Ботмеровская гимнастика что это такое

Занятия для взрослых

Для родителей и всех, кто уже вырос, но все равно хочет попробовать себя в различных видах творческой деятельности, наши опытные педагоги проводят полезные и увлекательные занятия и мастер-классы.

Ботмеровская гимнастика

Говоря об архитектуре, вспоминается фраза «Архитектура – это застывшая музыка». Говоря о Ботмеровской гимнастике, уместно будет сказать: «Ботмеровская гимнастика – это ожившая музыка».

Ботмеровская гимнастика получила свое название от имени её создателя — графа Фридриха Максимилиана Эдуарда фон Ботмера, изначально получившего военное образование, но впоследствии оставившего военную службу и ставшего учителем физического воспитания в вальдорфской школе. Неизвестно, что именно подтолкнуло графа фон Ботмера к созданию нового вида гимнастики, но в результате появилось новое искусство, задействующее и оживляющее все существо человека.

У Ботмеровской гимнастики есть две основные задачи. Одна из них – физическое развитие в соответствии с возрастными особенностями. Это значит, что предлагаемые упражнения учитывают сознание, восприятие и физические возможности занимающегося гимнастикой человека, помогают становлению в нем психического и физического.

Ботмеровская гимнастика – это не просто повторение некоторого набора упражнений, поэтому вторая ее задача — это художественное развитие человеческого тела, воспитание в человеке художественного вкуса и чувств, развитие внутренней культуры.

Ботмеровская гимнастика что это такое

Отличительной чертой Ботмеровской гимнастики является осознанное обращение с телом. Выстраивая в процессе занятий линии и фигуры, человек получает обратное воздействие пространственных сил, приводит свое тело в гармонию с пространством, улучшает осанку, развивает чувство движения, равновесия.

В нашей школе открыта группа «Ботмеровская гимнастика в «Пути зерна».

Приглашаются все интересующиеся взрослые для веселого, полезного и интересного движения.

В совместной работе с помощью жонглирования, балансирования, игр и уникальных упражнений ботмер-гимнастики исследуется движение и связь человека с окружающим пространством.

Главный принцип: от простого к сложному.

Что происходит на занятиях?

Это не так сложно, как мы думаем! Наоборот, очень весело и полезно. Приходите, попробуем!

Ботмеровская гимнастика что это такоеЗанятия (по понедельникам, с 8:40 до 10:10) проводит Андрей Лемехов — преподаватель международного Ботмер-семинара в России (филиал BMI г. Москва), учитель вальдорфской школы, инструктор адаптивной физической культуры (АФК, ЛФК).

Узнать подробности и записаться можно по телефону: +7 (926) 827-52-80 и по электронной почте anlemeh@yandex.ru

Стоимость: разовое посещение — 600 рублей; абонемент (4 занятия) — 2000 рублей.

Занятия фольклором для взрослых

Приглашаем взрослых на занятия фольклорным пением! Будем петь лирические и плясовые песни, водить хороводы, танцевать бытовые танцы и кадрили. Разучим новогодние поздравительные, масленичные и другие песни — они всегда будут к месту и в праздничные, и в будние дни.

Ботмеровская гимнастика что это такое

Занятия проводит Марина Альтшулер — преподаватель фольклора, выпускница МГК им. Чайковского, участница фольклорного ансамбля и старший научный сотрудник центра народной музыки Московской Консерватории с 20-летним опытом этнографических экспедиций в разные области России.

Узнать подробности и записаться можно по телефону: +7 (903) 248-79-04.

Расписание:

Понедельник — с 18:30 до 20:00

Стоимость: 400 рублей.

Комната рукоделия

Ботмеровская гимнастика что это такое

В нашей школе работает Комната рукоделия, где проходят интересные Мастер-классы.

Это может быть изготовление вальдорфских кукол и куколок, мокрое и сухое валяние, картины из шерсти, декупаж и очень многое другое — красивое, полезное и приятное для себя, своих детей, своих друзей и знакомых.

Занятия проводят опытные мастера своего дела.

Расписание Мастер-классов по мере их подготовки появляется на сайте и анонсируется на нашей странице в Facebook

Источник

БОТМЕРОВСКАЯ ГИМНАСТИКА

Если архитектура — это застывшая музыка, то Ботмеровская гимнастика — это ожившая музыка. У нее перед собой две основные задачи.
Первая — физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития. Упражнения адекватные сознанию, восприятию и физическим возможностям, они поддерживают процессы становления психики и физики.
Вторая — художественное развитие человеческого тела. Гимнастика — не дрессура тела и не просто усвоение неких навыков, она воспитывает человека, его художественный вкус и его чувства.

Ботмеровская гимнастика что это такоеБотмеровская гимнастика — это свободное осмысленное обращение с телом. Человек выстраивает в пространстве линии и фигуры, и при этом происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате тело его расправляется в направлении этих сил и приходит в гармонию с ними. И потому это дает возможность использовать упражнения Ботмеровской гимнастики в качестве тренинга для актеров, для развития чувств равновесия и движения, при различных нарушения осанки и в других здоровительных целях. Но здесь нет ограничений, для любого человека Ботмеровская гимнастика — помощь сформировать художественный вкус, потому что движение формирует мышление, развивает внутреннюю культуру.Любой рассказ о вальдорфской педагогике был бы неполным без рассказа о ботмеровской гимнастике. Гимнастике, зародившейся в вальдорфской школе. При упоминании этого названия «Ботмеровская гимнастика» у людей, обычно, возникает множество вопросов: Почему она Ботмеровская? Чем она отличается от других видов гимнастики? Для чего предназначена и т.д.? Вопросы эти вполне законны, и мы попытаемся здесь на них ответить.
Ботмеровская гимнастика или гимнастика Ботмера названа по имени её создателя графа Фридриха Максимилиана Эдуарда фон Ботмера. Фриц фон Ботмер, следуя более чем двухсотлетней традиции своей семьи, получил образование военного и несколько лет служил офицером в Баварском королевском корпусе. После падения баварской монархии он решил оставить военную службу и волею судьбы стал учителем физического воспитания в Вальдорфской школе. Что сыграло решающую роль в выборе новой деятельности — личное знакомство с Рудольфом Штайнером, увлечение антропософией, любовь к детям, старая дружба с одним из учителей или всё это вместе — трудно сказать. Но приступил он к этой, новой для него, деятельности с большим интересом и энтузиазмом.
Перед графом Ботмером, как педагогом стояла очень непростая задача — сделать физические упражнения не просто дрессурой тела, тренировкой мускулов, а оживить их задействуя всё существо человека. И ему удалось выполнить эту задачу, возведя физические упражнения в ранг искусства.
На чём же основывается Ботмеровская гимнастика? Прежде всего, она основывается на духовнонаучном (антропософском) образе человека. Человек это не только видимое тело, но и душа, и дух живущие в нём. С одной стороны, физическое тело человека, как и любое тело, подвержено воздействию внешних пространственных сил, например силе тяжести. С другой стороны, самостоятельное внутреннее существо человека противостоит этим силам, оно направляет и развивает тело в непосредственном взаимодействии с этими силами. Пространственные силы влияют на формирование организма человека ещё до рождения, в эмбриональный период, но и в период роста они оказывают на него не меньшее воздействие. Да и в течение всей жизни человек ощущает воздействие этих сил на себе, только не всегда осознаёт его. Тяжесть познаётся людьми как усталость, слабость, а лёгкость — как прилив жизненных сил, приподнятое настроение, эйфория. Пространственные направления неосознанно переживаются человеком как моральные качества.
Осознав пространственные направления, как моральные качества человека, Фриц фон Ботмер нашёл новую возможность соединения человека с пространством Универсума.
Безграничное пространство стало для него средой деятельности, холстом художника, а человек — инструментом творчества, его кистью. Началом и конечной точкой каждого гимнастического упражнения Ботмер сделал прямостоящий облик человека. Это — чисто человеческое положение тела, отличающее его от всех иных существ, живущих на Земле, являет собой равновесное состояние пространственных сил, «нулевую точку». Отсюда можно упасть вниз, в тяжесть, вытянуться вверх, в лёгкость, сделать шаг вперёд к выбранной цели, или отстраниться назад. Из этого состояния активного покоя начинается движение в том или ином направлении, приключение испытания пространственных сил, которое должно в конце упражнения снова прийти к покою. Движение здесь — это переход от точки покоя к какому-либо направлению пространства, и переход от одного направления к другому, то есть переход от одной фигуры, развёрнутой в пространственных измерениях к другой. Своим пространственным строением Ботмеровская гимнастика, из вс
ех искусств, ближе всего к архитектуре. Только это не архитектура камня, дерева или бетона, а архитектура тела. И если архитектура это застывшая музыка, то гимнастика это ожившая музыка, архитектура, которая поёт.
Нельзя, однако, упускать из виду, что человек это существо, находящееся в непрерывном становлении, и, в первую очередь, это относится к ребёнку. На различных возрастных ступенях взаимодействие человека с пространственными силами имеет различный характер. Душевное развитие ребёнка, развитие сознания также имеют свои временные фазы. Всё это вместе и называют возрастными особенностями развития.
Поэтому Ботмеровская гимнастика имеет перед собой две основные задачи. Во-первых, это физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития ребёнка. Упражнения, предлагаемые ребёнку должны быть адекватны его сознанию, восприятию и физическим возможностям. Они должны поддерживать те процессы становления психической и физической организации, которые происходят именно в этом возрасте. Во-вторых, художественное развитие человеческого тела. Гимнастика должна быть не дрессурой тела, не просто усвоением неких навыков, а должна воспитывать человека, его художественный вкус, его чувства. Ибо, только учитывая эти два фактора можно воспитать действительно здорового человека. Здоровье человека здесь следует понимать в том смысле, о котором говорил В.Томберг: «+ сегодня под здоровьем тела понимают максимально возможное приближение к животному состоянию. Однако если хотят понять, что значит человеческое здоровье, то надо его искать в совершенствовании тела как средства
выражения и действия души и духа, а не в конкуренции с животными. Ибо задача человека не в том, чтобы обладать мускулатурой, лучшей, чем у льва или быка, но его задача состоит в том, чтобы осуществить истинное очеловечивание человеческого тела и жизни».
Для учеников вальдорфской школы занятия гимнастикой начинаются с 9 лет. Именно в этом возрасте человек приобретает способность полностью отделять в своём сознании себя от окружающего мира. Но восприятие ребёнком этого мира остаётся образным. Поэтому и преподавание должно оставаться образным. Ботмеровские упражнения для детей 9-10 лет имеют вид хоровода, единого действа производимого под ритмичный текст, произносимый учителем. Движения по направлениям пространства (вытягивания в вертикаль, расширение в горизонталь и т.п.) «одеты» в образы высоких колон, открытых окон и т.д.
С 11 лет преподавание гимнастики приобретает форму упражнения. Для пятиклассников это ритмические прыжки с чередованием направлений (например: вширь — вверх-вверх-вверх — вширь). Затем приходят упражнения с ярко выраженным геометрическим характером, в которых человеческое тело встраивается в геометрическую форму и потом эта форма претерпевает ряд превращений, метаморфоз. Со временем от простых упражнений переходят к более сложным.
В 6 классе для упражнений используется гимнастическая палка. Работа с палкой помогает лучше почувствовать геометрические формы и положения собственного тела в пространстве, ощутить границы своего тела и личного пространства человека.
К 14 годам взаимоотношения человека с силой тяжести приобретают экстремальный характер, тело человека сильно вырастает и тяжелеет. Подросткам порой очень сложно справиться со своими «неожиданно» выросшими конечностями и держать вертикально своё «вдруг» отяжелевшее тело. Можно сказать: человек впадает в тяжесть. Поэтому основным мотивом в гимнастике становится «падение и его преодоление». Упражнения строятся таким образом, чтобы, используя падение тела или конечностей, найти возможность удержать себя от полного подчинения силе тяжести и вернуться в вертикальное положение.
С 15-летнего возраста начинается постепенное высвобождение от силы тяжести и более осознанное владение собственным телом. Упражнения, предлагаемые школьникам, поддерживают эти процессы. Особое значение приобретает движение вперёд.
В 16 лет это движение вперёд становится подчёркнутым движением к цели. Вместе с тем в упражнениях появляется сознательное обращение с пространственными измерениями. Названия упражнений для этого возраста красноречиво говорят сами за себя: «Копьё», «Движение к цели», «Растущая высота», «Растущая ширина».
Упражнения для 16-17-летних связаны с всё более и более свободным обращением с телом и пространственными силами. Движения образуют в пространстве линии и фигуры, и творит их человек. Это уже вполне сознательное построение сложных пространственных форм, осознанное взаимодействие человека с пространственными силами. Именно взаимодействие, потому что в то время как человек выстраивает пространственный образ и встраивается в него своим телом, происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате чего тело его расправляется в направлении сил и приходит в гармонию с ними.
Вышеописанное воздействие пространственных сил на человеческое тело даёт возможность использовать упражнения ботмеровской гимнастики для лечебных целей при различных нарушениях осанки и для развития чувств равновесия и движения.
В настоящее время многие вальдорфские школы Германии, Англии и других европейских стран активно культивируют Ботмеровскую гимнастику. Есть также значительное число людей практикующих Ботмеровскую гимнастику в лечебных целях. И все-таки она была и остаётся самобытным искусством, искусством доступным всем — и взрослым и детям.

Дмитрий Милаков (из статьи для украинского журнала «Дитина»(ребёнок)

Источник

Ботмеровская гимнастика

Осознающее себя и окружающий мир душевно-духовное существо человека воплощается в этом физическом облике и оказывается в земном пространстве, в котором действуют физические силы. Прежде всего, это сила тяжести (гравитация), которой подчинены на Земле все тела, в том числе и тело человека. Сила эта действует по вертикали, по направлению к центру Земли (сверху вниз). Существо же человека стремиться выпрямиться в противоположенном направлении (снизу вверх) преодолевая тяжесть лёгкостью (левитацией). Обе эти силы в человеке должны находиться в соразмерной гармонии. Человек является единственным существом на земле, частично преодолевшим в ходе эволюции силу тяжести и имеющий способность прямохождения. Эта способность стала органической основой для других чисто человеческих способностей: мышления, речи и свободного действия. Освобожденные от опорной функции руки человека дают ему возможность не только прагматической деятельности в окружающем мире, но и свободного творчества. Голова человека, освободившись от тяжести, обрела способность создавать образы и приводить их во внутреннее движение, т.е. мыслить. А гортань получила возможность сформировать речевой аппарат для выражения чувств и мыслей человека. Таким образом, прямоходящий человек (homo erectus) является основой, фундаментом для человека умелого (homo habilis) и человека разумного (homo sapiens). Таким образом, данная гимнастическая система рассматривает «прямостоящий облик человека», облик, способный нести в себе человеческую индивидуальность.

Силы сжатия и расширения в человеке действуют по горизонтали (билатеральная симметрия). И поэтому в человеческом организме они оказывают наибольшее влияние на среднюю часть, ритмическую систему (грудная клетка). А в направлении вперед-назад действуют силы устремления и сдерживания. Вперед направлены устремления человеческой воли, свершения (аспект будущего). Позади нас – свершенное, опыт (аспект прошлого). Ориентируясь в пространстве и двигаясь в нем, человек не только выстраивает себе систему координат, но и встраивается в систему пространственных сил. Осознанное взаимодействие с пространственными силами и направлениями и является основой ботмеровской гимнастики и главным отличием ее от других систем движения.

В дополнение к направлениям пространства каждое движение подлежит также определенному ритму движения. Он образуется из переходов, временных областей, в которых различные части движения находятся в связи друг с другом. В этом заключено отличие живого движения от механического. К этому пространственно-временному развитию событий (ритму) присоединяются направляющие импульсы, которые своим воздействием приводят пространственно-временное происходящее в выравнивание, проводят движение к цели. В конечном счете, требуются еще сознательные, исходящие от индивидуальности руководящие импульсы, чтобы возник соответствующий человеку образ движения, который возвысится над согласованностью ритма и образующего направление импульса и представит движение в пространстве как действие. Опытный наблюдатель узнает здесь действия различных членов существа, как они научно описываются нам в антропософской антропологии (перемещение – физическое тело, ритм – эфирное или жизненное тело, направление – астральное тело или тело ощущений, сознательное действие – Я).

Таким образом, упражняясь в ботмеровской гимнастике, под руководством специалиста, человек может через движение привести в гармонию члены своего существа. Однако следует помнить, что односторонности в теле являются укоренившимися привычками. А это означает, что надо потратить достаточное количество времени, чтобы искоренить старую и привить новую привычку. Когда от человеческой личности, от человеческого Я, ускользает руководство членами существа, и они развивают собственную обособленную динамику, это становится заметным в движении. Возникают односторонние акценты отдельных направлений пространства или отклонения из пространственных плоскостей, развиваются изменения или дисгармония в ритме движения, а также односторонность и несвобода в импульсах движения. Так же как существо выражается в различных качественных аспектах движения, так упражнение в движении, в которое интегрирован терапевтический момент, действует обратно на нашу личность, согласовывая, гармонизируя и дифференцируя, и открывает нам области, которые еще не были развиты или в процессе заболевания впали в односторонность.

Занятия ботмеровской гимнастикой может проводить только сертифицированный специалист, прошедший специальный курс обучения. В настоящее время такой курс представляет собой четырёхгодичное очно-заочное обучение в международной школе bothmer-movement-international, по окончании которого выдаётся соответствующий международный сертификат. Оздоровительные занятия ботмеровской гимнастикой могут проходить как в группе, так и индивидуально – в зависимости от медицинских показаний. При выборе упражнений учитываются как показания лечащего врача, так и собственная диагностика специалиста по ботмер-терапии.

Преподаватель и руководитель Российского курса международной школы bothmer-movement-international.

Стаж преподавания ботмеровской гимнастики 18 лет.

© ООО Терапевтикум Санкт-Петербург, 2011-2021

Источник

Ботмеровская гимнастика (видео)

Ботмеровская гимнастика что это такое

Ботмеровская гимнастика что это такое
Но тут уже и спина и вообще сама распустеха, надо браться за ум, или за тело.

Ботмеровская гимнастика что это такое

Занятия ведет очень приятный человек, с юмором и без напряга. Группа небольшая, народ моего возраста и старше. мне даже кажется, что они все старше, но не знаю.

Сначала игра с мячом, потом растяжка в парах, потом сами упражнения, вроде простые упражнения, но поди ж ты их сделай еще. сейчас вам покажу видео.

В голубом это мой тренер

Вот мы почти все упражнения от сюдаделали, только не скакали все в один ряд. а вот с палочкой, которое хорошо делает девушка в зеленой футболке у меня не получается Ботмеровская гимнастика что это такое

А это семинар по ботмеровской гимнастике, там их учат преподавать. Вот девушка, к нам ближе всего в зеленой кофточке ведет ботмеровскую гимнастику у нас в Турмалине

Применение комплекса упражнений по ботмеровской методике способствует повышению уровня физической подготовленности школьников и силой воображения создает образ «идеального человека». Во время выполнения упражнений комплекса ботмеровской гимнастики ограниченной человеческое тело воссоздает игру сил этого воображаемого человека, находящегося в безграничном пространстве, и все больше врастает в идеальный образ, расправляет и оформляет себя в соответствии и ним.

Источник

Ботмеровская гимнастика

Незадолго до смерти граф Ботмер начал работу над книгой, где сообщалось: «высота, ширина и глубина – это не только направления, это качества.
Показать полностью. И поворот – это не только изменение направления – metanoeite (греч.), поверни смысл своей жизни, свои чувства к Богу (покайся); всякое направление имеет некую цель. Все эти вещи живут в моральном мировом порядке и почти невозможно писать про гимнастику и ещё меньше делать её без выхода в область морального. Ведь уже «anthropos» (греч. – «выпрямившийся»), есть моральное мировое явление».

Ботмеровская гимнастика культивирует отношения тела человека с пространством вокруг него, помогает выстраивать пространство внутри себя и находить равновесие.
Ботмер начальной и конечной точкой всех упражнений выделил прямостояние человека, поскольку это «нулевая точка», в которой пространственные силы пребывают в равновесии.
Ботмер считал, что любые перемещения в пространстве есть также явления морального порядка (человек, двигаясь, воздействует на пространство, и оно в ответ воздействует на него), и сами пространственные направления переживаются человеком как моральные качества: так, действия силы тяжести переживаются человеком как усталость; легкость, устремление вверх — как повышение жизненного тонуса, бодрость, воодушевление.

В Ботмеровской гимнастике, имеющей дело с архитектурой тела, пространственные направления неосознанно переживаются человеком как моральные качества.

Это дает возможность использовать упражнения ботмеровской гимнастики в качестве тренинга для актёров, для развития чувств равновесия и движения, при различных нарушениях осанки и в других оздоровительных и лечебных целях.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *