Ботик петра первого в переславле залесском что это
Ботик петра первого в переславле залесском что это
История Потешной флотилии
Музей-усадьба «Ботик-ПетраI» отличается не только красотой окружающей природы и восхитительным видом на озеро, но и особым историческим статусом.
Плещеево озеро
Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли.
Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет:
« …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».
Так, втайне от матушки, в начале июля 1688 года шестнадцатилетний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами: по Писцовым книгам конца XVII века его площадь тогда составляла около 70 кв. км.
Возвратившись в Москву, он признался матери Наталье Кирилловне в истинной цели своей поездки в Переславль и стал просить ее «явно здесь двор и суды сделать». После настойчивых просьб разрешение было получено, и Петр поспешил в Переславль, где вместе с Карстеном Брантом начал подготовку к постройке судов.
На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей.
Письмо Петра Алексеевича матушке Наталье Кириловне из Переславля
«Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающий Петрушка, благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами станет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот сажен из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжится. По сем паки благословения прошу. Из Переславля апреля 20-го дня 1689 г.»
Наталья Кирилловна, стремясь отвлечь сына от его странных, на ее взгляд, увлечений, 27 января 1689 года женила Петра на Евдокии Федоровне Лопухиной. Но и это не помогло: едва миновал месяц и стали вскрываться реки, Петр, забыв о молодой жене, заторопился к любимому озеру. На воду были спущены два небольших фрегата и три яхты. Юный царь писал в своем послании к матушке: «суда удались все зело хороши». Но насладиться плаванием на этих кораблях не удалось: борьба с сестрой Софьей за престол заставила его покинуть Переславль.
К мысли о кораблестроении Петр вернулся лишь глубокой осенью 1691 года. 3 ноября он отдал приказ строить у озера в Переславле–Залесском дворец «для пришествия великих государей». Местом для «потешного двора» выбрали холм Гремяч за монастырским селом Веськово. К весне следующего года здесь возникает целый городок с царским дворцом, церковью Вознесения Господня, деловым, остожным и дровяным двором.
По народному преданию, дворец стоял на двенадцати венцах, состоял из пяти комнат, оконницы в нем были слюдяные, печи изразцовые муравленые. Вход во дворец находился со стороны озера: в него вели три обитые войлоком двери, над центральной размещался двуглавый орел из листового железа.
К потешному двору примыкал деловой двор, состоявший из амбаров и мастерских, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. За ним располагалась кузница и судоверфь, на которой строили малые суда. Для их спуска к озеру в холме был прокопан канал.
Петр умел находить удовольствие в труде, работая на переславской верфи корабельным плотником. Вместе с ним азы кораблестроения постигали 16 преображенцев во главе с сержантом Якимом Ворониным.
К маю 1692 года на озере была подготовлена значительная флотилия, состоящая из различных по типу и величине судов. Кроме того, еще зимой Петр распорядился привезти в Переславль яхты и баркасы с Москва-реки.
1 мая был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора. Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.
В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать.
В феврале 1722 года Великий Преобразователь, проезжая через Переславль, обнаружил, что корабли находятся в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.
Музей-усадьба «Ботик Петра I»

В окрестностях Переславля-Залесского, в селе Веськово, находится музей-усадьба «Ботик Петра I». Учреждение имеет особый исторический статус и претендует на звание самого старейшего провинциального музея в России.
Считается, что к его строительству причастен сам Петр I. Уникальность плавательного средства в том, что оно единственное из всех кораблей царской потешной флотилии дошло до наших дней — остальные уничтожил пожар. Ладью построили в промежутке между 1689 и 1692 годами. Хоть она и выглядит довольно целостной, не все её части сохранились. К примеру, ботику не достает вёсел. Тем не менее, судно позволяет составить общее представление о кораблях потешной флотилии. Значимость «Фортуны» была воспета в стихотворениях графа Дмитрия Хвостова.
Из истории музея «Ботик Петра I» в Переславле-Залесском
Основание учреждения связывают с владимирским губернатором Иваном Долгоруковым. Во время посещения Переславль-Залесского князь обнаружил уцелевшее после пожара судно и кое-какие другие предметы петровского времени. Губернатор решил сохранить их и отдал распоряжение о сборе средств на строительство специального помещения для хранения.
Так общими усилиями в 1803 году и появился Ботный дом — первая постройка музея. Торжественное открытие состоялось 1 мая того же года. На мероприятии присутствовал местный генерал-поручик Пётр Свиньин. Были прочитаны стихотворения Долгорукова, написанные по поводу торжества. На фасаде здания до сих пор осталась надпись «Великому Петру усердный Переславль».
В 1842 году на территории музея «Ботик Петра I» были возведены каменные помещения для матросов, охранявших ботик.
В 1847 году поместье становится общественной собственностью.
Следующим объектом, который здесь появился, стал памятник Петру I. Решение о его строительстве было принято в августе 1850 года князьями Михаилом и Николаем Романовыми. Официальное открытие обелиска состоялось 17 августа 1852 года. Кроме князей посмотреть на гранитный памятник, возведённый по проекту русского архитектора Кампиони, собралось местное население, жители Петербурга, Москвы и других городов. Однако обелиск понравился далеко не всем: писатель Михаил Пришвин отозвался о нём как о «жалком мраморном пресс-папье». Тем не менее, обелиск Петру I до сих пор красуется на территории музея. Каждая из его сторон украшена хвалебной надписью.
Чуть позже к существующим постройкам добавились триумфальная арка, ротонда, Белый дворец, предназначенный для танцев и общественных приёмов. Летом здесь любили проводить время за карточными играми. В 1853 году ансамбль приобретает законченный архитектурный вид, который можно лицезреть в наши дни.
В 1913 году усадьбу посещает Николай II. В 1919 году музей «Петра Ботика I» становится составляющей Переславского музея. В 1984 году в усадьбе были обновлены и дополнены экспозиции.
Экспозиции усадьбы «Ботик Петра I»
О самой главной экспозиции — боте «Фортуне» мы уже рассказали. В том же здании, где хранится судно, выставлен скульптурный портрет Петра I.
Время работы музея «Ботик Петра I» в Переславле
С октября по апрель двери учреждения открыты с 09.30 до 16.30. В период с мая по сентябрь — с 10.00 до 17.00. Заявки на обслуживание не принимаются по понедельникам, но территория доступна для осмотра. Каждый последний вторник месяца выходной. Кассы прекращают продажу билетов за 30 минут до окончания рабочего дня.
Стоимость билетов
Единый билет, включающий посещение всех построек комплекса, составляет 200 рублей для взрослых, 150 — для пенсионеров и детей и 100 рублей для учащихся, которым ещё не исполнилось 16 лет.
Как добраться
Из Москвы до музея примерно 137 километров, из Ярославля — 132 километра. Первая часть маршрута — путь до Переславля-Залесского, вторая — непосредственно до нужного учреждения.
Из Москвы: от автобусной остановки «Аэропорт Шереметьево» терминал В или от Щёлковского автовокзала отправляется экспресс-транспорт, следующий до Переславля-Залесского. Вам подходит и направление «Москва-Ярославль».
Из Ярославля: от Ярославского автовокзала до Переславля вас довезёт один из регулярно курсирующих автобусов. Время в пути составит от 2 до почти 3 часов.
Из Переславля: из города дважды в день (07.10 и 11.30) ходит автобус в Купанское. Маршрут пролегает аккурат через село Веськово.
На такси: этот вид транспорта в городе представлен службами «Реал», «60707», «Водолей», «Экспресс», «Зеленоглазое», «Тройка», Taxi Service, «Яндекс. Такси», Uber.
На автомобиле: основной путь из Москвы будет проходить по Ярославскому шоссе. Если вы направляетесь из Ярославля — по а/д Холмогоры/М-8.
Из Ярославля:
Из Москвы:
Музей-усадьба «Ботик Петра I» на панораме Google: вид снаружи
Видео о музее «Ботик Петра I» в Переславле-Залесском:
Музей «Ботик Петра I» в Переславле-Залесском
Недаром говорят, что «в водах Плещеева озера отражаются паруса всей России». У села Веськово на горе Гремяч, рядом с Переславлем-Залесским расположен музей-усадьба «Ботик Петра I». Главная его достопримечательность — единственный из Потешной флотилии дошедший до наших дней ботик «Фортуна», срубленный, по преданию, самим царем.
Интерес к морю и морскому делу появился у Петра благодаря бывшему моряку и знатоку судостроения, голландцу Францу Тимерману, жившему в Немецкой слободе, где юный царь был частым гостем.
Первым судном, на котором учился ходить под парусом Петр, стал выписанный из Англии в 40-х годах XVII века ботик «Святой Николай», который можно увидеть в Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге. В 1688 году Петр опробовал его на Просяном пруду в Измайлово, однако «там мало авантажу сыскал». 5 июля того же года он приступил к созданию потешной флотилии на Плещеевом озере близ Переславля-Залесского. [1]
Плещеево озеро во времена Петра было больше, чем сейчас: 73 км² против 51 км² ныне, и его воды плескались у самого основания горы Гремяч. Место было весьма оживленным. Через Переславль шла Осударева дорога, связывающая Москву с Архангельском. Сюда приезжали члены царской фамилии на богомолье, в Рыбной слободе жили рыбаки, ловившие ряпушку к царскому столу, а в окрестных лесах устраивались царские охоты.

Сначала Петр останавливался в Никитском и Горицком монастырях. Вскоре на горе Гремяч были возведены деревянные хоромы, церковь и деловой двор. За пять лет под руководством голландских мастеров Бранта, Корта и Класса была построена потешная эскадра: два фрегата, три яхты, галера и суда меньшего размера. По словам Петра, «суды удались все зело хороши».
1 мая 1692 года потешная флотилия была спущена на воду. Её появление было встречено залпом пушек, возвестившим рождение Российского флота. С того времени, как говорят, гору стали звать «Гремяч». Летом 1692 года на Плещеевом озере состоялся первый в России военно-морской праздник, во время которого корабли продемонстрировали различные маневры и технику ведения боя.

7 (18) февраля 1722 года Петр I издал указ, приказывающий хранить навеки остатки кораблей, яхт и галер, построенных для Переяславского озера и на которых царь впервые изучал морское дело. Корабли хранились в Рыбной слободе на реке Трубеж, где сгорели в 1783 году. По счастливой случайности, «Фортуна» находилась на судоверфи в Веськово и уцелела.
В 1803 году близ Веськово был организован музей «Ботик Петра I», ставший первым провинциальным музеем в России. Для ботика был построен Ботный дом. В нем был выставлен бот «Фортуна», а также уцелевшие якоря, рули и мачты с других кораблей. Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков (1764-1823), присутствовавший на церемонии открытия музея, описал её в своих мемуарах:
Рано поутру все духовные чины и архимандрит Никитского монастыря собрались в сельскую церковь близ города при озере, и там пред обедней прочтён публично указ Петра Первого о хранении его судов, после чего воспета сему великому основателю обширнейшего в Европе царства вечная память. Я переносился мысленно лет за сто назад, воображение моё кипело, и сердце трепетало от радости, что привёл меня владыка всех миров исполнить патриотическое сие предприятие. Духовным обрядам последовали светские угождения и пиршество отличное в шатрах. Бокалы довершили праздник, как водится, и тем исполнилось удовольствие общее. Погода благоприятствовала случаю. Солнце до самого вечера лучами своими озаряло надпись, золотыми буквами на фронтоне начертанную: «Петру 1-му усердный Переславль». Легкие волны озера, едва движимые тонким ветром, пробегали к берегу Гремячего мыса и, омывая ступеньки здания, как бы поклонялись памятнику того, кого некогда носили на себе. [2]
Позднее на территории музея-усадьбы появились и другие сооружения. 17 августа 1852 года был открыт обелиск Петру I, сооруженный по проекту архитектора П.С.Кампиони. В 1852 году была возведена Триумфальная арка. В 1850-1853 годах на месте разобранного в середине XVIII века обветшавшего дворца Петра I был построен Белый дворец.

На склоне Гремяч горы, недалеко от входа в музей нас встречает статуя молодого Петра. Для меня навсегда останется загадкой, как этот человек сумел переломить весь ход российской истории и вывести Россию в число сильнейших держав мира.

Вскоре нас встречает Ботный дом, но сюда мы зайдем позднее, пока же держим курс в сторону Белого дворца, где находится начало экспозиции.




Белый дворец строился на добровольные пожертвования и предназначался для приёмов, званых обедов и балов. Здесь проходили «переславские ассамблеи», устраивались танцы и игры. После революции в нем разместилась географическая станция МГУ. В 1925-1926 годах в Белом дворце жил Михаил Пришвин. С 1937 года в этом здании был открыт дом отдыха для рабочих переславских фабрик. В годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировали два детских дома из блокадного Ленинграда.

В настоящее время в Белом дворце размещается экспозиция «В начале славных дел», посвященная истории флотилии и основанию музея. В первом зале выставлен новодельный корабль-витрина петровского времени, на котором представлены подлинные элементы оснащения кораблей Переславской потешной флотилии: рулевое перо, якорь, шверт, блоки, пушки. Корабельные украшения выполнены резчиками Оружейной палаты.









Рядом экспонируются предметы из несохранившегося петровского дворца: часы, изразцы, слюдяные оконца и др.





В соседнем помещении, названном «Комната Петра I», выставлены предметы петровского времени из переславских монастырей. Здесь также можно увидеть портреты царя Алексея Михайловича и царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, которая приезжала сюда и жила в царских хоромах на горе Гремяч. Интерьер комнаты воссоздан приблизительно, поскольку никаких документов об обстановке деревянного петровского дворца не сохранилось.




Третий зал Белого дворца — парадный, выполненный в стилистике гостиной середины XIX века. Он посвящен людям, сохранившим это место для потомков — Николаю I, И.М.Долгорукову, владимирскому дворянству (в XIX веке Переславль-Залесский входил в состав Владимирской губернии). Здесь также можно увидеть подлинные предметы того времени.




Недалеко от Белого дворца лежит обнаруженный в 1972 году в Переславле-Залесском камень. Ему около 2,5 миллиардов лет и он имеет сходное происхождение с легендарным Синим камнем. Эти камни были принесены к Плещееву озеру из южной Карелии, с берегов Ладожского или Онежского озер. В прошлом он находился в фундаменте Троице-Сергиевской церкви 1782 года, а затем лежал на Красной площади около апсиды Спасо-Преображенского собора.

Теперь мы подходим к главному сокровищу музея — ботику «Фортуна», который хранится в Ботном доме.



Ботик «Фортуна» был построен в 1688-1689 годах корабельным мастером К.Брантом. Его максимальная длина составляет 6,756 м, ширина — 2,401 м, высота борта — 1,422 м. [1] Представляет собой дубовую шлюпку голландского типа с полными, почти круглыми сверху обводами носа и кормы. Рассчитан на пять пар вёсел, которые не сохранились. В средней части носовой банки сделан вырез и намётка для крепления мачты. В качестве парусного вооружения использовались гафельный или шпринтовый грот и треугольный фок (кливер). Рулевой управлял ботиком с помощью навесного руля с железным румпелем. [3] Изначально бот был проконопачен и просмолен, а затем покрашен.












В Ротонде экспонируется выставка «Образ Петра I в изобразительном искусстве». Здесь можно увидеть различные портреты Петра и его сподвижников — Лефорта, Гордона и других, а также картины с изображением военных баталий.





В Сторожке представлена экспозиция «Клёвое место», посвященная Плещееву озеру и Рыбной слободе.



Неподалеку от Сторожки можно увидеть небольшую выставку образцов корабельного вооружения советского времени. Они были переданы в дар музею штабом ВМФ России в 1996 году в связи с празднованием 300-летия военного флота Российского государства.


Интересно посмотреть на две ракеты на фото выше. Дальность и высотность у них совпадают, а размеры отличаются в два раза, а всего около 10 лет прошло.

Закончить статью мне хотелось бы цитатой из книги Виктора Шитарева «Паруса над океаном»:
Нет, это была не потеха, а серьезная, напряженная учеба. Недаром из потешного окружения царя выросли потом многие блестящие офицеры и государственные деятели. На Плещеевом озере была создана впервые в России, а может быть и в мире, первая флотилия учебных судов. На их палубах молодые люди, сверстники царя, набирались ума-разума, и, самое главное, эта наука пошла впрок. Таким образом, царь-реформатор Петр I сумел, опять же впервые, поднять подготовку кадров для армии и флота на государственный уровень. [2]
Часы работы музея-усадьбы «Ботик Петра I»: с мая по сентябрь — с 10.00. до 18.00, с октября по май — с 10.00. до 17.00, выходной день — понедельник.
Цитируемые источники:
[1] В.Шитарев. Паруса над океаном. М., 1996. С.216-219.
[2] Цитата по статье «Ботик Петра I (музей-усадьба)» в Википедии.
[3] Полное описание конструкции ботика: Панфилов, В. Ботик «Фортуна» / В. Панфилов, В. Чепелев // Литературный Переславль 96-97. Переславль-Залесский, 1997. С. 29-34.
При написании статьи также использованы материалы музея-усадьбы «Ботик Петра I».
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»


















