Бронзино что это такое

Аньоло Бронзино — великий итальянский портретист и блестящий интеллектуал эпохи Маньеризма

Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino; родился 17 ноября 1503 г. — умер 23 ноября 1572 г.) — известный итальянский художник XVI века, выдающийся мастер портретного и мифологического жанров, яркий представитель маньеризма. В творчестве Бронзино также часто встречаются аллегорические картины, а биография художника представляет собой прекрасный образец самоотверженного служения искусству.

Бронзино что это такое

Аньоло Бронзино увлеченно писал не только великолепные станковые произведения, но также создал немало красочных фресок и алтарных росписей. Он был весьма образованным и начитанным человеком, поддерживал теплые дружеские отношения с литераторами и нередко сам брался за перо, сочиняя остроумные стихи.

Бронзино что это такое

Биография Аньоло Бронзино

Аньоло Бронзино появился на свет 17 ноября 1503 года во Флоренции, в семье мясника. Его подлинное имя — Аньоло ди Козимо (Agnolo di Cosimo), а свое прозвище «Бронзино» он получил уже в молодые годы за характерный бронзовый оттенок кожи и рыжий цвет волос. С юных лет у мальчика проявился талант к рисованию, поэтому родители отдали его на обучение сначала в мастерскую художника Рафаэллино дель Гарбо (Raffaellino del Garbo), а чуть позже, в 14-летнем возрасте — к известному портретисту Понтормо (Pontormo).

Бронзино что это такое

Именно Понтормо принадлежит заслуга выработки уникального стиля своего ученика. Почти до 30 лет Бронзино много трудился вместе с учителем над фресковыми росписями и картинами на религиозную тематику, поэтому произведения мастера, созданные в этот период жизни, по праву считаются совместными работами двух выдающихся живописцев.

Бронзино что это такое

В 1530 году произошло знаковое событие в жизни Бронзино — он был назначен придворным художником герцога Урбинского Франческо Марии I делла Ровере (Francesco Maria I della Rovere). Вскоре художник получил объемный заказ на фресковую роспись виллы своего покровителя, с которым блестяще справился. Затем Бронзино написал для молодого наследника герцога — Гвидобальдо картину «Состязание Аполлона и Марсия» и его портрет. Эти произведения принесли живописцу широкую известность и положили начало расцвету его творческой карьеры.

Бронзино что это такое

В 1533 году Бронзино вернулся в родную Флоренцию, где был назначен на должность придворного художника герцога Алессандро Медичи (Alessandro Medici). Через 4 года 26-летний покровитель живописца умер от руки наемного убийцы, но это событие не отразилось негативно на судьбе художника. Напротив, после смерти Алессандро верховная власть во Флоренции оказалась в руках его дальнего родственника Козимо (Cosimo I de Medici), который продолжил оказывать покровительство Бронзино.

Бронзино что это такое

В обязанности придворного живописца входило не только написание картин, но и организация праздничных мероприятий с яркими театральными декорациями. Кроме того, Бронзино успевал рисовать эскизы для флорентийских гобеленовых мастерских и создавать алтарные образы для местных церквей.

Бронзино что это такое

Основным жанром в творчестве художника на протяжении многих лет оставался портрет, причем Бронзино за свою долгую жизнь так и не удосужился написать ни одного автопортрета. Зато он оставил потомкам целый ряд интересных аллегорических картин, в которых мастерски изобразил женскую и мужскую обнаженную натуру.

Бронзино что это такое

Большую часть жизни художник прожил в родной Флоренции, но в 1546 году он совершил творческую поездку в Рим, а в 1564-м — в Пизу. Став известным мастером живописи, Бронзино нашел время и для обучения молодых талантов, а его любимый ученик Алессандро Аллори (Alessandro Allori) впоследствии стал выдающимся портретистом эпохи Маньеризма.

Бронзино что это такое

Бронзино никогда не был женат, не имел детей и был весьма обеспеченным человеком. Он вел достаточно скромную жизнь и предпочитал проводить время в обществе интеллектуалов, а не в шумной кампании любителей спиртного. Тем не менее, время, отведенное судьбой художнику, неотвратимо приближалось к печальному концу.

Бронзино что это такое

23 ноября 1572 года Бронзино навсегда покинул этот мир и отошел в вечность. Его похороны прошли в очень скромной обстановке, а на могиле великого мастера был установлен простой монумент с душевной надписью: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…»

Бронзино что это такое

Самые известные картины Бронзино

Среди работ великого итальянского живописца есть множество выдающихся шедевров искусства. И все же, самыми известными картинами Бронзино можно по праву назвать следующие произведения:

Бронзино что это такое

Бронзино оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства и навсегда останется в памяти потомков. А его прекрасные картины уже почти пять столетий поражают зрителей холодным колоритом и безукоризненной точностью мельчайших деталей.

Источник

Секрет «живых» портретов Аньоло Бронзино: Как удавалось художнику рассказывать истории отчуждённых фигур

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Бронзино что это такое

От фресок к портретам

Почти вся жизнь Аньоло Бронзино, возможно, получившего такое прозвище благодаря смуглому цвету кожи или же рыжим волосам, прошла во Флоренции. Он родился в 1503 году, поступил в обучение к художнику Раффаэллино, а затем – к Якопо Понтормо, одному из основоположников маньеризма. Бронзино был любимым учеником Понтормо, и в двадцатые годы XVI века они совместно трудились над росписью стен церквей, создавали алтарные картины и произведения религиозного и мифологического характера. Бронзино, разумеется, воспроизводил манеру учителя, поэтому в ряде случаев искусствоведы даже затрудняются с точной атрибуцией произведений.

Бронзино что это такое

А в 1532 году Аньоло Бронзино довелось написать портрет урбинского герцога Франческо I делла Ровере, и с этого времени художник работал главным образом как портретист. Вскоре выработался и стал узнаваемым его стиль: лица на портретах сохраняли особенное, отстраненное выражение, но, тем не менее, оставляли возможность увидеть характер, за внешней холодностью разглядеть тревогу, отчаяние, твердость или обреченность.

Бронзино что это такое

В конце тридцатых художник уже состоял на службе у герцога Козимо I Медичи, на десятилетия не только оказавшись связанным рабочими и творческими отношениями с его домом, но и погрузившись в интриги, тайны и драмы флорентийской аристократии, что нашло свое отражение и на портретах. Из-под кисти Бронзино выходили один за другим изображения членов семьи Медичи и приближенных герцога. Удивительно, но несмотря на то, что живописные образы аристократов создавались по заказу, Бронзино не покидали музы и вдохновение при написании этих картин: по всей видимости, сама жизнь при дворе создавала благоприятную творческую атмосферу. Достаточно сказать, что многие члены правящего семейства и приближенные к нему отправлялись на тот свет по причинам никак от них не зависящим и зачастую преждевременно. Создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и, судя по всему, ему это удавалось.

«Живые» и безмолвные портреты

Бронзино что это такое

Уже около 1540 года, вскоре после получения звания придворного портретиста, Бронзино создал парные изображения одного из высокопоставленных чиновников и его жены. Лукреция Панчатики, супруга посла герцога во Франции, производит впечатление твердой и решительной женщины, не склонной, впрочем, раскрывать свои тайны. Поза модели напряженная, а в выражении ее лица видны даже следы некоторой одержимости. Шею украшает медальон с надписью на французском языке, гласящей «Любовь длится бесконечно».
Супруги Панчатики, живя во Франции, поменяли свое отношение к христианскому вероисповеданию и стали гугенотами. В Италии ничего хорошего их не ждало, чету подвергла преследованию Святая инквизиция. В итоге Панчатики публично отреклись от своей новой веры.

Бронзино что это такое

В мастерской Бронзино неоднократно создавались портреты жены и детей Медичи. Одним из самых трогательных стал, пожалуй, портрет Элеоноры Толедской с ее сыном Джованни. Элеонора, дочь Неаполитанского вице-короля, стала женой Козимо I Медичи и родила в браке с ним одиннадцать детей. Джованни, второй сын, изображен на портрете рядом с матерью, она обнимает ребенка, но видно, что мальчику это не приносит чувства безопасности.
На Элеоноре – украшения из ее любимого жемчуга, платье из тяжелой и дорогой ткани, украшенное причудливой вышивкой. Насчет этого платья среди искусствоведов развернулась целая дискуссия – одни утверждали, что после появления на свет портрета герцогиня особенно полюбила этот наряд и даже распорядилась похоронить ее в этом одеянии, а по другому мнению, Бронзино выдумал и платье, и узор, добившись такой потрясающей достоверности лишь благодаря своему непревзойденному умению быть точным в деталях.

Лицо Элеоноры выглядит спокойным – как и все модели на холстах художника, но не ошибется тот, кто заметит в ее глазах тревогу и напряженность. Элеоноре было суждено потерять сына и самой умереть вскоре после него. Эти скоропостижные кончины породили разные слухи – та эпоха была веком ядов и политических интриг, однако современные исследования позволили установить, что мать и сын умерли о малярии. Странно, но на портрете, написанном задолго до этого печального события, задний фон украшает болото.

Взгляды с портретов

Бронзино что это такое

Бронзино любил писать портреты детей и подростков, в первую очередь, сыновей и дочерей герцога Медичи, которому служил. В период с 1555 по 1565 годы был создан портрет Лукреции. После смерти ее старшей сестры, убитой, как считается, отцом в припадке ярости, она получила от той «в наследство» помолвку с герцогом Альфонсо II д’Эсте, за которого и вышла замуж в тринадцать лет. Спустя три года Лукреция умерла, скончавшись не то от яда, не то от туберкулеза.
Создается впечатление, что жизнь вообще была сурова с членами этого аристократического семейства, особенно с детьми. Младшая сестра Изабеллы была задушена ревнивым мужем, а брат, в свою очередь, сам расправился с неверной или же оклеветанной женой. Интересно, что ответственность за расправу никто не понес, Франческо I, новый герцог, объявил, что в обоих случаях наказание было заслуженным.

Бронзино что это такое

В 1545 году Бронзино написал портрет еще одной дочери Медичи, внебрачной и незаконной, по имени Биа (Бьянка). Она была рождена еще до брака, а кто была мать, так и осталось неизвестным. Девочка прожила всего пять лет и тоже скоропостижно скончалась. Бронзино получил заказ написать портрет Бьянки уже после ее смерти. На картине изображен драгоценный медальон с портретом в профиль отца девочки – герцога Козимо I Медичи.
Помимо портретов в их классическом виде, Аньоло Бронзино создавал и множество аллегорических образов тех, кому служил, и тех, кем вдохновлялся и восхищался. Ориентиром для художника было творчество Микеланджело – это прослеживается в работах Бронзино, в частности, в знаменитом «Святом семействе с младенцем Иоанном Крестителем», где образы Девы Марии, Иосифа и Христа написаны с явным стремлением показать их сходство с семьей герцога.

Бронзино что это такое

Портреты кисти Бронзино замечательны тем, что лица на них как будто сами предлагают или даже просят увидеть их историю. Иногда, как в случае с известными представителями аристократии, это сделать нетрудно, иногда же все остается на совести зрителя, которому открывается широкий простор для догадок и предположений.
Аньоло Бронзино снискал славу выдающегося художника и блестящего портретиста еще при жизни; он стал одним из основателей Флорентийской академии искусств. Последние годы жизни он провел в доме своего племянника и любимого ученика Алессандро Аллори, тоже великолепного портретиста.

Бронзино что это такое

О титанах Высокого Возрождения: здесь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Аньоло Бронзино, картины и биография

Бронзино что это такое

Биография:

Знаменитый итальянский художник по прозвищу Бронзино, признанный мастер маньеризма, родился в 1503 году во Флоренции, столице Тосканы. Подлинное имя мастера — Аньоло ди Козимо ди Мариано. Он был выходцем из среды образованной интеллигенции, имел большие познания в литературе, много читал, был знаком с произведениями Данте и Петрарки, которые были его современниками и соплеменниками. Бронзино был членом Флорентийской академии, известно также, что он успешно писал стихи.

Будучи учеником Рафаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо, художник воспринял их стиль, мастерски его переосмыслил и усовершенствовал. В результате Бронзино стал одним из самых ярких представителей течения под названием маньеризм. Картины в этом стиле часто отличаются причудливостью композиции, сложностью работы, вычурностью линий и богатством цветовой гаммы. Будучи ранней стадией барокко, маньеризм несет некоторые его черты, которые явно отразились в парадных портретах и многофигурных композициях на античную и религиозную тематику.

Художник создавал фрески, картины для алтарей и декора церквей и монастырей, полотна на мифологические, аллегорические, религиозные темы. Но лучшее, что создал Бронзино и что стало предметом его гордости и славы — это портреты. Они отличаются особой продуманностью композиции, утонченностью рисунка, богатством холодной цветовой гаммы и обилием точно выписанных деталей.

В 27 лет его приглашают служить придворным художником при герцоге Урбино. Он был одним из мастеров, занятых в масштабных работах на вилле Империале в городе Пезаро, находящегося в исторической провинции Марке, на востоке Италии. Здесь для Гвидобальдо II он написал картину «Состязание Аполлона и Марсия», а также портрет самого герцога. В результате именно эти два полотна стали основой для расцвета карьеры Бронзино, создав ему славу умелого и талантливого живописца.

В возрасте 30 лет художник покидает Урбино и становится придворным художником Медичи во Флоренции. Здесь сконцентрировалась вся интеллектуальная и художественная элита тогдашней Тосканы. Через четыре года он становится членом гильдии Святого Луки (евангелист Лука считается художником и покровителем искусства, его именем была названа гильдия мастеров в средневековой и ренессансной Европе), а также поступает в академию Флоренции.

Мастер выезжал на короткое время в Рим и Пизу. За время путешествий он смог познакомиться с работами великих мастеров Возрождения, в частности, с Микеланджело, восприняв много нового из его работ. Вся остальная его жизнь была полностью посвящена родной Флоренции.

Бронзино много работал с фресками, ему принадлежит ряд известных росписей, например, часовня Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо. За свою жизнь он создал множество театральных и праздничных декораций, а также картоны для создания шпалер. Большая часть таких работ в силу особенностей материалов не дошла до наших дней, но по шпалерным эскизам создавались работы другими известными мастерами Европы.

Одна из аллегорических картин Бронзино, «Аллегория любви», досталась в дар королю Франции Франциску I. Это говорит о том, насколько высоко ценил творчество мастера избалованный талантливыми художниками флорентийский герцог Козимо Медичи. В эти же годы Бронзино написал множество других аллегорических полотен по заказу герцога, а также многочисленные алтарные образы для церквей города.

Его родной племянник Алессандро тоже стал художником, представителем школы маньеризма. Он испытывал сильное влияние творчества Микеланджело, его религиозные и мифологические полотна немного резковаты по форме и колориту, но портреты, как и у дяди, отличаются мягкостью и живописностью. Интересно, что племянник часто тоже называл себя прозвищем дяди, но не достиг такого уровня славы и известности, как сам Бронзино. В портретах кисти Аньоло чувствуется биение жизни и душа портретируемого, при всей сдержанности и некоторой холодности композиции.

Скончался художник в 1563 году и был скромно похоронен под камнем с замечательной эпитафией «Не умирает тот, кто жил, как Бронзино».

Источник

Маньеризм Аньоло
Бронзино

Благодаря его работам в стиле маньеризм по количеству портретов семья Медичи в XVI веке не уступала королям и императорам. Об этих полотнах можно сказать много слов: на них утонченность, изящество, нотка презрения и роскошь, глядя на которую остается лишь мечтать о подобном величии.

Творчество Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано, Agnolo di Cosimo di Mariano, 1503-1563), автора этих работ, оставило яркий след среди представителей флорентийской школы.

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Любовь к живописи будущему художнику привил его первый наставник, малоизвестный живописец Раффаэлино ди Гарбо. Но главным вдохновителем стал Джакопо Понтормо, другой учитель Бронзино. Именно под его руководством он стал профессионалом. В одной из первых картин мастера «Пигмалион и Галатея» (Pygmalion and Galatea, 1529-1530) уже видны холодность и рассудительность, которые стали характерными чертами его произведений.

В своих предпочтениях Бронзино определился не сразу: то он писал героев на фоне необычных строений, то забывал о замысловатой архитектуре и основное внимание уделял самим персонажам. Так, портреты Бартоломео Панчатики (Ritratto di Bartolomeo Panciatichi, ок. 1540) и его жены Лукреции (Ritratto di Lucrezia Panciatichi, ок. 1541) чопорны и беспристрастны. Их лица похожи на маски и обращены к зрителям анфас, хотя для эпохи Возрождения это не характерно.

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино тщательно прорисовал детали, делая акцент на элементах костюма и сложной прическе героини. Лукреция Панчатики держит в руках открытую книгу. Это еще одна характерная деталь работ Бронзино — намекнуть на внутренний мир героя. Книга свидетельствовала об аристократичности и просвещенности светской дамы.

Расцвет карьеры Аньоло пришелся на середину 1530-х годов – в то время его пригласили стать личным художником семьи Медичи. При дворе тосканского герцога Козимо I Медичи живописец сблизился с литераторами, художниками, путешественниками и учеными и был в восторге от произошедших в жизни перемен. В своих письмах он писал о Козимо как о «лучшем правителе, которого знавал мир», его жену, Элеонору Толедскую, называл «воплощением всех добродетелей», а детям дал ласковое прозвище — «маленькие ангелочки».

Одним из таких «ангелочков» был сын герцога Джованни. Его портрет «Джованни Медичи ребёнком» (Ritratto di Giovanni Medici, 1545) герцог попросил сделать за короткий срок. Художник справился с работой за два с половиной месяца. Тогда малышу было всего 18 месяцев, но на картине изображен уже двухлетний ребенок.

Бронзино что это такое

Это произведение необычно тем, что как правило Бронзино писал детей как серьёзных взрослых. Но портрет Джованни вышел живым и настоящим: улыбающийся мальчик изображен почти фронтально, а не в полный рост с «классическим» поворотом головы.

Бронзино что это такое

Все портреты взрослых членов семьи Медичи и придворной аристократии дышат высокомерием и замкнутостью. Прямая спина, полное отчуждение, презрение во взгляде — это типичные черты, по которым в XVI веке можно было узнать представителей высшего света. Холодность изображаемых людей соседствует с роскошными и точно выверенными деталями их нарядов.

Однако Аньоло Бронзино известен не только своими портретами: он создавал еще и фрески на религиозные сюжеты. На это его вдохновил Микеланджело, с которым он встретился в Риме. Художник пытался подражать знаменитому мастеру, но на всех фресках, которые сохранились до наших дней, можно увидеть ту же холодность и бесстрастность, что и на портретах.

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

Бронзино что это такое

«Снятие с креста» (Deposition of Christ, 1540-1545) — типичная маньеристская работа Бронзино. Здесь не найти драматизма и глубины, нет реального трехмерного пространства. Зато на ней множество изящных фигур, похожих на скульптуры, гармоничное цветовое сочетание и ни одна деталь не бросается в глаза — настолько все едино. Сам герцог Козимо Медичи отзывался о «Снятии с креста» как о «редкостной по красоте» работе.

Бронзино что это такое

В последние годы творчества Бронзино оставил портреты и полностью посвятил себя религиозной тематике. Также он руководил флорентийской Академией изящных искусств. Это было первое в Европе учебное заведение, где студенты знакомились с живописью, музыкой и художественной реставрацией. У мэтра было много учеников. Самый известный из них — это Алессандро Аллори, который стал приёмным сыном итальянского мастера.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *