Бриллианс в звуке что такое
10 лучших стереофонических усилителей мощности – рейтинг 2021–2022 годов
Выбираем оптимальный мощник сезона
10 лучших стереофонических усилителей мощности – рейтинг 2021–2022 годов
Выбираем оптимальный мощник сезона
Сердце компонентной Hi-Fi/High End системы – конечно же, усилитель мощности. Выделенный аппарат, который работает исключительно на раскачку акустических систем и отвечает за весь музыкальный почерк системы. Хороший мощник способен по-настоящему раскрыть даже недорогие колонки, комплекс же с некачественным аппаратом (пусть даже в паре с акустикой высшего класса) не покажет ничего вразумительного. Что ж, при выборе современной техники можно опираться на наш рейтинг – редакция собрала наиболее яркие модели, присутствующие на рынке в конце 2021 и начале 2022 годов. Итак, встречаем великолепную десятку лучших стереофонических усилителей мощности.
10. Emotiva A2
Цена – 54 990 рублей
Стереофонический усилитель мощности массой 11,3 кг и развивающий 2 х 160 Вт на нагрузку 8 Ом за чуть более, чем пятьдесят тысяч рублей? Да, такое возможно с Emotiva A2. Модель отличается блестящими ТТХ (выходные каскады, работающие в классе А/В, АЧХ от 10 до 80 000 Гц, искажения менее 0,02%, соотношение «сигнал/шум» 112 дБ), отличной конструкцией (линейный БП, крупногабаритный тороидальный трансформатор, двусторонние печатные платы FR4) и демонстрирует собранное, мускулистое звучание.
| + | Показатель «цена/качество» зашкаливает | — | Детализация не идеальна |
Вердикт: «входной билет» в мир компонентных систем
9. Chord Chordette Scamp
Цена – 141 510 рублей
Малютка Chord Chordette Scamp относится к новой линейке компании и предлагает удивительную гибкость – аппарат может использоваться как мощник, как интегральный усилитель и даже как полноценный цифро-аналоговый преобразователь с USB-входом. Мало того, здесь присутствует и переключатель в моно-режим, так что, при желании, из Scamp можно сделать моноблок! Несмотря на 400 г веса D-класса тут нет и в помине – использованы МОП-транзисторы с вертикальной структурой и 500 кГц блок питания с четырьмя трансформаторами. В итоге – А/В-класс с реальными 2 х 40 Вт выходной мощности при работе на нагрузку 8 Ом, АЧХ от 0,8 до 46 000 Гц. Звучание Chord Chordette Scamp кажется очень нежным и отличается отличным разрешением.
| + | Миниатюрная модель с широкими возможностями | — | Напора может не хватать |
Вердикт: претендент на звание «самый стильный усилитель»
8. NAD C298
Цена – 189 000 рублей
Новинка C298 демонстрирует лучшие фирменные черты компании NAD. В наличии – балансные выходы, современная схема питания на базе нескольких импульсных блоков, а также модули Purifi Eigentakt, выдающие аж 2 х 185 Вт мощности на нагрузку 8 Ом (каждый канал запитан от собственного выпрямителя со сверхбыстрыми конденсаторами). Пиковая «сила» модели достигает внушительных 570 Вт, а при переключении в мостовой режим аппарат выдает до 1,1 кВт. Усилитель весит 11,2 кг, работает в диапазоне от 20 до 20 000 Гц, имеет соотношение «сигнал/шум» в 120 дБ и КНИ 0,0005%. Саунд мощника отличается прекрасными динамическими характеристиками.
| + | Микро- и макродинамика на высоте | — | ВЧ могли бы быть поэлегантнее |
Вердикт: NAD C298 справится с любыми акустическими системами
7. Anthem MCA 225 GEN 2
Цена – 264 900 рублей
Второе поколение известной модели Anthem MCA 225 предлагает улучшенные малошумящие тороидальные трансформаторы в блоке питания, набор прецизионных фильтрующих конденсаторов и измененную систему охлаждения. За 2 х 225 Вт (8 Ом) мощности отвечают по восемь парных биполярных транзисторов, а масса модели в 18 кг недвусмысленно намекает на серьезность конструкции. Вишенка на торте – защита АС от клиппинга Advanced Load Monitoring. Мощник работает в диапазоне от 20 до 20 000 Гц, имеет соотношение «сигнал/шум» в 120 дБ, демпинг-фактор в 300 единиц и КНИ 0,001%. Саунд Anthem MCA 225 GEN 2 демонстрирует эталонное построение сцены и прекрасный напор.
| + | Мощный и суровый аппарат выглядит уверенно на любом материале | — | Есть небольшие нарекания к фактуре самого нижнего баса |
Вердикт: если выделен такой бюджет, Anthem MCA 225 GEN 2 не подведет
6. Parasound A21+
Цена – 334 990 рублей
Продолжение и развитие фирменной линейки Halo – Parasound A21+ представляет собой существенно переработанную версию А21. Усилитель мощности весом 32,2 кг теперь выдает на 20% больше мощности (2 х 300 Вт на 8 Ом) и работает в диапазоне от 5 до 100 000 Гц. Подход к звуку у Parasound A21+ не спутать ни с каким другим усилителем – мощник «одной левой» берет под контроль спикеры любой сложности гарантирует ошеломляющие динамические всплески. К качеству басовой секции решительно нельзя высказать ни единой претензии – она исключительно рельефна; но столь же уверенно аппарат показывает себя и на всем остальном спектре частот.
| + | Масштаб и драйв, которые действительно впечатляют | — | В данном прайсе – ничего существенного |
Вердикт: Parasound A21+ – действительно шаг вперед по сравнению с предшественником
5. Rotel Michi M8
Цена – 597 000 рублей
Наша любимая верхняя линейка Rotel – усилитель мощности Michi M8 показывает, вероятно, лучшие показатели «живого веса» на вложенный рубль. Держитесь за подлокотники – аппарат весит 59 кг, развивает 2 х 1080 Вт на 8 Ом, работает в диапазоне от 10 до 100 000 Гц и имеет КНИ в 0,018%. «Под капотом» размещена пара малошумящих тороидальных трансформаторов, четыре конденсатора с перфорированными фольговыми обкладками и целых 32 выходных транзистора. Rotel Michi M8 не поставят в тупик даже электростатические спикеры, а его звучание больше всего похоже на «стальной кулак в бархатной перчатке».
| + | Исключительная сила при сохранении необходимой деликатности | — | Ничего существенного |
Вердикт: Rotel Michi M8 выглядит прорывной моделью для рынка
4. Chord Ultima 5
Цена – 1 082 128 рублей
Новая линейка Chord Ultima и усилитель мощности с индексом 5 предлагают массу инновационных технологических решений. Полностью симметричный мощник использует 32 полевых транзистора MOSFET (двухкристалльные, с горизонтальной структурой), разработанных самой компанией! Прямая связь здесь упреждающая, схема работы А/В со следящим питанием. Весит аппарат 22,4 кг, работает в полосе от 0,5 до 100 000 Гц при 0,005% искажений и развивает 2 х 300 Вт на 8 Ом. Chord Ultima 5 звучит очень натурально, его подвижное и легкое звучание буквально очаровывает, а по части детализации аппарат хватает звезды с неба.
| + | Разрешение под стать представителю аппаратуры класса High End | — | Дизайн на любителя |
Вердикт: продукт завтрашнего дня
3. SIM Audio Moon 860A v2
Цена – 1 984 000 рублей
Апгрейд усилителя SIM Audio Moon 860A в версии v2 предлагает фирменную схему балансного дифференциального дизайна, использованную в 888-линейке. Кастомные транзисторы позволили добиться мощности в 2 х 225 Вт на 8 Ом в классе А, что является выдающимся результатом (при переключении в мост устройство обеспечивает 750 Вт). Технология Lynx работает на снижение искажений (КНИ не выходит за пределы 0,04%) и устраняет обратную связь. Усилитель мощности работает в диапазоне от 10 до 55 000 Гц, а его пластичный саунд наглядно показывает, что такое полноценное раскрытие эмоций авторского замысла.
| + | «Ртутный» звук | — | Достаточно дорогой |
Вердикт: SIM Audio Moon 860A v2 – представитель аппаратуры высшего класса
2. CH Precision M10
Флагман CH Precision, усилитель мощности M10 способен отдать на нагрузку номинальным сопротивлением 8 Ом до 300 Вт мощности в двухканальном режиме и более 1 кВт при переключении в мостовой режим. Здесь использованы новые платы с топологией кратчайшего пути сигнала, предусмотрена точная настройка глобальной обратной связи (с шагом 1%), переработаны схемы входных каскадов и оптимизирована схемотехника блоков питания. В итоге свет увидел двухблочный (53 кг основной блок и 78 кг блок питания) мастодонт, с рекордным (132 дБ) соотношением «сигнал/шум» и АЧХ от 0 до 500 000 Гц. По части саунда CH Precision M10 просто переносит вас в студию, на концерт, материализует музыкантов дома – как говорится, выбирай на вкус.
| + | Стирает грань между живым исполнением и домашней системой | — | Большой и тяжелый, как и принято в этом сегменте |
Вердикт: CH Precision M10 – эталонное устройство в своем секторе
1. Pilium Hercules
Цена – 6 576 008 рублей
Монофонический усилитель мощности Pilium Hercules использует изготовленный на заказ ультракачественный трансформатор на 2 500 ВА, специальные долговечные конденсаторы суммарной емкостью 240 000 мкФ и 30 сверхширокополосных транзисторов; печатные платы аппарата изготовлены по военным стандартам качества. Весит усилитель чудовищные 107 кг, работает в диапазоне до 100 кГц при 0,01% искажений и выдает 350 Вт мощности на нагрузку в 8 Ом. Хотите узнать, что такое магия и бриллианс? Познакомьтесь с моделью.
| + | High End, каков он есть | — | Только прайс… |
Вердикт: техника «на века»
Правильный звук, бриллианс и эмоциональные оттенки — разбираемся с аудиофильской терминологией
Как разговаривать с любителями High End на одном языке – словарь-шапаргалка
Правильный звук, бриллианс и эмоциональные оттенки — разбираемся с аудиофильской терминологией.
Как разговаривать с любителями High End на одном языке – словарь-шапаргалка
Порой бывает, что новичок или просто увлеченный музыкой человек теряется в компании аудиофилов или придя в салон Hi-Fi/High End техники. Слишком много специальных терминов, особый сленг, жаргон – такое вполне может отпугнуть от темы. Не стоит пугаться, тут все просто – разобраться в деталях поможет наш новый словарь начинающего аудиофила.
Воздух – характеристика пространственной картины записи, ощущение объема и панорамы
Стен нет – наивысшая характеристика воздуха – ощущение того, что границы зоны прослушивания исчезли, вы ощущаете себя на концерте
Распахнутое окно – характеристика, сравнимая с оценкой «стен нет»
Локализация – точность позиционирования инструментов в пространстве
Твердость звуковых образов – эталонная характеристика локализации, стабильность пространственной звуковой картины, ощущение, что музыканты расположены четко на своих местах, а их инструменты не фантомны, а физически воссозданы в пространстве
Пустотелая подача – недостаточная твердость звуковых образов
Тембральная картина – соответствие тембров звучания инструментов реальным, важнейшая характеристика натуральности звучания
Живой звук – саунд, который похож на реальное исполнение
Бриллианс – характеристика Ultra High End систем, лоск и шарм при исполнении, обеспечивающие особенное удовольствие от прослушивания; изысканность и филигранность в подаче материала
Микродинамика – способность системы обеспечить скоростное нарастание сигнала у самой нижней границы уровня звука, точность в передаче тихих звуков
Макродинамика – динамический диапазон, разница между самым тихим и наивысшим уровнем звукового давления; критически важная характеристика для воспроизведения БСО прежде всего
Эмоциональные оттенки – точность в передаче системой эмоций и чувств исполнителя
Правильное звучание – саунд, к которому сложно придраться
Звук из коридора – эталонное звучание системы, высочайшее качество, которое заметно даже не из точки прослушивания
Атака – первый импульс, скорость всплесков звука
Slam (в буквальном переводе – хлопок) – атака на НЧ
Sound wall (стена звука) – эффект материализации инструментов «в полный рост»
Ртутная подача – очень подвижный звук, объединяющий отличную атаку, а также превосходные макро- и микродинамику
Шелковый звук – легкая подача материала с детальными, но не навязчивыми высокими частотами
Хрустальный верх – высочайшее разрешение на ВЧ
Мутный звук – слабо детализированный саунд с плохой динамикой
Ватный звук (звук через одеяло, звук через покрывало) – то же самое, что и «мутный звук»
Удержание ритма – способность системы не сбиваться на композициях со сложным ритмом
Фактура баса – качество и детализация басовых нот
Цифра – термин, объединяющий все цифровое аудио (CD, SACD, стриминг)
Аналог – термин, объединяющий все аналоговое аудио (винил, магнитную ленту, компакт-кассету)
Обвязка – коммутация системы, кабельное хозяйство
Колкий звук – саунд, в котором превалируют высокие частоты
Провал – искажения АЧХ на определенных отрезках
Теплый ламповый звук – насыщенное и неутомляющее звучание с использованием в системе, как правило, лампового усилителя
Уровень – буквально – звуковое давление в точке прослушивания, зачастую – характеристика качества системы (звук высокого уровня)
Вылизанная система – комплекс, в котором правильно подобраны не только компоненты и акустика, но и кабельная обвязка, стойки, аксессуары; а также помещение подготовлено для звука
Вышка – Ultra High End система референсного уровня
Первопресс – первое издание альбома на виниловой пластинке (LP), имеет не только коллекционную ценность, но и отличается наивысшим в сравнении с другими прессами, качеством звучания
Пласты – виниловые пластинки
Презерватив – защитный конверт для конверта виниловой пластинки, пакет для защиты от пыли самой виниловой пластинки
Пыльник – защитный колпак для проигрывателя виниловых дисков или магнитофона
Мастер – прямая запись с мастер-ленты
Мост – мостовое включение усилителей
Питалово усилил – замена импульсных блоков питания для цифровой техники на линейные, как правило обеспечивает более высокое качество звучания
Линию провел – оборудование выделенной линии электропроводки от щитка до системы
Комп не играет – интегральная оценка использования ПК как источника в стереосистеме для стриминга звука
Шредер – звукорассеивающие панели, используемые для доводки комнаты прослушивания
Углы заводятся – описание возникновения басовых мод в углах зала, обычно указывающее на необходимость применения басовых ловушек в помещении
ИКЕА поможет – рекомендация купить шкаф для пластинок или другую полезную мебель в комнату прослушивания в сети магазинов ИКЕА
БСО – большой симфонический оркестр, наиболее сложный материал для воспроизведения любой системой
Фокус – точность позиционирования звуковых образов в точке прослушивания, неверный фокус указывает не некорректную установку колонок в помещении
Сибилянты – формально, согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами, реально – указание на недостаток в передаче вокала и ВЧ
Опоры – антивибрационные ножки, путь для апгрейда любой техники
Надеемся теперь сложностей в разговорах с аудиофилами у вас не возникнет! Мы постарались охватить все распространенные жаргонизмы на этом рынке, так что теперь беседовать с людьми, увлеченными высоким качеством звучания, вы сможете на одном языке.
Аудиотерминология и аудиофильский сленг.
10 лет на сайте
пользователь #356327
Ребята, давайте рассмотрим все известные и малоизвестные, применямые термины, как офицальные так просто разговорные, при словесном описании звука, музыки, общей системы, проводков, характер звучания и т.д.
Это выкладывали мои друзья и хорошие знакомые. На одном форуме.
Ясность производится когда комната имеет высокий коэффициент ранней звуковой энергии (early sound energy) к затуханию (later reverberant energy)
Меньшие залы, как правило, имеют более короткие начальные пробелы в времени задержки.
Точность: степень, в которой выходной сигнал с компонента или системы воспринимается как реплицирование звуковых качеств его входного сигнала. точное устройство воспроизводит то, что на записи, что может быть или не быть точным представлением оригинального звука.
Агрессивность : Звук воспроизводится чрезмерно впереди и слишком яркий
Атака: передний край звука (ноты) и способность системы отмечать и воспроизводить атаки переходных процессов в музыке.
Баланс: 1) субъективные отношения между относительной громкостью верхней и нижней половины звукового спектра, «тональный баланс». 2) относительной громкости инструментов в выполнении группы. 3) Равенство уровеней сигнала между левым и правым стерео каналами, позволяет моно материалу изображатся в центре. Также называется баланс каналов.
Басс: звуковые частоты примерно от 60 Гц и 250 Гц.
Стереовпечатление – это ощущение пространственного распределения и разрешающей способности звучания. Стереофонический баланс. Частичные параметры: ширина звуковой картины (стерео база), угол слушания, распределение направлений, стереофоническое равновесие. Примеры недостатков: суженная звуковая картина, провал середины, замена сторон, недостаточное переходное затухание, противофаза между каналами или микрофонами.
Тональная окраска. Звучание, в котором сохранено равновесие между всеми регистрами — низким, средним и высоким — принято называть тонально сбалансированным. Нарушение баланса чаще всего воспринимается слушателем как тональная окраска. Она достаточно точно выявляется экспертом с абсолютным слухом, хотя ее и принято называть субъективной. Также эксперт обращает внимание на тональную чистоту воспроизводимых аппаратурой звуков музыкальных инструментов.
Динамика. Понятие „динамика» определяет способность тракта сохранять верный громкостной ход, громкостные изменения музыкальных инструментов. От правильности передачи динамики зависит, какие оттенки и контрасты изменения громкости музыкальных инструментов мы услышим. Когда речь идет об оттенках, говорят о микродинамике, когда о контрастах — о макродинамике.
Артикуляция. Это качество, оценивающее четкость „произнесения» (воспроизведения) звуков. „Артикулированный» звук — значит, произнесенный внятно и четко. Оценка артикуляции в разных регистрах позволяет судить о четкости и очерченности звуков музыкальных инструментов. Если звуки в каком-либо регистре „смазаны», то говорят, что звукопередача не артикулирована. Так же можно оценивать звучание инструментов при живом прослушивании. Неодинаковая артикуляция в разных регистрах и на разных громкостных уровнях часто нарушает музыкальный баланс: слушатель концентрирует внимание на хорошо артикулированных звуках, при том что плохо артикулированные кажутся ему второстепенными.
Отношение шум/тон. Любой музыкальный звук включает в себя шумовой призвук звукоизвлечения. При живом исполнении тон и шумовой призвук звукоизвлечения неотделимы друг от друга и являются составными частями тембра. Шумовой призвук звукоизвлечения играет очень важную роль, он часто „ведет» музыкальную мысль, входит в состав интонации, участвует в „кристаллизации» тембра инструмента. Шумовой призвук звукоизвлечения содержит более высокие спектральные составляющие, чем сам тон. При воспроизведении записи часто случается, что разного рода искажения приводят к разрушению целостности тембра и шумовой призвук звукоизвлечения воспринимается слушателем отдельно от самого извлекаемого тона. Иногда этот призвук кажется неестественно громким, иногда, наоборот, он замаскирован тоном. Следует обратить особое внимание на такой характер воспроизведения — это первый признак разрушения тембра.
Тембр. Это самая важная характеристика звука. Можно даже сказать, что тембр — это и есть сам звук. Обычно тембр определяется как сумма основного тона и обертонов, которые получаются по закону природных колебаний за счет кратных основному тону колебаний голосовых связок, струны или воздушного столба в духовых инструментах. Однако тембр слагается из очень многих, бесконечных по количеству, составляющих. Это и отклики самих корпусов инструментов, и отклики помещения, где находится звучащий инструмент, и шумовой призвук звукоизвлечения, и атака, и тон, и гармоники колеблющегося элемента инструмента.
Передача тембра является визитной карточкой ценовой категории аппаратуры.
Интонационные связи. Значение слова „интонация» не вызывает вопросов. Это слово часто употребляется в обиходе, причем, как правило, применительно к речи. Словари дают научное определение интонации: это повышение или понижение тона при произнесении фразы. Интонация придает высказыванию большую выразительность, но она не относится к основным речевым факторам, формирующим смысл; в речи все слова имеют какое-то значение, и даже если они будут произнесены монотонно (то есть без интонации), мы в большинстве случаев сможем представить, о чем идет речь. А что же такое интонация в музыке? Здесь она как средство выразительности играет гораздо более важную роль: за звуками и аккордами невозможно закрепить определенного значения, и интонация является одним из средств создания музыкального образа.
Несмотря на то что интонация, по определению, всего лишь повы-шение или понижение тона, она невозможна без изменения громкости интонирующего голоса или инструмента. В музыке изменение тона при интонировании возможно только в небольших пределах, а именно в тех, где высота звука, варьируясь, еще сохраняет свое нотное название (этот интервал называют зоной). Таким образом, музыкальная интонация — это незначительные изменения высоты и громкости звука.
От воспроизводящей аппаратуры требуется точная передача изме-нений каждого звука. Но вслушиваться непосредственно в эти изменения и тем более оценить их передачу аппаратурой невозможно. Мы можем оценить только результат. Тот, кто считает, что он в состоянии определить, насколько выразительно передан тот или иной звук, прав лишь отчасти.
В хорошем исполнении интонации музыкальных звуков тесно взаимосвязаны, независимо от того, одного и того же инструмента это звуки или разных. Интонируемые музыкальные звуки создают музыкальный образ, а во времени это музыкальные события. Полнота восприятия музыкальных событий во многом зависит от того, насколько точно аппаратура передает интонационные взаимодействия звуков. Музыкально чувствительный человек очень чуток к этой передаче.
При правильной передаче интонационных взаимодействий все звуки оказываются равными по значимости. Сочетаясь друг с другом, они создают музыкальные образы, их взаимодействие оказывается целесообразным. При плохой передаче интонационных взаимодействий звуки воспроизводятся „разрозненно», в их следовании не видится особой целесообразности, очень часто источники звука неестественно четко локализуются по ширине стереобазы, с явным нарушением музыкальной вертикали.
Тембровые связи. Тембр, как мы уже говорили, это основная характеристика звука. Именно он порой поднимает стоимость аппаратуры на необозримую высоту; если тембр плохой, то столь высокая цена неоправданна. Но отдельно оценить передачу тембра так же невозможно, как и передачу интонации, более того, это сделать даже сложнее, поскольку передача интонации — это частный случай передачи тембра.
Человек реагирует не только на отдельно взятые тембры, но и на их совокупность, которая и создает музыкальный образ. Отличается воспроизведение музыки разными комплектами. Отличаются тембры одних и тех же инструментов при звучании их в разных концертных залах: в одном зале тембры могут казаться обедненными, в другом они будут оказывать на слушателя большее воздействие, в третьем же приобретут такие сказочные качества, которые не передаст никакая аппаратура. Но где бы мы ни слушали прекрасное живое исполнение, мы сможем его определить. Мы его узнаем только потому, что услышим гораздо больше музыкальных событий, чем на любом аудиотракте. Хорошая передача тембровых взаимодействий предполагает „тембровую» локализацию образов музыкальных инструментов, а не „визуальную». При правильной, „тембровой» локализации звуки могут находиться пространственно друг за другом, но при этом должно сохраняться их четкое тембровое разделение и относительные размеры. В таком случае эксперт говорит, что звуки хорошо эшелонированы. При неправильной, „визуальной», локализации звуки кажутся локализованными по ширине стереобазы, и, несмотря на то что они располагаются как бы на разной глубине сцены, они никогда не перекрываются, а звучат словно самостоятельно, независимо друг от друга, поскольку нарушены их относительные размеры. Очень часто низкие звуки почти таких же размеров, как средние и даже высокие, а значит, они локализованы лучше, чем в реальности. Именно в этом случае аудиофилу кажется, что он „видит» музыкальные инструменты и их точные размеры.
Музыкальная вертикаль. Верная передача тембров сохраняет музыкальную вертикаль. Расскажем о ней на примере оркестровой вертикали. Так как инструменты имеют совершенно различный характер звучания, то они по отношению друг к другу всегда занимают особые места в пространстве — скажем, духовые, где бы ни располагались в оркестре, всегда кажутся крупнее. В концертном зале звучащая труба или флейта создают впечатление наполненности пространства, их звуки будто идут со всех сторон. Группа скрипок имеет более „жесткий» звук и локализуется более четко. Звуки скрипок всегда кажутся мельче, чем звук трубы, фагота или флейты (особенно натуральной деревянной). Звуки виолончелей, как более низкочастотные, видятся всегда крупнее скрипок, но не могут затмить духовых, так как их характерный тембр „растекается» по залу и своей индивидуальностью сильно отличается от других звуков. Словом, звуки разных инструментов в оркестре имеют какие-то пропорции относительно друг друга и характерную цветовую палитру. Данную особенность композитор использует для выражения самых загадочных образов и красок. Эти соотношения в оркестровке, сложные межинструментальные аккорды, сочетающиеся образы и т. п. создают так называемую оркестровую вертикаль (частный случай музыкальной вертикали). Видимо, такое название это явление получило вот по каким причинам. Во-первых, определенный тембр всегда занимает в нашем воображении определенную высотную нишу — нам кажется, что свистящие и высокочастотные звуки расположены выше и более сфокусированы, чем низкочастотные, которые „растекаются», не фокусируются и заполняют все пространство с центром тяжести внизу. Иными словами, в нашем сознании формируется особое расположение по вертикали разных по объему звуков. Во-вторых, в партитуре все партии инструментов, имеющих разный тембр, располагают друг под другом. Глядя в партитуру, музыкант читает оркестровку произведения как бы по вертикали, а разворачивающиеся во времени события, создаваемые каждым инструментом,— по горизонтали. Когда нарушены тембровые соотношения и размеры звуков, когда „цветность» тембров усредняется, разрушается весь смысл сложноорганизованного музыкального повествования. Подобные искажения эксперт называет искажениями (разрушениями, нарушениями) оркестровой вертикали. Но вертикаль разрушается не только в оркестровых записях. Звуки одного и того же инструмента тоже имеют разную высоту, а следовательно, относительно разные размеры — низкие звуки, взятые, скажем, на фортепиано, кажутся крупнее высоких. Поэтому тембровые искажения могут нарушить музыкальный образ, создаваемый пианистом. Тогда уже говорят о плохой передаче музыкальной вертикали. Итак, верная передача музыкальной вертикали — это передача всех соотношений между звуками: и громкостных, и тембровых, и относительных размеров.

















