Братья стругацкие что пишут
Братья Стругацкие
Фото Все
Видео Все
Тоска по пониманию. Братья Стругацкие. Документальный фильм 2019
Этот фантастический мир. Беседа Георгия Гречко с Аркадием Стругацким (1988)
Братья Стругацкие. Судьба поколения (2007)
Братья Стругацкие — биография
Братья Стругацкие – популярные писатели-фантасты, сценаристы, авторы современной научной и социальной фантастики.
Их никогда не воспринимали поодиночке, всегда говорили просто – братья Стругацкие. Из этих двух таких разных людей получился один писатель, но какой! Библиография Стругацких очень обширна, они написали и издали примерно три десятка повестей и романов, и свыше двадцати рассказов. Произведения братьев воодушевили многих режиссеров — Александра Сокурова, Андрея Тарковского, Алексея Германа. Они знакомили читателя с другим, вымышленным миром, таким необычным и интересным. Однако, куда бы не заводила их фантазия, центром повествования всегда оказывался человек, со своими достоинствами и недостатками.
Аркадий Стругацкий родился 28 августа 1925 года в Батуми, Борис Стругацкий 15 апреля 1933 года в Ленинграде, в семье искусствоведа Натана Стругацкого и учительницы Александры Литвинчевой. Отец по национальности еврей, мать – украинка. Родители Александры были против этого брака, но девушка порвала все связи с родственниками, и поступила по-своему. В Гражданскую войну Натан Стругацкий был комиссаром в кавалерийской бригаде, потом выполнял обязанности политработника при Фрунзе. Демобилизовавшись, перешел на партийную работу, трудился в Украине, где и познакомился со своей будущей супругой. Погиб в начале 1942 года, а его жена Александра дожила до преклонных лет, получила звание Заслуженная учительница РФ, удостоилась ордена «Знак Почета».

Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Стругацкий строил укрепления, потом устроился на работу в гранатную мастерскую. В 1942-м покинул блокадный Ленинград, отправился в эвакуацию в город Оренбург. Оттуда его и призвали в армию, направили в Актюбинское артиллерийское училище. Незадолго до выпуска, весной 1943-го, получил направление в столицу, и продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. Диплом о его окончании получил в 1949-м, стал профессиональным переводчиком с английского и японского. Трудовую биографию начал с Канской школы военных переводчиков, служил в качестве дивизионного переводчика на Дальнем Востоке. В 1955-м демобилизовался, устроился на работу в «Реферативный журнал», потом в Госполитиздат и Детгиз.
Борис Стругацкий тоже отправился в эвакуацию, после войны вернулся, стал студентом физико-математического факультета ЛГУ. По профессии астроном, устроился в Пулковскую обсерваторию. Профессиональным писателем стал в 1960-м, совместно с братом писал научную фантастику, переводил произведения зарубежных авторов. В 1986 году получил Государственную премию РСФСР за сценарий к картине «Письма мертвого человека».
Творчество
Первая проба пера у Аркадия случилась еще до войны. Свою дебютную попытку он назвал «Находка майора Ковалева», но произведение пропало в блокадном Ленинграде. По этой причине первым сочинением старшего из братьев Стругацких принято считать рассказ «Как погиб Канг». В 50-х Аркадий продолжал писать, и вскоре представил повесть под названием «Четвертое царство». Первое опубликованное произведение автора называлось «Пепел Бикини». Но Аркадий писал его не в одиночку, у него появился соавтор – Лев Петров. В этой повести описываются печальные события, случившиеся при испытании водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис пополнил писательскую братию тоже где-то в 50-х. Братья поддерживали тесный контакт, переписывались, так как в то время Аркадий продолжал служить в армии.
Совместное творчество
Первая совместная работа талантливых братьев получила название «Извне». Вначале это был небольшой рассказ, а потом братья сделали из него повесть. Рассказ был опубликован в 1958-м, на страницах журнала «Техника молодежи».

Спустя год вышла первая книга братьев, которую они назвали «Страна багровых туч». Ходили слухи, что Аркадий заспорил со своей женой Еленой, и выиграл его, создав свою первую книгу. Позже он перенесет некоторых персонажей этой книги в другие свои произведения – «Стажеры», «Путь на Амльтею», и в рассказы, вошедшие в первый совместный сборник братьев – «Шесть спичек». Это было начало длинного цикла о мире будущего, который назывался Мир Полудня. Авторы потом признавались, что они и сами не прочь пожить в таком идеальном мире.

Несколько десятков лет Стругацкие занимали лидирующие позиции среди других писателей-фантастов, они стали лучшими в этом жанре. Постепенно мастерство писателей росло, формировалось особое мировоззрение. Ни одно из написанных произведений Стругацких не прошло незамеченным, их работы вызывали жаркие споры и многочасовые дискуссии. Критики много раз пытались провести параллель между творчеством Стругацких и Ивана Ефремова, автора известного произведения «Туманность Андромеды».
Начало творчества братьев Стругацких велось в соответствии с канонами соцреализма. Но уже тогда авторы наделяли своих персонажей характером и индивидуальностью. Главные герои Стругацких – интеллигенты, гуманисты, отважные исследователи, которые желают развивать мир и двигать научно-технический прогресс. Помимо этого, герои выделяются своеобразным языком, и благодаря этому нехитрому, но действенному приему, они получались реальными, и узнаваемыми, как будто жили в соседнем дворе. Рождение этих героев пришлось на хрущевскую «оттепель», когда люди жили надеждой на улучшение жизни и продвижение научно-технического прогресса, а также улучшения межполитических отношений.
Самой значимой книгой того времени оказалась повесть «Полдень, XXII век», герои которой – счастливые высокоинтеллектуальные люди, смело исследуют космическое пространство.
Но вскоре в творчество Стругацких вплелись напряженные нотки. В произведении «Далекая Радуга» описывается катастрофа, накрывшая отдаленную планету. Это результат неудачного эксперимента ученых, поставившего человека перед трудным выбором. А выбирать-то и не из чего, один вариант хуже другого.

А вот герои повести под названием «Попытка к бегству» столкнулись с другой проблемой – они увидели свое прошлое и теперь стремятся удалить этот «палеолит» из собственного сознания. В романе «Трудно быть богом» один на один с той же проблемой оказываются сотрудники Института экспериментальной истории. Актуальные вопросы современности поднимают авторы и в повести «Хищные вещи века». Это первое произведение в отечественной литературе, антиутопия в утопии, что достаточно актуально в советской литературе.
Советская цензура
В 60-е годы из-под пера братьев появились и другие оригинальные произведения. Например, «Понедельник начинается в субботу», в котором искрится добродушный, но, в то же время злободневный юмор. Читатели высоко оценили эту работу братьев, и вскоре вышло ее продолжение под названием «Сказка о Тройке». Теперь это уже не юмор, а прямая сатира. Произведение вызвало скандал, альманах «Ангара», опубликовавший этот рассказ, вскоре закрыли, а рассказ достаточно долго не печатали. Такая же участь постигла и другую повесть – «Улитка на склоне», сюжет которой переносит читателя в Лес и в Управление по делам этого же Леса. Советская цензура не обратила внимания на более важные вещи, а именно на то, что надвигается прогресс, сносящий на своем пути все преграды, и упорно мчащийся вперед.
Критики так же в штыки встретили и сатирическое произведение «Второе нашествие марсиан»: Записки здравомыслящего». Всех персонажей братья назвали именами героев легенд Древней Греции, но даже это не мешает видеть в произведении критику современной ситуации. Личное достоинство человека, его честь – вот главные вопросы, которые авторы поднимают в своем произведении. Практически на аналогичную тему и другое произведение братьев Стругацких – повесть «Отель «У Погибшего Альпиниста». Основной вопрос, готов ли землянин встретиться с представителем инопланетного разума. Повесть стала своеобразным экспериментом авторов, в ней смешаны два жанра – научно-фантастический роман и детектив.
В 70-е годы братья почти не выпускали свои книги, так как советские цензоры крепко взялись за их творчество. Самая известная повесть Стругацких «Пикник на обочине» появилась на страницах журнала, а потом долгих восемь лет находилась под запретом. В 1979-м Стругацкие написали на ее основе сценарий, а режиссер Андрей Тарковский снял своего знаменитого «Сталкера». После аварии на Чернобыльской АС эта же история отразилась в компьютерной игре с аналогичным названием. Только в 80-м, когда братья готовили к выпуску сборник «Неназначенные встречи», они смогли включить в него «Пикник на обочине», да и то намного сократив. Молодые авторы продолжали чувствовать на себе влияние строгой советской цензуры.
Далее один, за одним выходят популярные произведения прозаиков – повесть «За миллиард лет до конца света» и роман «Град обреченный». Позже братья выпустили еще один роман – «Хромая судьба», герои которого имеют сходство с самими авторами.
Свою последнюю совместную работу под названием «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» Стругацкие выпустили в 1990 году. Спустя год не стало Аркадия, и Борис отправился в самостоятельное плавание.
Он взял псевдоним С.Витицкий, и выпустил еще два романа – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Поиск предназначения».
Личная жизнь
Подробностями своей личной жизни братья не делились. Известно, что у Аркадия была жена, а вот о Борисе нет никаких сведений.

Аналогичная ситуация и с детьми писателей. Даже в Википедии отсутствуют данные об их наличии.

Смерть
Аркадий Стругацкий скончался 12 октября 1991 года в Москве, Борис Стругацкий пережил брата на двадцать лет, и умер 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге. Могил братьев не существует, так как они завещали развеять свой прах по ветру, причем, в точно указанном месте. Прах старшего брата развеяли в районе Рязанского шоссе, прах младшего – над Пулковской обсерваторией.
Произведения
Ссылки
Биография Аркадия и Бориса Стругацких
Бра́тья Струга́цкие — Арка́дий Ната́нович и Бори́с Ната́нович — советские и российские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.
Аркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа1925 года в жарком Батуми, в интеллигентной семье искусствоведа Натана Залмановича Стругацкого, работавшего редактором газеты, и Александры Ивановны Литвинчевой, заслуженной учительницы, преподававшей русский язык и литературу.
Начальные классы Аркадий Стругацкий посещал в Батуми, но когда мальчику исполнилось 9 лет, семья перебралась в Ленинград. Там в 1933 году и родился младший брат Аркадия – Борис Стругацкий. Безоблачную жизнь семейства Стругацких прервала Великая Отечественная война. Семья оказалась в блокадном Ленинграде.
В начале войны 17-летний Аркадий Стругацкий участвовал в строительстве оборонительных сооружений осажденного города, но вскоре отправился работать на завод, где производились снаряды.
После объявления эвакуации покинуть блокадный город смогли только глава семьи со старшим сыном: Аркадий был вывезен отцом по «дороге жизни» через Ладогу в самом начале 1942 года. Эвакуировать 9-летнего Бориса не удалось из-за болезни. Мама осталась с сыном в городе.
Больше родители Аркадия не увиделись: папа тяжело заболел и умер в Вологде. Чудом выжил сам Аркадий. Эшелон с беженцами, в числе которых находился юный Стругацкий, разбомбили немцы. Выжили единицы, среди них и будущий писатель.
Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» — было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Он продолжал попытки писать фантастику и в 1950-е годы во время военной службы, приблизительно 1952 годом датирована повесть «Четвёртое царство».
Летом 1942 года Аркадий Стругацкий остановился в маленьком поселке Ташла неподалеку Оренбурга. Год он поработал на пункте закупки продуктов и даже «дорос» до заведующего. Заработав деньги на дорогу, он сумел весной 1943 года забрать маму и младшего брата Бориса из голодного Ленинграда.
В мирное время Аркадий Стругацкий получил высшее образование. В 18 лет он поступил в Бердичевское артиллерийское училище, обосновавшееся в тыловом Актюбинске. Окончив его, получил направление в военный вуз, где обучали иностранным языкам. Аркадий окончил институт в 1949 году, получив специальность переводчика английского и японского языков.
По окончании вуза судьба забросила Аркадия Стругацкого на Север. До 1955 года он служил переводчиком на Камчатке, преподавал японский и английский языки в военном училище, располагавшемся в городе Канск. Два года – с 1952 по 1954 – трудился дивизионным переводчиком на Камчатке, а в 1955 году Стругацкого перевели в военную часть Хабаровска. После увольнения в запас Аркадий Стругацкий переехал в столицу.
Борис Натанович появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.
В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.
Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».
После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.
Борис Стругацкий начал писать с начала 1950-х годов; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, типичным для того времени примером «антиимпериалистической прозы». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.
В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.
Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».
В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 — первоначальный вариант; 1989 — сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).
Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.
Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер », снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.
Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах » (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
Аркадий Стругацкий узнал о смертельном диагнозе – раке печени – в 70-х. Писатель долго и мужественно боролся с болезнью, но она победила его на 67 году жизни. Скончался знаменитый фантаст 12 октября 1991 года в Москве. Брат пережил его на два десятка лет.
После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
Братья Стругацкие также являются авторами ряда сценариев.
Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло офлайн-интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на более чем 7000 вопросов.
Борис Стругацкий умер 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге от лимфомы. По завещанию Бориса Стругацкого его тело кремировали, а прах был развеян с вертолета по воздуху над Пулковскими высотами.
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).











