Бухгалтер субъекта малого бизнеса что это

«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер

В Кирове

Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.

Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.

В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.

На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.

После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.

Суть профессии

Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.

Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.

Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.

Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.

Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.

Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.

Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.

Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.

Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.

Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.

Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».

На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.

Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.

Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.

Место работы

Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.

Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.

Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.

Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.

Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.

С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.

Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.

Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.

У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.

Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.

Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.

Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.

Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.

Источник

Бухгалтер у ИП на УСН: радости и сложности в работе

Бухгалтер субъекта малого бизнеса что это

Быть бухгалтером у ИП — что может быть проще. Или нет? Насколько радужна и беззаботна жизнь бухгалтера индивидуального предпринимателя — какие радости и трудности ожидают его у ИП на упрощенке, узнаете, прочитав статью. Предпринимателям тоже советуем почитать — удивитесь, как оказывается много умеет бухгалтер и что (вот странно) совсем не входит в его обязанности (но он все равно делает).

Основная обязанность — налоговый учет

Проблема № 1 : ИП часто относятся к документам небрежно. Бухгалтерам приходится проявлять ангельское терпение и стойкость духа, чтобы навести порядок в учете.

Чего только не услышит бухгалтер от владельца бизнеса:

Отладка и настройка налогового учета, формирование ответственности предпринимателя — это нервы, время и силы. Будьте к этому готовы!

Но есть и положительный момент.

Радость № 1 : декларацию по УСН сдают только раз в году. А у ИП срок сдачи наступает позже, чем у ООО на целый месяц. Мелочь, а приятно.

За что еще отвечает бухгалтер у ИП

Бухгалтер у ИП — всегда мастер-многостаночник, просто потому, что часто работает за всех в единственном лице. Какие функции еще ведет бухгалтер у ИП?

Начисление зарплаты работникам

Это скорее «стандарт» любого малого бизнеса, чем исключение.

Но часто ИП не готовы уплачивать взносы за работников государству. Плюс вечная проблема НДФЛ: чтобы выдать на руки работнику 50 тысяч рублей, это ж еще и в бюджет надо почти 7,5 тысяч заплатить. Не любят ИП такую арифметику. И именно на бухгалтера возлагают решение дилеммы: как оплатить труд работникам, но при этом ничего сверху никуда не доплачивать.

«Зачем нам трудовые договоры, Наталья Ивановна? Давайте оформим всех самозанятыми по ГПХ, все так делают, а еще лучше — в договоре поставим копеечное вознаграждение, а остальное будем просто на руки выдавать».

Отстоять свою позицию — не просто. Даже оперирование статьями закона помогает не всегда. Часто владельцы бизнеса просто не готовы тратить на содержание работников больше определенной суммы и точка.

Проблема № 2: доказать работодателю, что по жалобе работников на предприятие может пожаловать проверка. И объяснить, что переквалификация договора ГПХ в трудовой влечет серьезные последствия в виде доначислений налогов, взносов, штрафов и пеней.

Если же ИП будет привлекать сторонних исполнителей-самозанятых время от времени на конкретный объем работ — это заметно облегчит жизнь бухгалтеру. Главное, чтобы первичка была в порядке.

Радость № 2 : если ИП в рамках правовых норм сотрудничает с самозанятыми, бухгалтеру не нужно начислять НДФЛ и страховые взносы, рассчитывать и выплачивать больничные, отпуска, компенсации — просто мечта!

Кассовые операции

От кассовой дисциплины бухгалтеру ИП точно не сбежать («в одном лице», помните?):

Думаете все? Как бы ни так. Если есть работники и наличные расчеты с контрагентами, то есть и онлайн-касса. Угадайте, кто будет ставить ее на учет, оператора ОФД подыскивать? А если у ИП, например, услуги, а касса в офисе стоит, кто будет чеки пробивать?

Проблема № 3: работа с кассовым аппаратом и материальная ответственностьза наличные средства предпринимателя.

Кадровый учет

Ну, кадры — это просто классика жанра. Помним, предприниматель не дока в видах учета: бухгалтерский или кадровый — все одно, работа с документами.

Ведение бумажных и электронных трудовых книжек, приказы, личные карточки, СЗВ-ТД в Пенсионный фонд.

Проблема № 4: кадровый учет у ИП почти всегда ведет бухгалтер.

Правда есть обстоятельства, облегчающие задачу: если у ИП микробизнес (персонала не больше 15 человек, а годовой доход не превышает 120 млн. рублей), то кадровый учет можно вести в упрощенной форме.

То есть можно отказаться от целого ряда локальных нормативных актов, а вместо этого заключать с персоналом типовые трудовые договоры (постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 858).

Радость № 3 : для микропредприятия кадровый учет может быть упрощенным.

Делопроизводство

Еще одна сторона нелегкой жизни бухгалтера у ИП:

Проблема № 5: на бухгалтера, как правило, скидывают любую административную работу. Кто у нас тут главный специалист по бумажкам, не забыли?

Еще и без пяти копеек штатный юрист

«Наталья Ивановна, нам бы там ОКВЭД добавить. И еще договорчик проверить, контрагент прислал, а там целых 20 листов. А давайте на будущее лучше свой договор составим, сделаете?» — и это тоже будни бухгалтера.

И еще целая масса вопросов и текущих проблем:

Проблема № 6: даже при отсутствии юридического образования, бухгалтеру придется решать правовые вопросы.

Главная радость: бухгалтер ИП умеет делать абсолютно все. Нет такой проблемы, которую бы он не смог решить. Функционал у него широчайший, и любая задача ему по плечу!

А чтобы не бояться трудностей, быть уверенным в своих силах, подтянуть знания и быть готовым к любым поворотам судьбы — пройдите обучение у лучших экспертов-практиков в Школе главбуха на упрощенке.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *