биография веласкеса самое главное
Диего Веласкес
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660) – испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времен золотого века испанской живописи, придворный живописец монарха Филиппа IV. Считается одним из ключевых представителей испанской живописи и одним из мастеров универсальной живописи.
На своих полотнах Веласкес часто изображал простых людей. Единственное известное сегодня высказывание мастера звучит так: «Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты».
В биографии Веласкеса есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Диего Веласкеса.
Биография Веласкеса
Диего Веласкес появился на свет 6 июня 1599 года в испанской Севилье. Он воспитывался в семье Хуана Родригеса и его жены Иеронимы. У своих родителей он был старшим из 8 детей.
Еще в детские годы биографии Диего стал проявлять прекрасные художественные способности. В результате, он начал обучаться живописи у Франсиско де Эрреры Старшего, но вскоре стал учеником Франсиско Пачеко.
Именно у Пачеко юный Веласкес приобрел первые технические и эстетические навыки. В возрасте 17 лет он уже состоялся как независимый художник, войдя в состав городской корпорации живописцев. Тогда же, он задался целью работать при дворе короля.
Живопись
В начале творческой биографии Веласкес имел репутацию художника, изображающего на своих холстах бедных крестьян и простолюдинов. Наиболее известными работами того периода считаются «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола» и «Завтрак».
Диего Веласкес с поразительной точностью представлял на полотнах людей и окружавшие их предметы, делая упор на контрастном освещении фигур переднего плана и плотности письма. Подавляющая часть картин была выполнена с применением темного фона, который придавал им некоей выразительности и безвоздушности.
В 23-летнем возрасте Веласкес отправился в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке. Архиепископ ознакомился с письмом, после чего представил Диего придворному герцогу Оливаресу.

Тогда же Оливарес заказал у молодого мастера свой портрет. Когда работа была завершена, герцог был впечатлен талантом Веласкеса, вследствие чего помог ему познакомиться с монархом Филиппом IV. Уже в следующем году его поселили в Мадриде, заверив, что другие живописцы никогда не станут писать портреты короля.
Первый портрет Филиппа IV Диего создал в 1623 г. Правитель сразу рассмотрел в нем талант, поскольку сам обучался рисованию. Позднее он занял 1-е место в конкурсе живописцев, организованном королем, темой которого было изгнание мавров.
В результате, Веласкес удостоился должности камергера и стал придворным художником, имея все условия для полноценной жизни. В начале 1630-х годов он начал писать портреты королевской семьи и приближенных Филиппа IV. За годы творческой биографии он создал свыше 40 портретов монарха.
Любопытно, что кисти живописца принадлежит несколько работ с изображением королевских шутов и карликов, к которым он относился с уважением и состраданием. Тогда же Веласкес стал автором знаменитой картины «Христос на кресте», изобразив Мессию сразу после его мученической смерти.
В конце следующего десятилетия монарх отправил его в Италию, с целью покупки для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и скульптуры. В Ватикане ему оказал теплый прием папа Иннокентий X, заказавший ему собственный портрет.
Спустя 3 месяца Диего Веласкес закончил работу, которая поразила весь Рим. Сам понтифик восторженно воскликнул – «Слишком правдиво!», после чего наградил автора золотой цепью и папской медалью. Одновременно с этим, мастера включили в состав Римской академии. Тогда же он завершил трудиться над картиной «Венера с зеркалом».
Домой Веласкес вернулся весной 1651 г., представив Филиппу приобретенные предметы искусства. В последующие годы биографии он приступил к написанию самых выдающихся произведений в своей карьере – «Менины» и «Пряхи».

Каждая из этих работ была наполнена глубоким подтекстом благодаря детализации, позам персонажей, их расположению и освещению. Данные полотна до сих пор являются предметом жарких дискуссий среди искусствоведов. Специалисты выдвигают разные версии относительно их сюжета и подтекста.
