биография жана люка годара
Жан-Люк Годар: биография, личная жизнь, фильмы с актером
Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Содержание (быстрый переход)
Годар – яркое явление в мире кинематографа, легенда, признанный гений, снимающий фильмы, непохожие ни на какие другие, в которых намешаны самые разные жанры. Он не боится сочетать элементы игрового и документального кино ради того, чтобы зритель почувствовал и понял его переживания. Для Жана-Люка Годара неважны премии, он не признает кинофестивали, которые не раз номинировали его на различные награды, многие из которых он так и не получил потому, что ему было жалко времени на перелеты.
Биография Жана-Люка Годара
Будущий режиссер родился в обеспеченной парижской семье в декабре 1930 года. Его мать принадлежала к семье швейцарских банкиров, а ее родственниками были такие известные личности, как композитор Жак-Луи Моно, ученый Теодор Моно, лауреат Нобелевской премии Жак Моно. Отец Жан-Люка Поль был врачом, практиковавшем в собственной клинике.
В четырехлетнем возрасте родители перевезли Годара в Швейцарию, где он пошел в школу, а в шестнадцать Жан-Люк поступил в парижский Лицей Бюффона, но увлечение кино поставило крест на его учебе в лицее.
На фото: Жан-Люк Годар в молодости
Это привело к тому, что он провалился на экзамене, не получил степень бакалавра и возвратился в Швейцарию. Продолжить обучение Жан-Люк Годар решил в Сорбонне, и во время учебы стал настоящим киноманом, не вылезавшим из киноклубов.
Там он обзавелся новыми знакомыми, среди которых оказались Жак Риветт, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер, кинокритик Андре Базен. Годар увлекся литературной деятельностью и начал писать заметки о кино для основанной вместе с новыми знакомыми газеты.
Первым фильмом в творческой биографии Жана-Люка Годара стала короткометражка «Операция бетон», снятая в 1954 году. Деньги на этот фильм Годар заработал, работая на строительстве дамбы.
Кадр из фильма «На последнем дыхании»
Самое интересное
После этого фильма Жана-Люка стали называть пионером «новой волны». Это течение возникло в пятидесятые годы, а его основателями стали режиссеры, не желавшие снимать коммерческие фильмы, в основе которых лежали уже готовые стандарты.
К концу шестидесятых «новая волна» перестала интересовать Годара, а его новым увлечением стал марксизм. Еще один фильм Годара, ставший одним из ярких примеров «новой волны», «Женщина есть женщина» был снят в 1961 году, а главную роль в нем сыграла жена Жана-Люка Годара Анна Карина.
На фото: рабочий момент съемок фильма «Женщина есть женщина»
Во времена социального кризиса во Франции, вылившегося в студенческие демонстрации и массовые беспорядки, Жан-Люк Годар начал снимать пропагандистские фильмы и стал одним из идейных вдохновителей левого движения. Вместе с Жан-Пьером Горином Годар создал группу, занимавшуюся съемками политического кино, и назвали ее «Дзига Вертов». Группа просуществовала до 1972 года.
Возвращение к большому кино в 1980 году было ознаменовано выходом фильмов «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Имя: Кармен», «Страсть». В 2010 году Годар снял картину «Социализм», сюжет которого разворачивается на круизном лайнере.
Режиссер не собирался останавливаться, и в 2014 году он снял фильм-эксперимент «Прощай, речь» 3D. Лента снималась очень долго, а потом не менее долго монтировалась и обрабатывалась. Фильм был удостоен приза кинофестиваля в Каннах и еще нескольких наград.
На фото: Годар снимает «Прощай, речь»
«Прощай, речь» был признан одним из лучших фильмов 2014 года.
Личная жизнь Жана-Люка Годара
Режиссер был женат трижды, и два первых раза его женами становились актрисы, которых он снимал в своих фильмах.
На фото: Жан-Люк Годар и Анна Карина
Анну Карину, актрису датского происхождения, Годар пригласил в свой фильм «Маленький солдат». Позже она сыграла главные роли еще в семи картинах режиссера.
Первое предложение Годара сняться в его ленте «На последнем дыхании» Анна не приняла, потому что не хотела сниматься обнаженной. Жан-Люк испытывал симпатию к молодой актрисе, но сначала она этого не замечала.
Первое свидание актрисе Годар назначил запиской, в которой признался девушке в любви. Это произошло, когда съемки уже шли полным ходом, и Анна Карине понимала, что и сама влюбляется в режиссера.
Со съемок «Маленького солдата» они вернулись уже влюбленной парой, а в марте 1961 года сыграли свадьбу, а спустя шесть лет разошлись.
Благодаря фильмам Годара Анна Карина стала олицетворением и символом «новой волны». Следующей женщиной, с которой связал личную жизнь Жан-Люк Годар, стала Анна Вяземски, потомок русских эмигрантов, внучка нобелевского лауреата писателя Франсуа Мориака.
На фото: Жан-Люк Годар и Анна Вяземски
Режиссер пригласил Анну на роль Вероник в свой фильм «Китаянка», и с этой картины начался их роман.
Режиссеру было тридцать пять лет, когда он познакомился с восемнадцатилетней студенткой философского факультета. Он уже был одним из самых известных режиссеров, лидером «новой волны», кумиром молодежи и любимцем кинокритиков, а она только начинала свой путь в кинематографе.
Жена Жана-Люка Годара Анна Вяземски в фильме «Китаянка»
К тому времени Вяземски успела сняться в качестве непрофессиональной актрисы в картине «Наудачу, Бальтазар» Робера Брессона, который, несмотря на то, что она годилась ему во внучки, был сильно увлечен Анной, но она не отвечала ему взаимностью.
Брессон сам познакомил Годара с Вяземски, однако Анна не воспринимала серьезно знаки внимания со стороны нового знакомого, и Жану-Люку пришлось пустить в ход все свое обаяние и приложить немало усилий, чтобы девушка начала отвечать ему взаимностью.
Он умел нравиться женщинам, и это умение не подвело его и в этот раз – Анна влюбилась в Годара, и через год после начала знакомства они начали встречаться, а в 1967 году поженились. Их свадьба была более чем скромной, в присутствии только двух свидетелей.
Женой Жана-Люка Годара Анна Вяземски была двенадцать лет, а после развода также продолжала сниматься в его фильмах. Третьей женой Жана-Люка Годара стала Анн-Мари Мьевиль, являющаяся не только супругой режиссера, но и соавтором его последних фильмов.
На фото: Годар и Анн-Мари Мьевиль
Они живут в маленьком доме, который одновременно является съемочной площадкой, студией и технической лабораторией, где на стенах висят репродукции картин, а на полу стоят стопки книг. В доме много современной техники, огромных плазменных экранов, различных видеокамер и компьютеров, всего, что необходимо для создания новых шедевров.
Жан-Люк Годар не раз подвергался критике за антисионистские взгляды и осуждение действий государства Израиль в отношении Палестины. В 1976 году он снял документальный фильм «Здесь и там», в котором запечатлел подробности своего путешествия на Ближний Восток.
Жан-Люк Годар: как начать смотреть его фильмы
Великому режиссеру 90 лет! Поздравляем Годара с днем рождения и посвящаем ему новый выпуск цикла о великих режиссерах
В 2014 году жюри Каннского кинофестиваля под председательством Джейн Кэмпион, создательницы знаменитого «Пианино», решило наградить спецпризом сразу два фильма. Первый — «Мамочка» — снял канадский «киновундеркинд» Ксавье Долан, второй — «Прощай, речь 3D» — патриарх мирового кинематографа Жан-Люк Годар. Кинокритики шутили, что это самая асимметричная награда смотра: большее несоответствие в возрасте, авторской манере и репутации трудно себе представить. Но самое главное — непонятно, кто из этих режиссеров более молод, смел, дерзок и свободен от условностей: 25-летний Долан или 83-летний Годар. Многие склонялись к тому, что именно последний.
Жан-Люк Годар — один из главных новаторов, экспериментаторов и хулиганов мирового кино. За свою долгую жизнь он снял 129 фильмов, включая документальные, короткометражные и телевизионные.
Самым значимым десятилетием в его творчестве были шестидесятые, время начала карьеры. Годар выбрал для себя прихотливый режиссерский маршрут: в каждом следующем десятилетии он трансформировал свою манеру, оставаясь при этом собой — бескомпромиссным исследователем общества, человека и кинематографа.
Большинство его фильмов непросто смотреть — Годар насыщает каждый кадр, каждую реплику невероятным количеством отсылок к французской истории, мировой культуре или современному политическому контексту. Распознавание этих кодов требует огромного напряжения. Но есть и другой путь к Годару — не интеллектуальный, а эмоциональный. Нужно просто признаться себе, что всех отсылок все равно не найти, и наслаждаться годаровской свободой в обращении с актерами, материалом и зрительским восприятием. И тогда картины Годара откроются с другой стороны — как веселая раскрепощающая игра, опрокидывающая традиционные представления о том, что такое фильм и как он может выглядеть. Это самое настоящее антикино — недаром специалист по французскому кинематографу Владимир Виноградов назвал свою книгу о режиссере «Антикинематограф Годара, или Мертвецы в отпуске».
С чего начать
С его полнометражного дебюта «На последнем дыхании» (1960), главные роли в котором сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Фильм получил приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале, стал самой известной работой Годара и манифестом французской «новой волны». После этой картины режиссер мог больше ничего не снимать — он уже вошел в историю мирового кино.
Бельмондо, сыгравший молодого преступника Мишеля Пуакара, обаятельного циника, похожего на персонажей Хамфри Богарта из американских фильмов в стиле нуар, был уверен, что «На последнем дыхании» никогда не выйдет в прокат — настолько съемки проходили странно, непривычно. Вместо сценария у Годара был толстенный блокнот с описанием сцен, но без единой реплики. Режиссер ставил актерам задачу, и дальше они свободно импровизировали. На первых зрителей произвело сильное впечатление то, что действие французского фильма переместилось из студийных павильонов в крохотные квартирки, гостиничные номера, на площади и в закоулки Парижа — камеры нового поколения позволяли снимать в недостаточно освещенных пространствах и записывать синхронный, то есть живой, а не воспроизведенный на студии, звук. Для того чтобы камера стала подвижной, динамичной, оператора Рауля Кутара усадили в раздобытую Годаром инвалидную коляску, и режиссер сам катил ее в нужном темпе. А когда потребовалось сократить уже готовый фильм, Годар просто вырезал все переходы между сценами, и появилось ощущение рваного, дерганого, идущего рывками повествования.
Фильм производил впечатление глотка свежего воздуха. Так кино еще не делал никто. «На последнем дыхании» воспринимали как водораздел между старым и новым кино. Теперь было понятно, что снимать уже нельзя.
Что смотреть дальше
Можно переместиться на пять лет в будущее и посмотреть «Безумного Пьеро» (1965) — своеобразное продолжение «На последнем дыхании» в альтернативной реальности: персонаж Жан-Поля Бельмондо (теперь его зовут Фердинанд) цел и невредим, он повзрослел, остепенился, завел семью, устроился работать на телевидение и стал типичным буржуа. Криминальную интригу на этот раз ведет не герой, а героиня (Анна Карина): она уводит Фердинанда из семьи и втягивает в приключение с крадеными деньгами, мафией и головокружительными погонями. Но как бы ни разворачивалась эта история, она все равно приведет героя к тому же финалу, что и в фильме «На последнем дыхании»: бунт против буржуазного общества изначально обречен на провал. Но не бунтовать годаровские герои не могут.

После «Безумного Пьеро» лучше всего посмотреть женский вариант «На последнем дыхании» — «Жить своей жизнью» (1962). Героиня, которую играет та же Анна Карина, бросает вызов буржуазному обществу и мещанской морали — она уходит из семьи и становится проституткой. У Годара это не только пощечина общественному вкусу, но и метафора поиска идентичности. Героиня начинает путешествие не только по парижскому дну, но и внутрь самой себя. Ей нужно выйти за пределы мира норм и условностей, чтобы понять, кто она такая, и найти ответ не вне, а внутри своего «я». Но внешний мир не дает ей уйти просто так, не заплатив. И она платит за свое раскрепощение жизнью, как и Мишель Пуакар в фильме «На последнем дыхании».

Затем стоит вернуться на три года назад и посмотреть, пожалуй, единственную работу Годара в чистом жанре — уморительную короткометражку «Всех парней зовут Патрик» (1959). Это комедия о двух девушках, которые познакомились с парнями по имени Патрик, ходят с ними на свидания и не подозревают, что стали жертвами чудовищного обмана.

Дальше можно перейти к фильму, в котором этот сюжет вывернут наизнанку: теперь парней двое, а девушка одна. Это знаменитая «Банда аутсайдеров» (1964), нежная пародия на нуар, отголоски которой можно обнаружить во многих фильмах других режиссеров. Например, пробежку по Лувру воспроизвел Бертолуччи в «Мечтателях» (2003), а танец мэдисон — Тарантино в «Криминальном чтиве» (1994). Тарантино, кстати, был настолько влюблен в этот фильм, его автора, «новую волну», что свою кинокомпанию назвал A band apart, переставив местами элементы названия «Банды аутсайдеров» (Bande à Part). Когда Годар узнал, что в США есть фанат его творчества, который снимает кино, цитирует «Банду аутсайдеров» и другие картины, он проворчал: лучше бы прислал денег на новый фильм.
Следом логично посмотреть еще одну ленту, в которой Годар расписывается в любви к нуару, — «Альфавиль» (1965). Это мрачная фантастическая история о тоталитарном будущем, в котором миром управляет суперкомпьютер «Альфа-60». Годар отсылает внимательного зрителя не только к нуару, но и к немецкому киноэкспрессионизму 1920-х: в частности, создателя электронной системы управления зовут Леонард Носферату — в честь страшного вампира, персонажа фильма Мурнау «Носферату, симфония ужаса» (1922), одного из шедевров киноэкспрессионизма.
Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар родился в Париже в 1930 году в буржуазной семье. Во время Второй Мировой войны семья перебралась в.
В 1949 году будущий режиссер поступает в Сорбонну, чтобы изучать антропологию. Однако он остывает к науке, когда попадает в компанию молодых кинематографистов, среди которых оказываются Франсуа Трюффо, Жак Риветт, Эрик Ромер. В 1950 друзья создают свой журнал о кино, для которого Жан-Люк пишет статьи о современном кинематографе.
В 1951 году родители перестают финансировать недоучившегося антрополога, и Годар некоторое время живет в нищете, иногда подворовывая себе на пропитание, так как денег от написания статей не хватает даже на еду.
В 1953 году он снимает короткометражный фильм «Операция бетон». Деньги и материал для фильма он берет, благодаря своей кратковременной работе в качестве рабочего на дамбе.
Всю свою жизнь Жан-Люк был ярым приверженцем «левых» течений, активно участвующим в политической жизни страны. Его убеждения всегда находили свое отображение и в его фильмах. В 60-е годы он снимает «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение», «Альфавиль». Эти фильмы становятся его манифестами, обличающими современное общество.
С 1967 по 1970 гг. Годар входит в состав творческой группы «Дзига Вертов», главной идеей которой было внедрение идей социализма в создание фильмов. Их основными постулатами были: коллективное авторство, свободная дистрибьюция. В этот период при участии Жана-Люка были сняты фильмы: «Здесь и там», «Владимир и Роза», «Ветер с Востока».
В 1967 году на съемках фильма «Китаянка» Годар знакомится со своей второй женой, актрисой Анной Вяземски.
Несмотря на опыт и славу, Годар никогда не прекращает экспериментировать и искать новые способы выразительности. В конце 70-х он увлекается новыми возможностями цифровых технологий, пытаясь достичь следующего уровня достоверности в кино, а в 80-е Годар обращается к телевидению как к попытке более близкого общения со своим зрителем. В это время он создает киноантологию «История кино», фильм «Моцарт-навсегда», участвует в создании киноальманаха короткометражек «На 10 минут старше».
Сегодня Жан-Люку Годару уже более 80 лет, но его фильмы по-прежнему обсуждают и ждут. Последние картины мастера «Фильм-социализм», «Прощай, речь» с успехом прошли на всех мировых кинофестивалях.
Жан-Люк Годар
Биография
Жан-Люк Годар – знаковый французский и швейцарский режиссер, один из участников кинематографического движения «Новая волна». Фильмы, снятые им, в 1960-е годы отразились на последующей истории мировой кинематографии, особенно сильный след оставив в европейском кино.
Детство и юность
Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 года. Будущий режиссер был вторым из четверых детей. Отец мальчика, профессиональный врач, до этого успел пожить как во Франции, так и в Швейцарии. Мать происходила из старинной династии Моно, восходящей к женевскому протестантскому богослову Жану Моно. Через 3 года после рождения Жан-Люка отец нашел место в швейцарской клинике, и семья уехала из Франции. Начальное образование Годар получил в Ньоне.

В молодости Жан-Люк увлекался спортом, особенно его привлекали футбол, баскетбол и катание на лыжах. Еще одним важным моментом детства и юности режиссера стал протестантизм – семья была верующей.
Переходный возраст проходил тяжело: Годар, несмотря на обеспеченность семьи, начал воровать. Привычка переросла в болезненную манию, и мальчик начал красть даже у родственников и друзей. Когда это вскрылось, Жан-Люку было 17 лет, и семья такое «увлечение» не одобрила.

В 1946 году юноша уехал в Париж, где продолжил образование в лицее Буффон. Семейные связи помогли ему стать вхожим в элитные круги столицы Франции, а жил Годар в это время у писателя Жана Шлюмберже. Не сдав в 1948 году экзамен на степень бакалавра, Жан-Люк вернулся в Швейцарию, где вместе с родителями поселился в Лозанне.
В тот период старшая сестра научила юношу рисовать, и Годар с увлечением начал писать картины в абстрактном стиле. Через год юноша вернулся в Париж, где все же сумел получить степень бакалавра. В этот период биографии в его жизнь и вошло киноискусство. Новыми друзьями Годара стали молодые кинокритики, которые встречались в киноклубах.
Фильмы
Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.

Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.
В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.

С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.
Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.

Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.
В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:
«Алиса в Стране Чудес встречает Франца Кафку».
На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.

К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».
За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».

В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.
2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера неоднократно оказывалась под пристальным вниманием прессы и общественности. Первой женой Годара стала Анна Карина, творческий союз с которой привел к созданию наиболее популярных фильмов Жан-Люка. В 1960-е годы Карина и Годар считались одной из самых знаменитых пар кинематографа, фото супругов регулярно мелькали в прессе. После развода супруги прекратили общение.

В 1967 году на съемках «Китаянки» Жан-Люк встретил Анну Вяземски, актрису, которая приходилась внучкой Франсуа Мориаку, известному французскому писателю. Брак продлился до 1979-го и также закончился разводом. Детей у режиссера нет.

Политические и личные воззрения Годара также неоднократно вызывали интерес журналистов, публики и коллег по цеху. С 1970-х годов Жан-Люк занял пропалестинскую позицию, что отразилось в фильмах «Наша музыка» и «Здесь и там».

В мае 2018 года режиссер присоединился к бойкоту израильского кино. Годар отрицает факт холокоста, а в 1978 году признался, что в его семье откровенно симпатизировали нацистам. Про своего деда Жан-Люк сказал, что тот был антисемитом, а свое мнение о государстве Израиль выразил, назвав страну
«раковой опухолью Ближнего Востока».
Сомнительной сочли и поддержку Годаром опального режиссера Романа Полански, в 2009 году арестованного по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер.
Жан-Люк Годар сейчас

Позже выяснилось, что аккаунт в «Твиттере», удачно стилизованный под официальную страницу Министерства культуры Швейцарии, принадлежал скандальному итальянцу Томмасо Дебенедетти, который до этого неоднократно публиковал фейковые заявления от лица популярных персон.


















