Будда дхарма сангха что это
Две драгоценные буддийские мантры. Мантра прибежища и мантра Будде
Б удда, Дхарма и Сангха – три «драгоценности» в буддийской картине мира, три опоры на пути саморазвития. Будда – источник Учения, пример достижения высшей Мудрости и Сострадания, Учитель Богов и Людей, почитаемый в бесчисленных мирах. Дхарма – Знание об устройстве мира, Учение о преодолении омрачений и победе над страданиями. Сангха – объединение единомышленников, близких по духу людей, стремящихся к единым целям; друзья, которых объединяют не совместные развлечения, а труд над собой и созидание. Эти три понятия именуются «драгоценностями» не случайно, ведь каждое из них – ориентир для следования, объект для глубокого изучения, погружения, медитации.
Все три санскритских слова звучат в Мантре Прибежища – центральной мантре буддийской культуры.
Buddhaṃ śaraṇaṃ gacchāmi
Dharmaṃ śaraṇaṃ gacchāmi
Saṃghaṃ śaraṇaṃ gacchāmi
Перевод:
Я принимаю Прибежище в Будде.
Я принимаю Прибежище в Дхарме.
Я принимаю Прибежище в Сангхе.
Другой вариант перевода:
Туда, где правит/покровительствует Будда, я иду.
Туда, где правит/покровительствует Дхарма, я иду.
Туда, где правит/покровительствует Сангха, я иду.
Произнесение этих слов свидетельствует о намерении следовать путём развития благих качеств, непрекращающегося самоисследования и работы над собой. Принять прибежище не значит укрыться в надёжном месте от трудностей. Наиболее распространённый вариант перевода: «Я принимаю Прибежище в Будде». Однако важно отметить, что слово gacchāmi означает ‘я иду’ (gam – ‘идти’), т.е. это активный процесс, движение. Принять прибежище – значит идти, трудиться для достижения цели, совершать конкретные шаги на пути к полному осознанию вечной Дхармы.
Мантра Прибежища несколько раз в день звучит в комплексе Махабодхи в Бодхгае, в месте Просветления Будды Шакьямуни. Словно обобщение пройденного пути, подведённый итог и понимание главных ценностей, эта мантра разносится в пространстве над Деревом Бодхи.
Однако путь Будды к Просветлению был долгим и полным испытаний. Несмотря на то, что его земная жизнь началась в роскоши царского дворца рода Шакьев, молодой принц покинул дом своего величественного отца, увидев несовершенства материального мира и пожелав найти средство от старости, болезни и смерти. Шакьямуни – так стали называть его, что означает ‘мудрец из рода Шакьев’.
Мантра, обращённая к Будде Шакьямуни, звучит так:
oṃ muni muni mahāmuni śākyamuni svāhā
oṃ muni muni mahāmuni svāhā
Перевод:
oṃ – воплощение Всевышней Силы в звуке.
muni – мудрец.
mahamuni – Великий мудрец.
śākyamuni – мудрец из рода Шакьев.
svāhā – произошло от su – ‘хорошо’, áha – ‘сказанное’. Зачастую это слово используется в окончании мантры в качестве одобрения и благословения.
Обретя Просветление под Деревом Бодхи, мудрец из рода Шакьев стал Татхагатой – наивысшим наставником живых существ, Всё Истинно Знающим. Суть этого благородного звания лежит за пределами нашего понимания, ведь сознание Пробужденного существа, вспомнившего все прошлые и будущие жизни всех живых существ, обладает колоссальными возможностями.
Мантра Прибежища – квинтэссенция знания и главные ориентиры для следования, а мантра Будде – словно напоминание нам, что путь к Пробуждению начинается с пути мудрого молодого человека, который не пожелал мирских богатств и личного счастья, а устремился на поиски истинного знания. Так долгий путь к высокой цели начинается с маленьких шагов, и даже в основе непостижимой истории о Татхагате лежит человеческое рождение. Это может служить напоминанием и вдохновением, ведь как говорил Махатма Ганди: «Возможное для одного – возможно для всех».
Что такое три драгоценности? Что такое практика Дхармы? Зачем практиковать Дхарму?
Что такое три драгоценности в Буддизме?
Будда (Учитель), Дхарма (Учение) и Сангха (община или собрание единомышленников) называются Тремя Драгоценностями
Б удда и все реализованные мастера объяснили, что очень важно иметь Учителя, который обладает великим состраданием и глубоким знанием, являясь воплощением Будды, Дхармы и Сангхи.
Будда (санскр.; тиб. сангье): обозначение просветленного состояния ума.
«Санг» означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ.
Будда нашего времени – это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи.
Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы.
Учение Будды называется Дхармой (санскр.; тиб. Чё).
Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну – три уровня поучений, данных Буддой ученикам в соответствии с их способностями и склонностями.
Собрание личностей, практикующих Учение и истинно придерживающихся пути, указанном Буддой, можно назвать Сангхой (санскр.; тиб. гендюн).
В строгом смысле Сангхой называют посвященных монахов и монахинь.
Что такое практика Дхармы?
Именно в данный момент нашей жизни доступна практика поучений Махаяны, которые, безусловно, драгоценны и редки. Наше стремление к развитию и чувство ответственности ставят перед нами задачу совместить драгоценность и редкость поучений Махаяны и нашу жизнь.
Среди блужданий нашего ума иногда мы можем подумать, что, практикуем мы или нет, Дхарма всегда будет оставаться доступной нам. Если вы тоже так считаете, то это серьёзная ошибка. Каждое мгновение, вообще любое время, которое можно было бы использовать как благоприятную возможность для практики Дхармы, нужно использовать. Если же не брать на себя эту ответственность, не проявлять искреннее уважение к учениям, существует определённая возможность причинить вред себе и тем духовным друзьям, с кем есть связь.
Если вы считаете, что учение не столь важно, то оно станет таковым из-за вашего отношения, и вы многое потеряете. Дело в том, что учение в большой степени скрыто от вас, поэтому в действительности невозможно строить предположения на его счёт. С другой стороны, ценность учения подтверждается его неизменной эффективностью со времён Будды и по настоящий день. Это то, на что можно положиться. Вам следует всем сердцем осознавать святость учения, в том смысле, что нет ничего более важного, чем практика Дхармы в течение этой и будущих жизней.
В обычной ситуации мирской жизни, в сфере бизнеса, деловой человек составляет для проекта план; он знает, что, возможно, проект обойдётся ему в миллион долларов, и рассматривает каждую его деталь предельно внимательно. В деловом мире такому проекту придают крайнюю важность и вкладывают огромное количество энергии в то, чтобы успешно довести его до конца. Дело в том, что если столько сил собираются потратить на столь временный предмет, то почему бы не вложить, по крайней мере, столько же сил в дело, которое принесёт не только временную, но и абсолютную пользу. не только в этой жизни, но и будущих жизнях?
Зачем заниматься практикой Дхармы?
Если бы вы могли понимать и ценить истинность Дхармы и в свете этого понимания продолжать практиковать, вы бы без сомнения приносили огромную пользу встречающимся вам людям и в особенности этой стране.
К практике Дхармы следует относиться весьма серьёзно и выполнять её абсолютно искренне. Это играет решающую роль в формировании вашей жизни, причём не только этой, но и всех предстоящих. Если хотите переживать временное, а затем и абсолютное счастье, практика Дхармы является ни с чем не сравнимой и единственно надёжной связью.
Природа ума выходит за пределы всех жёстких понятий. И по этой причине в практике медитации важно не пребывать в будущем и не вспоминать прошлое, но оставаться в настоящем. Удержание ума в настоящем — вот практика, которую нам всем следует совершенствовать.
Если мы лучше всмотримся в себя и в окружающих, то поймем, что все мы хотим счастья. Однако одно только желание счастья не может принести нам самого счастья, потому что для достижения счастья мы должны использовать эффективные и разумные методы.
Когда мы осознаем, что каждый из нас также как и мы хочет счастья, то мы в силах понять, что нет особых причин заботиться лишь только о самом себе. Каждый хочет счастья, и нет разницы между всеми нами.
По этому поводу Его Святейшество Далай-лама говорит следующее: «Надеюсь, что каждый из вас согласится со мной в мысли о том, каждое существо желает счастья и не хочет страдать. Все мы едины в одном – избежать страдания и быть счастливыми. Внешнее физическое удовольствие преходяще, оно не прочно и не может быть бесконечным, следовательно, следует искать иные пути обретения другого, настоящего, прочного, непоколебимого счастья. С самим фактом рождения мы вовлечены в страдание, в борьбу за жизнь, но человек, ищущий счастья в духовной сфере, находится в более выгодном положении, ему намного легче переносить физические лишения. Нет такого места, где бы мы могли навсегда скрыться от всех наших несчастий. Есть смысл в том, чтобы, используя методы трансформации ума, которые предлагает нам Учение Будды, помаленьку улучшать наше нынешнее состояние. Каждый момент нашего существования – это данность, проистекающая из совокупности причин. Причины эти – потенции сознания, то есть скрытые способности к совершению добрых и дурных действий. Эти потенции пребывают в пассивном состоянии; когда появляются внешние факторы, то возникает чувство наслаждения и боли. Если таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних факторов, удовольствие и боль не могут ни возникнуть, ни исчезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в прошлом. Все наслаждения и все страдания в основе своей проистекают из сознания. Дисциплинирование ума посредством религиозной практики пресекает в потоке сознания потенции, под воздействием которых произрастают плоды страдания».
Сангха — опора на Пути познания себя
«Один в поле не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» — с этими поговорками мы знакомы с детства. И возможно многие слышали притчу о том, что соломинку сломать просто, а веник — намного сложнее. Но в современном мире, где всё больше насаждаются эгоистичные мотивации, людям гораздо проще беспокоиться о себе, личной выгоде, своей зоне комфорта и так далее. Поэтому крайне редко удаётся делать что-либо сообща. И даже если это случается, то чаще всего людей объединяет какая-то сугубо материалистичная цель — деньги, карьера, выгода. По каким же принципам люди объединялись в более благостные времена?
Сангха в буддизме
Две с половиной тысячи лет назад великий духовный учитель Будда Шакьямуни дал своим ученикам наставления о главных ориентирах на пути духовного развития. Так появилась концепция «Трёх Драгоценностей» — Будда, Дхарма и Сангха.
Главенствующей из этих трёх драгоценностей считается Дхарма. Но немаловажную роль играют и два других аспекта, при этом Сангха (сообщество единомышленников) является большой опорой на пути. Почему так? Попробуем разобраться.
Представим простую ситуацию: человек решил отказаться от мясной пищи и перейти на вегетарианство. Скорее всего, его окружение (или большая его часть) будет, мягко говоря, не в восторге. Коллеги на работе, возможно, будут подшучивать, задавать глупые риторические вопросы. Родственники будут рассказывать страшные истории о том, какие болезни настигают вегетарианцев, что всё это глупости и так далее. В этой ситуации человек подобно Брестской крепости будет только «отстреливаться» от противников вегетарианства. Можно предположить, что он довольно быстро откажется от своей затеи. И даже если, обладая невероятной силой воли, решимостью, независимостью от мнения окружающих, он таки сможет выстоять свою позицию, ему всё равно будет непросто. Именно в подобных ситуациях очень важна поддержка единомышленников. Если в описанную картину мы добавим несколько позитивных штрихов, например у нашего героя есть хотя бы один друг, который поддерживает его в новом начинании или сам давно практикует вегетарианство, то в таком случае, даже если всё окружение ополчится против, он будет знать, у кого можно получить поддержку. И это бесценно.
А теперь представьте, что человек, переходя на новый рацион питания, начал участвовать в вегетарианском проекте. К примеру, его профессиональные навыки пригодились для записи видео с приготовлением блюд для вегетарианцев. При этом видеозаписи, получая распространение в интернете, многим людям покажут, что вегетарианское питание может быть вкусным, разнообразным, полезным и питательным. Принося таким образом пользу обществу, человек сам будет успешно продвигаться на этом пути. Потому что в этой деятельности он чувствует радость от того, что может быть полезным, и понимает, что вегетарианство действительно меняет жизнь.
Давайте сравним эту ситуацию с первоначальным сценарием, когда человек в роли Брестской крепости, которую «обстреливают» со всех сторон знакомые, друзья, родственники и так далее. В чём колоссальная разница между этими сценариями? Лишь в том, что человек смог найти единомышленников, благодаря чему не только обрёл психологическую поддержку, но и получил возможность участвовать в позитивном, развивающем проекте. Таким образом, наличие единомышленников имеет большое значение на пути саморазвития. Именно поэтому Будда Шакьямуни ещё 2 500 лет назад обозначил Сангху как одну из трёх драгоценностей. В самом начале пути иначе, как драгоценностью, это не назовёшь.
Быть может, кто-то возразит, что и один в поле воин. Вполне возможно, что это так. Много фильмов снято и книг написано об отважных героях-одиночках, которые противостояли своим противникам и даже успешно. Но, во-первых, такие случаи единичны и далеко не каждый способен быть эффективным в одиночку. А во-вторых, что ни говори, а эффективность команды в подавляющем большинстве случаев намного выше. В приведённом выше примере, быть может, герой и сам бы мог снимать видеорецепты, имея все необходимые навыки и ресурсы. Но стоит ли говорить, что на это ушло бы в разы больше времени, энергии, ресурсов. И даже в этом случае результат был бы менее впечатляющим.
Чаще всего можно видеть, что путь героя-одиночки выбирают самоуверенные и эгоистичные люди. Они не хотят ни с кем делить славу, желают присвоить весь успех, не прислушиваются к чужому мнению и так далее. И даже если такой человек имеет возвышенные мотивации и действительно продвигает здравые вещи в обществе, он это делает не столько ради того, чтобы принести благо, сколько ради пиара. Впрочем, он часто может даже не осознавать своей истинной мотивации. Но если посмотреть на ситуацию с рациональной точки зрения, то работа командой всегда продуктивнее и приносит плоды совершенно иного масштаба. Хотя бы потому, что у каждого есть свои склонности, таланты, возможности, навыки. И когда объединяется группа людей — каждый может проявить свою сильную сторону ради общего дела, что позволяет команде совершать вещи, которые одному просто не по силам. Всё же крайне редко можно встретить человека, который «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Полезность команды единомышленников стоит рассматривать в двух аспектов. Первый — польза взаимодействия для каждого участника. Второй — польза их совместной деятельности для общества. Даже если люди стремятся исключительно к собственному развитию, объединённые в команду, они будут действовать эффективнее. Обмен знаниями, опытом, энергией позволит им быстрее продвигаться на пути. А в случае, если команда единомышленников имеет альтруистичные цели (распространять знания, менять мир к лучшему) и заинтересована в развитии общества — эффективность и вовсе возрастает в разы. Это обусловлено законом кармы: чем сильнее мы способствуем чьему-то развитию, тем быстрее будем развиваться сами. Вы можете это заметить. Попробуйте с кем-то поделиться знаниями и обнаружите, что и вам открылась какая-то новая грань истины. Тут важный момент: не стоит привязываться к результату, так как это зарождает в уме эгоистичную мотивацию. Если же ваш образ жизни направлен на то, чтобы менять жизнь окружающих к лучшему — благополучие и вовсе станет вашим постоянным состоянием.
Всё, что происходит в нашем мире, обусловлено кармой — причинно-следственными связями. Совершая поступки, мы завязываем кармические узлы, которые проявляются в будущем, определяя нашу судьбу. Есть такое мнение, что мы не можем в принципе встретить человека, с которым у нас нет кармической связи. Так, любая встреча определена нашими поступками в прошлом. Бывают позитивные кармические связи, бывают негативные. С последними очевидно, что они отличаются конфликтами, ссорами, страданиями и так далее. Но если есть группа единомышленников, объединённых альтруистичной целью, то это означает наличие достаточно прочной и позитивной кармической связи. Такой шанс упускать нельзя, тем более в эпоху Кали-юги, когда позитивные кармические связи, позволяющие людям взаимодействовать ради блага друг друга и окружающих людей, встречаются очень редко.
Очень хорошо о ценности единомышленников на пути говорил философ Шантидева: «Никогда, даже если придётся пожертвовать жизнью, не отвергай духовного друга, постигшего суть учений Великой Колесницы». О чём тут речь? Здесь говорится не только о ценности единомышленника, но и о ценности его мировоззрения. Ведь именно цель, которая вас объединяет, важнее всего. Учение Великой Колесницы проповедует о пути Бодхисаттвы, то есть о духовном развитии не ради собственного блага, но ради блага окружающих. То есть речь идёт о том, что ценен не просто «духовный друг», а духовный друг с альтруистичным мировоззрением. И такого духовного друга отвергать никак нельзя. Если во времена Шантидевы встретить духовного друга с таким мировоззрением было большой удачей, то в наши времена это и вовсе благословение свыше. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», — это сказано о каждом, в чьей груди сияет пламенное сердце, полное искреннего сострадания к окружающим. И если такие люди будут объединяться — у «тьмы» просто не останется никаких шансов.
Новости
Введение в буддийскую медитацию в Москве
Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва
Введение в буддийскую медитацию онлайн
Онлайн занятия буддийской медитацией. Бесплатные введение онлайн
Введение: лекции о буддизме онлайн
Введение: бесплатные лекции по разным темам
Учение для постоянных участников
Онлайн лекции и семинары о буддизме и медитации для регулярных участников
Купить книги о буддизме
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
Буддийские аудиокниги
Скачать бесплатно статьи о буддизме, или читать их онлайн
Слушать лекции о буддизме
Видео как научиться медитировать
Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?
Буддийская традиция «Триратна»
Буддаяна – Путь Будды
Приветствуем вас на сайте «Буддаяна: путь Будды». Это сайт международной буддийской традиции «Триратна» на русском языке. Наш подход к Буддизму адаптирован под европейцев.
Буддаяна (санскр.) означает путь Будды и включает в себя все учения и практики, относящиеся к Тхераваде (Хинаяне), Махаяне и Ваджраяне, с помощью которых достигается Просветление, которого впервые в нашей эре достиг исторический Будда Шакьямуни. Буддийская община «Триратна» не принадлежит исключительно к одной буддийской «яне» или школе, а относится к буддизму в целом, к Буддаяне.
Слова «Триратна» (санскр.) означают «Три Драгоценности», три самых драгоценных вещи для буддистов: Будда, просветленный Учитель, Дхарма,его учение и Истина, которую он постиг, и Сангха, община тех, которые следуют его пути к Истине.
Буддийскую общину «Триратна» и буддийский орден «Триратна» создал Ургьен Сангхаракшита соответственно в 1967 и 1968 годах. Буддийская община «Триратна» открыта всем желающим, участвующим в лекциях, семинарах, группах медитации и других событиях. Члены буддийского ордена «Триратна» обращаются к прибежищу в Трёх Драгоценностях и полностью посвящают себя пути Будды. В наши дни орденом руководит «Коллегия общественных наставников». Отношения между членами ордена строятся на основе открытой коммуникации и духовной дружбе («Кальяна митрата» на санскрите).
Ургьен Сангхаракшита (26.08.1925 — 30.10.2018) родился в Лондоне под именем Деннис Лингвуд. Во время Второй мировой войны он был призван на военную службу в Индию, где и остался, став монахом в традиции «Тхеравада» под именем Сангхаракшита. Кроме этого он учился и практиковал под руководством ведущих тибетских Ринпоче и других учителей, после чего начал сам много писать и читать лекции. Он также сыграл важную роль в возрождении буддизма в Индии, благодаря своей активной работе среди последователей доктора Б.Р. Амбедкара.
Прожив в Индии двадцать лет, Сангхаракшита вернулся в Англию и как посредник между Востоком и Западом, миром традиции и современностью стал интенсивно и творчески преподавать, используя учения и практики всех традиций восточного буддизма, а также элементы западного мышления и западной культуры.
Глубина опыта и ясность мышления Сангхаракшиты получили признание во всем буддийском мире. Он всегда подчеркивал необходимость полного посвящения себя духовной жизни, первостепенную важность духовной дружбы и духовной общины, связь между религией и искусством, а также необходимость построения «нового общества», которое поддерживает духовные ценности и идеалы.
Новая буддийская традиция распространилась по всему миру. В 2020 году в мире работает более 70 буддийских центров «Триратна» в 28 странах, членами ордена состоят около 2300 человек. В общине «Триратна» практикуют десятки тысяч человек.
Введение в буддийскую медитацию в Москве
Для кого предназначена Буддийская медитация? Эти практики используют не только буддисты, но и те, кто хочет развить подлинное понимание себя и других людей. Такое понимание является источником роста и развития человека. Важно помнить, что это не то знание, которое мы получаем из внешних источников, а нечт о, что мы самостоятельно развиваем в себе.
Медитация даёт возможность заметить и осознать наши автоматические реакции и ментальные привычки, чтобы более свободно и творчески действовать вне медитации, поэтому занятия подходят любому человеку, который готов к новому опыту.
19:00-20:30 по воскресеньям.
Ближайшие: 26-го декабря.
(Вход со стороны улицы Даниловский Вал).
+7 (495) 725-58-65, +7 (999) 847-72-26
Купить болстеры для медитации.
В начале видео: как устроить правильную и удобную позу для медитации
Приглашаем Вас участвовать в группе «Практика медитации и буддизма» во ВКонтакте или «Практика медитации и буддизма» в Фейсбуке.
Мастер Суваннавира
Вы можете обратиться к Суваннавире по электронной почте:
Введение в буддийскую медитацию онлайн
Мы используем Zoom: https://us02web.zoom.us/j/2890855552. Мeeting ID: 289 085 5552
Пишите, пожалуйста, за час до занятия на электронную почту, чтобы записаться и получить пароль:
Н аша система медитации начинается с таких практик, как «Осознание дыхания» и «Метта-бхавана» (по-русски «Развитие эмпатии»). Они простые и изящные, но предполагают фундаментальную работу с существованием человека в целом.
Занятия проводятся бесплатно, а любые пожертвования принимаются с благодарностью.
Введение: лекции о буддизме онлайн
Мы используем Zoom: https://us02web.zoom.us/j/2890855552. Мeeting ID: 289 085 5552
Пишите, пожалуйста, за час до занятия на электронную почту, чтобы записаться и получить пароль:
Занятия проводятся бесплатно, а любые пожертвования принимаются с благодарностью.
Перевод с английского: Евгения Жаркова
В чем смысл жизни? Как быть по-настоящему счастливым? Будучи заданными бесчисленное количество раз, эти вопросы остаются не менее насущными. В Буддизме ответ находится в Дхарме – традиционном термине, означающим как «Истина», так и «Путь».
Свобода (вимутти на пали) рассматривается в книге как фундаментальное качество Дхаммы (учения Будды). Именно Дхамма может дать человеку возможность полного и всеобъемлющего постижения свободы (освобождения).
Благородный Восьмеричный Путь Будды
Буддизм: основы пути
Буддизм: основы пути, Сангхаракшита
Перевод с английского: А. Мевченко
ISBN: 978-1-291-19736-5
Обзор буддизма: Будда и буддизм
Перевод с английского: Евгения Жаркова.
ISBN: 978-0-244-62720-1
Выдержав семь изданий, « Обзор буддизма » и поныне остается незаменимым исследованием, касающимся всех сторон буддийской мысли и практики. Охватывая все главные учения и традиции, как в связи с буддизмом в целом, так и в связи с духовной жизнью отдельного буддиста, Сангхаракшита помещает их развитие в исторический и культурный контекст. Это объективная, но дружественная оценка многочисленных форм буддизма ясно отражает глубинное единство всех его школ.
Купить буддийские книги в интернет-магазине
Вы можете купить буддийские книги в интернет-магазине:
Где их купить в России? Напишите на е-майл:
Материалы на этом сайте
Самые читаемые статьи
На английском
Бесплатные лекции для прослушивания и скачивания на Free Buddhist Audio, статьи, буддийские символы и новости на The Buddhist Centre.












