Благодаря чему японии и новым индустриальным странам удалось выйти на передовые позиции
Благодаря чему Японии и новым индустриальным странам удалось выйти на передовые позиции в мировой экономике
благодаря тому, что на основе привлечения западного капитала,использования новейший технологий и рыночных механизмов. Китай превратился в промышленного гиганта мирового масштаба. Однако рыночные реформы не отразились на политической системе страны.
Контрреформы Александра III
1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Это трагическое событие привело к тому, что линия реформ была оборвана. На престол взошел Александр III (1881 — 1894 гг.). Он вошел в историю как “Миротворец”, т.к. был противником разрешения международных конфликтов военными методами. Во внутренних делах он был глубоко консервативен.
8 марта 1881 г. Совет министров отверг конституцию Лорис-Меликова. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест “О незыблемости самодержавия”.
14 августа 1881 г. было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”, по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как временное, сроком на три года, это Положение возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г. Контрреформы 1882 — 1893 гг. свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863 — 1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.
Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой.
Реформы Александра 3
1881 г: разработка фабричного законодательства,
1887 – циркуляр « о кухаркиных детях»
ограничение прав земств(по Положению 1890 года)
Япония и «новые индустриальные страны» азии во второй половине xx века
Автор: mobilspy · Опубликовано 05.02.2018 · Обновлено 30.09.2018
Ряд азиатских стран, правительства которых ориентировались на Запад, выбрали индустриальный путь развития. Наиболее впечатляющих успехов добилась Япония.
Страна, потерпевшая поражение в войне, подвергшаяся ядерной бомбардировке и потерявшая почти 40% национального богатства, нашла в себе силы не только восстановить экономическую мощь, но и встать вровень (а в чём-то и значительно опередить) «старые» промышленно развитые державы Запада.
Американские оккупационные власти перестроили японскую политическую систему, в основу которой были положены демократические принципы (парламентская система, гражданские права и свободы). Законодательно закреплялось положение о том, что Япония не должна иметь армию.
Благодаря этому страна избавилась от бремени военных расходов. Японские монополии были разукрупнены, что активизировало свободный рынок; крестьяне получили помещичью землю.
Через 10 лет после окончания Второй мировой войны экономика страны была восстановлена. Верно выбранная стратегия экономического и научно-технического развития позволила Японии стать мировым лидером в таких отраслях, как автомобилестроение, судостроение, станкостроение, радиоэлектроника.
Успехи Японии оказались возможны благодаря соединению передовой технической мысли с многовековыми традициями культуры, труда, дисциплины, гармонии во взаимоотношениях старших и младших, которые во многом связаны с догматами конфуцианства и синтоизма, широко распространённых в Японии. Эту азиатскую страну по основным признакам экономической и политической системы теперь можно отнести к странам Запада.
Форсированные темпы экономического развития характерны и для так называемых «Новых индустриальных стран» Азии — Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, Малайзии, Индонезии. Благодаря использованию дешёвой рабочей силы и наукоёмких технологий «Новым индустриальным странам» к концу ХХ в. удалось достичь впечатляющих экономических успехов, потеснив на мировом рынке США и государства Западной Европы.
В последние десятилетия XX в. всё громче стали заявлять о себе «новые индустриальные страны» Азии и Латинской Америки. Стремительное экономическое развитие вывело некоторые из них в лидеры современной цивилизации.
В то же время в странах «третьего мира» сохраняется масса проблем — бедность, отставание в экономическом развитии, политическая нестабильность.
Страны Азии в 1918—1939 годах | Всемирная история 9 класс #12 | Инфоурок
ГДЗ по истории 11 класс Волобуев, Пономарев параграф 16
1. Объясните, почему после Второй мировой войны значительно ускорился процесс деколонизации.
1 Ослабление метрополий после Второй мировой войны 2.Рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов). 3.Развертывание массового национально-освободительного движения 4.Отрицательное отношение к колониализму общественного мнения в странах-метрополиях и мировой общественности «Холодная война», отрицательное отношение к колониализму ведущих стран мира США и СССР
На первом этапе(1943-1956 гг) процесс деколонизации охватил главным образом Азию и Северную Африку.На первом этапе колонизаторы пытались сохранить под своей властью значительную часть владений.
2. Какие важнейшие черты характеризовали политическое и экономическое развитие Индии после обретения независимости?
Основные черты экономического, социального и политического развития в Индии в 19-20 веке:
• Индия – часть Британской колониальной империи, которая включает Республику Индию, Исламскую Республику Пакистан, Народную Республика Бангладеш
• Все еще отсталая страна, большая часть населения которой прибывает в нищите
• Социальная жизнь характеризуется продолжительными периодами голода, массовыми эпидения, абсолютным сокращением численности населения, низкий уровнем продолжительности жизни, что осталось после колониального подчинения
• 90% населения живет в селе
• Горожане – жители малых городов численностью от 5 000 до 50 000 человек.
• Хозяйство определялось традициями и разделением общества на касты
• Господство полунатурального хозяйства
• Организация хозяйства – полуфеодальные отношения
• Сельское хозяйство основывалось на 3 системах землевладения и налогообложения: 1) постоянное обложение – действовало в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, на севере Мадрасской провинции (земля была в собственности крупных землевладельцев-брахманов) – 90% ренты, 2) временное обложение – действует со второй половины 19 века в Соединенных провинциях, Центральных провинциях, Панджабе – права на землю были у мелких землевладельцев), 3) система райятвари – действовала в Мадрасской и Бомбейской провинциях – право собственности на землю было у мелких владельцев земли, которые сдавали ее в аренду
• Буржуазия в Индии уже была, но слаба и немногочисленная, поскольку буржуазия Индии была частью английского капитала, и целиком и полностью зависела от Британии и заказов правительства
• Буржуазия включала парсов, марваров, гуджаратских баниа, мусульманских бохра и ходжа
• Промышленность тоже была, но с преобладанием английского и торгового, и банковского капитала, который был сосредоточен в Бомбее и Калькутте
• Постепенно появлялись коммерческие фирмы, аукционные компании, банки, фабрики и плантации
• Происходит национально-освободительная борьба против колониального господства, которая закончилась независимостью страны
3. Благодаря чему Японии и «новым индустриальным странам» удалось выйти на передовые позиции в мировой экономике?
Благодаря тому, что на основе привлечения западного капитала, использования новейшей технологии и рыночных механизмов. Китай превратился в промышленного гиганта мирового масштаба. Однако рыночные реформы не отразились на политической системе страны.
4. В чём проявлялось усиление позиций ислама в странах «третьего мира»?
Во многих частях Азии и Африки важную роль продолжают играть традиционные ценности, в основном связанные с религией. Большое влияние на жизнь стран Ближнего и Среднего Востока, а также ряда других государств Азии и Африки оказывает ислам. В условиях процесса вестернизации, насаждения западных (в первую очередь американских) стандартов жизни ислам стал способом защиты от чуждого влияния.
В Иране с 1950-х гг. правительство шаха Мохаммеда Реза Пехлеви начало проводить реформы, целью которых являлся переход страны на путь западного, капиталистического развития. Увеличение добычи нефти в 1960—1970-х гг. стало причиной экономического бума в Иране. Однако традиционные основы жизни, тесно связанные с шиитским направлением в исламе, вступили в противоречие с прозападными преобразованиями. Репрессии шахского правительства, направленные против вождей религиозной оппозиции, только обострили ситуацию. В 1979 г. в Иране произошла исламская революция, которую возглавил аятоллаРухолла Хомейни. Все стороны жизни страны были подчинены догматам ислама. Резко ухудшились отношения Ирана с Западом, особенно с Соединёнными Штатами, которые исламские революционеры провозгласили своим главным врагом.
В последние десятилетия ХХ в. влияние исламского духовенства в жизни целого ряда азиатских и африканских стран ещё более усилилось. Пример Иранской революции способствовал тому, что сторонники организации общества на основах шариата всё активнее стремились к государственной власти. Построение общества на принципах ислама характерно также для Судана, Саудовской Аравии, Афганистана под властью движения «Талибан». Сильная исламская оппозиция светским режимам существует в Алжире и Турции. Значительные по численности и влиянию общины мусульман появились в США и Западной Европе. Для достижения своих политических целей сторонниками радикальных течений в исламе были созданы разветвлённые террористические организации, самой известной из которых стала «Аль-Каида»
5. Какие черты характерны для развития стран Латинской Америки? Какие общие проблемы они вынуждены решать?
Общим был республиканский строй сразу и почти везде, кроме Мексики и Бразилии, но и они пришли к этому к концу XIX века.
Общим было следующее:
6. Какова судьба социалистической идеи в странах «третьего мира»?
Идеи социалистического государства в странах третьего мира были довольно популярны до распада СССР, после распада СССР, в странах третьего мира идея социализма перестали интересовать страны и государственных лидеров, но молодежь бедных стран все ещё интересуется социалистическими идеями.
7. Назовите общие черты и различия в развитии «новых индустриальных стран» Азии и стран Латинской Америки.
Большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии перешли на экономическую модель сбалансированного роста, которая предполагает: во-первых, последовательный переход в приоритетах развития от сельского хозяйства к легкой промышленности, а затем к тяжелой промышленности и, наконец, к точным технологиям; во-вторых, переход от трудоемкого к капиталоемкому, а затем к наукоемкому производству; в-третьих, переход от политики импортазамещения к политике экспортной экспансии; в-четвертых, стимулирование рыночных отношений на всех этапах реформирования экономики.
Для всех НИС характерны: довольно разнообразная отраслевая структура экономики; широкое распространение индустриальных форм труда; большой удельный вес в промышленном производстве средств производства; экспорт изделий обрабатывающей промышленности.
Благодаря чему японии и новым индустриальным странам удалось выйти на передовые позиции
Проблемы модерннызации в Азии, Африке и Латинской Америке
Более 170 государств Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в недавнем прошлом являлись колониальными и зависимыми странами, после второй мировой войны в той или иной форме столкнулись с необходимостью поиска путей модернизации. Не случайно одним из общих определений для этих государств является термин «развивающиеся».
§ 25. Япония и новые индустриальные страны
Для многих развивающихся государств большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга — четырех азиатских «тигров», как их называли.
Япония после второй мировой войны.
Согласно конституции 1947 г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония была монархией, но император был лишен реальной власти, оставшись символом единства нации. Был создан двухпалатный парламент, избиравшийся на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Это подразумевало, что в стране должна была сложиться система европейского типа политических партий, отражающих интересы различных социальных групп и слоев общества.
С проведением земельной реформы, ограничившей предельный размер угодий, была подорвана система помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьянство стало собственником 80% арендуемой им земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Были отменены привилегии бывших феодалов, ликвидированы дзайбацу — олигархическо-клановые объединения, контролировавшие промышленность. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право на заключение коллективных договоров, ввели восьмичасовой рабочий день. Проведенные преобразования ознаменовали собой преодоление наследия феодализма в Японии, переход ее в русло буржуазно-демократического развития.
С подписанием 8 сентября 1951 г. мирного договора полномочия американской администрации прекратились, вся полнота власти перешла к избранному гражданскому правительству. В то же время на территории Японии, согласно «договору безопасности», остались американские войска, базы военно-воздушных и военно-морских сил США.
Истоки японского «экономического чуда». Возможность «экономического чуда» в Японии была обусловлена рядом причин.
Во-первых, благодаря положениям конституции, запрещавшим Японии иметь вооруженные силы, удельный вес расходов на военные цели в ее бюджете оказался самым низким в мире. Потолок военных расходов был установлен в размере 1% ВВП (в США военные расходы составляли в 1980—1990-е гг. от 4% до 6% ВВП, у Германии — от 2% до 3% ВВП). Это, правда, не помешало Японии создать хотя и немногочисленные, но вполне боеспособные «силы самообороны».
Во-вторых, в периоды войны в Корее 1950—1953 гг., во Вьетнаме в 1960—1970-е гг. Япония, крупнейшая индустриальная страна, союзная США, ближе всего расположенная к театру военных действий, играла роль основной тыловой базы снабжения вооруженных сил США. Она получила огромные доходы от выполнения военных заказов Америки.
В-третьих, определяющим и решающим фактором была продуманная экономическая политика, были использованы те преимущества, которыми располагала Япония, уменьшено влияние неблагоприятных для нее факторов.
Так, по основным видам потребляемого сырья и энергоносителей Япония на 98% зависит от их закупок за рубежом. Это определило необходимость очень жесткого контроля государства над внешней торговлей. Лишь в 1971 г., когда Япония прочно утвердилась на мировых рынках, была проведена частичная либерализация внешней торговли, введена полная конвертируемость иены. До этого исключался ввоз любой продукции, которая могла быть произведена на территории Японии. Например, несмотря на то что закупать рис дешевле на внешних рынках (в США, Канаде, странах Юго-Восточной Азии), чем выращивать его в Японии, правительство предпочитало поддерживать своих фермеров, но не прибегать к ввозу продовольствия. В итоге по степени своего участия в международном разделении труда Япония уступает большинству развитых стран. В 1995 г., например, стоимостный оборот ее внешней торговли составил всего 17% по отношению к ВВП (у стран ЕС этот показатель составляет 45%-60%, у США —24%).
Помимо сырья закупались передовые технологии, что длительное время позволяло экономить на дорогостоящих собственных технологических разработках. Новые технологии нередко внедрялись раньше, чем в странах, разработавших их, особенно в тех отраслях, которые считались приоритетными и поддерживались государством. Государственная поддержка этих отраслей заменяла внешние источники финансирования, поскольку государство ограничивало приток иностранных вложений капиталов в национальную экономику.
Приоритетными считались те отрасли, которые производили экспортную продукцию. Ее конкурентоспособность первоначально обеспечивалась за счет дотаций и низкой оплаты высококва-лифицированной рабочей силы. Национальные традиции Японии стали фактором, значительно облегчившим ее превращение в одну из самых развитых стран мира.
Трудовые отношения в японских корпорациях носят такой же характер, как в малых семейных фирмах стран Запада, где работники не разделяют свои личные интересы и интересы корпорации. Наемным работникам гарантируется занятость на весь период трудовой деятельности. Зарплата им выплачивается даже в случае остановки производства, за счет корпорации обеспечивается повы-шение квалификации. Благодаря подобным условиям труда, корпорации добиваются полной лояльности своих работников, максимальной производительности труда, добровольного выполнения сверхурочных работ. Трудовые конфликты в этой системе отношений приходятся на те периоды, когда профсоюзы заключают новые коллективные договора и корпоративная, профсоюзная солидарность побуждает членов профсоюзов к массовым акциям в поддержку требований своих лидеров.
С течением времени уровень жизни и размер средней оплаты японских трудящихся достигли уровня, близкого и даже превосходящего показатели большинства развитых стран. По уровню детской смертности, средней продолжительности жизни Япония вошла в число самых благополучных стран мира. Однако к этому времени японские товары на мировых рынках уже завоевали прочные позиции благодаря высокому качеству и репутации надежности.
Важным источником экономических успехов оказалась политическая стабильность послевоенной Японии. Несмотря на существование оппозиционных партий, на политической арене более сорока лет преобладала одна политическая партия — Либерально-демократическая (ЛДП). Неоднократные разоблачения коррупции, злоупотреблений властью вели к смене ее лидеров, но не потере поддержки избирателей. Лишь в 1993 г. в результате раскола ЛДП к власти пришло правительство, опирающееся на коалицию политических партии, не включающую ЛДП.
Во внешней политике Япония, в основном, исходила из того, что она является союзником США. Общность военно-политических интересов содействовала компромиссному разрешению разногласий, вызываемых успехами экспансии Японии на американских рынках.
Заинтересованность Японии в обеспечении стабильных поставок сырья и энергоносителей, сферах вложения капиталов определяет ее участие в интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Интеграция как для Японии, так и для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона активизировалась в результате экономического кризиса, поразившего этот район мира в 1998 г.
Наряду с Японией кризис затронул всю группу новых индустриальных стран.
Новые индустриальные страны.
Сингапур и Гонконг (последний был британской колонией, а к концу века вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах — государствах традиционно существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы в дополнение к легкой промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран были созданы предприятия, собирающие продукцию из готовых узлов, в том числе высокотехнологичную. При этом навыки традиционных для народов Азии ремесленных промы-слов, с изготовлением миниатюрных украшений, декоративных тканей, с использованием ручного труда, оказались вполне применимы для сборки электронного оборудования.
Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они находились под контролем Японии, Корея создала систему обслуживания своих войск, зачатки промышленности, транспортную сеть. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950—1953 гг. и в Южной Корее, и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной базы модернизации. Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, облегчили мо-дернизацию. Ей содействовали также продуманная налоговая политика, скупка лицензий, техно-логий, быстрое развитие системы образования. В результате модернизации усилились позиции национальных корпораций. Они стали поставлять на рынки развитых стран не только продукцию легкой и текстильной промышленности, но и автомобили, компьютеры, бытовую электронику. Большое внимание уделялось повышению квалификации рабочей силы: с 1960 по 1990 г. продолжительность обучения (средний уровень образования) в стране увеличилась с 4,4 до 9,9 лет, правительство создало 27 институтов профессиональной подготовки. Так Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения. Появление внутренних факторов стабильности создало предпосылки замены режима военной диктатуры демократией, позволило в 1993 г. провести свободные президентские выборы.
Второй эшелон новых индустриальных стран.
Опыт новых индустриальных стран использовался и в ряде государств Юго-Восточной Азии, в частности Таиланде, Филиппинах и Индонезии.
Таиланд и Филиппины, входившие в американскую систему союзов, в годы войны во Вьетнаме получили значительные средства за использование США военных баз на их территории, обслуживание тылов вооруженных сил американской армии. В 1970-е гг. Таиланд, оставаясь монархией, в 1980-е гг. Филиппины вступили на путь демократизации.
Индонезия, страна с почти 200-миллионным населением, получила полную независимость лишь в 1950 г., после освободительной войны против голландских колонизаторов. Большое влияние в ходе войны приобрела Коммунистическая партия Индонезии. Она поддержала курс президента Сукарно, установившего режим личной власти и провозгласившего курс на строительство социализма. Резкое ухудшение экономического положения, расхищение чиновниками кредитов, представленных СССР и Китаем, вызвали недовольство части армии и в 1965 г. подтолкнули группу офицеров, связанных с Компартией, на попытку переворота. Она, однако, не получила поддержки большинства армии, фактически захватившей власть в стране и разгромившей Компартию и другие левые организации. В 1968 г. командующий армией генерал Сухарто стал президентом страны. Он удерживал этот пост до 1998 г.
Политика Сухарто ориентировалась на проведение модернизации страны с привлечением иностранного капитала, в частности японского. Как Филиппины и Таиланд, Индонезия, богатая природными ресурсами, заимствовала опыт Японии и Южной Кореи.
Кризис 1998 г., от которого больше всего пострадали новые индустриальные страны, поставил под вопрос перспективность их модели модернизации. Основа этой модели — создание с участием иностранного капитала массового производства (или сборки по лицензионным соглашениям) дешевой продукции для продажи на зарубежных рынках (преимущественно, развитых стран). Так, у Филиппин стоимость внешнеторгового оборота с 1960 по 1995 г. возросла с 52% до 80% стоимости производимого ВВП, у Таиланда — с 54% до 90%.
Емкость внешних, мировых рынков, однако, не безгранична. К концу 1990-х гг. увеличение числа индустриализирующихся стран, выпускавших однотипную продукцию, привело к кризису ее перепроизводства. Зарубежные банки и корпорации, держатели акций предприятий, созданных с участием их капитала в новых индустриальных странах, стремясь избавиться от них, спровоци-ровали панику на биржах стран Юго-Восточной Азии. В некоторых из них, в частности в Индоне-зии, она вызвала политический кризис.
Одним из последствий кризиса может стать ускорение интеграционных процессов стран Юго-Восточной Азии. Несмотря на существование регионального интеграционного объединения (АСЕАН), в этом районе мира темпы и глубина развития интеграции пока отставали от западноев-ропейской.
1. Почему страны Азии, Африки и Латинской Америки называют «развивающимися»?
2. Какое место по уровню своего развития занимает Япония среди других стран Азии, мира? Как вы понимаете слова «японское чудо»? В чем оно проявилось? Выявите, какие экономические, социальные, политические предпосылки сделали это «чудо» возможным?
3. Назовите две группы стран, получивших название «новые индустриальные страны». В чем суть их модели послевоенной модернизации? Каковы особенности и итоги развития каждой из групп?
4. Как вы думаете, какие уроки можно извлечь для других стран мира из опыта истории «новых индустриальных стран» Азии после второй мировой войны?
5. Чем вы можете объяснить, что «новые индустриальные страны» более всего пострадали от кризиса 1998 г.?
6. В чем вы видите основные отличия путей послевоенной модернизации наиболее развитых стран Запада и Азии?
Загладин Н.В., Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 7 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.