Благотворительность в школе что можно

Благотворительная деятельность в школе (из опыта работы)

Благотворительность в школе что можно

В статье описывается опыт организации благотворительной деятельности учащихся и учителей в гимназии 1636 «НИКА». Даны советы и рекомендации, описаны возможные ошибки.

В последнее время неоднократно слышала от родителей современных детей и подростков: «Пусть школа занимается только образованием, воспитывать должна семья. Не хочу, чтобы какие-то чужие взрослые люди занимались воспитанием моего ребенка.» И в принципе такое мнение понятно и имеет право на существование. Но реализовать такое пожелание невозможно. Даже если школа откажется вовсе от воспитательной работы, она все равно все время будет воспитывать. Потому что воспитание происходит каждый день, каждый час. Воспитывают учителя своим примером: тем, что и как говорят, как поступают. Воспитывают одноклассники, воспитывает само общение. И раз уж без воспитания в школе никуда, значит, стоит прилагать осознанные усилия для того, чтобы наши выпускники покидали школьные стены людьми со сформированными морально-нравственными качествами, с четким пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.

Когда каждое слово подтверждается действием, когда у любого разговора на морально-нравственные темы есть практическое продолжение, можно надеяться, что сказанные слова не вылетят у детей из головы после окончания разговора.

Участие в благотворительных акциях стало для нашей гимназии традицией. Вот уже четыре года в ноябре мы собираем новогодние подарки детям, попавшим в трудные жизненные условия. Организуем акции мы совместно с объединением «Круг». И за три года такой работы нам стало понятно, как важен каждый этап такой деятельности. Об этих этапах я сейчас и расскажу.

В первые дни проведения акции мы размещаем на стендах и на сайте гимназии подробное объявление о том, что мы собираем, почему, как, кому. Раздаем раздаточный материал по классам. На классных часах показываем фильм о том, как проводится акция, для кого мы собираем подарки. Параллельно с ребятами подарки и деньги собирают учителя. Затем мы перевозим все собранное в мастерскую Деда Мороза, где все подарки будут сформированы и развезены по детским домам и больницам. Естественно, нет и не может быть никакого принуждения, нет никакой соревновательности. Но после окончания акции мы непременно благодарим всех, в ней поучаствовавших, и показываем фильм о том, как собранные нами подарки дарили адресатам.

Что во всем этом важно:

1. Атмосфера общего дела, в котором принимают участие и дети, и родители, и учителя, и администрация на равных основаниях.

2. Обязательное подробное объяснение всех деталей того, что мы делаем: зачем, почему, кому, и т.д.

3. Непременный финал с показом фильма, в котором дети видят, кому подарены их подарки.

И надо сказать, что есть отдача. Если в первую нашу такую акцию часто дети приносили из дома то, что им не очень нужно и не жалко, не думая о том, что эта вещь вообще никому не нужна, то сейчас во время акции подходят, спрашивают, что лучше купить: канцтовары или спортивный инвентарь, игрушки или диски с музыкой. В этом году среди принесенных детьми вещей вообще не было ничего лишнего, старого. Дети заботятся и об упаковке, приносят красивые пакеты, подписывают открытки, а часто делают их своими руками. Отношение и к акции, и к ее адресатам изменилось, и это заметно всем.

Поскольку какой-то опыт мы уже наработали, хочу поделиться и рассказом об ошибках, которые по неопытности можно совершить.

Во-первых, выбирая партнера для благотворительной акции, надо обязательно быть абсолютно уверенными в его порядочности. Увы, но сейчас существует довольно много благотворительных фондов, которые оказываются нечисты на руку. Лучше всего выбирать, основываясь на личных связях.

Во-вторых, бессмысленно принимать участие в подобных акциях разово. Благотворительностью можно заниматься, только сделав осознанный выбор и понимая, что быть щедрым и добрым один раз нельзя.

В-четвертых, дети должны знать и видеть, что и взрослые (учителя, администрация) тоже участвуют в акции.

Используя в разных формах деятельностный подход в воспитательной работе, мы реально видим ее результат, который невозможен после даже самых проникновенных лекций и бесед о доброте, милосердии и душевной щедрости без подкрепления поступками.

Источник

Благотворительная деятельность школы

О ВОЗРОЖДЕНИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Каждому учителю хочется видеть своих воспитанников добрыми, отзывчивыми, душевными людьми, высоконравственными, ответственными. Эти ценностные качества в человеке не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь оказывает возрождение благотворительных традиций в школе.

Долгое «перестроечное» время в нашей стране социологи фиксировали рост прекариата – группы молодежи, которую отличает высокий уровень апатии и низкий уровень знаний. Термин появился в западном обществоведении и означал социальную обездоленную группу молодых людей, не связанную обязательствами ни с государством, ни с обществом (2). Дуглас Коупленд в своей книге «Поколение Х» ярко описал подобную страту, назвав ее «космической беднотой», путешествующей по континентам и странам в поисках новых впечатлений и перебивающейся случайными заработками. Некоторые аналитики считают, что это в определенной степени «бунт» против образа жизни и ценностей среднего класса, который в развитых странах составляет не менее половины населения. В России прекариата — десятки миллионов, и его в будущем станет еще больше, если не воспитывать в молодых людях сопереживание, чувство сопричастности к судьбе других. Как не вспомнить слова Марка Лисянского:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

В жизни любому человеку, где бы он не находился и не работал, предоставлены безграничные возможности приносить людям добро. Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи, ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами. Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след, прежде всего, в вашей собственной душе и принесёт вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения.

К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, всего живого на Земле, соответственности за мир, в котором мы живём. Осознание это открывает общественно значимые задачи разного уровня, в том числе и воспитательные.

Цель создания возможности участия в благотворительной деятельности – воспитание социально-гражданской активности детей и подростков через формирование потребности совершать добрые поступки, проявлять заботу о других, бескорыстно помогать людям.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.»
Академик Дмитрий Лихачев


Проект: Благотворительная деятельность в школе как современная модель воспитаниями социализации обучающихся.

(Направление: Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных образовательных организаций в Московской области, направленных на разработку и внедрение современных моделей воспитания и социализации обучающихся).

Срок реализации проекта: 2020 — 2022 гг.

Задачи проекта:

научить формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, давать ценностную самооценку своим и чужим поступкам;

Благотворительная деятельность как социальное явление проявилось в потребности самовыражения зрелого патриотизма еще в древние времена. Сейчас, когда с каждым годом растет число нуждающихся в бескорыстной помощи, большое значение приобретают чувство сопричастности и умение сострадать.

Школа как социальный институт призвана воспитывать эмоционально-нравственную отзывчивость — составляющую духовного потенциала общества. «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и… духовная и культурная жизнь обучающегося», — гласит «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Осознавая это, на протяжении многих лет именно эти компоненты являются главенствующим направлением в воспитательной системе работы школы.

В данном проекте нами предпринята попытка всестороннего включения обучающихся, их родителей, учителей, представителей окружающего социума в масштабную благотворительную деятельность, которая сейчас приобретает особую актуальность как способ повышения духовно-нравственного уровня ребёнка.

Практическая значимость проекта заключается в том, что мы нацелены сформировать у обучающихся потребность совершать добрые поступки не «по указке», а по «зову сердца». Ведь школа, не являясь организацией, производящей какие-либо товары с целью получения прибыли, имеет возможность принимать активное участие в делах благотворительности и добродетели, тем самым оказывая реальную помощь нуждающимся и страждущим. Проект предусматривает осуществление социально-значимой деятельности, которая предполагает тесную взаимосвязь и партнёрские отношения в области благотворительности между школьниками, их родителями, учителями, всевозможными организациями.

В связи с этим определена основная идея проекта – создание воспитательного пространства, предоставляющего условия для развития высших нравственных качеств обучающихся, таких как доброжелательность, милосердие, способность к сопереживанию (эмпатии).

Реализация данного проекта обеспечит единство теоретической и практической подготовки, повышение компетентности социальных педагогов, педагогов-организаторов, классных руководителей в вопросах организации благотворительной деятельности..

Описание основных мероприятий проекта по этапам
Первый этап. Аналитико-диагностический.

Второй этап. Экспериментально-практический.

Третий этап. Обобщающе-аналитический.

В настоящее время школа работает над практической реализацией проекта. Приведём выдержки мероприятий из Календарного плана проекта.

Для детей-инвалидов, детей-сирот, детей: благотворительные концерты, сбор вещей, реализация поделок собственного изготовления на благотворительные ярмарки «Доброе дело » и т.п.

Для «братьев наших меньших»: «Подари корм приюту для собак», акции «Скворечник», «Кормушка.

Источник

Один букет от класса и ярмарка в школе: 5 способов приобщить детей к благотворительности

Что такое благотворительность — детям обычно непонятно. А когда ребёнок не понимает и ему при этом не объясняют, то вряд ли можно его увлечь этим занятием. «Мел» вместе с благотворительным фондом Константина Хабенского, который помогает детям с опухолями мозга, рассказывают, как заинтересовать школьников благотворительностью и начать помогать прямо сейчас.

Организовать вместе с учениками благотворительную ярмарку

Благотворительность в школе что можно

Для того, чтобы первая благотворительная ярмарка не стала последней и школьники не вспоминали её потом как что-то скучное и навязанное учителями, важно подумать, какой формат будет интересен именно им.

Например, если младшим классам нравится продавать то, что они испекли вместе с родителями дома или сделали своими руками, то старшим можно предложить устроить гараж-сейл, своп или блошиный рынок, куда они принесут ненужную одежду и книги. В качестве повода можно использовать любой праздник — тогда и тему придумывать не придётся.

Как организовать ярмарку:

1. Определитесь с форматом ярмарки. Лучше, чтобы школьники сами составили программу — это будет дополнительной мотивацией провести мероприятия.

2. Выберите благотворительную организацию. Как понять, что фонду можно доверять? У него на сайте есть регулярная прозрачная отчётность, его имя не связано ни с какими историями про мошенничество и вы знаете кого-нибудь, кто этому фонду уже доверяет и помогает. Список надёжных организаций можно найти здесь.

3. Свяжитесь с выбранным фондом и предупредите о том, что собираетесь проводить мероприятие в их пользу. Скорее всего, сотрудник фонда сможет дать пару советов и даже бокс для сбора пожертвований — его наличие повысит доверие посетителей ярмарки.

4. Перед самой ярмаркой проведите классный час с детьми и расскажите, кому они помогут в результате. Если школьники будут знать, что деньги идут не на мифическую «благотворительность», а, например, в фонд, который помогает бездомным собакам, одиноким старикам или неизлечимо больным людям, им будет проще втянуться в процесс.

5. Собирайте деньги в специальный бокс для пожертвований (если фонд предоставил такой) или сделайте его самостоятельно.

6. Переведите деньги в фонд и обязательно расскажите всем участникам акции о сумме собранных средств.

Татьяна Решетило, учитель московского образовательного комплекса № 2094. Ученики провели благотворительную ярмарку на Масленицу и собрали 283 000 рублей в пользу Фонда Хабенского:

«Благотворительная ярмарка — это не однодневная акция, а серьёзная проектная работа. Мы проводили тематические классные часы, на которых показали ученикам репортаж о Фонде Хабенского и о его подопечных, а потом уже дети начали готовить список товаров, которые они планировали продавать на ярмарке.

Учителя проводили мастер-классы по шитью мягких игрушек, изготовлению тряпичных кукок и лепке из полимерной глины, а ученики своими руками делали украшения и сувениры. Во многих проснулся соревновательный дух: всем хотелось собрать как можно больше средств. В прошлом году мы собрали около 100 000 рублей, в этом поставили себе цель 300 000, и не хватило совсем чуть-чуть. Сами дети сказали, что в следующем году хотят организовать более масштабную ярмарку, чтобы собрать ещё больше».

Дарить один букет учителю от всего класса на 1 сентября

Благотворительность в школе что можно

Нет, учителей любить меньше не стали. Уже несколько лет подряд московские (и не только) школы подключаются к благотворительности 1 сентября или в День учителя — те самые дни, когда каждый преподаватель завален десятками букетов и не знает, что с ними делать. Благотворительные фонды предлагают такое решение: каждый ребёнок приносит не по букету, а по одному цветку: например, только пион или любой цветок, но обязательно белого цвета. Все сэкономленные средства можно направить нуждающимся.

Как провести акцию на 1 сентября:

1. Первый и самый важный пункт — договориться с остальными родителями. Конечно, необязательно, чтобы в акции участвовал весь класс, но если получится, то это уже успех.

2. Родителям важно знать, куда именно будут перечислены деньги. Несколько благотворительных фондов проводят первосентябрьскую акцию с одним и тем же смыслом, но разными названиями: «Дети вместо цветов» у фонда помощи хосписам «Вера» или «Уроки добра» у Фонда Хабенского. Ничто не мешает выбрать и организацию, у которой пока такой акции нет — может, для них вы станете первыми.

3. Определиться с механикой или придумать её вместе с детьми. Лучше выбрать вариант, когда каждый ребёнок приносит один цветок — так каждый чувствует свою причастность и не лишается праздника.

4. Свяжитесь с сотрудниками выбранного фонда и обсудите способ пожертвования и условия: для классов-участников фонды, как правило, делают сертификаты, передают классу значки, флажки и другую атрибутику акции. Можно попросить у фонда открытку для учителя и вручить её вместе с цветами.

5. В праздничный день во время классного часа посвятить хотя бы 15 минут рассказу о том, какому фонду или проекту помогают дети и их родители, решив участвовать в акции. Важно, чтобы это не стало исключительно акцией для взрослых — пусть дети тоже знают, какое хорошее дело они сделали.

Ирина Овчинникова, мама семиклассника Макария из Московской международной гимназии. Класс участвовал в акции «Уроки добра»:

«Отказаться от букетов на 1 сентября и перевести вместо этого деньги в благотворительный фонд предложили члены родительского комитета прямо в родительском чате нашего класса. Мы заранее решили договориться о том, чтобы наши дети принесли в школу по одной розе, из которых уже в классе собрали красивый букет для учительницы.

Перед 1 сентября мы объяснили детям, почему в этот раз они идут в школу без традиционного букета. Мой сын совершенно спокойно на это отреагировал. Возможно, потому что он и его одноклассники уже взрослые: они учатся в седьмом классе. Объяснить смысл акции первоклашкам наверняка было бы гораздо сложнее, поэтому родители первоклассников более настороженно относятся к этой идее.

В нашей школе акция проводится не первый год, и все уже знают, что деньги действительно идут на хорошее дело. Хотя я слышала, что в некоторых учебных заведениях инициатива вызывает неоднозначную реакцию, родители не хотят отказываться от традиции, и к этому нужно быть готовыми».

Предложить детям организовать благотворительный концерт, спектакль или квест

Благотворительность в школе что можно

От обычного школьного концерта или спектакля этот будет отличаться платным входом. Все деньги от билетов, конечно, пойдут на благотворительность. Обязательно объясните детям, что помощь другим — это далеко не всегда про жалость и страдания.

Как организовать такое мероприятие:

1. Предложите школьникам идею благотворительного концерта. Тема мероприятия зависит только от их фантазии.

2. Выберите благотворительную организацию и расскажите участникам концерта, кому будет помогать команда.

3. Заранее объявите всем приглашённым о пожертвовании (любой суммы) за вход. Установите специальный ящик для сбора денег перед входом в зал.

4. Переведите собранные деньги в Фонд и после обязательно расскажите всем причастным о результатах.

Алла Серкова, воспитательница детского сада при московской школе № 1566, где прошли благотворительная ярмарка и концерт:

«Я решила, что детям нужно рассказать об их сверстниках, которым нужна помощь — мой рассказ был о подопечной Фонда Хабенского. Многие дети очень прониклись историей девочки, и мы стали вместе думать над вариантами помощи девочке и другим нуждающимся.

Всю неделю ученики делали на занятиях белые цветы из бумаги, пластилина, глины и бисера — все украшения выставили на концерте-ярмарке в актовом зале. Дети сделали около ста поделок и поставили два танца для зрителей. На акции мы собрали 23598 рублей».

Стать волонтёрами вместе с детьми

Благотворительность в школе что можно

Нефинансовая помощь — отличный вариант для школьников, которые сами не зарабатывают, но очень хотят помогать. Часто именно из таких примеров вырастают длительные истории поддержки и помощи.

1. Найдите в шаговой доступности организацию, которой нужна помощь: приют для животных, дом престарелых, социально-реабилитационный центр, детский дом или любое другое социальное учреждение.

2. Узнайте у сотрудников организации, какая помощь нужна: субботник, концерт или спектакль, занятия с подопечными, или, может, выгул собак.

3. Вместе со школьниками составьте план работ. Тут разовая помощь не сработает, нужно регулярное общение.

Мария Казбек-Казиева, преподаватель русского языка и литературы в «Европейской гимназии»:

«Наши отношения с Плесецким детским домом в Архангельской области длились больше десяти лет, за это время наши дети не раз ездили к ним, а они — к нам. Обычно мы приезжали в Плесецк на длинные выходные (23 февраля или 8 марта) и останавливались прямо в детском доме, привозили подарки, гостинцы. Дети из Плесецка были не просто подопечными. Мы всё делали вместе, на равных: ездили на космодром, в музей деревянного зодчества и на родину Ломоносова, катались с горки, участвовали в мастер-классах по созданию рукотворной куклы.

На наших учеников, детей обеспеченных родителей, эти поездки производили тяжёлое впечатление, особенно в те времена, когда детский дом бедствовал. Для москвичей это была другая реальность, сильный социальный шок — это был важный опыт, он стал частью представления о своей стране и о том, как живут в ней люди. Самым удачным опытом за долгие годы сотрудничества стали выездные мероприятия: поездка на пятидневную практику на биостанцию или сплав на байдарках по Угре. Это мы считаем правильной инклюзией».

Устроить благотворительный день рождения

Благотворительность в школе что можно

Отличный вариант, если ребёнок явно или смутно хочет сделать что-то полезное, но ещё не определился, как именно.

1. Предупредите гостей о формате празднования. Подарок для именника может быть скромным, а сэкономленные средства пойдут на благотворительность. Не отказывайтесь от подарков полностью — нельзя лишать ребёнка праздника.

2. Посчитайте собранные средства вместе с ребёнком, а потом уточните в фонде способы перевода пожертвования.

3. Расскажите всем гостям об итоговой сумме пожертвования.

Даша Лялина, мама девятилетнего Давида, который на своём девятилетии собирал пожертвования для подопечных Фонда Хабенского:

«Впервые мы предложили Давиду отказаться от подарков в пользу благотворительности два года назад — ему исполнялось восемь лет. Он честно признался, что пока не готов к такому, а в прошлом году сам стал инициатором благотворительного дня рождения.

Мы устроили праздник в Московском Планетарии, гостей было около 20 человек — одноклассники и друзья Давида, в основном ровесники. Мы собирали деньги в бокс, чтобы гости понимали серьёзность наших намерений. Кстати, некоторые посетители Планетария тоже прониклись идеей. В итоге Давид собрал больше 64 000 рублей».

Фото: Shutterstock (Chinnapong). Иллюстрации: Shutterstock (PONOMARCHUK OLGA, krisArt, Inspiring, Sonya illustration)

Источник

Правовые аспекты благотворительной деятельности в образовательной организации

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Правовые аспекты благотворительной деятельности в образовательной организации

За последние 25 лет экономическая ситуация в стране разительным образом изменилась. Не обошли перемены и образовательную систему. К сожалению, не все преобразования произошли в лучшую сторону. Наибольшее количество нареканий вызывает сбор средств или, как более сурово определяют родители, поборы в школах.

Безусловно, государственным школам средств не хватает. И образовательные учреждения выкручиваются, как могут. Все чаще звучат жалобы на поборы с родителей в школах. Особенно напрягает общественность тот факт, что далеко не все руководители учебных заведений полностью отчитываются в приобретении оборудования и оснащения для образовательного процесса, что вызывает подозрения о нецелевом расходовании средств. Ради справедливости надо отметить, что за последние три года ситуация начала изменяться в лучшую сторону, т. к. образовательные организации получили финансовую самостоятельность и вправе сами решать — как и на что тратить бюджетные средства, полученные в рамках нормативного финансирования (принцип «финансируется ребёнок, а не организация», т. е. чем больше детей в образовательной организации, тем солиднее её бюджет).

Необходимость написания данной публикации возникла в связи с тем, что анализируя обращения граждан в муниципальные органы управления образования, поступающие вопросы на портал официальных сайтов образовательных организаций Московской области edumsko.ru (раздел «Консультации»), говорят о том, что правовые аспекты благотворительной помощи заслуживают отдельного внимания.

В повседневной практике под видом благотворительной помощи осуществляются различные финансовые поборы с родителей (законных представителей), которые зачастую идут через различные «образовательные фонды». Оставим за рамками этой публикации разговоры и рассуждения «о поборах» — любое принуждение к сбору средств является незаконным и преследуется по закону!

Право образовательных организаций получать благотворительную помощь определено частью 5 статьи 54 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии со статьёй 26 Федерального закона № 7 от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.

Благотворительность в школе что можноПри этом следует отметить, что порядок привлечения и расходования добровольной благотворительной помощи и пожертвований должен быть определён соответствующим Положением образовательной организации, который будет доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам (например, его можно разместить на сайте образовательной организации). При этом не следует путать благотворительную деятельность со спонсорством и пожертвованиями.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. При этом благотворитель не рассчитывает на выгоду от своих действий и не претендует на неё даже в случаях, если эта выгода наступает. Благотворительность может быть скрытой — тайной или анонимной.

Благотворительные взносы вносятся на лицевой счёт образовательной организации через банк, иные кредитные организации, учреждения почтовой связи. Обратите внимание, что сегодня на сайтах образовательных организаций в обязательном порядке должна быть представлена информация о лицевом счёте. Проверьте — на счёт какой организации вносятся средства! При этом благотворительные взносы могут иметь целевое назначение, указанное в платёжном документе, а могут его не иметь. Если цели благотворительной помощи не обозначены, то они используются на цели, которые согласованы с органами государственно-общественного управления образовательной организации.

Состав благотворительной помощи, её размер, периодичность, время предоставления определяются благотворителем добровольно и самостоятельно, исходя из его видения нужд благополучателя (образовательной организации).

Пожертвованием является дарение средств, вещи или прав в общеполезных целях. Пожертвование, как правило, носит целевой характер. Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определённому назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определённое назначение, должно вести обособленный учёт всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Спонсорством является финансирование каких-либо программ, проектов, мероприятий как с целью их поддержки, так и для рекламы собственной деятельности спонсора. Предусматривает прямое или косвенное извлечение прибыли или иной выгоды.

К сведению. Необходимо учитывать, что, в частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 27.05.2008 г. пришёл к выводу, что спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества. В случае если у организатора-спонсора средства спонсорской помощи признаны расходами на рекламу, данные поступления у спонсируемой организации могут быть признаны доходами от оказания услуг и учитываться в целях налогообложения прибыли в установленном порядке — гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Практика показывает, что многие образовательные организации предлагают оказывать им благотворительную помощь через благотворительные фонды под предлогом того, что так они экономят на налогах. Это объяснение не имеет никаких оснований. Так, на основании пп.22 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными организациями (включая негосударственные), имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ деньги признаются движимым имуществом.

Таким образом, если образовательная организация, имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности, получит безвозмездно от физических лиц денежные средства на ведение уставной деятельности или иное имущество, то стоимость этого имущества не будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии использования его в строгом соответствии с его уставными задачами и в целях, предусмотренных пожертвованием. Организация должна вести обособленный учёт всех операций по использованию безвозмездных поступлений.

Аргумент об экономии на страховых взносах при выплате вознаграждений физическим лицам за счёт поступивших благотворительных взносов не убедителен. С учётом выросших заработных плат и регрессивной шкалы страховых взносов расходы на страховые взносы можно также минимизировать. Главное — правильно выбрать период выплаты вознаграждения. После достижения определённой суммы совокупного дохода физического лица в текущем финансовом году (в 2015 г. — 711 000,00 рублей) организация имеет право применить пониженную тарифную ставку — 10%. Обратим внимание, что до достижения предельной суммы совокупный объём взносов для обычных организаций составляет 30% (22% — ПФР, 2,9% — ФСС, 5,1% — ФФОМС). Часть выплат работникам страховыми взносами не облагается (материальная помощь в размере до 4000 рублей, материальная помощь в связи с рождением ребёнка до 50000 рублей, возмещение расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и т. д.).

Кроме того, образовательные организации, которые работают с благотворительными фондами оплачивают определённый процент от суммы поступлений самому фонду. Размер оплаты услуг может достигать до 30% от общего объёма поступлений. На сколько выгодно организации терять такие проценты — решайте сами!

Таким образом, любая благотворительная деятельность, пожертвования или спонсорство должны быть правильно юридически оформлены и иметь свой учёт в любой образовательной организации. Ради справедливости надо отметить, что ни коем образом оказание или неоказание благотворительной помощи не может влиять на приём и обучение детей в образовательной организации, запрещено оказывать принуждение со стороны работников организаций к перечислению родителями (законными представителями) благотворительной помощи. Запрещается сбор благотворительных взносов в виде наличных денежных средств работниками организации и вовлечение детей в финансовые отношения между их законными представителями и образовательной организацией. Добровольная помощь, оказываемая образовательным организациям, имеет полное право на своё существование и в какой-то степени она характеризует желание родителей, выпускников отблагодарить образовательную организацию (школу, детский сад) за всё то, что им дали за годы обучения.

Вернёмся к «поборам» и их видам. Самые распространёнными на сегодняшний день остаются сборы средств на покупку учебников (учебных пособий) и ремонт зданий образовательных организаций. Указанные статьи расходов финансируются из бюджета. Покупка учебников для реализации образовательных стандартов осуществляется за счёт средств бюджета и этого обязательства, которые закреплены на федеральном уровне. Так в статье 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования»Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является полномочием субъекта РФ. Подпунктом 10 отдельно зафиксировано, что к их полномочиям относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

Благотворительность в школе что можноК сведению. Если в образовательной организации было принято решение на родительском собрании (по инициативе родителей или учителя-предметника) о покупке дополнительных учебных пособий или учебников, которые выходят за рамки школьной программы и являются необходимыми для учебного процесса (особенно это актуально в классах углублённого изучения отдельных предметов, лицейских, гимназических, профильных классах), но при этом учебник из федерально перечня учащемуся образовательной организацией предоставлен бесплатно, то при принятом решении родительским комитетом класса (родительским собранием класса и т. д.), которое оформлено протоколом, то это не будет считаться нарушением закона. В связи с этим, прежде чем жаловаться на незаконные сборы денежных средств на учебники, выясните — а на какие учебники (учебные пособия) осуществляется сбор этих средств.

В статье 10 № 273-ФЗ закреплено обязательство за муниципальными органами власти — обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Что же касается расходов на другие цели (на охрану, рабочие тетради и другие пособия не в рамках общеобразовательной программы, финансируемой из бюджета, на экскурсии, кино и другие мероприятия, на оплату дополнительных платных курсов, на питание), то это осуществляется действительно за счет средств родителей. Услуги эти предоставляются на добровольной основе: есть средства — пользуйся, нет — никто тебя не заставит. Вменять в обязанность пользоваться ими незаконно, под каким бы соусом это ни подавалось. Главное — все надо правильно оформлять. Можно поинтересоваться в статьях расходов местных бюджетов на что ещё выделяются средства образовательным организациям. Например, вопросы безопасности образовательных организаций (охрана) в г. Москве давно уже перешли на бюджетное финансирование и если кто-то ещё просит деньги «на охрану», то это незаконно.

Существует ли документ, в котором можно посмотреть доходы и расходы образовательной организации? Документ существует и называется он план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) для бюджетных и автономных организаций, смета — для казённых. Данный документ размещается на сайте образовательной организации. Именно в нём прописываются все статьи доходов и расходов образовательной организации, причём ПФХД может корректироваться образовательной организацией в течение года, если возникли какие-либо непредвиденные расходы. Кроме того, образовательным организациям из бюджета могут быть перечислены целевые субсидии на ремонтные работы, закупку оборудования.

Помогать или нет образовательной организации — это личный вопрос каждого, но всё должно иметь законные основания и юридически грамотно оформлено. В финансовых вопросах доверие и прозрачность — залог успеха.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *