Благоговение что это значит

Значение слова «благоговение»

Благоговение что это значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЛАГОГОВЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср., перед кем-чем (книжн.). Глубочайшее почтение.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

благогове́ние

1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней ◆ Не паче ли нам Христианам подобает с таковым благоговением предстоять во храмах святых, когда приносим жертву безкровную Богу живому и истинному? Архиепископ Платон (Левшин), «Слово в неделю Ваий», 1779 г. (цитата из НКРЯ)

2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо ◆ Он бережно и с благоговением взял ее в руки и сказал, что это его скрипка, его инструмент. Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Благоговение что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тканевый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Благоговение — основа сердечной любви

Такому чувству, как благоговение, редко уделяется внимание в проповедях, книгах для современных христиан. Возможно, потому, что объяснить его обратившемуся от нецерковной жизни человеку очень трудно: не принято в нынешнем мире перед чем-либо благоговеть, не учат этому с детства. Поэтому нередко под благоговением понимают всего лишь правильное, каноничное отношение к священным предметам, тогда как на самом деле смысл этого понятия намного глубже. О том, как приобрести благоговейное чувство к Богу и чем опасно его отсутствие, мы говорим с игуменом Нектарием (Морозовым).

В центре мира

Благоговение что это значит

— Батюшка, понять, что такое благоговение, можно, наверное, только из собственного опыта: страх, уважение, трепет, почтение — ни одно из этих слов не раскрывает это понятие в верном ключе. А как нужно этот опыт приобретать, с чего начинать?

— Наверное, начинать нужно с самого простого: когда человек приходит в храм, который является местом особого Божественного присутствия, ему нужно всегда помнить, что он заходит не просто в какое-то здание, не в чью-то квартиру, а туда, где большее, нежели обычно, значение приобретает все, что он думает, что он говорит и делает. Конечно, каждый из нас в течение всей жизни находится перед взором Бога, но в храме — особенно. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как люди нецерковные, едва-едва верующие, входя в храм, замирали буквально как дети, испытывая те самые священный трепет и благоговение, о которых мы говорим. Им никто никогда не объяснял, что здесь нужно так себя вести, так себя чувствовать,— это идет изнутри, из глубины. То есть вообще человеку, в храм приходящему, это чувство бывает присуще. То же самое происходит со священником по рукоположении: когда он сам становится перед престолом и начинает совершать Евхаристию, то испытывает те же самые непередаваемые чувства. Но потом постепенно может наступить то, что именуется привыканием к святыне. Как это происходит? Скажем, человек в храме делает что-то не так — и видит, что гром не гремит, молния в него не бьет, какая-то неисцелимая болезнь тотчас же его не поражает. И он начинает себя чувствовать как-то спокойнее и прохладнее. Если раньше он, образно говоря, открывал дверь храма с некой боязнью, то теперь может и ногой подтолкнуть. Все то же самое происходит и в отношении молитвы: первоначально, вставая молиться, человек ощущает нечто необычное для себя, ведь обыкновенно он с людьми разговаривает, а здесь ему предстоит беседовать с Богом. И вначале опять-таки бывают какие-то особые переживания в связи с этим, а потом, по мере привыкания, благоговение постепенно утрачивается.

— Что может человека от этой утраты хотя бы отчасти сохранить и что, наоборот, ускоряет этот процесс?

— Считается — и у многих святых отцов мы можем это найти — что одним из самых гибельных для человека внутренних проявлений является дерзость. Это некое состояние, под влиянием которого человек ведет себя так, как если бы никто не видел и не оценивал его слов и действий. Мы знаем, как проявляется дерзость в общении с людьми: человек кого-то хлопает по плечу, или называет, так сказать, в шутку каким-то словом на грани бранного, или перебивает, кричит. Мы также знаем, как проявляется дерзость на дорогах — как человек может дерзко себя вести, находясь за рулем. И точно так же дерзость может проявляться и в отношениях с Богом, когда человек наедине с Ним и с самим собой. И вот от такого поведения сердце человека может стать настолько сухим, что он и Бога перестает чувствовать: святые отцы уподобляли дерзость жгучему ветру из пустыни, который выдувает из души все живое, иссушивает всю живительную влагу. Конечно же, благоговение из подобным образом расположенного сердца уходит.

Очевидно, что для того, чтобы этого избежать, человек должен все время жить с ощущением того, что Господь его видит. Нужно постоянно задавать себе вопрос: а как Господь оценит мое слово, действие? Таким образом мы даже не то что работаем над собой — мы, скорее, просто осознаем реальность, потому что Господь действительно в каждое мгновение нашей жизни нас видит. Если это побуждает человека быть осмотрительнее, дисциплинирует его, он будет сохранять благоговение — может быть, даже как-то дополнительно в этом преуспевать. Если же это вызывает только панический страх или подавленность, если человек не заботится о том, чтобы быть внимательнее к себе, то, безусловно, благоговейное чувство ему сохранить не удастся.

— Как не утратить благоговейное чувство в храме тем, кто в нем работает, для кого это место не только молитвы, но и каких-то дел, причем повседневное?

— Иногда приходится наблюдать, как человек зашел в храм — ему что-то нужно сделать, к кому-то подойти — повесил одежду на крючок и тут же куда-то побежал. Конечно, должно происходить все совершенно иначе: человек зашел в храм, остановился, подумал о том, где он находится — по большому счету, в центре всего мира, потому что центр мира — там, где совершается Евхаристия. Во многих молитвословах, особенно старого издания, писалось: не приступай к молитве тотчас, но постой, дондеже утишатся твои чувства. И здесь точно так же — надо остановиться и подождать, пока утишатся чувства,— понять, где ты, перед Кем ты, с чем ты сюда пришел и опять-таки в каком состоянии ты находишься. Если все это постоянно пропускать и пробегать, то от благоговения и следа не останется у человека.

Основа богопознания

— Мне как-то встретилась цитата святителя Афанасия Великого, где он говорит о благоговении как о состоянии, необходимом для богопознания. То есть без этого чувства, собственно, человек и Бога познать не в состоянии?

— Это действительно так. Молитва, в собственном смысле, возможна только тогда, когда человек, с одной стороны, ощущает бездну, разделяющую его и Бога, а с другой стороны — ощущает, что Господь очень близко и слышит его. И благоговение как раз таки поставляет человека в то положение, из которого можно молиться, а без благоговения молитва для него превращается всего лишь в некий набор информации, которую он озвучивает. Человек начинает пытаться разговаривать с Господом на равных, а это невозможно, потому что не равен человек Богу. И то, о чем пишет святитель Афанасий Великий, другими словами выражает преподобный Исаак Сирин, который говорит о том, что смирением открывается таинство — таинство Божественной жизни. Смирение и благоговейное чувство — это вещи неразрывно связанные. Смиренный человек благоговеет, благоговейный — смиряется. У пророка Исайи есть такие слова: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Если человек в таком состоянии находится, то Господь милостиво взирает на него, если он это состояние разрушает, то в другом совершенно положении по отношению к Богу оказывается. Так что здесь есть такой очень сильный стимул: если ты хочешь, чтобы Господь милостиво взирал на тебя, будь кротким, смиренным, трепещущим словес Божиих, то есть благоговейным.

— Как прививать благоговение детям? Наверняка этот вопрос многих интересует…

— Благоговение невозможно «прививать» в отрыве от собственно жизни религиозной. Когда родители молятся сами и для них естественно то, что мы называем богобоязненностью, они и ребенку с самого раннего возраста дадут здравое понимание того, Кто есть Господь и в каких отношениях находится с Ним человек. И безусловно, воспитание благоговения — это не внушение ребенку того, что если он будет плохо себя вести, то Бог его накажет. Благоговение входит в жизнь ребенка, когда он видит благоговеющими своих родителей. Тогда он и сам будет таким.

— Каким образом против благоговения работает враг?

— Как я уже сказал, когда мы куда-то спешим и таким образом какие-то очень важные для себя вещи не продумываем глубоко, благоговейное чувство теряется. Вот это состояние — смятения, спешки — и старается всячески усилить враг. Преподобный Исаак Сирин называет смятение колесницей диавола, на которой он въезжает в душу человека со всеми мыслимыми и немыслимыми страстями. Когда же у человека упорядоченный внутренний мир, он очень многих ошибок не совершает, и разрушить его благоговейное чувство врагу не удается.

— А если все-таки разрушение произошло и сердце, захваченное суетой, не испытывает ни трепета, ни умиления?

Газета «Петропавловский листок» № 01, январь 2016 г.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовили Ольга Протасова
Елена Сапаева

Источник

БЛАГОГОВЕНИЕ

религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни.

В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», « Благоговение что это значит», « Благоговение что это значит» фиксируются с XII-XIV вв. (Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» (Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978. Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же).

Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.

Античный мир с его политеистическим мировосприятием четко различал «horror sacrilegii» (ужас святотатства) и «tremor sacer» (священный трепет), сопровождающий религ. поклонение. При этом то и др. тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впосл. имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или гос-ва, вслед. чего Б. приобретает публичный характер. Поскольку, однако, могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают,- священный трепет, нравственная привязанность и религ. поклонение в античном мировоззрении еще не объединяются в органическую целостность, присущую идее Б. в христ. понимании.

Значимую для современности концепцию Б. представляет этика «благоговения перед жизнью» (die Ehrfurcht vor dem Leben) протестант. теолога и гуманиста-подвижника А. Швейцера. Он считал, что универсализация идеи жизни как высшей ценности является единственным способом утвердить созидательную силу и полемическую мощь христианства в драматических условиях XX в. По его мнению, «принцип нравственного» состоит в том, что человек способен испытывать равное Б. перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой др.: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. » (Швейцер. С. 218). Однако, с христ. т. зр., нравственный императив не есть лишь плод интуиции ценности жизни, но заповедь, данная человеку Творцом. Тем не менее Швейцер внес несомненный вклад в сохранение и актуализацию понятия Б. для светского европ. сознания, интерпретируя жизнь во всем многообразии ее проявлений как предмет этического Б.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // он же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 119-135, 170-204, 222-266; Франк С. Л. С нами Бог: Три размышления // он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217-404; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23-35, 216-237; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 8-22; Элиаде М. Священное и мирское // он же. Миф о вечном возвращении. С. 251-356. М., 2000.

Источник

Благоговение что это значит

Тот, в ком есть многая вера и истинное благоговение, питается высшим, духовным, тем, что неописуемо. Однако есть и такие, кто имеет лишь сухое внешнее благоговение. Такие люди сухо говорят сами в себе: «Так, сейчас я вхожу в церковь, значит, надо аккуратно сесть, двигаться не следует, голову нужно склонить, а крестным знамением осенять себя вот так!» Бывают и такие, что относительно веры могут колебаться, а целое бдение простаивают на ногах.
– Все это хорошо, но чувствовать это нужно изнутри. Эти поступки не должны совершаться лишь внешне. Снимать скуфью, входя в церковь, от благоговения – это одно, и снимать ее, чтобы освежить голову, – это другое. Благоговение видно в том, как мы причащаемся, как берем антидор и тому подобное.
– Если осенять себя широким крестным знамением, но делать это просто, смиренно, то других это не заденет. Но если человек думает о том, видят ли его другие и без конца крестится, то над ним станут смеяться. Или если он проходит мимо храма и смотрит, есть ли поблизости народ, или может даже маленько «потерпеть», чтобы народу собралось побольше, и только тогда начинает креститься и класть поклоны с тем, чтобы его увидели, тогда другие правы, насмехаясь над ним. Видишь, что мирской дух не принимается. Когда есть настоящее благоговение, его видно. А без настоящего благоговения «благообразно» превращается в «безобразно».
Раньше люди, заболев, брали маслице из своей лампадки, помазывались им и выздоравливали. Сейчас лампада горит просто как формальность, лишь для подсветки, а масло, когда моют лампаду, выливают в раковину. Как-то я был в одном доме и увидел, как хозяйка моет в раковине лампадку. «Вода куда идет?» – спрашиваю я ее. «В канализацию», – отвечает она. «Понятно, – говорю, – ты что же это, то берешь из лампады маслице и крестообразно помазываешь свое дитя, когда оно болеет, а то все масло из стаканчика льешь в канализацию? Какое же ты этому находишь оправдание? И как придет на твой дом благословение Божие?»
А я помню, что у нас в доме не шла в канализацию даже та вода, которой мыли тарелки. Она сливалась в другое место, потому что даже крошки освящаются, раз мы молимся до и после еды. Все это сегодня ушло, потому ушла и Божественная Благодать, и люди беснуются.
Будем, насколько возможно, внимательны ко всему. Благодать не может пребывать в человеке неблагоговейном.
Как божественной Благодати приблизиться к человеку, если он не благоговеет перед святыней? Благодать пойдет к тем, которые ее чтут. «Не дадите святая псом», – говорит Священное Писание. Преуспеяние невозможно, если отсутствует духовная чуткость.
Помню, в Конице был один дедок, который гонял детей за то, что они царапали стену церкви: он считал это неблагоговением. А до чего мы дошли сейчас!

Благоговение во всем

И вот еще в чем будьте внимательны: у вас на диване было постелено что-то с крестами, но садиться на кресты и наступать на них нельзя. Евреи делают обувь с крестами, изображенными часто не только на подошве снаружи, но и изнутри – под каблуками и подошвами. И денежки плати и кресты попирай! Они же раньше делали погремушки, на которых с одной стороны был Христос и Божия Матерь, а с другой – петрушка. Они словно говорили этим: «А какая разница: что петрушка, что Христос!» А несчастные люди видели Христа и Богородицу и покупали эти погремушки своим детям. Младенцы бросали погремушки на пол, наступали на них, пачкали их. А сейчас, мне рассказывали, где-то возле Китая католические миссионеры надевают на себя такие медальоны, на которых изнутри изображен Христос, а снаружи Будда. Либо изобразите одного лишь Христа изнутри, либо исповедайте Его явно! Иначе ведь не придет Благодать Божия! И здесь, в Греции, нашлись такие, что, не подумав, изобразили Пресвятую Богородицу – к несчастью! – на почтовых марках, которые бросают и топчут.
– Если благоговение настоящее, то человек имеет его во всем. Однажды в монастыре Ставроникита гостил один священник. На шестопсалмии он опустил сиденье стасидии и сидел. «Отче, – говорю ему, – шестопсалмие читают». – «А я, – отвечает он, – так его лучше воспринимаю!» Подумай-ка, а! По прошествии многих лет он приехал опять и нашел меня. В разговоре он упомянул о том, что наклеивал бумажные иконки на деревянные дощечки и раздавал их в благословение. «А как ты их клеишь?» – спрашиваю. «Намазываю, – говорит он, – на дерево клей, сажаю на него иконку, а когда наделаю их побольше, кладу одну иконку на другую, а сверху сажусь сам, чтобы клей хорошо схватился. Возьму и книжку какую, почитаю маленько». У меня, когда я это услышал, волосы на голове встали дыбом! «Ты что же, – говорю, – делаешь! Садишься на иконы, чтобы они приклеились?!» – «А что, – спрашивает он, – нельзя?»
Видишь, до чего потихоньку доходят? Плохо то, что неблагоговение не стоит на месте, развивается к худшему. Человек развивается или в добром, или в злом.

Какое благоговение было раньше

– Благоговение столь нечасто встречается в наши времена потому, что люди перестали жить духовно. Они истолковывают все посредством мирской логики и изгоняют божественную Благодать. А раньше какое же было благоговение! В Акарнании и Этолии были бабульки, очень простые и благоговейные, так они падали на землю перед мулами монастыря Пруссу и кланялись им, когда монахи спускались на мулах по делам. «Это ведь, – говорили бабули, – Божией Матери мулашечки!» – и давай класть им поклоны! Если они проявляли столько благоговения перед мулами обители Пресвятой Богородицы, то представь, сколько благоговения они питали к Ней Самой!

Благоговение к иконам

«Насколько можете, возделывайте в себе благоговение, скромность. Это поможет вам приять Благодать Божию. Потому что, имея благоговение, духовную скромность, человек, если он еще и смиренный, принимает Божественную Благодать. Если же в нем нет благоговения и смирения, то Благодать Божия не приближается к нему. В Священном Писании написано: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес моих» (Ис. 66:2)».

К сожалению, наше время характеризуется почти повсеместной утратой благоговения. Причем зачастую это происходит с людьми воцерковленными, мнящимися быть примерными православными христианами или даже имеющими священный сан. Так, например, друзья, побывавшие во время паломнической поездки в одном из монастырей России, вдруг увидели на земле истерзанную газету «Дух христианина». Какая уж тут демократия?! Понятно, что газету заклеймили: «Вредноцерковная. », «Раскольническая. » Но неужели же это дает право попирать святыни – изображения православных храмов, святых Божиих, Креста Христова, написания имени Господа, Пресвятой Богородицы, животворные слова Евангелия, изречения Святых Отцов? Люди, которые так поступают, сами свидетельствуют о себе, что пребывают в глубокой прелести. Христианин, даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано имя Христово, благоговейно подбирает этот клочок, скорбит о том, что кто-то осознанно или неосознанно попрал святыню.
В 73-м правиле Шестого Вселенского Собора сказано: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством почитание ему приносить повелеваем: изображение Креста, начертаваемое некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы Знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертавающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати».
Подобно и великий вселенский учитель – святитель Иоанн Златоуст заповедовал православным: «Если идешь по дороге и вдруг увидишь две палочки, сложенные в виде креста, то не поленись, – переложи, чтобы кто случайно не наступил, – не попрал символ Божией любви к людям». А преподобный Иосиф Волоцкий утверждал: «Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова, следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается крест, из любого вещества, – туда приходит благодать и освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский написал труд, который так и называется: «О Кресте Христовом». В нем он разоблачает заблуждение мнимых старообрядцев, почитавших только восьмиконечные кресты, но не признававших кресты о четырех концах. Святой пишет: «Что известнее для христиан Креста Христова, который, встречая наше вступление в мир, сопровождает нас потом всюду во все время нашего странствования на земле – до нашего смиренного ложа в земной утробе, над которым в последний раз водружается он во свидетельство веры и надежды усопшего? Что известнее этой священной, страшной для демонов и спасительной для христиан четвероконечной формы Животворящего Креста, которую мы так часто на себе изображаем и еще чаще видим в Святой Церкви наверху храмов, в различных священных действиях, на святых иконах, на священных сосудах и одеждах? Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех Таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех…»
Слова того же Кронштадтского пастыря подтверждают, что в православных храмах изображаются не просто орнаменты, но святые Кресты: «Крест без Любви нельзя мыслить и представлять: где Крест – там и Любовь. В церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога Любви, в храме Любви, Распятой за нас».
В творениях Святых Отцов сказано, что человеческое неблагоговение не может пребывать неизменным: оно, безусловно, развивается в худшую сторону, если не будет уврачевано искренним покаянием. Этот грех начинается с невнимания, рассеянности, потери духовной бдительности. В какой-то момент совесть дает человеку понять, что он поступает неправильно, но если тот проигнорирует ее спасительный глас, то в другой раз он прозвучит уже тише, и если снова будет встречен равнодушием – совесть притупляется.
Если мы сообщаемся с благоговейными христианами, – невольно усваиваем их качества, и, напротив, водя дружбу с неблагоговейными людьми, – навыкаем рассеянности, невнимательности, дерзости… Пообщавшись какое-то время с неблагоговейными людьми, тем более «научно» обосновывающими свои грехи, человек заражается их теплохладностью, небрежностью в делах веры.
Отец Александр Виды подвижничества в Русской Земле (Оглавление)

Источник

Благоговение

Бог внимателен к любящим благоговеть – Пс.143:3; Неем.1:11

Писание выделяет три группы людей: 1) люди, о которых Господь знает; 2) люди, на которых Он обращает внимание; 3) люди, к которым Он внимателен. Об этом говорят указанные выше ссылки. Бог внимателен к любящим благоговеть. В этом состоянии заключается особенное благословение, Господь внимателен к тем, кто любит благоговеть.

Что значит благоговеть? Объясним это слово другими библейскими словами. Благоговеть – это находиться в страхе и трепете перед Богом. Писание говорит, что это состояние, в котором нам надо находиться постоянно: Пс.2:11; Фил.2:12.

Что значит находиться в трепете? Словарь Ожегова так объясняет слово «трепет» – это напряжённость чувств (ещё: трепетать – испытывать дрожь, сильное волнение). У нас всех есть чувства, и это нормально. Одно из этих чувств – радость. Есть радость духа и есть радость плоти. Как распознать? Если у меня радость духа, то она будет с трепетом перед Богом (Пс.2:11), если у меня радость плоти, я замечу, что она какая-то неуёмная, шумная и связана с наслаждениями плоти.
У струнных музыкальных инструментов струны во время исполнения должны находиться в определённом натяжении, напряжении. Если струна натянута не так, музыкант сразу слышит фальшивую ноту. «Трепет – напряжённость чувств». В наших чувствах будет фальшивость, если мы не будем в трепете перед Богом, и Он это услышит.
«Струн души рука Христа касается, и она восторженно поёт». Один средневековый князь натянул между двумя башнями своего замка струну – он хотел услышать музыку, которую создаёт ветер, природа, стихия. Но его «инструмент» молчал. Прошло много временя, и князь уже подзабыл про свою затею. Однажды поднялась сильная буря. Раскачивались деревься и башни, казалось, тоже. И вдруг полилась чудная музыка! «Арфа», молчавшая в спокойную погоду, заговорила в бурю.
Что же надо, чтобы мы пришли в трепет? Достаточно ли тихого веяния ветра, сознания присутствия Божия на всяком месте? Или нам нужна буря, сложные жизненные обстоятельства.
Какие предметы могут трепетать? Лист на дереве… Только небольшие, нетяжёлые. Только немощные трепещут. Сильные, самоуверенные – нет. От них Бог слышит фальшивые ноты.
Павел был немощный, трепещущий перед Богом, ждущий слова от Него; ведь Господь – и Композитор, и Настройщик, и Исполнитель, а апостол предоставлял Ему струны своей души.

Что значит быть в страхе? – осознавать величие Божие и всё делать с этим сознанием (иметь страх перед вышестоящим – естественно).
Делать небольшие дела и сознавать, что это для Господа, это жертва лично для Него – значит «служить со страхом» (Пс.2:11). И к чужим небольшим делам так относиться – это ходить в страхе Божием.

Мы обязательно испытаем благословение в нашей жизни, если будем любить благоговеть перед Богом. Это благословение двоякое: Мал.4:2.
1) «для вас … взойдёт Солнце правды …». В Новом Завете написано, что солнце восходит для всех, добрых и злых; но это Солнце взойдёт не для всех. Это Солнце – Христос (Пс.83:12; От.21:11,23). Это значит, Христос будет близок для тех, кто любит благоговеть, и они будут дорожить этой близостью («светило его подобно драгоценнеёшему камню»). В этом суть благоговения.
2) «… и исцеление в лучах Его …». Это Солнце будет иметь след в нашей жизни, наложит свой отпечаток. Такие черты христианского характера, как кротость, смирение, доброта, напрямую зависят от благоговения, от страха и трепета. Может ли человек, который Бога не боится, быть смирённым? Мы об этом, может, и думать не будем, но это будет нашим благословением. Это есть «исцеление в лучах Его». Про некоторые свои недостатки мы говорим: «это у меня характер такой», или «это у меня в крови». Вот как раз это Он и может исцелить, может дать незаметно, если мы будем переживать о том, чтобы ходить в Его присутствии, иметь с Ним общение, не огорчая Его Духа.

Иметь страх и трепет необходимо для нашего спасения: Фил.2:12; Мр.5:33,34.
Надо не просто сохранять форму благоговения, но любить благоговеть. К таким Бог особенно внимателен: Неем.1:11.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *