Благость что это значит в библии

Благость Божия

Благ и праведен Бог. и по благости Своей дарует нам всякое благо, когда благоразумно пользуемся им, как праведно полученным, ради благодарения; но если оказываемся неблагодарными, то лишаемся благого по правосудию Божию; так что благость Божия и правда Его по естеству подают нам всякое благо, а за злоупотребление его – вечное мучение (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 163).

Все доброе и спасительное, соделанное для людей Богом, совершено по благодати и благости, а нами не подано никакой причины к оказанию нам добра. Напротив того, мы пребываем во всяком пороке; Бог же не отступает от собственного Своего естества, но что Он есть, то и творит, так как благому по естеству неестественно было бы соделать что-либо иное, кроме свойственного Ему (свт. Григорий Нисский, 19, 41).

Признательному рабу свойственно смотреть на благодеяния, оказанные всем вместе, как на собственные, и пещись и заботиться так, как бы сам был должником за все (свт. Иоанн Златоуст, 45, 161). Источник.

Заботясь о нашем спасении, Господь являет нам много таких благодеяний, о которых мы и не знаем, – часто избавляет нас от опасностей, и другие оказывает нам милости (свт. Иоанн Златоуст, 48, 266).

. так многочисленны, что ум наш не в состоянии и исчислить Божии щедроты к нам (свт. Иоанн Златоуст, 48, 268).

. Памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 48, 270).

. Сколько бы мы ни старались, мы не можем однако ж изобразить и малейшей части ни тех благ, которые нам уже дарованы (от Бога), ни тех, которые ежедневно ниспосылаются, ни тех, которые еще уготованы нам (в будущей жизни), если мы захотим исполнить Его заповеди (свт. Иоанн Златоуст, 48, 284).

Если Он благодетельствует недостойным и оказывает человеколюбие к согрешившим, то чего мы не получим, когда отстанем от греха и будем творить добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 48, 289).

Если будет благоволить к нам Бог, тогда все будет для нас удобно и легко, и ничто не сможет опечалить нас в настоящей жизни, хотя бы и казалось что-нибудь прискорбным (свт. Иоанн Златоуст, 48, 624).

. Ничто нам не доставляет такой пользы, как всегдашнее памятование о благодеяниях Божиих, как общих, так и частных (свт. Иоанн Златоуст, 56, 621).

Чем более мы получили благодеяний, тем тяжелее мы примем наказание, если окажемся недостойными благодеяния (свт. Иоанн Златоуст, 56, 800). Источник.

Мы говорили так много о благости не для того, чтобы, уповая на нее, нам дозволять себе все, но чтобы не отчаиваться во грехах, а каяться. Благость Божия ведет тебя к покаянию, а не к большей неправде. Если же ты становишься чрез благость порочным, ты возводишь на нее особенную клевету пред людьми, – потому что многие. обвиняют долготерпение Божие, – так что понесешь наказание за то, что не воспользовался ею на должное. Бог милосерд, но Он и правый Судия: прощая грехи, Он однако каждому воздает по делам его. Он оставляет неправду, уничтожает беззаконие, но Он же и испытывает (свт. Иоанн Златоуст, 56, 832).

Высочайшей благости дело есть, что она не только божественные и бестелесные естества мысленных тварей соделала отображениями неизреченной Божеской славы, как способные сообразно с своею приемлемостью воспринимать все недомыслимое благолепие неприступной красоты, но и в тварях чувственных, во многом недостаточествующих пред существами мысленными, отпечатлела явные следы своего величия, могущие ум человеческий, в них углубляющийся, переносить прямо к Богу, восторгая его выше всего видимого, как бы вводя в область верховного блаженства (прп. Максим Исповедник, 87, 271).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

БЛАГОСТЬ (GOODNESS)

Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?

Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» <«славу»>, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:19–20 ). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» ( Исх. 34:6–7 ). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.

Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении ( Быт. 1 ) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» ( 1Тим. 4:4 ).

Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут. и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» ( Иер. 31:12 ), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе ( Иер. 31:12–13 ). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» ( Иер. 31:14 ). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.

Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его», и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» ( Иер. 33:11 ). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.

Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания ( 2Пар. 32:32 ). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» ( Притч. 12:2 ) и насыщается от путей своих ( Притч. 14:14 ). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» ( Лк. 23:50 ), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» ( Деян. 11:24 ). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.

Благость прославляется как один из плодов Духа, характеризующих тех, кто принадлежит Христу ( Гал. 5:22–24 ). Выше мы отметили, что источник всей благости есть Бог; следовательно, «кто делает добро, тот от Бога» ( 3Ин. 1:11 ). Благость человека не исходит от него самого: «Нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим. 3:12 ), – пишет Павел. Или еще: «Не живет во мне. доброе» ( Рим. 7:18 ). Вместе с тем, Павел призывает имеющих Духа «делать добро всем» ( Гал. 6:10 ), как и Иисус, заповедовавший Своим последователям «любить врагов ваших, и благотворить» ( Лк. 6:35 ). Иисус учил также, что «дерево доброе приносит и плоды добрые» ( Мф. 7:17 ).

Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла ( Быт. 2:9, 17 ). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло ( Быт. 3:22 ). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.

Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла ( 2Цар. 14:17 ; 3Цар. 3:9 ; Евр. 5:14 ). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро ( Пс. 33:15, 36:27 ; Притч. 14:22 ; Ис. 7:15–16 ; Ам. 5:14–15 ; 1Пет. 3:11 ; Рим. 12:9 ). К добру надо всеми силами стремиться ( Притч. 11:27 ).

Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых ( Притч. 15:3 ; Еккл. 9:2 ; Мф. 5:45, 12:35 ; Ин. 5:29 ), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми ( Еккл. 12:14 ; 2Кор. 5:10 ). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.

Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Прославление Бога есть благо ( Пс. 53:8, 91:2 ), также как и приближение к Богу ( Пс. 72:28 ). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» ( Неем. 2:18 ), к «уставам и заповедям добрым» ( Неем. 9:13 ), к благим словам Бога ( 3Цар. 8:56 ), к «доброму пути» ( 2Пар. 6:27 ), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом ( Мих. 6:8 ).

Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища ( 1Пар. 4:40 ; Иез. 34:14 ), или работы по возведению стены ( Неем. 2:18 ), или поиски доброй жены ( Притч. 18:22 ). Совместная жизнь верующих – благо ( Пс. 132:1 ). То же самое относится к «слову во время» ( Притч. 15:23 ); к еде, питью и радости от работы ( Еккл. 5:17 ); к мудрости ( Еккл. 7:11 ) и к совести, свободной от чувства вины ( Деян. 23:1 ; 1Тим. 1:5 ). Добрыми могут быть плоды дерева ( Мф. 7:17 ), даяния родителей детям ( Мф. 7:11 ) и учение мудреца ( Притч. 4:2 ). Благими могут быть даже страдания ( Пс. 118:71 ).

Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.

См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ, БОГ, ЗЛО, KPACOТА, МИР, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Благость, благо, добро

Благость — это категория, неподвластная человеческому суждению; единственный критерий благодати — Божья воля.

Благость. Ветхий Завет

В Писаниях Ветхого Завета еврейское слово חֵן‎ («хэн») встречается много раз, в том числе и в текстах, относящихся к мессианским пророчествам.

7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»
(Зах.4:7)

10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
(Зах.12:10)

В синодальном переводе чаще всего переводится словами:

Благость. Новый Завет

В Новом Завете греческое слово «χάρις» (милость, благодеяние, награда, услуга, одолжение) встречается в текстах Евангелия от Луки, Евангелия от Иоанна, в книге Деяний Апостолов, в посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Павла 146 раз в той или иной форме (не считая глагольных) и используется, в основном, в контексте прощения грехов для верующих в Иисуса Христа, а также содействия их духовной жизни (особенно в приветствиях).

Иногда обозначает конкретные дары и благословения.

8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. 15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Предлагаю рассмотреть понятие «благости», так как оба слова: благодать и благость — очень схожи.

Благость что это значит в библииБлагость, благо, добро

Один только Бог благ

Иисус прямо говорит об этом, отвечая на вопрос богатого юноши:

И подтверждая тем самым целый ряд аналогичных ветхозаветных высказываний.

13 и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он бла г, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако,

11 И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», « ибо — благ, ибо вовек милость Его к Израилю «. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня.

Благость — это категория, неподвластная человеческому суждению; единственный критерий благодати — Божья воля. Даже само желание познать добро и зло означает отпадение от Бога.

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

На Страшном суде благой Бог спросит о совершенных человеком добрых делах.

10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое.

О том, что Господь понимает под добром и благостью, говорится в Мих 6:8 и Лк 10:42 (благое дело — слушать Господа);

8 О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Люди отпали от Бога

Люди отпали от Бога и поэтому, согласно Библии, стали «негодны» и злы.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

Отсутствие в человеке истинной благости будет особенно заметно при наступлении последних дней этого мира:

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

Поступки человека

Человеку, желающему изменить такое положение и предстать благим пред Богом, не помогут никакие усилия и отречение от мирских благ. Причина этого в том, что, по словам апостола Павла, «не живет… в плоти… доброе».

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

Помочь здесь может только возрождение от Духа Божьего, ибо благость — это Его плод.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

Божья Благость, проявившаяся в том, что Он отдал Своего Сына в жертву за наши грехи, ведет к покаянию и обновлению человека.

4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

Церковь Иисуса, в которой действует Дух Божий, призвана вершить добрые дела.

10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

Но так как такие дела совершаются не самими христианами, а живущим в них Духом Божьим, то прославлять следует не их, а Небесного Отца:

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Благость в человеке

Благость, пробуждаемая в христианах Божьим Духом, не означает, однако, состояния непогрешимости и совершенства в земной жизни; дух и плоть противятся друг другу.

17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Но ученикам Иисуса в их борении дано обетование:

Источник

Плод Духа – благость. Часть 5

Благость что это значит в библии

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость…», – Галатам 5:22

Благость – интересное слово, вроде бы ясное, но определение без помощи толкового словаря не дашь. Это, наверное, оттого, что понятие уже стало устаревшим в современном языке. Оно обозначает свойство, которое мы сегодня называем добротой.

Что значит быть добрым? Тот же словарь объясняет, что добрый человек ласков, заботлив и дружелюбен. Допустим, ласку и дружелюбие детальнее разбирать не нужно, но вот заботу… Когда мы проявляем заботу? Тогда ли, когда даём милостыню всякому, кто стоит в подземном переходе с протянутой рукой? Мы в таком случае добрые или просто жалостливые и наивные.

Доброта, истинная доброта, она ведь должна в итоге привести к чему-то хорошему, как описано в книге «Отверженные» Виктора Гюго, например. Вспомните, Жан Вальжан был преступником с закостеневшей душой, но его преобразило ласковое, дружелюбное, заботливое отношение священника. Хотя в определённый момент епископ Мириэль поступил неверно с точки зрения закона. Он не сдал бывшего каторжника, когда тот украл серебряные подсвечники и был пойман полицией. Епископ заявил, что подарил Вальжану ценные предметы.

Благость что это значит в библии

Далее, закон велит творить милостыню. Но если делать это не задумываясь, можно лишь ускорить чье-то падение, оказать медвежью услугу. Кто наверняка знает – человек хлеб на эти деньги купит, или палёную водку? А если какому-нибудь местному мафиози отдаст. Уж лучше предложить просящему пройтись вместе до магазина, и купить ему продукты.

Или вот дети о родителях думают: добрые, деньгами помогают. Или наоборот – злые, потому что вынуждают работать, учиться экономить, планировать бюджет…

Часто, чтобы быть благостным, нужна немалая внутренняя сила, которая поможет противостоять давлению и манипуляции, а ещё – духовная зоркость, чтобы отличить истину от лжи. С этим не рождаются. Этому учатся, и только у Бога, и тем быстрее, чем усерднее стремятся быть ближе к Нему, чтобы знать Его голос, который всегда подскажет правильное решение.

Источник

Что такое «плоды Святого Духа» и как их получить?

В православной литературе часто можно встретить выражение «плоды Святого Духа». Такими плодами называют, например, любовь, радость, милосердие и даже саму веру. Но при чем здесь Дух и Его плоды? Разве все это не личные свойства отдельного человека, которые он сам в себе развивает? И вообще — Кто такой Святой Дух? Разбираемся в «Слайдах» «Фомы».

Кто такой Святой Дух?

Святой Дух — третье Лицо Святой Троицы. Библия говорит о едином Боге и резко отвергает представление, будто бы богов много. Однако та же Библия дает нам основания утверждать, что Бог триедин: един по существу и троичен в Лицах. Священное Писание ясно говорит об Отце как о Боге, о Сыне как о Боге и о Святом Духе как о Боге. Господь Иисус посылает апостолов крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).

В чем роль Святого Духа?

В ночь перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16—17). Святой Дух вечно пребывает с Церковью, которую основал Христос. Как и обещал Спаситель, Он наставляет нас на всякую истину (Ин 16:13). И производит в христианах то, что называется «плодами Святого Духа». Эти плоды перечисляются в Послании святого апостола Павла к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23). Итак, Дух Святой наставляет нас в истине и дает дары, помогающие нам жить в этом мире по-христиански.

Но разве эти дары — не черты характера самого человека?

Конечно. Но действие Святого Духа как раз и проявляется в перемене характера. Как сказал о своем обращении ко Христу святой князь Владимир — Креститель Руси: «Я был зверь, а стал человек». Святой Дух меняет наши желания, предпочтения и привычки, просвещает наш разум и дает воле правильные ориентиры, так что мы начинаем проявлять эти плоды в своей жизни. Святой Дух входит и действует в нас через нашу веру во Христа, которая проявляется в молитве (как личной, так и общецерковной), в нашем участии в таинствах Церкви, в жизни по заповедям Божиим.

То есть Святой Дух воздействует на нас помимо нашей воли? Разве это не манипуляция сознанием, пусть и во благо?

Нет, Святой Дух как раз никогда не действует насильно (в отличие от духов не святых). Он ждет нашего свободного решения: захотим ли мы измениться или нет? Захотим ли перестать грешить — или нам комфортнее оставаться такими, какие мы есть? Читая утренние и вечерние молитвы, верующие ежедневно обращаются к Господу Духу Святому с такой просьбой: «Прииди и вселися в ны (по-церковнославянски „в нас“. — Прим. ред.), и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Если Он увидит, что мы не лукавим и действительно приглашаем Его войти в нас и очистить нашу душу, то непременно воспользуется приглашением. Но насильно делать ничего не станет.

Для чего нам плоды Святого Духа? Чтобы вести себя хорошо с точки зрения Бога?

Вести себя хорошо тоже очень важно. Но цель, с которой Дух Святой подает нам Свои плоды, выходит далеко за рамки хорошего поведения. Бог хочет сделать нас не просто хорошими, а святыми — вечными, бессмертными, бесконечно прекрасными существами, в которых струится Его жизнь и отражается Его благость. Святой Дух постепенно меняет нас изнутри, и Его цель — превратить нас в святых.

Что такое любовь, которую дает Святой Дух? Это восторг, какие-то необычные переживания?

Обычно мы часто называем словом «любовь» чувство, переживание, например влюбленность. Но в Библии речь идет скорее не об эмоциях, а об определенном расположении воли человека, когда он признает уникальную ценность своего ближнего и ищет ему блага. Это тем более так, когда о любви говорится как об одном из плодов Святого Духа.

Что значит искать блага для ближнего?

Высшее благо для любого человека, с точки зрения христианина, — это его, человека, спасение. А спасение — это вхождение в соприкосновение с Богом, достижение такого состояния, когда Дух Святой живет в человеке и освящает человека. Поэтому искать для кого-то блага — значит делать все для того, чтобы этот человек узнал Бога и полюбил Его. Вести себя с этим человеком по-Божьи — кротко, милосердно, заботливо, забывая все обиды. И не скрывать той самой радости, которую дарит Святой Дух нам самим.

А радость во Святом Духе — это всегда быть «на позитиве»?

Не совсем так. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп 4:4) — пишет апостол Павел, причем пишет он это, находясь в тюрьме в ожидании мученической смерти. Его не вгоняют в отчаяние лишения, побои, угроза лютой смерти. Почему? Он знает, что делает важное и спасительное дело — проповедует Евангелие. Он знает, что, когда его земной путь завершится, он окажется на небесах, в непредставимом блаженстве. И осознание правильности, спасительности избранного пути наполняет его радостью. Как говорил сам Павел, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше [чем оставаться на земле. — Прим. ред.] (Флп 1:23). Мы обретаем такую радость, когда решаемся служить Господу. Она прорастает в нас постепенно, вместе с уверенностью в вечной жизни.

Что это за мир, который дает Святой Дух? Я вроде и так не воюю ни с кем.

Для нас слово «мир» чаще всего означает отсутствие войны. Но библейское слово «шалом», которое у нас переводится как «мир», имеет гораздо более глубокое значение: это правильные, должные отношения между людьми и Богом, людьми между собой, людьми и природой. Поссорившиеся родственники могут не воевать, а просто держаться друг от друга подальше. Между ними нет войны, но нет и «шалома», любви. «Шалом» появится, когда они помирятся и сядут все вместе за одним праздничным столом.

И как семейные дрязги связаны с верой в Бога?

Подлинный мир мы обретаем благодаря вере во Христа: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:1). Мы в мире с Богом; пребывая в Его Церкви, мы приняты в Его доме; приступая к Евхаристии, мы питаемся за Его столом. Сознание того, что мы прощены и приняты, наполняет христиан миром — и способностью быть миротворцами в отношении других людей.

Что такое долготерпение? Это пассивность, когда ты ни на что не реагируешь?

Вовсе нет. Во-первых, это способность переносить что-то неприятное: болезни, лишения, обиды — и не ломаться, не срываться в озлобленность или отчаяние. Во-вторых, способность прилагать усилия, которые не приносят немедленного результата, награды. Долготерпение нужно и во многих мирских делах — когда вы учите иностранный язык или проходите длинный курс лечения. Но оно особенно важно в духовной жизни, когда вы молитесь, читаете Библию и участвуете в богослужениях просто из послушания Господу, не получая каких-то немедленных духовных радостей и утешений.

А благость? Это всегда быть невозмутимо-благодушным?

Этот плод Святого Духа можно было бы назвать привычным словом «доброта», но на самом деле речь тут идет о гораздо большем — о подражании Самому Богу. Благим Библия называет именно Бога: Бог проявляет богатство благости по отношению к грешникам; Его благость ведет их к покаянию (Рим 2:4); Бог совершает все, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф 2:7). Причем Бог благ не к тем, кто этого заслуживает, а ко всем вообще: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Христиане призваны подражать благости Бога.

Как именно подражать?

Как говорит Господь Иисус: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:43-44).

У меня нет власти и я не распоряжаюсь судьбами людей — как я могу проявлять милосердие?

Милосердие — это любовь, доброта и забота, обращенная к тем, кто не может (и часто не хочет) ничем воздать нам за них. Речь здесь идет о любых людях, а не о подвластных нам. Как говорит Христос: Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк 14:12-14).

Можно поподробнее — что слова Христа значат на практике?

Христиане, которые помогают страдающим людям, могут столкнуться с тем, что иногда это люди не самые приятные и благодарные. Часто они сильно биты жизнью — и приобрели разные дурные привычки. Они могут пить или лгать, или высказывать претензии вместо благодарности. Наши первые порывы быть хорошими быстро разбиваются о то, что мы далеко не всегда получаем немедленную награду за нашу добрую волю. Такой плод Святого Духа, как милосердие, делает нас способными проявлять любовь и сострадание, подобные любви и состраданию Бога, Который благ и к неблагодарным и злым (Лк 6:35).

Вера — тоже дар Духа? Разве я не могу уверовать в Бога сам?

Нет, без благодати Божией мы не могли бы ни уверовать, ни даже захотеть этого. Грешный человек относится к Богу с глубоким недоверием. Ему кажется, что Бог лишит его чего-то, сделает его жизнь несчастной и несвободной. На самом же деле несчастными нас делает наше яростное противление Богу. Главное препятствие для веры лежит совсем не в области разума (разум, напротив, ведет к вере, свидетельством тому множество больших ученых, верующих в Бога), а в области воли.

И что же делает Святой Дух с нашей волей?

Он освобождает нас от ожесточения и страха; мы доверяемся благому Промыслу Божиему и полагаемся на те обещания, которые Бог дает в Священном Писании. Дух удостоверяет нас в истине Благой Вести, причем в ее истинности по отношению к нам, ко мне лично. Христос умер и воскрес и ради меня тоже; и мне тоже в таинствах Церкви передается вечная жизнь. Как говорит апостол Павел, вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:15-16). Слово «Авва» — как наше «батя» или «папа» — очень теплое, семейное слово, с которым дети обращаются к Отцу. Именно такое теплое, сыновнее доверие и созидает в христианах Святой Дух.

А кротость? Даже не очень понятно, что значит это слово.

Да, это слово редко встретишь сегодня в повседневной речи. Что же оно означает? Качество, противоположное гневливости. Кроткий человек сохраняет благожелательное спокойствие в обстоятельствах, которые человека, лишенного этой добродетели, бесят. Кроткий человек даже в ситуации, которая требует исправления, высказывает свою позицию мягко и терпеливо, без неприязни и раздражения. Как пишет апостол Павел: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал 6:1).

А воздержание — это про то, что ничего нельзя?

Нет, совсем про другое. Воздержание — это способность обуздывать свои аппетиты, держать свои желания под контролем. Это не значит, что мы считаем желания, свойственные нам по природе, плохими. Мы с благодарностью к Богу вкушаем любую пищу; Церковь давно сочла еретиками тех, кто гнушался супружеским общением. Но наши желания должны находиться под нашим контролем — а не мы под их. Тело подобно коню: пока им управляет благоразумный всадник, оно и полезно, и прекрасно. Однако когда конь понес и всадник утратил над ним власть, оба находятся в опасности погибнуть. Святой Дух дает христианам способность воздерживаться от того, чтобы следовать нашим желаниям в тех случаях, когда это было бы вредным, пагубным для нас самих или других людей.

Так как же получить эти плоды Духа Святого?

Во-первых, просить об этом Его Самого, не забывая, что Тот, Кто раздает дары, действует согласно собственному Промыслу, ведомому только Ему: . каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор 12:7—11).Обладая всеми дарами сразу, мы бы страшно возгордились и уже никогда не смогли бы покаяться. Вероятно, поэтому Господь дает каждому только некоторые дары.
И во-вторых, приобщаться к жизни и таинствам Церкви. Ведь именно через них Господь воздействует на нас наиболее явно и ощутимо.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *