биография византийского императора юстиниана

Юстиниан I

биография византийского императора юстиниана

Вплоть до конца XIX века пользовалась популярностью теория о славянском происхождении Юстиниана, основанная на изданном Никколо Аламанни труде некоего аббата Теофила (Богумила) под названием Iustiniani Vita. В нём вводятся для Юстиниана и его родственников особые имена, имеющие славянское звучание.

Так, отец Юстиниана, именуемый по византийским источникам Савватием, был назван Богомилом Istokus, а имя самого Юстиниана звучало как Upravda. Хотя происхождение опубликованной Аллеманом книги вызывало сомнения, теории, основанные на ней, интенсивно развивались до тех пор, пока в 1883 году Джеймс Брайс не произвёл исследований оригинала рукописи в библиотеке дворца Барберини. В опубликованной в 1887 году статье он аргументировал точку зрения, что данный документ не представляет исторической ценности, и сам Богумил едва ли существовал. В настоящее время Iustiniani Vita рассматривается как одна из легенд, связывающих славян с великими деятелями прошлого, такими как Александр Македонский и Юстиниан.

Относительно места рождения Юстиниана Прокопий высказывается совершенно определённо, помещая его в место под названием Тавресий (лат. Tauresium), рядом с фортом Бедериана (лат. Bederiana). Об этом месте Прокопий далее говорит, что рядом с ним был впоследствии основан город Юстиниана Прима, руины которого сейчас находятся на юге-востоке Сербии. Также Прокопий сообщает, что Юстиниан существенно укрепил и произвёл многочисленные улучшения в городе Ульпиана, переименовав его в Юстиниана-Секунда. Рядом он воздвиг ещё один город, назвав его Юстинополис, в честь своего дяди.

Большинство городов Дардании было разрушено в царствование Анастасия мощным землетрясением 518 года. Рядом с разрушенной столицей провинции Скупи был построен Юстинополис, вокруг Тавресия была возведена мощная стена с четырьмя башнями, которую Прокопий называет Тетрапиргия.

Названия «Бедериана» и «Тавресий» дошли до нашего времени в виде названия деревень Бадер и Таор около Скопье. Оба этих места были исследованы в 1885 году английским археологом Артуром Эвансом, который нашёл там богатый нумизматический материал, подтверждающий важность после V века расположенных здесь поселений. Эванс пришёл к выводу, что район Скопье является местом рождения Юстиниана, подтвердив отождествление старых населённых пунктов с современными деревнями.

У Савватия и его жены было двое детей, Петр Савватий (лат. Petrus Sabbatius) и Вигилантия (лат. Vigilantia). Письменные источники нигде не упоминают настоящее имя Юстиниана, и только на консульских диптихах 521 года мы видим надпись лат. Fl. Petr. Sabbat. Justinian. v. i., com. mag. eqq. et p. praes., et c. od., означающую лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus, vir illustris, comes, magister equitum et peditum praesentalium et consul ordinarius.

Брак Юстиниана и Феодоры был бездетен, тем не менее у него было шесть племянников и племянниц, из которых Юстин II стал наследником.

Время прибытия Юстиниана в столицу точно не известно. Предполагается, что это произошло примерно в возрасте двадцати пяти лет, затем в течение некоторого времени Юстиниан изучал богословие и римское право, после чего ему был присвоено звание лат. candidati, то есть личного телохранителя императора. Где-то в это время произошло усыновление и смена имени будущего императора.

По смерти Анастасия в 518 году Юстину удалось сравнительно легко захватить власть, несмотря на то, что имелось большое количество более богатых и влиятельных кандидатов. По мнению Прокопия, в этом была воля высших сил, заинтересованных в конечном возвышении Юстиниана. Процедура избрания описана Петром Патрикием. Среди причин, обеспечивших избрание Юстина и возвышение Юстиниана является поддержка патриарха Иоанна II, который был заверен в том, что новая династия будет верна решениям Халкидонского собора, в отличие от про-монофизитски настроенного Анастасия. Вероятно, важную роль в этом сыграл богословски образованный Юстиниан. Непосредственно после избрания Юстина императором он назначил племянника лат. comes domesticorum начальником специального корпуса дворцовой стражи, о чём известно из письма папы Гормизда, датированного началом 519 года.

В 521 году, как было сказано выше, Юстиниан получает консульское звание, которое он использует для увеличения своей популярности, устраивая великолепные зрелища в цирке, которая выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить Юстиниана своим соправителем. По свидетельству хрониста Иоанна Зонары, Юстин на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении Юстиниана, прося присвоить ему звание лат. nobilissimus, что и произошло до 525 года, когда ему было присвоено высшее звание цезаря. Несмотря на то, что такая блистательная карьера не могла не иметь под собой реального влияния, достоверной информации о роли Юстиниана в управлении империей в этот период нет.

Юстиниан окончательно получил полную власть после смерти императора Юстина I 1 августа 527 года.

Описаний внешнего вида Юстиниана сохранилось немного. Юстиниан был изображён на одном из самых больших (36 солидов или ½-фунта) известных медальонов, украденном в 1831 году из Парижского кабинета медалей. Медальон был переплавлен, однако сохранились его изображения и слепок, позволяющий изготавливать с него копии.

В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора. Некоторое представление о внешности императора дают сохранившиеся рисунки возведённой в 542 году колонны Юстиниана. Обнаруженный в Керчи в 1891 году и хранящемся сейчас в Эрмитаже серебряный миссорий первоначально считался изображением Юстиниана. Возможно, Юстиниан изображён и на знаменитом диптихе Барберини, хранящемся в Лувре.

В правление Юстиниана было выпущено большое количество монет. Известны монеты-донативы в 36 и 4,5 солида, солид с полнофигурным изображением императора в консульском облачении, а также исключительно редкий ауреус весом 5,43 г, чеканенный по староримской стопе. Лицевую сторону всех этих монет занимает либо трехчетвертной, либо профильный бюст императора, в шлеме или без него.

Яркое изображение ранней карьеры будущей императрицы дано с многочисленными подробностями в «Тайной истории»; Иоанн Эфесский просто отмечает, что «она пришла из борделя». Несмотря на мнение отдельных исследователей, что все эти утверждения являются недостоверными и преувеличенными, общепризнанная точка зрения в целом соглашается с описанием событий ранней карьеры Феодоры, данным Прокопием.

Первая встреча Юстиниана с Феодорой произошла примерно в 522 году в Константинополе. Затем Феодора покинула столицу, некоторое время провела в Александрии. Каким образом произошла их вторая встреча, достоверно не известно. Известно, что желая жениться на Феодоре Юстиниан просил своего дядю присвоить ей ранг патриции, однако это вызвало сильное противодействие императрицы Евфимии, и до смерти последней в 523 или 524 году, бракосочетание было невозможным.

Вероятно, с желанием Юстиниана было связано принятие в правление Юстина закона «О браке» (лат. De nuptiis), отменившего закон императора Константина I, запрещающий человеку, достигшему сенаторского звания, жениться на блуднице.

После вступления в брак Феодора полностью порвала со своим бурным прошлым и была верной женой.

Во внешней политике имя Юстиниана связано, прежде всего, с идеей «восстановления Римской империи» или «реконкисты Запада». В настоящее время существует две теории относительно вопроса, когда была поставлена эта цель. Согласно одной из них, в настоящее время более распространённой, идея возврата Запада существовала в Византии начиная с конца V века. Эта точка зрения исходит из тезиса, что после возникновения варварских королевств, исповедующих арианство, должны были сохраниться общественные элементы, которые не признали утрату Римом статуса великого города и столицы цивилизованного мира и не согласились с господствующим положением ариан в религиозной сфере.

Альтернативная точка зрения, не отрицающая общего стремления возвратить Запад в лоно цивилизации и ортодоксальной религии, относит возникновение программы конкретных действий после успехов в войне с вандалами. В пользу этого говорят различные косвенные признаки, например, исчезновение из законодательства и государственной документации первой трети VI века слов и выражений, так или иначе упоминавших Африку, Италию и Испанию, а также утрата интереса византийцев к первой столице империи.

Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, он полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно было подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Является дискуссионным вопрос о первичности государственных или религиозных интересов Юстиниана. Известно, по крайней мере, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений.

Вот что писал об отношении к церкви и христианской вере современник императора, Прокопий Кесарийский: «В христианской вере он, казалось, был тверд, но и это обернулось гибелью для подданных. В самом деле, он позволял священнослужителям безнаказанно притеснять соседей, и, когда они захватывали прилегающие к их владениям земли, он разделял их радость, полагая, что подобным образом он проявляет свое благочестие. И творя суд по таким делам, он считал, что совершает благое дело, если кто-либо, прикрываясь святынями, удалялся, присвоив то, что ему не принадлежало». (Прокопий Кесарийский «Тайная история» гл. ХIII, ч. 4,5).

В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определенную догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны были придерживаться и его подданные. Юстиниан регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Он покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.

Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма, и этот император считается одним из наиболее типичных представителей такого направления.

Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах. Это имело преимущественно символическое значение, так как к моменту события эта школа утратила лидирующее положение среди образовательных учреждений империи после того, как был основан в V веке при Феодосии II Константинопольский университет. После закрытия школы при Юстиниане афинские профессора подверглись изгнанию, часть из них переселилась в Персию, где встретили в лице Хосрова I почитателя Платона; имущество школы было конфисковано. Иоанн Эфесский писал: «В том же году, в котором св. Бенедикт разрушил последнее языческое национальное святилище в Италии, а именно храм Аполлона в священной роще на Монте Кассино, была также разрушена твердыня античного язычества в Греции». С этих пор Афины утратили окончательно свое былое значение культурного центра и превратились в глухой провинциальный город. Полного искоренения язычества Юстиниан не достиг; оно продолжало скрываться в некоторых малодоступных местностях. Прокопий Кесарийский пишет, что преследование язычников велось не столько из желания утвердить христианство, сколь из жажды прибрать к рукам золото языческих храмов.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери, поместив Юстиниана в Рай, доверяет ему сделать исторический обзор Римской империи (Божественная комедия, Рай, песня 6). Согласно Данте, главными заслугами Юстиниана перед историей были реформа права, отречение от монофизитства и походы Велизария.

Источник

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (482 или 483–565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии. Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I, правил в 518–527). Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер, Юстиниан взошел на трон. Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.

Войны.

биография византийского императора юстиниана

Юстиниан никогда не принимал личного участия в войнах, поручая руководство боевыми действиями своим военачальникам. К моменту его восшествия на престол неразрешенным вопросом оставалась извечная вражда с Персией, вылившаяся в 527 в войну за господство над кавказским регионом. Полководец Юстиниана Велисарий одержал блестящую победу при Даре в Месопотамии в 530, но в следующем году потерпел от персов поражение при Каллинике в Сирии. Царь Персии Хосров I, пришедший на смену Каваду I в сентябре 531, заключил в начале 532 «мир на вечные времена», по условиям которого Юстиниан должен был выплатить Персии 4000 фунтов золота на содержание кавказских крепостей, противостоявших набегам варваров, и отказаться от протектората над Иберией на Кавказе. Вторая война с Персией разразилась в 540, когда поглощенный делами на Западе Юстиниан допустил опасное ослабление своих сил на Востоке. Боевые действия велись на пространстве от Колхиды на побережье Черного моря до Месопотамии и Ассирии. В 540 персы разграбили Антиохию и ряд других городов, однако Эдессе удалось от них откупиться. В 545 Юстиниану пришлось выплатить за перемирие 2000 фунтов золота, что, однако, не коснулось Колхиды (Лазики), где военные действия продолжались до 562. Окончательное урегулирование было похоже на предыдущие: Юстиниан должен был платить 30 000 aurei (золотых монет) ежегодно, а Персия обязалась защищать Кавказ и не преследовать христиан.

Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой.

Частная жизнь.

Замечательным событием в жизни Юстиниана явилась его женитьба в 523 на Феодоре, куртизанке и танцовщице с яркой, но сомнительной репутацией. Он беззаветно любил и почитал Феодору до самой ее смерти в 548, обретя в ее лице соправительницу, которая помогала ему управлять государством. Однажды, когда во время восстания «Ника» 13–18 января 532 Юстиниан и его друзья были уже близки к отчаянию и обсуждали планы бегства, именно Феодоре удалось спасти трон.

Восстание «Ника» разразилось при следующих обстоятельствах. Партии, сложившиеся вокруг скачек на ипподроме, обычно ограничивались враждой друг с другом. Однако на этот раз они объединились и выдвинули совместное требование освободить своих взятых под стражу товарищей, за чем последовало требование уволить трех непопулярных должностных лиц. Юстиниан проявил уступчивость, но здесь к борьбе подключилась городская чернь, недовольная непомерными налогами. Волнениями воспользовались некоторые сенаторы, которые выдвинули в качестве претендента на императорский трон Ипатия, племянника Анастасия I. Однако властям удалось расколоть движение, подкупив лидеров одной из партий. На шестой день верные правительству войска напали на собравшийся на ипподроме народ и учинили дикую резню. Претендента на трон Юстиниан не пощадил, но в дальнейшем проявил сдержанность, так что из этого тяжелого испытания он вышел еще более сильным. Следует отметить, что рост налогов был вызван расходами на две широкомасштабные кампании – на Востоке и Западе. Министр Иоанн Каппадокийский проявлял чудеса изобретательности, добывая средства из любых источников и любыми способами. Другим примером расточительности Юстиниана была его программа строительства. Только в одном Константинополе можно указать следующие грандиозные сооружения: отстроенный заново после разрушения во время восстания «Ника» собор св. Софии (532–537), который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире; не сохранившийся и до сих пор недостаточно изученный т.н. Большой (или Священный) дворец; площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения; построенная Феодорой церковь св. Апостолов (536–550).

Религиозная политика.

Юстиниан интересовался вопросами религии и считал себя теологом. Будучи страстно приверженным православию, он боролся с язычниками и еретиками. В Африке и Италии от него пострадали ариане. К монофизитам, которые отрицали человеческую природу Христа, относились с терпимостью, поскольку их взгляды разделяла Феодора. В связи с монофизитами Юстиниан оказался перед непростым выбором: он хотел мира на Востоке, но не желал ссориться также и с Римом, который для монофизитов ровно ничего не значил. Сначала Юстиниан попытался добиться примирения, но, когда на Константинопольском соборе 536 монофизиты были преданы анафеме, преследования возобновились. Затем Юстиниан начал готовить почву для компромисса: он пытался склонить Рим к тому, чтобы была выработана более мягкая трактовка православия, и принудил находившегося у него в 545–553 папу Вигилия фактически осудить положение символа веры, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне. Эта позиция получила одобрение на 5-м Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в 553. К концу царствования позицию, которую занимал Юстиниан, едва ли можно было отличить от позиции монофизитов.

Кодификация права.

Более плодотворными оказались колоссальные усилия, приложенные Юстинианом к разработке римского права. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы т.н. «права народов» и даже «естественного права». Юстиниан решил обобщить и систематизировать этот обширный материал. Работу наладил выдающийся юрист Трибониан с многочисленными помощниками. В результате на свет явился знаменитый Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»), состоящий из трех частей: 1) Codex Iustinianus («Кодекс Юстиниана»). Впервые его издали в 529, но вскоре он был значительно пересмотрен и в 534 получил силу закона – именно в той форме, в которой мы его теперь знаем. Сюда вошли все представлявшиеся важными и сохранявшие актуальность императорские постановления (constitutiones) начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в., в том числе 50 постановлений самого Юстиниана. 2) Pandectae или Digesta («Дигесты»), подготовленная в 530–533 компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2 и 3 вв.), снабженная поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов. 3) Institutiones («Институции», т.е. «Основы»), учебник права для студентов. Учебник Гая, юриста, жившего во 2 в. н.э., был осовременен и выправлен, и с декабря 533 этот текст вошел в учебные программы.

Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Novellae («Новеллы»), дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановлений, причем после смерти Трибониана (546) Юстиниан издал лишь 18 документов. Большинство документов составлено на греческом, который приобрел статус официального языка.

Репутация и достижения.

Оценивая личность Юстиниана и его достижения, следует учитывать роль, которую играет в формировании наших представлений о нем его современник и главный историк Прокопий. Прекрасно осведомленный и компетентный ученый, по неизвестным нам причинам Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую не отказал себе в удовольствии излить в Тайной истории (Anecdota), особенно по поводу Феодоры.

История еоценила заслуги Юстиниана как великого кодификатора права, только за одно это деяние Данте отвел ему место в Раю. В религиозной борьбе Юстиниан сыграл противоречивую роль: сначала он пытался примирить соперников и достичь компромисса, затем развязал преследования и закончил тем, что почти полностью отказался от того, что исповедовал вначале. Его нельзя недооценивать как государственного деятеля и стратега. В отношении Персии он проводил традиционную политику, добившись определенных успехов. Юстиниан замыслил грандиозную программу возвращения западных владений Римской империи и почти полностью ее осуществил. Однако этим он нарушил баланс сил в империи, и, возможно, впоследствии Византии крайне не хватало энергии и ресурсов, которые были впустую израсходованы на Западе. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565.

Надлер В.К. Юстиниан и партия цирка в Византии. Харьков, 1876
Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб, 1908
Дигесты Юстиниана. М., 1984
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993
Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М., 1996

Источник

ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ

Иустинианово вступление в должность консула было обставлено как большое торжество, и в том же году он составил послание папе Римскому Ормизду где говорил об империи как о «нашем государстве». В то время Юстиниан выступил за компромисс между православными и монофизитами в виде феопасхизма основанного на формуле что во Христе Бог, не страдающий по Своей природе, страдал плотью. Папа, только недавно добившийся ослабления монофизитов в империи, отверг этот компромисс, хотя и с некоторым промедлением. Отвергли его и ревнители православия в Царьграде, такие как «неусыпающие» монахи.

Вскоре после принятия консульства Юстиниан пожелал жениться на лицедейке Феодоре, которая выросла в болельщицкой корпорации при ипподроме. В то время лицедейство и проституция мало отличались, о Феодоре ходили недобрые слухи [8], и такой брак вызвал протест императрицы Евфимии. Вдобавок Феодора проявляла явную склонность к монофизитству. Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в 523 или 524 году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

В 526 году, когда папа Римский Иоанн посетил Константинополь, он короновал императором только Юстина. Однако, здоровье императора быстро портилось. В апреле [9] 527 года Юстиниан был объявлен августом-соправителем, а 1 августа 527 года, когда Юстин скончался, стал единовластным императором.

Характер, частная жизнь, мировоззрение

Юстиниан был невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. Дошедшие до нас его современные изображения на монетах, мозаиках церквей Равенны (святого Виталия и святого Аполлинария), и в скульптуре (статуя из порфира в Венеции, в соборе святого Марка) соответствуют этому описанию.

Император отличался хорошим здоровьем, отменной выносливостью, феноменальной работоспособностью, умом и являлся талантливейшим организатором. Спал он мало, по ночам занимаясь всевозможными государственными делами, за что получил от современников прозвище «бессонного государя». Пищу принимал зачастую самую неприхотливую, никогда не предавался неумеренному обжорству или пьянству. К роскоши Юстиниан также был весьма безразличен, но, отлично понимая значение внешнего для престижа государства, не жалел для этого средств: убранство столичных дворцов и зданий и великолепие приемов приводили в изумление не только варварских послов и царей, но и искушенных римлян. Причем здесь василевс знал меру: когда в 557 году многие города оказались разрушены землетрясением, он отменил пышные дворцовые обеды и подарки, дававшиеся императором столичной знати, а сэкономленные немалые деньги отправил пострадавшим.

Нрав и поступки Юстиниана получили у историков и хронистов противоположные оценки, от панегирических до злобных. В широком характере Юстиниана сочетались противоположные свойства человеческой натуры: решительность и робость; алчность, мелкая скаредность и безграничная щедрость; мстительность и великодушие; упорство в достижении поставленных целей и приступы внезапного отчаяния. Историк Прокопий Кесарийский, наиболее плодовитый и наиболее враждебный Юстиниану современный ему источник, пишет об императоре как о глупом, низком, коварном, нерешительном, ироничном, притворном, лживом, скрытном, но при этом умном и неутомимом, доходит до допущения демонического одержания императора, но восхваляет его государственные достижения как великие. Император Юстиниан обычно прощал ошибки своим прегрешившим начальникам, но не оставлял никаних доносов без внимания, был скор на опалу. При этом император очень хорошо разбирался в людях и умел обзаводиться великолепными помощниками, как полководец Велисарий, юрист Трибониан, министр финансов Иоанн Каппадокиец и другие.

Известна набожность и особенно постичество императора Юстиниана – он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, не вкушал хлеба, а довольствовался растениями и водой, и то через день и два. Он глубоко почитал некоторых святых и удостаивался чудесных откровений. Так, однажды во время болезни ему было открыто что он получит исцеление от преподобного Сампсона Странноприимца, что вскоре случилось. С негодованием император отвергал предложения помощи со стороны магов и колдунов [11]. Ревность о православной вере и серьёзное проникновение в бушевавший в его время богословский христологический спор обусловили множество начинаний Юстиниана.

Мировоззрение императора Юстиниана было пронизано идеалом единства и величия – единства и величия Бога, Церкви, императора и империи. Всё своё царствование он упорно стремился воплотить этот идеал в жизнь. Прославление единого Бога подталкивало к сооружению великих памятников архитектуры и искоренению всех иноверцев; единение Церкви заставляло искать предельно точного выражения истины которое бы сплотило всех христиан; возвеличивание императорской власти диктовало полное самодержавие императора в земных делах; возрождение славы и мощи империи заставляло отвоёвывать давно потерянные для ромеев земли. Хозяйственные меры императора сводились к полному и жесткому контролю со стороны государства над деятельностью любого производителя или торговца с целью пополнения казны любым способом. При этом Юстиниан не наживался на этом, а употреблял добытие средства на воплощение в жизнь духовных и государственных идеалов.

Первые годы правления

Вступив на царский престол Юстиниан сразу развил бурную деятельность. В наследство императору досталось законодательство обремененное множеством неучтённых императорских указов и обширные собрания правовых мнений, что создало ситуацию правового хаоса. Менее чем через год после взошествия на престол император учредил комиссию из десяти юристов для собрания нового свода законов, который был закончен 7 апреля 529 и получил название «Кодекса Юстиниана» (Codex Justinianus, Codex vetus). В 530 году он образовал новую комиссию из шестнадцати правоведов Константинополя и Вирита (ныне Бейрут) для кодификации правовых мнений юрисконсультов. Плод их трудов был опубликован 16 декабря 533 года и стал известен как «Пандекты» по-гречески (Digesta по-латыни). 16 ноября 533 года появился также новый учебник для адвокатов, «Основы» (Institutiones). Появление Пандектов, в свою очередь, потребовало ревизии Кодекса 529 года, которая появилась 16 ноября 534 года. Юстиниан запретил комментировать Пандекты и таким образом окончательно оформил свод законов.

При этом он стал активно издавать новые законы с самого начала правления. Многие из его первых указов были направлены на поддержание Православия и подавление иноверцев в империи – особенно манихеев, язычников и самаритян. В 527 году, для напоминания православному духовенству о необходимости личного благочестия, он приказал водить по городу двух уличённых в мужеложстве епископов с отрезанными половыми органами. Около 529 года язычникам и еретикам было запрещено вступать в гражданскую службу; крещеные христиане снова отпавшие в язычество подлежали смертной казни, также и лица уличенные в тайном язычестве; учителя-язычники лишались стипендий из государственной казны, а если они отказывались от крещения, их собственность изымалась и сами они отправлялись в ссылку. Последний закон обусловил упразднение Афинской языческой академии в 529 году.

Иудеи продолжали строить синагоги во множестве в первые годы Юстинианова правления, и ранние императорские законы не сильно стесняли их. При этом самаритяне, составлявшие в то время большую долю сельского населения Первой и Второй Палестины, не имели привилегированного статуса для своей религии подобно иудеям, и подверглись давлению. По закону изданному Юстинианом до 529 года, они лишались права завещать свою собственность не-православным, а их синагоги также подлежали уничтожению. В ответ самаритяне восстали летом 529 года, одновременно со вторжением в Сирию шейха Лахмидского племени арабов аль-Мундхира, союзника Персии. После ранних удач самаритян, их восстание было подавлено к 532 году – отсечённая голова их вождя Юлиана была доставлена императору, около 20 тысяч самаритян был продано в рабство, а сельское хозяйство Первой и Второй Палестины пришло в упадок.

Одновременно Юстиниан пришлось продолжить борьбу со старым противником Римской империи – Персией. В 527 году война, ведшаяся за влияние на Кавказе, возобновилась. В 529 году Юстиниан назначил главнокомандующим Востока полководца Велисария, своего давнего сподвижника, который вёл борьбу с переменным успехом. В сентябре 531 года в Персии произошла смена правителя и новый шах Хосров I пожелал мира, благодаря чему в 532 году Юстиниан сумел заключить с Персией «Вечный мир», что стоило ему откупа в 4 тысячи [12] фунтов золота на содержание кавказских крепостей, и отказа от протектората над Иверией. Хосров также поставил одним из условий мира веротерпимость к язычникам в Римской империи и Юстиниан впоследствии соблюдал это требование, воздержавшись от полного запрета на язычество и деятельность языческих философов.

Вскоре по вступлении на престол Юстиниан захватил и восстановил как вассальное образование Боспорское царство в Крыму, населив его союзными гуннами и готами. По южному побережью Крыма по приказу Юстиниана стала создаваться мощная оборонительная система, основными узлами которой стали новые крепости Алустон (ныне Алушта), Горзуиты (ныне Гурзуф) и укрепленный пункт в Симболоне (ныне Балаклава). Были укреплены стенами Боспор (ныне Керчь) и Херсон [13].

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов»-булгар и «скифов»-славян. В 530 году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии. Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет, оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В 531 году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

530-е: годы уверенности

Массивные строительные проекты по сооружению храмов, дворцов, крепостей, дорог и целых городов были предприняты Юстинианом и по всей империи и продолжались на протяжении всего царствования. Немалая доля этих начинаний также относятся к 530-м годам. Уже в 531 году он уважил просьбу Иерусалимского патриарха о постройке больницы и довершения «Новой церкви» в Иерусалиме, даровав также преподобному Савве Освященному средства на благоустройство его лавры. В 535 году Юстиниан заложил близ своей родной деревни новый город – Юстиниана Прима (Первая Юстиниана) – который строился как главный город области. Впоследствии Первая Юстиниана оставалась одним из любимых проектов императора. В 530-х идет активное строительство на Египтской границе – построена крепость вокруг Синайского монастыря, заново отстроены и расширены монастыри Антония Великого (ок. 537) и Павла Фивейского. Особым предметом заботы императора была недавно разрушенная землетрясениями (526/27 и 528/29 года) Антиохия, переименованная Юстинианом в Феополь (Божий град).

В 535 году, император Юстиниан провозгласил новую автокефальную Поместную Церковь с центром в основанной им Первой Юстиниане, придав её предстоятелю сан архиепископа [15]. Тогда же, в 535-536 годах были переустроены светские административные округа, в руках их правителей сосредоточена гражданская и военная власть, были упорядочены и усилены государственный аппарат, армия.

В 535 году по приказу Юстиниана Велисарий и Мунд повели войска на остготов, открыв войну за возвращение Италии. Незадолго до начала кампании остготская королева-регентша Амаласунта, поддерживавшая дружественные отношения с Юстинианом, была убита с ведома нового короля Теодахада, что и послужило толчком к новому столкновению. Велисарий добился впечатляющих успехов и 9 декабря 535 года уже взял Рим, тогда как Юстиниан убедил франков одновременно ударить на готов с севера. Однако, впоследствии раздоры между военачальниками имперских войск и дипломатический успех готов, которые примирились с франками и подтолкнули персов к новой войне с империей, ухудшили положение в Италии. Поворотным моментом было разрушение Милана в 539 году, после которого Юстиниан отозвал из Италии одного из своих полководцев – Нарсеса.

Одновременно с расширением и укреплением владений Юстиниан прикладывал много стараний к достижению примирения в делах Веры. Он устроил весной 532 года трехдневное совещание видных архиереев – по пять с обеих сторон христологического конфликта. Севир Антиохийский прибыл в столицу зимой 534-535 года, вместе с Феодосием, сделавшимся в начале 535 года Александрийским патриархом. Эти два вождя монофизитсва сумели достичь договорённости с монофизитствующим Константинопольским патриархом Анфимом.

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит, отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина. Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии [16]. 2 мая 536 года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия. Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта 537 года, несмотря на то что в 536 году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий. Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Около 540 года совершилось четыре важных события, принёсших беды империи и императору: полководец Велисарий воспринял от остготов титул императора Запада, Персия нарушила мир и вторглась в империю, случилось особенно большое вторжение гуннов, а в империи началась эпидемия невиданной прежде страшной болезни – чумы.

Военачальник Велисарий, желавший добиться окончательного военного успеха в Италии, прервал переговоры с готами по разделу Италии между империей и остготским королевством. Вместо этого он принял их предложение, был провозглашен готами императором Западной Римской империи, и в мае 540 года вошёл с войсками в Равенну. Слухи о том что Велисарий мечтает сделаться самовластным императором казались подтвержденными и Юстиниан тут-же отозвал его в Константинополь. Велисарий повиновался, прибыв в столицу с новым готским королём Витигисом, и Юстиниан стал титуловаться также Готским. Однако, отбытие Велисария из Италии стоило империи возможности закрепить победу – готы набрались сил, избрали себе нового короля Тотилу. В 545 году Велисарий был возвращен в Италию, но к этому времени ресурсы империи были истощены, войска зачастую отказывались подчиняться. Рим был потерян в 546 году и готы выселили из него всё население. Велисарий, лишенный подкреплений, вновь покинул Италию в 548 году.

Тем временем в Армении уже давно росло недовольство империей, так как Иустиниан пытался насаждать в этом краю римские законы. Наконец посольство армянской знати обратилась к Персии и сподвигло в 540 году персов нарушить мирный договор. Вторгшийся в империю шах Хосров I собирал дань со многих беззащитных городов, а затем разорил Антиохию. В 541 Велисарий был направлен против персов и повёл дело успешно, но вновь был отозван. Причина этого увольнения вероятно крылась в слухах о том что Иустиниан болен чумой и начавшихся среди полководцев обсуждениях престолонаследия. Лишь в 545 году Иустиниан смог купить пятилетний мир за 2 тысячи [17] фунтов золота. При этом это перемирие не распространялось на военные действия в Лазике и восточном Причерноморье, которые продолжались с переменным успехом.

Давно тревожимые гуннами, булгарами и славянами северные пределы Фракии, Скифии и Мизии около 540 года подверглись страшному нашествию кочевых гуннов. Направленный против них племянник императора Юст погиб и лишь ценой огромных усилий ромеям удалось разгромить варваров и отбросить их за Дунай. Через три года гунны вновь напали, и дошли до Греции и до предместий столицы, вызвав среди её жителей небывалую панику. В конце 540-х годов славяне разорили земли империи от верховьев Дуная до Диррахия, а в 550 году три тысячи славян снова вторглись в Иллирик и Фракию, где избили множество людей. От набегов славян вдоль берега Дуная пришлось соорудить мощную оборонительную линию.

Наконец, в 540-541 году в Эфиопии или Египте вспыхнула первая известная в истории мировая эпидемия чумы, открывшая цикл тяжелых природных бедствий поразивших империю. По торговым каналам болезнь распространилась по всей империи и в 542-544 годах с особой силой поразила Константинополь. Сам император вероятно заболел чумой около 543 года, но выздоровел. Вобавок, 16 августа 542 года столица перенесла сильное землятресение. Чума, потопы и землетрясения продолжались и впоследствии [18]. Бедствия остановили экономический и демографический рост империи. При этом, император не отступался от своих обширных завоевательных и строительных начинаний, сбор налогов и новобранцев заметно усложнился и императору пришлось отныне всё больше опираться на войска набранные из варваров. Недовольство населения выразилось в бунтах и в заговоре Артавана 548 года.

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в 545 году император издал лишь 18 документов. В 541 году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в 543 году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

биография византийского императора юстиниана
V Вселенский Собор. Роспись Успенского храма Любостинского монастыря, 1402-1405 гг.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в 541 году, по просьбе шейха арабов-Гассанидов аль-Харита (al-Harith), способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея. Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в 548 году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена. Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине, в 543 году император созвал в столице Собор, который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского, в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В 544 году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав» – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

В 552 году, во время подготовки к Собору, призванному решить новый спор, святитель Мина скончался. Тогда же император Юстиниан удостоился виде́ния, в котором ему явился апостол Петр указал святителя Евтихия как наследника Мины. Это утвердило убежденность православных в Константинополе, Евтихий был поставлен в патриархи, а в следующем 553 году в столице собрался V Вселенский Собор. При деятельном участии императора было достигнуто соглашение с делегатами Западной Церкви и Собор осудил несторианские сочинения Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского, а также личность Феодора Мопсуетского и лжеучения Оригена. Хотя недовольство решением Собора тлело на Западе, в 554 году император Юстиниан поставил на Римский престол Пелагия, который принял решение о «Трех Главах» и со временем добился признания в Западной Церкви.

Новые внешнеполитические успехи

После ухудшения внешнеполитической обстановки в 540-х годах, империя вновь перешла в наступление, добившись успехов в Африке, Италии, Испании и на Кавказе.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в 548 году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в 550 году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию, откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне. Затем, в 552 году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в 562 году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия, с административным центром в Равенне, всё-же была возвращена империи. В 554 году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране [19]. В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около 550 года яиц шелкопряда из Китая, до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

В 551 году вестготский вельможа Атанагилд обратился к императору за помощью в восстании против вестготского короля Испании и в 552 году Юстиниан направил в Испанию войска. В 555 году Атанагилд стал королём и просил ромеев уйти, но они отказались, оставив за империей юго-восточные пределы Иберийского полуострова и Балеарские острова.

Затяжная война с Персией на Кавказе завершилась сравнительно благоприятно для империи. Влияние ромеев на Кавказе росло, к Православию обращались многочисленные кавказцы, включая адыгов. Ранее разрушенные персами города империи, включая Дару, Амиду, Антиохию и Феодосиополь, были восстановлены. В 561-562 году был заключён 50-летний мир, по которому персы обязывались оставить Лазику, защищать Абхазию, Сванетию, Мизиманию и не преследовать христиан. Ромеи оставили себе завоеванные Южный Крым и закавказские берега Черного моря, и обязались платить 420 фунтов [20] золота ежегодно, что было меньше дани времен царствования Анастасия. При этом, за время борьбы с Персией Юстиниану удалось сохранить важный союз с арабским племенем Гассанидов.

биография византийского императора юстиниана
Бронзовый фоллис времён Юстиниана I

Последние годы

В последние годы жизни Юстиниана дела империи снова пошатнулись. В середине лета 556 года в Кесарии снова взбунтовались самаритяне, на этот раз в союзе с некоторыми иудеями, но бунт был жестко подавлен. В декабре 557 года большое землятресение вновь случилось в Константинополе и окрестностях, а в мае 558 года обрушился купол собора Святой Софии и его пришлось восстановить по новому плану. Около того же времени в столице вновь случилась эпидемия чумы.

В последние же годы жизни старец-император уже мало заботился о внешних делах, проводил врем во дворце в спорах и собеседованиях с иерархами и монахами. Он весь погружался в ожидание вечной жизни и усиленно искал окончательного разрешения христологического спора. В те годы стала укрепляться ересь автортодокетов, отрасль монофизитства, учившая что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Император оказался склонен к ней и в 565 году с бесчестием изгнал в с Константинопольского престола святителя Евтихия, который отверг новое учение. Летом 565 года император разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, и готовился низвергнуть с патриаршего престола святителя Анастасия Антиохийского, также настоявшего на халкидонском учении. Однако, в это время император внезапно тяжело заболел и перед смертью он принес покаяние Церкви.

Кончина императора Юстиниана последовала 14 ноября 565 года в Константинополе. Детей он не оставил, и наследовал ему сын сестры, Юстин Младший. Тело императора было погребено в крестообразном мавзолее пристроенном к храму Святых Апостолов.

Наследие

По словам Агафия Миринейского, Юстиниан «первый, так сказать, среди всех царствовавших [в Византии] показал себя не на словах, а на деле римским императором» [21], в ряду с Августом и Траяном. Размах свершений императора заставляют признать его прозвание – Великий – даже его жестоких критиков. Во многом Юстиниан воплотил своё ви́дение единства и величия.

Наследникам Юстиниан оставил империю внешне почти возвратившую своё былое величие – его держава пролегла от Кавказа до Гибралтара, из Восточной Римской империи она снова сделалась империей всего Средиземноморья. Однако, это внешнее достижение было непрочным – истощенное население и ресурсы; необходимость для правителя сочетать тонкую дипломатию, уступчивость и решительность; племенная, социальная и вероисповедная разобщенность обусловили быстрое схлопывание имерии уже при Юстине II. В этом смысле достижение Юстиниана было лебединой песней Римской империи.

Светские историки и западные жизнеописатели чаще всего ценнейшим наследием Юстиниана называют его свод законов – вместе с собранными после его кончины 154 [22] указами-«новеллами» изданные им законы стали основным правовым сводом в христианском мире на много сот лет. Большинство документов составлено на греческом, который в то время приобрел статус официального языка империи. На Западе с XVI века этот свод известен как «Свод гражданского права» (Corpus Iuris Civilis) и лишь за одно это достижение Данте в «Божественной комедии» посчитал Юстиниана достойным рая.

Большое значение имело возвышение и христианское осмысление императорской власти при Юстиниане. Он объявил самодержца «исапостолом», т.е. «равным апостолам», и во многих вопросах поставил его во главе земной Церкви. Соответственно, со времени Юстиниана изменился и царский церемониал – императора стали чаще называть самодержцем («автократором»); если ранее придворные патрицианского достоинства при приветствии целовали императора в грудь, а прочие опускались на одно колено, то с его времени все были обязаны опускаться ниц перед ним, восседающим под золотым куполом на богато украшенном троне. Юстиниан выразил своеобразный «цезаропапизм», и стал одним из немногих Восточно-Римских императоров действительно занимавших главенствующее положение в церковной жизни. Положение христианской светской власти в соотношении с властью духовенства выражено Юстинианом в формуле симфонии властей в преамбуле к 6-й новелле:

Юстиниан вошёл в историю как царь-строитель. Он покрыл сетью обновленных и вновь построенных городов и укрепленных пунктов как европейскую, так азиатскую и африканскую части империи. Список городов и крепостей, так или иначе затронутых строительством Юстиниана Великого, огромен [23]. Современников и потомков поражали не только размах военных сооружений, но и великолепные монастыри, храмы и дворцы, а также многочисленные благотворительные институты оставшиеся от времен Юстиниана везде. Многочисленные землетрясения, случавшиеся в империи во времена Юстиниана, вновь и вновь побуждали царя на новые строительные и филантропические начинания. Вершиной этой деятельности является Константинопольский Софийский собор, который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире. Ни один иной властитель Восточной Римской империи строительной деятельности таких объемов не вёл.

Наиболее значимо наследие Юстиниана для Церкви. При нём в империи окончательно восторжествовало Христианство. Главные церковные праздники были законодательно утверждены повсеместно. Споры о природах Христа, в которых император часто выступал ведущим богословом, привели к более точному выражению православного учения, и монофизитство оказалось оттеснено на окраины империи. С Юстинианом связано множество церковно-административных установлений с тех пор прочно вошедших в церковную жизнь: обязательное безбрачие архиереев, оформление церковного права святителем Иоанном Схоластиком, окончательная формула устройства Вселенской Церкви как «пентархии» [24], церковное летоисчисление по индиктам, торжество киновиальной формы монашества.

Цитаты

биография византийского императора юстиниана
Явление Богородицы св. царю Юстиниану. Мозаика, Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь

Оценки и почитание

Император Юстиниан остался одной из самых крупных, известных и загадочных фигур всей византийской истории. В зависимости от точки зрения историков, его личность и деятельность описывалаются в очень разных красках. Наиболее подробно описывавший царствование Юстиниана, его современник историк Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую выразил в своей «Тайной истории». Ряд других современных и более поздних историков и хронистов писали об императоре в более положительном, часто в хвалебном ключе. Среди них – церковный историк Евагрий Схоластик, историк Агафий Миринейский, Иоанн Малала, святой Феофан Сигрианский. За заслуги перед Церковью и за благочестие царь был причислен по смерти к лику святых вместе со своей супругой. Значительность его наследия сделало его имя незабвенным во многих сферах деятельности.

Со временем царь Юстиниан стал не только чтимым святым, но и народным героем. К позднему средневековью среди славян возникла легенда о его славянском происхождение. В начале XVII века в славянской среде на Балканах появилось житие Юстиниана, якобы составленное учитлем Юстиниана Феофилом, отразившее почитание святого царя как собрата-славянина: он представлен под именем Управда, сыном Бегляницы, уроженцем селения Вердян близ города Средца (ныне София, Болгария); говорится тут и об особом положении славян в империи при Юстиниане. Эти сведения до конца XIX века считались исторической действительностью, записанной современником Юстинана, и вошли в ряд исторических трудов, а также жития святых святителей Димитрия Ростовского и Филарета Черниговского. Лишь в 1887 году английский историк Джэймс Брайс показал новизну присхождения этого жития и его легендарность [27].

Молитвословия

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни] [28] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

Использованные материалы

[2] «Ἐγκαίνια Νοαῦ Ἁγίου Πέτρου ἐν τῷ Ἀθηρᾷ», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/567/sxsaintinfo.aspx

[3] «Sinaxar 5 Septembrie», сайт Calendar Creştin Ortodox (Православный христианский календарь) прихода Ясского Успенского храма на Галате, https://admd.info/sinaxar.php?date=1567641600

[4] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г., Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013, с. 120.

[6] Сам Юстиниан называет латинский своим родным языком в 13 новелле от 535 года.

[7] Существует версия, приписываемая Петру Патрикию, о том что экскувиты якобы хотели провозгласить Юстиниана императором уже в 518 году, но тот отказался. Ввиду его низкого чина на то время эта версия маловероятна.

[8] Во враждебной к Юстиниану и Феодоре «Тайной истории» Прокопия Феодора выставляется буйной и открытой распутницей, матерью нескольких незаконных детей до брака.

[9] По разным источникам 1 или 4 апреля.

[10] Возможно речь идет о преподобном Савве Освященном.

[11] Как в случае с предложенной колдовской помощью в войне с персидским шахом Хосровом. По свидетельству Иоанна Ниусского, цит. у Дашкова.

[12] Сумма как указана в энциклопедии Мир вокруг нас. В жизнеописании Эванса – 11 тысяч. См. http://www.roman-emperors.org/justinia.htm

[14] Фраза как приводится у Дашкова.

[15] Согласно новелле 11, подтверждено новеллой 131 от 545 года. См. Эриксон, Иоанн, прот., «Автокефальная Церковь», из книги: John H. Erickson, The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History, Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1991, http://orthodoxy.org.ua/node/15967

[16] Феофан Сигрианский датирует введение в Литургию этого гимна 6028 (т.е. 535/536) годом, и эта дата принята основной, хотя и среди древних авторов и среди учёных нового встречаются разные датировки. См. Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44, http://www.sedmitza.ru/text/408956.html

[17] Сумма как указана в энциклопедии Мир вокруг нас. В жизнеописании Эванса – 5 тысяч. См. http://www.roman-emperors.org/justinia.htm

[18] Сказание, содержащееся в Четьей Минеи, о том что праздник Сретения Господня был якобы установлен после того как чума и землетрясение чудесно остановились после торжественного Сретенского богослужения 2 февраля 542 года, не подтверждается современными событию источниками и является вероятно позднейшим западным новоделом. См. Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования), СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44, http://www.sedmitza.ru/text/408956.html

[19] Это замечание – по Дворкину, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов. XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства», http://www.pagez.ru/olb/dv1/44.php

[20] Сумма по жизнеописанию Эванса. В энциклопедии Мир вокруг нас – 30 тысяч золотых монет (aurei). У Дашкова – 400 либр

[23] Среди неназванного выше: восстановлены обветшавшие Фермопилы и Никополь-на-Истре, построен Мелитинский Ирининский храм, Равеннский Виталиевский храм и много храмов в Святой Земле, окружена стенами Тивериада. Местное предание говорит о явлении святому царю Богородицы, по воле которой он основал Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь.

[24] Однако, эта формула была и тогда лишь неким идеалом, не соответствовавшим устройству Церкви в его время. Дворкин, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть вторая. Церковь в эпоху Вселенских Соборов. XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства», http://www.pagez.ru/olb/dv1/44.php

[25] Новелла 154, цит. у Дашкова

[26] В одной из новелл, цит. у Дашкова

[27] См. полную статью: «Life of Justinian by Theophilus,» English Historical Review, vol. 2 (1887), 657‑686, http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/. tml

[28] В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *