Бруни медный змий о чем картина

Фёдор Бруни. Медный змий

Бруни Ф. А. (1801— 1875) МЕДНЫЙ ЗМИЙ.1841г, холст, масло 565 х 852 см
Государственный Русский музей

Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме.
Никогда не видела репродукцию этой картины.А ведь в своё время она имела головокружительный успех у зрителей.А художник Ф. Бруни был соперником Брюллова.

Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственнейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий», избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета.

Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи,( её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет.
Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания»

Законченный «Медный змий» в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение.

В центре картины на заднем плане изображён пророк Моисей, который жезлом указывает на медного змия, а другой рукой подаёт знак приблизиться к нему. Его взгляд суров и направлен поверх голов страдающих людей. Рядом с ним стоит первосвященник Елеазар — сын Аарона, брата Моисея, а позади них — группа левитов. Моисей и Елеазар находятся в геометрическом центре полотна и символизируют собой надчеловеческую силу — с одной стороны, карающую (Елеазар), а с другой — указывающую путь к спасению (Моисей).

Но не Моисей с Елеазаром, а люди, изображённые на переднем, более крупном плане картины, в первую очередь привлекают внимание зрителя. Они находятся в ужасе и отчаянии, даже не помышляя о поисках спасения и не пытаясь взглянуть на медного змия — такое впечатление, что они не слышат Моисея, или просто не в состоянии внять его совету.
В центральной части картины — бьющийся в агонии от укусов змей молодой мужчина атлетического сложения. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт — по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»

В правой части на переднем плане картины изображена женщина, в страхе и отчаянии бросившаяся к своему мужу. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики — жены Бруни. Такое введение в картину родного для художника образа может рассматриваться как проявление романтизма в исторической живописи. Эта женщина является локальным центром правой части картины — все, её окружающие, также охвачены ужасом. То, что многие ищут защиты у своих родных и близких, не вполне согласуется с библейским описанием, согласно которому для исцеления людям достаточно было посмотреть на медного змия.

В то же время некоторые люди, изображённые на заднем плане картины, стремятся к медному змию и надеются на спасение. Среди них — мать с младенцем, стоящая у подножия колонны и прижавшая к ней руки своего малыша. В правой части картины мужчина несёт на руках свою обессилевшую жену, которая с надеждой смотрит в сторону медного змия — одетая в белое, она наиболее ярко символизирует религиозное озарение и веру в исцеление, при этом сам Бруни характеризовал её состояние как «экстаз».

Создаётся впечатление, что именно на эту женщину смотрит изображённая слева от неё мать двоих детей. Но это не так — на самом деле она смотрит на небо, с которого падают змеи, и, по словам Бруни, «боясь за детей, она хочет прикрыть их полой одежды». Ещё левее изображена стоящая на коленях женщина, перед которой лежит мёртвый ребёнок. Хоть и обращена она лицом к медному змию, но в её взгляде не видно никакой веры в спасение — только материнское горе и покорность судьбе

В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам, изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор.Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы.

О ТВОРЧЕСТВЕ БРУНИ И БРЮЛЛОВА.

В книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. И далее Бенуа пояснял: «его [Бруни] искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу — то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова

Историк литературы и цензор Александр Никитенко 27 октября 1841 года записал в своём дневнике:

« Ходил во дворец и смотрел картину Бруни «Вознесение змия в пустыне». Я ожидал от неё большего. Это — картина разных смертей, а где же поэтическая идея Моисея с его чудом? Моисей мелькает вдали неясною тенью, а вы видите только кучи умирающих, изображённых с ужасающею истиной. Художник, очевидно, заботился не о художественной, а об анатомической правде фигур».Фёдор Бруни. Девочка у камня (эскиз для картины Медный змий)

Поэт и просветитель Александр Баласогло писал:

« «Воздвижение Моисеем медного змея в пустыне» — громадное произведение, первая в Академии художеств картина по величине. Эффекта, движения, огня, сцен, чувства, соображений, таланта, выражения — здесь бездна; труд колоссальный. Оценить его можно только долговременным изучением по частям; в них есть сокровища, но общая мысль композиции и главное исполнение — они очевидны. Душа скорбит общим страданием и жаждет чуда.

Источник

«Медный змий»

Бруни медный змий о чем картина

В этой картине есть одна странная деталь, на которую я всю жизнь не обращал внимания. До тех пор, пока подписчица не озадачила меня вопросом. И в поисках ответа мне, как обычно, пришлось зарыться в оригинальный библейский текст. И вот что обнаружилось…

Итак, Бруни, «Медный змий».

Сюжет в двух словах все-таки напомню: после исхода из Египта Моисей сорок лет водит евреев по пустыне. В пустыне скучно и жарко, но все же минимальные условия для жизни созданы: Бог указывает им путь в виде дымного столба днем или огненного столпа ночью, питаются же евреи манной небесной, которая каждый день, как по заказу, выпадает на землю в нужном количестве.

Вроде бы жить можно, но нет: в какой-то момент народ начинает роптать, что, мол, слишком долго ходим. Устали, надоело. И на манну эту смотреть уже не можем…

За такую неблагодарность Бог насылает на народ ядовитых змей. Когда почти всех уже пережалили, люди раскаиваются, и Бог приказывает Моисею воздвигнуть медного змия. Те, кто будет на него смотреть, спасутся от укусов.

Этот момент Бруни и изображает. Змей вознесен на столбе. Люди стремятся к нему, кто в отчаянии, кто с надеждой. Потрясающая по эмоциональному накалу сцена помещена в центр: мать пытается приподнять голову мертвого, уже позеленевшего от яда младенца и заставить его посмотреть… Но глаза ребенка закрыты навсегда.

А что же смутило мою подписчицу? А смутило ее несовпадение картины с библейским текстом. Ведь написано там так:

И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.

И возникает резонный вопрос: а где знамя? Змей же не на знамени, а на столбе! И не только у Бруни, кстати. Вот Медный змий Рубенса:

Бруни медный змий о чем картина

А вот средневековая миниатюра:

Бруни медный змий о чем картина

Никаких знамен ни там, ни там нет. Признаюсь: я не обращал на это внимания. Спасибо подписчице, что пробудила мое любопытство!

Что делает в таких случаях Алексей, вы уже знаете: лезет в оригинальный текст. Как правило, все ответа содержатся там. Так вышло и в этот раз. Ведь Бруни, работая над картиной, ориентировался на уже существующую в искусстве традицию изображать змия на столбе. Откуда она взялась? А давайте заглянем в латинский текст Библии, на который опирались все европейские художники. Там сказано:

fac serpentem (сделай змея) et pone eum (и помести его) pro signo (вместо знака).

Как видите, слова «на знамя» в русском тексте — это перевод латинских «pro signo». Signum в широком смысле слова — знак. А в узком — значок в римской армии. И тут нам нужно будет на секунду буквально погрузиться в античную военную историю. Я знаю, что обычно девочкам это не интересно, но выхода нет: без отступления пазл не сложится)

Итак, вспомним любой исторический фильм, где показываются римские легионы (ну хотя бы «Гладиатора»). Были у них знамена в современном понимании? Нет, не было! А были вместо этого значки, которые выглядели примерно вот так:

Бруни медный змий о чем картина

Длинный шест, а на нем всякие позолоченные кольца, венки, звери (чаще всего орлы). Главный значок легиона обычно как раз и был украшен орлом, и назывался по латыни aquila. Однако были свои значки и у более мелких военных единиц — когорт, манипул и центурий, из которых состоял легион. И вот эти значки как раз и назывались «сигнумы», а специальный солдат, носившей их, звался сигнифер. Вот изображение сигниферов с колонны Траяна в Риме:

Бруни медный змий о чем картина

И вот именно в качестве знака на высоком шесте в Бог и предлагает Моисею воздвигнуть змия. Именно так средневековые художники момент этот и изображали. А вот у переводчиков, создававших текст славянской Библии, в этом месте возникла дилемма, с которой переводчики вообще сталкиваются часто: сохранить первоначальный смысл, рискуя вызвать у читателя недоумение, или наоборот, перевести понятно, при этом отклонившись от оригинала. В нашем случае выбрали второй вариант. Действительно, что такое римский сигнум, читатель русской Библии вряд ли понимал. Ближайший знакомый аналог — военное знамя. Так и перевели.

Ну вот, еще одну маленькую, но интересную иконографическую загадку мы разрешили. Знания эти вам пригодятся: ведь изображения медного змия встречаются в живописи на каждом шагу, и не только в живописи: в Петербурге, к примеру, барельеф с его изображением можно увидеть над входом в Троицкий собор на Измайловском проспекте.

Напоследок у меня к вам просьба: если столкнетесь с этим сюжетом в музее, будучи в компании друзей, не забудьте их просветить. Будем сеять знания вместе)

P.S.: кстати, об экскурсиях. Туристический сезон приближается, а границы все еще закрыты. Даже в Турцию не пущают! По этому поводу в Петербурге летом, думаю, будет аншлаг, и мне в личку все чаще поступают вопросы: можно ли у меня заказать экскурсию?

Отвечаю: лично у меня — нет. Алексей стал стар, ленив и неповоротлив, и в поля больше выходить не хочет. Но у меня осталось много опытных, испытанных во всех возможных жизненных ситуациях коллег, за знания и профессионализм которых мне не придется краснеть. И вот их я вам с удовольствием порекомендую. Но учтите: я и мои коллеги занимаемся только индивидуальными экскурсиями. Это не то чтобы очень дешево, но того стоит.

Источник

Рецензии на произведение «Бруни Медный змий. 1841 г»

А тех, кто верил и молился,
Господь, что милостив, спасёт.

Об этом говорит картина.
***
Печально и устрашающе.

Согласен с тобой, Игорь!
Спасибо! Жму руку!

Дорогой Иван! Помню давным давно была у меня такая картина вырезана из какого-то журнала. Сюжет очень драматичен, но свет как замечательно падает, и тона такие спокойные, очень интересно, что сюжет приправлен такой цветовой гаммой. А стихотворение у тебя замечательное! С теплом и нежностью. Белый Филин.

Большое спасибо тебе, милая! Всё же у Бруни, как мне кажется, большой упор сделан на наказание людей и на их страх перед наказанием. Можно было бы показать, что Господь и милосерден! А то и змеи падают с небес, и Моисей гневно воздел руки, и толпа безумно мечется. Но это моё мнение. Чувствуется влияние «Последнего дня Помпеи» в композиции картины. С признательностью и обожанием,

Картина написана под влиянием «Последнего дня Помпеи», даже композиция напоминает работу Брюллова!

Картину вижу в первые. Точно ты отметил, она вызывает ужас, а в воздухе так и слышится стон и крик. Спасибо, стих точно передает душевное страдание людей. Удачи

Спасибо, Саша! В картине показаны страдание и ужас, и трудно отыскать людей, надеющихся на спасение. И вид Моисея очень грозен. Хотя Господь был не только жесток, но и милосерден. Всего доброго и успехов!

А в воздухе и стон, и крик! Исправь,дорогой!

Большое спасибо, Долик! Исправил. Жму руку, дорогой!

Очень понравился стих! Я эту картину, к сожалению, не видела. Но Вы ее так красочно описали, как будто я ее увидела! Спасибо за присоединение к Людмиле в заочном поздравлении меня! Удачи Вам!

Большое спасибо, милая Ася! Рад знакомству с Вами! Разрешите непосредственно, пусть и с опозданием, поздравить Вас и пожелать здоровья и удачи! С сердечным теплом и нежностью,

Спасибо большое, Иван, за поздравление! И я Вам желаю всего хорошего. С уважением,

На кого же мы сегодня должны взирать чтобы спастись?

Спасёт нас только вера в Бога и в нашу матушку Россию!

В чем заключается роль матушки, и кто сегодня является матушкой?
Матушка должна заботится о своих детках и любить их, а современная матушка гробит их.
И судя по сему детки от такой матушки далеко не в восторге, так как она давно уже не матушка а мачеха, которая пожирает своих собственных детей.

Очень здорово написал об этой картине, Иван!

Спасибо, дорогая Лара!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Бруни медный змий о чем картина

В основе картины «Медный змий» лежит ветхозаветный сюжет — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.

Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. В специальном послании государю Николаю I живописец объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Конечно, это была своего рода уловка: в Италии можно было найти итальянский пленэр и итальянские типы, но не иудейские.

В 1841 году «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».

Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.

Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования. В изображении страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход только в покорности Божественной воле.

«Медный змий» был приобретен государем императором для эрмитажного собрания, а в 1897 году — передан в Русский музей.

В 2003 году завершилась многолетняя реставрация знаменитой картины. Она была очищена от семи слоев лака, из-за которого многие персонажи были едва различимы, а само полотно приобрело ржаво-коричневый колорит. Выяснилось, что зеленые одежды персонажей на самом деле голубые. А на заднем плане обнаружилось ранее скрытое изображение шалаша — скинии, в которой древние иудеи хранили Ковчег Завета.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=18806

С февраля 2000 года по декабрь 2002 года реставраторами Русского музея была проведена беспрецедентная работа с грандиозным полотном Ф.Бруни ‘Медный змий’ (565 х 850).

Источник

Медный змей

Бруни медный змий о чем картина

Бруни медный змий о чем картина

Ме́дный змей (ивр. נחושתן или נחש הנחושת ‎, Нехуштан; лат. Naasthan ) — штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея во время перехода евреев из Египта в Ханаан для исцеления укушенных ядовитыми змеями (Чис.21:9).

Впоследствии превращён иудеями в кумир и уничтожен царём Езекией (4Цар.18:4).

Картина «Медный Змий» Фёдора Бруни

Бруни медный змий о чем картина

Бруни медный змий о чем картина

Картина «Медный Змий» на ветхозаветную тематику принадлежит кисти Фёдора Бруни. Одноименная картина была создана художником Якопо Тинторетто в 1575 году и занимает центральную часть росписи потолка Верхнего Зала церкви Сан-Рокко в Венеции.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Медный змей» в других словарях:

МЕДНЫЙ ЗМЕЙ — (евр. hеhaš nеhošet), в ветхозаветных преданиях изображение змеи, сделанное Моисеем в пустыне (после исхода из Египта) для защиты от «ядовитых змеев» (букв. «огненных»), которые были насланы на него за малодушие и ропот во время скитаний по… … Энциклопедия мифологии

Медный змей — Медный змей. Картина Ф. А. Бруни. 1827 1841 гг. Медный змей. Картина Ф. А. Бруни. 1827 1841 гг. Медный змей в Ветхом Завете изображение змеи, сделанное Моисеем в пустыне () для защиты от “ядовитых змеев”, которые были насланы на народ… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Медный змей — евр. Нехуштан Медный змей. Когда израильтяне стали роптать в пустыне на Бога и Моисея, то Господь наказал их, послав на них «ядовитых змеев», которые жалили народ, отчего многие умирали. Когда народ в смертельной нужде обратился к Моисею, тот,… … Словарь библейских имен

медный змей — м’едный змей (Чис.21:9 ; 4Цар.18:4 ) изображение змея, сделанное Моисеем из меди по повелению Божию для исцеления израильтян, укушенных змеями. Впоследствии это изображение сделалось идолом и Езекия был вынужден его уничтожить. На вознесение змея … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

медный\ змей — м’едный змей (Чис.21:9 ; 4Цар.18:4 ) изображение змея, сделанное Моисеем из меди по повелению Божию для исцеления израильтян, укушенных змеями. Впоследствии это изображение сделалось идолом и Езекия был вынужден его уничтожить. На вознесение змея … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Медный змей — ♦ (ENG brazen serpent) изображение, созданное Моисеем в пустыне. Взгляд на него приносил исцеление тем, кого укусила змея (Чис. 21:8, 9). Упоминается в Новом Завете как символ Иисуса Христа (Ин. 3:14) … Вестминстерский словарь теологических терминов

Медный змий — Медный змей Медный змей (Нехуштан) штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея во время перехода евреев из Египта в Ханаан для исцеления укушенных ядовитыми змеями. Впоследствии превращён иудеями в кумир и уничтожен царём Езекией.… … Википедия

Змей медный — В кн. (Чис.21:9 ) говорится, что когда Израильтяне были уязвляемы ядовитыми змеями в пустыне за ропот против Бога и Моисея, то Моисей получил повеление от Бога сделать (медного) змея и выставить его на знамя, чтобы всякий потерпевший уязвление… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Змей медный — – символ спасения, явленный народу израильскому в пустыне (Числ. 21, 5 и сл.) и сделавшийся поэтому предметом суеверного поклонения израильтян (4 Царст. 18, 4), так что царь Иезекия велел его уничтожить. Медный змей есть, вместе с тем, по… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Змей (мифология) — Змей (в мифологии) змееподобное существо в мифическом или религиозном контексте. Змеем может называться существо, внешний облик которого является целиком или частично змеиным. Иногда оно сочетает в себе свойства пресмыкающегося и человека,… … Википедия

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *