Буд что это такое в образовании

Доклад «Формирование БУД в коррекционной школе»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа города

Формирования БУД (базовые учебные действия) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) на уроке в СКШ

учитель начальных классов

Волкова Наталья Александровна,

высшая квалификационная категория

Формирования БУД (базовые учебные действия) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) на уроке в СКШ

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что у школьников с особыми образовательными потребностями с большим трудом формируются важнейшие и необходимые базовые учебные действия. Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

Согласно требованиям образовательного стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий, кратко (БУД).

Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

— пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;

— принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;

— готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В сфере личностных БУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных БУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных БУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действиями моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных БУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности речи.

Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции.

Приемы педагогической коррекции:

— приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;

— специальные приемы организации обучения;

— логические приемы переработки учебной информации;

— приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Приемы психологической коррекции :

— доверие к личности ребенка;

— формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения;

— анализ конфликтных ситуаций;

— моделирование желаемого поведения;

Приемы логопедической коррекции:

— повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;

— повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;

— изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;

— выделение определенного звука из ряда других звуков;

— дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;

— дефференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости;

— прием удлинения и варьирования слогов;

— анализ и синтез слогов, слов;

— сопоставление и распространение предложений, рассказов;

— употребление и преобразование грамматических форм;

— выделение ударных и бузударных гласных;

— обводка, штриховка букв;

— логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т.д.

Данные приемы коррекционной работы обеспечивают формирование БУД.

Система коррекционной работы по формированию у младших школьников с ОВЗ базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования базовых учебных действий. Я вам предложу таблицу, где вы можете проследить связь БУД с содержанием учебных предметов.

Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей.

В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.

Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода: игровые технологии, технологии непосредственно направленные на формирование действий планирования, контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.

Источник

Формирование базовых учебных действий (БУД) по ФГОС.

Буд что это такое в образовании

Элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Буд что это такое в образовании

Содержимое разработки

Буд что это такое в образовании

Формирование базовых учебных действий

Хорошавина Вероника Николаевна

учитель ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат»

Буд что это такое в образовании

Что такое базовые учебные действия?

Базовые учебные действияэто элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Буд что это такое в образовании

реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Буд что это такое в образовании

Задачами реализации программы являются:

• формирование мотивационного компонента

• овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

• развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

• определить функции и состав базовых учебных

действий, учитывая психофизические

особенности и своеобразие учебной

• определить связи базовых учебных

действий с содержанием учебных предметов;

Буд что это такое в образовании

Принципы базовых учебных действий:

Буд что это такое в образовании

Буд что это такое в образовании

Базовые учебные действия, формируемые

у младших школьников, обеспечивают,

с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной

деятельности на доступном

Буд что это такое в образовании

Буд что это такое в образовании

обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Буд что это такое в образовании

обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Буд что это такое в образовании

обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Буд что это такое в образовании

представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Буд что это такое в образовании

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит

делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе

осуществить корректировку процесса

их формирования на протяжении всего

Буд что это такое в образовании

Для оценки сформированности каждого

действия используется следующая система оценки:

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

которые исправляет по прямому указанию учителя;

действие, но иногда допускает ошибки,

которые исправляет по замечанию учителя;

действие в любой ситуации.

Буд что это такое в образовании

Новые стандарты кардинально меняют требования к оцениванию:

от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Источник

Главная и конечная цель учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе – подготовить обучающихся к самостоятельной, реальной жизни в социуме, чтобы они обладали достаточными ЗУН для применения в практической плоскости профильного трудового процесса, чтобы были востребованы в том или ином секторе экономики. На протяжении всех лет обучения необходим мониторинг, срез, контроль динамики усвоения знаний, навыков, умений и развития детей для своевременной корректировки учебно-воспитательного процесса, организации индивидуальной и дифференцированной работы. Самой эффективной формой такого контроля, мониторинга является программа формирования базовых учебных действий (БУДов). С ее помощью мы можем наиболее полно и объективно конструировать модель выпускника, конкретно для каждого обучающегося с учетом его индивидуальных возможностей. Универсальной модели выпускника специальной коррекционной школы одинаково для всех обучающихся разработать невозможно: нельзя предугадать, каким будет в процентном отношении окончательный результат усвоения учебной программы, каким будет объем ЗУНов. Но разработать эталон модели, к реализации которого нужно стремиться, необходимо. Мониторинг с помощью механизма реализации программы БУДов позволяет скорректировать работу педагога, проводить системный и постоянный анализ индивидуального развития ребенка, его личностных и предметных результатов.

На примере трудового обучения в практической плоскости предлагаю ознакомиться с содержанием базовых учебных действий на моих уроках.

Характеристика базовых учебных действий.

Личностные учебные действия:

Включают следующие умения: осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Включают следующие умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия:

Включают следующие умения: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Относятся следующие умения: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов.

Вот как представлены связи базовых учебных действий с содержанием учебного предмета – профильный труд – «Цветоводство и декоративное садоводство»: предлагаю вашему вниманию перечень учебных действий:

Личностные учебные действия:

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

Регулятивные учебные действия:

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач коллективный поиск средств их осуществления.

Познавательные учебные действия:

— использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Источник

Формирование БУДов у обучающихся с УО

Буд что это такое в образовании

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формирование БУД в I-IV классах обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) Вариант I * *( 2.2. Содержательный раздел. 2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с лёгкой УО (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладении доступными видами профильного труда.

Задачи реализации программы являются Формирование мотивационного компонента учебной деятельности (зачем учить?) Овладение комплексом БУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности (как учить?) Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Функции БУД ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ (ЭФФЕКТИВНОСТИ) ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ; РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УО (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) К ДАЛЬНЕЙШЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Виды БУД

С учётом возрастных особенностей обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) БУД целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Характеристика базовых учебных действий I (I1)-IV классы

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают: 1) успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению; 2) составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия Обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Личностные учебные действия включают в себя: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Для формирования личностных базовых учебных действий можно использовать следующие виды заданий: – участие в проектах, исследованиях; – мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания; – подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Для формирования коммуникативных базовых учебных действий можно предложить следующие виды заданий: – составь задание партнеру; – представь себя в роли учителя и составь задание для класса; – составь рассказ от имени героя; – составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); – отзыв на работу товарища;

Регулятивные учебные действия Обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия Представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Литература Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) \ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.

Буд что это такое в образовании

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Буд что это такое в образовании

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Буд что это такое в образовании

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Буд что это такое в образовании

Номер материала: ДБ-961424

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Буд что это такое в образовании

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Буд что это такое в образовании

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Буд что это такое в образовании

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Буд что это такое в образовании

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Буд что это такое в образовании

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Буд что это такое в образовании

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Буд что это такое в образовании

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *