Больше чем учитель математики
6 типов учителей, которых ненавидят школьники
Мы уже рассказывали вам, почему учителя испытывают к некоторым ученикам чувства, не предусмотренные законом «Об образовании» и профессиональной этикой. Но ученикам есть чем ответить: не все кемеровские педагоги — воплощение Макаренко, Дьюи или Монтессори. Вот вам шесть типов учителей, на уроки к которым ходят, как на Голгофу.
Не устаём напоминать, что не преследуем цели оскорбить какую-либо профессию, в данном случае — педагога. Мы любим и ценим своих школьных преподавателей, и помним, сколько среди них было замечательных людей и прекрасных профессионалов. Эта же статья посвящена тем, кому в школе вовсе не место — такой вывод мы сделали из рассказов кемеровских старшеклассников и выпускников.
«Подхалим»
Отличительные особенности: пытается стать для учеников «своим», откровенно перед ними заискивая. Многое разрешает, а если и не разрешает, то с формулировкой «я бы вам позволил, но вот чёртов директор…». Другими словами, наш герой старается выглядеть хорошо, очерняя своих коллег. Поняв, кто в классе главный, он всегда занимает его сторону. В отдельных случаях даже может участвовать в травле какого-нибудь изгоя вместе со всем классом. Плохих оценок почти не ставит — боится. И ещё: «подхалим «почти всегда молод — просто его карьера надолго не затягивается.
За что ненавидят: поначалу «подхалим» классу нравится. Но у дешёвого авторитета есть и обратная сторона — он через короткий промежуток времени превращается в пыль. Дети очень быстро понимают, что перед ними — тряпка и ничтожество. И тогда атмосфера на уроках «подхалима» начинает напоминать пиратский кабак из книги Стивенсона — полная анархия и вседозволенность. Знаете, слово «ненавидят» в этом случае, пожалуй, слишком сильное. Не стоит он ненависти, дети его просто презирают, тем более, что как педагог «подхалим» в 100% случаев никакой ценности не имеет. Таких «добрячков» разносил ещё Антон Макаренко в «Педагогической поэме». Уважаемый директор, гоните его в шею!
«На контрольных мы внаглую открывали учебники — делал вид что не замечал, даже «шпоры» были не нужны. Стоишь у доски, ничего не знаешь, так историк сам за тебя всё расскажет, а потом ставит «четыре». Половина класса на урок не приходит — никаких последствий, не пожалуется и «разборок» не устроит. Вообще бесхребетный, даже противно», — делится тёплыми воспоминаниями о молодом преподавателе выпускник 2018 года Евгений Р.
«Заводчик любимчиков»
Отличительные особенности: как следует из названия, делит учеников на фаворитов и прочую «чернь». Мотивы «Заводчиков» бывают разными. Иногда дело в корысти: любимчиками становятся дети богатых и влиятельных родителей. А как же — могут подарочек сделать, деньжат подкинуть на школьные нужды или прямо заплатить за хорошую оценку. Да и вообще — полезное знакомство ведь. Впрочем, часто дело обходится и без корыстных побуждений — «заводчик» может окружить заботой и вниманием способного ученика. И даже благородными могут быть его мотивы: некоторые берут «под крыло» слабого, затюканного ребёнка. Но результат всегда один: двойные стандарты и несправедливость.
За что ненавидят: дети – существа ранимые и в большинстве своём злопамятные. И такого учителя они ненавидят уже за сам факт его существования. «Заводчик» часто становится причиной нешуточных конфликтов в классе, со всеми вытекающими последствиями. «Чернь» трясётся от ненависти — дети реагируют на явную несправедливость намного острее взрослых. А сами любимчики попадают «под пресс» из-за своего благодетеля. И в итоге теряют гораздо больше, чем получают от его забот.
«Я ненавижу людей, которые делят общество на «бедных» и «богатых». Особенно бесит, что такое в нашей школе очень даже практикуется. Наша «училка» по физике мило улыбается, хвалит и ставит хорошие оценки только тем, кто из семьи побогаче. Остальные для неё сброд, нищеброды и вообще отбросы общества. Как бы ты не старался подготовиться к уроку, а физика, это не самый лёгкий предмет, ты всё равно получишь двойку-тройку. Найдётся повод для такой оценки, уж поверьте. А исправить её потом тоже сложно» — рассказал Сибдепо ученик 9 класса одной из кемеровских школ Илья Б.
«Доминатор»
Отличительные особенности: признаёт только два педагогических приёма — унижение и злобный крик. Любимое слово — «тупой», повторяет его чаще, чем покойный Михаил Задорнов. Любит рассказывать ученику о его безрадостном будущем: все тупые мальчики будут учиться в ПТУ, а тупые девочки пойдут на «панель». И все они будут наркоманами и закончат жизнь на теплотрассе, потому что плохо подготовились к уроку математики. Подмечает «больные места» учеников и бьёт по ним с особым наслаждением, измываясь над ребёнком в присутствии сверстников. Обожает собирать нелепые ошибки и зачитывать их всей параллели, указывая фамилию оскандалившегося школьника.
Если разобраться, то «доминаторы» просто отыгрываются на детях. За какие-то детские/юношеские травмы, за тех «доминаторов», что мучили их самих или просто за свою убогую, неудавшуюся жизнь. А убогая она потому, что учитель для них — не призвание, они не любят свою работу и никогда не научатся делать её хорошо. Они — никто рядом с настоящими педагогами и прекрасно это понимают. Хорошо хоть, всегда есть на ком выместить злобу.
Но уволить «доминатора» — задачка не из простых. Стоит на пороге кабинета появиться, например, другому учителю, директору школы или родителю его обиженного подопечного, учитель-«доминант» мастерски перевоплощается и играет совсем другую роль. Дескать, у подростков гормоны бушуют, фантазия богатая, и вообще — сами виноваты. И начальство ему верит, даже считает принципиальным, требовательным педагогом.
За что ненавидят: найдите хоть один повод его не ненавидеть. Вот из-за таких учителей и пропадает желание вообще посещать школу.
«Не знаю, как у кого, а у меня руки слабеют, когда на меня начинают кричать без повода. В прямом смысле падает всё, что держу. Голос начинает или трястись, или вообще пропадает, а учителя это только злит. Он орёт ещё громче, обзывает и может указкой ударить или щелбан поставить на затылок. Может скинуть с парты учебник и наорать, что я растяпа. Приходить на уроки такого учителя вообще не хочется, а родители тоже не сразу поверили, что в нашем классе творится. Они же видели учителя неоднократно, им он показался нормальным», — рассказала Сибдепо школьница Ольга Р.
«Одержимый»
Отличительные особенности: есть только один достойный внимания предмет — тот, который он ведёт. Всё остальное — докучливая лабуда, которая только отнимает время у учеников. И отношение к ним соответствующее. Класс будет задержан на всю перемену и наплевать, что на следующем уроке у него контрольная — не может быть ничего важнее, чем (подставьте любую дисциплину). Не владея его предметом, прожить достойную жизнь нереально, об этом ученикам напоминают на каждом уроке. Согласно нашим наблюдениям, больше всего «одержимых» среди математиков, но порой попадаются даже фанатичные учителя МХК и музыки.
За что ненавидят: за высокомерие с которым он смотрит на старшеклассников, не желающих связываться с его предметом после окончания школы. За то, что повышает и без того не маленькую нагрузку, заставляя писать никому, кроме него, не нужные рефераты и конспекты. За занудство, наконец. И вообще, люди с одержимостью потенциально опасны.
«У меня была учительница по литературе, которая считала, что без её предмета невозможно выжить. Вот совсем не выжить. Если ты не читал ту же «Войну и мир» от корки до корки на три раза все тома, то ты и не человек. Изучать этот роман мы, например, начали ещё в седьмом классе, хотя по программе его проходят позднее. И литературу нам часто ставили перед большой переменой. То есть все идут в столовку есть, а ты сидишь и слушаешь учительницу, которая почти на каждое произведение приводила пример из своей жизни. Кроме письма Татьяны из «Онегина» мы учили и письмо Онегина, и другие отрывки. Ставили мини-спектакли на уроках. И всё бы ничего, но я после одиннадцатого класса планирую поступать в медицинский, поэтому пришлось перейти в другую школу, где нет таких «помешанных» на своём предмете училок», — пояснила ученица кемеровской школы Олеся С.
«Лодырь»
Отличительные особенности: как правило, молодой балбес, который не хотел и не хочет быть учителем и вообще работать. Но жить-то на что-то надо, а диплом получен и работа вроде не пыльная, если правильно подойти к процессу. Подход же у него следующий:
За что ненавидят: не все ненавидят, кстати, некоторые даже любят, за то, что не достаёт всякой там учёбой. Но в старших классах появляется понимание, что твоё время просто губят — ты просто читаешь учебник. Кроме того, на его уроках невыносимо скучно. Ничего нового и интересного такой учитель им не рассказывает.
«Вы любите, когда кто-то тратит ваше время? Вот и я нет. Я как-то даже просила маму прийти в школу и поговорить с учительницей истории, чтобы та не заставляла нас читать параграфы на уроке. Ладно дома, но на уроке, тем более на уроке истории, хочется слушать повествование учителя узнавать что-то, чего нет в учебнике. Ведь история, это интересно! Но не в нашем случае. Хотя некоторым нравится. Делают вид, что читают, а сами в мессенджерах залипают или музыку слушают», — поделилась с нами юная кемеровчанка Вероника Т.
«Ябеда»
Отличительные особенности: обидчивый до крайности, с нулевым чувством юмора. При этом влиять на дисциплину никак не может ввиду полного отсутствия авторитета у учеников. В итоге пользуется одним-единственным методом: звонит по любому поводу родителям и с завидной регулярностью отправляет учеников к завучу/директору. Причём, поводом для отправки может послужить неудобный вопрос по изучаемой теме. Пишет в электронном журнале: «Ваш Серёжа качается на стуле», «Ваш Серёжа громко хихикает и смешит весь класс, невозможно работать!». Это реальные замечания из дневника одного из наших собеседников. Иногда учитель-«ябеда» не выдерживает напора класса и приходит на урок с директором школы, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию.
«Ооооо, наша учительница по черчению прям любит жаловаться всем и на всех. Кроме того, что у неё сам предмет скучный, так ещё и истерит постоянно. То мы то не так сделали, то это не эдак. А мне вот черчение не нужно. Я юристом планирую стать», — пояснил Сергей В.
Личный опыт преподавания математики: частная школа VS сельская. Часть 1
Данная серия постов задумана мной как отчёт о работе в муниципальной сельской школе в период с 2015 по 2018 годы. В этом учебном году я снова пошла работать в школу, но уже в частную городскую, и была поражена разницей во взаимодействии двух школ с учениками и учителями. Так что я решила вести сопоставительную хронику.
Рейтинг меня не волнует, но, во-первых, здесь удобная платформа для написания подобных постов, а во-вторых, мне интересно, насколько тема резонансна.
Итак, имелось: развязное поведение на уроках, отсутствие тетрадей или их не-ведение, жвачки, телефоны и яростное сопротивление.
. Перечитала, поняла, что получается ооочень длинно. Поэтому продолжу излияния в следующих постах. А теперь к вопросу VS:
1. В частной школе, где никогда не было каких-либо «математических уклонов», я взяла 7-9 классы, мой любимый период. Познакомилась с детьми, провела входную диагностику. Да, много пробелов и, конечно, мало реального понимания. Но нижняя (!) планка у ВСЕХ находится на уровне между «я готов изучать математику» и «я хочу изучать математику», никакого отторжения и возмущения.
2. Домашние задания выполняются. Два раза мне писали дети вконтакте с вопросом, что было задано, они забыли записать. Я отвечала, они благодарили)
Сегодня в коридоре ученица начальной школы увидела директрису, подбежала к ней.
— О.В., а мы в прятки играем, а скажите, можно в шкафу прятаться?
— Нет, в шкафу прятаться нельзя, потому что он может на вас упасть. Ищите другие места)
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Познакомьтесь с учителем, который зарабатывает 250 тысяч в месяц
И инвестирует миллионы
Наш новый герой — учитель физики — начинал с дохода в 40 тысяч и за 10 лет увеличил его в 6 с лишним раз.
Он рассказал Т—Ж, почему после физфака МГУ в 2009 году работать в школе было выгоднее, чем на оборонном предприятии, из-за чего на рынке репетиторства сейчас не лучшие времена и как он потерял на инвестициях несколько миллионов и решил стать коучем.
Начало карьеры
Физика мне нравилась со школы и всегда казалась самым легким предметом. Я не мог выучить стих, а все вопросы по физике были чем-то из серии: «Посмотрите в окно и скажите, какого цвета трава». Я смотрю и даю правильные ответы. Большинство людей в окна не смотрят, они вынуждены зубрить, им трудно, и результаты у них низкие.
Не могу сказать, что в 17 лет меня привлекала научная карьера, скорее я выбирал простую дорогу. Родители мечтали о Бауманке, но мне не нравилось чертить, поэтому я пошел на физфак МГУ. Учился неплохо, но стипендию получал от силы пару семестров. Окончил без троек, средний балл — 4,66. Итогом этого счастливого и беззаботного времени стала беременная жена и синий диплом.
В 2009 году прибился в аспирантуру. Там не понимал, чем занимаюсь, и денег практически не видел. Все вакансии в разгар кризиса обещали не больше 25 тысяч в месяц. Я хорошо разбирался в лазерах, мои знания и умения были востребованы на оборонных предприятиях. Но когда на собеседовании я сказал, что хочу вырасти хотя бы до 40 тысяч, начальник, улыбнувшись, ответил, что сам столько не зарабатывает.
Я решил, что школа — лучший выбор.
Те же 25 тысяч там выходили при нагрузке 18 часов, зато оставалось время на науку и репетиторство.
Правда, репетиторство все же выдавило науку. Во-первых, потому что маленькие деньги, но сразу мотивируют лучше, чем большие, но потом. Во-вторых, человек нуждается в отдыхе, а наука — это работа с очень далеким горизонтом отдачи. Так что сначала я прикрывался одними объективными причинами, потом другими, пока не понял, что не хочу заниматься этим вообще.
В начале своей карьеры я брался за любую подработку: писал контрольные студентам на заказ, репетировал всех учеников, вел курсы для слабослышащих. 14 часов работы в день меня не изматывали, я шел домой счастливый.
В первый год мой средний доход был около 50 тысяч в месяц. А если учесть «мертвый» летний сезон — наверное, даже 40.
был средний доход от работы в школе и всех подработок
Школа
Школа, где я преподаю, — мое первое и единственное место работы. Я сам в ней учился.
Работа с детьми не пугала: опыт преподавания у меня был с 19 лет. С учениками я всегда веду себя открыто и честно, могу признать свою неправоту и пошутить над собой. Так что проблем с подходом у меня никогда не было. Некоторые учителя любят ощущение власти, я очень боюсь оказаться в их числе. Мне нравится, когда дети меня понимают, когда у них получается. Я хочу научить людей думать.
В работе учителем мне помогает отличное образование и великолепные морально-волевые качества: пофигизм и раздолбайство. Они позволяют сохранить позитивный жизненный настрой, что привлекает учеников, и противостоять давлению со стороны руководства, что бесценно.
После разговоров с учителями из других школ я понял, что место, где я работаю, — лучшее. Нас не заставляют делать столько ерунды, сколько могли бы. В большинстве школ существенную долю зарплаты составляет премия, из-за этого сотрудники сильно зависят от воли директора. Люди впустую тратят жизнь: работают в каникулы, пишут никому не нужные планы и конспекты, выполняют бессмысленные действия в электронном журнале, а главное — боятся всего на свете, отсюда злоба на весь мир.
У нас премий практически нет, поэтому все делают что хотят.
Когда я только устроился в школу, меня пугали обилием бумажной работы и колоссальной подготовкой к занятиям. Могу сказать, что за девять лет преподавания я провел более 5 тысяч уроков, а на подготовку потратил часов 30 максимум. Я попробовал подготовиться пару раз, и урок получился хуже, чем без подготовки: я слишком сильно опирался на выстраданный конспект, а не на детей.
Для меня цель работы в школе — это репетиторская практика.
С этой точки зрения конспекты уроков не нужны, они лишь удешевляют мой труд. Когда я провожу замену с чужими детьми, стараюсь им понравиться изо всех сил — часто это приводит новых учеников.
Все ученики нашей школы поступают в вузы, около 70% — в хорошие. Стобалльников у меня не было, на 90+ сдавали несколько человек. Еще у меня в классе учился мальчик, который победил на олимпиаде World Skills. Он умничка, я не считаю это своей заслугой. Для меня подвиг — вытащить матерого двоечника на тройку.
Трудных детей у нас нет. Это очень хорошая физмат-школа: чтобы попасть сюда, нужно сдать вступительные экзамены.
Однажды ко мне обратились с типичной просьбой — подготовить ребенка к поступлению к нам. Парень из спортшколы, то есть академическая база у него отсутствует, хочет сдавать экзамены через неделю. И это при том, что подготовительные курсы идут полгода и после них поступают только 20—30%!
Я начал отговаривать родителей — мол, непосильная задача. Но они мне сказали, что понимают и принимают риски, а мне не следовало бы тратить время попусту: ребенок уже выехал на занятие.
Обычно я занимаюсь с учеником физикой или математикой один раз в неделю, иначе он не будет успевать делать домашку. Более частые занятия — это или форс-мажор, или развод на деньги со стороны репетитора.
С этим мальчиком я встречался каждый день, причем бывало так, что сегодня занятие вечером, а завтра — утром. Он приходил со сделанной домашкой. В итоге по математике за неделю я вытянул его с двойки до четверки.
Через день после математики ему поставили экзамен по физике, а он не понимает даже значков. Дальше магия: ребенку удается что-то решить, что-то списать, в результате ему ставят «3,5» — и он поступил.
Репетиторство
Раньше мои дни выглядели одинаково: подъем в 6 или 7, завтрак, уроки или ученики, разговоры с родителями учеников до 21—22. Я постоянно катался, легко мог потратить на дорогу до 5 часов. В 23 часа возвращался домой, играл в компьютер.
За учебный год у меня было едва ли 10 выходных, включая зимние праздники.
Сейчас все сильно изменилось. Я стал реже ездить к ученикам: собираю их в группы и перехожу на скайп.
Единственное неудобство при онлайн-работе — невозможность использовать спецсредства при обучении. Они бывают разными: колющие — ручка, ударные — линейка, стальной прут. О применении таких спецсредств я на полном серьезе заранее разговариваю с родителями, большинство соглашаются. В этом учебном году не использовал их ни разу. Зато добрая половина моих учеников стоят в планке за ошибки по невнимательности. Причем и мальчики, и девочки подключаются сами. Ошибок становится меньше, психологический климат очень здоровый.
Раньше почти всех учеников я находил через агрегатор «Профи-ру». Сейчас чаще всего — через сарафанное радио. Для агрегатора мои услуги неконкурентны: я занимаюсь с группами учеников, а денег прошу как за индивидуальные занятия — 2500 рублей. Компенсирую это отменным портфолио, резиновым временем занятия и гарантией результата. Многим мое предложение непонятно, поэтому новые ученики чаще всего находятся благодаря рекомендациям коллег или других детей. Сейчас у меня занимаются 20 человек.
платит каждый ученик за одно групповое занятие по скайпу
Большую часть своей карьеры за репетиторство я получал гораздо больше, чем за работу в школе.
Сейчас я зарабатываю около 250 тысяч в месяц: 100 на основной работе, 150 — на репетиторстве.
Но моя зарплата сильно выросла по сравнению с тем, что было несколько лет назад, а увеличить доходы с репетиторства я не вижу возможности. За последние десять лет цены на часть предметов, например английский и обществознание, упали, на часть — математика, физика — держатся. Это и понятно: английским владеет гораздо больше людей, чем физикой. В целом падение рынка репетиторства я связываю с возросшей конкуренцией: молодым специалистам и талантливым студентам некуда устроиться на приличные деньги, поэтому все дают частные уроки.
Из моих знакомых учителей репетиторством не занимаются только те, кто не может: либо предмет не позволяет — для меня загадка, как выживает учитель географии или черчения, — либо конкуренции не выдерживают, либо здоровье подорвано. Есть, конечно, и люди с барьером в голове, но их меньшинство.
Мне кажется, чтобы зарабатывать больше, нужно быть более харизматичным, влюблять в себя учеников и родителей. Тогда люди будут заниматься на любых условиях. Я знаю человека, который просит 15 тысяч в неделю с одного ученика за два занятия по 120 минут. Но меня такая бизнес-модель не интересует.
Думаю, загруженность заказами — это объективный показатель мастерства. Если не держаться за идею групп, то учеников найти несложно: если вы готовы ездить, агрегатор может забить все ваше свободное время за пару недель.
График
Сейчас мой рабочий день выглядит примерно так. С утра еду в школу. В начале урока спрашиваю, что не получилось, потом разбираю задачи, которые интересны детям, рассказываю анекдот, разбираю задачи на новую тему, иногда рассказываю теорию (снова с анекдотом), задаю домашку. Чем дольше работаю, тем меньше держу в руках мел. Я задачи все знаю, а дети нет, пусть пишут со своей скоростью. Стараюсь только подсказывать, причем по минимуму.
После школы еду в центр, в библиотеку, там собираю скайп-конференцию моих учеников. В библиотеке не надо платить за аренду помещения, мне предоставляют наушники и даже интернет, хотя я о нем не просил.
Вечером у меня тренировка, из дома я не успею, поэтому занимаюсь поближе к секции.
После нее, если есть настроение, иду на танцевальную вечеринку. Позже полуночи там не остаюсь, чтобы успеть на метро и не раскиснуть на работе на следующий день.
Мой выходной — среда. Утром я занимаюсь вокалом, общаюсь с педагогом. Днем ем, смотрю Ютуб, играю. Мне нравятся пошаговые стратегии, сейчас играю в основном в Clash of Clans. Хочу в следующем году поучаствовать в чемпионате мира по этой игре, правда, для этого требуется команда. Вечером — тренировка по кизомбе.
Летом у меня раньше не было учеников и я тратил эти три месяца на отдых, пару фестивалей и кучу компьютерных игр. Иногда мне удавалось найти подработку: я таксовал, строил дачи, накрывал столы для банкета.
Но в последние три года лето перестало быть мертвым сезоном: готовлю двоечников к пересдачам.
Сейчас идеальный летний день для меня — это ученики утром, днем виндсерфинг, вечером — парк Горького с танцами.
Расходы
В 2014 году я купил квартиру — трешку на последнем этаже хрущевки в километре от Мкада внутри кольца. Брал на вторичном рынке, без риелтора и ипотеки. С половиной суммы помогли родители, отдавать им деньги начал с осени 2016 года, когда меня об этом попросили. Сейчас ежемесячно перечисляю им 50 тысяч рублей.
Живу один. На еду трачу 10—15 тысяч в месяц, 4000 — на коммуналку, 5000 — на прислугу, которая занимается готовкой и уборкой. Я стараюсь помочь каждому, кого встречаю на жизненном пути, и если человек мне жалуется, что у него нет денег, предлагаю ему взять в руки швабру или встать у плиты. Кто-то соглашается. У меня слабое зрение, поэтому убираюсь я плохо, к тому же мне это просто неинтересно, как и готовить.
Еще 15 тысяч трачу на ребенка, полностью оплачиваю его образование и питание. На его матери — проживание и вещи. Я считаю, что так распределять расходы справедливо.
Где-то 30 тысяч уходит на увлечения: пение, танцы, виндсерфинг. Преподавателю по вокалу плачу 12 тысяч. Занятие танцами стоит около 400 рублей независимо от школы и направления, сейчас на них уходит где-то 3 тысячи. Раньше я ходил на занятия к новичкам как сравнительно опытный ассистент преподавателя и не платил вовсе. Также мальчикам часто дают скидки, чтобы девочкам было с кем танцевать.
Проезд у меня бесплатный — я почетный донор России. Этот статус я получил быстро: сдавал тромбоциты раз в две-три недели. Сейчас сменил клинику, они много гоняют по врачам, так что едва ли сдаю 3—4 раза в год. Также мне, как донору, положена льгота по коммуналке около тысячи в месяц и ежегодная выплата — где-то 10 тысяч. С санаторно-курортным лечением я не связывался.
Раньше у меня была машина Иж Ода 2002 года. На ее ремонт уходило примерно столько же, сколько и на бензин. Плохо, что поломки нельзя предвидеть: это не столько дорого, сколько хлопотно. Неприятно, когда запланировал поездку к родственникам, а машина не заводится. Когда ее угнали, я вздохнул с облегчением. Машину нужно покупать под задачи, сейчас у меня нет задач для нее.
Экономия
Я рос в бедной семье, экономия всегда была моей сильной стороной. Я отношусь к этому как к спорту и как к жизненной философии. Продукты не выбрасываю, не трачу жизнь на алкоголь и сигареты.
Овощи и фрукты стараюсь брать уцененные: леопардовые бананы по 10—30 рублей за килограмм, виноград россыпью — по 30—50. Как-то мне удалось купить 7 килограммов клубники за 280 рублей. Через полгода видеть не мог клубничные пироги.
Дорогие продукты чаще всего не приносят мне радости, скорее разочарование. Но, например, я люблю сухофрукты и регулярно балую себя ими.
Также я всегда стараюсь сделать дорогую часть работы самостоятельно: когда в квартире шел ремонт, я не лез под руку малярам, зато сам привез на машине полтонны материалов, сам поднял их на пятый этаж без лифта и сам спустил килограммов 150 мусора. Шкаф тоже собрал сам, покупал лишь доски и крепеж. Подключение стиральной машины, газовой плиты, смесителей — все делал сам.
Инвестиции
Я увлечен идеей инвестирования и каждый месяц откладываю на свои проекты 100 тысяч или больше.
Привычку копить я выработал еще в младшей школе, а крупные суммы начал откладывать на новую квартиру сразу после развода в 2011 году — открыл депозиты в разных банках. Тогда же вложился в ПИФы: 100 тысяч в акции и 200 тысяч в облигации. Но примерно через год перестал с ними играться, потому что нервов тратится много, а прибыль сопоставима с банковским депозитом.
потеряно на инвестировании в МФО и такси
Одни уже сели в тюрьму, другие в федеральном розыске, третьи — банкроты.
Потом я познакомился с человеком, продвигающим идеи финансовой грамотности. Я копил, перекредитовывался у банков под более низкие проценты (опустился с 19 до 12% годовых) и вкладывал деньги в его бизнес. Сейчас мои инвестиции в его дело — около 2,5 миллионов под 30%. Залога нет, ИП отвечает всем своим имуществом. Я верю этому человеку, потому что он фанатик своей идеи.
Потом мне захотелось диверсифицировать портфель, и в декабре 2017 я вложил 1 миллион под 26% в большую фирму: она работала на рынке более десяти лет, я успешно вкладывался в нее раньше. Она накрылась.
Стратегия поиска и отбора проектов для инвестирования — штука мутная, я сам до конца в ней не разбираюсь. Стараюсь присматриваться к людям. Мне кажется надежным залог средств производства или недвижимости.
Например, в 2018 году на даче у подруги я познакомился с бизнесменом из новой для меня области. Мы с ним составили и зарегистрировали у нотариуса договор займа на 1 миллион под 30%. Залог — тягач, я оценил его рыночную стоимость по «Авито» в 2 миллиона рублей. Все выплаты от этого человека приходят раньше договорного срока.
Сейчас со своих инвестиционных проектов я получаю ежемесячно 90 тысяч рублей.
Вопрос накоплений и кредитов решаю так: коплю на депозите, чтобы в любой момент можно было снять всю сумму и чтобы капали проценты. Если появляется предложение от банка взять дешевый кредит или Вселенная шлет мне нуждающегося бизнесмена, я закрываю самый дорогой заем, улучшая свою кредитную историю, и сразу же прошу новый — на большую сумму и под меньшие проценты. Эти деньги несу в проект.
Недавно банк выдал мне новый кредит на 2 миллиона. Я инвестировал половину этой суммы, а вторую половину потратил на рефинансирование другого кредита.
было взято в кредит для инвестирования с 2016 года
Теперь я должен банку около 2,3 млн (уже выплатил 1 млн и ежемесячно возвращаю по 40 000), а надежные люди должны мне 3,5 миллиона. Если бы я не получил этот опыт, то и надежных людей не встретил бы.
Я понимаю, что если владеть инвестиционной стратегией в 30% годовых, то через 30 лет я заработаю миллиард. Это будет показателем того, что я реализовал свои таланты. Так что потерянные 3 миллиона открыли мне дорогу к этой сумме.
Инвестредакция не могла пройти мимо
Брать миллионные кредиты, вкладывать заемные средства, использовать только высокорисковые инструменты — развлечение не для слабонервных. Даже если у героя статьи получится зафиксировать прибыль, используя эти инструменты, это не значит, что так будет всегда и что так повезет любому, кто решит вложить кредитный миллион. Опыт героя статьи — не руководство к действию, его отношение к инвестициям расходится с отношением редакции.
Помните, что высокая доходность всегда сопряжена с высоким риском: можно заработать много, а можно потерять всё. Диверсифицируйте портфель, сочетайте консервативные инструменты с высокорисковыми и берегите себя.
Перспективы
Мои байки про профориентацию и инвестирование вызывают больший отклик, чем разговор о преобразованиях энергии в разных процессах. Поэтому я хочу уйти из физики в коучинг.
Я лишь в начале этого пути: нужно многое сделать в жизни, иметь широкий кругозор, богатый опыт, чтобы люди были готовы за него платить, и быть харизматичным, чтобы платили с удовольствием.
Пока я решил отталкиваться от построения личного бренда. Этот термин сейчас понимаю так:
«Я классный — учись у меня, будь как я».
Шагов тут несколько. Во-первых, открытие своей школы: я могу учить физике и уже нашел хорошего математика. Для старта специалистов достаточно, потом можно будет подтянуть русский язык, информатику, химию, обществознание — предметы, которые пользуются спросом на ЕГЭ. Нужен хороший продажник. Я общался с несколькими, никто из них не принес мне ни рубля, хотя были вложены силы, время и немного денег.
Во-вторых, инвестирование. Этот путь тернист, но я буду инвестировать и дальше. Перейду на менее рискованные инструменты, когда решусь на переезд: хочу уехать из большого города из-за экологии. Может, это будет пасека, ферма или яхта. Надо бы поменять свой режим, чтобы стать здоровее.
В-третьих, значимые достижения в личных увлечениях. Мне нравится туризм: трекинг, байдарки, альпинизм. Хочу обойти большую часть популярных маршрутов, потом развить тему с парусами: больше заниматься виндсерфингом, получить права капитана и купить парусную яхту, но это в далекой перспективе. Еще мне нравится петь, но тут у меня таланта мало. Впрочем, может, что-то из этого выйдет.
Я мечтаю найти единомышленницу, с которой можно советоваться на кухне про жизненные проблемы, регистрировать фирмы и недвижимость без страха быть кинутым, которая будет скидывать меня с дивана и помогать мне на пути к моему миллиарду. Словом, хочу жену как у Генри Форда. Мечтаю создать семью и завести еще нескольких детей. Денег мне должно хватить.
Познакомьтесь. Читатели, которые нашли неповторимый способ зарабатывать или тратить деньги.





