождении инструктора обкома партии, корреспондента местной газеты и представителя Союза писателей. Из предложенной программы Тендряков оставил только посещение буддистского монастыря рядом с Улан-Удэ и поездку на Байкал, категорически отказавшись от парадных поездок, от встреч в обкоме и от сопровождения. Природа берегов Байкала настолько потрясла его воображение, что он говорил: «Вот это я бы нарисовал! Бросил живопись не потому, что рука покалечена, с рукой справился бы, тут другое. Страдаю от нетерпения. Чувствую, вижу глубже, чем могу передать на холсте. Но желание рисовать есть, все еще живет во мне. Хотя понимаю, что тут Бог мне недодал. ».

биография в ф тендрякова

Рисунок Тендрякова

биография в ф тендрякова

Рисунки Тендрякова. Пушкин. «Буря мглою небо кроет». 1975

биография в ф тендрякова

Рисунки Тендрякова. Чехов. «Детвора»

Владимир Тендряков всегда и во всем оставался верен себе. Наталья Григорьевна Асмолова-Тендрякова рассказывала: «Говорили, что он играет не по правилам. Я убеждена, что он этих правил просто не знал. Он жил, как он жил». Тендряков никогда не изменял своим принципам в литературе. Многие его произведения публиковались, но было и то, что он писал в «в стол». Литературовед и педагог Татьяна Успенская-Ошанина рассказывала в интервью о том, как Владимире Федорович показывал ей свои рукописи, лежащие стопкой, и говорил: «Вот это все не напечатано, и мне безразлично, будет это напечатано или не будет… Почти безразлично, но я ни одной строчки здесь не буду менять, а будет так, как я написал!».

3 августа 1984 года Владимир Федорович Тендряков после традиционной для него утренней пробежки по лесу, вернулся на дачу, встал под холодный душ и упал. Он скончался от инсульта. После его смерти вдова писателя Наталья Григорьевна опубликовала около двухсот печатных листов художественных произведений Тендрякова, написанных им «в стол»: «Параня», «Донна Анна», «Покушение на миражи», «Чистые воды Китежа» «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «На блаженном острове коммунизма», «Охота», «Люди или нелюди». И еще примерно столько же ждут своего часа.

Юрий Нагибин писал: «Известие о внезапной смерти здоровяка Тендрякова меня ошеломило. Значит, это может произойти в любой момент, без предупреждения, без крошечной отсрочки на прощание, слёзы, на какие-то итоговые признания. Тендряков прожил чистую литературную жизнь… Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нём и хорошее, даже трогательное. Тем не менее, он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Владимир Тендряков был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

биография в ф тендрякова

биография в ф тендрякова

5 декабря 1923 года – 3 августа 1984 года

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *