биография жуковского николая егоровича

Жуковский Николай Егорович

5 (17) января 1847 г.

Содержание

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области) в семье инженера.

С 1905 г. — президент Московского математического общества.

Научная деятельность

Специалист в области аэро- и гидродинамики, занимался также исследованиями в сфере теории авиации, механики твердого тела, астрономии, гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и механизмов и др. Также разработал теорию крыла, теорию работы гребного винта. [1] Основатель экспериментальной аэродинамики в России.

Выдающимся сочинением по гидромеханике была работа «О движении твёрдого тела, имеющего полости, наполненные капельной жидкостью», удостоенная Московским университетом премии проф. Брашмана. Эта работа Н. Е. Жуковского имеет громадное принципиальное значение для гидромеханики.

В 1897-1898 гг. Ж. был привлечён к работам по постройке нового московского водопровода, где на него было возложено руководство опытами над ударами воды в водопроводных трубах. Найденное решение задачи о гидравлическом ударе дало возможность определить место аварии водопровода, не выходя из помещения насосной станции и не дожидаясь, когда на месте разрушения трубы вода выступит на поверхность мостовой. [2]

В 1910 г. создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Ж. занимался исследованием воздушных винтов. В институте была разработана методика математического расчета летательного аппарата.

Во время войны 1914-1918 годов кружок Жуковского при МВТУ превратился по инициативе своего руководителя в расчетно-испытательное бюро для проверки аэродинамических свойств самолетов, к строительству которых едва-едва начала приступать Россия.

В первые же годы 20 в. в Ж. приступил к систематическим опытам по движению крылообразных тел в воздухе. В 1902г. он создал в механической лаборатории Московского университета одну из первых аэродинамических труб – «галерею для искусственного потока воздуха». В 1904г. в Кучино под Москвой был открыт аэродинамический институт. Этот институт был создан Д.П.Рябушинским на его личные средства при консультационном участии Жуковского и был для того времени богато и разносторонне оборудован. С 1906 издавался «Бюллетень» Кучинского аэродинамического института, в первом выпуске которого опубликована и важная работа Жуковского о падении в воздухе вращающихся продолговатых пластинок как об ученом-математике. В 1910г. были построены аэродинамические трубы в Техническом училище. Начались систематические исследования величины подъемной силы и зависимости ее от формы обтекаемых тел. В Кучинском институте велись измерения подъемной силы как на воздушных змеях, так и на моделях в аэродинамической трубе. По-видимому, в результате этих работ осенью 1904 у Жуковского появилась мысль о влиянии циркуляции (гидродинамической характеристики плоского обтекания тел) на величину подъемной силы: при обтекании воздухом крыла подходящей формы создается сжатие воздуха под крылом и разрежение над ним, в результате чего и возникает подъемная сила.

В опубликованной в 1907г. статье О присоединенных вихрях Жуковский ввел новый тип потенциального течения – с циркуляцией. Для этого типа течения характерно образование сил, действующих перпендикулярно набегающему потоку. Жуковский дал простую формулу расчета силы такого рода по величине циркуляции скорости потока и плотности жидкости. [4]

До Жуковского возникновение подъёмной силы объяснялось ударной теорией Ньютона, описывающей ударяющиеся об обтекаемое тело не связанные друг с другом частицы воздуха. Данная теория даёт заниженное значение подъёмной силы крыла.

Жуковский впервые представил открытый им осенью 1904 года механизм образования подъёмной силы крыла на заседании Математического общества 15.11.1905 г.

Положения теоремы были опубликованы в работах «О падении в воздухе лёгких продолгова¬тых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906). Исследованием в данной области занимался также немецкий учёный Мартин Вильгельм Кутта, в зарубежной литературе теорема Жуковского известна под названием Kutta-Joukowski. [5]

Организационная деятельность

Активный участник Политехнического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Московского математического общества, президентом которого он избирается в 1905 г.

Источник

Жуковский Николай Егорович

Российский ученый. Механик. Основоположник гидро- и аэродинамики в России. Заслуженный профессор Московского университета и Московского высшего технического училища. Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук.

Николай Жуковский родился 17 января 1847 года в селе Орехово, Владимирская область. Мальчик появился на свет в семье инженера-путейца. В 1868 году окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика.

С 1870 года Жуковский начал преподавательскую деятельность. В 1876 году защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» получил степень доктора прикладной математики. С 1885 года преподавал теоретическую механику в Московском университете и в Московском высшем техническом училище.

В 1892 году ученый сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко», составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела, то есть, при постоянном угле атаки. Жуковский нашел траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе теоретически предсказал возможность мертвой петли.

Николай Егорович с 1893 года являлся действительным статским советником, а через год избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1897-1898 годах исследовал причины возникновения аварий в Московском водопроводе. На собрании ученых и инженеров в Политехническом обществе 21 февраля 1898 года сделал доклад о явлениях гидравлического удара, вскрыв его механизм, вывел формулы, связывающие скорость течения, давление, плотность и радиус трубы, зависящие от времени и расстояния рассматриваемого сечения от выбранного начала координат.

Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании». Николай Егорович в 1902 году при механическом кабинете Московского университета соорудил одну из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.

В 1904 году Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. В 1905 году избран президентом Московского математического общества. Жуковским, 15 ноября 1905 года прочитан доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана в 1906 году он опубликован в виде отдельной научной работы.

В 1910 году при участии ученого в МВТУ открыта аэродинамическая лаборатория. Во время Первой мировой войны Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов. После Октябрьской революции в 1917 году руководимый им коллектив ученых сразу включились в дело создания советской авиации. Советским правительством по предложению Жуковского в декабре 1918 года учрежден Центральный аэрогидродинамический институт, где Николай Егорович занял пост руководителя.

Жуковский является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Выступал автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью Владимира Ленина об учреждении премии имени Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов ученого, а также о ряде льгот для него самого.

Николай Егорович Жуковский скончался 17 марта 1921 года в Москве от брюшного тифа. Похоронен великий авиационный конструктор на кладбище Донского монастыря столицы.

Орден Святого Станислава II степени (1884)
Орден Святой Анны II степени (1888)
Орден Святого Владимира III степени (1899)
Орден Святого Станислава I степени (1902)
Орден Святой Анны I степени (1914)

Источник

Отец русской авиации, не любивший летать: Н. Е. Жуковский – имперский основоположник аэродинамики

Сто лет назад, 16 марта 1921 года, умер Николай Егорович Жуковский (1847–1921), великий русский учёный, сыгравший огромную роль в развитии русского авиастроения.

Николай Егорович родился 5 (17) января 1847 года в семье военного инженера. Окончил Императорский Московский университет. Интересно его отношение к учёбе в университете:

Ужасно опечалило меня последнее письмо ваше, в котором вы пишете, что не будете в силах меня отдать в Петербург в Инженерный корпус, потому что идти в университет, да ещё на математический факультет я не вижу никакой дороги. Университет ужасно меня пугает. Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим человеком, а это так трудно; кандидатов на имя великого так много

(Из письма Н. Е. Жуковского матери).

Несмотря на всю скромность, стать великим человеком у Н. Е. Жуковского всё же получилось.

Его значение для русского авиастроения трудно переоценить. Он создал первую в России аэродинамическую трубу, первый в Европе Аэродинамический институт. Был одним из основателей «Кратких теоретических курсов авиации» (1913), из которых со временем выросли Военно-воздушная академия и Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Как учёный Н. Е. Жуковский сформулировал важнейшие теоретические разработки, связанные с количественной величиной подъёмной силы крыла самолёта, разработал основные профили крыльев и лопастей винта самолёта, создал вихревую теорию воздушного винта, заложил основу методов определения подъёмной силы крыла аэроплана и многое другое.

Свои идеи он изложил в теоретических работах: «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906), создал курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания» (1910–1912), «Бомбометание с аэропланов» (1916), «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1916), «Исследование устойчивости конструкции аэропланов» (1918).

При всей своей любви к авиации Николай Егорович сам только один раз поднимался в воздух, и то на воздушном шаре. Этот эксперимент ему не понравился, ему стало плохо, и более он никогда не летал.

В Императорском Высшем техническом училище, где он преподавал, Николай Егорович создал Воздухоплавательный кружок, в который входили многие будущие звёзды русского авиаконструирования: Александр Александрович Архангельский (1892–1978), сын статского советника, правая рука Туполева; Владимир Петрович Ветчинкин (1888–1950), из офицерской семьи, учёный-механик, работавший в области ракетной техники и теоретической космонавтики; Григорий Харлампиевич Сабинин (1884–1968), участник Первой мировой войны, учёный в области аэромеханики; Борис Сергеевич Стечкин (1891–1969), из дворян, конструктор в области авиационных двигателей. Первый свой двигатель АМБС-1 он создал для «Царь-танка» (1915). Также знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1888–1972); Борис Николаевич Юрьев (1889–1957), из офицерской семьи, учёный-авиаконструктор, основоположник русского вертолётостроения, ещё до революции построивший геликоптер, и многие другие учёные и конструкторы.

По сути, Николай Егорович Жуковский не только стал великим теоретиком, «отцом русской авиации», но и воспитал огромную научную плеяду, целую русскую школу авиастроения.

Источник

Биография Николая Жуковского

биография жуковского николая егоровича

Русский учёный в области механики, основоположник современной аэро‑ и гидромеханики Николай Егорович Жуковский родился 17 января (5 января по старому стилю) 1847 года в селе Орехове Владимирской губернии в семье инженера путей сообщения.

В 1868 году окончил физико‑математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика.

С 1870 года Жуковский преподавал физику во 2‑й московской женской гимназии. В 1872 году стал преподавателем математики в Императорском московском техническом училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Ю. Баумана), с 1874 года ‑ доцент по кафедре аналитической механики. В этом училище Николай Жуковский проработал всю жизнь.

Одновременно в 1872‑1920 годах ученый преподавал механику в московской Практической академии коммерческих наук.

В 1876 году Жуковский защитил диссертацию на степень магистра прикладной математики. В 1877 году он был командирован в Берлин (Германия) и Париж (Франция) для дальнейшего обучения. После возвращения из‑за границы в 1879 году Жуковский стал профессором механики в Императорском техническом училище.

В 1882 году за исследование «О прочности движения» ему была присуждена степень доктора прикладной математики. С 1887 года ученый руководил кафедрой механики в Императорском техническом училище.

С 1885 года Николай Жуковский одновременно начал преподавать в Московском университете, где он был утвержден в должности приват‑доцента, а с 1886 года — экстраординарного профессора по кафедре механики. В 1891‑1921 годах — ординарный профессор кафедры теоретической и практической механики физико‑математического факультета университета.

В Московском университете и Техническом училище под руководством Жуковского были организованы лаборатории, в которых велись исследования в области механики.

Жуковский с 1876 года был членом Московского математического общества, в 1903 года — его вице‑президентом, а в 1905 году — президентом. В 1879 году Жуковский был избран членом Московского общества испытателей природы (с 1910 года — почетный член), в 1881 году — Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1889 года — председатель его физического отделения). В 1894 году Жуковский был избран в члены‑корреспонденты Петербургской академии наук; в 1900 году был выдвинут кандидатом в действительные члены академии наук, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и Техническом училище.

Работы Жуковского были посвящены самым различным областям науки, например, теории вычисления планетных орбит и теории кометных хвостов; теории влияния реакций втекающей и вытекающей жидкости; теории упругости; теории подпочвенных вод и т.д. Он внес огромный вклад в развитие гидродинамики. Жуковского интересовала и гидравлика, в частности проблема водоснабжения крупных городов. Его исследования по фильтрации позже были с успехом применены к вопросам механики добычи нефти.

В 1890 году появилась первая работа Жуковского по механике полёта в воздухе ‑ «К теории летания». Следом за ней он опубликовал статьи «О парении птиц», «О летательном аппарате Отто Лилиенталя», «О наивыгоднейшем угле наклона аэроплана» и другие. В первые годы ХХ века Жуковский приступил к систематическим опытам над движением крылообразных тел в воздухе.

В 1902 году в механической лаборатории Московского университета под руководством ученого была сооружена первая в России и одна из первых в мире аэродинамическая труба закрытого типа. По указаниям Жуковского был спроектирован и построен прибор для испытаний самолетных винтов. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном участии ученого в Техническом училище была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910‑1912 годах Жуковский прочитал в Императорском техническом училище курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в которых были систематизированы теоретические изыскания самого Жуковского, его ученика Сергея Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, Технического училища и заграничных аэродинамических лабораторий.

С 1912 года по 1918 год ученый написал ряд работ по вихревой теории гребного винта, в которых опирался на разработанную им теорию крыла. На ее основе проектируются и строятся и современные воздушные винты летательных аппаратов.

С 1913 года Жуковский преподавал на курсах летчиков. В Первую мировую войну (1914‑1918) ученый со своими учениками читал лекции по баллистике, воздухоплаванию на курсах летчиков‑добровольцев, проводил работу по теории бомбометания. Под руководством Жуковского было организовано Авиационное расчётно‑испытательное бюро, проводившее расчёты и испытания самолётов, их лётных качеств и прочности. Также ученый вошёл в Московский военно‑промышленный комитет, в котором занимался разработкой формул для определения устойчивости снарядов; в этом же комитете он возглавил отдел изобретений.

В 1918 году по предложению Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, с 1921 года его имени), руководителем которого он был назначен. Основанные ученым теоретические курсы для военных лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого был образован Институт инженеров Красного Воздушного Флота, впоследствии Военно‑воздушная инженерная академия (с 1922 года его имени).

В 1920 году был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров за подписью Ленина об учреждении, в ознаменование 50‑летия научной деятельности Жуковского и огромных заслуг его как «отца русской авиации», годичной премии его имени за лучшие труды по математике и механике, а также о ряде льгот для самого Жуковского.

7 марта 1921 года Жуковский скончался в подмосковном санатории «Усово». Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Его именем назван наукоград в Подмосковье (преобразован из поселка Стаханово), центр современной российской авиационной науки; кратер на обратной стороне Луны; несколько академий и институтов в России.

В Москве и городе Жуковском Московской области воздвигнуты памятники ученому.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Биография Николая Егоровича Жуковского

Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года. Он был сыном инженера, одного из строителей Нижегородской железной дороги. Мальчик рос в старом, но совсем небогатом дворянском доме. Тут все делалось еще на французский лад, важнее всего считалось, чтобы у детей были хорошие манеры, хороший тон.

Сначала мальчика отдали в Четвертую московскую гимназию. Математику в этой гимназии преподавали авторы самых распространенных в России учебников — Малинин и Буренин. В первых классах Жуковский оказался самым плохим математиком из-за своей рассеянности. Жуковский не любил цифр и расчетов в их голом, отвлеченном виде и у Малинина учился плохо. Но у Буренина, преподававшего геометрию, он вдруг оказался лучшим учеником. Очевидно, по самому складу своего ума ребенок мог отчетливее всего видеть мир и понимать отношения в нем геометрически, когда понимание было предельно ясным, зримым.

Окончив курс гимназии с золотой медалью, Жуковский поступил на математический факультет Московского университета. В университете читали лекции известные ученые Давидов, Слудский, Цингер. Уже с первого года пребывания в университете Жуковский участвовал вместе со своими учителями в занятиях математического кружка, из которого потом выросло Московское математическое общество.

биография жуковского николая егоровича

Студент Жуковский жил в комнатке, названной товарищами «шкафчиком», и когда причесывался, гребенкой задевал потолок. Он бегал по городу, давая уроки разным ученикам, издавал литографским способом лекции, им самим аккуратно записанные и имевшие в его редакции большой успех.

В 1868 году университетский курс был закончен. Жуковского тянуло к практической деятельности. Он мечтал тогда стать инженером, как его друг Щукин, известный впоследствии строитель паровозов. Друзья вместе поступили в Петербургский институт путей сообщения, но тут профессора занимались не разъяснением руководящих научных идей, а простым изложением фактического материала, потребного для повседневной практики, учили студентов считать и чертить. А Жуковский как раз к этому не имел ни особенных способностей, ни охоты. В результате через год он провалился на экзамене по геодезии и решил, что инженера из него не выйдет. Тогда он оставил институт и вернулся в Москву.

Из-за болезненного состояния он должен был провести целый год у отца в Орехове, а с осени 1870 года стал учителем физики в одной из московских женских гимназий. Вскоре ему поручили преподавание математики в Московском высшем техническом училище, которого он не покидал уже до конца жизни.

Оторванному от университета молодому ученому нелегко далась магистерская диссертация «Кинематика жидкого тела», но защитил он ее блестяще эта работа стала первым его вкладом в гидродинамику.

До него никто не занимался кинематикой, то есть наглядно-геометрической стороной движения частиц жидкости. Что происходит в движущейся жидкости, знали только в общих чертах. Но представить себе, может быть, даже вычертить конкретный путь движения какой-нибудь частицы, на которую действует бесчисленное множество сил, — эта задача казалась невозможной. Жуковский нашел формулу, которая позволила рассчитать поведение каждой частицы в движущемся потоке жидкости.

Совет училища командировал юного магистра за границу. Он слушал знаменитых Гельмгольца, Кирхгофа в Берлине, работал у Дарбу и Реваля в Сорбонне, сблизился в Париже с виднейшими русскими учеными того времени — Андреевым, Яблочковым, Ливенцевым. В это время Жуковский и начал заниматься исследованием движения воздушных потоков. Позже он создал новую науку, которая была названа аэродинамикой.

Жуковский вернулся в Москву с твердо установившимися взглядами и на науку, и на самого себя.

биография жуковского николая егоровича

Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением русского учёного Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолета ИТУ

Советом высшего технического училища он был избран профессором по кафедре механики. Сочинение «О прочности движения» принесло ему ученую степень доктора прикладной механики. В 1888 году Жуковский занял кафедру прикладной механики в университете. Он становится деятельнейшим членом всех научных обществ в Москве, где он уже устроился на жительство с матерью, братьями и сестрами.

За письменным столом в московской своей квартире Жуковский с геометрической выразительностью и математической точностью формулировал законы, управляющие движением воды и воздуха. С помощью чертежей, формул и чисел он вводил людей, умеющих читать их, в огромную лабораторию живой природы.

Однажды Николай Егорович занимался вопросом о вращении веретена на кольцевых ватерах. После теоретического решения он предложил, как всегда, и практическую конструкцию веретена. Друзья предупреждали его, что по русским законам изобретатель лишается права на патент, если заявке на изобретение будет предшествовать публичный доклад о нем. Жуковский не отменил доклада.

Сто лет теоретики и экспериментаторы стремились к созданию оптимальной формы гребного корабельного винта. Уже была изобретена паровая турбина и строились быстроходные суда. Найти лучшую форму такого винта становилось теперь неотложнейшей задачей. Машиностроительный гений англичанин Парсонс, изобретатель паровой турбины, бился над практическим решением. Европейские ученые теоретизировали. Жуковский, взявшись за то же дело, создал свою знаменитую «Вихревую теорию гребного винта» и положил конец спорам.

Ученики и товарищи, знавшие всю остроту положения, настаивали на немедленном печатании работы. Жуковский на спешку не соглашался.

Вы потеряете научное первенство, Николай Егорович! — убеждали его.

Неважно, — отвечал Жуковский спокойно.

Для него было важно наиболее глубоким и правильным образом решить задачу — все остальное, вроде погони за «первенством», мешало, отвлекая внимание и ум.

История жизни Николая Егоровича Жуковского

В 1903 году американцы братья Райт впервые подняли в воздух аэроплан. Но настоящим творцом и научной и практической авиации стал именно Жуковский. Среди других работ проблеме авиации великий ученый уделял немало внимания. К концу же долгой жизни его авиация была уже главным делом Жуковского.

Еще в 1892 году русский ученый в скромной статье «О парении птиц» объяснял, каким образом могут птицы парить в воздухе с распростертыми крыльями, и теоретически доказал, что можно построить аппараты для искусственного парения, что они будут устойчивы и даже смогут совершать мертвые петли и фигуры высшего пилотажа. В 1897 году появляется статья Жуковского «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов».

В 1902 году Жуковский построил в Московском университете аэродинамическую трубу. В нее он помещал модели, мощный вентилятор гнал им навстречу воздух.

биография жуковского николая егоровича

В 1904 году на базе его лаборатории был создан первый в мире институт аэродинамических исследований. Он расположился в подмосковном поселке Кучино. Именно там Жуковский сделал свое главное открытие — нашел источник подъемной силы крыла и дал формулу для расчета этой силы. Так стал возможен математический расчет любого летательного аппарата. До сих пор во всем мире курс аэродинамики начинают читать с изложения теории подъемной силы, разработанной Жуковским. Основываясь на своих открытиях, ученый также разработал теорию крыла самолета, методы расчета воздушных винтов и динамики полета.

В 1910 году Жуковский создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов. В этой лаборатории и начинали работу студенты Жуковского, в будущем ставшие известными учеными, — И. Сикорский, А. Туполев, С. Чаплыгин. В институте была разработана методика математического расчета летательного аппарата.

Во время войны 1914–1918 годов кружок Жуковского при МВТУ превратился по инициативе своего руководителя в расчетно-испытательное бюро для проверки аэродинамических свойств самолетов, к строительству которых едва-едва начала приступать Россия.

Еще до войны при том же техническом училище Жуковский организовал курсы авиации. Отсюда вышли первые русские летчики. Здесь Жуковский начал первым в мире читать свой курс лекций о теоретических основах воздухоплавания. В 1918 году курсы были преобразованы в Московский институт инженеров воздушного флота, ставший затем Академией воздушного флота имени Жуковского.

Для авиационных конструкторов приобрели неожиданно значение также многие из тех работ великого ученого, которые сам он не связывал с авиацией. Таковы его работы по гидродинамике. Жуковский исследовал законы, управляющие поведением тел в жидкой среде, чтобы заставить эти законы служить человеку, творцу техники. Но при огромных скоростях нынешних самолетов и воздух ведет себя, как жидкость. Так формулы гидродинамических исследований Жуковского тоже участвуют в процессе создания новых самолетов.

Жуковский был не только теоретиком, но и практиком. Однажды к нему обратились из дирекции московского водопровода с просьбой усовершенствовать водопроводный кран. Дело заключалось в том, что если резко закрывать краны, то лопались водопроводные трубы. Жуковский установил, что это происходит в результате ударной волны, возникавшей в трубе при резком закрытии крана. По его совету конструкция кранов была изменена, и разрывы труб прекратились. Теперь эта конструкция применяется во всем мире.

После Октябрьской революции Николай Егорович сумел сделать немногие оставшиеся ему годы жизни годами плодотворного, напряженного творчества.

Семидесятилетний старик в годы нищеты и разрухи, ранним утром, пешком, по занесенным снегом улицам шел в училище, потом через весь город в университет — часто только для того, чтобы прочесть лекцию трем-четырем студентам. Неустройства быта проходили мимо него. Жуковский не замечал их, как раньше не замечал комфорта, которым его окружала семья.

В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). Первоначальная работа по организации института протекала в отведенной для этого столовой квартиры Николая Егоровича.

ЦАГИ стал крупным центром научных исследований в области самолетостроения. Именно там был разработан самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет в Америку.

По идее и при непосредственном участии Жуковского было создано крупнейшее авиационное учебное заведение — Московский авиационный институт (МАИ), а также Военно-воздушная академия, которая теперь носит его имя.

17 марта 1921 года Жуковский умер.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Жуковский Николай Егорович
биография жуковского николая егоровича
Жуковский Николай Егорович
Дата рождения: