Боюсь что не получится
Пора встряхнуться! Или как преодолеть страх «У меня не получится»
Здравствуйте, дорогие мастера.
К написанию данного поста меня подтолкнули некоторые события в жизни и долгие размышления на тему, озвученную в заголовке.
Сразу хочу оговориться – я не психолог, поэтому все, изложенное в статье – исключительно мои собственные выводы и наблюдения. Надеюсь, кому-то они помогут преодолеть свои страхи и начать освоение новых горизонтов 🙂
У каждого из нас есть определенный набор желаний, исполнять которые мы себе запрещаем. Почему? Причина банальна – мы боимся, что у нас не получится.
Мы боимся – а вдруг меня высмеют?
Мы боимся – а вдруг я сделаю плохо?
Мы боимся – а вдруг я зря потрачу время?
Мы заранее, еще даже не берясь за дело, ставим себе миллион преград:
— у меня не получится так хорошо, как у известного человека N, а раз не получится, то и пробовать не буду;
— я не смогу сделать это лучше всех, а быть как все не хочу, поэтому я не возьмусь за это;
— я сделаю, меня закритикуют и понизят мою самооценку еще больше, я буду страдать;
— я бездарен, это может получиться только у очень талантливого человека, вот пусть таланты этим и занимаются;
— да чтобы этим заниматься, надо уже родиться с этим умением, а я не родился с ним!
Мы приводим сами себе миллион аргументов, соглашаемся с ними, приходим к выводу, что «это не для меня»… И вот человек идет дальше по жизни, несчастный, с потухшими глазами, с глубоко запрятанной мечтой, но свято уверенный в том, что ничего изменить он не может – такая уж его, сиротинушки, доля.
Что же лежит в основе страха «У меня не получится»? А лежит там и радостно ухмыляется типичный страх перфекциониста: «Если я не могу сделать это идеально, то я вообще не буду это делать».
Но почему мы забываем о том, что никому ничего не дается просто так? Почему мы не думаем о том, что известный человек N, прежде чем начать свое дело, прославившее его на весь мир, перепробовал десятки других дел, да и в своем-то деле, начиная, набил кучу шишек и сделал миллион ошибок и прочих «неидеальностей?» Почему мы отказываем себе в праве УЧИТЬСЯ?
Нет, мы смотрим только на конечный результат и наивно полагаем, что так должно быть с самого начала.
Если ты художник – пусть первая же картина будет шедевром и станет экспонироваться в Третьяковской галерее.
Если ты писатель – пусть первый же твой в жизни литературный текст будет с руками оторван издателями, издан в 170 странах мира и экранизирован в пяти голливудских блокбастерах.
Если с первого раза у тебя так не получилось – все, ты неудачник и должен немедленно перестать заниматься этим делом.
И за этими размышлениями мы снова забываем о самом главном: неважно, насколько неуклюжим будет первый шаг, важно – его сделать.
Приведу пример из собственной жизни.
Несколько лет назад, гуляя по просторам сети, я наткнулась на журнал одной прекрасной мастерицы по бисеру. Увиденные работы настолько воодушевили и вдохновили меня, что я мгновенно подумала: «Я тоже хочу научиться делать такую красоту!»
Но… дальше вступил в дело наш любимый страх «У меня не получится».
Я вспомнила, устыдилась, согласилась, закрыла журнал и строго-настрого запретила себе даже прикасаться к бисеру.
Спустя полгода я встретила давно утерянную одноклассницу Алену, а вместе с ней – ее изделия из пластики, удивительные и на тот момент незнакомые мне кулинарные миниатюры – тортики, пиццы, пончики… И сценарий повторился.
Сперва меня накрыла волна восторга. Но следом, почуяв приближение мысли «Я тоже хочу так уметь», проснулся зверь «У меня не получится».
И я вновь согласилась, сказала себе: «Это не мое», но… что-то продолжало точить меня изнутри. Ведь Алена смогла? Смогла. Она чем-то от меня отличается? Нет, она моя ровесница. Я не знаю, где взять пластику? Я у нее спрошу. Я не знаю, как все это делается? Я почитаю информацию в интернете.
Я сильно в этом сомневаюсь.
Но то, насколько силен бывает этот страх, показал мне недавний случай.
Пару недель назад написала мне одна знакомая в весьма меланхолическом настроении. Знакомая – хорошая девушка, добрая и отзывчивая, но… катастрофически неуверенная в себе. Как следствие – почти непрерывно страдает всевозможными депрессиями.
Очевидно, знакомая решила последовать примеру одной из героинь КВН-их сценок (где девушка выходит на сцену и говорит: «Сегодня вечером решила пореветь. Тема рева: «Я толстая и меня никто не любит») и написала мне, надеясь услышать слова сочувствия и утешения.
Но… за пару дней до диалога с девушкой я потеряла своего любимца, своего друга, с которым прожила бок о бок ни много ни мало 18 лет. Моя кошка Дуся умерла после тяжелой, страшной и длительной болезни, от которой и людей-то лечить еще не научились, что уж говорить о животных… Моя отважная кошка до последнего сражалась за свою жизнь, и без нее стало бесконечно пусто, но даже в том состоянии я разделяла горе текущего момента и мироощущение в целом.
Мир не стал хуже. Он просто изменился. И, честно признаться, глубокая и искренняя депрессия знакомой по поводу 4 лишних сантиметров в талии и внезапной занятости всех ее друзей и знакомых, которые не могут найти время, чтобы с ней прогуляться и занять ее, вызвали у меня только досаду и смех. Вместо сочувствия я попыталась растормошить девушку, заставить ее понять, что до тех пор, пока она и ее близкие живы и здоровы, проблемы существуют только в ее воображении.
И тут я наткнулась на прочнейшую стену непонимания. Знакомая не хотела слышать ни одного слова, которое могло бы заставить ее встряхнуться. На все мои предложения разннообразить свою жизнь, такие, как: найти новое интересное занятие, завести новое хобби, меньше сидеть за компьютером и чаще гулять, хоть бы и в одиночку, найти новых друзей, смелее знакомиться с людьми и т.д. я слышала набор волшебных слов-заклинаний: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится», «у меня нет способностей», «мне это не дано», «у меня нет денег» и коронное – «все равно я никому не нужна».
Все мои воззвания были впустую, и, раздосадованная, я отступила. А знакомая погрузилась в депрессию еще сильнее, теперь еще и по той причине, что сочувствия она так и не дождалась.
А теперь, если в ваших мыслях есть что-то, чего вы хотели бы достичь, но оно кажется недостижимым, сядьте и подумайте – настолько ли оно невозможно, дорого, времязатратно?
Ведь никто не требует от вас через секунду готовый результат.
Забудьте про ужасающие картины под названием «А если у меня не получится, то…» Они существуют только в вашем воображении.
Позвольте себе пробовать и учиться. Разрешите себе ошибаться. Ошибки – это то, что спустя время сделает вас по-настоящему умелым и опытным в своем деле.
Попробуйте сделать шажок. Всего один, пусть маленький и скромный, но – именно сейчас.
Прямо сейчас, не откладывая дело в долгий ящик, не обманывая себя больше «убедительными» аргументами, встаньте и сделайте этот первый шаг!
Страх, что не получится – что с этим делать?
Одно из различий в мышлении людей успешных и людей-неудачников – первые думают, что для них «возможно всё», а вторые считают, что у них не получится.
Как вы думаете, где и каким образом у ребенка формируется это убеждение: «Всё равно у меня ничего не получится?» Как возникает такая мысль в голове у человека?
Сначала в один-два года, когда он начинает везде лезть, у него что-то падает и ломается, не получается и т.д., маленький ребенок при оценке своих возможностей ориентируется на реакцию родителей. Одного родители терпеливо обучают-обучают, а на другого начинают ругаться, указывать на ошибки, запрещать, чуть ли не руки связывать.
Потом мы отдаем ребенка в школу. И если в дошкольном возрасте ещё был шанс на вменяемость родителей, поддерживающих ребенка в процессе обучения, то в школьном возрасте взрослые фиксируют внимание ребенка на том, что он вообще-то неумелый, никчемный неудачник. Вся система школьного образования направлена на поиск ошибок и навязывание страха ошибиться. Ежедневно на протяжении 10-11 лет нам твердили (и твердят нашим детям), что мы люди, у которых не получается. Как если бы ошибаться было действительно плохо.
Но биологически человек приспособлен к обучению через опыт. Идея, что ты получишь теоретическую информацию и от этого научишься, странная и глупая. Не бывает, что человек, не получив новый опыт и не осмыслив его, начинает всё сразу уметь просто потому, что получил какую-то информацию.
Когда идет речь о спорте, мы это понимаем. Ни одного ребенка не учат плавать, заставляя его читать книгу о плавании. Когда речь идет о практических вещах, мы все осваивали через опыт. У многих горели сковородки, кастрюли или яичница, прежде чем мы научились готовить. Даже если ни разу не сгорела сковородка или кастрюля, как минимум пришлось выкинуть в мусорку то, что получилось в результате экспериментов. Даже если у кого-то мама рядом стояла – всё равно пришлось в какой-то момент без мамы готовить. Отвлеклась на телефон – все залито, плиту не отмыть. Не среагировала на запах вовремя – достала из духовки угольки.
Когда речь идет о понятных применимых вещах, мы считаем нормально ошибаться, учиться на своих ошибках, осваивать опыт своих ошибок и снова идти делать то, что нам нужно делать. Это мы понимаем про обучение физическим навыкам. А когда речь идет о наших мыслях и убеждениях, мы выключаем способность к обучению.
У каждого из нас есть способность обучаться и действовать правильно. Мы все научились плавать, ездить на велосипеде, готовить еду, водить машину. У каждого есть опыт правильного обучения и правильного отношения к своим ошибкам.
При этом мы почему-то, когда речь заходит о деньгах и благополучии, о жизни в том формате, в котором вы хотите жить, очень часто берем не тот опыт, где мы ошибались и научились, а плохой школьный опыт – опыт того, как нас «били» за каждую ошибку. Вспомните реакцию своих учителей и родителей на «не выучил урок и получил двойку». Повезло тем, кому говорили: «Ничего, исправишь, все у тебя получится». В основном моим друзьям детства говорили совсем другое.
Вспомните, что говорили вам, когда вы забыли тетрадку или не сделали домашнее задание, и поэтому двойка? Кого-то родители били, кого-то наказывали и лишали удовольствий, кого-то унижали и оскорбляли. Даже если повезло с родителями, всё равно унизительные и пренебрежительные фразы наверняка выслушивались от учителей.
И даже если вам самим было хорошо, всё равно вам навязывали страх ошибки и страх перед обучением. В вашем присутствии оскорбляли и унижали или наказывали ваших братьев, сестер и одноклассников.
Этот привычный на постсоветском пространстве способ обучения приводит к формированию антипредпринимательского мышления, мышления бедности и серости. Ребенок переживает боль сам либо через механизм эмпатии (сопереживания) чувствует эмоции других детей. Дети, когда учатся в школе, ещё не умеют отгораживаться от чужих переживаний, как это могут делать взрослые.
Даже если ставят двойку, наказывают и ругают не самого ребенка, а одноклассника, ребенку всё равно больно, задевает, возникает страх оказаться на чужом месте. У большинства людей, которые не богаты, не преуспевают, не добились целей, родителями, учителями, высказываниями в обществе, опытом других детей или собственным опытом сформирован страх ошибки, т.е. отсутствует право ошибаться.
В основном мы жили с родителями, которые сами не имели права ошибаться. Кто из наших мам и пап мог вслух сказать: «Извини, доченька/сыночек, я была неправа, я ошиблась, неправильно поступила по отношению к тебе, и буду нанесенный тебе вред компенсировать»? Единицы!
Единицы наших родителей могли уронить свой родительский авторитет перед ребенком. Большинство замалчивало такие моменты.
Хорошо, что наше поколение понимает, что признание ошибки не роняет авторитет, наоборот, дети воспринимают это как нормальный способ человеческого взаимодействия. Но, к сожалению, наши родители были такими, какими были. В Советском Союзе нельзя было ронять свой родительский авторитет, транслировалось, что этого не должно быть ни в коем случае.
А мы, когда были детьми и подростками, мы ж не были совсем идиотами. Мы прекрасно понимали, что здесь мама врет, здесь мама манипулирует, здесь мама «накосячила», но не признает этого, здесь мама несправедливо нас наказала, обидела, унизила, но не будет это признавать. Мы, к сожалению, в большинстве своем не имели опыта взаимодействия как равные взаимоуважаемые партнеры: ни в школе с учителями, ни с родителями.
Так формируется мышление людей слабых, несчастных и бедных. Редко кому повезло с родителями – большинство наших родителей были с советским менталитетом, когда неважно, умна учительница или нет, права или неправа, «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать», ты обязан принимать, слушаться, соглашаться. Последствия достаточно грустные.
А замечали ли вы, как относятся к обучению и образованию люди богатые, преуспевающие, успешные? Как они относятся к тому, чтобы научиться чему-то новому?
Как правило, преуспевающие предприимчивые люди действительно любят учиться, понимая, что ошибки неизбежны в процессе. Они не стоят на месте.
В этом тоже разница между слабыми и сильными: слабые люди не прокачивают себя как персонаж игры в жизнь, в социум, общество, работу. Они считают, что если они кое-как справляются с текущей работой, то всё в порядке, и так будет всегда. И зачем им ошибаться и учиться, если можно прямо сейчас выпить пиво с друзьями? А потом начинается кризис, уволили, понизили зарплату, обманули, обещали повысить и не повышают, скакнула инфляция, и теперь за эту же зарплату можно купить намного меньше.
Думаю, вы сами много раз сталкивались, что происходит со слабым человеком, который не прокачивает свои личностные качества, свое мышление, свои скорости, свою внутреннюю силу, силу воли. Если он заболевает, если его увольняют, если что-то случается, то «всё кончено».
Конечно, есть люди, которые учатся, ходят на тренинги, но ничего потом не делают и никак это не применяют. И тут мы плавно переходим к теме правильной и неправильной учебы. Правильная учеба осуществляется так же, как вы учились плавать или ездить на велосипеде. Кто-нибудь проходил тренинг по плаванию не в бассейне путем плавания? Или кто-нибудь проходил курс лекций по езде на велосипеде? Я не о курсе в институте физкультуры о том, как надо учить людей плавать. Никто не учится плавать прослушиванием лекций или разговорами на тему «что ты чувствуешь, если поплывешь».
Для того, чтобы реально научиться, схема очень простая. Нужно получить новый опыт и этот опыт осознать. Если вы хотите чему-то реально научиться, лекция этому не поможет. Чтение книг – это развлечение. Прослушивание лекций – это развлечение. Если вы послушаете, но не пойдете в реальную жизнь получать реальный опыт, то вы пришли поразвлечься.
Результата не будет, если не будет нормального процесса человеческого обучения по схеме «новый опыт, затем – осмысление этого опыта». У слабых бедных неудачников пропущены оба шага. Люди, которые ходят на тренинги просто посидеть, послушать, поговорить и т.д., пришли развлечься – они не обучаются. Люди, которые просто ходят в вузы или на курсы, не обучаются.
Обучение происходит только при получении нового опыта, его осмыслении и снова получении нового опыта. Других схем нет.
Приходите учиться!
Если вы хотите принять участие в первом (открытом) занятии, то вам сюда:
У меня ничего не получится: как справляться с тревогой и страхом неудачи?
Очень трудно игнорировать их проявления — «А вдруг не получится?», «Я не справлюсь, лучше даже не начинать», «Я не так хорош, как другие, все испорчу и надо мной будут смеяться»— которые заставляют тревожиться на пустом месте.
Из ваших обращений в службу Детского телефона доверия мы знаем, что поводов и ситуаций, в которых возникают эти негативные установки и страхи, очень много: это и контрольные, и выступления, и соревнования, и знакомства с новыми людьми.
Как понять, что вы тревожитесь:
Если вы наблюдаете у себя хотя бы несколько из перечисленных моментов, то можно с уверенностью сказать, что вы тревожитесь.
Как помочь себе справиться с состоянием тревоги:
Работа со страхом неудачи требует усилий и терпения: вам придется не только смело посмотреть своему страху в лицо, но и выйти из зоны комфорта. Наградой для вас станет свобода, гордость за себя и уверенность в своих силах. Возможно, своими победами над страхами вы вдохновите своих друзей и знакомых.
Если вам сложно справляться с тревогой и страхом самостоятельно, вы всегда можете обратиться за помощью и поддержкой к психологам Детского телефона доверия 88002000122. Они помогут разобраться в проблеме и дадут дополнительные рекомендации.
Страх, что не получится – что с этим делать?
Одно из различий в мышлении богатых и бедных людей – богатые думают, что для них «возможно всё», а бедные считают, что у них не получится.
Как вы думаете, где и каким образом у ребенка формируется это убеждение: «Всё равно у меня ничего не получится?» Как возникает такая мысль в голове у человека?
Сначала в один-два года, когда малыш начинает «везде лезть», у него что-то падает и ломается, не получается, маленький ребенок при оценке своих возможностей ориентируется на реакцию родителей. Одного родители терпеливо обучают-обучают-обучают, а на другого начинают ругаться, указывать на ошибки, запрещать, чуть ли не руки связывать.
Потом мы отдаем ребенка в школу. И если в дошкольном возрасте ещё был шанс на вменяемость родителей, поддерживающих ребенка в процессе обучения, то в школьном возрасте взрослые фиксируют внимание ребенка на том, что он вообще-то неумелый, никчемный неудачник. Вся система школьного образования направлена на поиск ошибок и навязывание страха ошибиться. Ежедневно на протяжении 10-11 лет нам твердили (и твердят нашим детям), что мы люди, у которых не получается. Как если бы ошибаться было действительно плохо.
Но биологически человек приспособлен к обучению через опыт. Идея, что ты получишь теоретическую информацию и от этого научишься, странная и глупая. Не бывает, что человек, не получив новый опыт и не осмыслив его, начинает всё сразу уметь просто потому, что узнал теоретическую информацию.
Когда идет речь о спорте, мы это понимаем. Ни одного ребенка не учат плавать, заставляя его читать книгу о плавании. Когда речь идет о практических вещах, мы все осваивали через опыт. У многих горели сковородки, кастрюли или яичница, прежде чем мы научились готовить. Даже если ни разу не сгорела сковородка или кастрюля, как минимум пришлось выкинуть в мусорку то, что получилось в результате экспериментов. Даже если у кого-то мама рядом стояла – всё равно пришлось в какой-то момент без мамы готовить. Отвлеклась на телефон – все залито, плиту не отмыть. Не среагировала на запах вовремя – достала из духовки угольки.
Когда речь идет о понятных применимых вещах, мы считаем нормально ошибаться, учиться на своих ошибках, осваивать опыт своих ошибок и снова идти делать то, что нам нужно делать. Это мы понимаем про обучение физическим навыкам. А когда речь идет о наших мыслях и убеждениях, мы выключаем способность к обучению.
У каждого из нас есть способность обучаться и действовать правильно. Мы все научились плавать, ездить на велосипеде, готовить еду, водить машину. У каждого есть опыт правильного обучения и правильного отношения к своим ошибкам.
При этом мы почему-то, когда речь заходит о деньгах и благополучии, о жизни в том формате, в котором вы хотите жить, очень часто берем не тот опыт, где мы ошибались и научились, а плохой школьный опыт – опыт того, как нас «били» за каждую ошибку. Вспомните реакцию своих учителей и родителей на «не выучил урок и получил двойку». Повезло тем, кому говорили: «Ничего, исправишь, все у тебя получится». В основном моим друзьям детства говорили совсем другое.
Вспомните, что говорили вам, когда вы забыли тетрадку или не сделали домашнее задание, и поэтому двойка? Кого-то родители били, кого-то наказывали и лишали удовольствий, кого-то унижали и оскорбляли. Даже если повезло с родителями, всё равно унизительные и пренебрежительные фразы наверняка выслушивались от учителей.
И даже если вам самим было хорошо, всё равно вам навязывали страх ошибки и страх перед обучением. В вашем присутствии оскорбляли и унижали или наказывали ваших братьев, сестер и одноклассников.
Этот привычный на постсоветском пространстве способ обучения приводит к формированию антипредпринимательского мышления, мышления бедности и серости. Ребенок переживает боль сам либо через механизм эмпатии (сопереживания) чувствует эмоции других детей. Дети, когда учатся в школе, ещё не умеют отгораживаться от чужих переживаний, как это могут делать взрослые.
Даже если ставят двойку, наказывают и ругают не самого ребенка, а одноклассника, ребенку всё равно больно, задевает, возникает страх оказаться на чужом месте. У большинства людей, которые не богаты, не преуспевают, не добились целей, родителями, учителями, высказываниями в обществе, опытом других детей или собственным опытом сформирован страх ошибки, т.е. отсутствует право ошибаться.
В основном мы жили с родителями, которые сами не имели права ошибаться. Кто из наших мам и пап мог вслух сказать: «Извини, доченька/сыночек, я была неправа, я ошиблась, неправильно поступила по отношению к тебе, и буду нанесенный тебе вред компенсировать»? Единицы!
Единицы наших родителей могли уронить свой родительский авторитет перед ребенком. Большинство замалчивало такие моменты.
Хорошо, что наше поколение понимает, что признание ошибки не роняет авторитет, наоборот, дети воспринимают это как нормальный способ человеческого взаимодействия. Но, к сожалению, наши родители были такими, какими были. В Советском Союзе нельзя было ронять свой родительский авторитет, транслировалось, что этого не должно быть ни в коем случае.
А мы, когда были детьми и подростками, мы ж не были совсем идиотами. Мы прекрасно понимали, что здесь мама врет, здесь мама манипулирует, здесь мама «накосячила», но не признает этого, здесь мама несправедливо нас наказала, обидела, унизила, но не будет это признавать. Мы, к сожалению, в большинстве своем не имели опыта взаимодействия как равные взаимоуважаемые партнеры: ни в школе с учителями, ни с родителями.
Так формируется мышление людей несчастных и бедных. Редко кому повезло с родителями – большинство наших родителей были с советским менталитетом, когда неважно, умна учительница или нет, права или неправа, «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать», ты обязан принимать, слушаться, соглашаться. Последствия достаточно грустные.
А замечали ли вы, как относятся к обучению и образованию люди богатые, преуспевающие, успешные? Как они относятся к тому, чтобы научиться чему-то новому?
Как правило, преуспевающие предприимчивые люди действительно любят учиться, понимая, что ошибки неизбежны в процессе. Они не стоят на месте.
В этом тоже разница между бедными и богатыми: бедные люди не прокачивают себя как персонаж игры в жизнь, в социум, общество, работу. Они считают, что если они кое-как справляются с текущей работой, то всё в порядке, и так будет всегда. И зачем им ошибаться и учиться, если можно прямо сейчас выпить пиво с друзьями? А потом начинается кризис, уволили, понизили зарплату, обманули, обещали повысить и не повышают, скакнула инфляция, и теперь за эту же зарплату можно купить намного меньше.
Думаю, вы сами много раз сталкивались, что происходит с бедным человеком, который не прокачивает свои личностные качества, свое мышление, свои скорости, свою внутреннюю силу, силу воли. Если он заболевает, если его увольняют, если что-то случается, то «всё пропало».
Конечно, есть люди, которые учатся, ходят на тренинги, но ничего потом не делают и никак это не применяют. И тут мы плавно переходим к теме правильной и неправильной учебы. Правильная учеба осуществляется так же, как вы учились плавать или ездить на велосипеде. Кто-нибудь проходил тренинг по плаванию не в бассейне путем плавания? Или кто-нибудь проходил курс лекций по езде на велосипеде? Я не о курсе в институте физкультуры о том, как надо учить людей плавать. Никто не учится плавать прослушиванием лекций или разговорами на тему «что ты чувствуешь, если поплывешь».
Для того, чтобы реально научиться, схема очень простая. Нужно получить новый опыт и этот опыт осознать. Если вы хотите чему-то реально научиться, лекция этому не поможет. Чтение книг – это развлечение. Прослушивание лекций – это развлечение. Если вы послушаете, но не пойдете в реальную жизнь получать реальный опыт, то вы пришли поразвлечься.
Результата не будет, если не будет нормального процесса человеческого обучения по схеме «новый опыт, затем – осмысление этого опыта». У бедных пропущены оба шага. Люди, которые ходят на тренинги просто посидеть, послушать, поговорить и т.д., пришли развлечься – они не обучаются. Люди, которые просто ходят в вузы или на курсы, не обучаются.
Обучение происходит только при получении нового опыта, его осмыслении и снова получении нового опыта. Других схем нет.
Бесплатная Автоматическая Онлайн-консультация Ольги Юрковской: http://consultation.stressa.net/
Вместо визита к психологу. Попробуйте решить свою проблему САМИ за 60 минут. БЕЗ ДЕНЕГ.


