Бос дыхание для детей что это
Применение методики «БОС-дыхание» с использованием демо-версии программы в логопедических занятиях с пациентами, перенесшими инсульт
Неврологическое отделение с палатами реабилитации больных с нарушением функции центральной нервной системы
Методика биологической обратной связи (БОС) активно используется врачами и инструкторами лечебной физкультуры для реабилитации больных как с врожденными, так и с приобретенными нарушениями работы центральной нервной системы. Большинство методик направлено на улучшение двигательной сферы и координации пациентов.
Институтом биологической обратной связи совместно с ЗАО «Биосвязь» г. Санкт-Петербурга была разработана и успешно опробована методика «БОС-логопед», включающая работу над всеми отделами речевого аппарата, а именно дыхательным, голосообразующим и артикуляционным. Логопедами и врачами подтверждена эффективность применения комплекса «БОС-логопед» при лечении детей и взрослых с дизартриями, логоневрозами, дисфониями, а также отмечен положительный эффект при работе с программой пациентов с бронхиальной астмой и функциональными нарушениями голоса. Данная методика основана на визуализации частоты дыхания и пульса, обучении правильному диафрагмальному дыханию, тренировке правильной голосоподачи и артикулирования.
Вместе с письменными материалами курса при дистанционном обучении нам были высланы демо-версии программы «БОС-дыхание» для взрослых и комплекс артикуляционных упражнений для детского возраста. Отличием демо-версии от рабочей является наличие только упрощенной компьютерной части программы, оборудование и датчики измерения дыхания и пульса отсутствуют. Пациенту необходимо обучиться под внешним контролем логопеда самостоятельно отслеживать правильность, плавность и частоту вдохов и выдохов, руководствуясь заданием компьютерной программы.
Демо-версия методики «БОС-дыхание» была успешно использована в курсе реабилитации 5 пациентов неврологического отделения с палатами реабилитации больных с нарушением функции центральной нервной системы, перенесших инсульт и имеющих в речевом статусе диагноз дизартрия (4 человека) и заикоподобные запинки (1 человек). В постинсультном периоде у пациентов с дизартрией отмечалось частое верхнеключичное дыхание, вдох был коротким и слабым, выдох недостаточной силы и плавности, нарушение добора воздуха при фразовой речи. Голос пациентов был тихим, прерывистым, затухающим к концу фразы. Они часто жаловались на речевую усталость после 1-2 минут разговора. У пациента с заикоподобными запинками и поражением правого полушария отмечались нарушения темпа и ритма речи.
Каждый из 5 больных прошел тренировочный вводный курс, обучающий непосредственно диафрагмальному дыханию и самоконтролю дыхания. Данный этап включал от 2 до 3 занятий у монитора компьютера по 5-8 минут каждое и являлся частью логопедического занятия. С помощью специалиста пациенты обучались правильному диафрагмальному дыханию. Тренировка требовала синхронизации времени и глубины вдоха и выдоха в соответствии с изображениями на экране. В полной версии программы пациент самостоятельно убирает «шторку» с изображения, делая вдохи и выдохи, отслеживаемые прикрепленными на грудь датчиками контроля дыхания и пульса. В нашей демо-версии пациентам задан средний ритм дыхания взрослого человека, они обучаются следовать ему, контролируя правильность выполнения упражнения рукой.
Затем была использована непосредственно программа «БОС-дыхание», в которой в течение 8 тренировок пациенты учатся управлять частотой и плавностью вдохов и выдохов, задаваемой с помощью столбика дыхания, окрашивающегося синим на вдохе и плавно меняющего цвет на белый при выдохе.
Одновременно появляется текст, который пациенты на первом занятии прослушивают (читает логопед), а затем прочитывают самостоятельно, таким образом обучаясь плавной голосоподаче. Каждая демо-тренировка также рассчитана на 8 минут и проводилась перед монитором компьютера в начале логопедического занятия, а затем навык правильного дыхания и речи закреплялся на логопедическом материале.
Результатом данных тренировок стало повышение самоконтроля пациентов за своим голосом и дыханием, тренируясь под руководством логопеда у монитора компьютера, больные сами визуально отмечали свои успехи, что создавало дополнительную мотивацию для преодоления нарушений и закрепления правильных навыков. Применение данного метода в комплексе с другими заданиями помогает пациентам легче и быстрее вернуться к четкой, плавной и громкой речи сначала на занятиях, а затем и в быту.
Биологическая обратная связь (БОС) это метод, который позволяет скорректировать работу мозга ребенка без применения медикаментов при помощи специального оборудования.
Во время проведения процедуры БОС-тренинга создаются условия, способствующие изменению мозговой активности в сторону более благоприятных состояний.
Как проходит занятие с БОС?
С помощью специальных сенсоров, установленных на голове ребенка, компьютер получает информацию о ключевых компонентах мозговой активности, ритмах мозга (бета, альфа, тета и других). Для коррекции психофизиологического состояния ребенка некоторые из этих волн нужно усилить, а другие ослабить. Обработав полученную от головного мозга информацию, компьютерная программа начинает показывать ребенку в доступной игровой форме задания.
Например: «будь внимательнее, и тогда на экране не будет помех». Таким образом, ребенок понимает, что же это такое быть внимательным и постепенно обучается этому навыку.
Мозг обучается новым способам работы, используя для этого сигналы обратной связи. Этот процесс обучения очень похож на игру в «горячо-холодно». Специальное оборудование регулярно сообщает ребенку, насколько он близок к цели и так, методом проб и ошибок, он все-таки овладеет тренируемым навыком.
Продолжительность терапии:
15 сеансов по 30-40 минут с перерывами не более чем 3 дня.
Эффективность БОС-терапии.
БОС-терапия показана и взрослым, но именно у детей достигается особенная эффективность. Данный метод использует пластичность головного мозга (способность к изменениям мозговой деятельности под воздействием опыта). Эту способность человеческий мозг сохраняет на протяжении всей жизни, однако в детском возрасте пластичность мозга максимальна. Долгосрочный эффект БОС-терапии детей достигается за счет обучения – процесса, который для развивающегося мозга является главной и естественной задачей.
Показания для БОС-терапии:
Записаться на БОС-терапию к детскому нейропсихологу нашего Центра современных психологических технологий ФСНКЦ ФМБА России Черномуровой Полине Андреевне можно по телефонам:
• 8-953-595-16-01
• 257-93-24
БОС-терапия для детей
Б иологическая обратная связь (БОС – терапия) – это высокотехнологичный вид безлекарственной терапии, при которой дети учатся сознательно контролировать непроизвольные физиологические процессы и функции органов, такие как мышечное напряжение, артериальное давление или сердечный ритм.
Идея, связанная с биологической обратной связью, заключается в том, что, используя силу разума и осознавая, что происходит внутри организма, пациент может научиться получать больше контроля над своим здоровьем, так как многие патологические состояния являются следствием мышечных спазмов, сужения сосудов, ухудшения микроциркуляции в тканях, недостаточно глубокого дыхания, возникновения и сохранения очагов хронического возбуждения в коре головного мозга.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ДЕТЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЛЕЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ БОС-ТЕРАПИИ?
Метод биологической обратной связи является абсолютно безопасным для ребенка, так как аппаратная часть не оказывает никакого воздействия на организм, лишь снимая данные о физиологических параметрах. Метод БОСтерапии практически лишен противопоказаний, не имеет побочных эффектов и осложнений. Поэтому БОС-терапия незаменима не только для детей, но и для будущих мам. Дети могут проходить курс игровой БОС-терапии начиная с 5-6 летнего возраста (в зависимости от уровня индивидуального психического развития).
Сеансы обратной биологической связи используется для профилактики или лечения головных болей, мигрени, хронического болевого синдрома, недержания мочи, гипертонической болезни, нарушений осанки, навязчивых состояний, синдрома гиперподвижности и недостатка внимания, панических атак. БОС-терапия помогает решить проблемы с плохой адаптацией ребенка к нагрузкам в детском саду или школе, при нарушениях внимания, плохом сне, страхах и тревогах, раздражительности и капризности, постоянно сниженном настроении, недостатке энергии, тиках и заикании, улучшить состояние при психосоматических заболеваниях, таких как нейродермит, бронхиальная астма.
КАК РАБОТАЕТ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ?
Когда человек поднимает руку, чтобы помахать привет другу или поднимаете ногу, чтобы сделать шаг на лестницу он сознательно контролирует эти действия. Другие функции организма, такие как сердечный ритм, температура кожи и кровяное давление непроизвольно контролируются автономной нервной системой. Человек обычно не думает о том, чтобы сердце билось быстрее. Это просто происходит в ответ на изменение ситуации, например, во время тренировки или при психологическом стрессе.
Метод биологической обратной связи представляет собой тренировку произвольного волевого управления функциями организма. Даже такими, которые обычно сознательно человек не контролирует. Это управление осуществляется с помощью датчиков, связанных с компьютером. Они регистрируют и преобразуют информацию о состоянии органов и систем человека в зрительные или слуховые сигналы, а затем позволяют осмыслить, а также осознанно изменить работу контролируемого органа или системы.
Существует три распространенных типа биологической обратной связи:
Также дополнительно может измеряться объем движений грудной клетки при дыхании, давление, пульс, вариабельность сердечного ритма, кожное сопротивление – в зависимости от поставленной перед терапией задачи. Во время сеанса биологической обратной связи электроды прикрепляются к коже, датчики одеваются на палец или на мочку уха,
охватывают грудь. Эти датчики посылают сигналы на монитор, который преобразует изменения параметров работы сердца и функций дыхания, кровяного давление, температуры кожи, потоотделения или мышечной активности в аудио-видео информацию, представленную в игровой форме.
Например, сознательное повышение температуры кожи рук или замедление работы сердца заставит воздушный шар на экране подняться выше, или звучать музыку громче. Информация, отображаемая на экране, позволяет человеку
учиться подстраивать работу органов и систем, чтобы быть здоровым. Формат компьютерной игры привычен для детей и, обычно, им очень нравится.
Врач специалист по БОС-терапии помогает практиковать упражнения для расслабления, которые можно использовать для контроля различных функций тела. Например, с помощью мышечной релаксации можно добиться улучшения кровоснабжения головного мозга и устранить головную боль или раздражительность. В лечении с помощью биологической обратной связи используются и другие упражнения на расслабление:
Когда ребенок научится замедлять сердечный ритм, понижать кровяное давление и расслаблять мышечное напряжение он научится управлять объектами на экране аппарата для БОС-терапии при помощи силы мысли и внимания. В конце концов, при помощи терапевта ребенок научится управлять функциями своего организма и без помощи оборудования для биологической обратной связи.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БОС-ТЕРАПИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Различные типы биологической обратной связи используются для контроля различных функций организма:
Электромиограмма (ЭМГ) — измеряет мышечную активность и напряжение мышц. БОС-терапия на основе контроля мышечного напряжения используется для коррекции нарушений осанки, плоскостопия, устранения болей в спине, головных болей, тревожных расстройств, недержания мочи и кала, реабилитации после травм и хирургических операций. Помогая найти и расслабить напряженные мышцы, биологическая обратная связь может помочь снять дискомфорт в таких условиях, как боль в пояснице, боли в животе, синдроме височно-нижнечелюстного сустава и фибромиалгии.
Для формирования правильной осанки или профилактики плоскостопия датчики БОС крепятся на определенные мышцы, а информация с них отражается на экране компьютера. Ребенок видит результат работы собственных мышц — напряжение или расслабление, осознает, правильно ли он выполняет упражнение и корректирует их состояние.
Биологическая обратная связь по температуре кожи используется для лечения головной боли и болезни Рейно.
Контроль электромагнитных волн мозга (ЭЭГ) может использоваться для коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), эпилепсии.
Сознательная регуляция электрического сопротивления кожи за счет контроля потоотделения позволяет контролировать боль и тревогу. Управление вариабельностью сердечного ритма используется для коррекции тревожных состояний, астмы, хронической обструктивной болезни легких и сердечных аритмий.
Каждый сеанс терапии биологической обратной связью длится около 30 минут. Обычно требуется не менее 10 сеансов, чтобы достичь устойчивых результатов лечения. Некоторые состояния, такие как артериальная гипертензия, могут потребовать 20 или более сеансов для улучшения состояния пациента.
Записаться можно по тел.: +7(812)331-88-94
Бронхообструктивный синдром у детей
Бронхообструктивный синдром у детей – комплекс симптомов, который характеризуется нарушением проходимости бронхиального дерева функционального или органического происхождения. Клинически он проявляется пролонгированным и шумным выдохом, приступами удушья, активацией вспомогательной дыхательной мускулатуры, сухим или малопродуктивным кашлем. Основная диагностика бронхообструктивного синдрома у детей включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр, рентгенографию, бронхоскопию и спирометрию. Лечение – бронхолитическая фармакотерапия β2-адреномиметиками, устранение ведущего этиологического фактора.
Общие сведения
Бронхообструктивный синдром (БОС) – клинический симптомокомплекс, который характеризуется сужением или окклюзией бронхов различных калибров вследствие скопления бронхиального секрета, утолщения стенки, спазма гладкомышечной мускулатуры, уменьшения мобильности легкого или сдавливания окружающими структурами. БОС – распространенное патологическое состояние в педиатрии, особенно среди детей в возрасте до 3 лет. Согласно различным статистическим данным, на фоне острых заболеваний дыхательной системы БОС встречается в 5-45% случаев. При наличии отягощенного анамнеза данный показатель составляет 35-55%. Прогноз при БОС варьирует и напрямую зависит от этиологии. В одних случаях происходит полное исчезновение клинических проявлений на фоне адекватного этиотропного лечения, в других наблюдается хронизация процесса, инвалидность или даже летальный исход.
Причины
Основная причина развития бронхообструктивного синдрома у детей – инфекционные заболевания и аллергические реакции. Среди ОРВИ бронхиальную обструкцию чаще всего провоцируют вирусы парагриппа (тип III) и РС-инфекция. Другие вероятные причины: врожденные пороки сердца и бронхолегочной системы, РДС, генетические заболевания, иммунодефицитные состояния, бронхолегочная дисплазия, аспирация инородных тел, ГЭРХ, круглые гельминты, гиперплазия регионарных лимфатических узлов, новообразования бронхов и прилегающих тканей, побочное воздействие медикаментов.
Помимо основных причин бронхообструктивного синдрома у детей выделяют способствующие факторы, которые существенно повышают риск развития заболевания и ухудшают его течение. В педиатрии к таковым относятся генетическая склонность к атопическим реакциям, пассивное курение, повышенная реактивность бронхиального дерева и его анатомо-физиологические особенности в младенческом возрасте, гиперплазия вилочковой железы, дефицит витамина D, вскармливание искусственными смесями, дефицит массы тела, внутриутробные заболевания. Все они способны усиливать влияние друг друга на организм ребенка и усугублять течение бронхообструктивного синдрома у детей.
Патогенетически бронхообструктивный синдром у детей может быть обусловлен воспалительной реакцией бронхиальной стенки, спазмом гладкомышечной мускулатуры, окклюзией или компрессией бронха. Вышеуказанные механизмы способны вызывать сужение бронхиального просвета, нарушение мукоцилиарного клиренса и сгущение секрета, отек слизистой оболочки, деструкцию эпителия в крупных бронхах и его гиперплазию в мелких. Как результат – развивается ухудшение проходимости, дисфункция легких и дыхательная недостаточность.
Классификация
В зависимости от патогенеза бронхообструктивного синдрома у детей выделяют следующие формы патологии:
По длительности течения бронхообструктивный синдром у детей разделяют на:
Симптомы БОС у детей
Клиническая картина бронхообструктивного синдрома у детей во многом зависит от основного заболевания или фактора, провоцирующего данную патологию. Общее состояние ребенка в большинстве случаев среднетяжелое, наблюдается общая слабость, капризность, нарушение сна, потеря аппетита, признаки интоксикации и т. д. Непосредственно БОС независимо от этиологии имеет характерные симптомы: шумные громкое дыхание, хрипы, которые выслушиваются на расстоянии, специфический свист при выдохе.
Также наблюдается участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, приступы апноэ, одышка экспираторного (чаще) или смешанного характера, сухой или малопродуктивный кашель. При затяжном течении бронхообструктивного синдрома у детей может формироваться бочкообразная грудная клетка – расширение и выпячивание межреберных промежутков, горизонтальный ход ребер. В зависимости от фоновой патологии также может присутствовать лихорадка, дефицит массы тела, слизистые или гнойные выделения из носа, частое срыгивание, рвота и др.
Диагностика
Диагностика бронхообструктивного синдрома у детей основывается на сборе анамнестических данных, объективном исследовании, лабораторных и инструментальных методах. При опросе матери педиатром или неонатологом акцентируется внимание на возможных этиологических факторах: хронических заболеваниях, пороках развития, наличии аллергии, эпизодах БОС в прошлом и т. д. Очень информативным при бронхообструктивном синдроме у детей является физикальное обследование ребенка. Перкуторно определяется усиление легочного звука вплоть до тимпанита. Аускультативная картина характеризуется жестким или ослабленным дыханием, сухими, свистящими, в младенчестве – мелкокалиберными влажными хрипами.
Лабораторная диагностика при бронхообструктивном синдроме у детей включает в себя общие анализы и дополнительные тесты. В ОАК, как правило, определяют неспецифические изменения, указывающие на наличие очага воспаления: лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, повышение СОЭ, при наличии аллергического компонента – эозинофилию. При невозможности установить точную этиологию показаны дополнительные анализы: ИФА с определением IgM и IgG к вероятным инфекционным агентам, серологические пробы, тест с определением уровня хлоридов в поте при подозрении на муковисцидоз и т. д.
Среди инструментальных методов, которые могут применяться при бронхообструктивном синдроме у детей, наиболее часто используют рентгенографию ОГК, бронхоскопию, спирометрию, реже – КТ и МРТ. Рентгенография дает возможность увидеть расширенные корни легких, признаки сопутствующего поражения паренхимы, наличие новообразований или расширенных лимфоузлов. Бронхоскопия позволяет выявить и удалить инородное тело из бронхов, оценить проходимость и состояние слизистых оболочек. Спирометрия проводится при длительном течении бронхообструктивного синдрома у детей с целью оценки функции внешнего дыхания, КТ и МРТ – при низкой информативности рентгенографии и бронхоскопии.
Лечение, прогноз и профилактика
Лечение бронхообструктивного синдрома у детей направлено на исключение факторов, вызывающих обструкцию. Независимо от этиологии во всех случаях показана госпитализация ребенка и неотложная бронхолитическая терапия с использованием β2-адреномиметиков. В дальнейшем могут использоваться антихолинергические препараты, ингаляционные кортикостероиды, системные глюкокортикостероиды. В качестве вспомогательных препаратов применяются муколитические и антигистаминные средства, метилксантины, инфузионная терапия. После определения происхождения бронхообструктивного синдрома у детей назначается этиотропная терапия: антибактериальные, противовирусные, противотуберкулезные средства, химиотерапия. В отдельных случаях может потребоваться оперативное вмешательство. При наличии анамнестических данных, указывающих на возможное попадание инородного тела в дыхательные пути, осуществляется экстренная бронхоскопия.
Прогноз при бронхообструктивном синдроме у детей всегда серьезный. Чем младше ребенок – тем тяжелее его состояние. Также исход БОС во многом зависит от фонового заболевания. При острых обструктивных бронхитах и бронхиолитах, как правило, наблюдается выздоровление, редко сохраняется гиперреактивность бронхиального дерева. БОС при бронхолегочной дисплазии сопровождается частыми ОРВИ, но зачастую стабилизируется к двухлетнему возрасту. У 15-25% таких детей он трансформируется в бронхиальную астму. Непосредственно БА может иметь различное течение: легкая форма переходит в ремиссию уже в младшем школьном возрасте, тяжелая, особенно на фоне неадекватной терапии, характеризуется ухудшением качества жизни, регулярными обострениями с летальным исходом в 1-6% случаев. БОС на фоне облитерирующего бронхиолита часто приводит к эмфиземе и прогрессирующей сердечной недостаточности.
Профилактика бронхообструктивного синдрома у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов или минимизацию их воздействия на организм ребенка. Сюда относится антенатальная охрана плода, планирование семьи, медико-генетическое консультирование, рациональное применение медикаментов, ранняя диагностика и адекватное лечение острых и хронических заболеваний дыхательной системы и т. п.
БОС-терапия для детей и подростков
Все материалы нашего сайта изложены в простой и понятной форме, удобны для понимания и предназначены для помощи вам в решении деликатных проблем, связанных с вашим здоровьем и физической работоспособностью!
БОС-терапия — это метод, помогающий вашему ребенку научиться контролировать различные части своего тела, которые обычно не считаются находящимися под сознательным контролем. Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов. БОС-терапия — это возможность добиться лучшего результата за более короткий срок. Возможность ребенку понять какие процессы и что именно происходит в его организме. Любая боль, негативная эмоция или стресс выражаются в изменении физиологии (КГР, плетизма, дыхание, энцефалограмма). Путём изменения (контроля) своей физиологии можно успокоить боль, снизить уровень стресса и проявления негативных эмоций.
Головной мозг человека имеет возможность изменять параметры своей активности благодаря очень интересному своему свойству — нейропластичности.
Эти изменения деятельности головного мозга и нервной системы по восстановлению своих функций посредством качественных и количественных перестроек возможны под воздействием опыта. Этим объясняется их способность восстанавливать утраченные связи после определенных повреждений (человек может вновь научиться ходить, говорить после перенесенного инсульта и различных физических травм). Мозг человека может изменяться не только под воздействием повреждений. Другие проявления нейропластичности связаны уже непосредственно с развитием мозга, точнее с механизмами, ответственными за память, обучение и другие процессы.
Метод БОС-терапии.
Метод БОС-терапии и использует нейропластичность для достижения абсолютно сбалансированной, осознанно регулируемой человеком мозговой деятельности. Физиологическая основа этого метода – исключительная пластичность головного мозга, процедурная основа – условнорефлекторное обучение или обуславливание. Применение этих уникальных методов дает замечательные результаты как при лечении многих хронических болезней, клинических синдромов и симптомов, так и при работе с практически здоровыми людьми, для уменьшения уровня тревожности, стресса, фобий и страхов и т.д.
Мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни, но именно в раннем возрасте она максимальна.
Структура головного мозга в большей степени формируется в первые годы жизни, чем в любой другой период. Сегодня мы знаем, что подростковый возраст является столь же значительным периодом для реорганизации структуры головного мозга и нейропластичности. Нейропластичность головного мозга повышается в подростковый период и сохраняется на этом относительно высоком уровне до наступления уже зрелого возраста. Головной мозг взрослого человека, безусловно, не так способен к изменениям, как мозг подростка, но меньшая способность мозга к нейропластичности не означает полное отсутствие таковой!
В подростковом возрасте головной мозг отличается особенной чувствительностью к воздействию окружающей среды. В этот период ребенок интенсивно и легко обучается. Для развивающегося головного мозга приобретение знаний и навыков является основным и совершенно естественным процессом.
Исходя из вышеизложенного можно сделать однозначный вывод, что БОС-терапия наиболее эффективна в детском возрасте. Ее суть заключается в обучении мозга новым способам работы, позволяющим реагировать на предлагаемые ситуации непривычным, но желательным для ребенка или подростка образом.
Что такое БОС-терапия?
Биологическая обратная связь (БОС) – это «физиологическое зеркало», которое дает ребенку возможность увидеть и управлять многими своими физиологическими функциями. БОС-терапевт учит вашего ребенка переводить бессознательную регуляцию внутренних процессов в сферу абсолютно сознательного. Используя наиболее оптимальные для каждого ребенка в отдельности тренинги, БОС-терапия позволяет ребенку научиться управлять собственным дыханием, пульсом, артериальным давлением, мышечной активностью, эмоциями и даже собственными страхами. БОС-терапия — это метод, который поможет ребенку научиться контролировать различные части своего тела, которые обычно не считаются находящимися под сознательным контролем.
БОС-терапия для детей направлена на:
Проведение БОС-тренингов с детьми рекомендуется если у ребенка:
Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов. Преимущество БОС-терапии состоит в том, что она неспецифична в отношении диагноза, т.е. позволяет работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма — нервной (центральная, периферическая, вегетативная), иммунной и гуморальной. Следствием этого является возможность коррекции БОС-терапией практически любого неинфекционного и нехирургического расстройства.
Оборудование для БОС-терапии.
Оборудование для БОС-терапии — это специальное медицинское оборудование: аппаратно–компьютерные комплексы для функционального биоуправления, с множеством сенсорных биопараметрических датчиков и специализированным программным обеспечением. Биопараметрические датчики, закрепленные на определенных участках тела, регистрируют частоту пульса и дыхания, мозговые сигналы и при необходимости биоэлектрическую активность мышц. Информация о работе сердечно-сосудистой, двигательной, центральной и вегетативной нервной систем в нормальном состоянии и при имеющихся отклонениях поступает в режиме реального времени. Полученные сигналы регистрируются специальным оборудованием, и в дальнейшем с помощью специального программного обеспечения в абсолютно простой, понятной и доступной детям форме — в виде изображения или звука — выводятся на монитор.
Происходит воздействие с помощью определенных изображений, музыки и других аудио/видео раздражителей. Прикрепленные к телу ребенка биопараметрические датчики фиксируют изменения физиологических показателей в ответ на эти раздражения. Это дает нам большее понимание процессов, происходящих в организме ребенка и позволяет осуществлять его добровольный контроль: сначала мы учим ребенка управлять внешними сигналами и, в конце концов благодаря этому, научим ребенка распознавать, правильно интерпретировать и использовать внутренние сигналы, запоминая и контролируя свое состояние.
Как проходит БОС-терапия с детьми?
Ребенок находится в удобном кресле и на его тело, а также на голову прикрепляются специальные биопараметрические датчики, которые регистрируют активность головного мозга и различные другие физиологические показатели. Эти данные обрабатываются специальной компьютерной программой и предоставляются ребенку в виде визуальных и звуковых сигналов. На экране монитора, ребенок может наблюдать, как изменяются его физиологические процессы изображенные картинками. С помощью специалиста по БОС-терапии ребенок учится управлять своими функциями своего организма.
Для достижения определенных целей, некоторые ритмы головного мозга ребенка необходимо увеличить, а другие – ослабить. Поэтому в заданиях, которые ребенок выполняет, поведение различных персонажей может меняться в зависимости от того, насколько результативно ребенок подкрепляет или подавляет регистрируемые датчиками ритмы головного мозга. Именно игровой мотив и азарт ребенка является самым главным, ключевым фактором, заставляющим мозг ребенка менять характер работы в сторону стабильных состояний (чтобы машинка продолжала движение и не останавливалась, мамонтенок продолжал свой путь, а цветущие луга не становились серыми). Мозг ребенка в процессе этого адаптируется к новым способам своей работы, опираясь для этого на сигналы обратной связи. По своей сути процесс Бос-терапии для детей очень похож на игру в «близко-далеко»: если регулярно сообщать ребенку, насколько близко он приблизился к намеченной цели, то очень скоро, конечно не без набитых «шишек», он найдет «сокровища пиратов».
В зависимости от проблем и индивидуальных особенностей ребенка специалист выделяет те области мозга, на которые будет нацелена основная работа и программа БОС-терапии, при этом главным действующим лицом в этом сложном процессе является безусловно сам ребенок.
БОС-терапия поддерживает равновесие между двумя полушариями головного мозга, а также между нервной и иммунной системами, тем самым влияя на физические, эмоциональные, интеллектуальные процессы, обеспечивая оптимальное использование всех возможностей ребенка.
Гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) представляет собой серьезную проблему, являясь наиболее распространенным нарушением поведения у детей и подростков. Именно поэтому основная задача БОС-терапии для детей это: повышение внимания, улучшение памяти и усиление интеллекта
Перед началом работы по методике БОС-терапии прежде всего необходимо убедиться, что у ребенка с такой проблемой отсутствуют какие либо признаки воспаления или нарушения со стороны мочевыделительной системы (нужно сделать соответствующие анализ и провести необходимое обследование по назначению нефролога или уролога). Если мочеполовая система у ребенка не имеет патологии, то можно сделать определенный вывод, что нарушается передача мозгу информации о переполненности мочевого пузыря, то есть имеет место частичная незрелость центральной нервной системы.
Появление в семье или новорожденного ребенка вполне может привести к проблемам с недержанием у старших детей. При этом старший ребенок вдруг разучивается контролировать мочеиспускание в виде осознанного или неосознанного протеста против кажущегося дефицита внимания, любви и ласки со стороны родителей, полностью занятых, в первую очередь, новорожденным. Подобная же ситуация очень часто встречается когда ребенок переходит в другую школу или в другой незнакомый детский сад или вся семья переезжает на новое место жительства.
Излишняя строгость родителей или опекунов и физические наказания, равно как и ссоры между родителями и безусловно развод также могут привести к возникновению проблемы у ребенка.
Как правило, первые результаты после начала БОС-терапии появляются после десятого дня работы. Длительность работы с конкретным ребенком обычно зависит от типа СНВГ и от наличия сопутствующих этому различных расстройств.
Для гиперактивных детей как правило требуется гораздо больше дней работы, чем для детей без гиперактивности. Для работы с гиперактивными детьми в первую очередь необходимо провести специальные занятия, направленные на обучение ребенка правильному дыхание и расслаблению.
Отсутствие побочных эффектов и реакций делает БОС-терапию (биологическую обратную связь) очень эффективной в работе с детьми и подростками. Для продуктивного лечения методикой биологической обратной связи необходим очень важный фактор, связанный конкретно с вашим ребенком – мотивация, то есть его самое непосредственное активное желание выздороветь. Однако полезный результат требует времени и усилий, для того чтобы улучшения и достижения были достигнуты. Если ваш ребенок не хочет выполнять инструкции БОС-терапевта и поставленные задачи, то даже при наличии всех остальных выполненных условий результата не будет. Таким образом, уровень мотивации ребенка является ключом к успеху БОС-терапии, а также желанием активно участвовать в режиме лечения. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен психологической установкой на выздоровление и над этим надо внимательно работать не только БОС-терапевту во время сеансов, но и самим родителям.
БОС-терапия строго индивидуальна, дозирована и контролируется БОС-терапевтом в ходе каждого сеанса на протяжении всего лечебно-коррекционного курса.
Мы предоставляем полный комплекс профессиональных услуг по БОС — терапии, используя в работе все известные на сегодня самые передовые методики и самые надежные и научно обоснованные методы психофизиологической диагностики, а также сертифицированное современное медицинское оборудование российского производства.
Портативный электроэнцефалограф-регистратор для нейробиоуправления, тренинга и реабилитации с биологической обратной связью:
Электроэнцефалограф-регистратор «Энцефалан-ЭЭГР-19/26»
Наши специалисты прошли профессиональную подготовку в МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет психологии, кафедра психофизиологии и кафедра социальной психологии по направлению «Практическая психофизиология», имеют официальные свидетельства и разрешения на ведение профессиональной деятельности в качестве специалистов по БОС-терапии, выданные МГУ им. М.В. Ломоносова, право на ведение профессиональной деятельности в сфере проведения психофизиологических исследований, а также высшее психологическое и специальное медицинское образование.