Последние портреты королевских особ кисти Веласкеса, создавались незадолго до кончины мастера. Они считаются одними из лучших произведений живописца. Например, в «Инфанте Маргарите Австрийской», техника Диего достигла своего пика: мигающие пятна цвета на широких поверхностях создают практически импрессионистический эффект 3-мерного пространства.
Личная жизнь
Когда Веласкесу было 19 лет он взял в жены 15-летнюю Хуану, которая была дочерью его учителя Франсиско Пачеки. В этом браке у пары родилось двое дочерей – Игнасия (умершая в младенчестве) и Франциска.
Смерть
В июне 1660 г. Веласкесу поручили расписать испанский павильон и всю экспозицию церемонии бракосочетания принцессы Марии Терезии с монархом Людовиком XIV. Мероприятие проходило на Острове Фазанов.
Данное событие негативно отразилось на здоровье мастера, вследствие чего у него началась лихорадка. Медикам так и не удалось его вылечить. Диего Веласкес умер 6 августа 1660 года в возрасте 62 лет. Любопытно, что спустя 8 дней не стало и его жены. В ходе наполеоновских войн в Испании, могилы супругов были уничтожены французскими воинами.
Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
Содержание
Биография Диего Веласкеса
Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).
Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.
Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».
По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.
Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
Творчество Веласкеса
Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…
Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета. Он сумел показать сложность и противоречивость натуры человека, его многогранность внешнего и внутреннего облика, он создал образы, проникнутые огромной жизненной силой.
Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.
Еще будучи юношей Диего Веласкес написал в 1617 г. картину «Завтрак» и в 1620 г. картины «Продавец воды», «Старая кухарка», эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.
Когда Веласкесу исполнилось 23 года он стал придворным живописцем короля Филиппа IV, с того времени художник был навсегда привязан к королевскому двору, но ему удалось сохранить творческую свободу.
В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника.
В исторической картине «Сдача Бреды», Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. Т
Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Но Веласкес не хотел изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г., короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса — суровым всесильным министром.
Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 — х г. и хранятся они в музее Прадо.
«Портрет папы Иннокентия X», написанный в 1650 г. в Риме, считается вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса. В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью папы — жестокость, злобу, железную волю и упрямость. С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.
В последние годы своей жизни Веласкес написал две знаменитые картины — «Менины» в 1656 г и «Пряхи» в 1657 г.
1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.
Известные картины художника
Религиозные, исторические и мифологические сюжеты
«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).
«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
«Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)

«Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
«Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)
Портреты
«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).
«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).
Испанский живописец Диего Веласкес — интересные факты из жизни
Рождение и семья
Будущий живописец родился в июне 1599 г. в Севилье. Его отец и мать были по происхождению португальцами. Всего в их семье воспитывалось 8 детей. Диего был первенцем. Спустя несколько дней после появления на свет (06.06.1599 г.) мальчик был крещен в соборе Св. Петра, где когда-то венчались его родители.
В соответствии с распространенным андалузским обычаем, став взрослым, Диего выбрал для себя фамилию матери (так же поступил и его младший брат-художник). Однако сохранились документы, где живописец подписался двойным именем, сочетающим фамилии и матери, и отца: «Сильва-Веласкес».
Учеба
Где именно обучался Диего Веласкес в детстве, данных не сохранилось. Известно лишь, что он был отлично подготовлен в области философии и языков. Его увлечением были изящные искусства.
Первым учителем рисования стал Франсиско де Эррера, прогрессивный живописец, не поддающийся влиянию итальянской художественной школы. В истории сохранились сведения о несносном характере патрона, с которыми мальчику трудно было мириться.
Поэтому, когда Диего Веласкесу исполнилось 12, отец передал его к другому художнику – Ф. Пачеко, который, создавал прекрасные картины, вдохновляясь произведениями Рафаэля и Микеланджело.
У этого неординарного педагога Веласкес в течение 6 лет обучался азам ремесла. Учитель поверил в выдающиеся способности своего ученика и помог ему завязать необходимые знакомства в свете.
Творчество
В 17 лет Диего Веласкеса, после сдачи необходимых экзаменов, приняли в гильдию живописцев в Севилье. В марте 1617 г. им была получена лицензия, позволяющая самостоятельно работать художником-живописцем, организовывать мастерскую и использовать труд подмастерьев.
Раннее
На этом этапе творчества Веласкес использовал стиль бодегонес – изображал обычную жизнь, простолюдинов, посетителей трактиров. К числу наиболее ранних работ относятся:
С самого начала картины Диего Веласкеса стали пользоваться успехом. Их начали копировать и тиражировать, выдавая за образцы творчества признанных мастеров.
Одной из самых популярных ранних работ Веласкеса является «Водонос» (1622 г.): зрителей восхищала реалистичность мастерства автора, с которым тот изобразил капли воды.
На этом и других ранних полотнах прослеживается увлечение Диего Веласкеса стилем итальянского живописца 17 в. Караваджо, картины которого отличались сочетанием темного фона и освещенных элементов в разных частях картины.
Придворная карьера
Весной 1622 г. молодой художник с рекомендательными письмами прибыл в Мадрид, желая стать придворным живописцем. Он был представлен королевскому министру, который заказал ему свой портрет. Готовая работа удостоилась похвалы самого монарха.
В 1623 г. Диего Веласкес получил приказ поселиться в столице. По обещанию Филиппа IV он становился единственным художником Испании, пишущим портреты короля.
Так Веласкес начал свою придворную карьеру. Художнику было положено месячное жалованье, составляющее 20 дукатов. Он был обеспечен жильем, услугами врача и гарантированной оплатой созданных им картин.
В 1627 г. Веласкес победил в художественном конкурсе, устроенном его величеством между испанскими живописцами, которые должны были написать картину об изгнании мавров.
По описаниям, художник изобразил на ней Филиппа, который указывал жезлом в сторону группы мавров, гонимых военными. Созданное Веласкесом полотно погибло во время пожара в 1734 г.
В качестве награды за победу в конкурсе Веласкесу была предложена должность камергера при короле. Спустя год он занял освободившуюся вакансию придворного художника.
Молодой монарх Филипп IV высоко ценил искусство Веласкеса, поручал ему выполнение портретов высокопоставленных вельмож.
В Италии
В 1629 г. монарх позволил Веласкесу поездку в Италию. Здесь живописец прожил 1,5 года. По возвращении художник занялся созданием портретов императорской фамилии и придворных. К наиболее известным относятся:
Изображения монарха
Будучи придворным живописцем, Диего Веласкес создал более 40 портретов короля. Одним из наиболее знаменитых является конный парадный портрет. На нем Филипп изображен в образе военного руководителя, повелевающего полкам. В реальности монарх не был великим полководцем.
Изображения шутов
Диего Веласкес с большим сочувствием и уважением относился к придворным карликам и шутам. Большой интерес вызывает полотно «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» (около 1644 г.).
Герой полотна изображен с толстым фолиантом, сосудом с чернилами и пером. Его глаза светятся умом. Художник подчеркивает, что шут гораздо тоньше, мудрее и образованнее многих высокопоставленных приближенных короля.
«Христос на кресте» (около 1632 г.)
Примерно в 1632 г. Диего Веласкес написал одну из своих величайших картин на темы религии. Полотно, изображающее Спасителя в момент его смерти, называется «Христос на кресте».
Ватикан
В 1640-х придворным живописцем была основана академия искусств в Мадриде. В то время в стране уже было много великих произведений живописи. Веласкесу было поручено отправиться в Италию для приобретения скульптур.
В 1649 г. Диего Веласкес побывал во многих итальянских городах, славящихся своим искусством. По прибытии в Ватикан, он занялся выполнением «Портрета Папы Иннокентия X» (1650 г.) Художник применил в работе технику быстрого письма – новый стиль, более резкий и смелый.
В лице папы, изображенного на портрете, выразилась вся непреклонность его характера. Многие приближенные опасались, что при виде портрета понтифик разгневается. Однако Иннокентий одобрил работу и украсил ею свой кабинет.
По возвращении
В 1651 г. по требованию короля Веласкес вернулся на родину и начал заниматься организацией и каталогизацией привезенных из Италии картин и скульптур. Вдохновленный увиденными произведениями великих художников итальянского Возрождения, он создает свои самые знаменитые полотна.
«Венера с зеркалом» (около 1651 г.)
Диего Веласкес изображает римскую богиню возлежащей на постели, повернутой спиной к зрителям. Венера смотрится в большое зеркало, которое удерживает в руках Купидон.
Мягкими волнами тонкой простыни повторяются роскошные изгибы тела богини. В ее фигуре автором использованы светлые и ярко-красные оттенки, контрастирующие с темным цветом шелкового покрывала, на котором возлежит богиня, а также с темной стеной за отражением ее фигуры в зеркале.
В 1841 г. картина, выставленная в Национальной галерее Лондона, была изувечена вандалами: одна из суфражисток изрезала полотно тесаком. После реставрации на теле богини остались следы порезов.
«Пряхи» (1657 г.)
В 1657 г. написано еще одно из известных полотен Диего Веласкеса – «Пряхи». По утверждению искусствоведов, художник изобразил работниц в обычной прядильной мастерской.
Если верить другой версии, картина Веласкеса представляет собой изображение персонажей из овидиевой басни о споре простой женщины Арахны и богини Афины. Басня создана на основе древнегреческого мифа, в котором рассказывается, как простая пряха вызвала богиню на соревнование по мастерству.
В картине Веласкесом использован стиль bodegones, характерный для раннего творчества художника. Картина сохранилась во время пожара 1734 г., однако была повреждена по краям.
Реставраторами были добавлены некоторые недостающие элементы. В музее Прадо, где она выставлена на обозрение, экспонируются лишь уцелевшая часть полотна, принадлежащую кисти Диего Веласкеса. Элементы, восстановленные реставраторами, прикрыты рамкой.
Последнее
Незадолго до своей смерти Диего Веласкес создал последние портреты детей короля. Работы считаются в его наследии одними из лучших:
В картине «Инфанта Маргарита Тереза в синем платье» (1659 г.) мастерство автора достигло своего апогея: разноцветными бликами на полотне создается эффект трехмерности пространства свойственного импрессионистам.
Личная жизнь
В апреле 1618 г. Диего Веласкес женился. Избранницей художника стала Хуана Пачека, дочь его учителя. В семье родилось 2 дочерей. Младшая из них умерла, будучи младенцем. Старшая вышла замуж за художника, продолжившего традиции тестя.
Последние годы жизни
В июне 1660 г. Диего Веласкес получил почетное поручение оформить павильон на о. Фазанов (р. Бидасоа) для будущей свадебной церемонии, посвященной бракосочетанию венценосных особ из семьи Филиппа. Эта работа подорвала и без того слабое здоровье художника. По возвращении в столицу у него начался жар.
Великий художник скончался 06.08.1660 г. от приступа лихорадки. Его супруга умерла спустя 8 дней после его похорон. Местом захоронения останков обоих супругов долгое время был собор Сан-Хуан Баутиста. В 1811 г. храм был разрушен французами. Современное место захоронения великого живописца и его супруги не известно.
Интересные факты
Читателям будет небезынтересно узнать, несколько фактов о Диего Веласкесе:
Стиль Диего Веласкеса был продолжен в творчестве импрессионистов и живописцев реалистического направления. Его воссоздали в своих картинах П. Пикассо и С. Дали. Работы художника выставлены в крупнейших музеях мира. Рассказу о наследии гениального творца посвящены 2 документальных фильма.
Расскажите в комментариях, какая картина Диего Веласкеса нравится вам больше всего.
Видео рассказ Александра Таирова о Диего Веласкесе:
У нас на сайте можно почитать и о других величайших художниках:
















