Бондиана это что такое
Джеймс Бонд
Джеймс Бонд (англ. James Bond ) — вымышленный секретный агент британской спецслужбы МИ-6, главный герой книг Яна Флеминга, а также их экранизаций.
Содержание
Характеристика [ ]
Джеймс Бонд имеет статус «агента с двумя нулями», что даёт ему «лицензию на убийство». Его номер — 007. Бонд также имеет воинское звание коммандера Военно-морского флота Великобритании. Непосредственным начальником Джеймса Бонда является глава МИ-6 — М.
Личными качествами Бонда являются авантюризм, пристрастие к женщинами, азартным играм, курению и алкоголю. Любимый алкогольный напиток — «Мартини» с водкой. Бонд прекрасно разбирается в оружии и автомобилях, свободно разговаривает на нескольких иностранных языках, предпочитает одеваться в дорогие костюмы и носит часы известных марок.
Сведения о родителях и семье крайне скудны. Известно, что Бонд рос сиротой — в фильмах «Золотой глаз» и «007: Координаты „Скайфолл“» упоминается гибель его родителей, когда он был ещё ребёнком.
Также стоит отметить, что внешность Бонда, его образ, поведение и пристрастия сильно отличаются в зависимости от книги, актёров в фильмах, эпохи и продакт-плейсмента.
Книги [ ]
«Литературный отцом Бонда» является британский журналист Ян Флеминг, в прошлом связанный с британскими спецслужбами. Флеминг ушёл в отставку после Второй мировой войны и проживал в личном особняке на одном из островов Карибского моря. Он решил наделить Бонда своими чертами — такими, как решительность и любовь к женщинам, изображая своего персонажа в романтизированном виде. Флеминг также признал, что личность Бонда является неким собирательным образом всех тех людей, с которыми он общался в Управлении военно-морской разведки (NID) в годы Второй мировой войны. [1]
В качестве имени было выбрано имя орнитолога по имени Джеймс Бонд — его книгами Флеминг зачитывался в свободное время. Флеминг позднее говорил: [1]
Книги Флеминга о Бонде
Тем не менее, описанное в книгах о Бонде имеет очень малое отношение к реальным людям и событиям. В разговоре с американским писателем-детективщиком Рэймондом Чандлером Флеминг сказал: [5]
Фильмы [ ]
Актёры, игравшие Бонда в официальных фильмах
Первой экранизацией книг о Бонде стал телеспектакль «Казино „Рояль“» 1954 года, впервые показанный на американском телеканале CBS. Этот спектакль также являлся одним из эпизодов телесериала «Кульминация!» (англ. Climax! ). Роль Бонда сыграл американский актёр Барри Нельсон. Эта постановка осталась малоизвестной и позднее была издана на DVD как один из неофициальных фильмов.
Первой же официальной экранизацией стал фильм «Доктор Ноу», выпущенный в 1962 году. Роль Бонда исполнил британский актёр шотландского происхождения Шон Коннери. Фильм имел оглушительный успех, превзойдя самые оптимистичные ожидания. Коннери стал суперзвездой, а «бондиана» — культовой франшизой, оказавшей значительное влияние на массовую культуру западных стран. Коннери продолжал играть Бонда до конца 1960-х годов и наконец принял решение покинуть «бондиану», чтобы не оставаться «заложником» одной роли.
После ухода Коннери было решено искать на роль Бонда другого актёра. Им стал австралиец Джордж Лэзенби, снявшийся в единственном фильме — «На секретной службе Её Величества» 1969 года. Из-за своего тяжёлого характера и разногласий с создателями картины Лэзенби покинул проект, о чём впоследствии жалел. В 1971 году продюсерам удалось уговорить Шона Коннери вернуться в фильм «Бриллианты навсегда», после чего тот окончательно прекратил сниматься в официальных фильмах.
В 1973 году новым Бондом стал англичанин Роджер Мур в фильме «Живи и дай умереть другим». Фильмы с Муром отражают конъюнктуру 1970-х годов: использование стилистики blacksploitation-фильмов в «Живи и дай умереть другим», отсылки к популярным тогда гонконгским боевикам с Брюсом Ли в «Человеке с золотым пистолетом» (1974), своеобразный ответ «Звёздным войнам» в «Лунном гонщике» (1979). Роджер Мур на данный момент является рекордсменом по количеству ролей Бонда в официальных фильмах — с 1973 по 1985 год он снялся в семи лентах.
К середине 1980-х годов «бондиана» постепенно начала приходить в упадок. В 1985 в фильме «Вид на убийство» Роджеру Муру было уже 58 лет, поэтому его решили заменить на другого актёра. Выбор пал на Тимоти Далтона. Однако Далтон был прохладно принят зрителями и снялся лишь в двух фильмах — «Искры из глаз» (1987) и «Лицензия на убийство» (1989).
В 2006 году состоялся самый глобальный перезапуск всей франшизы. Было решено возвратиться к истокам, а именно — к роману Флеминга «Казино „Рояль“». Но роль Бонда был приглашён Дэниел Крэйг, ставший первым Бондом-блондином. Первая официальная экранизация «Казино „Рояль“» 2006 года имела ошеломительный успех, хотя поначалу зрители и критики сомневались в Крэйге. Фильмы с Дэниелом Крэйгом на данный момент являются самыми кассовыми в истории «бондианы» и выдержаны в стиле современных «реалистичных» боевиков XXI века.
Бондиана это что такое
«Казино Рояль»
роман, 1953 г.
Если вы никогда не читали романов о Джеймсе Бонде, то, естественно, лучше всего начать с «Казино Рояль», первого романа бондианы. Тут впервые появляется и Джеймс Бонд, и М, и Ле Шиффр. В общем, все свои. Вы удивитесь, но знакомый сюжет заиграет по-новому. Автор задумывал агента 007 как неинтересного персонажа, с которым происходят невероятные вещи. Это совсем не тот Бонд, к которому мы все привыкли. Но не переживайте, скучно не будет. Флеминг ведь прославился во многом благодаря своим головокружительным сюжетам.
«Казино Рояль»
фильм, 2006 г.
Самый первый роман Флеминга был экранизирован самым последним. Почему так вышло? Долгое время продюсеры просто не могли выкупить авторские права. Но звезды сошлись, когда было принято решение перезапускать франшизу с новым Бондом, Дэниелом Крейгом. Тем интереснее получилась экранизация. С одной стороны, она сильно отличается от оригинала по стилистике, с другой, — это именно тот Бонд, которого все любят. Если вы не очень любите старое кино, то смело начинайте смотреть бондиану с «Казино Рояль»
«Живи и дай умереть»
роман, 1954 г.
На волне успеха первого романа Флеминг пишет и выпускает «Живи и дай умереть». Именно с этой книги начинаются путешествия Бонда по всему миру. Америка, Ямайка, языческие культы. Кстати, считается, что религиозная тема появилась во многом благодаря обеденным разговорам Флеминга, его жены Энн и ее давнего друга, романиста Ивлина Во. За трапезой Флеминг отстаивал идею, что именно скука толкает людей на преступление. Только учтите, сцены насилия, за которые потом так ругали Флеминга, прописаны в этом романе особенно красочно. Рекомендуем всем, кто любит пострашнее.
«Живи и дай умереть»
фильм, 1973 г.
Эта экранизация не слишком известна, однако интересна выбором актера на главную роль. В фильме сыграл Роджер Мур. Вы спросите, а кто это вообще? Согласны, Мур не самый известный Бонд, но ходят слухи, что именно он был первым кандидатом на роль агента 007. Якобы его хотел видеть сам Флеминг. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, так ли это, но Роджер Мур, конечно, изрядно отличается от своего знаменитого кинопредшественника Шона Коннери. Более того, именно Муру сейчас принадлежит титул актера, который дольше всего играл роль Бонда: 12 лет! После выхода долгожданного «Не время умирать» его опередит Дениэл Крейг. Эх, похоже Муру не избавиться от сравнений.
«Лунный гонщик»
роман, 1955 г.
Третий роман о Бонде не лучший выбор для первого знакомства. Во время его создания Флеминг был слишком занят журналистской работой, поэтому роман отошел на второй план. Зато если вы считаете, что в шпионской истории не место любовной линии, эта книга идеальна. Желая понравиться американской публике, Флеминг лично вырезал все сцены сексуального характера, у Бонда (о боже!) даже нет спутницы. Бонусом идут лирические описания пейзажей Кента.
«Лунный гонщик»
фильм, 1979 г.
С сюжетом у фильма тоже как-то не сложилось. Ему досталось только название и главный злодей. Снятый почти четверть века спустя, «Лунный гонщик» скорее пропитан массовой истерией по поводу«Звездных войн», а не отголосками Холодной войны. Будто чувствуя разочарование самого писателя, сценарист фильма Кристофер Вуд переписал все, что только смог. А потом еще и выпустил по мотивам фильма «киноновеллу». Так что тут у читателей широкий выбор.
«Бриллианты навсегда» («Бриллианты вечны»)
роман, 1956 г.
Еще не понятно, что вечно — бриллианты или Джеймс Бонд. Откровенно говоря, четвертый роман мало чем отличается от «классических» книг. Все на месте: красивые девушки, дорогие авто, путешествия и злобные мафиози. Флеминг в романе особо не экспериментирует и использует все свои проверенные приемы. Если вы уже прониклись бондианой, то роман доставит вам удовольствие. Если уже устали от штампов, лучше этот том пропустить.
«Бриллианты навсегда»
фильм, 1971 г.
Как всегда сценаристы решили, что знают о Бонде куда больше его создателя, и использовали лишь часть сюжетных линий. Ироничное и даже комичное настроение фильма очень отличается от строгого стиля Флеминга. И вряд ли хоть кому-то удалось дожить до 2020 и ни разу не услышать саундтрек «Diamonds are forever», исполненный Ширли Бэсси.
«Из России с любовью»
роман, 1957 г.
Российские читатели не слишком тепло отзываются об этом романе, видимо, потому что в 50-х годах Флемингу казалось естественным писать о карикатурных злых русских, КГБ и прочих шапках-ушанках на медведе с балалайкой. Тем не менее, если закрыть глаза на стереотипы, это вполне неплохой роман в духе лучших первых романов.
«Из России с любовью»
фильм, 1963 г.
Как и многие ранние фильмы о Бонде, экранизация довольно четко следует роману. Это второй фильм с Шоном Коннери, который считал эту его своей лучшей работой в качестве агента 007. Поговаривают, что и книга, и фильм тесно связаны с личной историей президента Кеннеди. Он высоко оценил роман и успел посмотреть экранизацию незадолго до своей гибели в Далласе.
«Доктор Но»
роман, 1958 г.
Эта книга стала началом конца. На роман обрушилась сметающая все прошлые заслуги волна критики. До сих пор исследователи спорят, что послужило причиной такой реакции, ведь Флеминга начали резко обвинять во всех тех грехах, которые раньше делали его романы такими популярными. Этот эпизод не прошел для писателя бесследно — постоянный стресс и нападки СМИ сильно подорвали его здоровье.
«Доктор Но»
фильм, 1962 г.
Забавно, но только пятый роман стал первым «официальным» воплощением бондианы в кино. Несмотря на очередную неоднозначную реакцию критиков, небольшой бюджет, фильм положил начало большой киноистории Джеймса Бонда и шпионских фильмов в целом. Уже тогда сложился типичный визуальный и музыкальный стиль, титры и ставшая легендарной заставка с дулом пистолета. Строго рекомендуем начать с этой экранизации, если хотите познакомиться с «классическими» фильмами о Бонде.
«Голдфингер»
роман, 1959 г.
Этот роман находится ровно на «экваторе» официальных романов о Бонде, а вот мнения о нем полярно противоположные. Некоторые считают его лучшим, другие уже не могут терпеть знакомые штампы и дыры в сюжете. Ничего не поделать, придется самим читать, чтобы определиться.
«Голдфингер»
фильм, 1964 г.
А вот экранизацию романа зрители нежно любят. Один из редких случаев (хотя в случае с Бондом — не очень-то и редких), когда с экранизацией вы точно не прогадаете. Весь её секрет опять скрыт в ослепительном Шоне Коннери. Кстати, за время съемок он стал большим любителем гольфа. А кто говорил, что нельзя совмещать работу и хобби?
«Только для ваших глаз»
сборник рассказов, 1960 г.
До 60-го года Флеминг писал исключительно романы о Бонде, а тут решил освоить новый для себя жанр. В сборник входит 5 рассказов. Из плюсов: краткая форма, рассказы читаются быстро и легко. Самый известный — «Квант милосердия».
«Квант милосердия»
фильм, 2008 г.
Про него мы и расскажем. Справедливости ради маленький сборник подарил миру аж 5 экранизаций, но раз уж мы уже поговорили про «Казино Рояль», то продолжим «Квантом милосердия», ведь события происходят всего через час после финала «Казино». Этот фильм знаменит своей популяризацией эмансипации. Камилла, которую играет Ольга Куриленко, — первая «девушка» Бонда, которую ему не удалось соблазнить. Для всех, кто любит фильмы о сильных женщинах.
«Шаровая молния»
роман, 1961 г.
Это уже девятая работа писателя о Джеймсе Бонде, и оба они устали. По сюжету 007 отправляют в санаторий «Лесной» поправить здоровье. Будто бы молока за вредную работу было мало! Но Бонд не был бы Бондом, если бы даже во время отпуска не разоблачал преступников.
«Шаровая молния»
фильм, 1965 г.
«Никогда не говори никогда»
фильм, 1983 г.
Роман о Джеймсе Бонде в санатории подарил нам сразу две экранизации и обе с Шоном Коннери. История по-голливудски запутанная. Права на всю официальную бондиану принадлежали продюсеру Альберту Брокколи, однако права на «Шаровую молнию» он продал ирландскому продюсеру и режиссеру Кевину Макклори. Фильм вышел очень недурным и получил Оскар за визуальные эффекты. Однако Макклори все никак не мог успокоиться и будто назло официальной бондиане почти через 20 лет снял еще одну экранизацию: «Никогда не говори никогда». Тоже удачную. В общем, ирландец использовал весь свой потенциал.
«Шпион, который меня любил»
роман, 1962 г.
Роман с таким романтичным названием не мог стать очередными похождениями Бонда. Главной рассказчица — влюбленная в Бонда молодая канадка Вивьен Мишель. Уникальная возможность взглянуть на суперагента с другой стороны!
«Шпион, который меня любил»
фильм, 1977 г.
Как бы хотелось увидеть романтическую экранизацию этого романа, но увы. В фильме, как это часто бывает, от романа осталось одно название. Зато снова есть КГБ, атомная подлодка и жена Ринго Старра Барабара Бах в главной роли майора КГБ. А еще очень хороший рейтинг и любовь зрителей.
«На секретной службе Её Величества»
роман, 1963 г.
Приключения Бонда на фоне Швейцарских Альп. Ну что может быть лучше? Бонд пытается убедить начальство, что его используют неэффективно и в очередной раз думает об отставке. Но в дело как всегда вмешивается прекрасная девушка.
«Спектр»
фильм, 2015 г.
Вообще-то у романа «На секретной службе Её Величества» есть одноименная экранизация 1969 года, но она совершенно меркнет на фоне «Спектра». Фильм не является точной адаптацией, однако многие сюжетные линии схожи. Забавно, но актриса Лиа Сейду вместо душевнобольной, которую надо спасать, играет психотерапевта. Курс на сильных женщин продолжается. Картина была очень тепло принят критиками, а Сэм Смит получил Оскар за лучший саундтрек.
«Живешь только дважды»
роман, 1964 г.
Это последний роман о Бонде, написанный Флемингом и опубликованный при жизни автора. Писатель, будто чувствуя скорое прощание, сгущает краски. Агент 007 проваливает одно задание за другим. М уже начинает думать об его отставке, но тут для Бонда появляется новое задание.
«Живешь только дважды»
фильм, 1967 г.
Автором сценария стал писатель Роальд Даль, который потом не справился со сценарием «детской бондианы». Основная сюжетная линия связана с Японией, поэтому весь фильм выполнен в «национальной стилистике» и наверняка понравится поклонникам культуры этой страны.
«Человек с золотым пистолетом»
роман, 1965 г.
Самый последний роман о Бонде от Яна Флеминга, изданный уже после его смерти. Правда, поначалу Бонд в романе похож на сумасшедшего, которому промыли мозги в Советском Союзе. Потом, конечно, он одолеет и мафию, и КГБ — и уйдет в закат победителем. Так и должен прощаться настоящий суперагент.
«Человек с золотым пистолетом»
фильм, 1974 г.
Этот фильм завершает экранизации романов, написанных Флемингом. Следующие фильмы сняты уже с опорой только на его персонажей. Кстати, именно в этой картине появляется ныне знаменитый «остров Джеймса Бонда». Через несколько лет после съемок маленький островок Као Тпау в Таиланде станет мировым курортом. Спорим, кто-то из ваших друзей выкладывал в феврале в ленту свой райский отдых на «острове Джеймса Бонда», пока вы ехали в холодном трамвае домой?
Джеймс Бонд и его штампы – большой обзор
Джеймс Бонд и его штампы – большой обзор
1. Сценарные клише картин об агенте 007
Типичный сценарий фильмов о Бонде создается по традиционной схеме:
2. Пролог открывается экшн-сценой: перестрелкой, дракой, взрывом, погоней или разрушением, чтобы создать необходимую ситуацию и настроить зрителя на предстоящую картину;
3. Классическая заставка, традиционный бондовский ролик с титрами, включает анимацию со шпионом всех времен и народов, обнаженными девушками, нарезкой ключевых эпизодов фильма в сопровождении саундтрека на заглавную тему картины;
4. Встреча Бонда с криминалом и потенциальными подругами в казино/барах/ночных клубах обычно сопровождается спецэффектами или экшеном;
5. Руководство ставит агенту с двумя нулями очередную задачу, обеспечивая прожиточными минимумом мега-девайсов и автомобилем с массой обязательных шпионских наворотов;
6. Появление очередной красотки и «химия» с ней у Бонда;
7. Подбираясь к злодею, британский шпион сначала вынужден ликвидировать его приспешников. Устранение боевиков главного мерзавца сопровождается зрелищным экшеном и спецэффектами: перестрелки, драки, взрывы, погромы, угон подручного транспорта, применение супер-гаджетов;
8. Непродолжительный пикап, неизменно завершающийся близкими отношениями (исключением стала только Камилла из «Кванта милосердия»);
9. Бонд, как правило, с девушкой пробираются в обитель зла, где находят подтверждение собственным предположениям относительно намерений главного злодея. Антагонист кичится перед супершпионом своими ноу-хау и делится планами по завоеванию мира. Негодяй твердо уверен, что Бонду от него живым не выбраться;
10. Естественно один единственный агент Ми6 стоит всех вояк главного злодея. Нереальный профессионализм, непостижимая жизнестойкость агента 007 делают свое дело. Бонд с девушкой, обычно тоже спецагентом, эффектно и пафосно уничтожают злодейскую базу вместе с антагонистом, едва успевая спастись;
11. Британский шпион уединяется с подругой, игнорируя попытки руководства обнаружить его по завершению операции.
Подобная сценарная концепция несколько изменилась в последних четырех фильмах с участием Дэниэла Крейга:
• В «Казино Рояль» Бонд впервые по-настоящему влюбился. Однако его даме сердца суждено трагически погибнуть;
• «Квант милосердия»: агенту Ми6 удалось соблазнить свою коллегу-помощницу Строберри Филдс, но не сложилось с экс-агентом боливийской разведки Камиллой;
• «007: Координаты «Скайфол» полностью нарушили сложившуюся сценарную схему бондианы. И стали скорее картиной о мести и борьбе с ожившими призраками прошлого, лишившись традиционного happy end’а;
• «007: Спектр»: Бонд снова влюбился и готов строить серьезные отношения с подругой.
2. Постоянные персонажи бондианы
Кроме Джеймса Бонда практически в каждом фильме есть несколько постоянных героев.
• М – руководитель британской службы разведки МИ6. Настоящее имя этого персонажа никогда не произносится. М можно увидеть во всех фильмах бондианы, кроме картины «Только для ваших глаз» 1981. Начальство ставит задачи агенту 007. Эту должность может занимать как женщина, так и мужчина. Строгое, но справедливое руководство ценит Бонда и сквозь пальцы смотрит на его дон-жуанство.
• Мисс Манипенни – помощница главы МИ6. Эта героиня не задействована только в сериях «Казино «Рояль» 2006 и «Квант милосердия» 2008. Ее называют Унивекс в картине «Из России с любовью» 1963. В фильмах «007: Координаты «Скайфол» 2012 и «007: Спектр», 2015 мисс Манипенни зовут Ив. Она «сохнет» по обаятельному шпиону, но симпатии и флирт остаются без взаимности. Персонаж существует для того, чтобы лишний раз подчеркнуть неотразимость супершпиона с архетипом «идеального мужчины».
• Q – глава британского центра исследований МИ6. Настоящее имя Джеффри Бутройд, кодовое имя Q – начальная буква слова Quartermaster. Обеспечивает агента 007 шпионским оборудованием. Этот персонаж отсутствует в картинах «Казино «Рояль» и «Квант милосердия». Британский Кулибин и разработчик невероятных девайсов с уважением относится к Бонду, но не упускает случая поиронизировать над коллегой.
3. Злодеи шпионской франшизы
Антагонисты бондианы бывают трех категорий:
• Первые представляют опасность для человечества, угрожая Третьей мировой войной, уничтожением банковской и финансовой систем, тотальной слежкой почти по Оруэллу и установлением в постапокалиптическом мире своих порядков; или же построением безумного «нового мира».
– Серые кардиналы тоталитарных государств;
– Эрнст Ставро Блофельд, возглавляет террористическую организацию «Спектр»;
– Доктор Ноу, исследователь, представитель «Спектра» («Доктор Ноу» 1962);
– Аурик Голдфингер, преступный гений («Голдфингер» 1964);
– Карл Стромберг («Шпион, который меня любил» 1977), миллионер, стремится насильно поселить человечество в подводном мире;
– Хьюго Дракс («Лунный гонщик» 1979), руководит американской компанией, выпускающей шаттлы;
– Генерал Орлов («Осьминожка» 1983);
– Янус, глава одноименной преступной группировки, его зовут Алек Тревельян, экс-коллега Бонда по ми6, («Золотой глаз», 1995);
– Генерал Аркалий Урумов («Золотой глаз», 1995);
– Густав Грейвз, («Умри, но сейчас» 2002), миллионер, владелец алмазных копей. В действительности полковник северокорейских вооруженных сил по имени Тан-Сун Мун.
• Вторые мстят или стараются лично обогатиться:
• Третий вид злодеев – помощники главных антагонистов, выполняющие зубодробительные задачи.
Самые яркие из них:
– Челюсти киллер–громила, обладатель железных зубов, способных перекусить цепь и загрызть акулу («Шпион, который меня любил» 1977, «Лунный гонщик» 1979);
– Мэйдэй, атлетичная чернокожая бодигард Макса Зорина, некогда служившего в КГБ («Вид на убийство» 1985);
– Ксения Онатопп, представительница криминальной группировки «Янус», в прошлом летчик-испытатель («Золотой глаз», 1995).
4. Девушки Бонда
До 90-х годов прошлого века все девушки агента 007 были разведены, не замужем либо вдовы. В некоторых лентах у супершпиона три девушки, а в картине «Вид на убийство» 1985 даже четыре.
Самые запоминающиеся Bond girls:
• Жительница Ямайки Ханни Райдер («Доктор Ноу» 1962). Девушка собирает и продает ракушки. Ее эффектный выход из моря в белоснежном бикини, ввел в моду подобную модель купальников;
• Программистка Наталья Симонова («Золотой глаз», 1995) красивая, милая и очаровательная. Рафинированно положительная подруга супершпиона;
• Таинственная злодейка Электра Кинг («И целого мира мало» 1999). Мастерски водила Бонда за нос. Неотразима в любой одежде, неважно это вечерний наряд или пеньюар;
• Джинкс, настоящее имя Джасинта Джонсон, коллега Бонда из США («Умри, но сейчас» 2002). Появилась из морских волн в оранжевом бикини а-ля Ханни Райдер;
• Донна Лючия, вдова криминального авторитета Скьярры («007: Спектр» 2015). Не удостоив супершпиона даже улыбкой, покорила его своим магнетизмом.
5. Типичные штампы фильмов об агенте 007
Рассмотрим остальные клише присущие бондиане и разберем: для чего они применяются.
Агент 007 еле жив после схватки со злодеем. Он лежит без сил. Кажется, что еще мгновение и победа будет на стороне врага. Спустя несколько секунд у Бонда открывается второе дыхание, откуда-то берутся силы, он в ярости бросается в драку, и злодей погибает.
Для чего используется: демонстрация воли к победе.
Для чего используется: держит зрителей в напряжении, подчеркивает боевую доблесть и непобедимость супершпиона.
Бомбы, которые нужно обезвредить, всегда оборудованы таймером обратного отсчета с крупными яркими цифрами. Во время разоружения бомбы таймер все время останавливается на последней секунде. Чаще всего последняя решающая минута растягивается на 300-400 секунд. Бонд в это время выбирает: какой провод резать.
Для чего используется: для остросюжетности картины.
Когда агента 007 отстраняют от работы за самовольность или превышение полномочий, он продолжает действовать неофициально.
Для чего используется: акцентируется внимание на теме руководства, которое слишком придерживается буквы закона, не до конца вникая в детали.
В фильмах о Бонде женщины-психологи, врачи, программисты, специалисты по ядерной физике или коллеги по цеху всегда фантастически хороши собой, молоды, обладают безупречной фигурой и невероятно притягательны. Сразу понятно с кем у 007 будет роман. В жизни все наоборот…
Для чего используется: создание определенной ситуации в сюжете.
Еще никогда во время схватки Бонда со злодеем, агенту 007 не отправили помощника.
Для чего используется: для зрелищности и остросюжетности картины. Появись помощь вовремя, не было бы интриги.
Доступ на любой сверхсекретный объект британский шпион может получить, воспользовавшись системой вентиляции. Охрана даже не догадывается о том, что к ним можно залезть через вентиляционные трубы. На самом деле предотвратить шпионские поползновения до смешного просто. Стоит лишь решетку вентиляционного отверстия закрутить снаружи обыкновенными шурупами-саморезами. И тогда никакой вражеский шпион не пройдет.
Для чего используется: для Бонда непреодолимых препятствий не существует. Супершпион всегда на высоте.
Когда Бонд попадает в злодейскую ловушку, главный антагонист хвастает своими планами. 007 в это время делает все, чтобы освободиться из западни. Наконец, шпион достигает своей цели и без лишних разговоров точным выстрелом или мощным ударом убивает противника, пока есть возможность. Потому что другого случая может и не быть.
Для чего используется: обыгрывается неубиваемость британского шпиона. Почти все главные злодеи несостоявшиеся театральные актеры, жаждущие внимания публики или психически неадекватные люди.
Обезоруженный и связанный Бонд заперт злодеем в подсобке или в сарае или в камере. Агент 007 выбирается из ловушки вопреки ожиданиям противника.
Для чего используется: для нагнетания драматизма и остросюжетности фильма.
Антагонистов отбрасывает выстрелами на несколько метров назад. Британский шпион же после выстрела продолжает стоять, как ни в чем не бывало. Согласно законам физики, на стреляющего и его жертву действуют одинаковые, равные по величине силы. То есть стрелка должно отбросить назад с силой равной той, которая откинула назад его жертву.
Для чего используется: пренебрежение законами физики в угоду зрелищности постановки.
Если Бонд сражается с противником в полете, то негодяй обязательно упадет с высоты. Нужно лишь этого дождаться.
Для чего используется: картина о Бонде должна быть зрелищной.
Если недалеко от места погони есть водоем, туда эффектно нырнет один из автомобилей.
Для чего используется: без зрелищности никуда.
Агент 007 безупречно сложенный шпион с магнетическим взглядом в идеально сидящем смокинге. В арсенале Бонда безлимитная кредитная карта; самые продвинутые и навороченные гаджеты и автомобили; лицензия на убийство или неубийство; мегатонное обаяние, перед которым не устоит ни одна женщина; способность спасать мир от любой опасности.
Для чего используется: Обыгрывается архетип «мужчина мечты»: мужчины мечтают быть на него похожи, а женщины отчаянно жаждут быть с ним.
Причины популярности картин об агенте 007
Каждый относится к бондиане по-своему, однако кассовые сборы и долгая жизнь франшизы (чуть более полувека) свидетельствуют о популярности подвигов британского шпиона у большинства зрителей. В основе фильмов о Бонде лежит единая сценарная концепция. Ее используют от одной картины к другой, меняя события, темы, героев, локации и т.п. Сюжет фильма разворачивается вокруг супершпиона Джеймса Бонда и злодея, угрожающего всему человечеству. Уничтожение антагониста становится главной задачей агента 007. Несмотря на такую вроде бы предсказуемость, каждая новая серия об агенте 007 по-прежнему захватывает, не давая оторваться от экрана. Этому есть несколько причин.
Во-первых, создатели франшизы смешали коктейль из страстных желаний зрителей: неотразимого, бесстрашного и непобедимого шпиона; ослепительных женщин; фантастических гаджетов и автомобилей; коварных и могущественных злодеев, угрожающих человечеству; иронии и остроумия; национально-ландшафтно-культурного многообразия; приключений и авантюризма. Пренебрегая законами физики, им удалось создать стильную, атмосферную, интригующую, культовую сказку для взрослых.
Во-вторых, Джеймс Бонд не супермен, наделенный сверхспособностями, а обычный человек. Однако, его дни наполнены жизнью и драйвом. Каким бы безнадежным ни было положение, он всегда побеждает. Агент 007 посвящен в тайные цели мировых «кукловодов» и их марионеток, он в теме происходящего в «мировом закулисье». Его образ жизни – это олицетворение шаблонной красивой жизни, о которой мечтает большинство людей.
В-третьих, фильмы о супершпионе с лицензией на убийство – это зрелищные остросюжетные постановки, которые изобилуют экшн-сценами и все время держат в напряжении.
В-четвертых, создатели картин о Бонде умеют создать вселенную, идеально отвечающую духу своего времени. Эти фильмы способны многое рассказать об эпохе, в которую они снимались.
С одной стороны, мир кино – это мир иллюзий и волшебства, где клише уместные кинематографические приемы, благодаря которым фильмы выглядят зрелищно и эффектно. Если кинокартины лишатся своих штампов, мы увидим обычную жизнь, наблюдать которую можно в любом реалити-шоу.
Применяя клише, создатели фильмов беспроигрышно завладевают вниманием зрителей, благодаря использованию психологических стереотипов. Зритель идентифицирует себя с понравившимся ему героем. Режиссеры, зная об этом, стараются, чтобы такое отождествление было приятным и несложным. Так как большинство людей аналогично представляет легкое и приятное, то и картины для них выпускают схожие. Зрителя возмущает не столько применение клише, сколько их очевидность. Можно ведь нестандартно представить где-то уже использованный прием. С другой стороны, неуемная приверженность к штампам и их заметность искажает замысел автора, не позволяя говорить об оригинальности картины.
В фильмах о британском шпионе, как в сказках, четко разграничено черное и белое, добро и зло. Здесь нет полутонов, есть канонически положительные и утрированно отрицательные герои. Если девушка героя, то королева, если проигрывать, то миллионы. Если злодей, то подлец, мерзавец и ничтожество. Если герой, то абсолютно неотразим. Любые взрывы по воздействиям и масштабам разрушения подобны ядерным, в перестрелке агент 007 одной очередью уничтожает два-три десятка негодяев. Эти клише можно считать условностями и правилами, которые стали частью мифа о непобедимом шпионе британской разведки с его гламурной гипертрофированной джеймс-бондовской реальностью. Можно сколько угодно придираться к сюжетным поворотам бондианы из-за отсутствия реализма. Так же можно цепляться к «Красной Шапочке» из-за несоответствия действительности. Однако этого не происходит, потому что всем понятно, что «Красная Шапочка» – это сказка, а не «Список Шиндлера».
Негласное правило шпионской франшизы говорит: картины о Джеймсе Бонде это не фильмы про реальность. Кого в «Индиане Джонс» интересуют законы физики при воздействии посоха Ра или Ковчега Завета? В фильмах об агенте 007 упор делается на остросюжетность, зрелищность, интригу, драматизм и атмосферность.
Джордж Лукас считает, что не нужно бояться применять клише, ведь в штампы они превратились только потому, что эти приемы и методы отлично работают. По мнению его коллеги Джеймса Кэмерона, использование клише тоже не является преступлением. Дело в том, что эти режиссеры подают штампы в окружении большого количества новых идей, так что давно заезженные приемы воспринимаются зрителем как что-то новое. Так что, бондиана живет и здравствует по сей день, а «Не время умирать» остается одной из самых ожидаемых премьер 2021 года.
Топ-5 гаджетов 007, опередивших время
• Потрясающе начиненный мобильник (для 1997 года) Ericson, оборудованный:
– сканером отпечатков пальцев;
– вторым экраном и сенсорной панелью;
– дистанционным управлением автомобилем;
– функцией мощного электрошокера.
• Умные часы, которые:
– могут принимать смс и выводить их на экран гаджета;
– умеют вскрывать замки;
– обладают функцией лазера и взрывчатки;
– могут измерять радиацию.
• Умное кольцо, позволяющее:
– удаленно управлять игральными автоматами в злачных местах;
– разнести на кусочки бронированное стекло.
• Портфель, содержащий:
– 20 боевых патронов;
– метательный нож;
– снайперскую винтовку, позволяющую видеть в темноте;
– слезоточивый газ, применяемый по необходимости.
Автомобили агента 007
Чаще всего в качестве машины Бонда использовались Aston Martin и BMW, реже Ford, Bentley, Toyota, Lotus, Sunbeam (с 1978 года этот бренд перестал существовать).
Автомобили 007 практически всегда укомплектовывались необходимым шпионским боевым арсеналом, куда в разные времена входили:
– ракеты у передних фар;
– радар;
– бронированный кузов и стекла;
– система самоуничтожения;
– дистанционное управление машиной;
– функция невидимости;
– пулеметы над крышей;
– катапульты;
– металлический резак;
– ракетные установки, прицеливающиеся по тепловому лучу;
– ветровое стекло с функцией компьютерного монитора;
– дымовая завеса.



















































