Благовония церковные для чего

Благовония

Бла­го­вó­ния — 12) (мн. ч.) особые аро­ма­ти­че­ские веще­ства, исполь­зу­е­мые во время хра­мо­вых служб, при совер­ше­нии Таинств и треб; 22) (ед. ч.) бла­го­уха­ние, исто­ча­е­мое аро­ма­ти­че­скими веще­ствами в связи с про­яв­ле­нием их аро­ма­ти­че­ских свойств.

Благовония церковные для чего

Кто при­ду­мал упо­треб­лять бла­го­вон­ные веще­ства при совер­ше­нии бого­слу­же­ния?

Тра­ди­ция исполь­зо­ва­ния бла­го­вон­ных веществ в рамках бого­угод­ных рели­ги­оз­ных обря­дов была зало­жена ещё во вре­мена Вет­хого Завета. Причём, своим про­ис­хож­де­нием она обя­зана Творцу.

Так, по рас­по­ря­же­нию Божию бла­го­во­ния упо­треб­ля­лись при освя­ще­нии скинии и её при­над­леж­но­стей: ков­чега Завета, жерт­вен­ника куре­ния и жерт­вен­ника все­со­жже­ния, све­тиль­ника, стола, умы­валь­ника ( Исх.30:25-28 ). Причем бла­го­вон­ное миро, кото­рым пома­зы­ва­лись пере­чис­лен­ные пред­меты, отли­ча­лось особым соста­вом, автор­ство кото­рого при­над­ле­жало не чело­веку, но Богу. Это же миро упо­треб­ля­лось и при постав­ле­нии на слу­же­ние пер­во­свя­щен­ника и свя­щен­ни­ков ( Исх.30:30 ). Про­стому чело­веку было кате­го­ри­че­ски запре­щено изго­тов­лять или при­ме­нять подоб­ное веще­ство в личных целях, под стра­хом истреб­ле­ния из народа ( Исх.30:33 ).

Кроме того Бог опре­де­лил и состав веще­ства, пред­на­зна­чав­ше­гося для куре­ния. Исполь­зо­ва­ние его вне про­пи­сан­ных рели­ги­оз­ных норм также не доз­во­ля­лось.

Для чего исполь­зу­ются бла­го­вон­ные веще­ства?

Несмотря на то, что Боже­ствен­ная сущ­ность не под­ле­жит вос­при­я­тию через органы чувств, Бог может про­яв­ляться в Своих силах и энер­гиях, воз­дей­ствуя на органы чувств, напри­мер, зрение или слух. В этом отно­ше­нии Он может обна­ру­жи­вать Свое при­сут­ствие и Свои совер­шен­ства посред­ством тех сим­во­лов, кото­рые Сам сочтёт умест­ными. Что же каса­ется свя­щен­ных пред­ме­тов, изго­тов­ля­е­мых руками чело­века, они также могут отоб­ра­жать собой те или иные сим­во­ли­че­ские знаки.

Так, круг сим­во­ли­зи­рует Боже­ствен­ную веч­ность, золото — сияние Боже­ствен­ной славы. Что же каса­ется такого чело­ве­че­ского чув­ства как обо­ня­ние, оно тоже может участ­во­вать в бого­по­зна­нии и бого­по­чи­та­нии. В этом отно­ше­нии вос­при­ни­ма­е­мое через обо­ня­ние бла­го­уха­ние сим­во­ли­зи­рует Боже­ствен­ное бла­го­уха­ние, под кото­рым сле­дует пони­мать про­яв­ле­ние Боже­ствен­ных совер­шенств. При­ят­ное впе­чат­ле­ние, про­из­во­ди­мое аро­ма­том бла­го­во­ний, может слу­жить сим­во­лом или про­об­ра­зом буду­щей радо­сти и бла­жен­ства на Небе­сах.

Источник

Православная Жизнь

Могут ли верующие пользоваться духами? Бесспорный ответ – если в меру, то почему бы и нет. Но это очевидно не для всех.

Благовония церковные для чего

«Помажь голову твою и умой лице твое»

Мысль написать на такую парадоксальную, казалось бы, тему, как парфюмерия и вера, возникла после чтения Евангелия о посте, где Христос говорит: «. когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Фразы «помажь голову твою» (имеется в виду восточный обычай умащать волосы и бороду маслами, зачастую благовонными) и «умой лице твое» являются призывом к внешней опрятности и противоречат практике некоторых современных «ревнителей благочестия».

В последние десятилетие сформировалась особая внутрицерковная субкультура с довольно категоричными взглядами на аскетизм и нравственные нормы. В таких кругах бытует мнение, что православный христианин не должен заботиться о своем внешнем виде, что же до тщательной гигиены, красивой одежды и тем более парфюмерии – это все «грех», «соблазн», «тщеславие» и «суета». Так, один мой знакомый, не по разуму начитавшись аскетической литературы, всерьез решил мыться как можно реже (не чаще раза в неделю), притом что женат. Конечно, такие своеобразные аскетические «подвиги» не способствуют гармонии его семейных отношений.

Из общения со многими верующими, негативно относящимся к парфюмерии, я понял, что предубежденное отношение к ароматическим изделиям зависит не только от ложного понимания аскетики, но во многом проистекает от реакции на кричащие дешевые запахи поделок сетевых марок, которыми определенная часть населения отчаянно злоупотребляет.

Благовония церковные для чего

В самом деле подобные газовые атаки время от времени переживают все, особенно в общественном транспорте, особенно летом. Так же закономерный негатив вызывает реклама духов категории люкс, навязчиво эксплуатирующая тему сексуальности, соблазна и порока.

Но ведь мир ароматов гораздо шире. Аромат может не только привлечь к вам людей (в хорошем смысле), но и напротив – создать некоторую дистанцию, добавить серьезности в окружающую вас атмосферу. Он может способствовать самоуглубленности, активизировать мышление, взбодрить после тяжелого рабочего дня или, наоборот, успокоить мятущиеся мысли. А ведь есть ароматы храма, которые и после церковной службы будут мягко напоминать о молитве. Впрочем, об этом чуть дальше.

Запах святости

Конечно, для истинно святого человека все внешнее (в том числе и внешний вид) вторично. Из житийной литературы и церковной истории мы помним, что еще при жизни многие праведники благоухали вопреки тому, что совершенно не следили за своим телом. Можно, например, вспомнить свидетельство сирийского путешественника архидиакона Павла Алеппского, бывавшего на Руси в XVII веке. Он, посещая один из новгородских монастырей, рассказывает о встреченных там монахах-затворниках следующее: «Некоторые из них носят на теле по сорок лет железные пояса из цепей; свои рубахи и платья они не меняют, пока те совершенно не истлеют на них. О удивление! Мы обоняли от них запах, подобный мускусу».

Это запах святости, присущий и святым мощам, запах, который приоткрывает нам таинство будущего века. Но мы-то с вами люди далеко не святые. Нужно все-таки понимать, что внешний вид человека становится для окружающих людей неважным в результате святости, а не его причины. И крайне важно не путать причину и следствие.

В самом деле смрад несвежей одежды и немытого тела, какими бы «благочестивыми» причинами ни оправдывался, был и остается смрадом, а не благоуханием святости.

Ароматы в церкви

Благовония церковные для чего

В церковной эстетике значение ароматов огромно. С самой глубокой древности во всех практически религиях возжигание ароматических веществ знаменовало контакт с божеством. Это нашло отражение в самом слове «парфюмерия», этимология которого восходит к латинской фразе per fumum, что дословно можно перевести: «через дым». Такое же примерно значение имеет и греческое слово фимиам – от θυμιάω – жгу, курю.

Церковные благовония имеют глубокий символический смысл. Здесь и вознесение к мысленному Небу наших молитв, подобно вознесению вверх дыма ладана, и напоминание об аромате утраченного рая, и благоухание грядущего Царства Небесного, и символ присутствия Бога в храме во время богослужения.

Потому в церкви благовония используются на каждом шагу. Это и дым ладана, и святое миро, и елей для помазания и многое другое.

Но как быть с личным использованием ароматов вне храма на бытовом уровне? Ответ напрашивается сам собой – как есть. Сейчас ароматизировано почти все, что имеет отношение к быту и гигиене: мыло, шампуни, гели, зубные пасты, стиральные порошки, средства для мытья посуды, полов, ванн и т. д. Почему же стирать одежду чем-то ароматическим – это нормально, а в меру благоухать самому – нет?

Конечно, в аскетической литературе наверняка можно найти возражения против любых украшательств, в том числе против использования благовоний, но эти советы стоит всегда понимать в конкретном контексте, а не в качестве категорических заповедей, и заодно проверять себя, не скрывается ли за нашим демонстративным «аскетизмом» какая-либо другая страсть. Знавал одного верующего, который с ужасом и «праведным гневом» отзывался о самой возможности использования верующими духов, но при этом спокойно тратил деньги на новейшие модели смартфонов, которыми потом активно хвастался.

Духи с ароматом Литургии

Но вернемся к ароматам, создающим настроение и напоминающим о храме. Современная парфюмерия не ограничивается запахами «соблазна» и «искушения», она гораздо многогранней. Все чаще в последние годы обращаются к церковной тематике.

Благовония церковные для чего

В качестве примера можно привести парфюм La Liturgie des Heures от французского бренда Jovoy Paris (La Liturgie des Heures переводится с французского как «Литургия часов» – в латинском обряде это общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня), выпущенный в 2011 году. Красивый задумчивый восточно-древесный аромат. В его составе звучат ноты кипариса, лабданума, ладана, олибанума, мирры и мускуса.

Благовония церковные для чего

Или более ранний парфюм 1994 года Messe de Minuit («Полуночная месса») итальянского дома Etro. Древесно-фужерный аромат, сочетающий цитрусовые ноты с тепло-древесными, а также ладан, мирру, корицу, ваниль, пачули, мед и мускус. В отличие от «Литургии часов» здесь ярче звучит мирра, чем ладан.

Благовония церковные для чего

Особого интереса заслуживает целая коллекция «религиозных» парфюмов от авангардной марки Comme des Garcons. Серия 2002 года Series 3 Incense (ладанная) попыталась передать запах различных религий. В серию входит пять парфюмов: Kyoto («Киото») – аромат буддизма, Ouarzazate («Варзазат») – аромат ислама, Jaisalmer («Джайсалмер») – аромат джайнизма и сразу два парфюма, представляющие христианство: Avignon («Авиньон») – католицизм и Zagorsk («Загорск») – православие. Каждый из этих парфюмов основан на ладане, с дополнительными нотами, которые, по мнению создателей, ассоциируются с той или иной религией. Для церковных ассоциаций, как на мой нос, больше подходят последние два. Но холодноватый, меланхоличный, с нотками березы «Загорск» мне показался несколько отстраненным, а вот более насыщенный яркий ладан якобы «католического» «Авиньона» больше напоминает о православном богослужении.

Приведенные здесь примеры не единичные, а ведь есть еще много парфюмов, которые прямо к церковной тематике не относятся, но очень красиво обыгрывают ладан, мирру и другие подобные запахи в своих композициях. Многие из них вполне могли бы подойти и священнослужителям. Впрочем, это, конечно, не рекомендации, любые ароматы всегда стоит подбирать самостоятельно.

Святой парфюмер

Благовония церковные для чего

Мозаичная икона св. Або Тбилисского в его часовне в Тбилиси

Среди тысяч святых люди разных профессий издревле находят для себя подвижников, которых можно было бы назвать «покровителем профессии». Не зря в святцах можно встретить особые категории святых – врачи-бессребреники, святые воины, святые правители и т. д. Покровители имеются наверняка среди всех достойных профессий. Но есть святой, которого можно было бы назвать «покровителем парфюмеров». Это мученик Або Тбилисский.

Святой Або жил в VIII веке в Багдаде. Он был арабом-мусульманином и занимался изготовлением благовонных масел (традиция изготовления масляных духов, перенятая арабами у персов и византийцев, существует до сего дня). В свите одного из грузинских правителей Або переехал в Грузию (в VIII веке большая часть Грузии находилась в вассальной зависимости от Арабского халифата) и там заинтересовался христианством. Сначала он пытался полемизировать с христианами, но в ходе богословских споров убедился в истинности христианского учения, принял Христа и отрекся от магометанства. После этого Або стал подвижником и начал проповедовать христианство мусульманам, за что был подвергнут пыткам и вскоре обезглавлен в Тбилиси. Так арабский изготовитель благовоний стал святым мучеником. Тело святого Або было сожжено, а пепел брошен в Куру. На этом месте, по преданию, и христиане, и мусульмане видели столпы света, а в XIII веке рядом с этим местом на берегу Куры был возведен знаменитый Метехский храм.

В принципе, никто никого не заставляет пользоваться духами. Можно ведь соблюдать гигиену и не пахнуть ничем. А можно с помощью аромата создавать свое настроение. Ведь могут одни люди жить без поэзии? Легко. А другие прозу жизни хотят чем-то скрасить. Все люди разные. Главное – не доставлять неудобства ближним. И в этом вопросе не стоит спорить, а, наверное, уместно вспомнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Источник

Церковные благовония. Как использовать

Благовония церковные для чего

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Поделиться статьей с друзьями:

Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.

Благовония церковные для чего
Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе. »

«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.

Благовония церковные для чего
Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным. »

В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома.

С молитвой на больные места

Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой.

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш. »). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».

Благовония церковные для чего
Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют. »

Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

Аромалампу можно подобрать в нашем магазине.

Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль.

В автомобиле

Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций.

Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут.

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.

Благовония для использования вместо духов:

Для нанесения на больные места с молитвой:

Для добавления в лампаду или аромалампу:

Источник

Благовония церковные

Другие названия: ароматы для церкви, православные духи, церковные ароматические масла

Какие благовония являются церковными?

Благовония церковные для чегоВ храме во время богослужения используется ароматный ладан. Это соответствует традиции, восходящей к древнейшим временам. Для совершения Таинства Миропомазания используется благоуханное миро, состав которого четко определен. Помимо этого, в церковных лавках можно приобрести благовонные масла, в аромате которых явственно улавливаются нотки, традиционно ассоциирующиеся с храмом – запах ладана, нарда и т.п., а также благовония с чистыми природными ароматами.

Как применять церковные ароматические масла?

Церковные благовония иногда добавляют в елей для помазания, в жидкость для протирания икон и т.п. Это не является обязательным, но придает службе благолепие. Можно использовать их и в быту: ароматизировать лампадное масло, добавлять в аромалампу. Не будет грехом и капнуть благовоние на кожу или одежду.

Состав церковных благовоний

В состав качественных благовоний входят натуральные эфирные масла. Основа их, как правило, тоже масляная.

Упаковка церковных ароматических масел

Благовония церковные для чегоОбычно православные благовония разливают в маленькие стеклянные колбы с плотно прилегающей крышкой. Объем их обычно составляет от 1 до 7 мл.

Удобны флаконы с шариком внутри – с его помощью можно осуществить помазание ароматным маслом, не рискуя разлить его. Но перелить масло из такого флакона, к примеру, в сосуд с елеем, будет проблематично. Поэтому, выбирая упаковку с ароматическим маслом, обратите внимание на то, как Вы будете его использовать.

История и символика

Благовония церковные для чегоЛюбое жидкое церковное благовоние ассоциируется с миром – ароматическим веществом, которое женщина возлила на ноги Господа Иисуса Христа и с теми ароматами, которыми хотели умастить тело почившего Спасителя Жены-Мироносицы. Драгоценное миро, упоминаемое в Евангелии, по сути представляло собой масло и было изготовлено из корневища нарда – кустарника, произрастающего в высокогорьях Гималаев. Оно высоко ценилось и стоило очень дорого. Сосуд с миром стоил около 300 динариев или 75 сребренников, чтобы заработать такую сумму, пришлось бы полгода трудиться в винограднике. Священное Писание упоминает, что миро, возлитое на ноги Христа, было налито в сосуд из алебастра («алавастр мира»), который женщина разбила. Столь ценная упаковка указывает на то, насколько дорогим было само миро.

На Святой земле существует традиция, приходя в храм Гроба Господня, возливать ароматические вещества на Камень Помазания, на котором некогда готовили к погребению тело Богочеловека.

Благовония в христианстве символизируют добрые качества человеческой души: в церковной литературе можно встретить упоминания о благоухании добродетелей и смраде греха.

Источник

Церковные благовония

Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?

В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов. Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.

И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально Благовония церковные для чегоони представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.

В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.

Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.

Благовония церковные для чего

Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.

Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.

В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д. В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.

В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *