Бтр для чего используется

Бронетранспортёр

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора).

Ближайшими по классу бронетранспортёру машинами являются боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница заключается в задачах, которые возлагались на машины. БТР в основном разрабатывался как транспортное средство пехоты, в то время как на БМП и БМД дополнительно возлагались задачи поддержки пехоты огнём орудия и ПКТ в наступлении и обороне. Хотя на многих БТР установлены достаточно мощные крупнокалиберные пулемёты, вооружение этих машин, как правило, не является стабилизированным и имеет упрощённые прицелы, что ограничивает его применение в основном целями самообороны. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по дорогам с улучшенным покрытием. В свою очередь, БМД отличается способностью авиадесантирования с помощью парашюта. БТР по сравнению с БМП и БМД обычно имеет в разы меньшую стоимость в производстве из-за отсутствия на нём сложного и высокотехнологичного оборудования.

Для БТР, в отличие от танков и БМП, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть как гусеничные, так и колёсные машины.

Содержание

История развития

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Первые БТР (в современном понимании) были построены англичанами во время Первой мировой войны как транспортный танк Mark IX на базе Mk I для транспортировки на поле боя до 50 пехотинцев. Между мировыми войнами пальма первенства в разработке БТР перешла к немецким конструкторам, разработавшим различные варианты машин с колёсно-гусеничным движителем и противопульным бронированием с рациональными углами наклона. К началу Второй мировой войны колёсно-гусеничный БТР М2 («халфтрак») был разработан в США и стал самой массовой машиной этого класса того времени. Модификация М3 этого семейства боевых машин поставлялась по ленд-лизу в СССР, поскольку советские конструкторы и производственные ресурсы были ориентированы на разработку более нужных фронту танков и САУ. В канадских, затем американских и британских частях союзников в эрзац-бронетранспортеры переделывались шасси танков и САУ.

После войны отсутствие в СССР БТР было признано большим упущением и в короткое время были созданы современные образцы этих машин. В государствах-участниках блока НАТО и не связанных с ним странах после Второй мировой войны были созданы разнообразные конструкции БТР, отражающие национальные точки зрения на функции подобных машин в собственных военных доктринах и концепциях.

Плавающие бронетранспортёры

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Очень популярна концепция, согласно которой бронетранспортёр рассматривается как универсальное транспортное средство, способное не только защитить от пуль, но также и преодолевать водные препятствия. Эта концепция обрела популярность ещё в годы Второй мировой войны, когда стало очевидным, что отсутствие какой-либо брони у американских амфибий LVT-1 и LVT-2 (англ. Landing Vehicle Tracked — Десантный Транспорт Гусеничный ) является их серьёзным недостатком, который тем не менее может быть легко исправлен за счёт применения бронирования, аналогичного плавающему танку LVT(A)-1 (англ. AArmored, Бронированный ), основанному на том же самом дизайне, что и LVT-1 и 2.

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

В то же время, помимо авиатранспортабельных бронетранспортёров морская пехота США широко использует бронетранспортёры предназначенные для транспортировки морем, а не по воздуху. Что позволяет без оглядки на прокрустово ложе авиатранспортабельности, получить не только хорошую мореходность, важную именно для военно-морских операций с участием морской пехоты, но также и большую грузоподёмность, которая может быть использована как для большего количества превозимых десантников, так и для более тяжёлого вооружения. Так например, если авиантранспортабельный бронетранспортёр M113 при массе около 11 тонн, перевозит 11 десантников и вооружён 12.7 мм пулемёт, то перевозимый морем AAV7 при массе в 23 тонны, перевозит 25 десантников и вооружён 40 мм гранатомётом.

40-50 км/ч по воде против традиционных

Что касается мотопехоты, то в начале двадцать первого века стала популярной идея об отказе как от плавающих, так и авиатранспортабельных бронетранспортёров (примерно аналогичных десантным), в пользу тяжёлых как более живучих в бою. С другой стороны, тяжёлые БТР серьёзно ограничивают возможности мотопехоты в ландшафтах, изобилующих водными препятствиями. Не случайно тяжёлая БТР «Ахзарит» применяется в пустынной и полупустынной местности, а для свободы действий в местности, не являющейся таковой, всё же необходима возможность преодоления водных препятствий.

Тяжёлые бронетранспортёры

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Самый первый бронетранспортёр Mark IX, по ряду признаков можно было отнести как тяжёлым, так и лёгким бронетранспортёрам, так как с одной стороны он был создан на базе танка, а с другой подобно танкам того времени имел лишь противопульную защиту. Позднее в годы Второй мировой войны канадцами использовались эрзац-бронетранспортёры из танков и САУ, со снятыми башнями и крышами, получившие прозвище «Кенгуру». Эти машины, хоть и сохраняли большую часть танковой брони, не имели крыши и были уязвимы при попаданиях сверху.

В годы Холодной Войны идея тяжёлых бронетранспортёров не обрела популярности, а противопульная защита считалась достаточной. Основной причиной тому было то, что потенциальные противники в силу своей географической удалённости друг от друга делали ставку на десант. И если США, как получившие после Второй Мировой несомненное господство на море, ставили на свою морскую пехоту, то в СССР была сделана ставка на ВДВ. В результате и в той, и в другой стране обязательным требованием к бронетранспортёру была его способность к преодолению водных препятствий, которую было легче всего обеспечить при противопульном бронировании. Разница концепций заключалась главным образом в том, что американцы, благодаря господству на море, помимо небольших авиатранспортабельных бронетранспортёров (наподобие M113 с массой около 10 тонн), могли себе позволить и большие («монструозные» по советским меркам) бронетранспортёры наподобие AAV7.

У израильской «Ахзарита» и украинской БМТ-72 в корме располагается компактный двигатель, оставляющий рядом с собою место для относительно узкого кормового люка, в целях компенсации узости оснащённого приподнимаемой крышкой, позволяющей десантирование с разбега. При этом у израильской «Намер» и иорданской «Темсах» двигатель располагается на носу, обеспечивая тем самым наличие в корме широкого люка для десантирования.

Что касается мотопехоты, то существенным доводом в пользу тяжёлых БТР является то, что специальная разновидность БТР, именуемая БМП, теоретически должна взаимодействовать с танками. А танки, за исключением плавающих, как известно, не способны с ходу (без специальной подготовки) преодолеть водное препятствие. И с этой точки зрения способность БТР и БМП к плаванию при взаимодействии с основными танками становится не столь критичной. В то же время, как показывает практика, плавающие обычные БТР и БМП из-за своего слабого бронирования способны полноценно взаимодействовать лишь с плавающими танками, а для полноценного взаимодействия с основными танками предпочтительны именно тяжёлые БТР.

Опыт боевого применения

Источник

Вооружение отечественных бронетранспортеров

В нашей стране за последние несколько десятилетий было создано большое количество различных бронетранспортеров. Несмотря на отличия в техническом облике и характеристиках, все эти машины имели общее предназначение. Все отечественные и зарубежные бронетранспортеры предназначены для перевозки личного состава с вооружением. Кроме того, «обязанностью» бронетранспортера на поле боя является огневая поддержка бойцов. Создание отечественных бронетранспортеров сопровождалось постоянным развитием их вооружения. С конца сороковых годов и до нашего времени вооружение отечественных бронетранспортеров прошло такой же большой путь, как и сами машины, для которого оно создавалось.

БТР-40

Бтр для чего используется

Питание пулемета СГМБ осуществлялось при помощи лент на 250 патронов. В боевом отделении бронетранспортера БТР-40 имелось место для пяти коробок с боеприпасами, в каждой из которых находилось по одной ленте. Общий возимый боекомплект состоял из 1250 патронов. Кроме того, для обороны бронетранспортера стрелок мог использовать 8 осколочных и 2 противотанковые гранаты.

Бтр для чего используется

В середине пятидесятых годов был разработан вариант бронетранспортера БТР-40 с полностью закрытым корпусом. Бронемашина БТР-40Б получила крышу десантного отделения с двумя двустворчатыми люками. Люки располагались в передней и кормовой частях крыши и предназначались для стрелка. Для ведения огня требовалось открыть один из люков и установить пулемет на соответствующий кронштейн. Стрелок бронетранспортера БТР-40Б мог использовать лишь два кронштейна, на лобовом и кормовом листах корпуса.

БТР-152

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Во второй половине пятидесятых годов БТР-152, подобно БТР-40, обзавелся бронированной крышей. В крыше имелись три откидных люка, два из которых мог использовать стрелок. Как и в случае с БТР-40, модификация бронетранспортера с крышей сохранила только два кронштейна для крепления пулемета СГМБ.

БТР-50П

Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на лобовом и кормовом листе десантного отделения.

Бтр для чего используется

Устройства для установки пулемета СГМБ были унифицированы с агрегатами бронетранспортеров предыдущих моделей. Благодаря этому стрелок машины БТР-50П мог обстреливать достаточно широкие сектора в передней и задней полусферах. Пулемет бронетранспортера использовал ленты на 250 патронов. В возимый боекомплект входили пять лент – 1250 патронов.

Со временем бронетранспортер БТР-50П получил бронированную крышу и новое обозначение – БТР-50ПК. После такой модернизации вооружение бронетранспортера осталось прежним, а для его использования в крыше были предусмотрены крупные люки.

Бтр для чего используется

По некоторым данным, БТР-50П, как и предыдущие отечественные бронетранспортеры, мог стать основой для зенитной самоходной установки. Для этого в десантном отделении предполагалось монтировать тумбу с пулеметной установкой ЗПТУ-2. Кроме того, рассматривался вариант использования четырехствольной установки ЗПТУ-4. В серию подобная техника не пошла.

БТР-60

Бронетранспортер БТР-60, являющийся прямым «предком» всех последующих отечественных машин этого назначения, в первых модификациях не имел крыши. По этой причине вооружение бронемашины соответствовало предыдущим бронетранспортерам. БТР-60 нес пулемет СГМБ, устанавливаемый на одном из трех кронштейнов. Кронштейны располагались на лобовом листе и на бортах корпуса. В распоряжении стрелка было пять лент с 1250 патронами. Существуют изображения бронетранспортеров БТР-60 с пулеметом ДШКМ на лобовом кронштейне и двумя СГМБ на бортовых, однако такие фотографии являются «показательными» и не отражают реалий эксплуатации бронетранспортера.

Бтр для чего используется

В середине шестидесятых годов бронетранспортер БТР-60 повторил судьбу предыдущей техники и обзавелся бронированной крышей. Первоначально бронемашина имела крышу, созданную с учетом наработок по предыдущим проектам: для использования пулемета в крыше предусмотрели люк. Такая версия бронетранспортера получила индекс БТР-60А. Поздние серии этой машины получали новые пулеметы, вместо СГМБ они оснащались 7,62-миллиметровым ПКБ.

Бтр для чего используется

БТР-70

В начале семидесятых годов на вооружение советской армии поступил новый бронетранспортер БТР-70. Эта машина создавалась на основе наработок по проекту БТР-60ПБ. Предполагалось, что новый тип бронетехники сможет перенять все преимущества базовой машины, но будет лишен ее недостатков. По-видимому, башня с двумя пулеметами была отнесена к положительным сторонам бронетранспортера БТР-60ПБ, в результате чего без каких-либо серьезных изменений ее перенесли на БТР-70.

Бтр для чего используется

Вооружение и его характеристики остались прежними, хотя конструкция башни претерпела некоторые изменения, связанные с технологией изготовления. Кроме того, в башне бронетранспортера БТР-70 предлагалось устанавливать модернизированный перископический прицел ПП-61АМ. Размеры боекомплекта и дальность стрельбы остались прежними.

Бтр для чего используется

После распада Советского Союза некоторые страны, на вооружении которых оказались бронетранспортеры БТР-70, предпринимали попытки их модернизации. Ряд подобных проектов подразумевал использование нового вооружения, в том числе и новых боевых модулей. Благодаря этому БТР-70 смог стать носителем автоматических пушек и гранатометов, а также противотанковых ракет. В российских вооруженных силах машины БТР-70 эксплуатировались с базовым вооружением.

БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначался для замены предыдущих машин аналогичного назначения. Как следствие, в его конструкции широко применялись наработки по предыдущим проектам. По этой причине в базовом варианте бронемашина БТР-80 оснащалась почти таким же вооружением, как и БТР-60ПБ или БТР-70. На крыше машины предусмотрели коническую башню «классической» для отечественных бронетранспортеров конструкции.

Бтр для чего используется

Боекомплект башни бронетранспортера БТР-80А состоит из 300 снарядов для автоматической пушки и 2000 патронов для пулемета. Следует отметить, что все агрегаты башни, в том числе короба с боеприпасами, располагаются за пределами корпуса, из-за чего применена непрерывная подача боеприпасов. Конструкция башни обеспечивает наведение вооружения в любом направлении. Угол возвышения ограничен 70 градусами. В зависимости от применяемых боеприпасов вооружение БТР-80А может поражать цели на дальности до 4 километров. Интересной особенностью башни с пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ является сравнительно высокая линия прицеливания – 2,8 метра от земли. Это позволяет экипажу бронетранспортера при необходимости укрываться за стенами или строениями, оставляя возможность наблюдения за обстановкой и ведения огня. При бое в городских условиях такие возможности оказываются весьма полезными.

Бтр для чего используется

БТР-82

В двухтысячных годах были созданы несколько новых модификаций бронетранспортера БТР-80. Машины БТР-82 оснащаются новыми двигателями и рядом нового оборудования, призванными повысить их характеристики. Как и прежде, комплекс вооружения новых бронемашин был выполнен на основе соответствующих агрегатов предыдущей техники. Оригинальная башня лафетной компоновки, созданная для бронетранспортера БТР-80А, была усовершенствована и устанавливается на машины новых модификаций.

Бтр для чего используется

Бтр для чего используется

Бронетранспортер БТР-82А несет 30-мм автоматическую пушку и пулемет ПКТ. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект пушки и пулемета остался таким же, как и на БТР-80А – 300 снарядов и 2000 патронов. Башня машины БТР-82А оснащается прицелом, аналогичным использованному на бронетранспортере с пулеметным вооружением.

БТР-90

БТР-Д

Бтр для чего используется

БТР-МД и БТР-МДМ

Бтр для чего используется

Как и предыдущий бронетранспортер для воздушно-десантных войск, БТР-МДМ имеет легкое пулеметное вооружение. Вооружение машины БТР-МДМ состоит из дистанционно управляемой башенки с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Боекомплект пулемета располагается в ящике рядом с ним. Для наведения пулемета на цель используется перископический прицел 1П67М. При необходимости экипаж может вести огонь из дополнительного курсового пулемета. Курсовая установка для ручного пулемета РПК располагается в лобовом листе корпуса в правой его половине. Кроме того, на лобовом листе имеются четыре дымовых гранатомета.

Будущее вооружения бронетранспортеров

За полвека вооружение отечественных бронетранспортеров претерпело серьезные изменения. БТР-40 нес лишь один пулемет винтовочного калибра, устанавливавшийся на одном из четырех кронштейнов. При необходимости пулемет можно было переставлять на другое место или же снимать и использовать отдельно. Бронетранспортеры последних моделей имеют солидное пулеметное или пушечно-пулеметное вооружение, в разы превосходящее использовавшееся на первых машинах этого класса. Последние разработки в области бронетехники для мотострелковых войск позволяют с уверенностью говорить, что развитие вооружений продолжается и вряд ли остановится.

В последние годы отечественная и зарубежная оборонная промышленность активно работает над созданием новых боевых модулей, пригодных для установки на технику различных моделей. Отечественные предприятия готовы предоставить заказчику боевые модули различных моделей, оснащенные вооружением разных типов и классов. В зависимости от пожеланий военных бронетехника может нести пулеметы, автоматические пушки, автоматические гранатометы и противотанковые ракеты. Кроме того, все нынешние боевые модули оснащаются современными прицельными устройствами.

Именно универсальные боевые модули в настоящее время выглядят наиболее удобным и эффективным средством вооружения бронетехники для мотострелковых подразделений. Подобные системы, объединяющие в себе элементы бронирования, вооружение и различное радиоэлектронное оборудование, позволяют оснащать технику всеми необходимыми системами, а также сравнительно легко проводить ее модернизацию. Что касается вооружения бронетранспортеров будущего, то оно, скорее всего, сохранит свои основные черты. Есть основания считать, что подобная бронетехника и впредь будет нести автоматические пушки или крупнокалиберные пулеметы, спаренные с пулеметами винтовочного калибра. Кроме того, в комплексы вооружения могут быть включены автоматические гранатометы и противотанковые ракеты.

Однако только время покажет, как будет выглядеть вооружение бронетранспортеров будущего. Демонстрация новой отечественной техники этого класса должна состояться в ближайшие годы.

Источник

Как модернизировали БТР-80

С середины восьмидесятых годов на вооружении советской и российской армии, а также некоторых силовых структур состоит колесный бронетранспортер БТР-80. За прошедшие десятилетия базовый БТР-80 прошел несколько модернизаций разного рода. С их помощью удавалось сохранять производство техники, а также наращивать ее характеристики. Последняя на данный момент модернизация предназначается для продления сроков эксплуатации боевых машин.

Первые модернизации

Первый вариант модернизации бронетранспортера БТР-80 пошел в производство в 1993 году, и этот проект носил вынужденный характер. Изначально серийные БТР-80 комплектовались дизельными двигателями типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. В апреле 1993-го на предприятии «КамАЗ» произошел пожар, полностью уничтоживший завод двигателей. Российская армия нуждалась в новых бронетранспортерах, и потому в минимальные сроки был создан проект машины с иными силовыми агрегатами.

В том же году в серию поставили машину под названием БТР-80М. Она получила ярославский дизель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., коробку передач ЯМЗ-236Н и шины КИ-126. Сокращение мощности двигателя привело к незначительному падению характеристик подвижности. Впрочем, замена силовых агрегатов позволила сохранить производство. В конце 1993 года «КамАЗ» возобновил производство двигателей, и вскоре удалось наладить выпуск БТР-80 в исходной конфигурации.

Параллельно шли работы по радикальной модернизации комплекса вооружений. В базовой версии БТР-80 нес башню с пулеметами КПВТ и ПКТ, характеристики которых считались недостаточными для решения всех возникающих задач. В 1994 году на вооружение поступил модернизированный БТР-80А с пушечно-пулеметной башней БППУ-1.

БТР-80А отличался от базовой машины усиленной конструкцией корпуса, соответствующей повышенным нагрузкам при стрельбе. Изделие БППУ-1 построили по лафетной схеме; на опорах башни вывешен блок с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Рядом с ними находятся ящики боекомплекта и дымовые гранатометы. Боекомплект пушки включает 300 снарядов, пулемета – 2000 патронов.

Установка нового вооружения увеличила дальность и эффективность огня. Пулемет КПВТ мог поражать живую силу и незащищенную технику на расстояниях до 2 км, тогда как пушка 2А72 на таких дистанциях способна поражать и легкобронированные цели. Дальность по живой силе увеличилась до 4 км.

Проект «82»

В конце прошлого десятилетия были разработаны новые проекты глубокой модернизации существующей техники. В соответствии с заказом министерства обороны появились два варианта развития бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А – БТР-82 и БТР-82А соответственно. В ходе испытаний было установлено, что комплекс вооружений БТР-80 и БТР-82 не соответствует актуальным требованиям. Из-за этого работы по БТР-82 были остановлены в пользу более эффективного БТР-82А.

В 2013 году на вооружение приняли как БТР-82А, так и его модификацию БТР-82АМ. Эти машины схожи с точки зрения конструкции, но имеют разное происхождение. БТР-82А строятся с нуля, а бронетранспортеры «АМ» перестраивают из имеющихся БТР-80. Позже был разработан проект БТР-82В. Эта машина предназначается для Росгвардии и в некоторой мере похожа на БТР-82, от которого отказались ранее.

Армейские БТР-82А(М) получают обновленную башню БППУ-1 со штатным вооружением и новыми приборами управления. Наводчик использует комбинированный прицел ТКН-4ГА. Имеются средства связи и управления, позволяющие бронетранспортеру работать в составе единой системы тактического звена.

БТР-82В для Росгвардии отличается от машин для армии только вооружением. На нем монтируется башенка от БТР-80 с пулеметами КПВТ и ПКТ. Применение такого вооружения связано с особыми требованиями заказчика. Подразделения Росгвардии нуждаются в бронетехнике с развитым вооружением, но им не требуются системы для борьбы с серьезно защищенными целями.

Бронетранспортеры семейства БТР-82 в настоящее время производятся серийно. Одновременно осуществляется выпуск совершенно новых машин, а также ведется модернизация имеющейся техники по проекту с литерами «АМ». Такая техника поступает в части сухопутных и воздушно-десантных войск, морской пехоты и Росгвардии. С начала производства российские заказчики получили не менее 1500-1700 таких бронемашин. Также осуществлялись поставки зарубежным странам. Казахстан, Азербайджан и Сирия в общей сложности получили не менее 300-350 бронетранспортеров.

Будущее модернизаций

По всей видимости, нынешнее семейство БТР-82 станет последним в своем роде. Подобную технику продолжат выпускать и эксплуатировать, но появление в будущем следующего проекта модернизации БТР-80 выглядит маловероятным и не вполне целесообразным.

Едва ли не главной предпосылкой к такому развитию событий является ограниченный модернизационный потенциал БТР-80. К этому бронетранспортеру предъявляются различные претензии, в первую очередь, связанные с защитой экипажа и десанта. По сути, в своей исходной версии эта машина уже не соответствует требованиям времени и угрозам современных конфликтов. Проекты БТР82А/АМ/В частично решили эти вопросы, но полное избавление от характерных недостатков связано с кардинальной перестройкой конструкции, к которой не стали прибегать.

Вторая причина отсутствия смысла в разработке следующих модификаций БТР-80/82 связана с общими процессами в сфере бронетехники. Сейчас разрабатывается принципиально новая колесная платформа «Бумеранг», на основе которой создан перспективный бронетранспортер. Начало серийного производства и эксплуатации «Бумерангов» приведет к очевидным последствиям. Широкое распространение такой техники позволит отказаться от более старых образцов, а кроме того, сделает ненужным их дальнейшее развитие.

На полную замену бронетранспортеров семейств БТР-80 и БТР-82 новыми «Бумерангами» потребуется немало времени, но стоит ожидать, что этот процесс будет завершен в разумные сроки. БТР-80/82 останутся в строю и будут служить вместе с новой техникой. Они должны будут проходить необходимое обслуживание и ремонты, но разработка новых версий таких машин теперь выглядит сомнительной.

Выпускаемые в настоящее время бронетранспортеры БТР-82А/АМ/В не лишены некоторых недостатков базовой техники, но все же имеют серьезные преимущества перед ней. Массовое производство таких машин позволяет закрыть потребности армии и повысить боеспособность частей-эксплуатантов. Однако дальнейшее развитие российских бронетранспортеров связано с принципиально новыми проектами. Появление машин семейства «Бумеранг» и их массовые поставки в обозримом будущем сделают ненужным новые модернизации БТР-80 и его производных.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *