Благодаря чему египет был завоеван гиксосами каковы были последствия этого завоевания

История Древнего Востока

Завоевание Египта гиксосами

В конце Среднего Царства, в XVIII в. до н. э. в Египет вторгаются иноземные азиатские племена, так называемые гиксосы. Поздняя историческая традиция, сохранившаяся у античных авторов, объясняет это племенное название как искажение египетских слов «правители пастухов». Имеются основания предполагать, что название «гиксосы» действительно восходит к каким-то египетским словам, может быть, к словам «правители пустынных стран» («хекау хасут»). Так, очевидно, называли египтяне правителей кочевых азиатских племен, живших к северо-востоку от Египта.

Вторжение в Египет гиксосов и завоевание ими его северной части было довольно длительным процессом. Воспользовавшись внутренней слабостью Египта, острой социальной борьбой и распадом государства на ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых выделялись лишь Фивы, где укрепилась династия «царей юга», азиатские племена стали постепенно проникать в Дельту и захватывать там пастбища.

Отряды азиатских воинов поступали на службу к мелким царькам Нижнего Египта, образуя основу их военных сил. Вслед за мирным проникновением произошло военное вторжение. Ослабленный внутренними междоусобицами, Северный Египет стал добычей гиксосов. Античная традиция сохранила всего шесть имен гиксосских царей, в египетских памятниках этого времени упоминается значительно большее количество царских имен этого смутного периода, однако скудость документальных данных все еще не позволяет дать хотя бы общий очерк этого времени.

Судя по именам гиксосских царей, гиксосы представляли собой сложный конгломерат племен, в состав которого, в частности, входили семитские, хурритские и другие племена. Гиксосы укрепились в Северном Египте, где они построили в восточной части Дельты, может быть, на месте позднейшего Таниса, свой главный город Аварис. Очевидно, название Аварис соответствует египетскому названию «Хат-Уарит», которое встречается в надписях гиксосских царей, а также в папирусе Саллье I в качестве города, посвященного богу пустынь и иноземных стран Сэту. Возможно, что этому богу, которого египтяне считали убийцей Озириса, поклонялись гиксосы.

Среди гиксосских царей видное место занимал Хиан. На многочисленных печатях Хиана сохранились его титулы — «правитель иноземных стран», «благой правитель», «благой бог», которые указывают на постепенную замену иноземных титулов традиционными титулами египетских фараонов.

Имя Хиана было обнаружено на различных памятниках, найденных на территории как Нижнего, так и Верхнего Египта. На некоторое расширение торговли в эту эпоху указывают находки египетских вещей с именем Хиана за пределами Нильской долины, в Сирии и даже на Крите. Очевидно, время царствования Хиана было временем наибольшего усиления гиксосских царей, правивших в Египте.

Источник

Завоевание Египта гиксосами

Завоевание Египта гиксосами

Среди гиксосских царей видное место занимал Хиан, имя которого сохранилось в греческой транскрипции Ианнас. На многочисленных печатях Хиана сохранились его титулы — «правитель иноземных стран», «благой правитель», «благой бог», которые указывают на постепенную замену иноземных титулов традиционными титулами египетских фараонов. Можно думать, что Хиан господствовал над всем Египтом. Имя его было обнаружено на различных памятниках, найденных на территории Нижнего и Верхнего Египта. На некоторое расширение торговли в эту эпоху указывают находки египетских вещей с именем Хиана далеко за пределами Нильской долины, в Сирии и даже на острове Крите. Очевидно, время царствования Хиана было временем наибольшего усиления гиксосской державы и гиксосских царей, правивших в Египте.

Благодаря чему египет был завоеван гиксосами каковы были последствия этого завоевания

Фреска из Бени-Хассана

Читайте также

Глава III. Завоевание Египта и поход в Сирию. 1798–1799 гг.

Глава III. Завоевание Египта и поход в Сирию. 1798–1799 гг. В исторической карьере Наполеона египетский поход — вторая большая война, которую он вел, — играет особую роль, и в истории французских колониальных завоеваний эта попытка тоже занимает совсем исключительное

Фатимиды: завоевание Египта

Фатимиды: завоевание Египта Покорив в Северной Африке Аглабидов, Идрисидов и Рустамидов, Фатимиды предприняли не меньше трех безуспешных попыток (в 914, 921 и 935 годах) продвинуться и в Египет. Но в 958 году четвертый, крупнейший фатимидский халиф аль-Муизз основательно

Глава 4. ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА

Глава 4. ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА Завоевание Сирии и Ирака естественно следовали из завоевания Аравии. В Сирии и, в меньшей степени, в Ираке уже жили арабы, оседлые и кочевые, которых можно было присоединить к мусульманской армии или покорить. Далее было логичным и даже

2. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта

2. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта О численности армии Александра можно судить только приблизительно ввиду противоречивости свидетельств источников. Обычно считают, что его войско насчитывало около 35 тыс. человек: 30 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы. Греческие

3. Завоевание Сирии и Египта

3. Завоевание Сирии и Египта Оправившись от болезни, Александр покорил часть Киликии, провел игры в Солах, остановил гражданскую войну в Малле и отменил дань с этого города, обращаясь с ним как с греческим поселением. Затем он узнал, что армия Дария находится в северной

Нубийское завоевание Египта. XXIV и XXV династии

Нубийское завоевание Египта. XXIV и XXV династии Господство Египта в странах выше 1-го порога Нила прекратилось вскоре после падения Нового царства (попытка Шешонка I восстановить его была лишь кратким эпизодом). Середина XI – начало VIII в. до н. э. – это своего рода «темные

Завоевание Египта ливийцами

Завоевание Египта ливийцами Ливийцы издавна населяли области, прилегающие с запада к Дельте и к северной части Нильской долины, а также западные оазисы. В течение долгого времени египтяне воевали с этими независимыми и культурно-отсталыми племенами. В эпоху расцвета

Глава III. Завоевание Нижнего Египта

Глава VII. Завоевание Верхнего Египта

Глава VII. Завоевание Верхнего Египта I. План кампании. – II. Покорение провинции Бени-Суэйф и Файюм; битва у Седимана (7 октября); бой у Миния-аль-файюм (8 ноября). – III. Асьют и Гиза две провинции Верхнего Египта – покорены; бой у Сауаки (3 января); бой у Тахты (8 января). – IV. Дезэ

Глава 6 КАМБИС И ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА

Глава 6 КАМБИС И ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА Положение Камбиса в Вавилонии Камбис, старший сын Кира от Кассанданы, дочери Фарнаспа Ахеменида, был уже зрелым мужчиной во время завоевания Вавилона. Гаремные интриги еще не досаждали персидскому двору, хотя их можно было ожидать в

Завоевание Египта

Завоевание Египта Не обращая внимания на эти признаки недовольства в своем тылу, Александр продолжал свой поход. Газа, эти врата в пустыню, была разорена, и после семидневного перехода он был в Пелусии, где к нему присоединился его финикийский флот. В Пелусии был оставлен

Нубийское завоевание Египта. XXIV (саисская) и XXV (нубийская) династии

Нубийское завоевание Египта. XXIV (саисская) и XXV (нубийская) династии Господство Египта в странах выше первого порога Нила прекратилось вскоре после падения Нового царства (попытка Шешонка I восстановить его была лишь кратким эпизодом). Середина XI — начало VIII в. до н. э. —

Второе персидское владычество (343–332 гг. до н. э.). Завоевание Египта Александром Македонским

Второе персидское владычество (343–332 гг. до н. э.). Завоевание Египта Александром Македонским Античные авторы сохранили крайне мрачные воспоминания египтян о завоевании Египта Артаксерксом III, в частности сообщения об убийствах им священных животных и иных

Первое завоевание Египта эфиопами

Первое завоевание Египта эфиопами Известно, что Эфиопия еще в середине XI в. до н. э. покорилась египетскому наместнику, сыну Херихора, верховного жреца Амона.Сведений, которые бы нам дали известия о ее дальнейших взаимоотношениях с Египтом, мы не имеем. В середине VIII в. до

Источник

Гиксосы

Возвышение империи. Падение Среднего царства. Гиксосы

Последовало быстрое разложение. Провинциальные владетели восстали один на другого и начали бороться из-за престола. Претендент за претендентом стал домогаться главенства; снова и снова человек более способный, чем его соперники, получал на короткое время преобладание и пользовался эфемерными почестями. Вскоре, однако, его свергал другой. Частные лица участвовали в общей смуте и временами достигали желаемой цели единственно затем, чтобы быть низложенными успешным соперником. Два Себекемсафа, относящиеся приблизительно к этому времени, оставили после себя скромные пирамиды в Фивах. Впоследствии пирамида одного из них была осмотрена чиновниками и найдена ограбленной. Тела царя и царицы Нупхас, не потревоженные в течение пятисот лет, были вытащены из гробов. До нас дошло интересное признание воров, которых ревизоры принудили рассказать, как они сняли с царских останков украшения и амулеты из золота и ценных камней. Отсюда несомненно, что, по крайней мере, одна группа этих малоизвестных царей имела свою резиденцию в Фивах и оттуда же, вероятно, происходила родом. Узурпатору по имени Неферхотеп удалось свергнуть одного из многих Себекхотепов той эпохи и установить прочное управление. Он не скрывал своего происхождения и на памятниках без стеснения приводил имена своих нетитулованных родителей. На одной абидосской стеле он оставил замечательный отчёт о своей ревностной заботе о местном храме Осириса и другой, определяющий часть границы некрополя. Он царствовал одиннадцать лет, после чего ему наследовал сын Сихатор, вскоре уступивший престол брату своего отца Неферкара – Себекхотепу. Последний был величайшим царём этой тёмной эпохи, но тем не менее он не продвигал границ Среднего царства на юг до острова Арко, выше третьих порогов, как полагали до сих пор. Его статуя на Арко лишь в рост человека, а не колосс, и, без сомнения, была перенесена туда из Египта каким-нибудь позднейшим нубийским царём. Его правление было лишь временной реставрацией, и сохранившиеся памятники не содержат данных, по которым мы могли бы судить о её характере.

В экономическом отношении страна, вероятно, быстро клонилась к упадку. Отсутствие единства в управлении оросительной системой, забота о которой ранее сосредоточивалась в руках фараона, и общее шаткое положение вещей неизбежно подорвали сельскохозяйственную и промышленную производительность страны; кроме того, принудительное обложение и тирания воевавших друг с другом партий, нуждавшихся в деньгах, поглотили силы и подточили благосостояние, столь искусно поддерживавшееся в течение двух столетий домом Аменемхета. Несмотря на то, что мы не имеем памятников, свидетельствующих об упадке, уже само их отсутствие доказывает это, и аналогия с подобными же периодами в мусульманском Египте, особенно при мамлюках, делает несомненным несчастное положение страны в этот период.

Злополучная страна, лишённая экономической и правительственной централизации, стала лёгкой добычей чужеземных врагов. Около 1675г. до н.э., в конце XIII династии, в Дельту хлынули из Азии полчища, возможно, что семитские, подобные тем, которые в доисторические времена наложили на язык свою непреложную печать, а также тем, которые в наше время покорили страну под знаменем ислама. Завоеватели, обыкновенно называемые гиксосами, согласно обозначению Иосифа (ссылающегося на Манефона), оставили в Египте так мало памятников, что даже их национальность вызывает самые различные мнения, по этой же причине и продолжительность, и характер их господства являются, равным образом, вопросами тёмными. Относящиеся к ним документальные данные настолько ничтожны и скудны, что читатель легко может с ними ознакомиться и составить независимое суждение, хотя бы тем самым для данной главы явилась опасность превратиться в «рабочую записную книгу». Поздние предания о гиксосах, сообщаемые Манефоном и дошедшие до нас в трактате Иосифа, представляют собой только народную сказку, вроде той, которая повествует о падении IV династии, а также многих других подобных сказок, откуда преимущественно почерпнули сведения о прошлом Египта греки. Поэтому следует сперва обратиться к свидетельствам более древним и практически современным той эпохе. Спустя два столетия после того, как гиксосы 44 были изгнаны из страны, великая царица Хатшепсут так повествует о том, как она исправила причинённые ими беды:

Я восстановила то, что лежало в развалинах,

Я воздвигла то, что оставалось неоконченным

С тех пор, как азиаты были в Аваре в Северной Стране (Дельте)

И варвары были среди них (народы Северной Страны),

Низвергая то, что было сделано,

Когда они правили в неведении Ра.

Если мы отбросим бессмысленную ссылку на ассирийцев и несообразное число гарнизона в Аварисе, то можно принять сказку за повесть, в общем заслуживающую доверия. Дальнейшие сведения о гиксосах в том же произведении ясно свидетельствуют, что позднейшая традиция не была в состоянии определить ни национальности, ни происхождения гиксосов. Продолжая цитировать из Манефона, Иосиф говорит: «Весь этот народ назывался «гиксосы», что значит «цари-пастухи», ибо первый слог «hyk» на священном языке означает царя, а «sos» – пастуха, только лишь на языке народном, а из них и был составлен термин «гиксос». Некоторые говорят, что они были арабами».

Согласно тем, кто его цитирует, Манефон называл их также финикийцами. Если мы обратимся к обозначениям азиатских правителей, сохранившимся на памятниках Среднего царства и гиксосов, то мы не найдём ничего подобного термину «правитель пастухов», и Манефон разумно присовокупляет, что слово «sos» означает пастуха лишь на позднейшем народном диалекте. Древнейший язык памятников вовсе не знает такого слова. «Нук» (по-египетски hk`), по словам Манефона, есть обычное обозначение для правителя, и Хиан, один из гиксосских царей, часто принимает на памятниках этот титул, сопровождаемый словом «страна», которое путём лёгкого и очень обычного фонетического изменения может превратиться в «sos»; следовательно, слово «гиксос» есть весьма вероятное греческое произношение египетского титула «правитель стран».

Рассматривая далее скудные памятники, оставленные самими гиксосами, мы открываем несколько смутных, но тем не менее красноречивых черт, касающихся характера странных завоевателей, которых предание называло арабами и финикийцами, а современные им памятники – «азиатами», «варварами» и «правителями стран». Один из их царей, по имени Апопи, воздвиг алтарь (ныне в Каире) и высек на нём следующее посвящение: «Он (Апопи) сделал его как памятник своему отцу Сутеху, владыке Авариса, когда он (Сутех) поверг все страны под его (царя) пяту». Как ни общё это утверждение, из него, по-видимому, явствует, что Апопи правил не одной только страной Египетской. Более красноречивы памятники Хиана, самого замечательного из этой линии царей. Они были найдены от Гебелейна в Южном Египте до Северной Дельты. Но их находят и далее.

Алебастровая крышка от вазы с его именем была открыта Эвансом под микенской стеной во дворце Кноса на Крите, а гранитный лев с его картушем на груди, ныне в Британском музее, был найден много лет назад в Багдаде. Одним из его царских имён было «Охватывающий (буквально «обнимающий») Страны», и напомним, что его постоянным титулом на его скарабее и цилиндрах является «Правитель Стран». Скарабеи гиксосов были извлечены на свет при раскопках в Южной Палестине. Как ни скудны эти данные, всё же при рассмотрении их возникает видение исчезнувшей империи, которая некогда простиралась от Евфрата до первых нильских порогов, – империи, которая не оставила после себя иных следов по той причине, что столица правителей Аварис находилась в Дельте, где, подобно многим другим местным городам, подверглась столь полному разрушению, что нельзя даже найти места, где она некогда стояла. Кроме того, налицо имелись все данные к тому, чтобы победившие египтяне уничтожили все свидетельства господства своих ненавистных поработителей. В свете этих открытий становится ясным, почему завоеватели не основали своей столицы внутри покорённой страны, а остались в Аварисе, на крайнем востоке Дельты, около самой азиатской границы. Это было сделано гиксосами для того, чтобы они могли править не только Египтом, но также и азиатскими владениями. Допуская вышеприведённые предположения, легко также понять, как могли гиксосы отступить в Азию и выдерживать, как нам известно из документов той эпохи, египетский натиск в Южной Палестине в течение шести лет. Отсюда становится также ясным и то, как могли они отступить в Сирию, будучи разбиты в Южной Палестине. Подобные передвижения были возможны вследствие того, что гиксосы владели Палестиной и Сирией.

Если мы спросим относительно национальности, происхождения и характера загадочной империи гиксов, то мы немногое получим в ответ. Манефонская традиция, называвшая их арабами и финикийцами, может оказаться вполне правильной. Вторжение в Сирию южносемитских переселенцев, которое, как мы знаем, повторялось с тех пор несколько раз, могло легко привести в соприкосновение оба народа, а одно или два поколения победоносных вождей могли сплотить их в воинственное государство. Мы уже видели, что семитские племена, торговавшие с Египтом в эпоху XII династии, обладали больше, чем зачатками цивилизации, а походы фараонов в Сирию непосредственно после изгнания гиксосов обнаруживают там наличие цивилизации и высокоразвитых государств. Империя, подобная той, которой, как мы думаем, управляли гиксосы, должна была оставить следы среди народов Сирии и Палестины в течение ряда первых поколений эпохи египетского господства в Азии. Было бы поэтому странно, если бы мы не нашли в летописях египетских походов того времени каких-либо намёков на существование обломков некогда великой империи гиксосов, разрушенной фараонами.

Два первых поколения после изгнания гиксосов проливают мало света на положение вещей в Сирии. После того непрерывные кампании Тутмоса III, поскольку они занесены в его анналы, позволяют нам установить, какой народ играл в то время в Сирии руководящую роль. Большая коалиция царей Палестины и Сирии, с которыми пришлось иметь дело Тутмосу III в начале его походов, всецело руководилась могущественным царём Кадеша на Оронте. Потребовалось десять лет непрерывных походов Тутмоса III, чтобы покорить упорно защищавшийся город и подчинить царство, во главе которого он стоял. Но сила Кадеша и тогда не была ещё сломлена. Он восстал, и двадцать лет войн Тутмоса III в Сирии увенчались победой лишь после того, как ему удалось, наконец, вновь разбить Кадеш после опасной и упорной борьбы. Главенство Кадеша с начала до конца походов Тутмоса имеет такой характер, как если бы много сирийских и палестинских царьков были его вассалами. В сирийской державе царя Кадеша следует, по мнению автора, видеть последнее ядро империи гиксосов, окончательно уничтоженное гением Тутмоса III.

Поэтому последний стал традиционным героем, изгнавшим покорителей из Египта, и под именем Мисфрагмуфозиса фигурирует, как таковой, в манефоновском повествовании. На основании манефоновской традиции и последующего состояния Сирии и Палестины, мы не можем сомневаться, что то была семитическая империя. Кроме того, на скарабеях фараона, несомненно, гиксосской эпохи, мы читаем имя Иакоб-хер или, быть может, Иакоб-эль. Нет ничего невозможного в том, что какой-либо глава колена Иаковлева на время достиг верховной власти в это смутное время. Это удивительным образом согласуется со вступлением колена Иаковлева в Египет, долженствовавший произойти около этого времени. Если это справедливо, то евреи в Египте составляли только часть бедуинских союзников Кадеша или гиксосской империи, и их присутствие обусловило отчасти верное предание, что гиксосы были пастухами, а также натолкнуло Манефона на его неприемлемую этимологию второй части слова. Равным образом, и наивное предположение Иосифа, отождествляющего гиксосов с евреями, может, таким образом, заключать долю правды, хотя и случайной. Однако, делая такие предположения, следует вполне отдавать себе отчёт в их рискованности.

Мы знаем о царствовании замечательных завоевателей в Египте не больше, чем о современных им египетских царьках, упоминавшихся нами выше, которые продолжали править в Фивах и, вероятно, во всём Верхнем Египте. Сведения, сообщаемые Манефоном, а равно и упомянутая народная сказка, утверждают, что гиксосские цари наложили дань на всю страну, и мы уже видели, что гиксосские памятники были найдены на юге до Гебелейна. Начало их преобладания имело вид постепенного мирного переселения, как и сообщает Манефон. Может быть, именно к этой эпохе должны мы отнести одного из их царей, Хинджера, который, по- видимому, предоставил почти всё управление страной своему визирю Энху, так что этот последний ведал храмами и восстанавливал их. Ввиду того, что Энху жил в период Пеферхотепа и современных ему Себекхотепов, возможно, что мы должны отнести постепенное возвышение гиксосского могущества в Египте к эпохе, непосредственно следовавшей за этой группой фараонов.

Теперь невозможно определить причины несомненного вандализма завоевателей, но ясно, что враждебность, действительно, имела место, причём были разрушены храмы, позднее восстановленные Хатшепсут. Бог-покровитель гиксосов, разумеется, египтоизированная форма какого-либо сирийского Ваала, а его имя Сутех – древнейшая форма общеизвестного египетского Сета. Сами гиксосские цари, вероятно, быстро египтоизировались. Они приняли полный фараонский титул и присвоили статуи своих предшественников в городах Дельты, изваянные, разумеется, в условном стиле фараонов. Цивилизация существенно не пострадала; в Британском музее сохраняется математический трактат эпохи одного из Апопи. Далее мы видели, что один из Апопи построил храм в Аварисе, и обломок стенной надписи одного из Апопи из Бубаста гласит, что он сделал «множество окованных медью мачт для этого бога»; речь идёт о мачтах, несущих развевающийся пучок пёстрых лент, которыми украшали храмовые фасады. Влияние на Египет иноземного засилья, распространявшегося как на Сирию и Палестину, так и на южную часть Нильской долины, было чревато последствиями и в значительной мере приготовило коренное изменение, начавшееся со времени изгнания чужеземцев. Гиксосы привели в Нильскую долину лошадь и научили египтян воевать по-настоящему. Несмотря на всё выстраданное египтянами, они бесконечно многим были обязаны своим победителям.

Изгнание гисосов и торжество Фив

После краткого царствования Камоса Яхмос I, быть может, его сын, первый царь манефоновской XVIII династии, стал около 1580 г. до н.э. во главе фиванского дома и стал освободителем Египта от его чужеземных поработителей. Секененра III уже заручился дружбой могущественных князей Эль-Каба, и с помощью богатых даров и щедрых знаков отличия Яхмос I сохранил за собой ценную поддержку этих князей как против гиксосов, так и против упорных местных царьков по верхнему течению реки, постоянно угрожавших ему с тыла.

В течение долгого периода разложения, последовавшего за эпохой Среднего Царства, Нубия, естественно, воспользовалась случаем и отпала. Как далеко проник туда Яхмос, совершенно невозможно определить; очевидно одно, что он не встретил серьёзного сопротивления при вторичном покорении территории между первыми и вторыми порогами, но его власть ещё не окрепла в самом Египте. Едва покинул он страну, отправившись в нубийский поход, как его исконные враги, к югу от Эль-Каба, вновь восстали против него. Они были совершенно разбиты в битве на Ниле, и наш старый друг Яхмос, сын Эбаны, был награждён за храбрость, проявленную им в этом деле, пятью рабами и пятью статами (приблизительно 3 ½ акра) земли в Эль-Кабе. Все моряки, участвовавшие в битве, были награждены одинаково щедро.

Лишь немногие представители поместной знати поддерживали Яхмоса и заслужили его милости, большая часть была настроена враждебно как против него, так и против гиксосов, и погибла в борьбе. Их более счастливые товарищи стали простыми дворцовыми и административными чиновниками, и феодальные владетели, таким образом, почти перестали существовать. Земли, составлявшие их наследственную собственность, были конфискованы в пользу короны, во владении которой они остались навсегда. Было одно интересное исключение из конфискации. Элькабскому дому, которому была стольким обязана Фиванская династия, было позволено удержать свои земли, и спустя два поколения после изгнания гиксосов глава дома является владетелем не только Эль-Каба, но также Эсне и всей промежуточной территории.

Кроме того, ему была дана административная власть, хотя и не наследственная, над землями, начиная от Пир-Хатор, немного южнее Фив, и до Эль-Каба. Но и это исключение только ещё сильнее подчёркивает полное исчезновение поместной знати, бывшей основой правительственной организации Среднего царства. Весь Египет представлял теперь личную собственность фараона, совсем так, как это было после разгрома мамлюков Мухаммедом Али в начале XIX столетия. Это тот порядок вещей, который в еврейских преданиях изображался как прямой результат мудрой политики Иосифа ( Быт. 47:19–20 ).

Среднее царство завершается XII династией. Второй раз в Египте наступают смутные времена, когда фараоны беспрестанно сменяют друг друга. Каждый из фараонов XIII и XIV династий царствует очень недолго, а иногда на троне появляются сразу несколько правителей.

Египетское царство дробится, и азиатские племена, медленно проникая на северо-восток страны, доходят до Дельты. Они пришли из Сирии и Палестины, поэтому их называют «правителями пустынных стран».

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *