Братец кролик и братец лис чему учит сказка
Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Джоэль Чендлер Харрис – американский писатель, журналист, фольклорист. С детства имел феноменальную память и способность к письму, а с 20 лет уже активно печатался в газетах. Написал 35 книг и тысячи статей. Написанные им «Сказки дядюшки Римуса» сделали его всемирно известным.
Одним из произведений автора является сказка «Братец Лис и братец Кролик», написанная в 1880 году.
Краткое содержание
Главные герои
1) Братец Кролик – осторожный, смекалистый, веселый.
2) Братец Лис – хитрый, злой, хочет съесть кролика.
Главная мысль
Лис всегда будет охотиться за кроликом, чтобы съесть.
Чем учит?
Сказка учит быть внимательным и осторожным, проявлять смекалку.
Пословицы
1) Сметка дороже всего.
2) Догадка и смекалка не хуже разума.
3) Слышу, лиса, твои чудеса.
Отзыв
Сказка «Братец Лис и братец Кролик» забавна и интересная. Дядюшка Римус рассказал ее маленькому Джоэлю. Она о незадачливом Лисе, который никак не может поймать и съесть кролика. В этот раз Лис притворился, что хочет стать другом Кролику, попросился к нему на обед, а потом позвал к себе в гости. На какие бы хитрости он не шел, Кролик всегда проявлял находчивость и смекалку.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Харрис Джоэль сказка «Братец Лис и Братец Кролик»
Читательский дневник по сказке «Братец Лис и братец Кролик» Джоэля Харриса
Автор: Джоэль Харрис.
Название произведения: «Братец Лис и братец Кролик».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Лис, Кролик.
Второстепенные герои: Матушка Крольчиха, Ёж, Джоэль, дядя Римус.
Характеристика главных героев:
Лис — хитрый и коварный.
Всё время хотел обмануть.
Кролик — трусливый, но изобретательный.
Характеристика второстепенных героев:
Римус — старый дядя. Умный, знает много историй.
Джоэль — мальчик. Любит слушать рассказы дяди.
Крольчиха — добрая, послушная супруга.
Ёж — солидный, умный, спокойный.
Краткое содержание сказки «Братец Лис и братец Кролик»
В тот вечер мама услышала, как Римус рассказывает Джоэлю сказку про то, как Лис никак не может поймать Кролика.
Лис говорил, что медведь приказал жить дружно и хотел помириться.
Он напросился в гости к братцу.
Кролик ждал гостя, но тот не шёл.
Только его хвост торчал из-за угла.
Ёж сказал, что Лис приглашает Кролика на обед.
Кролик увидел, что на столе пусто и понял, чего добивается хитрый зверь.
Выскочил братец, а следом за ним и Лис, но так и не смог его поймать.
План сказки:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Братец Лис и братец Кролик»
Главная мысль сказки в том, что смелость и ум всегда побеждают хитрость.
Основная идея произведения в том, что необязательно быть сильным, чтобы победить своего соперника.
Чему учит сказки
Сказка учит быть осторожными и не верить слепо словам чужих людей.
Учит, что нельзя считать себя лучше всех.
Учит не бояться врагов, а находить способ их побеждать.
Краткий отзыв по сказке «Братец Лис и братец Кролик» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что каждый человек хитёр по-своему.
И каждый пользуется своим умом для достижения каких-либо целей.
Но некоторые используют свои способности на зло, а другие — на доброе дело.
Вот и Лис из этой сказки пытался хитростью поймать добычу.
Но Кролик оказался умнее.
Это интересная и смешная сказка.
Автору удалось придумать мир, в котором звери живут совсем как люди.
Мне понравился хитрый и находчивый Кролик, который боялся опасного зверя, но всё равно придумывал способ над ним подшутить.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что хитрить иногда надо, но не пользоваться этим умением для плохих дел.
Пословицы:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку.
Смотрит — из-за угла торчит самый кончик хвоста.
Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:
— Если миску уронить — Разобьётся миска.
Если близко лисий хвост — Значит, близко Лиска.
«Братец Лис и Братец Кролик»: какова главная мысль?
Главная мысль сказки Джоэля Харриса «Братец Лис и братец Кролик» такова:
Сказка «Братец Лис и братец Кролик» очень забавная, местами смешная.
Братец Лис все время хочет заманить братца Кролика в ловушку, но каждый раз у него ничего из этого не выходит, Лис остается в дураках. Проворный и изворотливый кролик все время находит способ, чтобы обмануть простоватого Лиса, Кролик выставляет его на посмешище, чем злит Лиса еще больше.
Главная мысль сказки: не нужно считать себя умнее других, ведь другие тоже могут оказаться неглупыми людьми и тогда ты в глазах других будешь выглядеть посмешищем. Сила не всегда помогает в нашей жизни, а вот ум и природная смекалка позволят обвести вокруг пальца даже самого сильного врага.
Эту сказку я помню с раннего детства, особенно запомнилось про терновый куст. В то время эти слова часто в шутку мы говорили друг другу, когда были детьми.
В сказке писателя Джоэля Харриса «Братец Лис и братец Кролик» Лис упорно стремится поймать Кролика, видимо чисто в гастрономических интересах, а Кролик упорно не желает быть пойманным. Для осуществления своей цели Лис идет на хитрость, он напрашивается в гости к Кролику, но из этого ничего не выходит. И тогда Лис приглашает Кролика к себе на обед. Однако и в этот раз Кролик убегает, да еще и смеется над Лисом напоследок.
Главная мысль сказки «Братец Лис и братец Кролик» в том, что на каждого хитреца найдется другой хитрец, еще хитрее. Также эта сказка учит нас с осторожностью относится к словам тех, кого мы вправе подозревать в нечестных намерениях.
Сказка «Братец Лис и братец Кролик» одна из моих самых любимых сказок. Главная мысль сказки в том, что смекалка и ум иногда бывают сильнее, чем физическая сила. Что не стоит унывать и можно найти выход из любой сложившейся ситуации. Надо быть по жизни оптимистом, тогда все будет получаться.
При этом, сказка учит и тому, что не всем надо верить и доверять. Встречаются в жизни и плохие люди с злыми намерениями.
Главной мыслью данного произведения являются то, что необязательно быть сильным, чтобы преодолеть кого-то, важно уметь пользоваться смекалкой, быть сообразительным. Не всегда сила означает победу, в жизни прежде всего необходимо быть умным и сообразительным, чтобы с лёгкостью уметь выходить из сложных ситуаций и не попадать в неприятности.
Стоит повнимательнее посмотреть на главных героев этой сказки, чтобы понять, что это так.
Сказка Харриса «Братец Лис и братец Кролик» описывает приключения двух вечных оппонентов из дикой природы. Лис идет на всевозможные ухищрения, что бы поймать Кролика, но тот не так прост. Главная мысль сказки состоит в том, что на каждую хитрость можно найти аналогичные ответ. Нужно быть изобретательным, не теряться и не сдаваться.
Корень -галант, суффикс -н, окончание -ый.
Значение слова подразумевает как утончённо вежливый, любезный и обходительный.
Употребляется в описанной трактовке в литературных произведениях или при описании качеств человека:
Слово «ХАЙП» пришло в русский язык от английского слова «HYPE», что переводится как навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж. В принципе, в русском сленге данное слово имеет схожее значение. Действительно, под хайпом подразумевают любое явление, которое привлекло к себе большое внимание, ажиотаж и шумиху в обществе.
С рекламной, к сожалению, российская молодежь данное явление не связывает. Точнее даже самая яркая и необычная реклама (как например у Бергер Кинг в последнее время) хайпом не является. Это больше относится к известным личностям, который в раз становятся популярными (Шурыгина, Дружко и другие).
Технологическая карта урока : Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик.
Тема урока: Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Ресурсы: учебник: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для закрепления. Наименование УМК : «Перспектива»
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока : Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик.»
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик.
Ресурсы: учебник: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для закрепления.
Наименование УМК : «Перспектива»
Тип урока: Изучение нового
Цель: способствовать усвоению содержания «Братец Лис и братец Кролик», познакомить детей с жизнью и творчеством Дж. Харриса.
вести одновременную работу над произведением и речью детей, формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения;
заинтересовать проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте;
учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.
развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;
развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету;
развивать устную речь учащихся;
обогащение словарного запаса.
воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и уважительное отношение к изучаемому предмету.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Универсальные Учебные Действия:
Формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
Принимать на себя ответственность за результат своих действий;
Наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Понимать и сохранять учебную задачу урока;
Проявлять интерес к литературному чтению;
Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;
Познакомить детей с жизнью и творчеством Дж. Харриса и его произведением «Братец Лис и братец Кролик»;
Развивать устную речь учащихся.
Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Самоопределение к учебной деятельности
— Закройте глазки и повторяйте за мной:
Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя, и у меня все получится!
Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.
Проверка готовности к уроку: учебник, пенал, тетрадь, дневник, аккуратность расположения предметов на парте.
– Оцените свое рабочее место
Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной, вспомним законы урока: не выкрикивать, уважать друг друга, внимательно слушать, быть терпеливым.
-Проверьте правильность посадки за столом.
Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Осознанно осуществляют вхождение
в пространство учебной деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения
Речевая разминка (слайд 0)
— Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.
На лесном пригорке.
Наш хвастун услышал…
Сразу прыг – и в норке!
— Прочитайте с выразительно сердитой интонацией, с весёлой интонацией.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— О ком мы прочитали в тексте речевой разминки?
— Какое произведение вам напомнило это стихотворение?
— А как вы думаете, почему я вам предложила текст о кролике?
— Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.
— Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему вы решили, что это сказка.
— Прочитайте имя писателя. Что вы о нём знаете?
— Итак, кто может сформулировать тему и цель нашего урока? (Слайд 1)
— Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.
— Как вы думаете, сам плантатор работал? (Слайд 2)
— Жили они в старых хижинах, работали с раннего утра и до поздней ночи, под палящим солнцем, не имели достаточно еды.
— Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом. В типографии он встречал рабов, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.
— А какие сказки называют народными?
— Уж так мальчик полюбил эти сказки, что когда вырос, издал книгу и назвал её «Сказки Дядюшки Римуса», где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей.
— Что вы узнали о Харрисе? Что запомнили?
— Молодцы.
— А теперь давайте прочтём сказку. Я читаю, а вы внимательно следите по тексту.
— Какие слова и выражения вам были не понятны?
— Объясните, как вы понимаете выражение: держать ухо востро?
— Что значит застать врасплох?
— Назовите действующих лиц сказки. Что вы о них узнали?
— Какие взаимоотношения у Кролика и Лиса?
— Мы с вами сказали, что это народная сказка, а какие жанры сказок вы знаете (Слайд 4) К какому жанру относится эта сказка? Почему?
Встаньте из-за парт.
-Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:
Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.
Читают, правильно артикулируя.
Читают с разной интонацией.
— В тексте речевой разминки мы читали про кролика.
— Это стихотворение напомнило сказку Д. Мамина-Сибиряка.
— Наше след. произведение тоже будет про кролика.
— Написано, что оно из книги «Сказки Дядюшки Римуса.
— Тема нашего урока : сказка « Братец Лис и братец Кролик», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Дж. Харриса; познакомиться со сказкой « Братец лис и братец Кролик»
— Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.
— Люди, которых насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.
— Сказки, которые придумал народ.
— Мы узнали о том, что все сказки Дж. Харрис услышал от народа, но больше всего ему нравилось, как их рассказывал Дядюшка Римус.
— Все выражения были понятны.
— Быть настороже, начеку.
— Очень быстро прыгнул в кусты.
— Братец Лис, братец Кролик, матушка Крольчиха, крольчата, братец Ёж. Лис хотел выманить кролика из хижины, чтобы съесть, но Кролик оказался хитрее Лиса и обманул его, сумел убежать.
— Осторожные, Кролик относится к Лису с опаской.
— О животных, волшебные, бытовые.
— Это сказка о животных, потому что главные герои – животные.
«Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки. (2 класс)
Урок по литературному чтению
«Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.
учитель начальных классов
Урок на тему: «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.
Тип урока : открытие нового знания
развивать память, внимание, речевые умения учащихся;
знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово;
воспитывать интерес к родному языку;
научить самостоятельно формулировать и решать учебную задачу с учетом индивидуальных особенностей;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
— систематизация и актуализация имеющихся знаний;
— формирование умения выделять сложные слова среди других частей речи;
— развитие устной и объяснительной речи учащихся;
— умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
— формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
— создание условий для коммуникативных умений.
Оборудование: учебник по литературному чтению; проектор.
— Прозвенел звонок, начинается урок литературного чтения. Пусть он станет для вас интересным, вы узнаете на нем много нового.
2. Проверка домашнего задания.
— Перескажите сказку от имени храброго Зайца
3. Речевая разминка.
— Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.
На лесном пригорке.
Наш хвастун услышал…
Сразу прыг – и в норке!
— Прочитайте с сердитой интонацией, с весёлой интонацией.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
4. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
— О ком мы прочитали в тексте речевой разминки? (Мы читали про кролика)
— Какое произведение вам напомнило это стихотворение? (Сказку Д. Мамина-Сибиряка)
— А как вы думаете, почему я вам предложила текст о кролике? (Наше след. произведение тоже будет про кролика)
— Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.
— Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему вы решили, что это сказка. ( Написано, что оно из книги «Сказки Дядюшки Римуса)
5. Работа по теме урока.
Изучение нового материала.
— Прочитайте имя писателя. Что вы о нём знаете?
— Итак, кто может сформулировать тему и цель нашего урока?
(Тема: сказка « Братец Лис и братец Кролик», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Дж. Харриса; познакомиться со сказкой « Братец лис и братец Кролик»
Рассказ учителя о писателе
— Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.
— Как вы думаете, сам плантатор работал? ( Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)
— А кто такие рабы? (Люди, которых насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях). Жили они в старых хижинах, работали с раннего утра и до поздней ночи, под палящим солнцем, не имели достаточно еды.
— Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом. В типографии он встречал рабов, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.
— Уж так мальчик полюбил эти сказки, что когда вырос, издал книгу и назвал её «Сказки Дядюшки Римуса», где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей.
— Что вы узнали о Харрисе? Что запомнили? ( О том, что все сказки он услышал от народа, но больше всего ему нравилось, как их рассказывал Дядюшка Римус)
6. Работа по теме урока
Первичное знакомство с текстом.
— Прочитаем сказку, проверим наши предположения. Я начну, все следите по тексту, кто- то продолжит.
— Сбылись наши предположения? В чём? Какие чувства вы испытали при чтении?
— Какие слова и выражения вам были не понятны?
— Стрельнул в кусты?( Очень быстро прыгнул в кусты)
— Какие взаимоотношения у них? ( Осторожные, Кролик относится к Лису с опаской)
— Мы с вами сказали, что это народная сказка, а какие жанры сказок вы знаете?
( О животных, волшебные, бытовые)
— К какому жанру относится эта сказка? Почему? (Это сказка о животных, потому что гл. герои – животные)
Повторное чтение и углубленный анализ.
— А теперь прочтём по цепочке, по одному предложению.
— Кто главные герои? Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Кролику, а какие Лису?
( Кролик: смекалистый, острожный, рассудительный, изворотливый, трусоватый; Лис: хитрый, глуповатый, спокойный)
— Почему Братец Кролик был вынужден пригласить Лиса в гости? (Потому что он сумел подготовиться и предупредить свою семью об опасности)
— Как ему удалось избежать опасности? ( Он спел песенку для крольчат, чтобы они смогли спрятаться)
— Что понял Кролик, когда пришел к Лису в гости? (Лис приготовил пустую тарелку, чтобы съесть Кролика.)
— Как он перехитрил хозяина? ( Сказал, что не ест курятину без укропа и сумел быстро убежать)
— Кто вам больше понравился? Почему?
— Докажите, что Кролик был умным, сообразительным и находчивым.
Игра «Дополни предложение».
• Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал …
• Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом …
• — Никак, на обед у тебя …, Братец Лис? – говорит Кролик.
• — Да, Братец Кролик, а какая … да …! – говорит Лис.
• — Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина …
Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и …
Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его…
— Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».
— Мы описали характеры главных героев. А как передать эти характеры при чтении? (С помощью интонации). С какой интонацией читать за Кролика? (Испуганно, с осторожностью, тихо)
— А за Лиса? (хитро, громко) А как читает автор? (Выразительно, соблюдая все знаки препинания, передаёт настроение).
— Ребята, как вы думаете, удалось нашим «артистам» передать характеры героев? Всё ли у них получилось? Кто ещё хочет попробовать?
— Наш урок подходит к концу.
— Какова была цель урока? Достигли мы ее? Справились с задачами? Что вы изучали на уроке?
— Что было для вас особенно интересно?
— С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя.
— Что вы узнали о его жизни и творчестве? (Когда Дж. Харрис был маленьким мальчиком, он часто слушал народный сказки. Ему рассказывал их добрый дядюшка Римус).
— Кому захотелось прочитать всю книгу дядюшки Римуса? Взять её можно в библиотеке.
— Что вас заинтересовало?
— Что показалось сложным?
— Оцените вашу работу на уроке! У каждого на краю стола лежат листы самооценки. Напомните критерии оценивания? («5»- задание выполнено верно, «4»- задание выполнено с недочетами, «3»- испытывал трудности). Посмотрите на свои листы. Кто хочет их прокомментировать?
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Домашнее задание : Выразительное чтение сказки по ролям.




