Буксировка воздушного судна что такое
Стандартные правила буксировки
ВС на аэродроме ВС буксируют, как правило:
• на рубеж запуска двигателей (предварительный старт);
• в ангар и на специальные стоянки (площадки). Буксировка воздушного судна производится:
-с использованием исправного водила, предназначенного для данного типа ВС;
-по разрешению органа ОВД, при его наличии на аэродроме;
-в соответствии с установленной на данном аэродроме схемой руления;
-при наличии непрерывной двусторонней связи воздушного судна с органом
ОВД (на контролируемом аэродроме) и буксировочной бригадой.
Пересечение и занятие ВПП или РД при буксировке ВС производится по
разрешению органа ОВД. При пересечении, занятии ВПП или РД:
1. лица, осуществляющие буксировку, соблюдают визуальную и радио осмотрительность;
2. лица, осуществляющие буксировку на контролируемом аэродроме,
докладывают органу ОВД об освобождении ВПП или РД.
3. Буксировка ВС выполняется с включенными аэронавигационными огнями
и проблесковыми маяками.
4. К буксировке ВС допускается инженерно-технический персонал (ИТП),
специалисты НО, водители буксировочных средств, подготовленные для
выполнения данных работ, изучившие инструкцию, прошедшие программу
стажировки, инструктаж по ОТ и БП.
Буксировка ВС должна осуществляться под руководством ответственных лиц Инженерно-авиационной службы (ИАС) (АТЦ авиакомпании) в соответствии с требованиями инструкциии по буксировке для ВС конкретного типа, Инструкцией по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РК, схемой расстановки ВС в аэропорту с учётом местных особенностей аэропорта и конкретных погодных условий.
Буксировку ВС по рулежным дорожкам и ВПП (их пересечение)
осуществляют только с разрешения диспетчера службы движения.
Бортовая радиостанция ВС для связи с диспетчером ДПР остается
включённой на весь период буксировки. Спецмашины (тягачи) буксирующие
ВС, обязаны уступить дорогу рулящим ВС.
Для буксировки ВС используются тягачи, оборудованные средствами радиосвязи с ВС и с руководителем буксировки, габаритными и проблесковыми огнями, включаемыми при буксировке ВС независимо от времени суток, а также специальными буксировочными устройствами (водила, троса).
Буксировка ВС с неисправными средствами связи запрещается.
Радиостанция буксировщика должна быть включена на весь период
Скорость буксировкисамолета при закрытых и заблокированных дверях и грузовых люках не должна превышать:
• При буксировке тягачом с водилом – 25 км/ч
• При буксировке тягачом оснащенным захватно-подъёмным устройством – 32 км/ч
Скорость буксировки ВС иностранного производства определяется Инструкцией по буксировке ВС А319/320/321.
Буксировка на пониженной скорости с соблюдением повышенных мер
предосторожности должна осуществляться:
— в темное время суток;
— при буксировке в сложных метеоусловиях;
— при маневрировании на МС самолётов;
— При вынужденной остановке буксируемого ВС (тягача) под колёса судна
устанавливают упорные колодки.
Начальник (инженер) сменыАТЦ перед началом проведения работ на разборе проводит инструктаж с ИТП, участвующими в буксировке в течение рабочей смены:
1) о соблюдении правил техники безопасности,
2) о порядке подаваемых команд и сигналов,
3) о распределении обязанностей между членами бригады,
4) об особенностях буксировки при данных метеоусловиях,
5) об особенностях буксировки в ночное время и буксировки на технические стоянки.
| Он отвеенно(авиатехника обеспечивающего вылет самолёта) и подчиненный ему состав бригады. Во время буксировки запрещается: 1) Страгивать ВС с места раскачиванием 2) Находиться людям на поверхностях ВС, подножках кабины тягача и буксировочном устройстве 3) Устранять неисправности в сочленениях водила с ВС и тягачом во время движения 4) Толкать ВС с помощью водила при заднем ходе тягача 5) Вытаскивать ВС, застрявшее в грунте, за переднюю опору |
Буксировка носом вперед
При буксировке ВС члены буксировочной бригады располагаются следующим образом:
1) Авиатехник, ответственный за буксировку сопровождает самолет, находясь впереди или на уровне носовой части самолета на расстоянии не ближе 3 метров от водила и тягача и обеспечивая визуальную связь с остальными членами бригады и водителем тягача;
2) Авиатехник (пилот) находится в кабине экипажа и выполняет команды авиатехника ответственного за буксировку;
3) Авиамеханики (авиатехники) сопровождают самолет, находясь у правого и левого концевых обтекателей крыла;
4) Водитель тягача находиться в кабине тягача и выполняет команды авиатехника, ответственного за буксировку.
Буксировка воздушного судна что такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 18 мая 2021 г. № Исх-17461/04 Об организации движения спецмашин на аэродроме
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742 в части признания утратившей силу с 01.01.2021 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, введенной в действие приказом Минтранса России от 16.06.2006 № 82, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.
2. Операторам аэродромов:
— о результатах разработки мероприятий проинформировать территориальный орган Росавиации, на подконтрольной территории которого расположен аэродром.
Приложение на 33 л.
Инструктивный материал
Организация движения спецмашин на аэродроме
1. В каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.
2. Схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме выполняется в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000.
На схеме указываются:
оси руления (буксировки) воздушных судов;
контуры зон обслуживания воздушных судов;
Т-образный знак остановки воздушных судов;
обозначение номеров стоянок воздушных судов;
Т-образный знак остановки спецмашин;
пути движения спецмашин.
3. Схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме вывешивается в местах стоянок спецмашин, в классах служб главного оператора аэропорта и организаций, осуществляющих эксплуатацию спецмашин.
4. Руление воздушных судов, движение спецмашин, а также расстановка воздушных судов на перроне и местах стоянок осуществляются в соответствии с маркировкой, нанесенной на искусственные покрытия аэродрома согласно схеме расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
5. Маркировка искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и мест стоянок осуществляется в соответствии с установленными требованиями.
6. Пути движения спецмашин не должны совмещаться с осями руления воздушных судов. Односторонние пути движения спецмашин проходят перед стоящими воздушными судами на расстоянии 2 м от носовой части и от консоли крыла воздушного судна. Ширина одностороннего пути движения составляет 3,5 м. Двусторонние пути движения спецмашин проходят за стоящими воздушными судами и имеют ширину 7 м.
7. Пути движения спецмашин должны быть закольцованы. При ограниченных размерах перрона и мест стоянок для организации движения спецмашин устраиваются специальные дорожные покрытия, примыкающие к перрону и местам стоянок.
8. Движение спецмашин по путям руления воздушных судов не допускается, за исключением буксировки воздушных судов при проведении аварийно-спасательных работ и работ по эксплуатационному содержанию летного поля.
9. Подъезд (отъезд) спецмашин к воздушным судам осуществляется в соответствии со схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов. Типовые схемы подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов приведены в приложении № 1.
При обслуживании гражданских воздушных судов, не указанных в приложении № 1, или в случае, если схема подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин, предусмотренная эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна, отличается от схемы, приведенной в приложении № 1, необходимо руководствоваться схемой, предусмотренной эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна.
10. В каждом аэропорту разрабатывается технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты, которая согласовывается с заинтересованными службами и утверждается главным оператором аэропорта.
11. Выезд спецмашин на летную полосу и рулежные дорожки производится только после разрешения руководителя полетов и в сопровождении лица, ответственного за проведение работ и имеющего двухстороннюю связь с диспетчером стартового диспетчерского пункта, командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления.
12. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежные дорожки, оборудуются габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями внутриаэропортовой связи, буксировочными устройствами и средствами пожаротушения.
Машина лица, ответственного за проведение работ на аэродроме, дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена на частоте посадки (взлета).
13. Буксировка воздушных судов и выезд спецмашин на летные полосы и рулежные дорожки с неисправными средствами связи и проблесковыми огнями не допускается.
14. Спецмашины во всех случаях уступают дорогу рулящим или буксируемым воздушным судам, при этом расстояние между крайними точками воздушных судов и спецмашин составляет не менее 10 м.
Спецмашины, буксирующие воздушные суда, уступают дорогу рулящим воздушным судам.
Пересечение путей руления воздушных судов между машиной сопровождения и рулящими воздушными судами не допускается.
Указанные ограничения не распространяются на аэродромные машины при выполнении работ по содержанию искусственных покрытий аэродрома и замерах коэффициента сцепления на искусственных взлетно-посадочных полосах, на машины руководителя полетов, сопровождения воздушных судов, пожарные и санитарные машины, а также машины, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ.
16. Не допускается движение по аэродромным искусственным покрытиям спецмашин с загрязненными колесами, а также тракторов и других механизмов на гусеничном ходу.
17. В случае необходимости при движении по аэродрому в условиях плохой видимости разрешается пользоваться звуковыми сигналами спецмашин.
Наружная поверхность спецмашин, работающих на аэродроме, окрашивается в соответствии с установленными требованиями.
Буксировка воздушных судов
18 Буксировка воздушных судов выполняется под руководством ответственного лица главного оператора аэропорта или организации, осуществляющей инженерно-авиационное обеспечение в соответствии с установленными требованиями.
19. Буксировка воздушных судов осуществляется только с разрешения диспетчера службы движения. Радиостанция на тягаче остается включенной в течение всего периода буксировки.
Во время движения воздушного судна ответственный за буксировку руководствуется схемой расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
Скорость буксировки устанавливается в соответствии с руководством по технической эксплуатации данного типа воздушного судна. В темное время суток буксировка выполняется на пониженной скорости с включенными огнями воздушного судна.
20. Воздушные суда буксируются только по искусственным аэродромным покрытиям в соответствии с нанесенной маркировкой.
21. Для буксировки воздушных судов используются тягачи, оборудованные специальными буксировочными устройствами, радиостанциями внутриаэропортовой связи и радиосвязи с воздушными судами, габаритными и проблесковыми огнями, которые включаются при буксировке независимо от времени суток.
22. Ответственный за буксировку воздушного судна руководит действиями всех лиц, участвующих в буксировке.
Подъезд (отъезд) спецмашин к воздушным судам при техническом и коммерческом обслуживании
23. Подача спецмашин для обслуживания воздушных судов осуществляется в соответствии с технологическим графиком.
24. Спецмашины, предназначенные для работы в зоне обслуживания воздушного судна, укомплектовываются средствами пожаротушения и упорными колодками.
Кроме того, погрузочно-разгрузочные машины, трапы, грузовые автомобили оборудуются амортизирующими устройствами, предотвращающими жесткий контакт с фюзеляжем воздушного судна.
25. Подъезд (отъезд) и установка спецмашин в рабочее положение при обслуживании воздушных судов выполняются в соответствии с типовыми схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов под руководством руководителя подъездом (отъездом).
26. Остановка спецмашин при подъезде к воздушному судну при обслуживании воздушного судна производится на расстоянии не менее 0,5 м от крайних точек воздушного судна;
Остановка спецмашин при погрузочно-разгрузочных операциях производится на расстоянии не менее 0,1 м от люка воздушного судна.
Пассажирские трапы подъезжают на малой скорости до мягкого соприкосновения амортизирующих устройств с воздушным судном.
Положение настоящего пункта применяется в случае отсутствия в эксплуатационной документации требований по остановке спецмашин при обслуживании воздушного судна.
27. Водитель спецмашины при работе в зоне обслуживания воздушного судна:
останавливает спецмашину не ближе 10 м от крайних точек воздушного судна у Т-образного знака, нанесенного белой краской и расположенного у границы зоны обслуживания, нанесенной полосой красного цвета в виде восьмиугольника;
въезжает в зону обслуживания только с разрешения руководителя подъездом;
выполняет сигналы для руководства подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам (приложение № 2);
останавливает спецмашину при подъезде к воздушному судну на безопасном расстоянии, исключающем повреждения воздушного судна;
останавливает спецмашину и выезжает из зоны обслуживания по первому требованию руководителя подъездом (отъездом) или члена экипажа воздушного судна;
принимает меры для немедленного удаления вышедшей из строя спецмашины из зоны обслуживания воздушного судна, с перрона и места стоянки, затем докладывает о происшествии начальнику смены (бригадиру) и диспетчеру службы спецтранспорта.
28. Руководитель подъездом (отъездом) при работе в зоне обслуживания воздушного судна:
руководит при помощи установленных сигналов движением спецмашин в соответствии с типовыми схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов;
руководит подъездом (отъездом) спецмашин к воздушному судну с удобного места, обеспечивающего контроль за приближением спецмашин к воздушному судну и поддержание визуальной связи с водителем;
подает сигнал водителю, если убежден, что нет препятствий для маневра спецмашины у воздушного судна, а также для подъема (опускания) кузова или рабочего органа спецмашины;
подает сигнал на остановку спецмашины на расстоянии, исключающем повреждение воздушного судна;
устанавливает под одно колесо упорную колодку, препятствующую движению спецмашины к воздушному судну;
устанавливает колодку с другой стороны колеса;
проверяет отключение от борта воздушного судна кабелей, разъемов, шлангов и тросов заземления после окончания работы;
убирает колодку со стороны отъезда спецмашины и подает сигнал «отъезжайте»;
размещает упорные колодки на спецмашине.
29. Руководитель подъездом (отъездом) находится у воздушного судна до окончания работы спецмашин.
30. При неправильном маневре спецмашины, в результате которого возникает опасность повреждения воздушного судна, руководитель подъездом подает водителю сигнал «остановитесь», затем сигнал на выполнение маневра, исключающего повреждение воздушного судна, после этого подает команду на выезд спецмашины из зоны обслуживания воздушного судна.
Движение спецмашин при эксплуатационном содержании аэродромов
31. Службы главного оператора аэропорта и организаций согласовывают проведение работ по подготовке аэродрома к полетам воздушных судов с ответственным лицом аэродромной службы аэропорта и получают разрешение руководителя полетов.
32. Выезд спецмашин на летную полосу и рулежные дорожки для выполнения работ производится только по разрешению руководителя полетов и с разрешения диспетчера стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) и только в сопровождении лица, ответственного за проведение работ.
33. При выполнении работ на летном поле организацию движения спецмашин, руководство работами и контроль за проведением работ обеспечивает ответственное лицо службы, проводящей работы.
Лицо, ответственное за проведение работ, по указанию диспетчера стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) или руководителя полетов, а в случае необходимости самостоятельно принимает меры для немедленного удаления спецмашин, оборудования и людей с летной полосы и рулежных дорожек в установленное место.
Во всех случаях летная полоса должна быть освобождена не позднее чем за 5 минут до расчетного (уточненного) времени посадки воздушного судна.
34. В процессе выполнения работ на летной полосе и на рулежных дорожках лицо, ответственное за проведение работ, поддерживает радиосвязь с диспетчером стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) и через каждые 15 минут производит контрольную проверку радиосвязи.
35. Во время работы на летной полосе и на рулежных дорожках лицо, ответственное за проведение работ, водители спецмашин следят за световыми и звуковыми сигналами и командами по каналам связи, подаваемыми руководителем полетов, диспетчером стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления).
При получении соответствующей команды по каналам связи или по установленному световому (звуковому) сигналу, а также при отказе радиосвязи или ее неустойчивой работе выполнение работ прекращается и принимаются меры для экстренной эвакуации спецмашин, оборудования и людей с летной полосы и рулежных дорожек.
36. Сигналом к освобождению летной полосы и рулежных дорожек при потере радиосвязи является трехкратное включение и выключение огней взлетно-посадочной полосы (при включенной первой группе системы огней высокой интенсивности или первой ступени яркости огней малой интенсивности) и две красные ракеты, выпущенные в сторону работающей техники.
37. В случае поломки спецмашины лицо, ответственное за проведение работ, немедленно докладывает об этом диспетчеру стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) и принимает срочные меры по удалению неисправной спецмашины с летной полосы и рулежных дорожек в установленное место.
38. После окончания работ на летном поле лицу, ответственному за проведение работ, необходимо убедиться, что в районе работ не осталось каких-либо препятствий для безопасного выполнения полетов воздушных судов, вывести спецмашины, оборудование и людей с летного поля и рулежных дорожек и доложить об этом руководителю полетов, а также проинформировать аэродромную службу об окончании работ и освобождении летной полосы.
Получив информацию об окончании работ, ответственное лицо аэродромной службы главного оператора аэропорта проверяет готовность летного поля к полетам воздушных судов и докладывает об этом руководителю полетов.
39. Спецмашины во время нахождения на летной полосе и рулежных дорожках работают с включенными габаритными и проблесковыми огнями независимо от времени суток, а также включенными средствами внутриаэропортовой связи с руководителем полетов, диспетчером стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления).
40. Перед пересечением летной полосы или выездом на летную полосу водитель спецмашины или представитель службы, доехав до маркированного места ожидания воздушных судов, запрашивает разрешение на пересечение или выезд на летную полосу у диспетчера стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления), после получения которого пересекает или выезжает на летную полосу.
41. Летная полоса считается свободной, если спецмашина миновала маркированное место ожидания воздушных судов или выехала за пределы обочины летной полосы.
После пересечения летной полосы водитель докладывает диспетчеру стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта старта) о ее освобождении.
42. Спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах.
Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.
43. К работе на аэродроме допускаются только технически исправные спецмашины.
Буксировка воздушного судна что такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Министерства транспорта РФ от 28 августа 2020 г. № 339 «Об утверждений Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте» (документ не вступил в силу)
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 88, пунктом 1 статьи 89, пунктом 3 статьи 93 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2020, № 24, ст. 3740) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2019, № 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте.
2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.
| И.о. Министра | И.С. Алафинов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2021 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 28 августа 2020 г. № 339
Правила буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте
I. Общие положения
1. Настоящие Правила применяются при осуществлении буксировки буксируемых объектов независимо от способа буксировки по внутренним водным путям Российской Федерации.
3. В случае если буксируемый объект является товаром, находящимся под таможенным контролем, то его буксировка, определяемая настоящими Правилами, осуществляется с соблюдением требований актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и таможенного законодательства Российской Федерации.
5. Настоящие Правила не распространяются:
на буксировку судов и плавучих объектов, осуществляемую в ходе спасательной операции;
на буксировку судов (составов), осуществляющих перевозку грузов на основании договора перевозки груза 2 ;
на буксировку судов (составов) и плавучих объектов, принадлежащих буксировщику.
II. Предъявление буксируемого объекта для буксировки
7. Для обеспечения безопасной буксировки предъявляемый к буксировке буксируемый объект должен соответствовать требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта 5 (за исключением плотов).
10. В случае если на буксируемом объекте находится груз, отправитель должен представить документы на груз в соответствии со статьей 69 КВВТ и обеспечить его размещение, крепление и хранение.
12. В случае если буксируемый объект является товаром, находящимся под таможенным контролем, то к буксировочным документам прилагаются таможенные документы, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
15. Буксировщик и отправитель должны обеспечить свое присутствие или присутствие своих уполномоченных представителей при проведении осмотра. При отсутствии на месте осмотра отправителя или его уполномоченного представителя буксируемый объект не осматривается, к буксировке не принимается.
16. В случае задержки начала буксировки из-за отсутствия извещения отправителя или несвоевременного извещения о готовности буксируемого объекта к осмотру, капитаном буксирующего судна составляется в двух экземплярах акт о простое буксирующего судна (судов) по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящим Правилам.
17. В ходе осмотра буксируемого объекта (за исключением плотов) буксировщиком (его уполномоченным представителем) проверяются:
трюмы и междудонные пространства на предмет отсутствия водотечности;
исправность якорных, швартовных, буксирных и сигнальных устройств;
состояние надводного борта буксируемого объекта на предмет отсутствия незакрытых отверстий (люков), а также соответствие высоты надводного борта условиям плавания 10 в районе буксировки;
габаритные размеры (длина, ширина, осадка, надводный габарит, высота надстроек и мачт) буксируемого объекта;
наличие пожарного и аварийно-спасательного оборудования и инвентаря, укомплектованность буксируемого объекта экипажем.
18. При осмотре плавучих объектов отправитель должен представить буксировщику документы в соответствии с пунктом 4 статьи 35 КВВТ.
19. При осмотре плота отправитель (либо его уполномоченный представитель) должен представить буксировщику (его уполномоченному представителю) технические условия формирования и оснастки плотов.
20. В ходе осмотра плота буксировщиком (его уполномоченным представителем) проверяются:
соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов;
наличие проводников в случае буксировки плота с сопровождением.
После устранения дефектов и недостатков осуществляется повторный осмотр буксируемого объекта.
24. Капитан буксирующего судна при приеме буксируемого объекта к буксировке должен проинструктировать старшего экипажа (старшего проводника) буксируемого объекта о порядке передачи распоряжений капитана (вахтенного начальника) буксирующего судна с помощью средств связи, а также передачи звуковых, световых и других сигналов по вопросам управления буксируемым объектом во время движения и стоянки.
25. Буксируемый объект должен приниматься к буксировке после оформления буксировочных документов.
III. Укомплектование буксируемого объекта экипажем или проводниками
28. В случае если по условиям буксировки управление буксируемым объектом в пути не требуется или нахождение экипажа (проводников), сопровождающего буксируемый объект, на буксируемом объекте затруднительно или опасно, должно осуществляться размещение экипажа (проводников) на буксирующем судне или буксировка без сопровождения экипажем (проводниками) с возложением их обязанностей на экипаж буксирующего судна.
IV. Формы и порядок заполнения буксировочных документов
30. После составления акта о готовности буксируемого объекта к буксировке отправителем заполняются буксировочные документы на буксировку по форме, приведенной в приложении № 5 к настоящим Правилам.
31. Буксировочные документы оформляются в порядке, приведенном в приложении № 6 к настоящим Правилам.
32. В транспортной накладной на буксировку указывается объект буксировки. Транспортная накладная должна находиться у буксировщика до прибытия буксируемого объекта в порт назначения (пункт назначения) и выдаваться получателю буксируемого объекта под подпись в соответствующей графе дорожной ведомости до начала сдачи буксируемого объекта.
В дорожной ведомости указывается порт назначения (пункт назначения). Дорожная ведомость должна находиться у буксировщика до прибытия в порт назначения (пункт назначения) и оставаться по окончании буксировки буксируемого объекта у буксировщика с отметками получателя буксируемого объекта о выдаче ему транспортной накладной и сдаче буксируемого объекта.
В квитанции о приеме буксируемого объекта к буксировке указывается факт оплаты буксировки. Квитанция выдается буксировщиком в порту отправления (пункте отправления) отправителю буксируемого объекта в подтверждение приема буксируемого объекта к буксировке.
33. Отправитель буксируемого объекта должен заполнять буксировочные документы в соответствии с настоящими Правилами на каждую буксировку, осуществляемую в адрес одного получателя буксируемого объекта в один порт назначения (пункт назначения).
34. В подтверждение приема буксируемого объекта для буксировки капитан буксирующего судна должен сделать отметки в буксировочных документах.
35. В пути следования отметки в буксировочных документах, предусмотренные настоящими Правилами, делаются капитаном буксирующего судна.
V. Осуществление буксировки буксируемых объектов
В случае если толкаемые и буксируемые составы не соответствуют типовым схемам формирования составов, указываемым в правилах движения и стоянки судов в соответствующих бассейнах внутренних водных путей, их движение допускается при наличии плана обеспечения безопасности плавания состава в рейсе, разработанного судовладельцем по всему маршруту следования, согласованного соответствующей администрацией бассейна внутренних водных путей до начала буксировки по внутренним водным путям.
38. Буксировка плотов осуществляется по судовым ходам внутренних водных путей, в пределах которых разрешается осуществлять буксировку плотов (плотовый ход (трасса)), нанесенным на навигационные карты внутренних водных путей).
39. Для буксировки плотов отправитель плотов обязан обеспечить:
формирование плотов, вывод их в согласованные с буксировщиком места предъявления для буксировки в сроки, соответствующие условиям договора об организации буксировок;
оборудование причальных устройств в портах отправления, а также в пунктах отстоя и переформирования плотов;
переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки;
В пути следования мероприятия по профилактическому ремонту плотов осуществляются в целях поддержания плота в исправном состоянии. При поломке плота в пути следования осуществляется аварийный ремонт.
40. При использовании в процессе буксировки вспомогательных судов, капитан вспомогательного судна должен исполнять указания капитана буксирующего судна. Капитан буксирующего судна (вахтенный начальник) должен после установления связи со вспомогательным судном предупредить старшего экипажа буксируемого объекта или члена экипажа буксирующего судна о подходе такого судна. Старший экипажа буксируемого объекта или член экипажа буксирующего судна должен обеспечить прием со вспомогательного судна буксирных тросов и их крепление.
41. В случае получения штормового предупреждения о силе ветра и величине волны, превышающих максимально допустимые для буксируемого объекта, капитан (вахтенный начальник) буксирующего судна обязан:
отбуксировать буксируемый объект в ближайшее место убежища;
дать команду старшему экипажа буксируемого объекта проверить и обеспечить герметичность бортовых и палубных отверстий (люков).
Старший экипажа буксируемого объекта при получении команды от капитана (вахтенного начальника) буксирующего судна обязан:
подготовить буксируемый объект к плаванию в штормовых условиях и доложить вахтенному начальнику буксирующего судна о готовности буксируемого объекта к плаванию в штормовых условиях;
принять меры по обеспечению непотопляемости буксируемого объекта;
проверить надежность счаливания буксируемого объекта с буксирующим судном;
установить контроль за состоянием буксируемого объекта вплоть до его постановки в месте убежища.
43. В случае если полученные буксируемым объектом повреждения препятствуют дальнейшей буксировке, а его ремонт силами экипажа буксирующего судна и экипажа (проводников) буксируемого объекта невозможен, капитан буксирующего судна сообщает об этом буксировщику.
Буксировщик должен уведомить отправителя любым доступным способом связи для принятия решения об окончании буксировки в месте, в котором буксируемый объект находится после транспортного происшествия, или о ремонте буксируемого объекта в этом месте и продолжении буксировки.
Отправитель должен известить буксировщика о принятом им решении.
44. Если отправителем принимается решение об окончании буксировки в месте, в котором буксируемый объект находится после транспортного происшествия, капитаном буксирующего судна в транспортной накладной и дорожной ведомости делается отметка о прекращении буксировки и указываются причины ее прекращения. Отправитель (его представитель) должен расписаться в транспортной накладной и дорожной ведомости.
Транспортная накладная выдается отправителю (его представителю) под подпись в дорожной ведомости о приеме буксируемого объекта, которая остается у капитана буксирующего судна для передачи буксировщику.
45. Если отправителем принимается решение о ремонте буксируемого объекта в месте, в котором оно находится после транспортного происшествия, отправителем (его представителем) в присутствии капитана буксирующего судна в произвольной форме составляется акт приема-передачи буксируемого объекта для ремонта, в котором описывается состояние буксируемого объекта, имеющиеся повреждения на момент его передачи. Указанный акт подписывается отправителем (его представителем) и капитаном буксирующего судна. Буксировочные документы остаются у капитана буксирующего судна. По окончании ремонта буксируемый объект передается отправителем (его представителем) по акту приема-передачи буксируемого объекта капитану буксирующего судна для дальнейшей буксировки.
46. В случае простоя буксирующего судна, связанного с аварийным ремонтом буксируемого объекта, в том числе по вине его экипажа (проводников), капитаном буксирующего судна составляется акт о простое буксирующего судна (судов), оформленный в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам. Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта остается у капитана буксирующего судна для передачи буксировщику, второй выдается старшему экипажа (проводников) буксируемого объекта для передачи отправителю.
47. При плановой смене буксирующего судна прием и сдача буксируемого объекта осуществляются экипажами буксирующих судов с осмотром буксируемого объекта.
При внеплановой замене буксирующего судна (судов) кроме осмотра делается отметка в транспортной накладной и дорожной ведомости о времени простоя буксирующего судна.
В случае изменения порта назначения (пункта назначения) и (или) получателя буксируемого объекта в пути следования с оформлением и без оформления новых буксировочных документов об этом делаются отметки в выданных (оформленных) буксировочных документах.
Оформленные отметки (исправления) заверяются подписью лица, уполномоченного буксировщиком на оформление изменения порта назначения (пункта назначения) и (или) получателя буксируемого объекта и судовой печатью буксирующего судна (при наличии).
VI. Порядок сдачи буксируемого объекта в порту (пункте) назначения
49. Получатель буксируемого объекта обязан в течение 2 часов с момента получения повторного извещения буксировщика указать капитану (вахтенному начальнику) буксирующего судна место постановки буксируемого объекта и место его приема, а также обеспечить безопасную постановку буксируемого объекта, включая обеспечение безопасного подхода к месту постановки буксируемого объекта и обеспечение вспомогательными судами.
50. В случае если постановка и прием буксируемого объекта осуществляются в разных местах, буксировщиком осуществляется буксировка его с места постановки до места приема и наоборот.
51. При отсутствии указания получателя о местах постановки и приема буксируемого объекта в сроки, указанные в пункте 49 настоящих Правил, а также при отсутствии получателя буксируемого объекта буксировщик осуществляет постановку буксируемого объекта в порту назначения (пункте назначения) в выбранном им месте. В этом случае получатель обязан принять буксируемый объект в выбранном буксировщиком месте.
52. В случае если буксировщик не известил получателя о времени прибытия буксируемого объекта в сроки, указанные в пункте 48 настоящих Правил, а буксируемый объект был поставлен в выбранном буксировщиком месте в порту назначения (пункте назначения), то по требованию получателя буксировщик обязан переставить буксируемый объект в указанное получателем место приема.
53. В случае если буксируемый объект доставлен в порт (пункт) назначения с признаками повреждения, буксировщик совместно с получателем буксируемого объекта должен осмотреть его и зафиксировать характер повреждений в акте, составленном в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил. В отношении плотов также производится подсчет единиц плотов, прибывших в исправном состоянии, с указанием количества древесины (лесоматериалов) в указанных единицах на основании спецификаций без пересчета бревен и с указанием приблизительного количества древесины (лесоматериалов) в поврежденных единицах плотов.
54. Плоты, доставленные без повреждений, принимаются получателем без проверки количества древесины (лесоматериалов) в них путем подсчета единиц плотов.
55. Коммерческий акт в отношении буксируемого объекта составляется буксировщиком по заявлению получателя при выдаче буксируемого объекта в случае выявления получателем следующих обстоятельств:
несоответствие фактического наименования буксируемого объекта указанному в буксировочном документе;
обнаружение буксируемого объекта без буксировочных документов, а также буксировочного документа без буксируемого объекта;
повреждение буксируемого объекта;
недостача древесины (лесоматериалов) и такелажа в поврежденных плотах;
возвращение буксировщику похищенного буксируемого объекта.
Коммерческий акт должен быть составлен непосредственно после осмотра буксируемого объекта до выхода буксирующего судна из порта назначения (пункта назначения).
Коммерческий акт должен содержать следующую информацию:
время и место обстоятельств, послуживших основанием для составления коммерческого акта;
описание буксируемого объекта и тех обстоятельств, при которых он обнаружен;
признаки умышленного повреждения (при их наличии);
количество единиц плотов, прибывших в исправном состоянии, и количество древесины (лесоматериалов) в них без пересчета бревен на основании спецификаций, приложенных к транспортной накладной;
количество единиц плотов, прибывших с признаками повреждений, и количество в них древесины (лесоматериалов), установленное в соответствии с пунктом 53 настоящих Правил;
сведения о маркировке плотов, прибывших с признаками повреждений;
сведения о нарушении требований технических условий формирования и оснастки плотов (при их наличии);
сведения о составленных в процессе буксировки актах общей формы.
56. Коммерческий акт подписывается буксировщиком либо его представителем, уполномоченным на выдачу груза получателю, представителем получателя, капитаном буксирующего судна.
57. О составлении коммерческого акта в реквизите 5 «Отметки буксировщика» транспортной накладной и дорожной ведомости буксировщиком делаются отметки.
58. При выявлении иных обстоятельств, являющихся основанием имущественной ответственности 20 и не предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, обнаруженных в порту отправления (пункте отправления), в пути следования и в порту назначения (пункте назначения) до начала сдачи буксируемого объекта, буксировщиком оформляются акты общей формы.
Акт общей формы также составляется при обнаружении обстоятельств, являющихся основанием для составления коммерческого акта, если такие обстоятельства были обнаружены буксировщиком или получателем до сдачи буксируемого объекта в порту назначения (пункте назначения). В случае если обстоятельства, удостоверенные актом общей формы, не подтвердятся при сдаче буксируемого объекта или отправитель (получатель) буксируемого объекта не заявит о составлении коммерческого акта, коммерческий акт не оформляется.
Акт общей формы составляется буксировщиком или его представителем непосредственно после обнаружения таких обстоятельств на основании заявления отправителя либо по собственной инициативе в зависимости от вида и места обнаружения обстоятельств, фиксируемых в акте.
59. Акт общей формы подписывается не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
60. О составлении акта общей формы в реквизите 5 «Отметки буксировщика» транспортной накладной и дорожной ведомости буксировщиком делаются отметки.
В случае если в транспортной накладной имеется отметка о составлении акта общей формы, а в комплекте буксировочных документов, прибывших с буксируемым объектом, указанный акт отсутствует, по требованию получателя и при наличии оснований для этого в порту назначения (пункте назначения) составляется коммерческий акт.
61. Коммерческий акт и акт общей формы составляются в двух экземплярах и заполняются без помарок и каких-либо исправлений.
Один экземпляр актов остается у буксировщика и используется им для расследования обстоятельств, послуживших основанием для составления соответствующего акта, второй экземпляр выдается получателю и (или) отправителю.
62. В подтверждение получения буксируемого объекта получатель расписывается в оригинале дорожной ведомости, при этом получателю выдаются транспортная накладная и все приложенные к ней документы (в том числе акты, составленные в пути следования).
1 Пункт 2 статьи 88 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
2 Пункт 1 статьи 66 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
3 Пункт 6 статьи 88 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
4 Пункт 1 статьи 89 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 34, ст. 4476; 2020 № 33 ст. 5386).
6 Пункт 2 статьи 89 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2012, № 31, ст. 4320).
7 Пункт 20 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 34, ст. 4476).
8 Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 47, ст. 6843).
9 Пункт 1 статьи 91 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
10 Пункт 14 Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания, утвержденного приказом Минтранса России от 6 ноября 2020 г. № 464 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2020 г. № 62005).
» Пункт 49 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденного приказом Минтранса России от 14 апреля 2016 г. № 102 (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2016 г., регистрационный № 42778), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 22 июня 2018 г. № 244 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2018 г., регистрационный № 52105).
12 Пункт 2 статьи 91 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
13 Статья 94 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
14 Пункт 1 статьи 89 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
15 Пункт 80 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Минтранса России от 19 января 2018 г. № 19 (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2018 г., регистрационный № 50283), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 11 февраля 2019 г. № 50 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2019 г., регистрационный № 54757).
16 Пункт 1 статьи 90 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
17 Статья 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2016, № 11, ст. 1478).
18 Статья 93 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
19 Статья 93 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
20 Статья 160 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Правилам буксировки судов
и плавучих объектов
на внутреннем водном транспорте
(Форма)
Буксировщик____________________________ К транспортной накладной №_______
(фамилия, имя, отчество
(при наличии), адрес места
лица и индивидуального
наименование, почтовый адрес
— для юридического лица)
о простое буксирующего судна (судов)
Место составления________________________ «___»______________20___г.
(наименование порта (дата составления)
1. Буксируемый объект __________________________________должен быть готов
(номер или название)
к буксировке «____»_______________20___г. в_______________час(ов)
Буксирующее судно (суда)_________________________________________________
(номер или название)
прибыло(и) в__________________________»____»________20___г. в_____час(ов)
(наименование порта (пункта))
для буксировки, ремонта, отстоя__________________________________________
(нужное подчеркнуть) (номер или название
2. Буксируемый объект принят к буксировке
«____»_______________20___г. в_____________________ час(ов)
(не заполняется в случае задержки начала буксировки)
3. Сверхнормативный простой буксирующего судна составил__________час(ов).
Простой допущен по причине_______________________________________________
устранение отправителем недостатков и дефектов буксируемого
объекта, ремонт в пути по вине экипажа (проводников),
сопровождающего буксируемый объект)
Капитан буксирующего судна______________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Представитель отправителя (получателя)
буксируемого объекта ______________________________________
(должность, подпись, расшифровка
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Правилам буксировки судов
и плавучих объектов
на внутреннем водном транспорте
(Форма)
Буксировщик____________________________ К транспортной накладной №_______
(фамилия, имя, отчество
(при наличии), адрес места
лица и индивидуального
наименование, почтовый адрес
— для юридического лица)
осмотра буксируемого объекта
Место составления____________________________ «____»___________20___г.
(наименование порта (пункта)) (дата составления)
Начало буксировки согласно договору______________________________________
Осмотр буксируемого объекта_____________________________________________,
который по извещению отправителя должен быть готов к буксировке
«____»_____________20___г. в _______ час(ов). Начат______________________
I. При осмотре буксируемого объекта установлено:
1. Водоизмещение согласно паспорту, техническим условиям формирования и
2. Размеры буксируемого объекта:
надводный габарит_______________________ м;
высота надстроек и мачт__________________м;
объем (для плота)________________________м3;
количество единиц плотов___________ед.
3. Наличие и исправность оснастки и оборудования буксируемого объекта:
швартовые устройства (да / нет)
буксирные устройства (да / нет)
сигнальные огни (да / нет)
пожарный и аварийно-спасательный инвентарь (да / нет)
оснащение плота (якоря____штук, лоты_____штук, цепи волокуши________штук)
4. Состояние трюмов и между донного пространства_________________________
5. Состояние надводного борта____________________________________________
(состояние люков, вырезов, отверстий, запас
высоты надводного борта)
6. Укомплектованность сопровождающим экипажем__________человек
II. Заключение о состоянии буксируемого объекта:
(указать размеры буксируемого объекта соответствуют
(не соответствуют), указанным в договоре буксировки; обнаружены
(не обнаружены) дефекты и недостатки)
Дефекты должны быть устранены не позднее ___час(ов) «__»__________20___г.
(должность, подпись, расшифровка подписи)
(должность, подпись, расшифровка подписи)
III. При повторном осмотре буксируемого объекта установлено:
Осмотр закончен в ____________час(ов) «____»_______________20___г.
(должность, подпись, расшифровка подписи)
(должность, подпись, расшифровка подписи)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Правилам буксировки судов
и плавучих объектов
на внутреннем водном транспорте
(Форма)
Буксировщик____________________________ К транспортной накладной №_______
(фамилия, имя, отчество
(при наличии), адрес места
лица и индивидуального
наименование, почтовый адрес
— для юридического лица)
с перечнем дефектов и недостатков
Место составления____________________ «____»______________20__ г.
(наименование порта (дата составления)
Начало буксировки согласно договору______________________________________
Осмотр буксируемого объекта_____________________________________________,
который по извещению отправителя должен быть готов к буксировке
При осмотре буксируемого объекта установлено:
¦NN п/п¦ Дефекты и недостатки, ¦Результат устранения дефектов и ¦
¦ ¦ обнаруженные при осмотре ¦ недостатков ¦
¦ ¦Осмотр начат в _____час(ов) ¦Осмотр начат в ______час(ов) ¦
¦ ¦»___»___________ 20__ г. ¦»___»_______________ 20___ г. ¦
(1).jpg)
