биография ж я котина
Жозеф Котин: главный конструктор Танкограда
10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин ‒ разработчик самых мощных танков Великой Отечественной войны. Если танк Т-34 у всех на слуху, то о таких «крепостях из металла», как КВ и ИС-2, сегодня вспоминают гораздо реже. А ведь именно эти танки прорыва вызывали трепет у врага и во многом обеспечили победу.
Производство тяжелых танков было налажено на челябинском заводе-гиганте, получившем в народе название «Танкоград», главным конструктором которого до конца войны был Жозеф Котин. После победы ученый продолжал заниматься бронетехникой, создавал лучшие в стране трактора, участвовал в ракетной программе. О жизненном пути и важнейших разработках Жозефа Яковлевича – в нашем материале.
Из Харькова в Ленинград
Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение.
Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела.
В возрасте 29 лет Котин – уже руководитель танкового конструкторского бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде. Энергичное решение Котиным организационных вопросов ускорило работу коллектива. С 1938 года СКБ-2 занимается разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»). Позже к нему добавляется однобашенный танк с усиленной противоснарядной броней КВ («Клим Ворошилов»). Такие имена давались танкам не случайно – само название повышало ответственность разработки.
Танк-призрак
Танк КВ был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Военные использовали его на линии Маннергейма, и ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка. Однако пушка КВ оказалась недостаточно сильной для борьбы с фортификационными сооружениями противника. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью.
Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке
Еще одним преимуществом танков КВ, кроме усиленной брони, стал дизельный двигатель. До этого танки заправляли бензином, который легко загорался, уничтожая машину, а дизельный танк поджечь было уже не так легко. К началу Великой Отечественной войны котинские танки еще страдали некоторыми «детскими» болезнями, но даже в таком виде они вызывали трепет врага. Засвидетельствованы факты, когда один «Клим Ворошилов» сутки сдерживал половину танковой дивизии немцев или в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Под впечатлением от несокрушимости танка КВ немцы прозвали его «Призраком».
С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал.
Котин − генерал Танкограда
Уже через неделю после прибытия завода в Челябинск первые танки отправили на фронт. Из семи эвакуированных в город предприятий формируется танкостроительный гигант − Челябинский Кировский завод с неофициальным названием «Танкоград». Под началом Котина здесь ведется работа по усовершенствованию танков КВ, создаются модификации с несколькими орудиями (КВ-7), огнеметом (КВ-8), гаубицей калибра 122 мм (КВ-9). Разрабатывается самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооруженная 152-мм гаубицей.
Танки ИС-2, участвовавшие в штурме Берлина
Немецким ответом «Климу Ворошилову» стали принципиально новые танки «Тигр» и «Пантера». Советским танкостроителям нужно было что-то противопоставить технике врага. Новый танк прорыва получил название «Иосиф Сталин» (ИС). По бронезащите новая машина превосходила немецкие танки в полтора-два раза, а огневая мощь по сравнению с «Климом Ворошиловым» выросла в пять раз. Самой успешной стала модификация ИС-2, созданная под руководством Котина.
ИС-2 был самым тяжелобронированным и одним и самых мощных танков Второй мировой войны. Серийное производство машины началось в ноябре 1943 года. Основным назначением ИС-2 являлся прорыв хорошо укрепленных позиций противника и штурм захваченных городов. Первый бой новый котинский танк принял в апреле 1944 года и до конца войны продолжал совершенствоваться. ИС-2 отлично справлялся со своими обязанностями и хорошо зарекомендовал себя в войсках. Немецкое командование не советовало своим военнослужащим вступать в открытый бой с ИС-2, предпочитая нападения из засад. «Иосиф Сталин-2» стал настолько успешной машиной, что оставался на вооружении СССР, а затем России вплоть до 1990-х годов.
Создатель мирной техники
К моменту окончания Великой Отечественной войны коллектив Жозефа Котина разработал более 50 боевых машин. Под руководством самого молодого в Союзе генерала в течение войны Танкоград выпустил более 18 тысяч танков и самоходных установок.
В конце 1945 года Котин возвращается в Ленинград, где продолжает создавать танки и гражданскую технику. Огромный опыт разработки боевых машин удалось перевести в мирное русло: под руководством Жозефа Яковлевича был создан очень успешный трактор К-700 «Кировец» и трелевочный трактор К-12. Для покорителей Арктики был разработан уникальный вездеход «Пингвин».
Трактор К-700 «Кировец»
В военном деле эпоха танков сменялась эпохой ракет, и здесь Котин тоже проявил себя как незаурядный конструктор. Под научным руководством самого Сергея Павловича Королева на Кировском заводе на базе котинских разработок создаются первые в СССР подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. Последней работой Котина в качестве главного конструктора Кировского завода стал первый в Союзе подвижный ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной баллистической ракетой. В 1968 году Жозеф Котин становится замминистра оборонной промышленности СССР.
С 1972 года и до последних дней жизни Котин был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве.
По воспоминаниям современников, Котин был талантливым организатором и незаурядным политиком. Он был готов реализовывать любые идеи вышестоящего начальства, будь то танк на воздушной подушке или танк с газотурбинным двигателем. Настойчивый, работоспособный, глубокомысленный, хорошо знающий и любящий людей – так о нем отзывались коллеги. Работа Котина была по достоинству оценена государством: Жозеф Яковлевич был Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Его имя носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске, санкт-петербургская Академия машиностроения и горная вершина на Тянь-Шане.
Котин Жозеф Яковлевич
Генерал-полковник инженерно-технической службы, Герой Социалистического труда Жозеф Котин (10.03(27.02) 1908 – 21.10.1979) в годы Великой Отечественной войны работал в Челябинске – трудился на знаменитом тракторном (танковом) заводе. И не просто трудился – Котин был одним из создателей той челябинской инфраструктуры времен войны, той самой, что мы называем Танкоградом.
Улица Котина своим именем напоминает челябинцам о вкладе Ж.Я. Котина и легендарного Танкограда в Великую Отечественную войну.
Ж.Я. Котин родился 10 марта 1908 года (27 февраля по старому стилю) в городе Павлограде Екатеринославской губернии (Днепропетровской обл.), в семье рабочего. В 1923 году начал трудовую деятельность учеником слесаря на котельно-механическом заводе «Труд» в Харькове.
После окончания в 1927 году вечернего рабочего факультета (рабфака) учился в Харьковском политехническом институте.
В августе 1929 г. его, студента третьего курса, отличника, направили для продолжения учебы в Ленинградскую Военно-техническую академию им. Дзержинского.
С 1932 года Ж.Я. Котин проходит службу в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА. В 1932 г. на Ленинградском Кировском заводе организовано производство танков.
В мае 1937 года Котин получил назначение на должность главного конструктора СКБ-2 Кировского завода.
Здесь стал складываться особый – «котинский» стиль работы.
В феврале 1939 года в СКБ-2 приступили к разработке однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). Первый образец танка KB был изготовлен в сентябре 1939 года.
19 декабря 1939 года тяжелый танк KB, как и новый танк Т-34, был принят решением правительства на вооружение Красной Армии.
С первых дней войны возникла необходимость в массовом производстве танков. Военное положение Ленинграда становилась все более напряженным. Немцы бомбили город постоянно и методично. Во время одной из этих бомбежек Котин получил легкое ранение и контузию.
В 1940-1941 годах в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50 («Объект 211»).
6 октября 1941 г. вышел приказ об эвакуации Кировского завода в Челябинск, где на базе ЧТЗ и других заводов, частично или полностью туда эвакуированных, был создан «Танкоград» – гигантский танковый завод.
С началом Великой Отечественной войны образуется Наркомат танковой промышленности (НКТП) и Котина назначают заместителем наркома и главным конструктором НКТП. Наркомат был эвакуирован в Челябинск.
9 октября 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков КВ на ЧКЗ Ж.Я. Котину вместе с директором завода И.М. Зальцманом М.И. Калинин вручил орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».
18 сентября 1943 г. за создание принципиально новой машины ему была присвоена ученая степень доктора технических наук.
При помощи Танкограда вдоль всей линии фронта были созданы ремонтные заводы и бригады. Котинские танки были приспособлены к ремонту в полевых условиях.
В 1942 году Котину было присвоено воинское звание «генерал-майор технических войск, а в 1944 году – звание «генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы».
5 августа 1944 г. за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых танков и артиллерийских самоходных установок Опытный завод № 100 был награжден орденом Ленина.
Под руководством Ж. Я. Котина проводились работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1, ИС-2.
В период 1943-1944 гг. на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
Весной 1946 г. Жозеф Яковлевич вернулся в Ленинград на родной завод. Одновременно он – директор Всесоюзного научно-исследовательского института (ВНИИ-100), созданного на базе Опытного завода № 100.
С 1948 г. Жозеф Яковлевич – профессор Ленинградского политехнического института им. Калинина.
19 марта 1949 года Ж.Я. Котина назначили директором вновь образованного Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИ-100, ВНИИТМ).
С 1961 года Котин начинает разрабатывать новый колесный трактор — универсальный тягач, на котором можно было бы и грузы перевозить, и пахать, и сеять. Он получил название «Кировец» (К-700).
В 1968 году Котин становится заместителем министра оборонной промышленности и переезжает в Москву. Здесь он прожил и проработал одиннадцать лет.
Всю свою жизнь Жозеф Яковлевич посвятил созданию и производству бронетанковой техники, успешно совмещая конструкторскую, производственную, организаторскую работу с научной деятельностью.
Он был прирожденным конструктором и не мог совсем оставить практическую работу.
Жозеф Яковлевич обладал энергичным и общительным характером, пользовался большим уважением и авторитетом подчиненных.
Отличительной чертой деятельности Ж.Я. Котина являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается.
В памяти всех, кто соприкасался с Ж.Я. Котиным, он оставил глубокий след как талантливый инженер, крупный организатор промышленности.
Награды и звания
Жозеф Яковлевич умер в Москве в 1979 году.
Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Память о Ж.Я. Котине
Память о Ж.Я. Котине бережно хранят в Челябинске:
Музей Жозефа Котина
В челябинской школе № 86 Тракторозаводского района работает музей Жозефа Котина. На школе висит мемориальная доска,на которой текст:
«С 1980 года школа № 86 носит имя выдающегося танкостроителя Котина Жозефа Яковлевича».
Музей, несмотря на то, что собирался в основном более года получился хороший, с богатой экспозицией. Инициатива его создания принадлежит бывшей работнице ЧТЗ Анисе Нурмухаметовой – члену общества «Блокадное братство». Вокруг нее сплотились энтузиасты – педагоги, родители и учащиеся школы № 86.
Известный на ЧТЗ летописец Эдуард Соболев (на снимке) много времени провел на заводе, собирая материалы для музея Котина. Ему принадлежит книга «Конструкторское бюро: судьбы людей и машин», в которой он рассказал о фактах, что долгое время были скрыты от нас за семью печатями.
Помогала подготовке материалов и девяностопятилетняя Татьяна Шеметова, друг семьи Котиных. Судьба несколько раз сводила ее с женой Жозефа Яковлевича – Натальей Поклоновой Они вместе встречались и с людьми из творческого рабочего круга конструктора Котина.
Собирая материалы, создатели музея познакомились с редкими экспонатами и документами. Большой интерес у создателей музея вызвал документ, в котором было расписано перепрофилирование некоторых школ в госпитали еще за четыре месяца до войны. Некоторые из ветеранов войны согласились отдать в музей свои награды. Любопытно, что жители других городов к музею проявляют тоже большой интерес. Впрочем, сюда в музей просто нужно однажды прийти, окунуться в историю, познакомиться с интересными, редкими документами.
Мемориальные доски Ж.Я. Котину, установленные в Тракторозаводском районе г. Челябинска
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, проспект В.И. Ленина, дом № 15.
Дата установки: в 1985 году, к 40-летию Победы.
Материал: Бронза 1,5х1,4 м
Автор: скульптор Э. Головницкая
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, улица Котина, дом № 17/улица Героев Танкограда, дом № 100
Мемориальная доска установлена на жилом доме, находящемся на пересечении улиц Котина и Героев Танкограда.
Надпись на доске: «Улица названа в честь Жозефа Яковлевича Котина главного конструктора бронетанковой техники, Героя Социалистического Труда, Лауреата Государственной премии СССР».
Дата установки:1 июня 2006 года.
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, улица Котина, дом 22, здание школы № 86.
Надпись на доске: «С 1980 года школа № 86 носит имя выдающегося танкостроителя Котина Жозефа Яковлевича».
Дата установки: 1980 год
Материал предоставила Г.В. Бречко, библиотека № 11 им. Я. Гашека
10 марта 1908 года родился Жозеф Котин — создатель легендарного советского танка КВ. Конструктор вооружил Красную Армию боевыми машинами, с которыми войска вермахта боялись вступать в открытый бой.
По окончании Великой Отечественной войны Котин продолжил модернизацию советского ВПК, помогая запускать в космос ракеты и осваивать Антарктиду.
О жизненном пути советского инженера-изобретателя — в материале RT.
От Харькова до Ленинграда
Жозеф Котин родился 10 марта 1908 года в небольшом украинском городке Павлоград (сегодня территория Днепропетровской области) в семье обрусевших поляков. В годы Гражданской войны Котины переехали в Харьков, где 15-летний Жозеф устроился слесарем на котельно-механический завод. Там впервые и проявился его талант к конструкторской деятельности: юный Котин усовершенствовал слесарные тиски и запатентовал своё изобретение.
Окончив местный рабфак, Жозеф по желанию родителей поступил в мединститут, но быстро понял, что его увлечение техникой сильнее. В итоге он перевёлся на автомобильный факультет Харьковского политеха, где, после третьего курса, его как одного из лучших студентов направили на учёбу в ленинградскую Военно-техническую академию РККА. Там Котин защитил диплом, посвящённый разработкам колёсно-гусеничного танка. После этого его вызвали на повторную защиту, на которой присутствовал лично Михаил Тухачевский.
Командующий Ленинградским военным округом обратил внимание на перспективного инженера-изобретателя и распорядился, чтобы тот остался работать в научно-исследовательском отделе академии. Через некоторое время Котина назначили начальником специально созданного проектно-конструкторского сектора.
Молодой инженер занимался новаторскими танковыми проектами и готовил диссертацию по десантированию бронетехники, но в 1937 году в его судьбе произошёл крутой поворот.
Котин возглавляет специализированное конструкторское бюро ленинградского Кировского завода — одного из самых больших в стране. Там он работает над новыми образцами танков.

Жозеф Котин, РИА Новости
В то время перед советскими инженерами стояла приоритетная задача по разработке многобашенной танковой техники, однако Котин параллельно работал и над однобашенной моделью.
Появлению танка КВ невольно поспособствовал сам Иосиф Сталин. В декабре 1938 года на совместном заседании Комитета обороны и Политбюро глава государства снял одну из башен с макета трёхбашенного танка СМК и поинтересовался у Котина, сколько она весит. Инженер ответил, что около трёх тонн. Сталин тут же распорядился «обратить» эту массу на броневую защиту.
Котин также рассказал вождю о своих «однобашенных наработках» и получил одобрение на их развитие. Так Советский Союз наряду с многобашенным тяжёлым СМК получил и танк КВ («Клим Ворошилов»), оказавший огромное влияние на развитие бронетанковой техники не только в стране, но и в мире.
Маршал СССР, чьим именем был назван танк, сыграл важную роль в судьбе Котина. Благодаря участию Ворошилова, будущая жена конструктора, Наталья Поклонова, после двух бесплодных попыток смогла поступить в военную академию, где и познакомилась с Котиным.
Первое детище конструктора — ещё «сырой» КВ — прошёл боевое крещение в Советско-финской войне в 1939 году. Танк участвовал в боях 17 декабря на Линии Маннергейма.
Мощности его 76-мм пушки не хватило для того, чтобы разгромить ДОТ противника, однако он сам остался неуязвимым для вражеской артиллерии благодаря своей непревзойдённой броне. Ещё одним важным достоинством КВ стал дизельный двигатель, риск возгорания которого был существенно ниже, чем у бензиновых аналогов. Через пару дней после боя КВ был официально принят на вооружение РККА.
Главный конструктор Танкограда
К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.
Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 41-го единственный танк КВ под городом Расейняй сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz.35 (t).
А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и 2 орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его «Gespenst» — призрак.

Советские тяжелые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки, РИА Новости Самарий Гурарий
Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Но оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта руководство страны посчитало неблагоразумным. Поэтому Ленинградский, Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.
Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-мм гаубицей КВ-2.
Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.
«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что состоял на вооружении Красной армии вплоть до самого распада Советского Союза, а затем — ещё и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года).
Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-мм пушка представляла смертельную угрозу для вражеских ДОТов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим Вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий».
Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.
За годы войны Котин успел побывать заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.
После войны
Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, бронетехника отошла на второй план.
Тем не менее, о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.
«Этот человек помог нам выиграть войну», — так говорил о конструкторе Первый секретарь ЦК КПСС.
В мирное время Котин продолжил проектировать различную технику, используя свой колоссальный «танковый» опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов К-700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К-12, используемый при лесозаготовках.
Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.

Жозеф Котин
В 1968 году Жозеф Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, дослужился до звания генерал-полковника инженерно-технической службы. В отставку из министерства Жозеф Яковлевич вышел только в 1972-м.
Родные Котина вспоминают, что глава семьи не был в отпуске 17 лет. А когда после войны руководство чуть ли не силой отправило его в санаторий, конструктор каждый день звонил на работу и умудрялся летать с отдыха на завод, чтобы лично разобраться с какими-то неполадками.

