Боюсь что мой ребенок аутист

Детский аутизм. 10 мифов

Детский аутизм – состояние, которое возникает как следствие нарушения развития. Для него характерны: специфика социального взаимодействия, трудности коммуникации, стереотипное поведение и необычные интересы.

Об аутизме сейчас говорят всё больше и больше. Исследователям, занимающимся его изучением, удаётся приоткрыть завесу тайны, окутывающей расстройство. Однако по сей день остаётся много неизвестного. Далеко не все люди, обсуждающие тему в интернете и реальной жизни, достаточно информированы о том, что способствует появлению и распространению слухов, домыслов и мифов о детском аутизме.

Боюсь что мой ребенок аутист

№ 1. Существует лекарство от аутизма

Периодически в СМИ появляется информация, что было найдено чудодейственное лекарство, способное исцелить ребенка с расстройством аутистического спектра.

К сожалению, пока такого средства не существует. Некоторые препараты могут ослабить отдельные проявления, но не вылечить полностью. Исследования активно проводятся, однако на данный момент пока к однозначным результатам они не привели, необходимы дальнейшие изыскания. На сегодняшний день наиболее эффективным методом помощи «особенным» детям являются коррекционные занятия, которые проводятся под руководством психолога или дефектолога.

№ 2. Аутизм – генетическое заболевание

Некоторые полагают, что данное заболевание передается по наследству от родителей детям. Однако, это не доказано. Специалисты говорят о существовании некоторой генетической предрасположенности, но точные и достоверные данные о происхождении РАС на сегодняшний день у учёных отсутствуют.

№ 3. Заболевание возникает из-за определённого стиля семейного воспитания

В середине прошлого века имела широкую известность теория о «холодных матерях». Согласно этой теории, заболевание развивается у детей, матери которых были эмоционально холодны, отталкивали и психологически их не принимали. То есть причиной считали недостаток материнского тепла и любви. Эта теория уже давно опровергнута научным сообществом.

№ 4. Аутизм развивается из-за прививок

В 1998 году, после выхода статьи британского врача о взаимосвязи между прививками и болезнью, этот миф завоевал широкую популярность. В исследовании приняли участие 12 детей с РАС. Однако дальнейшие, более масштабные исследования наличия такой связи не подтвердили.

№ 5. Им не нужно общение

Существует мнение, что «особенным» людям хорошо «в своём мире», и общение с другими не является для них необходимостью. Но это не так. Люди с диагнозом аутизм действительно испытывают трудности в социальном взаимодействии. Они зачастую просто не знают, как общаться. Освоив необходимые навыки с помощью специалистов (психотерапевтов, психологов, дефектологов), они с радостью взаимодействуют с другими и получают от этого удовольствие.

№ 6. «Особенные» дети не испытывают эмоций и не могут понять чувства других

Трудности понимания чужих эмоций, сниженный уровень эмпатии (способности к сопереживанию) часто считают признаками аутизма. Но исследования ученых показали, что это не так. Аутичный ребенок распознает эмоции и чувства не хуже всех остальных людей. Кроме того, его эмоциональные переживания отнюдь не менее яркие и насыщенные. Просто ему бывает сложно описать собственные эмоции и чувства.

№ 7. Расстройства аутистического спектра всегда сопровождаются нарушениями интеллекта

Данное утверждение тоже не является верным. Мы все разные. Аутизм может сопровождаться снижением интеллекта. А у некоторых людей с таким диагнозом уровень интеллекта средний или даже выше среднего. У кого-то феноменальные или необычные способности, великолепная память, а у кого-то – ярко выраженные трудности с интеллектом и обучением.

№ 8. Все они гении

Часто можно встретить информацию о том, что такие люди обладают теми или иными уникальными способностями, к примеру, музыкальными или математическими. Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин. Их объединяет одно – нарушения развития, которые сегодня называют расстройством аутистического спектра.

Такие способности действительно могут быть у человека с данным заболеванием, как в принципе и у любого другого. Проведенные научные исследования показывают, что процент гениев среди людей с аутизмом примерно такой же, как и в общей популяции.

№ 9. «С возрастом само пройдет»

Нет, не пройдет! У детей с такого рода расстройствами мозг развивается и функционирует не так, как у других. Проявления, характерные для данного заболевания, могут быть сглажены благодаря кропотливой коррекционной работе. Ребята способны адаптироваться к жизни в социуме, но у них всегда будут определённые особенности, связанные с их индивидуальным развитием и опытом.

№ 10. Это шизофрения

Многие путают два разных диагноза. Кроме того, часто можно услышать утверждение, что аутизм с возрастом «переходит в шизофрению». Исследователи долгое время изучают эти заболевания и связь между ними. По современным гипотезам – это два разных расстройства, симптомы и механизмы развития которых отличаются.

Вокруг детского аутизма существует множество мифов. Их появлению и популяризации способствует растущий интерес к расстройству и недостаток достоверной информации о нём в обществе.

Распространение полноценной, достоверной информации из «первых рук» и надежных источников может способствовать ломке стереотипов, снижению уровня стигматизации («навешивания ярлыков»), повышению качества жизни пациентов и членов их семьи.

Стыцюк Надежда, медицинский психолог Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Боюсь что мой ребенок аутист

Детский аутизм. Что это такое?

Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

Известны следующие факты:

1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

Детский аутизм. Признаки и симптомы

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:

Ребенок с аутизмом:

Многие дети с РАС очень чувствительны:

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.

Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

Источник

Аутизм

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка.

Первые признаки

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

— ребенок не смотрит в глаза;
— говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
— все время повторяет слова, фразы;
— ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
— не произносит слова, мычит;
— не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;
— ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
— трясет головой, руками, раскачивается;
— ходит на носочках;
— грызет пальцы, руки;
— бьет себя по лицу;
— у ребенка истерики, приступы агрессии;
— боится незнакомых/ чужих;
— пугается звуков, вздрагивает;
— боится света, все время выключает его.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
— Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
— Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
— Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь и общение

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго. Как это ни печально, но часть аутистов так и не осваивает устную речь, хотя со временем учится пользоваться альтернативными методами коммуникации.

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (M-CHAT-R™)

Этот опросник предназначен для детей в возрасте 16–30 месяцев. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы о вашем ребенке. Подумайте о том, как обычно он/она ведет себя. Если ваш ребенок более старшего возраста, пожалуйста, постарайтесь вспомнить его/ее поведение в этом возрасте. Если вы наблюдали у него/нее подобное поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, отвечайте «нет». Если результат одного из опросников указывает на риск аутизма, а другого — нет, мы все равно рекомендуем проконсультироваться у специалиста.

1. Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? Пример: если вы показываете на игрушку или животное, он посмотрит на игрушку или животное. Да Нет

2. Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим? Да Нет

3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетноролевые игры? Пример: он притворяется, что пьет из пустой чашки; делает вид, что говорит по телефону; понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку. Да Нет

4. Ребенку нравится забираться на различные предметы? Пример: любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки. Да Нет

5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? Пример: перебирает пальцами около глаз.

6. Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться. Да Нет

7. Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? Пример: показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге. Да Нет

8. Ребенок интересуется другими детьми? Пример: наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним. Да Нет

9. Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? Пример: показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку. Да Нет

10. Ребенок отзывается на свое имя? Пример: он смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени. Да Нет

11. Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ? Да Нет

12. Ребенка расстраивают обычные звуки? Пример: он начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка. Да Нет

13. Ребенок умеет ходить? Да Нет

14. Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете? Да Нет

15. Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? Пример: машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки. Да Нет

16. Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите? Да Нет

17. Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? Пример: смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня». Да Нет

18. Ребенок понимает то, что вы ему говорите? Пример: если вы не будете ничего показывать руками, он поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло». Да Нет

19. Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? Пример: услышав странный или непривычный звук или увидев новую игрушку, он смотрит на ваше лицо. Да Нет

20. Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? Пример: когда его качают на качелях или раскачивают на коленях. Да Нет

Алгоритм подсчета результатов:

За каждый ответ «да» на вопросы 2, 5, 12 и за каждый ответ «нет» на вопросы 1, 3, 4, 6-11, 13-20 начислите себе по 1 баллу.

Низкий риск: 0–2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока не требуется.

Средний риск: 3–7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение — идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: 7–20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

«Красные флажки» аутизма

Часто еще до появления явных симптомов у ребенка наблюдаться вызывающие тревогу особенности поведения. Пожалуйста, подумайте о том, как обычно ведет себя ваш ребенок, и ответьте на следующие вопросы.

Если вы отметили какие-либо из указанных особенностей у своего ребенка, пожалуйста, обратитесь к специалисту за консультацией

Источник

Как заподозрить у ребенка аутизм?

Диагноз аутизма выставляется ребенку в возрасте 2 лет. Если он будет установлен в этот период, то у Вас как у родителей будет достаточно времени для осознания и принятия ситуации, Вы сможете успеть оказать ребенку адекватную помощь. Если у Вас появились сомнения, не слушайте тех, кто говорит, что нужно ждать до 3 лет, начинайте диагностику, сэкономленное время играет на Вашего ребенка.

Что может Вас насторожить?

Ваш ребенок в 12 месяцев еще не лепечет.

Ваш ребенок в 12 месяцев не может указательным пальцем показать на то, что ему понравилось или не понравилось.

Ваш ребенок в 12 месяцев не может помахать ручкой («Привет», «Пока»).

Ваш ребенок в 1,5 года не говорит раздельных слов.

Ваш ребенок в 2 года не говорит подряд два слова («двух слов связать не может»).

Ваш ребенок повторяет все только что сказанные слова (этот симптом называется эхолалией).

Ваш ребенок не реагирует на свое имя.

Ваш ребенок не может выразить свои желания, Вам приходится лишь догадываться о них.

Ваш ребенок не слушается, не выполняет инструкций, которые ему даете Вы или другие взрослые (и, поверьте, это не из-за непослушания).

Вам кажется, что ребенок не слышит Вас. Такое чувство у Вас может возникать как иногда, так и постоянно.

Ваш ребенок не улыбается Вам в ответ, не кивает головой в ответ на Ваше приветствие.

Ваш ребенок начал использовать какие-то слова, а потом замолчал.

Ваш ребенок играет один, не любит детских компаний.

Ваш ребенок игнорирует большинство людей, а может быть, и даже Вас?

Ваш ребенок самодостаточен, находится в своем собственном мире.

Ваш ребенок удивляет всех какими-то особыми талантами, например сам научился читать или овладел счетом.

Ваш ребенок не смотрит в глаза собеседнику.

Ваш ребенок не замечает себя в зеркале.

Ваш ребенок закатывает иногда «истерики».

Ваш ребенок гиперактивен.

Ваш ребенок отказывается от контактов и даже может «взорваться» при настойчивом их предложении.

Ваш ребенок не играет в игрушки, зато ему нравятся какие-то необычные вещи и он играет с ними снова и снова.

У Вашего ребенка привязанность только к одной игрушке.

Ваш ребенок любит повторяющиеся игры (выкладывание в ряд предметов, стук палкой по кастрюльной крышке, кручение вешалки и пр.)

Ваш ребенок бегает или ходит на цыпочках.

Ваш ребенок не выносит некоторых звуков, запахов, материалов.

Ваш ребенок постоянно делает странные движения.

У Вашего ребенка на фоне повышенной температуры или других экстремальных событий были судороги.

У Вашего ребенка имеются проблемы желудочно-кишечного тракта и нарушения сна.

Что Вы можете сделать даже при небольших сомнениях, еще до обращения к врачу, занимающемуся аутизмом?

Проверьте ребенку слух (это делают отоларингологи). Таким образом Вы удостоверитесь, что Ваш ребенок не имеет глухоты.

Проверьте ребенку кожу с помощью лампы Вуда (это сделают дерматологи). Таким образом Вы поймете, нет ли у ребенка кожных проявлений туберозного склероза (он является одной из частых причин аутизма). Если кожные нарушения имеются, то нужно обязательно показать ребенка опытному неврологу.

Сдайте генетический анализ на синдром ломкой X-хромосомы (это также частая причина аутизма). Если получите положительные результаты. ищите специалиста, занимающегося именно этим синдромом. В Израиле, например, это обязательное скрининговое обследование для 100 % новорожденных.

Остальные исследования на данном этапе развития медицины лучше делать после посещения врача.

Какой помощи нужно ждать от врача? Во-первых, это диагноз. Не упускайте возможности пройти генетические исследования, если они Вам будут предложены. Генетический диагноз дает знание причины и возможное ее устранение. Во-вторых, это коррекция биохимических и электрических сдвигов в организме, что позволяет избавиться от части симптомов, мешающих развитию Вашего ребенка. Обязательно просите врача объяснить, чем он руководствуется при назначении того или иного лекарства. Не следует ограничиваться слепым исполнением назначений. Изучайте информацию про аутизм. осознанно относитесь к лекарствам и диетам.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *