Большинство моих товарищей не знают что я
Большинство моих товарищей не знают что я
Методика «Незаконченные предложения»
Инструкция:
«На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
Думаю, что мой отец редко_______________
Если все против меня, то _______________
Я всегда хотел_______________
Если бы я занимал руководящий пост_______________
Будущее кажется мне _______________
Знаю, что глупо, но боюсь_______________
Думаю, что настоящий друг_______________
Когда я был ребенком_______________
Идеалом женщины (мужчины) для меня является ______________
Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _______________
По сравнению с большинством других моя семья_________
Лучше всего мне работается с _______________
Моя мать и я _______________
Сделал бы все, чтобы забыть_______________
Если бы мой отец только захотел _______________
Думаю, что я достаточно способен, чтобы _______________
Я мог бы быть очень счастливым, если бы _______________
Если кто-нибудь работает под моим руководством__________
В школе мои учителя_______________
Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_________
Не люблю людей, которые _______________
Считаю, что большинство юношей (девушек)__________________
Супружеская жизнь кажется мне _______________
Моя семья обращается со мной как с _______________
Люди, с которыми я работаю _______________
Моя мать _______________
Моей самой большой ошибкой было _______________
Я хотел бы, чтобы мой отец_______________
Моя наибольшая слабость заключается в том ________________
Моим скрытым желанием в жизни является_______________
Наступит тот день, когда_______________
Когда ко мне приближается мой начальник _______________
Хотелось бы мне перестать бояться_______________
Больше всех люблю тех людей, которые_______________
Если бы я снова стал молодым_______________
Считаю, что большинство женщин (мужчин)_______________
Если бы у меня была нормальная половая жизнь_______________
Большинство известных мне семей _______________
Люблю работать с людьми, которые _______________
Считаю, что большинство матерей_______________
Когда я был молодым, то чувствовал вину, если_______________
Думаю, что мой отец_______________
Когда мне начинает не везти, я_______________
Больше всего я хотел бы в жизни_______________
Когда я даю другим поручение _______________
Когда буду старым _______________
Люди, превосходство которых над собой я признаю___________
Мои опасения не раз заставляли меня_______________
Когда меня нет, мои друзья _______________
Моим самым живым воспоминанием детства является________
Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)___________
Моя половая жизнь_______________
Когда я был ребенком, моя семья_______________
Люди, которые работают со мной_______________
Я люблю свою мать, но_______________
Самое худшее, что мне случилось совершить, это____________
Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация
В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
16. Если бы мой отец только захотел
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
46. Думаю, что мой отец
2. Отношение к себе
2. Если все против меня,то
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
47. Когда мне начинает не везти, я
3. Нереализованные возможности
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
33. Моим скрытым желанием в жизни является
48. Больше всего я хотел бы в жизни
4. Отношение к подчиненным
4. Если бы я занимал руководящий пост
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
34. Мои подчиненные
49. Когда я даю другим поручение
5. Отношение к будущему
5 Будущее кажется мне.
35. Наступит тот день, когда
50. Когда буду старым
6. Отношение к вышестоящим лицам
6. Будущее кажется мне
21. В школе мои учителя
36. Когда ко мне приближается мой начальник
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю
7. Страхи и опасения
7. Знаю, что глупо, но боюсь
22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
37.Хотелось бы мне перестать бояться
52. Мои опасения не раз заставляли меня
8. Отношение к друзьям
8. Думаю, что настоящий друг
23. Не люблю людей, которые
38. Больше всех люблю тех людей, которые
53. Когда меня нет, мои друзья
9. Отношение к своему прошлому
9.Когда я был ребенком
39. Если бы я снова стал молодым
54. Моим самым живым воспоминанием детства является
10. Отношение к лицам противоположного пола
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
11. Личная жизнь
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
26. Супружеская жизнь кажется мне
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
56. Моя личная жизнь
12. Отношения к семье
12.По сравнению с большинством других моя семья
27. Моя семья обращается со мной как с
42.Большинство известных мне семей
57. Когда я был ребенком, моя семья
13. Отношение к сотрудникам
13.Лучше всего мне работается с
28.Люди, с которыми я работаю
43.Люблю работать с людьми, которые
58. Люди, которые работают со мной
14. Отношение к матери
44.Считаю, что большинство матерей
59. Я люблю свою мать, но
15. Чувство вины
15.Сделал бы все, чтобы забыть
30. Моей самой большой ошибкой было
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений личности больного, выявить нарушения этих отношений, найти пути восстановления этих отношений, реабилитации.
При количественной обработке ответов испытуемого определяется социальная /антисоциальная/ одобряемость, или неопределенная «колеблющаяся» позиция, которая может вызвать внутриличностные конфликты.
Качественный /смысловой/ анализ предложений, «законченных» обследуемым по той или иной группе может выявить не только отношения к окружающим, но и черты характера.
Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:
· 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.
· 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.
· 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.
· Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.
Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:
1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.
2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как «слишком нервозную» и «мелочную». Он считает, что большинство матерей «слишком любят своих детей и балуют их». Он утверждает, что его семья «нормальная», но они относятся к нему «как к маленькому». Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как «лживых особ, которым нельзя доверять». Он осторожно относится к браку: «Брак хорош, если заранее все обговорено». Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот «перестал упрямиться». Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: «Со мной неправильно обращались». Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность ‘что-либо сделать». Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает «заработать миллион».
Методика чернильных пятен
Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате подобных клинических наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологическими характеристиками. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов.
В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных топов. Таблицы предъявляются последовательно с 1-й по 10-ю в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?». В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.
Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание, популярность/оригинальность.
Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.
Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и «движение». Хотя, конечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, например, облако или серо-белое воспроизведение цвета.
Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человеческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.
Показатель популярности часто определяется на основе относительной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таблицами популярных ответов.
Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревожности, а толкование белого фона у экстравертов — о негативизме.
В психологическом заключении по результатам методики Роршаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную информацию, полученную из внешних источников.
В настоящее время предпринимаются попытки использовать вычислительную технику в обработке результатов этой методики
Незаконченные предложения
Методика «Незаконченные предложения» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Ее вариантов и интерпретаций существует великое множество. В данном случае было принято решение представить вариант, разработанный Саксом и Леви.
Этот вариант методики «Незаконченные предложения» включает в себя 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.
Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Проведение самого тестирования по методике «Незаконченные предложения», без учета его последующей детальной обработки, занимает от 20 минут до нескольких часов в зависимости от личности испытуемого.
Инструкция
В содержании теста Вы видите 60 незаконченных предложений, их необходимо дописать исходя из своих индивидуальных ощущений одним или несколькими словами.
Содержание теста
| 1 | Думаю, что мой отец редко |
| 2 | Если все против меня, то |
| 3 | Я всегда хотел |
| 4 | Если бы я занимал руководящий пост |
| 5 | Будущее кажется мне |
| 6 | Мое начальство |
| 7 | Знаю, что глупо, но боюсь |
| 8 | Думаю, что настоящий друг |
| 9 | Когда я был ребенком |
| 10 | Идеалом женщины (мужчины) для меня является |
| 11 | Когда вижу женщину вместе с мужчиной |
| 12 | По сравнению с большинством других семей моя семья |
| 13 | Лучше всего мне работается с |
| 14 | Моя мать и я |
| 15 | Сделал бы все, чтобы забыть |
| 16 | Если бы мой отец только захотел |
| 17 | Думаю, что я достаточно способен, чтобы |
| 18 | Я мог бы быть очень счастливым, если бы |
| 19 | Если кто-нибудь работает под моим руководством |
| 20 | Надеюсь на |
| 21 | В школе мои учителя |
| 22 | Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь |
| 23 | Не люблю людей, которые |
| 24 | До войны я |
| 25 | Считаю, что большинство юношей и девушек |
| 26 | Супружеская жизнь кажется мне |
| 27 | Моя семья обращается со мной как с |
| 28 | Люди, с которыми я работаю |
| 29 | Моя мать |
| 30 | Моей самой большой ошибкой было |
| 31 | Я хотел бы, чтобы мой отец |
| 32 | Моя наибольшая слабость заключается в том |
| 33 | Моим скрытным желанием в жизни |
| 34 | Мои подчиненные |
| 35 | Наступит тот день, когда |
| 36 | Когда ко мне приближается мой начальник |
| 37 | Хотелось бы мне перестать бояться |
| 38 | Больше всего люблю тех людей, которые |
| 39 | Если бы я снова стал молодым |
| 40 | Считаю, что большинство женщин (мужчин) |
| 41 | Если бы у меня была нормальная половая жизнь |
| 42 | Большинство известных мне семей |
| 43 | Люблю работать с людьми, которые |
| 44 | Считаю, что большинство матерей |
| 45 | Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если |
| 46 | Думаю, что мой отец |
| 47 | Когда мне начинает не везти, я |
| 48 | Больше всего я хотел бы в жизни |
| 49 | Когда я даю другим поручение |
| 50 | Когда буду старым |
| 51 | Люди, превосходство которых над собой я признаю |
| 52 | Мои опасения не раз заставляли меня |
| 53 | Когда меня нет, мои друзья |
| 54 | Моим самым живым воспоминанием детства является |
| 55 | Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) |
| 56 | Моя половая жизнь |
| 57 | Когда я был ребенком, моя семья |
| 58 | Люди, которые работают со мной |
| 59 | Я люблю свою мать, но |
| 60 | Самое худшее, что мне случилось совершить, это |
Для каждой группы предложений методики «Незаконченные предложения» выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой смотрите ниже в табличных данных.
| Большинство известных мне семей | |
| Несчастливы, недружные, распались | -2 |
| Нервные, не очень дружные | -1 |
| Все одинаковы | 0 |
| Будущее кажется мне | |
| Мрачным, плохим, странным | -2 |
| Туманным, неприглядным | -1 |
| Неясным, неизвестным | 0 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоний системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.
Ключи к тесту
| № | Группы предложений | Задание |
| 1 | Отношение к отцу | 1, 16, 31, 46 |
| 2 | Отношение к себе | 2, 17, 32, 47 |
| 3 | Нереализованные возможности | 3, 18, 33, 48 |
| 4 | Отношение к подчиненным | 4, 19, 34, 49 |
| 5 | Отношение к будущему | 5, 20, 35, 50 |
| 6 | Отношение к вышестоящим лицам | 6, 21, 36, 51 |
| 7 | Страхи и опасения | 7, 22, 37, 52 |
| 8 | Отношение к друзьям | 8, 23, 38, 53 |
| 9 | Отношение к своему прошлому | 9, 24, 39, 54 |
| 10 | Отношение к лицам противоположного пола | 10, 25, 40, 55 |
| 11 | Сексуальные отношения | 11, 26, 41, 56 |
| 12 | Отношение к семье | 12, 27, 42, 57 |
| 13 | Отношение к сотрудникам | 13, 28, 43, 58 |
| 14 | Отношение к матери | 14, 29, 44, 59 |
| 15 | Чувство вины | 15, 30, 45, 60 |
Анализ теста и интерпретация результатов
Прежде, чем проводить исследование с применением методики «Незаконченные предложения», необходимо установить качественный контакт с обследуемым. Благодаря этому дальнейшее получение ответов будет гораздо более простым, а сами ответы, в свою очередь, будут естественными и искренними.
Но даже если тестируемый рассматривает проведение исследования с применением методики «Незаконченные предложения» по отношению к нему как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог все равно сможет извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.


