биография василия ивановича баженова

Биография Василия Баженова

биография василия ивановича баженова

Русский архитектор Василий Иванович Баженов родился 12 марта (1 марта по старому стилю) 1737 года (по другим данным, 1738 года) в селе Дольское, близ Малоярославца (по другим данным ‒ в Москве).

Детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком в одной из придворных церквей.

В начале 1750-х годов учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, состоял в его «архитектурной команде», где познакомился с будущим известным архитектором Матвеем Казаковым.

В 1755 году Баженов поступил в Московский университет, в 1756 году перевелся в гимназию при Санкт-Петербургской Академии наук, был учеником Саввы Чевакинского, одновременно участвовал в его архитектурных работах.

В 1758-1760 годах учился в Санкт-Петербургской академии художеств у архитекторов Александра Кокоринова и Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота. По окончании курса получил пенсион (содержание) для продолжения обучения за границей.

В 1760-1762 годах обучался в Парижской Академии художеств у известного архитектора Шарля де Вайи.

Выполненный Баженовым в Париже проект Дома инвалидов был одобрен Королевской академией архитектуры. Петербургская Академия художеств, куда были отосланы чертежи, в 1762 году присвоила ему звание адъюнкта, помощника профессора.

Осенью 1762 года Баженов был переведен в Рим, где изучал памятники классической древности и эпохи Возрождения, осваивал строительную практику итальянских мастеров. Он был избран членом Академии Святого Луки, от которой получил диплом и привилегию «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде»; принят в члены Академии рисунка во Флоренции и Климентинской в Болонье.

Не получая средств из Петербурга и сильно нуждаясь в деньгах, был вынужден в 1764 году вернуться в Париж и в течение более полугода распродавать личные вещи.

По возвращении в Петербург в 1765 году Баженов сдал экзамен и получил звание академика архитектуры, но профессором не стал, получив назначение на должность архитектора артиллерийского ведомства в чине капитана.

В этой должности архитектор построил в Петербурге здание арсенала на Литейной улице (ныне здание судебных учреждений).

Во время командировки в Москву Баженов был удостоен аудиенции императрицы Екатерины II, после чего ему поручили проект перестройки Московского Кремля и строительство дворца на его территории. Разработанный архитектором проект предусматривал реконструкцию всего кремлевского ансамбля и Красной площади. Главное здание дворца должно было огибать кремлевский холм со стороны Москвы-реки, для чего была разобрана часть кремлевской стены с башнями. Центром композиции должна была стать овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы. Мощный цоколь дворца и высокая колоннада должны были скрыть древние постройки Соборной площади. В 1773 году состоялась закладка дворца, а в 1775 году проект был остановлен. От грандиозного замысла сохранились чертежи и деревянная модель, которая представлена в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве.

Разрушенные стены Кремля были восстановлены, работы по реконструкции ансамбля переданы Матвею Казакову.

После оформленных Баженовым празднеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией на Ходынском поле в Москве (1774-1775; известны по рисункам Казакова) Екатерина II поручила зодчему создание новой подмосковной резиденции в Царицыне. В дворцово-парковый ансамбль, который строился в 1775-1785 годах, были органично включены холмистый ландшафт, пруды и здания, свободно расположенные на разных уровнях. Однако и этот ансамбль не был завершен — он не понравился императрице, которая велела сломать дворцы и основные сооружения.

Из 17 построек дворцового комплекса сохранились три небольших павильона, позднее названные Первым, Вторым и Третьим Кавалерскими корпусами.

Вероятной причиной гнева Екатерины II была близость Баженова к наследнику престола, будущему императору Павлу I, и к московским масонам. С масонством Баженов познакомился еще во время пребывания в Европе, в Москве сблизился с кругом Николая Новикова и стал членом ложи. Императрице стало известно о передаче наследнику масонских книг от Новикова через Баженова. Зодчий был отстранен от строительства и уволен с государственной службы.

Частично свои градостроительные идеи Баженову удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784-1786).

Среди других московских построек Баженова — дом Долгова на 1-й Мещанской улице (ныне — проспект Мира, 1770); колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на улице Большая Ордынка и дом Юшкова на Мясницкой улице (1780-е годы).

В 1782-1789 годах Баженов построил усадебную церковь в селе Быково под Москвой.

С 1792 года Баженов жил в Петербурге, участвовал в постройках Гатчины и Павловска, проектировал Михайловский замок (1792-1796).

В 1796 году, после вступления на престол Павла I, Баженов стал действительным статским советником, а в 1799 году — вице-президентом Академии художеств.

Из-за болезни Баженов не смог возглавить строительство Михайловского замка, который в 1797-1800 годах был возведен Виктором Бренной, сохранившем замысел Баженова, но внесшим в проект свои изменения, и Егором Соколовым.

Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. В московский период он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали архитекторы Матвей Казаков, Карл Бланк, Иван Еготов, Елизвой Назаров.

Под редакцией Баженова был издан русский перевод Витрувия.

13 августа (2 августа по старому стилю) 1799 года Василий Баженов скончался в Петербурге. Похоронен в своём имении в селе Старое Глазово Каширского уезда Тульской губернии (ныне Веневский район Тульской области).

Василий Баженов с 1768 года был женат на Аграфене Долговой. В семье архитектора родились четыре сына: Константин, ставший генерал-майором; Владимир — генерал-майор, архитектор, помощник отца во всех работах последних лет; Всеволод — полковник, командир Пионерской команды Адмиралтейской коллегии; Воин (1779-1784). У зодчего также были три дочери: Ольга (в замужестве Гетте), Вера и Надежда (в замужестве Маркова).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Биография Василия Баженова кратко

Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

С детства было стремление к архитектуре. Поэтому первые азы освоил в архитектурной команде Ухтомского. После поступает учиться в гимназию при Московском университете.

А уже в 1758 году успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Академию художеств в Петербурге. Завершив с отличием обучение был направлен в Италию, для дальнейшего обучения.
В 1765 году получил звание академика. А в 1767 году приступает к созданию Кремлевского дворца в Москве.

Строительство осуществлялось до 1775 года, но так и не завершилось. Екатерина 2 запретила дальнейшее строительство. Данный проект требовал многих затрат, на которые правительство было не согласно. В эти годы шла война русских с турецкими войсками.

Василия Баженова не остановило полученное разочарование и он продолжил дальше осуществлять свои замыслы.
По его чертежам был построен не один дом. Также архитектор разрабатывал грандиозный проект Михайловского замка в Петербурге, он был сооружен в 1797 по 1800 год.

Помимо архитектурной карьеры достиг и художественную, мог работать преподавателем и преподавать архитектуру теоретически.

В 1799 году принял должность вице-президента в Академии художеств. Но к большому сожалению не успевает осуществить всех своих замыслов и умирает в Петербурге 13 августа 1799года.

Исторические факты о личной жизни Василия Ивановича Баженова остаются не известными.

Василий Баженов прожил достаточно насыщенную и интересную жизнь. Успел добиться многих целей в своей жизни и доказать всем насколько он талантливая личность. Ведь не каждый человек сможет не опустить руки после потерпевших неудач, а у выдающегося архитектора получилось. Он, несмотря на многие разочарования в работе, не останавливался, не падал духом и продолжал свою творческую деятельность. Поэтому им можно гордиться, а его ставить в пример подражания.

Биография 2

Он познакомился с императрицей Елизаветой и прошел обучение в мастерской архитектора Саввы Чевакинского. Здесь Баженов изучал французский язык и математику и усердно копировал рисунки антикварных колонн и напольных покрытий (в то время Азбука архитектурного образования). Летом он работал на строительных объектах в Санкт-Петербурге, которые контролировались его энергичным и трудолюбивым наставником, в том числе Свято-Николаевским морским собором

Баженов работал на графа Григория Орлова, миньона Екатерины II и командующего артиллерией и укреплениями, а также на Павла Петровича, преемника юного престола (будущего императора Павла I), поддержку которого он пользовался до конца своей жизни. Наконец Орлов представил Баженова на суд императрицы, необычный для архитектора с званием артиллерийского капитана.

В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург, чтобы заполнить относительно скромную должность главного архитектора в Адмиралтействе. В 1796 году Екатерина II умерла, и Павел, старый покровитель Баженова, стал императором. Вступив на трон, Павел I поручил Баженову спроектировать Михайловский дворец с его золотым запахом и отдельными павильонами.

Накануне 19-го века Баженов был полон великих планов, но, как оказалось, у него не было времени их реализовать. Архитектору суждено было умереть в возрасте 62 лет. Летом 1799 года он был поражен параличом и умер 2 августа.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Пожалуй, при слове изобретатель или каком-то подобном довольно часто в уме появляется имя Архимеда. Этот древний мыслитель действительно был выдающимся изобретателем и оставил существенное количество открытий

Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств

Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.

Александр Порфирьевич Бородин, человек неординарный, сделавший много для русской культуры и науки, родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге.

Источник

БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Русский архитектор, вице-президент Императорской Академии художеств. Один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Автор проектов «Форума Империи», ансамбля усадьбы Царицыно и дома Пашкова в Москве, а также ряда других зданий. Из-за недостатка данных в ряде случаев авторство Баженова является предметом дискуссии среди историков.

Биография

Во французской столице Баженов поступил в ученики к архитектору Шарлю де Вайи. Здесь, среди прочего, он занялся построением макетов, изготовив также и копию Лувра. После получения диплома Парижской академии, Баженов был произведен Академией художеств в адъюнкты и отправлен в Рим для продолжения обучения. Посетив, помимо Рима, также Тоскану, Флоренцию, Парму, Венецию и ряд других городов, он в 1765 году вернулся в Петербург. По возвращению в Россию Баженов разработал для Академии художеств проект «увеселительного заведения». Данный проект должен был подтвердить притязания архитектора на должность профессора, однако по неизвестной причине этого не случилось. В дальнейшем между Баженовым и академией разгорелся финансовый конфликт, в результате которого с архитектора было взыскано 248 рублей.

В это время Баженов по невыясненным до конца причинам перешел на службу в Артиллерийское ведомство в чине капитана. В 1767 году по приказанию Григория Орлова был командирован в Москву, где проживал большую часть времени вплоть до начала 1790-х годов. К этому периоду относятся одни из самых известных работ архитектора.

В 1770 году в Москве началось приготовление к строительству «Форума Великой империи». Грандиозный проект Баженова предусматривал снос части кремлевских стен и строительства грандиозного дворца на берегу Москва-реки. Стоимость проекта оценивалась в 30 миллионов рублей. Прошла торжественная закладка здания, была разобрана часть кремлевской стены, однако в ходе работ под угрозой оказались средневековые памятники Кремля – в некоторых старых церквях появились трещины. В итоге строительство «форума» было сначала отложено, а в 1775 году отменено Екатериной II. Разобранный участок стены позднее был восстановлен архитектором Матвеем Казаковым.

В 1776-1785 годах Баженов занимался строительство комплекса здания в усадьбе Царицыно. Баженовский проект предусматривал уникальное для своего времени сочетание традиций нарышкинского барокко и западноевропейской готики. Из-за проблем с финансированием строительство затянулось почти на десять лет, но в 1785 году, когда ансамбль был почти завершен, императрица, посетившая усадьбу, потребовала немедленной перестройки комплекса. Очевидцы отмечают, что архитектура показалась ей слишком мрачной и неуютной, но, по некоторым версиям, причиной недовольства работой Баженов стало увлечение архитектора масонством и контакты с великим князем Павлом Петровичем. В дальнейшем перестройка усадебного ансамбля осуществлялась Матвеем Казаковым.

Баженов, вложивший в строительство усадьбы немало собственных средств, в том числе заемных, оказался в тяжелой финансовой ситуации, которая усугублялась опалой со стороны императрицы. В это время он взялся за исполнение частных заказов. Баженову приписывают авторство многих сооруженных в это время зданий, среди которых Дом Пашкова, Дом Юшкова, Владимирская церковь в Быково, Усадьба Тутолмина и др. При этом документальных подтверждений причастности Баженова к их строительству не сохранилось и атрибуция происходит большей частью на основании сходства архитектуры зданий со стилем зодчего.

В 1792 году по повелению великого князя Павла Баженов вернулся в Петербург. Здесь он среди прочего занимается разработкой одного из проектов Михайловского замка. По некоторым данным Баженову принадлежат также проекты ряда небольших строений в Гатчине и первоначальный проект Казанского собора, однако документальных подтверждений этому не имеется. После вступления Павла I на престол он был приближен к императору, награжден орденом св. Анны 2-й и 1-й степени и 1000 душ крестьян. В 1799 году император также назначил Баженова вице-президентом Академии художеств. По поручению Павла архитектор приступил к подготовке издания сборника проектов и чертежей всех выдающихся зданий империи, однако завершить работу не смог, так как 12 августа 1799 года скончался от паралича.

Первоначально архитектор был похоронен в Петербурге, однако в 1800 году его останки были перезахоронены в семейном имении Баженовых в деревне Глазово Тульской губернии.

Творчество

В изучении творчества архитектора существует ряд проблем, связанных с нехваткой источниковедческой базы. Документально подтверждена причастность Баженова к сооружению зданий лишь в нескольких случаях: Форум Великой Империи, ансамбль парка Царицыно, временные увеселительные павильоны на Ходынском поле, один из проектов Михайловского замка. Также несмотря на отсутствие документальных свидетельств большинство исследователей относят к работам Баженова Дом Пашкова на основании устных свидетельств и стилистического сходства с работами архитектора, в частности «Форумом». Кроме этого в разное время выдвигались версии о причастности Баженова к строительству ряда зданий, однако документально подтвердить их на данный момент невозможно. Среди них:

Владимирская церковь в Быково

Церковь иконы Всех скорбящих радость на Большой Ордынке

Усадьба Красное (Рязанской губ.)

Старый Арсенал на Литейной улице

Ряд строений в Гатчине и Павловске

Усадьба Румянцева на Маросейке

Проект Казанского Собора в Петербурге

Память

В честь Баженова названы улицы в Казани, Пензе, Липецке, Калуге, Калининграде и Жуковском. В 2007 году памятник Василию Баженову и Матвею Казакову был открыт на территории усадьбы Царицыно.

Источник

БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Родился 12 марта 1737 или 1738 в селе Дольское, Малоярославецкого уезда, Калужской губернии. Детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком в одной из придворных церквей. С 1751 г. состоял в «архитектурной команде» Д.В. Ухтомского, там же познакомился с М.Ф. Казаковым. В 1755 г. поступил в Московский университет, в 1756 г. перевелся в гимназию при Санкт-Петербургской Академии Наук, был учеником С.И. Чевакинского, одновременно участвовал в его архитектурных работах. В 1758–1760 гг. в числе первых слушателей Санкт-Петербургской императорской Академии Художеств учился у А.Ф. Кокоринова и Ж.Б.М. Валлен-Деламота. В 1760–1762 гг. как пенсионер академии обучался в Парижской Академии Художеств у Ш. де Вайи (получил диплом архитектора), в 1762–1764 гг. совершенствовал свои знания в Италии. Являлся профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии Художеств во Флоренции и Болонье; с 1765 г. чл. Санкт-Петербургской Академии Художеств, в 1799 гг. ее вице-президент. В 1767–1792 гг. работал в Москве, в 1792–1799 гг. – в Санкт-Петербурге. Баженову принадлежат попытки организации художественной школы и общественной картинной галереи в Москве, замысел реформы Академии Художеств, которая должна была стать центром русской теоретической мысли в области архитектуры, участие в публикации полного перевода 10 книг римского архитектора Витрувия (изд. в 1790–1797), подготовка проекта издания свода «Российской архитектуры».

Архитектурные проекты Баженова отличались грандиозным размахом, решение градостроительных задач сопровождалось поисками нового национального стиля. Так, решенный в духе классицизма Большой Кремлевский дворец, по замыслу Баженова, должен был стать национальным центром страны, своеобразным символом единения народа и самодержавия. Внутреннее пространство Кремля строилось на сочетании системы площадей и перспектив, главная овальная площадь ансамбля предназначалась для народных собраний, от нее вели 3 дороги – в столицу русских древностей Киев, в столицу Петра Великого Санкт-Петербург, и в столицу русской веры Сергиев Посад. Торжественная закладка здания состоялась в 1773 г., однако после Пугачевского бунта строительство дворца было прекращено (1775; деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА), разрушенные стены Кремля восстановлены, работы по реконструкции ансамбля переданы Казакову.

В 1775 г. Василий Иванович Баженов при участии Казакова сооружает временный декоративный комплекс увеселительных строений на Ходынском поле по случаю празднования мира с Турцией. В этом проекте Баженов впервые разработал принцип живописной планировки, позднее развитый в дворцово-парковом комплексе Царицына под Москвой, ставшем наиболее ярким воплощением романтической темы в архитектуре Москвы. Одна из главных художественных задач и идей Баженова в Царицыне – создание универсального синтетического стиля – слилась с масонским замыслом воплотить в архитектурных формах гармонию Вселенной. Декоративное решение царицынского ансамбля навеяно мотивами древнерусского и русского зодчества XVII в. (сочетание красного кирпича и белого камня), западноевропейской готики (стрельчатая арка), турецкими мотивами («тюркери») в сочетании с ордерной системой классической архитектуры. В 1785 г. императрица Екатерина II посетила Царицыно, дворец ей показался мрачным и неудобным. По ее приказу ряд корпусов был срыт, возведение нового дворца поручено Казакову. Псевдоготика также характерна для архитектуры подмосковных церквей Баженова в селах Знаменка (1768–1784), Быково (1789), Троицком-Кайнарджи (кон. XVIII в.) и др.

Среди наиболее известных построек архитектора В.И.Баженова в Москве: дом П. Е. Пашкова (1784–1786, ныне старое здание Российской государственной библиотеки), дом Долгова на 1-й Мещанской ул. (1770), дом И. И. Юшкова на Мясницкой ул. (80-е гг. XVIII в.), колокольня и трапезная (1783–1791) церкви в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» на ул. Большая Ордынка и др.; Михайловский (Инженерный) замок в Санкт-Петербурге (начат в 1792, с 1797–1800 строительством руководил В. Ф. Бренна).

Источник

Василий Иванович Баженов (Vasily Bazhenov) — русский архитектор

12 марта 1738 года, в Москве родился Василий Иванович Баженов (Vasily Bazhenov) — русский архитектор, представитель классицизма. Он создал архитектурное направление русской псевдоготики. В настоящее время достоверно известно только о двух проектах Баженова — Кремлёвском и Царицынском. Также большинство историков архитектуры связывают его имя с домом Пашкова (фотография превью этой публикации JuicyWorld.org).

биография василия ивановича баженова Михайловский замок, Санкт-Петербург (26 февраля (9 марта) 1797 г.) В создании архитектурного проекта дворца участвовали и другие архитекторы

Стоит упомянуть что и дата рождения и место рождения знаменитого архитектора, в разных источниках указывается по разному (в некоторых источниках сообщается что Баженов родился в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии). Также и год рождения указывается иной 12 марта 1737 г.). К сожалению, не изучается наследие Баженова, не лучшим образом обстоят дела и с пониманием какие архитектурные проекты создал архитектор. Приписывание Баженову многих зданий, особенно не в столицах (где Баженов по документам никогда не работал), возможно, но не имеет доказательств. Еще меньше известно и о присвоении имени архитектора к строительству церквей, многие из которых считаются созданными по проекту архитектора только на основании того, что «похоже на его стиль».

биография василия ивановича баженова Дом Юшкова (Российская академия живописи, ваяния и зодчества)

Российский историк, искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин, на эту тему пишет, что: «От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил».

Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены властью (прежде всего в период правления Екатерины), получил значительное распространение в массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения заброшенных зданий их часто связывали с именем Баженова — в этом случае это давало гарантию, что здание не будет подвержено разрушению.

биография василия ивановича баженова Царицыно, Фигурный мост

В результате, Баженову или другому крупному русскому архитектору Матвею Фёдоровичу Казакову приписывались, да и продолжают приписывать почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

биография василия ивановича баженова Храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково (возможно)

Без всякого сомнения Баженов внес значительный вклад в развитие архитектурного дела в России. Он стал Членом Российской академии с 1784 года, а с 1799 г. становится еще и вице-президентом Академии художеств. Также Баженов был действительным статским советником (с 1796 г.).

биография василия ивановича баженова Усадьба Румянцева на Маросейке (1782)

Василий Иванович Баженов Из биографии

Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, назначенного в 1754 главным архитектором Московского университета, который принял его в свою школу. По его рекомендации Баженов в апреле 1755 поступил в гимназию Московского университета, где был зачислен в специальный «художественный класс», предназначенный для будущей Академии художеств.

биография василия ивановича баженова Усадьба Муромцевых Главный Дом, село Пречистое

В числе 9 лучших учеников Баженов в 1756 по инициативе И. И. Шувалова, был переведён в академическую гимназию в Санкт-Петербурге, а после открытия в январе 1758 Академии художеств принят в её студенты. В Академии его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1760 г. Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став, наряду c А. П. Лосенко, первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

биография василия ивановича баженова Усадьба Ермолова в селе Красное (1780-е) (возможно)

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра, учился гравированию. Вслед за Ж.-Ж. Суффло, К.Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиции, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику», но не всегда были осуществимы в реальности.

биография василия ивановича баженова Скорбященская церковь на Большой Ордынке (1783—1791) (достроена Бове)

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

биография василия ивановича баженова Царицыно, 3-й кавалерский корпус

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне. В Московском Кремле на месте крепостных стен, выходящих на Москву-реку, архитектор спроектировал «Форум великой империи» или Большой Кремлёвский дворец на Боровицком холме. Комплекс проектировался как грандиозный общественный центр с театром и овальной площадью для народных собраний, к которой должны были сходиться все улицы Кремля. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов Соборной площади, что неминуемо исказило бы исторический облик Москвы.

биография василия ивановича баженова Графическая реконструкция ансамбля Московского Кремля

Кремлёвские стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но при рытье котлована у подножия Кремлёвского холма на стенах древних соборов появились трещины, и, по воле императрицы, строительство было отложено, а потом оставлено совсем (в 1775 году); снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена М. Ф. Казаковым.

биография василия ивановича баженова Царицыно 1-й кавалерский корпус

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII века и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 году, работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в Москву, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыно (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба. А архитектор от осуществления проекта был отстранён.

биография василия ивановича баженова Царицыно, Хлебный дом

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

биография василия ивановича баженова Царицыно, Оперный дом

До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжён в 1917 г., разобран в конце 1920-х годов); но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле. Баженов же в конце 1766 г. поступил в Артиллерию, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.

биография василия ивановича баженова Шестигранный павильон

Масон, член московской ложи «Девкалиона», которой руководил С. И. Гамалея, был возведён в «теоретический» градус, где также работал под руководством С. И. Гамалеи. Входил в ложу «Латона» во главе с Н. И. Новиковым.
Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера.

биография василия ивановича баженова Крестообразный павильон

В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.
Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец — дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем — в 1790-х годах — к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.

биография василия ивановича баженова Камер-юнфарский павильон

Василий Баженов умер 13 августа 1799 г., и был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область). Говорить и рассказывать о могиле Баженова в Тульской области очень грустно. Печально, что память о великом русском архитекторе живёт, но вспоминают только по случаю юбилеев и т.п…

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *