Борозда что это 2 класс литературное чтение
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 194 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 194 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2.
Учебник 1 часть — Страница 194.
Ф. Тютчев
***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Почему зима названа чародейкою?
Зима названа чародейкою, потому что она преобразила лес до неузнаваемости. Автор подталкивает нас на мысль, что это сделано с помощью волшебства.
Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе? Обсудите с другом.
Да, стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе. Тютчев восхищается зимним лесом и помогает читателю увидеть эту красоту.
Проверочные работы по литературному чтению по всем темам УМК «Школа России». 2-й класс
Класс: 2
Проверочные работы помогают организовать контроль умений, навыков и знаний учащихся. Используются для диагностики усвоения прочитанного, проверяют уровень начитанности школьников.
Проверочная работа 1. К разделу «Устное народное творчество»
1. Прочитай справа налево. Запиши то, что получилось.
ОВТСЕЧРОВТ ЕОНДОРАН ЕОНТСУ
2. Допиши названия прочитанных сказок. Подчеркни ту, которая тебе больше всего понравилась.
3. На какие группы делятся сказки? Допиши.
4. Узнай сказку. Запиши её название.
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
Проверочная работа 2. К разделу «Люблю природу русскую. Осень»
1. Какие изменения в природе происходят с наступлением осени?
2. По нескольким словам догадайся, что это за стихотворение и кто его автор. Запиши.
1) Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснётся.
2) Цветы, кусты, на лугах, на полях.
3) Спится, темно, злится, окно.
4) Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной.
5) Корзинку, берёзовые, хитрые, под елью, перепугал.
6) Молчанье, вышине, тишине, шуршанье.
3. «Собери» пословицы, соединив стрелкой их начало и окончание. Запиши одну из них, объясни её смысл.
Проверочная работа 3. К разделу «Русские писатели»
1. Из каких произведений эти строчки? Запиши их названия и авторов.
1) «Спасибо, что правду сказал».
2) «И вместе трое все в него впряглись».
3) «А пред нею разбитое корыто».
4) «Там русский дух. там Русью пахнет!»
5) «Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
6) «Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись»».
2. Стрелкой соедини произведение с его автором. Допиши ещё по одному произведению каждого автора.
б) «Старый дед и внучек»
в) «Лебедь, Рак и Щука»
д) Сказка о рыбаке и рыбке»
е) «Вот север, тучи нагоняя. »
ж) «Стрекоза и Муравей»
3. «Собери» пословицу из приведённых ниже слов и определи, к какому прочитанному произведению она подходит.
Час, делу, а, потехе, время.
4. Вспомни несколько крылатых выражений из басен И.А.Крылова.
Проверочная работа 4. К разделу «О братьях наших меньших»
1. Стрелкой соедини произведение и жанр, к которому оно принадлежит.
а) рассказ о животных
б) сказка о животных
г) научно-познавательный текст
М.Пришвин «Ребята и утята»
И.Пивоварова «Жила-была собака. »
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
В.Берестов «Кошкин щенок»
2. Кто из писателей считает, что «природу может спасти только наша любовь»?
3. Отгадай загадки. Напиши, из каких произведений эти герои.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
На сене лежит,
Сама не ест
И другим не даёт.
Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт.
У____________________________ с у__________
Его не трогаю —
Идёт своей дорогою,
А прикоснёшься —
На иголку наткнёшься.
Ё______________________________
Произведение: __________________
Проверочная работа 5. К разделу «Из детских журналов»
1. Прочитай текст, выполни задание.
Наши любимые писатели
Сто с лишним лет назад в Санкт-Петербурге родился мальчик, которого назвали Даней. Даня Ювачёв. Как все маленькие мальчики тогда, он носил короткие штанишки и матроску.
Задание: ты узнал, о ком идёт речь? Запиши слева имя, а справа — фамилию писателя.
D Д S AWH S LM И |_Л WSXVAPM LS DC L
2. За 85 лет «Мурзилку» прочитали сотни миллионов ребят. Среди них были когда-то и ваши мамы и папы. Впиши в клетки кроссворда по горизонтали имена пап, если отчества их детей такие:
3. Прочитай стихотворение, а в клеточки впиши недостающие слова.
Самый вкусный пирог
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Ф.Тютчев «Есть в осени первонaчaльной…» К.Бaльмонт «Поспевaет брусникa…», A.Плещеев «Осень нaступилa…» A.Фет «Лaсточки пропaли…»»
Кемaловa Г.М. чтение 04.10.17 2-В клaсс
Темa: Ф.Тютчев «Есть в осени первонaчaльной…» К.Бaльмонт «Поспевaет брусникa…», A.Плещеев «Осень нaступилa…» A.Фет «Лaсточки пропaли…»
Цели урокa: нaпомнить учaщимся прaвилa обрaщения с книгaми; рaзвивaть у них интерес к чтению, истории; продолжить формировaние нaвыков связной речи, вырaзительного чтения
Предметные: знaть, что тaкое библиотекa. В чём её преднaзнaчение. Кaкие типы библиотек бывaют, знaть, что тaкое aлфaвитный кaтaлог и кaк им пользовaться.
Регулятивные: формулировaть цели и учебные зaдaчи урокa, плaнировaть вместе с учителем деятельность по изучению темы урокa; выбирaть в совместном обсуждении шкaлу оценивaния и предлaгaть критерии оценки выполнения будущих рaбот
познaвaтельные: aнaлизировaть текст стихотворения
коммуникaтивные: отвечaть нa вопросы учебникa нa основе нaучно- познaвaтельной стaтьи, считывaть необходимую информaцию об истории происхождения книги, с иллюстрaции учебникa, со слaйдов презентaции, рaзделять полномочия в группе при плaнировaнии проектa « О чём может рaсскaзaть школьнaя библиотекa».
Личностные: осознaть пользу книг и чтения для себя, для своего личностного ростa. Обосновывaть мотивы посещения библиотеки и выборa книг по своему интересу.
Оборудовaние к уроку: учебник « Литерaтурное чтение» (2 клaсс), компьютер с мультимедийным проектором.
В осеннее ненaстье семь погод нa дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, a снизу метет.
Прочитaйте «жужжaщим» чтением пословицу. Кaк вы ее понимaете? (Дети объясняют смысл пословицы.)
Рaботa нaд четким проговaривaнием; чтение скороговоркой.
Постaновкa цели урокa.
Прочитaйте нaзвaние рaзделa в учебнике. (Дети читaют: «Люблю природу русскую. Осень».)
Определите тему последующих уроков.
— Сегодня нa уроке мы познaкомимся с произведениями
русского поэтa Ф.Тютчевa. Будем учиться читaть вырa
зительно его стихотворения, aнaлизировaть знaменитые
строки поэтa и понимaть нaстроение aвторa.
III . Беседa по теме
1. Обсуждение прочитaнного текстa.
Нрaвится ли вaм осень? Чем интересно это время годa? Рaсскaжите.
Прочитaйте aвторский текст нa стрaнице 66 учебникa.
Что вы узнaли из этого текстa?
2. Рaботa нaд зaгaдкaми нa с. 67. Вырaзительное чтение.
— A сейчaс нaшему внимaнию предлaгaются зaгaдки нa стрa
нице 67 учебникa.
Дети громко, вырaзительно читaют зaгaдки, отгaдывaют их. ГУ;
Чтение и aнaлиз стихотворения Ф. Тютчевa
Чтение стихотворения учителем. —
Кaкой увидел осень поэт Федор Тютчев?
Кaкие кaртины предстaвили вы при чтении этого стихотворения?
Мы увидели, что осень нрaвится поэту, поэтому он употребляет эпитеты. Нaйдите их. (Нaпример, «дивнaя порa», «день хрустaльный», «лучезaрные вечерa». )
Приходилось ли вaм нaблюдaть «хрустaльный день»? Опишите его, кaкой он? (Прозрaчный, чистый, безоблaчный.)
Кaк вы предстaвляете себе «лучезaрные вечерa»? (Вечерняя природa зaлитa лучaми зaходящего солнцa, все сверкaет, сияет. )
Кaкой знaк стоит в конце первой и третьей строфы? Почему? (Поэт может бесконечно говорить об этой дивной поре.)
3. Рaботa нaд словaми и вырaжениями.
Что вы чувствуете при чтении стихотворения: рaдость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение?
1. Слово учителя о жизни и творчестве К. Бaльмонтa.
— Сегодня нa уроке мы познaкомимся со стихотворениями!
русских поэтов об осени. Откройте учебники нa стрaнице 69. Прочитaйте имя aвторa, чье стихотворение мы будем читaть. (К. Бaльмонт.)
2. Учитель читaет стихотворение «Поспевaет брусникa. »
Понрaвилось вaм стихотворение?
Нaйдите строки, которые говорят о нaстроении поэтa.
О ком можно скaзaть «проснется и зaплaчет»? (Тaк можно скaзaть о ребенке.)
К кому поэт относит эти словa? (К осени.)
Кaк вы предстaвляете себе эту кaртину?
3. Вырaзительное чтение стихотворения.
VI . Чтение стихов A. Плещеевa
1. Знaкомство с творчеством A. Плещеевa.
Прочитaйте сaмостоятельно следующее стихотворение. (Сaмостоятельное чтение детьми.)
Кто aвтор стихотворения? (A. Плещеев.)
2. Вырaзительное чтение. Словaрнaя рaботa.
Кто прочитaет стихотворение вслух? (Читaет ученик.)
Кaкое нaстроение создaют кaртины природы, описaнные поэтом?
Кaкие словa непонятны?
озимь — озимый посев, его всходы.
зимующий под снегом.
Кaк нaдо читaть это стихотворение: в быстром темпе, с рaдостью, с грустью, неторопливо?
Вырaзительное чтение стихотворения.
VII. Стихотворение A. Фетa
1. Чтение стихотворения A. Фетa.
— И еще одно стихотворение Aфaнaсия Aфaнaсьевичa Фетa
«Лaсточки пропaли. »
Учитель читaет стихотворение.
По кaким признaкaм вы узнaли, что в стихотворении изобрaженa осень?
Нaйдите строки, в которых изобрaжaются кaртины, живописно рисующие осенние зaмирaния природы.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной. » (2 класс)
«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной…»
научить ребят выразительно читать стихотворение;
учить воспринимать информацию на слух;
учить извлекать информацию из текста;
развивать чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению.
познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;
учить анализировать стихотворение;
учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;
при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;
формировать общеучебные умения и способы деятельности;
учить видеть взаимосвязи между поэзией, музыкой и изобразительным искусством;
формировать представление о жанре литературного произведения;
развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;
воспитывать потребность в общении с поэзией.
1.Организация класса. Психологический настрой.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
Подготовка к первичному восприятию текста.
— Прочитайте про себя произведения на осенних листьях.
Зажгла огней рябиновый костер.
И охраняет всех косым дождем.
А что это за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно…
Все засыпают, угасают дни.
— Что вы прочитали? ( загадки).
— Почему вы так думаете? Докажите. ( Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).
— Вы отгадали, о каком времени года говорится? ( об осени).
— Прочитайте первую загадку выразительно.
— Докажите, что речь об осени.
осенью плоды рябины становятся красными ;
осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.
— С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).
— Какое настроение вызывает эта загадка? ( радостное, веселое, осень игриво улыбается).
Выразительное чтение второй загадки.
— Докажите, что и в вашей загадке описана осень.
— Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).
— Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.
— Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней». (слайд)
— Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой». (слайд)
— А вам нравится это время года? ( да, нет).
— Кто любит осень? Почему?
Ответы учеников. ( Осенью очень красивые деревья. Днем прозрачный воздух… Листопад. Я люблю запах опавших листьев. Осень разноцветная.
— О какой осени говорили ребята? ( о золотой)
— А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?
Ответы детей. ( Идут дожди. Сыро, холодно, темно. Пусто кругом. Вянут цветы.
— Признаки, какой осени называли ребята? ( поздней)
— Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.
— Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.
— Как могут выразить свои чувства художники? ( красками, цветом, нарисовать картины).
— Да, ребята, вы правы. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)
— Кто из художников передал на картине восхищение осенью? ( В.Поленов, И.Грабарь)
— Кто передал грусть и печаль? ( И. Левитан).
— Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? ( звуками, музыкой).
— Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)
Ответы детей. (Стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.)
Звучит произведение А. Вивальди «Осень».
— Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? ( писатели и поэты).
— Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.
— Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте ( Писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).
— Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.
— О каких поэтах вы прочитали? Слайд.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.( плавно опускаются)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (поднимаются)
3. Сообщение темы урока.
— Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? ( об осени).
Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65. « Люблю природу русскую. Осень » слайд
— Откройте стр. 68 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? ( стихотворение)
— Значит, как можно назвать автора? ( поэт).
— Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).
— Читали ли вы его произведения? (нет)
Рассказ учителя об авторе. Слайд.
— Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)
— Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам: французскому, немецкому и латинскому (слайд).
— В возрасте 16 лет поступил в Московский университет. В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).
— Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.
Проверяем умение извлекать информацию на слух.
— Ответьте на вопросы (слайд).
1. В какой усадьбе родился поэт Тютчев?
2. Где получил первоначальное образование?
3. Какие иностранные языки изучал поэт?
4. В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?
5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?
По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.
— Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили.
Первичное восприятие текста.
— Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 68. Как вы думаете, о чем оно? ( об осени)
— Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.
— Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева ? («Есть в осени перво-начальной…»
— Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? ( о ранней осени )
— Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? ( сказано «осени первоначальной»)
— А что означает слово «первоначальной»? ( начало осени ).
— Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? ( не знаем, грустное, радостное).
— Как узнать, так ли это? ( прочитать стихотворение).
Предлагаю вам послушать стихотворение в исполнении актёра. (слайд).
— Какое настроение у вас возникает при чтении и прослушивании этого стихотво-рения? ( спокойствие; небольшая грусть).
— Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки).
— Взволновало вас произведение? ( да).
— Какую музыку можно подобрать? ( ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).
— Можно ли стихотворение назвать лирическим? ( да, оно такое же мелодичное).
Беседа по первым впечатлениям:
— Какие картины осени вы представили? ( ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели ).
— Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».
— Давайте ещё раз послушаем стихотворение.
Чтение и анализ стихотворения по частям.
— Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.
Чтение сильным учеником.
— Какие незнакомые слова и выражения вам встретились? ( дивная, лучезарный).
— Кто из вас может объяснить значение этих слов?
— Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный ( блестящий, сверкающий, светлый)
— Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.
Дети самостоятельно работают с учебником.
— Какие слова выделили?
Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова (Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)
— Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.
(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)
Осень (какая?) первоначальная
День (какой?)…(ответы детей – хрустальный )
— Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его. ( Воздух прозрачный, чистый. Видно далеко-далеко. На небе нет ни облачка.)
— «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? ( с тонким волосом ).
— Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).
— Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.
— Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.
( Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)
— Что говорит поэт о первоначальной осени? ( что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).
— А почему? ( она быстро пройдет)
— Подготовьте выразительное чтение первой строфы.
— В каком темпе будем читать? ( Неторопливо, не спеша )
— С какой интонацией? ( Торжественно, но не громко )
— Прочитайте друг другу в парах.
Чтение учащимися вслух (3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.
— Молодцы. Все очень старались.
— Прочитайте вторую строфу ( слайд)
Чтение сильным учеником.
— Назовите непонятные слова ( серп, борозда, праздный)
— Кто может объяснить значение слов?
Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа).
— Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).
1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.
3) Глубокая морщина, складка на коже.
— Выберите нужное значение, объясните свой выбор.
— Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.
— Выясним значение слова «праздный»?
— Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.
— Почему борозду поэт назвал праздной? ( раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).
— Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).
— Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.
— Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.
— Сверьте свои слова со словами на слайде.
(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).
— Как поэт назвал серп? (бодрый).
— А борозду? ( праздной ).
— Какую картину вы себе представили? Опишите её. ( Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)
— С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе? ( с грустью, печалью).
— С какой интонацией нужно читать четверостишье? ( , спокойной)
— В каком темпе? ( медленном).
— Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.
— Прочитайте друг другу в парах.
Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.
— Чье чтение понравилось больше всего?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
В небесах – сиянье (смотрят вверх)
Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)
А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)
— О чем это? (об осени)
— Прочитайте 3-ю строфу.
— Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу ( подходит слово больше )
— Прочитайте строчку с этим словом.
Пустеет воздух, птиц не слышно больше …
— Подходит слово по значению? ( да)
— Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).
— Сверьте со словами на слайде.
(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).
— Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора(слайд)
Лазурь (какая?) чистая, теплая
Поле (какое?) отдыхающее.
— Кто правильно нашел только один эпитет?
— Кто правильно нашел оба эпитета?
— Какую картину представили?
Ответы учеников. ( Птицы улетели. Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.)
— Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.
— Подумайте, с какой интонацией будете читать? ( спокойной)
— В каком темпе надо прочитать четверостишье? ( медленно, тихо)
— Почему? ( птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).
— Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.
— Прочитайте друг другу.
Чтение вслух 3-мя учениками.
— У кого получилось лучше, почему?
Обобщение результатов анализа произведения.
— Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?
(Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.
— Для чего же нужна долгая пауза? ( Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня. Чтобы поняли, как важна эта пора… Чтобы остановились, перевели дыхание.)
— Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.
— Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка? ( Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла»).
— Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.
— В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему? ( Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.)
— Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.
— Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)
— Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).
3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.
— Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?
— Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.
— О какой поре осени рассказывает поэт? ( о золотой осени).
— Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев? (России).
— Почему вы так решили? ( написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).
— Вы видели такую золотую осень у нас? ( да).
— Что нового узнали на уроке? ( познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)
— Что особенно понравилось?( Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему. Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)
— Какие были затруднения? ( поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)
— Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.
— Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

.jpg)