Бог сказал что человек не должен быть один
Библия об одиночестве
I. Одиночество
За шесть дней Господь Бог сотворил небо, землю, а также весь животный и растительный мир, включая человека. В конце каждого дня творения Бог внимательно осматривал Своё творение, и видел что всё Им сотворено хорошо: «увидел Бог, что это хорошо» ( Быт.1:4, 10, 12, 18, 21, 25 ).
Человек стал венцом творения. Его тоже Господь создал весьма хорошо – по Своему образу и подобию. По словам Бога, не хорошо было Адаму оставаться одному: Быт.2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
Итак, мы видим, что одиночество для человека – не хорошо. В книге Екклесиаста сказано: Еккл.4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется».
Господь Бог не сотворил человека для одиночества, Он вложил в него потребность в любви, понимании, дружбе и общении со своим Творцом и себе подобными. Когда эта потребность остаётся неудовлетворённой, тогда человек и начинает чувствовать себя несчастным и одиноким.
1. Что такое одиночество?
Словарь Ожегова даёт следующие определения: Одиночество – состояние одинокого человека. Одинокий – отделённый от других подобных. Не имеющий семьи, близких.
На наш взгляд, одиночество – это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений, общения, взаимопонимания, любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная).
2. Причины, вызывающие одиночество:
Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества.
Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Например, у ребёнка, чьи родители сдерживали свои чувства или, наоборот, были излишне критичны в своих высказываниях, могут сформироваться комплексы, которые в будущем негативно отразятся на его умении взаимодействовать с окружающими. Одни из них так и не научатся нормальному общению и дружбе со сверстниками. У других может сформироваться резкий и агрессивный характер, который будет отпугивать и отталкивать окружающих. Третьи будут обречены на одиночество из-за чересчур заниженной самооценки и боязни быть отвергнутыми обществом. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.
Библейский пример человека с неразвитыми межличностными навыками – это сварливая жена, о которой в книге Притчей Соломона сказано следующее: Притч.21:9 «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме». Притч.21:19 «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою».
Б. Социальные факторы
Существует ряд социальных факторов, играющих на руку одиночеству. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Сегодня мы можем делать многое, не выходя из дома. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие пожилые люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.
Одиночество также может быть результатом жизненных обстоятельств. Несемейные, разведённые или овдовевшие люди более склонны к одиночеству в силу своих обстоятельств. Однако от одиночества может страдать даже семьянин, взаимоотношения в семье которого лишены взаимопонимания, любви и близости. Также жертвами одиночества по обстоятельствам могут стать студенты, находящиеся на учёбе вдали от дома; специалисты, вынужденные проводить время в частых командировках; пожилые люди, чьи дети и внуки переехали в другой город или страну, а также больные и инвалиды. Кроме того, так называемые «трудоголики» и представители отдельных профессий (например, компьютерщики) также могут стать жертвами одиночества. Все эти люди принадлежат к группе риска стать одинокими людьми по обстоятельствам.
Г. Привычки и пороки
В некоторых случаях люди становятся одинокими благодаря своим нехорошим привычкам, или порокам. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей.
Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр. Сегодня количественный рост банд, сект и культов во многом объясняется увеличением количества людей, которые не в состоянии избежать одиночества иным способом.
Одной из самых распространённых причин одиночества является эгоизм. Эгоисты любят использовать окружающих. Они начинают с родных и близких, но скоро остаются без друзей. Тогда они начинают использовать знакомых и соседей. Но вскоре и те отворачиваются от них. Часто эгоисты остаются одними потому, что не любят никого ни о чём просить и, как следствие, не любят никого благодарить.
Д. Экономические причины
Иллюстрацией к этому пункту может быть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Не секрет, что когда человек беднеет (или теряет своё состояние) от него многие отказываются и отворачиваются, тем самым обрекая его на одиночество. В то же самое время известно множество случаев, когда богатые люди в силу своего положения в обществе и по причине своего огромного состояния кончали жизнь самоубийством по причине одиночества.
3. Негативные последствия одиночества
А. Одиночество может подтолкнуть к греховным взаимоотношениям
Взаимоотношения с людьми является противоположностью одиночеству. Именно поэтому для большинства людей интимные взаимоотношения с представителями противоположного пола являются попыткой избавится от одиночества. Иными словами, стараясь избежать одиночества, люди вступают в греховные взаимоотношения. Однако эти люди не понимают, что физическая близость не может полностью удовлетворить и насытить опустошённое одинокое сердце. Половая близость может лишь отвлечь на время, но не в состоянии устранить проблему одиночества.
Б. Одиночество может негативно отразиться на наших финансах
Некоторых людей приступы одиночества побуждают идти в магазин и делать ненужные покупки, чтобы хоть на время забыться и пережить эмоциональный подъём. Однако этот подъём длится недолго и, как правило, больно бьёт по кошельку.
В. Одиночество может деформировать нашу самооценку
Одно из самых опасных последствий одиночества – это заниженная самооценка. Человек с низкой самооценкой верит в свою бесполезность и никчёмность. Он считает себя ненужным ни Богу, ни людям, и даже может поставить под сомнение необходимость своего существования.
Г. Одиночество может привести к развитию болезней и к самоубийству
Наше тело и эмоции взаимосвязаны. Приступ одиночества может привести к озлобленности, депрессии, которая позже может вылиться в физическое недомогание и, в некоторых случаях, в сумасшествие.
Кроме того, многие люди, впадающие в депрессию, имеют тенденцию к чревоугодию: они начинают есть для того, чтобы на время забыть о своей проблеме и пережить хотя бы временный эмоциональный подъём. Этот подъём длиться недолго, и, как правило, негативно сказывается на здоровье переедающего человека.
II. Борьба с одиночеством
Некоторые советуют одиноким людям вступить в какой-нибудь клуб или побольше времени проводить в путешествиях. Это неплохие идеи, но необходимо помнить, что они не являются решением проблемы одиночества. Приведённые ниже советы помогут вам вырваться из порочного круга мыслей, эмоций и поведения, ведущих к одиночеству.
1. Необходимо понять, что чувство и состояние одиночества свойственно каждому человеку, но оно не должно быть постоянным.
Относитесь к своему одиночеству как к искушению: 1 Коринфянам 10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое». Подобные искушения и испытания проходят и другие люди: 1Петр.5:8-9 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».
2. Необходимо признать проблему:
Только после того, как вы признаетесь себе и Богу в том, что вы страдаете от одиночества, вы сможете начать по-настоящему бороться с вашим одиночеством и изоляцией.
3. Необходимо осознать причину:
Необходимо проанализировать свою жизнь в свете перечисленных выше факторов и причин одиночества и выявить те из них, которые относятся к вам.
4. Необходимо помнить, что Бог всегда рядом и готов вам помочь избавиться от одиночества:
1Кор.10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Псалмопевец задаёт самому себе вопрос: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» Но тут же он отвечает: «Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» ( Пс.41:6 ).
Следующий библейский стих может вам помочь утвердиться в данной истине: Пс.30:15-16 «А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих».
Господь призывает нас во всём полагаться на Него, а Он, в свою очередь, обещает дать нам мир и покой: Фил.4:6-7 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
5. Смиритесь с тем, чего изменить нельзя:
Смерть близкого друга или супруга, переезд от родных и близких в другой город или страну – это то, что уже случилось и от нас не зависит. С этим нужно смириться. Библия учит, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Иными словами, Господь способен изменить вашу ситуацию к лучшему. Всё что вам нужно сделать, это перестать держаться за прошлое и двигаться вперёд: по примеру апостола Павла «забывая заднее и простираясь вперед, стремитесь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филипп.3:13–14).
6. Пробуйте изменить то, что можно изменить:
Большинство из причин, вызывающих одиночество, могут быть устранены. Если вы избегаете людей из-за своей низкой самооценки… Если вы остаётесь сидеть дома перед телевизором вместо того, чтобы пойти на какие-то общественные мероприятия или на воскресную церковную службу … Если вы или ваш лучший друг переехал в другой город или страну, то вам необходимо сделать над собою усилие и предпринять шаги, чтобы изменить ваше душевное состояние. Вместо того, чтобы убегать от проблемы, уходя в себя, вам необходимо встретить проблему одиночества лицом к лицу:
А. Работайте над своей самооценкой
Б. Займите себя и своё свободное время помощью окружающим
Когда мы ничем не заняты, тогда у нас появляется время на то, чтобы жалеть самих себя несчастных и сожалеть о своём одиночестве. Господь же приготовил для нас много работы и предназначил нас для добрых дел. Помогайте больным и нуждающимся. Вокруг вас, наверняка, есть люди, нуждающиеся в вашем внимании и заботе. Если вы будете внимательны к их нуждам, то вы будете настолько заняты помощью окружающим, что у вас не останется времени на жалость к самому себе. Посвятите себя какому-то определённому делу. Вызовитесь волонтёром (добровольцем) в благотворительной организации. Это поможет вам найти друзей и оказать помощь нуждающимся. И таким образом Господь восполнит вашу нужду и избавит вас от одиночества.
В. Что делать с одиночеством?
Г. Постарайтесь завести друзей
На память приходит детский стишок:
Я пошёл друзей искать, –
Нет друзей на белом свете.
Сам решил я другом стать,
И везде друзей я встретил.
Итак, в поиске друзей старайтесь руководствоваться правилом: хочешь иметь друзей, – будь другом.
Многим одиноким людям сегодня не хватает смелости и упорства в поиске новых контактов и друзей. Им в первую очередь необходимо преодолеть свою застенчивость и боязнь быть отвергнутым окружающими. Если вы относитесь к этой группе одиноких людей, то, стараясь установить и развить дружеские взаимоотношения с людьми, постарайтесь руководствоваться следующими принципами:
Д. Домашние животные
Многие советуют одиноким людям завести домашних животных.
Если вы живёте один, то, возможно, вам не помешает в хозяйстве домашнее животное. Разумеется, кот или собака не заменят вам человека, но с ними вам будет не так одиноко. Однако, часто домашние животные способствуют ещё большей изоляции и одиночеству, т.к. многие делают идола из своего питомца, и приносят ему «в жертву» своих друзей, родных и близких. Посему, заведя домашнее животное, постарайтесь этого не делать, иначе вы так никогда и не избавитесь от одиночества.
Итак, от одиночества можно избавиться. Но для этого от вас потребуется сделать усилия и пойти на определённые жертвы. Обратитесь за помощью к Богу и попросите Святого Духа о водительстве и мудрости в поиске новых друзей. Господь пришёл для того, чтобы дать нам жизнь с избытком. Доверьтесь Ему. Он знает, как сделать вашу жизнь счастливой и полноценной.
Заключение
Одиночество. Это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко».
Человеческая дружба имеет тенденцию быть неустойчивой. Она во многом зависит от настроения, чувств и эмоций людей. Даже близкие друзья могут охладеть друг к другу из-за проблем на работе или в семье. Друзья могут забыть о вас, оставить и даже предать. Однако Господь Бог никогда не оставит вас и не предаст: Евр.13:5 «Господь Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». Пс.26:9-10 «Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня».
Через жертву Иисуса Христа на кресте, Бог доказал Свою любовь и преданность к вам. Если вы примирились с Творцом через эту жертву, то вы с тали с Ним друзьями. Его Дух живёт в вас, и вы уже не одни: сам Господь Бог находится с вами и в вас!
Перед тем, как покинуть землю, Иисус Христос обещал своим ученикам, что Он не оставит их сиротами, но пришлёт обещанного Святого Духа, который будет нашим утешителем и учителем: Ин.14:15-18 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам».
Позвольте же Богу утешить вас в период вашего одиночества. Поделитесь с Ним своими чувствами и мыслями о вашем положении и состоянии души. Оставьте горечь и простите тех людей, которые чем-то обидели вас, отказались понять вас или обделили вас своим вниманием. Последуйте примеру апостола Павла. Его тоже все оставили и покинули на суде, но он простил их: 2Тим.4:16 «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!»
Апостол Павел знал, что, хотя люди и оставили его, но Господь был с Ним. Вот как он об этом пишет: 2Тим.4:16-18 «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков».
Если вы страдаете от одиночества, то знайте, что существует выход из этой проблемы. Он начинается с осознания того, что корень человеческого одиночества заключается в духовном одиночестве – отдалении от Бога.
Первое, что необходимо сделать вам, если вы одиноки, – начать общаться с Богом.
Становясь христианином, вы приобщаетесь к большой духовной семье – семье Бога. Второе, что нужно вам сделать, – это начать жить духовно в Церкви Христовой. Священное Писание призывает христиан не оставлять своих собраний: Евр.10:24-25 «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».
Втор.31:8 «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся».
Пс.9:10-11 «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи».
Пс.22:4 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня».
Пс.24:15-16 «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен».
Пс.26:9-10 «Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня».
Пс.67:5-7 «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его. Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне».
Пс.41:12 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Плач Иеремии ( Иер.3:19-25 ) «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя и падает во мне. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его».
Ин.14:15-18 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам».
Евр.13:5 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
Откр.3:20-21 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его».
Также рекомендуем вам прочитать Пс. 90 .
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 2:18
Свт. Иоанн Златоуст
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему
Вот опять Моисей сказал, также, как и прежде: «Господь Бог», чтобы мы, вкоренив эти слова в своем уме, не ставили человеческих соображений выше божественного Писания. «И рече, – говорит, – Господь Бог: не добро человеку быти единому». Смотри, как благий Бог не останавливается, но прилагает благодеяния к благодеяниям, и, богатый благостию, хочет облечь это разумное существо всякою честию, а вместе с честию даровать ему и удобство жизни. «Рече, – сказано, – Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему». Вот опять и здесь слово: сотворим. Как вначале, при создании человека, Бог говорил: «сотворим человека по образу нашему и по подобию», так и теперь, намереваясь создать жену, употребляет то же слово, и говорит: «сотворим». Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира. Единородному Своему Сыну. Чтобы Адам знал, что созидаемое существо будет равно ему по достоинству, для этого Бог, как об нем самом сказал: «сотворим», так и теперь говорит: «сотворим ему помощника по нему». Два эти выражения: «помощника» и: «по нему», многозначительны. Не хочу, говорит, чтобы он был один, но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: «сотворим ему помощника», прибавил еще: «по нему», чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что об них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.
Беседы на Евангелие от Иоанна.
Нужно сказать о том, какую еще честь отнял грех и какие виды рабства ввел он, связав нашу природу различными господствами, подобно тирану, налагающему разные оковы. Первый вид господства и рабства – тот, в котором мужья держат жен; он сделался нужным после греха. До преслушания она (жена) равночестна была мужу. Когда Бог создавал жену, то при этом произнес те же слова, как и при создании мужа. Как о том сказал: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему», а не сказал: «да будет человек», так и об этой не сказал: «да будет жена», но (говорит) и здесь: «сотворим ему помощника», и не просто – помощника, но: «по нему», показывая одинаковое достоинство. Так как бессловесные оказывают большую помощь в потребностях нашей жизни, то чтобы ты не отнес и жену к числу рабов, смотри, какое делается ясное различие. «Приведе, – сказано, – звери ко Адаму… и… не обретеся помощник подобный ему» по нему. Как же это? Разве не помощник конь, участвующий в бою? Разве не помощник вол, влекущий плуг и трудящийся с нами в деле посева? Разве не помощники осел и мул, производящие вместе с нами перевозку тяжестей? Но чтобы ты не сказал этого, для этого делается (в Писании) строгое различие. Не просто сказано, что «не обретеся помощник ему», но – что «не обретеся помощник подобный ему». Так и здесь не просто сказал (Бог): «сотворим ему помощника», а изрек: «сотворим ему помощника по нему».
Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.
Свт. Амвросий Медиоланский
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему
А что человек сотворен ради человека, это тоже мы находим в книгах Моисея, (именно в (следующих) словах Бога: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобнаго ему». Итак, жена дана в помощь мужу, чтобы она рождала, чтобы (таким образом) человек помогал человеку. Почему пред сотворением жены и было сказано об Адаме: Не нашлось помощника, подобнаго ему, так как человеку может помочь только человек. Итак, между всеми животными не нашлось подобнаго существа (animal) или, лучше сказать, не нашлось помощника человеку; такой помощник виделся в женском поле.
Об обязанностях священнослужителей. Книга I.
Свт. Филарет (Дроздов)
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему
Сотворению жены предшествует совет Божий, подобно как и сотворению мужа, но не столь торжественный. Ибо теперь Бог не говорит сотворим, но сделаю. Сия разность выражения следует различию двух советов, из которых один заключает всеобщее и существенное предопределение человека, а другой — частное только дополнение первого. Слова: не хорошо быть человеку одному, нельзя поставлять в противоположность с божественным одобрением предшествовавших человеку тварей, ниже утверждать на них необходимость супружеского состояния для каждого человека. Сотворение жены не могло дать первому человеку высшего совершенства, нежели в каком он сотворен прежде ее, и есть обстоятельства, в которых хорошо человеку не прикасаться жене (1 Кор. 7:1; Мф. 19:12). Не хорошо было Адаму быть одному, вероятно потому, что при обозрении животных он уже почувствовал нужду в помощнике, подобном ему (Быт. 2:20). Когда жена в совете Божием называется помощником мужа, сим показывается ее назначение вспомоществовать ему в рождении и воспитании детей, во всех нуждах, относящихся до временной жизни. Помощником мужа яко пред ним כנגדו, в переводе семидесяти; по нему и подобным ему, называется жена в ознаменование одинакового с ним естества, в противоположность с другими родами животных, ближайшего ему служения (1 Кор. 11:9), всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития.
… в качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле (Еф. 1:10).
Толкование на Книгу Бытия.
Еп. Виссарион (Нечаев)
И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему
Муж и жена сотворены, как мы видели (Быт. 1:21), в один и тот же день, т. е. шестый. Но слово Божие внушает нам видеть преимущество мужеского пола пред женским уже в том, что муж создан прежде жены. Апостол Павел говорит в послании к Тимофею: «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (2Тим. 2:12-13). Впрочем, пока не сотворена была жена, Бог видел, что «не хорошо быть человеку одному». Это не то значит, что для совершенства природы Адамовой не доставало жены, – жена, без сомнения, ничего не могла прибавить к тому совершенству, с каким он сотворен, и есть даже обстоятельства, в которых «хорошо человеку не прикасатися к жене» (1 Кор. 7:1; Мф. 18:12). Господь признал неудобною жизнь Адама в одиночестве, по предведению, что сам Адам при обозрении животных, как увидим после, почувствует это неудобство и потребность в сожитии с существом, подобным ему. И так как удовлетворение сей потребности совпадало с намерением Божиим распространить род человеческий, то Господь вознамерился сотворить для Адама помощника по нему, т. е. подобное ему существо, которое должно вспомоществовать ему в рождении и воспитании детей, а также и во всех нуждах.
Далее Моисей описывает наречение Адамом имен животных, как случай к созданию ему помощницы.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Тертуллиан
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему
Против Маркиона.
Лопухин А.П.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему
«И сказал Господь Бог… сотворим». Нетрудно видеть здесь довольно близкую аналогию с словами божественного совета перед сотворением первого человека (Быт 1.26) и точно также, следовательно, находить здесь доказательство важности того акта, о котором они говорят.
Прежде чем перейти к подробному изложению самой истории творения первой жены, бытописатель кратко отмечает еще один факт, послуживший ближайшим поводом к этому творению.